Родительское собрание гармония общения залог психического здоровья

Консультация на тему:
Гармония общения — залог психического здоровья ребёнка

Правила общения в семье детей и родителей

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 п. ВЕНЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

« ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ – ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ».

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 13 п. Венцы

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример тому.

  1. Провести с учащимися письменную работу – сочинение «Моя семья». Работы учеников зачитываются в ходе собрания. (Приложение 1.)
  2. Отобрать ситуации и вопросы, интересующие родителей, проведя предварительный письменный опрос.

Уважаемые родители, опишите, пожалуйста, свои действия в следующих ситуациях:

  1. Вам приходится делать ребенку замечание.
  2. Вы выражаете свой гнев.
  3. Вы хвалите ребенка.

Результаты опроса используются в ходе собрания и при оформлении доски. (Приложение 2.

  1. Оформить примеры позитивных и негативных суждений родителей в виде карточек, которые раздаются на собрании для обсуждения. (Приложение 3.)
  1. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее, и плохое.

Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».

Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

— Знаешь, папа, Коля, говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?

— После папиного молчания опять следует вопрос:

— Потому, — отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. – Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.

— Мама, а Миша говорит…

— Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.

— И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете, его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты.

Сегодня мы проведем собрание как практическое занятие по теме «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка». Природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в способности любить, потребности друг в друге.

СОЧИНЕНИЯ ДЕТЕЙ ( Приложение 1.)

  1. Практическая работа: общение родителей и ребенка.

Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются

недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребенка. Позиции школы и семьи в таких ситуациях должны совпадать, что поможет эффективно справляться с конфликтными ситуациями в общении, достойно делать замечания, преодолевать гнев, не унижая ни своего достоинства, ни достоинства ребенка, вовремя хвалить детей, преобразовывать собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. ( Приложение 2.)

  1. Как правильно делать замечания?

— Делая замечания, взрослые могут:

обвинять и стыдить ребенка;

поучать и укорять его;

угрожать ребенку и задабривать его.

В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребенок тянется за хлебом и опрокидывает на белоснежную скатерть стакан сока.

— Что скажете вы, родители? Какова будет ваша реакция? (Высказывания родителей.)

Играя во дворе, пятилетний Юра нечаянно попадает мячом в электрическую лампочку, висящую над дверью подъезда. Лампочка разбивается.

— Это ты разбил лампочку? – сурово спрашивает отец, выходящий из дома.

— Это не я, — лепечет Юра, растерявшись от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

— Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать. — кричит отец, повернувшись к дому. – Сынок-то наш! Мало того что озорник, еще и лгун, оказывается.

— Как бы в такой ситуации поступили вы? (Выказывания родителей.)

— Зачастую замечания взрослых дети оставляют без внимания, поведение

детей может быть надоедливым и раздражающим; наступает момент, когда у родителей «лопается терпение». Родителям незачем скрывать досаду, притворяться спокойными. Если нет искренности, нет и гармоничного общения.

Представьте, что вы после неоднократно сделанных замечаний

входите в комнату ребенка и видите, что домашнее задание не выполнено, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки.

— Какова ваша реакция? (Высказывания родителей.)

— Какое из утверждений истинно, на ваш взгляд?

«Хвалить вредно», «Хвалить полезно». (Высказывания родителей)

Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы?

Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными. Но поступки детей хвалить полезно.

  1. Суждения родителей: возможные варианты и их последствия.

— Любые сказанные в адрес ребенка слова откладываются в его

подсознании, могут повлиять на его дальнейшую жизнь. Отрицательно действует на детей непоследовательность в поведении старших – то сентиментальное сюсюканье, то грубый окрик.

Это свидетельство родительской беспомощности, отсутствия

Утором мама торопится, а у Жени, как назло, запутались шнурки.

— Что за мальчишка, наказанье с ним!

Мама продолжает ругать Женю, пока шнурки, наконец, не оказываются завязанными. А вечером она приходит в детский сад за сыном:

— Милый, я пришла! Пойдем, птенчик мой!

— К детям надо относиться очень бережно. Наше родительское поведение, наша реакция, как правило, определяют поведение и ответную реакцию маленького человека.

Давайте обсудим различные варианты ваших суждений о ребенке и проанализируем их возможные последствия.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. (Приложение 3.)

Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении

и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, скромность, честность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Родительский труд очень тяжел. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЕЙ (Приложение 4.)

V. Итог собрания.

Благодарю всех за участие в собрании и откровенность. Предлагаю закончить предложения:

« Для меня было неожиданным, новым…»

«Я задумалась сегодня о…»

— По нашей доброй традиции вручаю вам памятки. Сегодня это заповеди для родителей (Приложение5.)

« У нас очень хорошая семья. Я люблю маму, папу, сестренку. У меня еще есть бабушка и дедушка, но они живут в городе. Я люблю маму потому, что она помогает мне с уроками. Когда я заболею, мама всегда за меня волнуется и покупает таблетки. А папа очень вкусно готовит, когда нет мамы. Сестренку я люблю потому, что она очень хорошенькая. Я люблю всех в семье». ( Яременко А.)

«Моя семья очень веселая и смешная. Моя мама почти все время куда-нибудь ездит. Бабушка все время считает на калькуляторе. Папы у нас нет. Мы с сестрой скучаем по брату, который сейчас в Москве». (Стовба А.)

«Моя семья доброжелательная. Моя мама работает в магазине, а папа в охране. Я учусь. Я люблю маму потому, что родила меня на свет, любит меня, занимается со мной. А папу я люблю потому, что он заставляет меня читать. У моей мамы доброе сердце. Только я хотела бы¸ чтобы, когда к нам приходят гости, мама не забывала про тебя».

«У нас в семье все нормально. Я люблю маму и папу. Я люблю учиться и ездить в город. Летом я ездил отдыхать в Сочи. Папа ездит на работу, он ловит рыбу. Мама убирается дома. Я хочу быть нефтяником или шахтером» (Судоплатов А.)

Говорить нужно о ситуации, а не о личности.

«Я» — сообщения не унизят ничьего достоинства.

Гармония общения — залог психического здоровья ребенка»

Автор: Леженина Маргарита Андреевна

«Гармония общения – залог психического здоровья ребенка»

Игра «Переход через реку»

Реквизит. Листы бумаги А4 по одному для каждого участника. (Вариант – куски газеты разного размера.)

Количество участников . Любое. (Вариант – две команды.)

Правила. На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её необходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бумаги.

При этом камни остаются на месте, если на них стоит человек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уносит (ведущий сам убирает листки).

Вариант: возможно, «всплывают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться касание одеждой либо только частями тела).

Группа должна переправиться через реку в полном составе.

Цели: способствовать разрешению противоречий, возникающих между родителями и детьми; помочь родителям понять своих детей, достигнуть взаимопонимания; проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок – взрослый»; развивать у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям и укреплять дружеские семейные отношения; создать благоприятную атмосферу общения; продолжить работу над сплочением коллектива учащихся и родителей.

Смотрите так же:  Статья ук рф сокрытие улики

Форма проведения : обучающий семинар.

Участники : учащиеся 9 – 11 классов, классные руководители, родители.

Материалы и оборудование : на доске ярко (цветным мелом) написана тема собрания, несколько фраз из Памятки для родителей; экран и компьютер с мультимедийным проектором; на столе приготовлены карточки для родителей и детей на цветной бумаге, а также памятки и Обращение детей.

Подготовка к собранию :

Приглашение родителей на собрание.

Анкетирование ребят и обработка результатов.

Подготовка Памятки для родителей по теме собрания и Обращения детей к родителям, ко всем взрослым. (Прилагаются.)

1. Организационный этап, актуализация личностной вовлеченности участников.

Слово классного руководителя . Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить на тему «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка». По статистике, родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы, сегодня будем общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга. Вспомним фильм «Доживем до понедельника» и фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают». И действительно, если в семье между родителями и детьми есть понимание и доверие – это счастливая семья и ребенок в ней счастлив.

Слово классного руководителя. Но чаще всего, повзрослев, дети избегают общения с родителями, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы, переживания. Подобное представление имеет реальное основание. Все знают, как бывают, не похожи взгляды родителей и детей по многим вопросам, как часты конфликты между ними, как трудно детям добиться от родителей признания своей взрослости, независимости, как склонны родители опекать, контролировать поведение детей, предписывать им те или иные нормы. Все это так. И все же беседа с ребятами показала, что большинство наших детей ощущают настоятельную потребность в доверительном общении с вами, в вашем внимании, любви, понимании.
Воспитание детей – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

Социологические исследования показывают, что влияние семьи на воспитание ребенка составляет 50 %, СМИ – 30 %, школы – 10 %, улицы – 10 %.

Анализ результатов анкетирования учащихся.

Готовясь к сегодняшней встрече, мы с ребятами провели анкету. (Вопросы анкеты на экране).

Анкета
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем ты огорчаешь своих родителей?
3. Чем ты их радуешь?
4. Как тебя наказывают родители?
5. Просишь ли ты прощения?
6. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
7. Часто ли бывает, что родители несправедливы к тебе?

8. Что хотел бы ты изменить в своей семье?
9. Продолжи фразу: Для меня моя семья…
10. Я своих родителей люблю, потому что… .

Эта анкета показала, что в некоторых семьях глава семьи – мама, несколько ребят написали – мама и папа, и только в двух семьях дети считают, что глава семьи – папа.

Результаты анкеты касаются и вас, юноши и девушки. Из анкеты следует, что вы часто огорчаете своих родителей плохим поведением, плохими оценками в школе. Хорошо, что вы осознаете свои ошибки, но не все и не всегда могут извиниться за то, что обидели своих близких. Да, это трудный шаг, но этому, ребята, надо учиться, и надо уметь просить прощения. А самое главное – надо уметь прощать, иначе очень трудно вам будет в жизни. Очень хорошо, что вы не только огорчаете своих родителей, но и умеете их радовать: хорошим поведением и отношением, когда приготовите что-то вкусненькое, помощью по дому, какой-либо «победой», своим присутствием, и, конечно же, своими успехами и хорошими оценками.

А сейчас мы выполним с вами упражнение «Атомы и молекулы», где Атомы – это родители, а молекулы – дети. Вы свободно под музыку передвигаетесь по комнате.

Упражнение «Атомы и молекулы» (I вариант)

Участники разбредаются по комнате под негромкую музыку. Ведущий говорит: «Каждый из вас – одинокий атом и одинокая молекула, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими, совершаете легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов и молекуле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека.

В результате игры создаются 2 команды – родителей и 2 команды – детей.

А сейчас мы с вами поменяемся ролями. Дети наши будут строгими родителями, а родители – непосредственными детьми. Для этого мы разбили вас на 2 группы «круглый стол» родителей (которые будут сегодня в роли детей) и на 2 группы «круглый стол» детей (которые выступают в роли родителей).

Мы раздаём вам ситуацию, вы должны в течение 3 минут продумать ваши действия в той или иной ситуации и рассказать. Итак, приступайте к заданиям!

Родительское собрание «Гармония общения — залог психического здоровья ребенка»

Воспитание – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.

Родительские собрания должны быть интересными и полезными для всех, ведь не развивая родителей – семью, нельзя полноценно воспитать, развить личность.

Данное собрание проводится совместно с детьми. В процессе личностного, неформального, эмоционально – положительного общения родителей и детей, вместе обсуждая и решая проблемы межличностного взаимоотношения, выходим на новый уровень понимания друг друга.

Цели:

  • Способствовать разрешению противоречий, возникающих между родителями и детьми;
  • Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  • Лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга;
  • Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребенок – взрослый”;
  • Развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
  • Создание благоприятной атмосферы общения;
  • Сплочение коллектива учащихся и родителей.
  • Форма проведения – обучающий семинар.

    Подготовительная работа к собранию:

    • Приглашение родителей на собрание.
    • Сбор семейных фотографий и монтаж презентации собрания.
    • Репетиция вокальной группой песен “Родительский дом” и “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.
    • Оформление фото – выставки “Наша школьная жизнь” за 9-й класс.
    • Анкетирование ребят и обработка результатов. (3 анкеты прилагаются)
    • Подготовка памятки для родителей по теме собрания и обращение детей к родителям, учителям и ко всем взрослым. (Прилагаются)

    Оборудование и ТСО:

  • На доске ярко цветным мелом написана тема собрания, “рецепт счастья” (см. в тексте собрания) и несколько фраз из памятки для родителей.
  • Экран и компьютер с мульти – проектом.
  • На стене фото – выставка.
  • Магнитофон с фонограммой песен.
  • На столе приготовлены карточки для родителей и детей на цветной бумаге, а также памятки и обращение детей.
  • План собрания:

  • Песня “Родительский дом”, презентация семейных фотографий.
  • Вступительное слово классного руководителя и подведение итогов анкеты “Мои контакты с родителями”.
  • Анкета “Я и моя семья”
  • Ролевая игра дети будут строгими родителями, а родители непосредственными детьми.
  • Заполнение анкеты “Я люблю когда…”
  • Блиц – опрос для детей и экзамен для родителей.
  • Обращение детей.
  • Заключительное слово классного руководителя.
  • Песня “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”, презентация школьных фотографий.
  • Раздать памятки по теме собрания и обращение детей.
  • Все этапы собрания логически взаимосвязаны и завершены.

    Актуальность выбранной темы: Непонимание двух поколений, отношение между ними – это вечная проблема. 9-й класс – это такой возраст, когда во взаимоотношениях с родителями появляется непонимание, недоверие, что приводит к конфликтам. А детям необходимо внимание родителей, их советы, их любовь, т.е. требуется больше общения.

    Рекомендации по использованию разработки:

  • Эту тему можно продолжить в 10 и 11 классах, обыгрывая другие ситуации и используя другие тесты, т. к. она всегда актуальна и востребована.
    • Данное собрание можно провести не только в 9 классе, но и в 10–11-х класссах.

    Литература:

  • Журнал “Классный руководитель” №3 – 2004г.
  • Журнал “Классный руководитель”№7 – 2004г.
  • Журнал “Классный руководитель”№3 – 2005г.
  • Кузьмина Т.А. и др. “Методические разработки родительских собраний” г.Волгоград 2002г.
  • Макарова О.В. Пащук А.Г. “Воспитание =семья + школа” г. Москва 2002 г.
  • Гармония общения – залог психического здоровья ребенка”

    Начало: звучит песня в исполнении детей “Родительский дом”, а на экране демонстрируются семейные фотографии.

    1. Добрый день, дорогие родители, мамы и папы!
    Добрый день мои ученики, девочки и мальчики!
    Добрый день дорогие гости, учителя нашей школы!

    Вот мы снова собрались вместе, родители и дети. И сегодня мы с вами поговорим на тему “Гармония общения – залог психического здоровья ребенка”. По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы сегодня будем общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга.

    Вспомним фильм “Доживем до понедельника” и фразу, сказанную одним из героев: “Счастье – это когда тебя понимают”. И действительно, если в семье между родителями и детьми есть понимание и доверие – это счастливая семья, и ребенок счастлив в своей семье.

    Но чаще всего, повзрослев, дети избегают общения с родителями, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы, переживания.

    Подобное представление имеет реальное основание. Все знают, как бывают, непохожи взгляды родителей и детей по многим вопросам, как часты конфликты между ними, как трудно детям добиться от родителей признания своей взрослости, независимости, как склонны родители опекать, контролировать поведение детей, предписывать им те или иные нормы.

    Смотрите так же:  Как пишут заявление в садик

    Все это так. И все же беседа ребятами показала, что большинство наших детей ощущают настоятельную потребность в доверительном общении с вами.

    Но не со всеми, а с теми, кого они уважают, кто уважает их.

    По итогам анкеты “Твои контакты с родителями” (см. приложение) отношения со старшими можно считать благополучными у 8 ребят; удовлетворительные, но недостаточно многосторонние у 11ребят; и контакты с родителями недостаточны у 3 ребят.

    То есть большинству наших ребят необходимо общение со взрослыми, а точнее ваше, родители, внимание, ваша любовь, ваше понимание.

    Воспитание детей – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними.

    Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

    Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияет семья – 50%, СМИ – 30%, школа — 10%, улица — 10%.

    2. Готовясь к сегодняшней встрече, мы с ребятами провели анкету.

    (Вопросы анкеты на экране)

    1. Кто глава вашей семьи?
    2. Чем ты огорчаешь своих родителей?
    3. Чем ты их радуешь?
    4. Как тебя наказывают родители?
    5. Просишь ли ты прощения?
    6. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
    7. Часто ли бывает, что родители не справедливы к тебе?
    8. Что хотел бы ты изменить в своей семье?
    9. Продолжи фразу: Для меня моя семья…
    10. Я своих родителей люблю, потому что…….

    Эта анкета показала, что в 11 семьях глава семьи мама, 8 ребят написали мама и папа и только в двух семьях дети считают, что глава семьи папа.

    Из анкеты следует, что вы часто огорчаете своих родителей плохим поведением, плохими оценками в школе. Хорошо, что вы осознаете свои ошибки, но не все и не всегда просите прощения. Да, это трудный шаг, но этому ребята надо учиться и надо уметь просить прощения. А самое главное надо уметь прощать иначе очень трудно вам будет в жизни.

    Очень хорошо, что вы не только огорчаете своих родителей, но и умеете их радовать: хорошим поведением и отношением, когда приготовлю что-то вкусненькое, помощью по дому, какой – либо “победой”, своим присутствием, и, конечно же, хорошими оценками и успехами.

    На 6 вопрос многие ребята ответили “да”, но были ответы “иногда”, “нет”, и был вот такой ответ: “да, я считаю свою маму строгой, она всегда в детстве и по сей день была ко мне справедлива и не кричала по пустякам”.

    На 7 вопрос ребята отвели так: “нет”, “да, но только иногда”, “нет, но бывает”, “часто” написали 8 ребят, т.е. все таки мы взрослые, бываем несправедливы к своим детям.

    На последние 4 вопроса я зачитаю ответы из анкет ребят.

    3. А сейчас мы с вами поменяемся ролями. Дети наши будут строгими родителями, а родители непосредственными детьми. Круглый стол родителей (которые будут сегодня детьми) и круглый стол детей (которые выступают в роли родителей).

    Задания для детей (строгие родители)

    Задания для родителей (дети непосредственные)

    Диск вам дали всего на один вечер.

    2. Вы были на дне рождения у друга и немного приняли алкоголя. Вам надо объяснить, почему вы это сделали и как-то смягчить родителей.

    Ваша первая реакция?

    Как объяснить это родителям?

    Как вы будете уговаривать родителей отпустить вас на дискотеку?

    Как вы будете просить или требовать купить эту вещь?

    Сейчас каждый из вас посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, а может и своё поведение.

    Сегодня мы посмотрели, какими строгими родителями будут наши дети, и какими хорошими детьми были наши родители.

    4. Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако, одного желания мало. Просчеты, ошибки взрослых не так уж редко оборачиваются нравственными недостатками в их детях. Хорошее воспитание требует времени, больше общения с детьми. Лучший способ, обеспечивающий пристальное внимание, – это выкраивать время, чтобы быть с ребенком наедине, поговорить с ним по душам. Именно это и отличает настоящих родителей от обычных, заботливых от безразличных.

    При всем старании, родителям не прожить за ребенка его собственной судьбы. “Идеального” родителя не существует. Каждый имеет право на ошибку. То, что родитель ошибается, искренне выражает чувства, ищет конструктивное решение проблем, способы что-то изменить в себе, делает его в глазах ребенка близким и человечным, пробуждает уважение и гордость, рождает чувство безопасности, надежности и доверия в душе ребенка.

    Сейчас я раздам листочки и родителям и детям. Прошу вас продолжить предложение несколькими словами. (В это время звучит тихая музыка)

    2. Мне нравится, когда родители

    3. Я не люблю, когда мама____________

    4. Я любил бы вас больше, если бы вы

    5. Самое главное в семье____________

    2. Мне нравится, когда сын (дочь)

    3. Я не люблю, когда сын (дочь)______

    4. Я любил бы своих детей еще больше

    5. Самое главное в семье____________

    Родители и дети обмениваются листочками и пожеланию выборочно зачитать ответы детей и ответы родителей.

    5. Блиц – опрос для детей.

    Учащийся берет билет-карточку с вопросами и сразу же отвечает без подготовки.

    1. Назови дни рождения мамы и папы.
    2. Любимая песня мамы.
    3. Любимое воспитательное выражение твоих родителей.
    4. Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?
    5. Какие подарки любит мама получать на 8 марта?
    6. Во сколько встает и во сколько ложится спать твоя мама?
    7. Знаешь ли ты друзей родителей?
    8. Назови, какое учебное заведение окончили твои родители.
    9. Назови место работы своих родителей.
    10. Знаешь ли ты день рождения вашей семьи.
    11. Что твои родители ценят в людях?
    12. Какое блюдо любит твоя мама?
    13. Где работает твоя мама, и чем она занимается на работе.

    У вас, дорогие родители, экзамены с вашими детьми каждый день, каждый час и все годы.… Расскажите, как вы решаете те или иные жизненные проблемы. Я вам предлагаю карточки с ситуациями и прошу вас ответить на них.

    1. Вы заняты домашними делами, а ваш сын (дочь) просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?
    2. Ваш ребенок хочет узнать о вашей первой любви. Станете ли вы об этом рассказывать?
    3. Достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку?
    4. Вы заметили, что ваш ребенок курит. Что вы будете делать? Приходилось ли вам сталкиваться с этой проблемой в жизни?
    5. Дни рождения, встречи и т.д. неизбежны в будущем. Вы считаете, что ребенок должен выпить первую рюмку вина или шампанского дома или вне дома, и в каком возрасте?
    6. Вам не нравится друг (подруга) вашего ребенка. Будете ли вы как-то влиять на эту дружбу?
    7. Разрешаете ли вы посещать своему ребенку дискотеку? До которого часа разрешаете вечером быть вне дома?
    8. Даете ли вы своему ребенку деньги на личные расходы? Знаете ли, на что конкретно он их тратит?
    9. Знает ли ваш ребенок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?
    10. Часто ли ваш ребенок требует что-то купить? Посильны ли его просьбы для семьи?
    11. У вас плохое настроение – отражается ли это на ваших детях?
    12. Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашему ребенку. Что для этого нужно?
    13. Вы узнали, что ваш ребенок совершил плохой поступок. Ваша реакция?
    14. Ваш ребенок отзывается плохо об учителях. Как вы поступаете в этих случаях?
    15. Вы заметили, что ребенок врет. Что будете делать?
    16. Вы не справедливо обидели своего ребенка. Как выйти из этой ситуации?

    Вы все успешно сдали сегодня экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни у каждого из вас было как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

    6. “Целуют родители нас.
    В неловкости мы каменеем.
    И с детства, в который уж раз,
    Добром отвечать не умеем…” (Н. Зиновьев)

    Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым. Это обращение составлено также на основе анкет учащихся.

    (Обращение зачитывают дети, и на экране демонстрируется это обращение)

    Обращение учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым

    Любимые мамы и папы.

    * Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.

    *Берегите нас, ваших детей, любите нас.

    *Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.

    *Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.

    *Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.

    * Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.

    От вас мы ждем поддержки, уважения, справедливости. Постарайтесь увидеть в нас лучшие стороны. Не кричите на нас на уроках. Больше улыбайтесь. Ставьте только хорошие оценки. Любите и понимайте нас – ваших учеников.

    Станьте добрее друг к другу и к нам, детям!

    Так хочется слышать вокруг добрые, вежливые слова, видеть улыбающиеся лица, чувствовать, что рядом есть люди, которые всегда могут помочь тебе, понять тебя, дать добрый совет.

    Уважаемые родители и учителя, эти незатейливые и в то же время практические советы ребят должны помочь вам всегда иметь тесный контакт и взаимопонимание с вашими детьми. И тогда ваши дети будут доверять вам.

    7. Подходит к концу очередная наша встреча. Конечно же, говорить о общении родителей и детей можно долго и много. Но все мы должны отдавать себе отчет в том, что, общаясь как можно больше со своим ребенком, мы воспитываем его и тем самым вносим свой особый вклад в общественное развитие, а потому всем нам необходимо понимать, что труд родителей предоставляет свои особые возможности для творчества, фантазии, самоутверждения.

    Смотрите так же:  Что могут описать приставы по закону

    8. Любите своих детей и доверяйте им.

    Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.

    Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немножко по – другому взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у кого-то отношения изменится в лучшую сторону.

    Спасибо Вам, что пришли на наше собрание, потратив свое личное время.

    Я всегда очень рада Вас видеть в своем кабинете. И еще несколько слов: рецепт счастья: “ Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!”

    Наше собрание заканчиваем песней “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.

    На экране демонстрируются фотографии из школьной жизни детей.

    Раздаются памятки по теме собрания и обращение детей к родителям, учителям и ко всем взрослым.

    Памятка для родителей по теме собрания.

  • Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
  • Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
  • Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.
  • Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  • Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
  • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
  • Выступление на родительское собрание на тему «Гармония общения — залог психического здоровья ребенка»

    Материал для родительского собрания

    подготовила зам. директора по ВР

    Общение – суть жизни людей. Полноценные взаимоотношения ребёнка с родителями являются одним из важных факторов формирования его личности, его успешной социализации, залогом психического здоровья ребёнка.

    Общение ребёнка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии. Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или в худшую сторону. Поэтому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребёнка. При этом позиции школы и семьи должны совпадать.

    Возьмите на заметку – главный метод воспитания: доставлять ребёнку радость общения, радость совместного переживания, совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

    Психологи утверждают, что истинная родительская любовь проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви.

    Умение слушать ребёнка. Важно слышать, что ребёнок хочет вам сказать, уметь выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребёнку возможность выразить всё многообразие его чувств и переживаний.

    Манера говорить с ребёнком. Разрешать спорные вопросы надо так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны. Если вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.

    Знание, как наказывать ребёнка. Мудрые родители, наказав ребёнка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребёнка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.

    Помощь в развитии ребёнка. Помните, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и неуверенности, ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».

    Советы родителям «Как строить общение с детьми»:

    совместно видеть ситуацию, совместно стремиться к её разрешению, совместно действовать в решении проблемы;

    понимать, что в самом малом возрасте ребёнок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;

    разделять с ребёнком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге;

    установить равенство позиций в общении с ребёнком. Равенство позиций означает принятие и признание ребёнка;

    принять неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;

    научиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;

    строить общение с ребёнком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нём изменения.

    — будить ребёнка по утрам спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

    — не прощаться, предупреждая и направляя: «смотри, не балуйся, веди себя хорошо, отвечай лучше». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

    — дать ребёнку возможность расслабиться после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов. Если же он чересчур возбуждён и жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

    — видя, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытываться, пусть успокоится, тогда и сам всё расскажет.

    — в общении с ребёнком стараться избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

    — находить в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

    — выбирать единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.

    ребёнок требует постоянного внимания. Возьмите за правило выражать своё положительное отношение к делам ребёнка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание. Чем больше внимания и заботливости испытывает ребёнок, тем интереснее ему общаться с вами. Вспомните, что завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

    характера, не подчер­ кивая прошлых ошибок и проступков;

    * постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критич­ ным, циничным по отношению к нему;

    * предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач,

    нового дела, выбирая посильные для него задания;

    *уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его дос­ тижениям и успехам.

    *проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях,

    оказы­ вать поддержку во всем;

    *создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;

    * проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

    * предпочитать требовательность — безразличию, свободу — запретам, тепло в отношениях — отчужденности;

    * снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье недопустим!

    * избегать ортодоксальных суждений;

    * уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

    К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

    Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

    * к стремлению «уйти в себя»;

    * к отчуждению во взаимоотношениях;

    * к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;

    * к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

    * к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

    *к повышению нервно-психической напряженности;

    * к снижению активности;

    * к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать

    поступаю­ щую информацию.

    КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

    * обидно, когда все беды валят на тебя;

    * обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются

    * обидно, когда тебе не доверяют;

    * обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать

    * обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют

    про­ должать надоевшее, унылое занятие;

    * обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу и заня­ тие, от которого не отвяжешься;

    * обидно, когда тебя попросили что-либо сделать, нарисовав радужную

    кар­ тину того, что должно получиться, а выясняется, что все это на самом деле — скука;

    * обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

    * обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

    * обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможно­ сти оправдаться;

    * обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

    ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

    Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

    Если ребенок живет во вражде, он учиться агрессивности.

    Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

    Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

    Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

    Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

    Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

    Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

    Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

    Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.