Пособия на развитие моторики своими руками

Пособия для развития мелкой моторики

Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому. Л.С. Выготский

Развитие мелкой моторики — один из факторов, стимулирующих раннее развитие речи. Проводить упражнения с пальчиками педагогу помогают игры народные, дидактические, с природным материалом, пальчиковый театр, массаж, творческие занятия (лепка, рисование и прочее). Пособия для развития мелкой моторики можно приобрести — это различные вкладыши и сортеры Монтессори, шнуровки, развивающие игры Воскобовича и другие.

Кроме этого, пособия для развития мелкой моторики можно сделать в домашних условиях — каких-либо специальных навыков не требуется. Своими наработками с нами делится Митюкова Светлана Геннадьевна, воспитатель высшей категории детского сада № 45, г. Гродно, Белоруссия.

Пособие ЦВЕТНЫЕ ДОРОЖКИ на закрепление основных цветов спектра, развитие мелкой моторики.

Для изготовления пособия понадобятся фанерные дощечки и пробки таких же цветов. На фанерных панелях просверливаются отверстия (первое сверло диаметром 24 мм), вниз вставляются горлышки от пластиковых бутылок и прикрепляются к доске пистолетом-степплером.

Задача: ребенок должен подобрать к дорожке пробки такого же цвета и закрутить их.

Пособие ЗАКОЛДОВАННЫЕ БОТИНОЧКИ на закрепление умений зашнуровывать обувь, развитие мелкой моторики рук и пальцев.

Пособие ЦВЕТНЫЕ БАНТИКИ на закрепление названий основных цветов, развитие мелкой моторики.

Задача — дети должны максимально быстро собрать бантики.

Настольное пособие ЛАДОШКИ на закрепление мелкой моторики.

Задача — по кружочкам бегают пальчики, а на ладошках руки отдыхают.

Пособие ЦВЕТНЫЕ УЛИТКИ на развитие мелкой моторики, координацию движений.

В пособие вшита горошина. Задача — дети с помощью пальчиков передвигают горошину к центру и обратно.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками

Юлия Лаврухина
Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками

Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития мелкой моторики.

Изготовленные пособия мы используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления знаний основных цветов, величины, длины, размера. Игры развивают внимание детей, воспитывают усидчивость, у детей формируется умение принимать воображаемую игровую ситуацию, развивается познавательная активность. Ведь дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы, взрослые, закладываем в, казалось бы, самые обычные действия и предметы.

Обо всём по порядку.

Куда же без них? Наши любимые и такие разнообразные шнуровки. За основу взяла плотные бытовые салфеточки. Они приятны на ощупь, разнообразны по цвету. Из них вырезала тучки, солнышки, цветы. Дыроколом проделала дырочки для шнурков. Так же понадобились сами шнурки. Их я подобрала разного цвета и сделала разной длины. Развиваем моторику, развиваем тактильные ощущения и закрепляем цвета. Так же ребятки постарше учатся завязывать узелки, плести косички.

Родители принесли нам разнообразные прищепки (обезьянки, ягодки, мишки, рыбки). Конечно же, идея игры с прищепками не заставила себя долго ждать. Использовала те же салфетки, а также гофрированные картон, бархатную бумагу, обычный картон (опять же, разнообразие для тактильных ощущений). И вот, обезьянки на банане, ягоды на кустиках, рыбки на волнах и т. д.

Берём обычные разноцветные скрепки, соединяем их в дорожки разной длины (это под силу и самим ребяткам). Дорожки можно сравнивать по длине, по цвету, можно складывать разные геометрические фигуры, цифры, использовать на занятиях и в индивидуальной работе.

Дети с удовольствием играют в эти простые и такие нужные игры!

Спасибо за внимание!

Развивающая мягкая игрушка для развития мелкой моторики детей 4–5 лет «Осьминог» своими руками Цель: совершенствовать умение застегивать и расстегивать пуговицы, замки. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. Способствовать.

Дидактические игры, сделанные своими руками для развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей первой младшей группы В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия «Яблоня» и «Цветочная полянка» для развития мелкой.

Игры для развития мелкой моторики своими руками Развитие мелкой моторике имеет очень большое значение для развития ребенка. Если ее хорошо развивать, то у ребенка будет развита логика,.

Игры своими руками для развития мелкой моторики В нашей старшей группе «Радуга» оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Мы постоянно разрабатываем и придумываем для.

Консультация для воспитателей «Оригинальные самодельные пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет» Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития.

Пособия для развития мелкой моторики. Одна из основных проблем, которая часто встречается практически у всех детей дошкольного возраста это недостаточное развитие мелкой моторики.

Пособия для развития мелкой моторики Уважаемые коллеги! Хочу показать Вам пособия для развития мелкой моторики, изготовленные родителями нашей группы. Коврик «Солнышко».На голубом.

Пособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика — координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Родительское собрание в ГКП «Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Конспект нетрадиционного родительского собрания в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста «Игрушки своими руками из различных.

Пособия для развития мелкой моторики: доска, коврик, книжка, шнуровка. Сделайте своими руками!

Фото с сайта: tmndetsady.ru

Любые родители в мире мечтают дать своим детишкам все самое лучшее, научить многим вещам, которые знают сами, а также и тем, о которых даже не имеют представления. Причем немалую роль в быстрой обучаемости малыша может сыграть развитие мелкой моторики, которая очень важна. Причем игры для развития моторики у дошколят вовсе не зря имеют достаточно широкую популярность среди заботливых родителей, так как именно они и влияют напрямую на ту область мозга, развивая и подстегивая ее, которая отвечает также и за речь, а без этого в школе обойтись никак не получится.

Современная промышленность предлагает просто колоссальный выбор самых разнообразных игрушек, наборов, конструкторов и прочего, однако далеко не все покупается за деньги, да и однотипные китайские приспособления могут не только попросту быстро надоесть, но даже и представлять опасность для вашего малыша. Таким образом, оптимальнее всего будет создать игрушки для развития мелкой моторики своими руками, причем сделать это будет несложно даже для тех, кто никогда ранее не занимался ничем подобным.

Подарите своему ребенку настоящую радость: игрушки для мелкой моторики своими руками

Фото с сайта: tmndetsady.ru

Конечно же, полки современных магазинов далеко не зияют пустотой, однако сделать что-либо самому – это совершенно иное дело, чем просто купить. Причем стоит понимать, что особыми навыками тут обладать вовсе не обязательно, но если имеется хоть какой-то опыт рукоделия, так это очень даже хорошо, будет гораздо легче сориентироваться, если вы умете держать в руках ножницы, клей с бумагой и иголку. Хотя даже если и нет подобных навыков, то любой мамочке придется научится, так что стоит отмести сомнения и приступать к действу.

Прежде, чем начинать делать какую-либо поделку, стоит хорошенько все обдумать и привлечь к работе также и ребенка. Совместный труд сближает. Малышу будет интересно вдвойне, если он будет принимать участие в создании игрушки, потому не стоит выпроваживать любопытного кроху прочь из комнаты, если он пытается засунуть карандаш в ухо, а просто мягко его образумить и дать направление его неуемной энергии.

Для начала стоит понять, что вам не потребуется никаких особых приспособлений и вполне хватит того, что вы можете отыскать у себя дома. Разнообразные мелочи, лоскутки, сломанные бусики, ненужная пластиковая посуда и бутылочки, красивые пайетки, да и что угодно вообще, все это сгодится для создания поделки для моторики рук своими руками. По большому счету, все это вы бы попросту выбросили в утиль, а так оно пригодиться, малышу будет интересно и занимательно, а вам радостно, что вы самостоятельно сделали что-то абсолютно оригинальное. Однако кроме этого потребуются также и инструменты:

Фото с сайта: moderntoys.ru

  • Ножницы можно взять любые, главное, чтобы они были не слишком малы, потому что, возможно, придется разрезать пластиковые бутылки, толстый картон, которые маникюрными ножничками никак не отхватить.
  • Обычный клей ПВА продается в любом канцелярском магазине, стоит купить два тюбика, с дозатором и кисточкой, так будет удобнее.
  • Иголки с нитками есть в хозяйстве у каждой женщины, а тем более, если в доме имеется малыш.
  • Цветная бумага и картон, которые также легко приобрести, а стоимость их позволит выбрать сколько угодно разнообразных вариантов наборов.
  • Краски и карандаши помогут украсить вашу поделку, сделать ее яркой, красивой и интересной для ребенка дошкольного возраста.

Как мы уже говорили, для работы могут понадобиться лоскуты цветной ткани, лучше, когда их много, и они разноцветные и яркие, разнообразные большие пуговицы, крышечки от банок, и даже крупы и песок. Причем стоит только начать что-то подобное изобретать, и потом попросту невозможно оторвать руки, так увлекает эта незамысловатая работа.

Практические занятия: игрушки для развития мелкой моторики для детей

Когда груда разноцветного красивого и яркого хлама, стасканного вами из разных комнат, вырастет до невероятного размера, можно приступить к работе и сделать для своего ребенка множество чудесных игрушек, которые помогут ему развиваться в самых разнообразных направлениях. Однако можно обойтись и иными способами, к примеру, сделать сперва что-то одно, потом другое и так далее, это уменьшит беспорядок, но и радости от труда будет гораздо меньше.

От простого к сложному: коврик для развития мелкой моторики своими руками

Фото с сайта: materinstvo.ru

Нужно сказать, что пособий для мелкой моторики рук своими руками можно создать невероятно колоссальное количество, но начинать всегда стоит с самого простейшего, и только потом делать нечто более сложное. Потому целесообразно начать с такой простой вещи, как коврик для развития моторики. Причем предназначаются такие коврики для деток с самого раннего возраста, и вплоть до трех-четырех лет. Причем в каждом возрасте такой оригинальный предмет будет давать малышу различные возможности, а сделать его совсем не трудно.

Стоит сразу же сказать, что коврик должен быть разноцветным и ярким, потому ткань для обтягивания основы нужно подбирать именно такого порядка, а не скучного пастельного оттенка. Маленькие детки все пробуют наощупь и на зуб, потому оптимально будет сшить обтяжку из различных типов тканей, к примеру, чередовать ворсистый вельвет с гладким шелком, перемежать фетровыми или твидовыми вставками и так далее, фантазируйте и все у вас получится.

Фото с сайта: best-mother.ru

  • В качестве основы, которая и будет обшита яркими лоскутами можно взять кусок поролона, мягкой и плотной ткани, к примеру фетра, или же попросту не нужное уже детское одеяльце.
  • Стоит обратить внимание на то, чтобы ткани для ребенка выбирались по принципу безопасности, то есть стоит отдать предпочтение натуральным материалам. Аккуратно обшейте цветными лоскутами заготовку или же сделайте своего рода чехол, который можно будет снять и выстирать.
  • Далее работать будет только ваша фантазия, ведь можно сделать такое пособие для развития мелкой моторики своими руками в виде тематической картинки, к примеру, реки с плывущей лодкой, замка с принцессой или драконом, паравозика на рельсах и так далее.
  • По всему периметру нашейте красивых крупных пуговиц, а также иных висячих элементов.
  • Если вы пришьете к небольшим мягким игрушкам, имеющимся дома, петельки, подросший малыш сможет пристегивать их прямиком к коврику, а потом снова снимать по своему желанию.
  • Можно нашить ленты, которые, к примеру, интересно будет заплетать в косы и вязать в углы.
  • Маленьким деткам нравятся также замочки-молнии, можно нашить на ковер и этого добра. Главное тут проследить за качеством, так как собачка зачастую оказывается в крохотном ротике ребенка, и он может подавиться. Выбирайте молнии с крупными пластмассовыми элементами, так будет безопаснее.

Кроме всего прочего, детки очень интересуются разнообразно звучащими предметами, потому старенькие погремушки, кусочки крепкой фольги и прочие удивительные штуковины точно понравятся, их тоже можно пристегнуть к вашему творению.

Удивительная библиотека: книжки для развития мелкой моторики своими руками

Фото с сайта: materinstvo.ru

Еще одна чрезвычайно популярная игрушка, которую можно легко сделать своими руками, это мягкая книжка для развития мелкой моторики. Ее на самом деле сделать не составит никакого труда, хотя мелкой работы может оказаться немного побольше, чем с ковриком. Однако такие игрушки подойдут уже для более старших, немного подросших деток, которые уже могут сами сообразить, как ее развернуть, чтобы хорошенько рассмотреть. Однако давайте все по порядку и сперва нужно выяснить, что же потребуется для создания такой книжки:

  • Иголки, нитки и ножницы, а при возможности, еще и швейная машина. Если же такого добра у вас нет, не стоит расстраиваться, пошить мягкую книжку можно и вручную.
  • Несколько цветных лоскутов различных тканей.
  • Синтепон или же тонкий поролон.
  • Бисер, бусинки, красивые и яркие пуговицы, пайетки, шнурки и прочие мелочи, которые вы только сможете отыскать дома.
Смотрите так же:  Юлия тимошенко адвокат власенко

Когда все готово, можно приступать и для начала вам нужно будет сшить мягкие странички. Для этого нужно вырезать одинаковые лоскуты прямоугольной формы произвольного размера, и сшить их с трех сторон. Вставив внутрь поролон или же синтепон, нужно зашить и четвертую сторону, чтобы получились крохотные коврики или же одеяльца, это и будут странички нашей книжки.

Фото с сайта: best-mother.ru

Далее на страницы с обеих сторон нужно будет нашить цветные и красивые аппликации. Они могут быть сюжетными, к примеру, по любимым сказкам «Колобок», «Пузырь, соломина и лапоть», «Мальчик-с-пальчик», «Лиса и журавль» и так далее, а могут быть просто произвольными. Также прекрасно впишется в формат книжки и шнуровка для развития мелкой моторики, которую можно легко сделать пришив к поверхности «листов» шнурочки или же цветные ленты. Не забывайте про те же пуговицы, мягкие игрушки небольшого размера, разнообразные колокольцы и бубенчики и так далее. Останется только сшить страницы на манер книжки и игрушка готова.

Занимательное рядом: доска для развития моторики своими руками

Фото с сайта: toysew.ru

Каждый родитель, вне всяческих сомнений замечал, что ребята чрезвычайно сильно любят самые разнообразные замочки и защелки, хитрые штуковины, которые нужно каким-то образом открыть или же наоборот, закрыть. Детишки любят кнопочки, выключатели, цепочки и прочие приспособления, и наша задача дать им все в доступной форме, причем совершенно без опасности для здоровья и жизни. Ведь если малыш будет ходить по квартире, что-то где-то вертеть и крутить, что-то ломать, то неизвестно, чем это может закончится.

Лучший вариант в таком случае – доска для моторики своими руками, создать которую будет вовсе не трудно, хотя эта работа скорее, предназначена для папы, а не для мамы. Тем не менее, любая современная мама тоже легко разберется, так что не стоит расстраиваться и пускать руки, если муж пропадает на работе целыми днями. Такую игрушку называют еще пультом управления и для ее изготовления вам потребуется нечто иное, чем для предыдущих поделок.

Фото с сайта: youtube.com

  • Небольшой лист фанеры, у которого нужно аккуратно зашкурить края, чтобы не было совершенно никаких зазубрин, и малыш не загнал занозу.
  • Самые разнообразные цепочки, шпингалеты и засовы, а также защелки можно легко отыскать в хозяйственных и мебельных магазинах.
  • Разного размера крючки с петлями также продаются там же.
  • Обязательно несколько недорогих крохотных, к примеру, велосипедных замков с ключами.
  • Старые диски от телефонного аппарата, вращать которые любят все, без исключения детки.
  • Можно использовать что угодно, к примеру, панели от старых калькуляторов с цифрами, вилки и розетки, тумблеры и переключатели и что только сможет выдать ваша фантазия.

Все это весьма компактно, но в то же время надежно и так, чтобы не мешало друг другу, нужно прикрутить к листу фанеры, предварительно выкрашенному разными яркими цветами. Но суть тут уже несколько в ином, потому особой разницы, скорее всего, малыш не увидит, даже если вы вообще не станете ее красить. При помощи подобной доски можно изучать с ребенком цвета, цифры, основы счета и так далее.

Тактильные мешочки для развития мелкой моторики своими руками

Фото с сайта: grow-clever.com

Это особая игрушка, но предназначается она для маленьких деток, которым нужно обязательно развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения. Именно для таких целей лучшим вариантом станут тактильные или же сенсорные мешочки, сделать которые горазд кто-угодно, так как ничего сложного в этом нет.

Ученые уже достаточно давно поняли, что развитие устной разговорной речи малыша напрямую зависит от правильности выбора тактильных тактик развития. Чем быстрее и качественнее развивается моторика, тем лучше и быстрее ребенок учится говорить и связно выражать собственные мысли и так далее.

  • Проведя несколько экспериментов, опытным путем многим родителям удалось выяснить, что оптимальный размер мешочка шесть-семь сантиметров на десять-двенадцать.
  • Вырежьте прямоугольными отрезками, сложите вдвое, чтобы получился мешочек и сшейте меж собой боковые стороны. Одну сторону оставьте открытой.
  • Внутрь такого мешочка можно насыпать чего угодно, но опытные родители рекомендуют разнообразные крупы, к примеру, рис, гречку, фасоль, горох и так далее, но можно приобрести и просто бусины разных размеров.
  • Также внутрь можно поместить какую-то маленькую игрушку, чтобы ее там было интересно прощупывать крохотными пальчиками.

Фото с сайта: babyblog.ru

Не стоит засыпать крупу или же бусины под завязку, чтобы была возможность гонять содержимое между пальцев, а потом зашейте открытую сторону. Причем ткань для всех мешочков лучше брать одну и ту же, а вот именно содержимое их будет отличаться и по форме, и по фактуре, и по звуку. А когда внутри обнаружиться еще и нечто не совсем понятно, но такое знакомое наощупь, то радости малыша точно не будет предела.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками

наталья котич
Пособия по развитию мелкой моторики своими руками

-игры с мелкими предметами;

-штриховки,шнуровки,манипуляции с пуговицами,прищепками и т. д.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Дети есть дети-обожают играть! А мастерить что то вместе с родителями вообще всегда с большой охотой!

Мы решили изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками вместе с родителями. Это способствует сплочению семьи! Ведь родители самые заинтересованные и активные участники процесса воспитания!

посмотрите что у нас получилось.

«Нанизывание трубочек и бусинок»

«Двухсторонняя математическая доска»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Игры для развития мелкой моторики своими руками Развитие мелкой моторике имеет очень большое значение для развития ребенка. Если ее хорошо развивать, то у ребенка будет развита логика,.

Игры и пособия для детей младшего возраста по развитию мелкой моторики рук. Фото отчет. Всем известно, какую важную роль играет мелкая моторика рук для развития ребенка. Ее значение вот уже много лет подчеркивается учеными –.

Поделки своими руками для развития мелкой моторики Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться своим творчеством и творчеством родителей в создании игрушек для развития мелкой моторики.

Пособия для развития мелкой моторики Здравствуйте! Скажите, сколько всего может успеть мама в декрете? Да оооочень много! Вот и я, перейдя из одного декрета в другой, очень.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия для развития мелкой моторики рук Катерина Кононова Пособия для развития мелкой моторики рук Мелкая моторика — координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Пособия для развития мелкой моторики. Часть №4 Мы трудились пять месяцев, создавая наше замечательное пособие для развития мелкой моторики в раннем возрасте. Предлагаю посмотреть наши.

Самодельные пособия для развития мелкой моторики детей Хочу поделиться с вами своими наработками по изготовлению самодельных пособий для развития мелкой моторики из подручных материалов. Все.

Развивающие игрушки своими руками: Развитие мелкой моторики.

Предлагаю подборку на тему «Игрушки для развития мелкой моторики». Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. «Коробочка с крупами» — взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним «ручки» — крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится «писать» пальчиком буквы-цифры и пр.

2. В продолжение темы использования коробок от обуви — «Коробочка с крышечками». В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

3. «Копилки-кормилки» — из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут «кормить». У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) — изготовить их легко из бумаги или картона.

5. «Картинки-пластилинки», а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином — просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно «рисовать» пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

6. «Домашняя песочница». У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. «Перебиралки-перетягивалки» — вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

9. Искалочки — игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен — его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.

Надеюсь, эта подборка кому-нибудь пригодится.

Материал по теме:
Пособие для развития мелкой моторики рук.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мы предлагаем вашему вниманию игры для развития мелкой моторики рук , которые мы разработали и успешно используем в своей работе с детьми раннего возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном семинаре описаны приёмы и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики; изготовление пособий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

представлены фотографии некоторых пособий для развития мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка, пис.

Прекрасное пособие для развития мелкой моторики рук.

Практикум способствует привлечению внимания педагогов к теме развития мелкой моторики рук детей и стимулирования интереса к изготовлению различных дидактических пособий.

Пособия сделанные своими руками для развития мелкой моторики рук.

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Работая с детьми младшего возраста, я с.

Смотрите так же:  Приказ по больничным 2019

Семинар-практикум «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

МБДОУ №5 «Звёздочка»

Семинар-практикум: «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

Воспитатель: Рыбникова Ю.А.

Семинар-практикум: «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

Знакомство с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики; изготовление пособий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

подготовить бросовый материал;

показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

изготовить пособия из бросового материала для детей.

Оборудование : материал типа травка, широкая резинка, нитки, иглы, дырокол, воздушные шары, нитки мулине, цветные маркеры, мука, горох, гречка, крышечки из под киндер- сюрпризов, шило, пустые бутылки из под моющихся средств, канцелярские ножи, шнуровка разных цветов.

Задачи для детей:

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

Обогащать словарный запас;

Тренировать тонкие движения пальцев рук;

Способствовать развитию творческих способностей;

Развивать память и связную речь;

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

Развивать навыки ручной умелости.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

1. Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста.

2. Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.

3. Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста.

4. Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, то их плотно сжимает.

Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.

Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Вернёмся в предысторию вопроса. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки ия руки есть ещё одна речевая зона мозга» — доказывает М. М. Кольцова.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

Работа с родителями

§1. Теоретические основы формирования речи детей раннего возраста.

1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы) .

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители — первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми — разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже — в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

§2. Содержание педагогической деятельности по развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобрала игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.

Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали. В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее. Организую игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

Смотрите так же:  Если муж не прописан как оформить субсидию

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, снимая и закрепляя сказочных героев, разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя — стимулирующая гимнастика, Физкультурные минутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика. Для развития общей и мелкой моторики стала планировать больше интегрированных видов деятельности: «Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка, «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование, «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное, «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное, к зайке в гости (рисование и музыка) и т. д. Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

§3. Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями — начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

3) «Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».

2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные «роли».

Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.

Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

Очень полезны игры и упражнения с мячом:

— перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;

— подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;

— подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки — «бегает» по столу.

«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) «идет» по столу.

«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Также используют пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Примеры пальчиковых игр:

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

«Пальчиковые» игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: в раннем возрасте у ребёнка имеются затруднения в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно развитие мелкой моторики именно через эти виды деятельности и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек. Всё это – эффективные пути для развития мелкой моторики и развития речи детей.

Одно из направлений — это игры со счетными палочками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики — использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

Авторские методы развития мелкой моторики:

Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

«Аква гимнастика для пальчиков»

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Сейчас продаются мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. В нашей школе мы изготавливаем это пособие сами. Во-первых, с эстетической точки зрения, не очень правильно мять мякиши, на которых нарисовано лицо. Во-вторых, свои пособия можно сделать из шариков нужного цвета и размера, используя их не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы) .

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

В книжном уголке речевой зоны пополняется «художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Пополняю игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультурных минуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи. Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Они у нас в группе первые помощники. После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики. Также были проведены консультации на темы: «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т. д. В группу родители приобрели художественную литературу с пальчиковыми играми, сделали сухой бассейн для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Помогли сделать из линолеума «рамки-вкладыши», где дети не только вставляют фигуры, но и используют как трафареты – обводят и закрашивают. Для родителей проводились семинары – практикумы на темы: «Развивающие игры с использование подручных средств с детьми раннего возраста», «Игры с песком и водой» и т. д.

§4. Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий.

Пособие « Массажные щётки»

Необходимо взять квадрат материала типа травка размером десять на десять сантиметров. С помощью ножниц вырезать овальную форму размером с детскую ладонь. С помощью дырокола сделать по два отверстия с каждой стороны травки. Затем взять большую иглу с ниткой и с изнаночной стороны травки пришить резинку, так чтобы она крепко держалась на ладони.

Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Пособие «Разноцветные бусы»

Для изготовления этого пособия нам понадобится: шнурок, разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов, шило. Разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов необходимо поделить на две части. В центре каждой крышечки проделываем отверстия. И получившиеся бусины нанизываем на шнурок.

Для изготовления «Рыбки» понадобится пустая бутылка из-под шампуня. Нужно отрезать верхнюю часть и донышко бутылки. Оставшуюся часть бутылки разрезать на две части из одной части бутылки вырезаем форму рыбки (формы могут быть различными, например, машины, животные, одежда, обувь). С помощью шила проделываем отверстия в получившейся рыбке. Оформляем рыбку разноцветным шнурком и пластмассовым глазиком.