Приказ о создании следственно оперативной группы

§ 2. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит при производстве осмотра действиями всех присутствующих, в том числе лицами, входящими в состав следственно-оперативной группы (СОГ).

Правовой основой образования и деятельности СОГ следует считать соответствующие положения уголовно-процессуального законодательства и, в частности, положения ч.2 ст.163 УПК РФ из которой следует, что к работе следственной группы «могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Поэтому, если в состав группы, созданной для расследования преступления, помимо следователя входят еще и сотрудники оперативных аппаратов правоохранительных органов или иные специалисты (например, криминалисты, взрывотехники, аудиторы и другие), такая группа именуется следственно-оперативной группой (СОГ).

Создание и совместная деятельность в составе СОГ является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами в сфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой созданное уполномоченными законом должностными лицами единовременное (либо действующее продолжительный период времени) специальное функциональное образование (группа должностных лиц), состоящее из следователя (следователей), оперативного сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов и иных специалистов, согласованно применяющих предоставленные им полномочия, силы, средства и методы в сфере расследования преступлений.

Состав, численность и продолжительность работы СОГ законом не ограничиваются. Данные параметры СОГ определяются в каждом конкретном случае руководителями следственных и иных правоохранительных органов, принимающих решения о создании СОГ, с учетом целей и задач, для решения которых формируется та или иная следственно-оперативная группа.

Создание СОГ оформляется совместным решением руководителя соответствующего следственного органа и руководителя правоохранительного органа соответствующего уровня. Руководителем СОГ всегда назначается один из следователей, включенных в её состав, либо включенный в её состав руководитель следственного органа.

Процессуальные полномочия руководителя СОГ и следователей, работающих в ее составе, определяются уголовно-процессуальным законодательством и реализуются с учетом положений ст. 163 УПК РФ.

Например, в соответствии с требованиями ч. 3 и ч. 4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ принимает к своему производству уголовное дело о преступлении, для расследования которого создана СОГ, и только он вправе принять по данному уголовному делу следующие решения:

о выделении уголовного дела из основного производства;

о прекращении уголовного дела;

о приостановлении и возобновлении производства по делу;

о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;

о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих решения суда;

о составлении постановления о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

о составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд.

Иные должностные лица, входящие в состав СОГ по конкретному уголовному делу (следователи, оперативные сотрудники, специалисты), не вправе принимать по данному делу указанные процессуальные решения.

Входящие в состав СОГ оперативные сотрудники и иные специалисты действуют в рамках закона и в пределах полномочий, определяемых их процессуальным положением, профессиональной компетенцией и должностными функциональными обязанностями, подчиняясь в вопросах организации расследования руководителю СОГ.

В различные исторические периоды в деятельности по расследованию преступлений участвовали СОГ различных типов, например:

дежурная следственно-оперативная группа;

целевая следственно-оперативная группа;

совместная следственно-оперативная группа (бригада);

специализированная следственно-оперативная группа.

Дежурная СОГ создавалась при дежурной части соответствующего правоохранительного органа. Продолжительность ее работы составляла – 24 часа дежурных суток, определяемых графиком дежурств правоохранительного органа. Основной задачей дежурной СОГ было немедленное уголовно-процессуальное и оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, в том числе с выездом на место происшествия и производством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Целевая СОГ создавалась для производства расследования по конкретному уголовному делу и действовала, как правило, до завершения расследования.

Совместная СОГ (бригада) создавалась в тех же целях, что и целевая следственно-оперативная группа, упомянутая выше, то есть для производства расследования по конкретному уголовному делу. Совместную СОГ, на практике, именовали «бригадой», чтобы подчеркнуть, что в ее состав входят следователи, оперативные сотрудники и иные специалисты различных правоохранительных органов. Например, МВД, ФСБ, прокуратуры и других министерств и ведомств.

Необходимость создания такой совместной следственно-оперативной группы (бригады) возникала тогда, когда сложное и многоэпизодное уголовное дело предполагало расследование преступлений различной подследственности, а также в тех случаях, когда в процессе расследования предполагалось использование результатов оперативно-розыскной деятельности, оперативных и технических возможностей различных правоохранительных органов.

Специализированная СОГ создавалась для расследования отдельных категорий преступлений, например, поджогов, криминальных взрывов, серийных убийств и некоторых других.

В настоящее время, в различных правоохранительных органах практикуется создание различных по составу и целевому назначению следственно-оперативных групп (СОГ). Разновидности этих СОГ и организация их работы определяются ведомственными правовыми актами соответствующего правоохранительного органа.

В системе МВД России порядок создания СОГ, их виды, организация их работы и обеспечение их деятельности в настоящее время определяется Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2008 года.

В соответствии с данным правовым актом в системе МВД России в настоящее время предусмотрено создание СОГ двух видов:

дежурная СОГ (создается из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда, для выездов на места происшествий);

специализированная СОГ (создается для расследования сложных, многоэпизодных преступлений).

Иные участники осмотра места происшествия

Помимо следственно-оперативной группы, определенные функции на месте происшествия могут выполнять и другие лица.

Отдельную группу составляют лица, присутствующие при осмотре. Это понятые и представители учреждений, коммерческих организаций, предприятий, где производится осмотр. Участие понятых регламентируется законом (ст. 170 УПК РФ). Чтобы не испытывать затруднений в их подборе, не опасаться привлечения лиц, заинтересованных в исходе дела, а также разглашения ими результатов осмотра, понятых рекомендуется подбирать до выезда на место происшествия. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ, осмотр (в том числе и осмотр места происшествия) может быть произведен без участия понятых.

Пострадавшие, очевидцы, подозреваемые, обвиняемые – еще одна группа возможных участников осмотра места происшествия. Они могут быть полезны и необходимы в силу своей осведомленности об обстоятельствах произошедшего.

Если осмотр производится с участием подозреваемого или обвиняемого, то в нем вправе принять участие их защитник. При необходимости к участию в осмотре привлекается переводчик (ст. 59 УПК РФ).

К участникам осмотра относится также вспомогательный персонал. Его задача – оказывать следователю техническую помощь. Им могут поручаться расчистка завалов, раскопки, водолазные работы, охрана места осмотра и другие функции.

Присутствие представителей учреждений и организаций необходимо потому, что они могут дать необходимые пояснения, дать требуемые документы, провести в нужное место, открыть помещение, организовать вспомогательные работы.

§ 2. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 12.05.93 N 224 «О СОЗДАНИИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ» (извлечение)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ МВД РФ от 12.05.93 N 224 «О СОЗДАНИИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ» (извлечение)

В целях совершенствования организации работы по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами, и во исполнение решения коллегии МВД Российской Федерации от 30 сентября 1992 года N 4 км/2 приказываю:

1. Создать следственно-оперативную группу МВД России для координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов в составе сотрудников:

1.1. Следственного комитета ;

Примечание. Названы фамилии конкретных сотрудников МВД России, которые здесь не приводятся.

1.2. Главного управления уголовного розыска;

1.3. Главного управления по экономическим преступлениям;

1.4. Службы противопожарных и аварийно-спасательных работ ;

В настоящее время — Главное управление государственной противопожарной службы.

1.5. Экспертно-криминалистического центра.

2.1. Положение о следственно-оперативной группе МВД России для координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов (приложение 1).

4. Запретить использование следственно-оперативной группы МВД России не по назначению.

5. Общее руководство деятельностью следственно-оперативной группы возложить на Следственный комитет МВД Российской Федерации.

Следственно-оперативная группа МВД России создается во исполнение решения коллегии министерства N 4 км/2 от 30 сентября 1992 года для координации деятельности служб Центрального аппарата и органов внутренних дел на местах по расследованию пожаров, повлекших тяжкие последствия, и поджогов.

2. Функции следственно-оперативной группы:

2.1. Осуществляет выезды по указанию руководства Министерства внутренних дел России на места пожаров, повлекших тяжкие последствия, где организует работу соответствующих служб органов внутренних дел по расследованию данных преступлений, оказывает помощь в технико-криминалистическом сопровождении их расследования и проведении неотложных следственно-оперативных и иных мероприятий по установлению причин пожаров и виновных лиц.

2.2. Анализирует обстановку, складывающуюся на территории России по раскрытию пожаров и поджогов, а также эффективность деятельности служб органов внутренних дел по борьбе с криминальными пожарами. Разрабатывает предложения по улучшению качества дознания, предварительного следствия по делам этой категории.

2.3. По направлениям деятельности входящих в СОГ сотрудников контролирует ход раскрытия и расследования наиболее сложных происшествий. В процессе осуществления контроля за раскрытием и расследованием конкретных преступлений, связанных с пожарами, члены следственно-оперативной группы по линиям служб организуют работу органов внутренних дел на местах по установлению виновных лиц и иных обстоятельств преступления, оказывают необходимую помощь в выполнении следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

Смотрите так же:  Заявление в роспотребнадзор для лицензирования

2.4. Обобщает практику следствия и дознания по делам о пожарах. По результатам готовит представления, информации в инстанции, публикации в средствах массовой информации и иные материалы профилактического характера.

2.5. Разрабатывает информационно-методические материалы (учебные пособия, методические рекомендации, обзоры и др.) по проблемам раскрытия и расследования пожаров и поджогов.

2.6. Выявляет, обобщает и распространяет положительный опыт организации расследования пожаров, способствует внедрению в практику ОРД новейших достижений науки и техники.

2.7. Организует формирование банка данных о поджогах, виновных лицах, мотивах и способах совершения преступлений, маскировки.

2.8. В целях повышения профессионального мастерства сотрудников совместно с заинтересованными службами организует и проводит учебно-практические занятия, сборы, совещания-семинары следователей, дознавателей, оперативных работников, экспертов, специализирующихся на раскрытии и расследовании пожаров.

3. Функции руководителя следственно-оперативной группы:

3.1. Организует работу членов следственно-оперативной группы по координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов.

3.2. Принимает меры к своевременному выезду следственно-оперативной группы на место пожара в требуемом составе, обеспечению необходимым транспортом.

3.3. Непосредственно на месте происшествия осуществляет руководство работой членов следственно-оперативной группы, также других сотрудников, приданных для раскрытия и расследования преступления.

3.4. Организует профилактическую работу, проводимую членами следственно-оперативной группы по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с пожарами.

3.5. Ведет учет работы следственно-оперативной группы на основании представленных материалов, готовит отчет о результатах ее деятельности.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ МВД РФ от 12.05.93 N 224 «О СОЗДАНИИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ» (извлечение) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ МВД РФ от 12.05.93 N 224 «О СОЗДАНИИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ» (извлечение) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ МВД РФ от 12.05.93 N 224 «О СОЗДАНИИ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ» (извлечение) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Следственно-оперативная группа по расследованию уголовного дела

Отношения между участниками следственно-оперативных групп строятся на основании их процессуальных прав и полномочий. Так, за следователем естественно сохраняется руководящая роль. При этом, согласно УПК РФ, при проведении предварительного следствия по уголовному де­лу следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные по­ручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ). Получается, что непосредственно оперативному сотруднику указание следователя передается толь­ко через начальника органа дознания, но никак не напрямую. Это подтверждает и тот факт, что для него (оперативного сотрудника) обязательны для выполнения только указания прокурора и началь­ника органа дознания (ст. 41 УПК РФ).

Однако согласно Приказу № 334, руководитель любой следственно-оперативной группы (како­вым в данном случае считается следователь), помимо личного участия в производстве следствен­ных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспече­ние и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лич­но отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.

Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к рас­следуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозревае­мых), проходящих по делу, своевременно знакомит с ней следователя, принимая меры, исключаю­щие разглашение источников и способы ее получения.

Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника, который несет ответст­венность за их разглашение.

При этом необходимо не забывать о том, что оперативный работник может производить следст­венное действие только на основании поручения следователя (ст. 38, 41 УПК РФ). Л.М. Карнеева еще в 1965 г. совершенно точно указывала, что «в деле должен находиться документ, объясняющий участие работников милиции в расследовании. Таким документом является письменное поручение следователя, копию которого следует приобщить к делу» 1 .

В судебной практике доказательства, полученные без соблюдения этого условия, рассматриваются как полученные с нарушением закона и не могут быть положены в основу обвинения. Достаточно часто судами исключались из разбирательства дела как недопустимые доказательства протоколы следственных действий, проведенных лицами, не имеющими на это права, в частности оперативными работниками, без соответствующего поручения следователя и (или) не включенными в состав следст­венной бригады’. К сказанному надо добавить, что при исключении из разбирательства дела протоко­лов следственных действий, связанных с изъятием вещественных доказательств, соответственно ис­ключаются и доказательства их исследования, например заключения экспертов.

Следственно-оперативная группа: состав, сотрудники, деятельность

В качестве основной организационной и самой результативной формой взаимодействия служащих органов, осуществляющих раскрытие преступлений, выступает следственно-оперативная группа. Рассмотрим далее эту структуру подробнее.

Нормативная база

Современное законодательство не определяет порядок, основания, по которым осуществляется создание следственно-оперативной группы. Отсутствует в УПК и разъяснение понятия СОГ. Одним из наиболее полно разработанным документов и, по мнению экспертов, имевших особое значение в процессе укрепления взаимодействия между подразделениями внутренних дел, является Инструкция, утвержденная приказом Министерства ВД СССР от 20.02.1979 г. К другим значимым нормативным актам необходимо отнести указание Генпрокурора и МВД СССР. Оно было принято в 1985 г. Этим указанием утверждена типовая инструкция, в соответствии с которой должна организовываться работа следственно-оперативной группы. С 1993 г. был введен в действие новый документ. В дальнейшем его положения были учтены при разработке других нормативных актов.

Существует несколько вариантов трактовки понятия СОГ. По мнению Шостака и Дубинского, следственно-оперативная группа представляет собой организационную форму взаимодействия служащих разных подразделений правоохранительных органов. И. А. Цоколов считает, что СОГ – это организационное формирование временного характера, основанное на ведомственных правовых актах и законодательстве. В эту структуру включаются следователи, сотрудники оперативных аппаратов и прочие специалисты. Назначение СОГ – оптимальная организация мероприятий, которые осуществляются служащими по раскрытию преступлений. Некоторые эксперты, однако, отмечают, что включение в определение понятия «временности» будет излишним. Это обуславливается тем, что сегодня достаточно распространены постоянные совместные следственно-оперативные группы. Между тем возможность и необходимость функционирования таких формирований может отпасть по нескольким причинам. Например, деятельность следственно-оперативной группы станет невостребованной при изменении криминологической ситуации, перестановках в структуре самих правоохранительных органах. При этом для служащих, задействованных в данных объединениях, это не является основными и единственными профессиональными задачами. В этой связи представляется допустимым согласиться с временным характером СОГ.

В практике распространено формирование:

  1. Дежурных следственно-оперативных групп. Они обеспечивают незамедлительное реагирование на поступившие сообщения о совершенных преступлениях. В задачи этой категории СОГ входит также производство неотложных действий и розыскных мероприятий по «горячим следам». В группу входят следователь, служащие экспертно-криминалистических и оперативных подразделений, кинолог. При необходимости в СОГ могут включаться и представители иных отделов.
  2. Специализированных СОГ. В состав следственной оперативной группы такого типа входят служащие различных подразделений. Такие СОГ формируются для раскрытия определенных преступлений, в том числе тех, по которым совершившие деяния субъекты не установлены. Значение этого вида объединений сложно переоценить. Законодатель особо подчеркивает важность ряда категорий объектов, находящихся под государственной охраной. В этой связи от правоприменителя требуется соответствующая реакция. Она должна быть направлена на максимально результативное раскрытие, а в ряде случаев, выявление определенных преступлений. К ним, в частности, относят деяния террористической, коррупционной направленности, посягательства на жизнь, здоровье граждан, несовершеннолетних в том числе, прочие особо тяжкие нарушения.
  3. Целевых СОГ. Они задействованы, как правило, в раскрытии деяний по конкретному делу. Создание следственно-оперативной группы такого типа особенно востребовано на начальных этапах процесса выяснения всех обстоятельств произошедшего. Дело в том, что на первых стадиях возникает необходимость выполнить большой объем следственных действий в максимально короткий срок. Целевая СОГ осуществляет сбор доказательств при проведении неотложных мероприятий, устанавливают личности виновных «по горячим следам». Участники следственной оперативной группы выполняют поставленные задачи на относительно небольшой территории, при повышенной сложности дела. Они осуществляют раскрытие преступлений с множественностью эпизодов или при наличии нескольких виновных.
  4. Совместных групп. Такие объединения формируются для раскрытия тяжких, а также особо тяжких деяний, совершенных в том числе ОПГ, или дела со значительным объемом материалов. В состав следственной оперативной группы могут входить по согласованию служащие СК РФ, прокуратуры, ФСБ, Министерства ВД и пр.

В качестве неотложной и первостепенной задачи дежурных групп при получении сообщения о преступлении выступает его пресечение и принятие мер по сохранению следов деяния и задержанию нарушителя закона. На эффективность мероприятий в этом случае, вне зависимости от формы и способа поступления сведений, будет влиять уровень знания своих обязанностей и инициатива служащих. Непременным условием успешного раскрытия преступного деяния выступает своевременная и правильная организация выезда на место, квалифицированный осмотр территории происшествия. В ходе этих мероприятий следственно-оперативная группа осуществляет сбор информации об обстоятельствах и предполагаемом виновном. Умелое использование полученных при осмотре сведений в большинстве случаев обеспечивает возможность установления личности преступника. Зачастую информация, собранная на месте происшествия, позволяет раскрыть деяние «по горячим следам».

Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.

Смотрите так же:  На чье имя писать заявление на увольнение директору

Особенности специализированной СОГ

В практике правоохранительным органам приходится раскрывать самые различные преступления. Среди них в том числе и деяния прошлых лет. Для выяснения обстоятельств таких преступлений формируется специализированная следственно-оперативная группа. Сотрудники такого объединения занимаются наиболее сложными делами. В этой связи к их профессиональным качествам предъявляются повышенные требования. Специализированная следственно-оперативная группа может заниматься раскрытием особо тяжких посягательств на личность, совершенных в условиях неочевидности, террористических актов или иных деяний, спровоцировавших широкий резонанс в обществе.

Специфика взаимодействия служащих

Руководитель следственно-оперативной группы несет персональную ответственность за итоги проведенных мероприятий. Он вправе принимать процессуальные решения, организовывать выполнение тех или иных процедур. К основным задачам взаимодействия между служащими следует отнести:

  1. Обеспечение исполнения неотложных мероприятий при совершении преступлений.
  2. Своевременное выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
  3. Раскрытие преступных деяний.
  4. Объективное, всестороннее и полное раскрытие уголовных дел.
  5. Общую работу, направленная на розыск скрывающихся лиц.
  6. Выявление, пресечение незаконных деяний, принятие мер по их предупреждению.
  7. Реализацию мероприятий, ориентированных на компенсацию материального вреда, нанесенного организациям, вне зависимости от их формы собственности, и граждан преступными действиями лиц.

В существующем сегодня УПК не предусматривается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Несмотря на это, представляется, что без учета этого условия следственно-оперативная группа МВД не может функционировать эффективно и целенаправленно. В существующем УПК предусматривается возможность формирования только СГ. Следственная группа осуществляет процессуальную работу, привлекая к ней служащих органа дознания. Последние задействуются зачастую напрямую к проведению определенных мероприятий, итоги которых имеют существенное доказательное значение. При этом имеет место и оперативное сопровождение процедур. Оно также позволяет добыть процессуальные доказательства, которые впоследствии реализуются в установленном порядке. Эксперты обращают внимание на то, что отсутствие нормативного регулирования, применяемого на практике участия дознавателей в раскрытии преступлений на постоянной основе в пределах функционирования СОГ, может оказать влияние на качество и скорость выявления обстоятельств дела.

Следственно-оперативная группа полиции образуется, как правило, для успешного решения трудоемких, сложных, экстренных задач, реализации большого объема мероприятий по делам с множеством эпизодов, по преступлениям, совершенным несколькими лицами в сговоре, а также в других случаях, имеющих существенное социальное значение. Кооперирование труда будет эффективно только тогда, когда оно производится на базе тесного служебного взаимодействия членов бригад, комиссий, подразделений. Это, в свою очередь, предполагает выполнение заданий по одному, согласованному плану. Выполнение поставленных задач осуществляется посредством совершения скоординированных действий при четко распределенных обязанностях, взаимопомощи, взаимопонимании, взаимной информированности и поддержке. В рамках СОГ сопровождение должно быть максимально полным.

Ключевые принципы

Формирование СОГ базируется на ряде положений. К ключевым принципам создания групп следует отнести:

  1. Своевременность образования.
  2. Межведомственный характер их формирования.
  3. Максимально целесообразное и четкое распределение участков проведения мероприятий.
  4. Грамотная организация не только процесса раскрытия конкретного преступления, но и предотвращения аналогичных незаконных деяний.

Дополнительные лица

Кроме следственно-оперативной группы, на месте происшествия некоторые функции могут осуществлять и иные участники производства. В качестве них выступают, например, понятые, представители коммерческих организаций, учреждений, предприятий, на территории которых производится осмотр. Участие этих субъектов регламентируется ст. 170 УПК. Во избежание затруднений в выборе понятых, для исключения опасений в привлечении субъектов, заинтересованных в результатах расследования, а также вероятности разглашения ими итогов осмотра, этих лиц рекомендуется привлекать до выезда на место. В ст. 170, ч. 3 УПК предусматривается ряд случаев, в которых процессуальное действие может осуществляться без участия указанных субъектов.

Еще одной категорией лиц, которая задействуется в осмотре, выступают обвиняемые, подозреваемые, очевидцы, пострадавшие. Эти субъекты могут быть необходимы и полезны ввиду их осведомленности об обстоятельствах случившегося. При привлечении к осмотру подозреваемого/обвиняемого, с ним вместе в процессе осуществления процессуального мероприятия может присутствовать и защитник. В случае необходимости к процедуре привлекается переводчик. Возможность его участия регламентируется ст. 59 УПК. К субъектам, которые могут быть задействованы в осмотре, относят также и вспомогательный персонал. На него возлагаются обязанности по оказанию технической помощи сотрудникам следственно-оперативной группы. Им, в частности, могут поручаться раскопки, расчистка завалов, охрана территории осмотра и прочее. Представители учреждений, предприятий, коммерческих структур полезны при осмотре, поскольку обладают необходимой информацией о самом месте происшествия, документацией, имеют доступы в помещения. Они также могут организовывать вспомогательные работы.

Впервые понятие «межведомственная» или «совместная следственно-оперативная группа» было введено в практику в мае 1995 г. Это определения стало использоваться по приказу Генпрокуратуры, Министерства ВД, ФСБ. К утверждению соответствующих нормативных положений привлекался и Департамент налоговой полиции РФ. Развитие новых форм сотрудничества, введение специализации служащих, расширение опыта формирования СОГ по конкретным направлениям, оправдавших себя на практике организации специальных подразделений, обусловили совершенствование подзаконных правовых актов. Создание следственно-оперативных групп имеет особое значение в рамках осуществления процедур, направленных на раскрытие преступлений.

Необходимо сказать, что взаимодействие служащих разных подразделений, организованное в соответствии с четко разработанным планом, при конкретном и грамотном распределении обязанностей позволяет в кратчайшие сроки решить как неотложные задачи, так и собрать полную доказательную базу по особым категориям преступлений. Существенное значение работы следственно-оперативных групп имеет при расследовании преступлений, совершенных в сравнительно давнее время. Во всех случаях к процессуальным мероприятиям привлекаются различные специалисты: криминологи, эксперты и пр. Незамедлительный выезд СОГ на место преступления обеспечивает сохранение и фиксацию следов деяния. Это, в свою очередь, позволяет быстро установить все обстоятельства случившегося, а в ряде случаев поймать виновных «по горячим следам».

Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 27.06.2015 2015-06-27

Статья просмотрена: 1040 раз

Библиографическое описание:

Петровская А. А. Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 521-524. — URL https://moluch.ru/archive/93/20669/ (дата обращения: 12.01.2019).

Расследование преступления представляет собой процесс, включающий в себя различные формы взаимодействия между следственными органами и другими участниками уголовного процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений большинство современных процессуалистов признает следственно-оперативную группу. Несмотря на очевидную эффективность данной организационной формы взаимодействия, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов показывает, что в условиях новейшего времени не все позитивные аспекты исторического опыта группового метода расследования преступлений оказались востребованными.

Ключевые слова: следственно-оперативная группа, планирование следственных действий, формы взаимодействия, раскрытие и расследование преступлений, организация деятельности следователя.

The investigation of the crime is a process that involves different forms of interaction between the investigating authorities and other participants of the criminal process. The most effective form of interaction with the detection and investigation of crimes, the majority of modern procedural law scholars recognizes investigative team. Despite the obvious effectiveness of this organizational form of interaction, analysis of the current criminal procedural legislation of the Russian Federation, normative legal acts shows that in the conditions of modern times, not all the positive aspects of the historical experience of the group method of crime investigation was demanded.

Keywords:Investigative team, planning investigations, communication, disclosure and investigation of crimes, the organization of activities of the investigator.

Расследование любого преступления представляет собой процесс познания, включающий в себя различные формы взаимодействия между следователем (дознавателем) и иными участниками уголовного процесса. Наиболее эффективной и перспективной формой взаимодействия сотрудников оперативных подразделений и следователей при раскрытии и расследовании преступлений большинство современных процессуалистов небезосновательно признает следственно-оперативную группу (далее — СОГ). К примеру, Е. А. Травкин отмечает, что СОГ — это наиболее оптимальная организация взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений [7, с. 275].

На наш взгляд, под следственно-оперативной группой следует понимать основанное на законе и иных нормативных правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников оперативных органов и иных специалистов, возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Указ Президента РФ № 567 [8] относит создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений к одной из форм координации деятельности правоохранительных органов, которая в соответствии с Указом должна осуществляться на основе следующих принципов:

— равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

— самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

— гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

— ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

СОГ — это достаточно сложная форма взаимодействия. Основанием для создания СОГ является сложность, объемность и особая общественная значимость уголовного дела, не позволяющая одному следователю успешно и своевременно расследовать его, а поводом — многоэпизодность фактов преступной деятельности, возникновение необходимости в осуществлении множества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые требуют задействования значительных и разнообразных по своим возможностям сил, методов и средств [7, c. 276].

Частично уголовно-процессуальное обеспечение функционирования СОГ нашло отражение (однако, лишь косвенное) в ст. 38, 157, 163, 164, 210 УПК РФ [5,С. 33].

Д. А. Сотников называет среди достоинств СОГ:

1) в состав СОГ входят (по нашему мнению, как минимум должны входить, это идеал, к которому нужно стремиться) только опытные (а не просто дежурные) сотрудники;

2) возможность составления совместных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

3) оперативный работник может одновременно с осмотром места происшествия проводить оперативно-розыскные мероприятия [6, с. 15].

Смотрите так же:  Мировой суд в куркино

Действительно, что касается п. 2 и 3, то своевременное и умелое планирование позволяет проработать основные направления раскрытия и расследования преступлений, определить тактику и последовательность производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и организационных мероприятий; эффективно использовать требующиеся силы, средства и время для выполнения определенного объема оперативной и следственной работы; обеспечить планируемые следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и организационные мероприятия соответствующей документацией.

Таким образом, на наш взгляд, работа СОГ требует четкой организации, постоянного планирования деятельности в целом и каждого члена СОГ в отдельности, определения объема и направлений взаимного информирования участников [1, с. 3–4].

Несмотря на очевидную эффективность данной организационной формы взаимодействия сотрудников следственных и оперативных органов, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, новейших подзаконных нормативных правовых актов Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и ряда других правоохранительных ведомств показывает, что в условиях новейшего времени не все позитивные аспекты исторического опыта группового метода расследования преступлений оказались востребованными. Свидетельство тому — порядок создания следственной группы, рекомендованный законодателем в ст. 163 УПК РФ. Нетрудно убедиться, что в рассматриваемой норме игнорируется вопрос о правовом оформлении следственно-оперативной группы. Как известно, правильное определение количественного и качественного состава следственно-оперативной группы, фиксируемое в постановлении о ее создании, зависит от объема прогнозируемой по уголовному делу работы, а пределы ее полномочий достаточно велики: она правомочна производить одно, но сложное (трудоемкое) следственное действие (например, осмотр места происшествия), а в ряде случаев — осуществлять предварительное следствие в полном объеме [4, с. 6]. Таким образом, следственно-оперативная группа имеет право производить расследование лишь в том случае, когда ее полномочия надлежащим образом отражены в материалах уголовного дела, т. е. когда ей придан особый правовой статус, ныне игнорируемый и ст. 163 УПК РФ, и специальными директивами МВД России.

Каким же образом должно происходить правильное правовое оформление создания следственно-оперативной группы? Во-первых, нужно отметить, что из анализа ст. 163 УПК РФ следует, что руководитель следственного органа, обладающий по закону процессуальными правами на создание следственной группы, не имеет достаточных полномочий на формирование следственно-оперативной группы. Между тем в ходе расследования дела может возникнуть потребность в вызове к месту работы не только следователей, но и сотрудников других подразделений, распределении между ними обязанностей, определении срока деятельности, обеспечении жильем, транспортом, служебным помещением и т. п. Казалось бы, все эти относящиеся к компетенции начальника ОВД (полиции) вопросы могли бы быть разрешены административно-распорядительным актом (приказом) данного должностного лица. Однако, с одной стороны, начальник ОВД (полиции) также не обладает в полной мере необходимым объемом процессуальных и административных прав, а с другой — приказ является административно-распорядительным актом, который может быть приемлем лишь для создания постоянно действующей следственно-оперативной группы на длительный период совместной работы одних и тех же следователей и оперативных работников по расследованию множества уголовных дел о преступлениях определенного вида. Он не может рассматриваться в качестве процессуального документа, оправдывающего участие оперативных уполномоченных — членов следственно-оперативной группы в производстве предварительного следствия по каждому конкретному уголовному делу, взятому в отдельности. Если же следственно-оперативную группу оформлять совместным решением руководителей следственного органа и ОВД (полиции) в форме постановления, следует признать, что такой порядок не сочетается с главной идеей реорганизации следственных органов — обеспечением процессуальной независимости следователей. Таким образом, процессуальным основанием для участия в расследовании тяжких и особо тяжких преступлений (сложных или больших по объему уголовных дел — по терминологии законодателя [4, с. 6–7]) нескольких следователей и оперативных работников приказ признан быть не может, так как требуется соответствующее процессуальное решение.

С учетом выше изложенного, нам представляется целесообразным оформлять решение о создании следственно-оперативной группы постановлением руководителя следственного органа (его заместителя) либо следователя, назначаемого ее руководителем, выносимым на основании приказа начальника ОВД (полиции) о выделении в ее состав конкретно определенных оперативных сотрудников. При этом, представляется, что такое решение нельзя трактовать как ограничение процессуальной самостоятельности следователя, поскольку иное логическое обоснование процессуального оформления вряд ли возможно, а следователь (иное должностное лицо следственного органа) никакими административно-распорядительными правомочиями в отношении сотрудников ОВД (полиции) не обладает. Постановление же о создании следственно-оперативной группы следует расценивать в качестве процессуального документа, отражающего два взаимодополняющих друг друга решения: первое и основное — о создании следственной группы, второе — о поручении оперативным работникам ОВД (полиции) оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на всем протяжении расследования.

Еще одной проблемой в деятельности СОГ, как показывает практика, является то, что именно взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации расследования преступлений. Специалисты отмечают, что нередко именно из-за слабой организации взаимодействия, в том числе в рамках СОГ, преступления остаются нераскрытыми [2, с. 31]. В частности, пока несовершенна система взаимного обмена информацией, наблюдается несогласованность при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Следователи нерешительно, с неоправданным недоверием относятся к оперативно-розыскной информации при планировании и производстве расследования, а оперативные сотрудники не всегда своевременно и качественно выполняют их поручения о производстве розыскных и отдельных следственных действий по уголовным делам. Указанные недостатки в деятельности СОГ в значительной мере являются результатом упущений в организации их работы [9, с. 599].

Не лучшим образом на состояние, а соответственно, и результаты взаимодействия следователей с оперативными аппаратами влияет и, мягко говоря, противоречивая правовая регламентация использования данных оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания (зачем стараться, если по закону (ст. 89 УПК РФ) в процессе доказывания «запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ»).

Весьма деликатным, если не сказать проблемным, является вопрос реализации на практике расследования преступлений руководящей роли следователя. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь руководит СОГ, принимает процессуальные решения по уголовному делу, дает поручения органу дознания, в стадии предварительного следствия он наделен правом проверки и оценки результатов как отдельных действий, так и общих результатов взаимодействия. Таким образом, следователь призван выполнить две функции — процессуальную и организационную. Однако практическая реализация этих функций следователя подвержена влиянию множества объективных и субъективных факторов. Некоторые следователи демонстративно подчеркивают свое процессуально определенное превосходство над другими членами СОГ, порой не считаясь с их возрастом и опытом. А оперативные работники, в свою очередь, часто проявляют откровенно нигилистический настрой — следственная группа, пусть она и расследует.

Между тем, юридически следователь не является руководителем для сотрудников оперативных подразделений, входящих в состав СОГ. Они не находятся по отношению к нему в служебной зависимости. Хотя для лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в составе СОГ, складывается ситуация как бы «двойного» подчинения. При этом их официальное «участие» в СОГ не снимает с них ответственности за выполнение других возложенных на них обязанностей по должности, что создает бесконечные накладки в организации их работы и как следствие — в ее результативности. Работа под «двойным» контролем неминуемо приводит к потере качества работы, а в конечном счете — к внутриколлективным конфликтам, в условиях которых, безусловно, снижается эффективность работы СОГ.

Однако, несмотря на это практика расследования преступлений доказывает эффективность функционирования СОГ, такая форма взаимодействия позволяет привлекать к расследованию преступлений наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации «разового» взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия для обеспечения взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости — концентрации усилий группы на решающем участке [7, с. 277–278].

С нашей точки зрения, следственно-оперативная группа представляет собой уникальную форму взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений, создаваемую для раскрытия и расследования преступлений особой важности, которая предполагает «наличие индивидуальных и упрощенных правил совместной деятельности ее членов» [3, с. 129].

В связи с этим мы считаем необходимым предусмотреть в УПК РФ возможность создания не только следственных, но и следственно-оперативных групп; определить порядок их создания, регламентировать состав (в особенности должен быть единообразно решен вопрос о руководителе всей группы) и деятельность СОГ.

1. Багмет А. М. Планирование как одна из форм не процессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков // Российский следователь. — 2012. — № 6. — С. 3–4.

2. Косимов О. А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. — 2011. — № 12. — С. 31.

3. Кучкина В. Г. Участие сотрудников оперативных подразделений в следственно-оперативных группах: теоретические и практические аспекты// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2012. — № 19. — С. 129.

4. Мириев Б. А. оглы. Отдельные вопросы организации и деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. — 2011. — № 18. — С. 6.

5. Можаева И. П. О правовом обеспечении деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. — 2011. — № 16. — С. 33.

6. Сотников Д. А. Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность на стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершённым молодежными преступными группами по мотиву расовой и национальной ненависти// Российский следователь. — 2013. — № 17. — С. 15.

7. Травкин Е. А. О совершенствовании взаимодействия в форме следственно-оперативных групп // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2009. — № 2–2. — С. 275.

8. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 25.07.2014) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»)// СПС «Консультант Плюс»

9. Яндырханов З. М. Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 599.