Проводящие пути цнс методическое пособие

Проводящие пути головного и спинного мозга: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра анатомии человека

с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии

для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов

и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран

УДК 611.821 + 611.81

ББК 56.127.5 + 56.127.7

В. В. Коваленко, Е. К. Шестерина, Е. Ю. Дорошкевич, В. Н. Жданович

зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

кандидат медицинских наук, доцент

К 56 Проводящие пути головного и спинного мозга: учеб.-метод. пособие для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран / В. В. Коваленко [и др.]. — Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. –– 42 с.

Содержит расширенные и систематизированные сведения о топографии и морфофункциональной организации проводящих путей головного и спинного мозга. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста.

Соответствует учебному плану и программе по анатомии человека для студентов высших медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Предназначено для студентов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» …………… г., протокол № ….

УДК 611.821 + 611.81

ББК 56.127.5 + 56. 127.7

ISBN © Учреждение образования

медицинский университет», 2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОВОДЯЩИЙ ПУТЬ»

Проводящий путь – цепочка из нескольких нейронов, расположенных в различных отделах мозга и связанных между собой при помощи аксонов, проводящих функционально однородный нервный импульс.

Проводящие пути являются либо эфферентными, либо афферентными звеньями различных рефлекторных дуг.

Проводящие пути цнс методическое пособие

Название: Проводящие пути ЦНС. Методическое пособие
Автор: Неизв.
Издательство: РГМУ
Год выпуска: 2005
Число страниц: 11
Формат: DjVu
Размер: 315 Kb
Качество: Хорошее
Язык: Русский

Описание: Данное издание представляет несомненный интерес студентам медицинских учебных заведений для изучения центральной нервной системы человека. Учебник написан преподавательским составом медицинского университета в городе Рязань.

Проводящие пути цнс методическое пособие

Дисциплина «Морфология» реализует комплексное преподавание цитологии, гистологии, анатомии и эмбриологии студентам медико-биологического факультета. Учебно-методическое пособие ставит своей целью помочь студентам медико-биологического факультета овладеть практическими знаниями, умениями и навыками по цитологии, гистологии, анатомии, эмбриологии в соответствии требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения к программе и результатам обучения студентов медицинских вузов по дисциплине «Морфология».

Учебно-методическое пособие включает 4 части, которые построены по одному плану:

представлена мотивация каждой темы, формулируется цель ее изучения, излагается план и последовательность изучения материала, определяются задания по данной теме, дается описание макро- и микропрепаратов, перечень анатомических терминов на латинском языке, графы логической структуры.

Часть 1 учебно-методического пособия включает темы: «Виды микроскопии», «Структурная организация клетки», «Клеточный цикл. Учение о клеточных популяциях», «Клеточная дифференцировка», «Эпителиальная ткань», «Ткани внутренней среды, «Остеология», «Принципы соединения костей».

Часть 2 учебно-методического пособия включает темы: «Мышечная ткань», «Миология», «Нервная ткань», «Нервная система». Раздел «Нервная система» содержит темы: «Спинной мозг и органы, связанные с сегментом спинного мозга», «Общий обзор головного мозга. Ствол мозга. 12 пар черепных нервов. Мозжечок», «Надствольный отдел головного мозга», «Проводящие пути ЦНС», «Автономная нервная система», «Периферическая нервная система. Иннервация сомы».

Часть 3 учебно-методического пособия включает темы: «Эстезиология. Органы зрения, слуха и равновесия», «Ангиология. Сердечно-сосудистая система», «Лимфатическая система», «Органы кроветворения и иммунной защиты», «Эндокринный аппарат», «Дыхательная система».

Часть 4 учебно-методического пособия включает темы: «Пищеварительная система», «Выделительная система», «Мужская половая система», «Женская половая система», «Основы эмбриологии человека», «Кожа и ее производные».

Учебно-методическое пособие написано на высоком научном и методическом уровне и сочетает классические и современные научные представления в морфологии. В данном пособии сконцентрирован предшествующий профессиональный опыт преподавателей кафедры и отражены новые тенденции в морфологических науках. Оно содержит схемы, рисунки, графы, созданные преподавателями кафедры, и сведения, включенные в современные учебники по цитологии, гистологии, анатомии. Особый акцент сделан на тех элементах содержания дисциплины и методических приемах, которые позволяют студентам достичь высоких результатов в практической морфологии.

Материал, изложенный в учебно-методическом пособии, соответствует основной образовательной программе высшего профессионального образования для студентов медико-биологического факультета (очная форма обучения) по направлениям: 060601 «Медицинская биохимия» (квалификация – специалист: «врач-биохимик»), 060602 «Медицинская биофизика» (квалификация – специалист: «врач-биофизик»), 060609 «Медицинская кибернетика» (квалификация – специалист: «врач-биофизик») по дисциплине «Морфология».

Смотрите так же:  Трудовой договор на продавца кассира

Содержание и структура учебно-методического пособия П.В. Сутягина, Т.В. Писцовой, Т.А. Тихоновой, В.А. Федосеева, В.Г. Цыпленковой, Л.А. Князевой, В.А. Липатовой, Н.Г. Илларионовой, О.В. Степановой, В.М. Ботчей «Практические занятия по морфологии человека (в четырех частях)» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в высшем медицинском образовании.

Проводящие пути головного и спинного мозга

Какова же связь пирамидного пути и мозжечка? Волокна пирамидного пути в области моста дают коллатерали к нейронам собственных ядер моста. Таким образом, часть импульсов произвольных движений попадает к клеткам собственных ядер моста. Эти импульсы через мосто-мозжеч- ковый путь направляются к клеткам коры полушария мозжечка противоположной стороны. Далее импульсы от мозжечка идут к двигательным клеткам передних рогов спинного мозга.

Нисходящий двигательный путь мозжечка начинается от клеток его коры, которые являются телами первых нейронов. Их аксоны подходят к клеткам зубчатого ядра мозжечка. Это тела вторых нейронов.

Волокна, сформированные аксонами тел вторых нейронов, проходят через верхние ножки мозжечка к среднему мозгу и заканчиваются на клетках красного ядра противоположной стороны. Здесь локализуются тела третьих нейронов, аксоны которых образуют красноядерно-спин- номозговой путь (см. выше).

Волокна нисходящего пути мозжечка совершают двойной перекрест, поэтому импульсы от правой половины мозжечка достигают двигательных клеток правой половины спинного мозга, и от них — мышц правой половины тела.

При поражении мозжечка и его нисходящего двигательного пути движения становятся чрезмерными, неловкими, не синхронными, так как инерция движущейся массы «не гасится». Наблюдается нарушение походки («пьяная походка»), нарушение координации движений конечностей на стороне поражения, расстройство речи «скандированная речь». Отмечается нарушение тонуса мышц — гипотония.

КОМИССУРАЛЬНЫЕ ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ

Комиссуральные (спаечные) пути соединяют между собой участки коры правого и левого полушарий большого мозга и обеспечивают единство деятельности мозга (рис. 14).

Спаечные, то есть комиссуральные, пути соединяют как симметричные, так и асимметричные участки коры разных полушарий.

К комиссуральным путям относят: мозолистое тело, переднюю спайку мозга, заднюю спайку мозга (эпиталамическую), спайку свода.

Мозолистое тело (Corpus callosum). Среди других комиссур филогенетически наиболее молодое образование. Состоит из поперечно направленных нервных волокон, соединяющих аналогичные участки новой коры правого и левого полушарий большого мозга друг с другом.

Волокна, составляющие колено и клюв мозолистого тела, соединяют лобные доли. Эти нервные волокна составляют лобные (передние) щипцы. Волокна, соединяющие постцентральные и предцентральные извилины, теменные и частично височные доли правого и левого полушарий, образуют ствол мозолистого тела. Валик мозолистого тела образован волокнами, соединяющими участки коры затылочных и теменных долей обоих полушарий. Эти волокна образуют затылочные (задние) щипцы.

Часть волокон, образующих клюв мозолистого тела, связывает между собой оба таламуса и головки хвостатых ядер, обеспечивая синхронную деятельность не только коры правого и левого полушарий, но и подкорки.

Передняя спайка мозга (Commissure rostralis anterior). Представлена волокнами, относящимися к проводящим путям обонятельного мозга. Передняя спайка мозга располагается впереди столбов мозгового свода и состоит из передней и задней частей. Волокна передней (меньшей) части соединяют обонятельную луковицу, обонятельный треугольник и переднее продырявленное вещество правого и левого полушарий большого мозга. Волокна задней (большей) части передней спайки мозга соединяют между собой височные доли, парагиппокампальные извилины. Таким образом, формирование передней части спайки связано с формированием древней коры, а задней части — с формированием новой коры. Высказывается предположение о значении передней спайки для парной деятельности не только обонятельного, но и слухового и зрительного анализаторов.

Передняя спайка обеспечивает межполушарную интеграцию импуль-

Задняя спайка мозга (Commissura epithalamica posterior). Располагается в задней стенке III желудочка. Волокна, составляющие спайку, соединяют между собой подушки таламусов.

Спайка свода (гиппокампова спайка) (Commissura fornicis). Это древнее образование, относящееся к проводящим путям обонятельного мозга. Волокна спайки свода связывают между собой структуры гиппокампа правого и левого полушарий и обеспечивают синхронную работу гиппокампа. Спайка свода расположена между нижней поверхностью валика мозолистого тела и ножками свода.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИСОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

И ЕЕ ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ

4-е издание, переработанное и дополненное

Смотрите так же:  Приказ 36 аттестация эталонов

УДК 611.81+611(075) ББК 28.86я73

Центральным координационным методическим советом НГМУ в качестве учебного пособия для студентов

зав. кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии НГМУ д-р мед. наук,

профессор В. А. Головнев

зав. кафедрой неврологии НГМУ д-р мед. наук, профессор Б. Н. Доронин

д-р мед. наук, профессор А. Н. Машак канд. мед. наук, доцент О. В. Шкловчик канд. мед. наук Е. А. Аронов

врач-хирург М. Ю. Мордвинов

Анатомия центральной нервной системы и ее проводяА64 щие пути : учеб. пособие / А. Н. Машак, О. В. Шкловчик, Е. А. Аронов, М. Ю. Мордвинов. — 4-е изд., перераб. идоп. —

Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. — 101 с. ISBN 5-85979-239-5

В пособии представлены сведения по морфологии центральной нервной системы и ее проводящих путей в соответствии с программой по нормальной анатомии для медицинских вузов.

Предназначено для самостоятельного изучения центральной нервной системы студентами I–II курсов, а также нервных болезней студентами IV курса медицинских вузов.

УДК 611.81+611(075) ББК 28.86я73

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Общая нейробиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1. Спинной мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1. Границы и строение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.2. Строение соматической (анимальной) рефлекторной дуги . . . . . 23 1.3. Оболочки спинного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2. Головной мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.1. Общий обзор головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.2. Задний (ромбовидный) мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.2.1. Продолговатый мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.2.2. Мост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.2.3. Мозжечок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.2.4. Четвертый желудочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.2.5. Ромбовидная ямка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.2.6. Перешеек ромбовидного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.3. Средний мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.4. Промежуточный мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.4.1. Thalamencephalon . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 2.4.2. Нypothalamus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2.4.3. Третий желудочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 2.5. Ретикулярная формация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 2.6. Конечный мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 2.6.1. Corpus callosum . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 2.6.2. Fornix . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 2.6.3. Рельеф плаща . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

2.6.5. Базальные ядра полушарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.6.7. Белое вещество полушарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.6.8. Локализация функций в коре большого мозга . . . . . . .

2.8.3. Сосудистая (мягкая) оболочка . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.9. Сообщения желудочков головного мозга . . . . . . . . . . . . . .

3. Проводящие пути центральной нервной системы . . . . . . . . .

3.1. Путь сознательной проприоцептивной (мышечно-сустав-

3.2. Пути бессознательной проприоцептивной чувствительнос-

3.2.1. Tr. spinocerebellaris anterior (Говерса) . . . . . . . . . . . . .

3.2.2. Tr. spinocerebellaris posterior (Флексига) . . . . . . . . . . .

3.3.1. Tr. spinothalamicus lateralis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3.2. Tr. spinothalamicus ventralis . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5.2. Tr. corticopontocerebellodentatorubrospinalis . . . . . . . . .

3.5.4. Trr. vestibulo-, reticulospinalis . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Взаимодействие пирамидной иэкстрапирамидной систем . . . .

4. Эмбриогенез спинного и головного мозга . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы для самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . 96 Список сокращений и условных обозначений . . . . . . . . . . . . . . . 99

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

Анатомия центральной нервной системы является одним из наиболее сложных разделов дисциплины «Анатомия человека». Знание материала данного раздела будет необходимым для изучения курса нервных болезней, а также существенно поможет в освоении таких дисциплин, как гистология, физиология, топографическая анатомия.

Цель настоящего учебного пособия — системное представление сведений по морфологии, функции, топографии ЦНС и ее проводящих путей.

Большое количество рисунков, а также структурированное изложение материала, безусловно, способствует достижению данной цели, позволит получить цельное представление об анатомофункциональных особенностях ЦНС.

Мы рекомендуем при изучении настоящего учебного пособия уделить внимание клиническим аспектам, приведенным в каждой главе, так как именно эти, не входящие в учебно-тематический план данные помогут более полно осмыслить материал раздела с функциональной стороны.

Нервная система обеспечивает внутреннюю согласованность и непрерывное взаимодействие отдельных частей и органов внутри организма, что позволяет ему во взаимоотношениях с внешней средой проявлять себя в качестве живой целостной системы. Основным свойством нервной системы является раздражимость и способность формировать и передавать нервное возбуждение.

Центральная нервная система состоит из миллиардов высокоспециализированных клеток — нейроцитов и клеток глии, которые обеспечивают деятельность нервных клеток.

Нейрон (neuronum), или нейроцит (neurocytus), — это нервная клетка вместе с отходящими от нее отростками, которая выполняет специфическую функцию нервной системы. У нейрона имеют-

ся перикарион (тело) и цитоплазматические отростки (дендри-

ты и аксон — нейрит). Нейроны относят к статической клеточной популяции, т. е. в постнатальном онтогенезе не происходит образования новых нейронов. Следовательно, погибшие нейроны не восстанавливаются, хотя возможна регенерация в виде восстановления целостности поврежденных нейронов, роста их отростков.

В цитоплазме перикариона находятся ядро (носитель генетической информации, определяющей свойства нейрона), комплекс Гольджи, митохондрии (значительные энергетические потребности нервных клеток обеспечивает преимущественно аэробный метаболизм, поэтому нейроны крайне чувствительны к гипоксии), лизосомы (обеспечивают трофику нейрона за счет высокого содержания гидролитических ферментов), гранулярная эндоплаз-

матическая сеть (ГЭС). Глыбки рибосом, располагающихся на наружной поверхности мембран гранулярной эндоплазматической сети, впервые обнаружил Ф. Ниссль при окраске метиленовым синим, поэтому их называют веществом Ниссля — тигроидным веществом (оно является субстратом памяти, обусловливает способность клетки к обучению). Цитоскелет нейрона представлен микротрубочками, нейрофибриллами и микрофиламентами. В теле нейрона содержится накапливаемый с возрастом пигмент липофусцин , кроме того, нейроны некоторых областей мозга содержат иные ферменты ( меланин — в substantia nigra среднего мозга). Поверхность нейрона представлена плазмолеммой , которая определяет границы клетки, обеспечивает ее обмен с окружающей средой, выполняет хеморецепторную функцию и обладает способностью проводить нервный импульс.

Смотрите так же:  Федеральный закон о пенсионном фонде российской федерации 2010

Отростки нейрона представляют собой выросты цитоплазмы, покрытые плазмолеммой. Аксон (от греч. a´xōn — ось) всегда только один. Это крупный (объем его может достигать 99 % от объема всего нейрона), длинный (десятки сантиметров), не ветвящийся (но образующий концевые разветвления, содержащие синаптические пузырьки) отросток, проводящий импульсы от перикариона. Участок тела клетки, от которого отходит аксон, называют

аксонным холмиком . Дендриты (от греч. de´ndron — дерево) — вет-

вящиеся короткие отростки, проводящие импульсы к перикариону.

1. По количеству отростков (рис. 1):

1.1. Униполярные нейроны (характерны для эмбрионов, у взрослых встречаются очень редко).

1.2. Биполярные нейроны имеют один аксон и один ветвящийся дендрит, псевдоуниполярные нейроны отличаются от истинных биполярных тем, что аксон и дендрит отходят вместе от короткого выроста перикариона.

1.3. Мультиполярные нейроны имеют один аксон и несколько дендритов.

2. По функциональной значимости всоставерефлекторной дуги:

2.1. Чувствительные ( рецепторные , афферентные ) нейроны имеют рецепторы (чувствительные нервные окончания), благодаря которым способны воспринимать раздражения из внешней или внутренней среды. Тела их лежат вне ЦНС в чувствительных узлах спинномозговых или черепных нервов. По строению это

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие содержит методическую разработку практических занятий, входящих в курс нормальной анатомии человека во II семестре в разделы «Центральная нервная система», «Органы чувств» и «Спланхнология». По каждой теме даются методические указания, приводится список учебного материала и литературы. Пособие предназначено для студентов I и II курса медицинских вузов и может быть использовано для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов. Подготовлено в Медицинском институте Пензенского государственного университета.

Проводящие пути нервной системы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра анатомии человека им. Е.Я.Выренкова

С.И. Катаев, Н.В.Черненко, С.С. Мазина

Проводящие

Пути нервной системы

Рекомендовано МК педиатрического

факультета ИвГМА в качестве учебного

пособия для студентов 1 и 2 курсов

лечебного и педиатрического

факультетов медицинских вузов

Иваново 2013

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра анатомии им. Е.Я.Выренкова

С.И. Катаев, Н.В.Черненко, С.С. Мазина

Проводящие пути нервной системы

учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов

Проводящие пути нервной системы: Учеб. пособие /С.И. Катаев, Н.В.Черненко, С.С. Мазина,. – Иваново: ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013. – 88 с.

Предлагаемое медицинской студенческой аудитории учебное пособие в полной мере соответствует Примерной программе по дисциплине анатомия человека (2006) для студентов высших медицинских учебных заведений, специальностей 060101 (040100) – лечебное дело, 060103 (040200) – педиатрия.

В учебниках по анатомии человека проводящие пути спинного, головного мозга и анализаторов изложены очень сложно, неоднотипно, разрозненно. Поэтому студентам трудно интегрировать сведения о проводящих путях на базе учебника, а из-за перегруженности учебной программы они не могут уделять много времени специальной литературе по этому разделу.

В то же время, знания по анатомии и топографии проводящих нервных путей имеют первостепенное значение для ряда медицинских специальностей. Врач должен предвидеть, что будет у человека, если по той или иной причине, на определенном уровне будет поврежден какой-либо проводящий путь, и, исходя из этого, правильно определиться в действиях.

Учитывая эти обстоятельства, авторы сделали попытку относительно краткого изложения проводящих путей нервной системы в сопровождении схематических рисунков. Данное пособие позволит студентам, не прибегая к материалу учебника, в более короткий срок освоить сложный материал одного из разделов анатомии человека – неврологии.

В пособии использованы оригинальные рисунки.

заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор А.Е. Новиков

заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор Т.А.Румянцева

© ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2013

© С.И. Катаев, Н.В.Черненко, С.С. Мазина, 2013