Судимость в зарубежных странах

Судимость — это особое правовое состояние лица, возникающее в связи с его осуждением за преступление к какому-либо наказанию и сопряженное с определенными правоограничениями, выступающими как правовые последствия судимости.

Правовые последствия судимости могут носить как уголовно-правовой, так и общеправовой характер.

Общеправовые последствия судимости могут заключаться, например, в ограничении выбора места жительства, выбора профессии. Так, неснятая или непогашенная судимость препятствует поступлению на работу в правоохранительные органы, занятию частной детективной деятельностью, запрещено принимать на материально ответственные должности лиц, судимых за корыстные преступления. За определенной категорией лиц с неснятой или непогашенной судимостью возможно установление административного надзора. Наконец, лицо, у которого имеется судимость, обязано сообщать об этом при запросе официальных органов.

При совершении лицом, имеющим судимость, нового преступления наступают уголовно-правовые последствия судимости.

В первую очередь, судимость рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК). Учитывается судимость и при назначении наказания, например, при рецидиве преступлений (ст. 68 УК), при совокупности приговоров (ст. 70 УК).

В ряде случаев неснятая или непогашенная судимость выступает как квалифицирующее обстоятельство. Примерами могут служить многие составы преступлений против собственности (ст.ст. 158–163, 165 УК), преступлений в сфере экономической деятельности (ст.ст. 171, 172, 175, 186, 191, 198, 200 УК) и др.

При осуждении к наказанию в виде лишения свободы судимость влияет на определение вида исправительного учреждения и его режима (см. ст. 58 УК). Неснятая или непогашенная судимость препятствует назначению наказания в виде ограничения свободы (п. «а» ч. 2 ст. 53 УК).

Состояние судимости, начавшись с момента вступления обвинительного приговора в законную силу, длится в течение всего срока основного и дополнительного наказания, а также в течение определенного времени после освобождения от наказания по сроку или досрочно.

Закон (ст. 86 УК) предусматривает два вида прекращения судимости: погашение и снятие.

1) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

2) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия наказания;

3) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

4) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

5) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

При этом в срок погашения судимости засчитывается время, в течение которого вступивший в силу приговор не приводился в исполнение и при этом давность его исполнения не приостанавливалась. Если приговор так и не был приведен в исполнение, судимость погашается по истечении сроков давности обвинительного приговора.

В случае досрочного освобождения лица от наказания или замены ему наказания более мягким срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания к моменту освобождения. Срок погашения при этом следует исчислять с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК).

Снятие судимости возможно в следующих случаях:

1) на основании акта амнистии или помилования;

2) под действием обратной силы закона (ч. 1 ст. 10 УК);

3) если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно. В таких случаях суд по ходатайству осужденного может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

В ч. 6 ст. 86 УК закреплено положение о том, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Это означает, таким образом, снятие всех ограничений правового статуса лица, обусловленных наличием судимости.

Зельдов С.И. Уголовно-правовые последствия судимости. Орджоникидзе, 1986. *

Квашис В.Е. Гуманизм советского уголовного права. М., 1969.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Может ли судимость в странах Содружества Независимых Государств быть учтена в Российской Федерации?

Может ли судимость в странах Содружества Независимых Государств быть учтена в Российской Федерации?

В судебной практике России дискуссионным является во­прос учета судимости, возникшей в странах Содружества Не­зависимых Государств (далее — СНГ).

Российская Федерация подписала и ратифицировала до­говоры о правовой помощи и правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам с Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г., Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г., Республикой Молдова от 25 февраля

1993 г., которые в части судимости носят информационный характер и не предусматривают наступление последствий.

Из ст. 76 Минской конвенции от 22 января 1993 г. следует, что каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учиты­вает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли. Минская конвенция вступила в силу 19 мая

1994 г., в том числе для Российской Федерации — 10 декабря 1994 г. Судимость в УК стран СНГ, в том числе РФ, не относится к обстоятельствам, отягчающим наказание. Но она образует рецидив преступлений и через него в качестве отягчающего обстоятельства может влиять на назначение наказания (статьи 60, 63 ч. 1 п. «а» УК РФ).

7 октября 2002 г. большинство стран СНГ приняли Киши­невскую конвенцию о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая должна была прийти на смену Минской конвенции 1993 г. Но она не была ратифицирована Российской Федерацией и ря­дом стран. Поэтому Минская конвенция и Протокол к ней от 28 марта 1997 г. продолжают применяться к Российской Федерации.

Протоколом от 28 марта 1997 г. Минская конвенция 1993 г. была дополнена ст. 761 «Признание приговоров», которая в минимальной степени коснулась Российской Федерации. УК РФ, действующий с 1 января 1997 г., отказался от понятия «особо опасный рецидивист» и «отягчающее ответственность обстоятельство в виде совершения преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление».

Можно ли судимость в странах СНГ рассматривать как осо­бо квалифицирующий признак некоторых составов преступле­ний? Полагаем, что нет. Квалифицирующие и особо квалифи­цирующие признаки изменяют квалификацию преступления, и в силу ч. 2 ст. 63 УК РФ их нельзя считать отягчающими об­стоятельствами при назначении наказания. Отягчающие об­стоятельства и квалифицирующие признаки рассматриваются и в научной литературе отдельно. Так, Л. В. Горбунова пред­ложила рассматривать термин «отягчающие обстоятельства» только в рамках ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 14 (утратило силу) и от 29.05.2014 № 9 допустили при опре­деленных условиях возможность учета судимости в странах СНГ при определении вида исправительного учреждения.

Судебная практика 90-х годов прошлого столетия шла по пути учета судимости при назначении наказания только как отягчающего обстоятельства. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 апреля 1995 г. отмечал, что судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны приниматься во внимание при квалификации пре­ступлений, но могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст. 76 Кон­венции о правовой помощи и правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ от 22 января 1993 г.

Судебная коллегия исключила из мотивировочной части приговора ссылку суда на учет прежних судимостей и снизи­ла наказание, указав, что суд не вправе был учитывать такие обстоятельства, как привлечение Колесникова к уголовной ответственности на территории других государств и наличие соответствующих судимостей.

По другому делу коллегия исключила из приговора в отноше­нии Абазова квалифицирующий признак — разбой, совершенный неоднократно, поскольку он был осужден в 1993 г. в Республике Бе­ларусь за разбойное нападение, т.е. после прекращения существо­вания Советского Союза. Поэтому данная судимость не могла учи­тываться при признании разбойного нападения неоднократным.

Аналогичные изменения были внесены в приговоры в от­ношении Головина, Разинкина, Богданова и др.

В науке уголовного права России нет единого мнения по вопросу учета судимости, образованной в странах СНГ. Так, В. П. Малков считает, что «при признании рецидива преступлений не следует учитывать также судимости в связи с осуждением лица за пределами России (в том числе в странах СНГ)». Его поддерживает И. Г. Возжанникова. Противопо­ложную точку зрения занимает В. Б. Малинин.

На наш взгляд, обе точки зрения имеют право на существо­вание. Статья 76 Минской конвенции позволяет по-разному интерпретировать ее содержание, отсюда различие подходов, полярность взглядов и дискуссионность проблем.

  1. Для Российской Федерации вопрос возможного учета судимости, образованной в других странах СНГ, регламенти­руется Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ от 22 января 1993 г. (статьи 76, 761).
  2. Судимость в странах СНГ может быть учтена в Россий­ской Федерации при назначении наказания как отягчающее обстоятельство через образуемый ею рецидив преступлений.
  3. Предлагаем дополнить Уголовный кодекс РФ ст. 12.1 «Су­димости в странах СНГ» следующего содержания: «Судимости, образованные в других странах СНГ, учитываются при при­знании рецидива преступлений, квалификации преступлений, назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соот­ветствии с международными договорами Российской Федера­ции» и инициировать внесение соответствующих изменений в Минскую и Кишиневскую конвенции.

Указанные выводы и предложения будут способствовать решению дискуссионных вопросов, возникающих в процессе учета судимости в других странах СНГ.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (75) 2014

научная статья по теме МОЖЕТ ЛИ СУДИМОСТЬ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ БЫТЬ УЧТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ГАБДРАХМАНОВ ФАРИТ ВАДУТОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «МОЖЕТ ЛИ СУДИМОСТЬ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ БЫТЬ УЧТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?»

Габдрахманов Ф. В.

МОЖЕТ ЛИ СУДИМОСТЬ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ БЫТЬ УЧТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

В статье раскрываются дискуссионные вопросы учета судимости в странах Содружества Независимых Государств при привлечении к уголовной ответственности в Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовное право, судимость, рецидив преступлений, назначение наказания, Содружество Независимых Государств.

Gabdrakhmanov F. V.

MAY A RECORD OF CONVICTION IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES BE TAKEN INTO ACCOUNT IN THE RUSSIAN FEDERATION?

The article describes the controversial issues of convictions accounting in the Commonwealth of Independent States in course of criminal prosecution in the Russian Federation.

Keywords: criminal law, record of conviction, the relapse of crimes, punishment appointment, Commonwealth of Independent States.

Габдрахманов Ф. В.

В судебной практике России дискуссионным является вопрос учета судимости, возникшей в странах Содружества Независимых Государств (далее — СНГ).

Российская Федерация подписала и ратифицировала договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г., Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г., Республикой Молдова от 25 февраля

1993 г., которые в части судимости носят информационный характер и не предусматривают наступление последствий.

Из ст. 76 Минской конвенции от 22 января 1993 г. следует, что каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывает предусмотренные законодательством Договаривающихся Сторон смягчающие и отягчающие обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли1. Минская конвенция вступила в силу 19 мая

1994 г., в том числе для Российской Федерации — 10 декабря 1994 г. Судимость в УК стран СНГ, в том числе РФ, не относится к обстоятельствам, отягчающим наказание. Но она образует рецидив преступлений и через него в качестве отягчающего обстоятельства может влиять на назначение наказания (статьи 60, 63 ч. 1 п. «а» УК РФ).

7 октября 2002 г. большинство стран СНГ приняли Кишиневскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам2, которая должна была прийти на смену Минской конвенции 1993 г. Но она не была ратифицирована Российской Федерацией и рядом стран. Поэтому Минская конвенция и Протокол к ней от 28 марта 1997 г. продолжают применяться к Российской Федерации.

Протоколом от 28 марта 1997 г. Минская конвенция 1993 г. была дополнена ст. 761 «Признание приговоров», которая в минимальной степени коснулась Российской Федерации. УК РФ, действующий с 1 января 1997 г., отказался от понятия «особо опасный рецидивист» и «отягчающее ответственность

1 Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ ru/index.html#reestr/view/text?doc=

2 Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7.10.2002. вступила в силу 27.04.2004 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html reestr/ view/text?doc=1313

обстоятельство в виде совершения преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление»3.

Можно ли судимость в странах СНГ рассматривать как особо квалифицирующий признак некоторых составов преступлений? Полагаем, что нет. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки изменяют квалификацию преступления, и в силу ч. 2 ст. 63 УК РФ их нельзя считать отягчающими обстоятельствами при назначении наказания. Отягчающие обстоятельства и квалифицирующие признаки рассматриваются и в научной литературе отдельно. Так, Л. В. Горбунова предложила рассматривать термин «отягчающие обстоятельства» только в рамках ч. 1 ст. 63 УК РФ4.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 145 (утратило силу) и от 29.05.2014 № 96 допустили при определенных условиях возможность учета судимости в странах СНГ при определении вида исправительного учреждения.

Судебная практика 90-х годов прошлого столетия шла по пути учета судимости при назначении наказания только как отягчающего обстоятельства. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 апреля 1995 г. отмечал, что судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны приниматься во внимание при квалификации преступлений, но могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст. 76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ от 22 января 1993 г7.

3 Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. «Содружество». — 1997. — № 2.

4 Горбунова Л. В. Обстоятельства, отягчающие наказание, по уголовному законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Самара, 2003.

5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» (п. 9 пп. «г») (утр. силу постановлением от 29.05.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=1118

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29 мая 2014 г. «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// vsrf.ru/Show_pdf.php? Id=9280

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. № 5 «О некоторых вопросах применения судами законодатель-

Габдрахманов Ф. В.

Судебная коллегия исключила из мотивировочной части приговора ссылку суда на учет прежних судимостей и снизила наказание, указав, что суд не вправе был учитывать такие обстоятельства, как привлечение Колесникова к уголовной ответственности на территории других государств и наличие соответствующих судимостей8.

По другому делу коллегия исключила из приговора в отношении Абазова квалифицирующий признак — разбой, совершенный неоднократно, поскольку он был осужден в 1993 г. в Республике Беларусь за разбойное нападение, т.е. после прекращения существования Советского Союза. Поэтому данная судимость не могла учитываться при признании разбойного нападения неоднократным.

Аналогичные изменения были внесены в приговоры в отношении Головина9, Разинкина10, Богданова11 и др.

В науке уголовного права России нет единого мнения по вопросу учета судимости, образованной в странах СНГ. Так, В. П. Малков считает, что «при признании рецидива преступлений не следует учитывать также судимости в связи с осуждением лица за пределами России (в том числе в странах СНГ)»12. Его поддерживает И. Г. Возжанникова13. Противоположную точку зрения занимает В. Б. Малинин14.

На наш взгляд, обе точки зрения имеют право на существование. Статья 76 Минской конвенции позволяет по-разному интерпретировать ее содержание, отсюда различие подходов, полярность взглядов и дискуссионность проблем.

1. Для Российской Федерации вопрос возможного учета судимости, образованной в других странах СНГ, регламентируется Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ от 22 января 1993 г. (статьи 76, 761).

2. Судимость в странах СНГ может быть учтена в Российской Федерации при назначении наказания как отягчающее обстоятельство через образуемый ею рецидив преступлений.

3. Предлагаем дополнить Уголовный кодекс РФ ст. 12.1 «Судимости в странах СНГ» следующего содержания: «Судимости, образованные в других странах СНГ, учитываются при признании рецидива преступлений, квалификации преступлений, назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соот-

ства об ответственности за преступления против собственности» (пункт 11). Признано утратившим силу постановлением Пленума от 06.02.2007 № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=935

8 Определение суда надзорной инстанции — Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 г. по делу № 48-Д 10-3 // Документ размещен на сайте Верховного Суда Российской Федерации.

9 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2005 года по делу № 46-005-6310 // Документ размещен на сайте Верховного Суда Российской Федерации.

10 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. по делу № 57-002-39// Документ размещен на сайте Верховного Суда Российской Федерации.

11 Определение судебной коллегии по уголовным делам № 22-7424 от 06.08.2004 г. [Электронный ресурс].— Режим доступа: http:// www.ekboblsud.ru/show_doc.php?id=3651

12 Малков В. К вопросу о формах и видах множественности преступлений по уголовному праву России // Уголовное право. — 2009. — № 1. — С. 30-38; СПС КонсультантПлюс.

13 Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А. И. Коробеева. — Т. I: Преступление и наказание. — С. 657. Цит. по: Возжанникова И. Г. Рецидив как вид множественности преступлений: монография / Отв. ред. А. И. Чучаев. — КОНТРАКТ, 2014.

14 Энциклопедия уголовного права. — Т. 9. Назначение наказания. — Издание профессора Малинина В. Б. — СПб ГКА, 2008. — С. 378.

ветствии с международными договорами Российской Федерации» и инициировать внесение соответствующих изменений в Минскую и Кишиневскую конвенции.

Указанные выводы и предложения будут способствовать решению дискуссионных вопросов, возникающих в процессе учета судимости в других странах СНГ.

Пристатейный библиографический список

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ГАБДРАХМАНОВ ФАРИТ ВАДУТОВИЧ — 2015 г.

БОГДАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ, ГАБДРАХМАНОВ ФАРИТ ВАДУТОВИЧ, КОРНЕЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА — 2015 г.

БЕЛЬКОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА, ГАБДРАХМАНОВ ФАРИТ ВАДУТОВИЧ — 2015 г.

Судимость в зарубежных странах

Автор — Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

В 18 (из 35) государствах – участников ОБСЕ, включая Афганистан и Тунис как государства – партнеры ОБСЕ по сотрудничеству, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится с учетом, в частности, наличия у лица судимости (см. Приложение 1).

При этом в Исландии правомочный избиратель в возрасте 35 лет и старше, не отбывающий наказание в виде лишения свободы сроком более четырех лет, вправе принимать участие в президентских выборах.

В Португалии избирательные права лица могут быть ограничены решением суда в качестве составной части наказания за совершение уголовного преступления.

В Туркменистане все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме, в частности, отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления. Это, также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право.

В Узбекистане закреплено, что лица, обвиняемые по уголовным делам не могут принимать участия в президентских выборах.

В 16 государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах прямо не закреплены положения о судимости как основание невозможности избрания лица на должность главы государства (Грузия, Ирландия, Македония, Сербия, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Тунис).

В Румынии в Конституции и законодательстве о выборах установлены некоторые иные ограничения на участие в президентских выборах: к участию в президентских выборов не допускаются лица, которым запрещено быть членами политических партий.

В целом почти в половине государств региона ОБСЕ (в 17 из 35), в которых предусмотрено проведение всеобщих и прямых выборов главы государства, в конституциях и законодательстве предусмотрено ограничение права быть избранным для лиц, которые имеют непогашенную или неснятую судимость, либо были осуждены за совершение преступлений, в том числе тяжких, особо тяжких или военных преступлений.

В целом в государствах региона ОБСЕ используются различные модели несовместимости кандидата на должность главы государства с наличием у него судимости.

В одних случаях в конституциях и законодательстве содержится общая отсылка на отсутствие у лица непогашенной судимости (например, Беларусь) либо конституционного импичмента (например, Литва), в других устанавливаются минимальные календарные сроки для сохранения судимости (Кыргызстан – осужденные правонарушители сохраняют судимость на срок до десяти лет после отбывания наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления).

В некоторых государствах законодательные положения о судимости, влияющей на электоральное участие лица в президентских выборах, были отменены (например, Украина) либо отказались от их введения (например, Словения).

Так, на Украине при проведении 25 мая 2014 года внеочередных президентских выборов (после совершения государственного переворота) положение, согласно которому кандидат на должность Президента Украины не должен иметь судимостей за совершение умышленного преступления, было исключено из новой редакции Закона «О выборах Президента Украины» в соответствии с предыдущими рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии.

В Словении в 2015 году был разработан законопроект, запрещавший гражданам, осужденным к лишению свободы на срок свыше шести месяцев баллотироваться на любые публичные (выборные) должности, был принят к рассмотрению парламентом, но затем был отклонен.

Срок влияния несовершения лицом преступления либо наличия у лица непогашенной или неснятой судимости, препятствующих реализации пассивного избирательного права на президентских выборах, варьируется от шести месяцев (Австрия) до 10 лет (Кыргызстан) либо до 15 лет (Российская Федерация), либо до отмены запрета на занятие выборной должности, принятого судом (Кипр, Польша), в том числе по результатам процедуры импичмента (Литва), либо пожизненное лишение права быть избранным за совершение преступления (Турция), либо несовершение лицом преступления (Монголия).

Вопросам судимости кандидатов на должность главы государства уделяется определенное внимание в некоторых международных документах ОБСЕ, Совета Европы (см. Приложение 2).

Основой лейтмотив указанных документов и решений – ограничения такого рода возможны, при этом любые изъятия из этого права (т.е. пассивного избирательного права) должны быть оговорены законом, преследовать законную цель и не являться произвольными или непропорциональными.

В частности, параграфом 7.3 Копенгагенского Документа СБСЕ от 29 июня 1990 года предусматривается, что государства-участники обеспечат «гарантии всеобщего и равного избирательного права совершеннолетним гражданам», в то же время как параграфом 24 предусмотрено, что ограничения прав и свобод должны быть «строго соразмерны цели закона».

В параграфе 14 Замечаний общего порядка № 25 к статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено положение о том, что «…Если судимость за деяние является основанием для ограничения избирательного права, период такого ограничения должен быть пропорциональным деянию и заключению».

1. Модель наличия непогашенной судимости

В 10 государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах содержится общая отсылка на отсутствие у лица непогашенной судимости (Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Казахстан, Молдова, Польша, Таджикистан, Узбекистан) либо конституционного импичмента (Литва) либо совершенного правонарушения (Монголия).

В Азербайджане в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Азербайджана кандидатами на должность Президента Азербайджана могут быть граждане Азербайджана, ранее осужденные судом за совершение тяжких преступлений.

В Беларуси в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси кандидатами на должность Президента Беларуси могут быть граждане Республики Беларусь не моложе 35 лет, постоянно проживающие в Республике Беларусь на протяжении последних десяти лет, при условии отсутствия непогашенной судимости.

Таким образом, в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси право баллотироваться не предоставляется лицам с наличием судимости.

При проведении 11 октября 2015 года президентских выборов такие лица не смогли баллотироваться на этих выборах; кроме того, в соответствии с законодательством такие действия, как участие в несанкционированных мероприятиях, могли привести к возобновлению исполнения их приговоров.

В частности, трем инициативным группам избирателей было отказано в регистрации на том основании, что инициативная группа включала в себя менее 100 членов, одной группе – по причине подачи заявления после окончательного срока подачи, одной по причине отсутствия необходимых документов, одной по причине невыполнения требования десятилетнего проживания кандидата в стране, и одной по причине того, что выдвинутый кандидат имеет непогашенную судимость за участие в массовых беспорядках протестов 2010 года.

В Боснии и Герцеговине пассивным избирательным правом не обладают лица, не обладающие активным избирательным правом, а также ограниченные по суду за совершение тяжких уголовных преступлений, в том числе военных преступлений.

Так, не имеет права быть избранным лицо, которое, в частности:

— отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Международного трибунала по бывшей Югославии;

— которое находится под юрисдикцией Международного трибунала по бывшей Югославии;

— не явилось по требованию Международного трибунала по бывшей Югославии в его расположение.

В Казахстане в соответствии с Конституцией (статья 41) и Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (статья 4) кандидат должен быть гражданином Казахстана по рождению, не моложе

40 лет, свободно владеть казахским языком и официально проживать на территории страны в течение последних пятнадцати лет. Лица, отбывающие уголовное наказание, лица с непогашенной судимостью, осужденные за преступления или административные правонарушения, включая преступления, связанные с коррупционными действиями, не могут баллотироваться на данную должность.

Как отмечается в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении

26 апреля 2015 года досрочных президентских выборов «…Ограничения, касающиеся длительности проживания, а также абсолютные ограничения, налагаемые на лиц, совершивших преступление, противоречат обязательствам ОБСЕ и другим международным требованиям и стандартам…

Требования к кандидатам следует изменить таким образом, чтобы они не ограничивали чрезмерно право граждан претендовать на государственные должности. Следует рассмотреть возможность снятия требования к продолжительности проживания и обеспечить соразмерность тяжести преступления любых ограничений на право баллотироваться для имеющих судимость…»

В Литве в соответствии со статьей 34 Конституции Литвы право быть избранным устанавливается Конституцией Литвы и законами о выборах.

В соответствии со статьей 78 Конституции Литвы Президентом Литвы может избираться гражданин Литвы по происхождению, проживающий в течение не менее трех последних лет в Литве, если ему ко дню выборов исполнилось не менее 40 лет и если он может избираться депутатом Сейма.

При проведении 11 мая 2014 года очередных выборов Президента Литвы в них намеревался принять участие бывший Президент Литвы, отстраненный путем импичмента, председатель партии «Порядок и Справедливость» Роландас Паксас, однако Главная избирательная комиссия Литвы отказала ему в выдаче подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатом на должность Президента Литвы.

Это было связано, в частности, с тем, что до тех пор, пока в Конституцию Литвы и законодательство о выборах не будет внесена соответствующая поправка, отменяющая запрет лицу, отстраненному от должности Президента Литвы в результате импичмента, принимать участие в президентских выборах, данное лицо не вправе принимать участие в выборах в качестве кандидата на должность Президента Литвы (необходимо отметить, что Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН обязали Литву отменить указанное конституционно-правовое ограничение).

В целом в соответствии со статьей 2 новой редакции Закона Республики Литвы от 7 ноября 2013 года «О выборах Президента Республики» Президентом Республики не может избираться лицо, грубо нарушившее Конституцию Литовской Республики или нарушившее присягу, которое Сеймом в порядке процесса импичмента было отстранено от занимаемой должности или лишено мандата члена Сейма.

Кроме того, соответствующим решением Конституционного суда Литвы Роландасу Паксасу было пожизненно запрещено занимать государственные должности, для вступления в которые необходимо принесение присяги.

В Молдове в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Молдовы право становиться кандидатами на должность Президента Молдовы имеют избиратели с действительным правом голоса как минимум 40-летнего возраста, которые проживают в Молдове хотя бы десять лет и владеют государственным языком.

Пребывающие в местах лишения свободы, с активной судимостью или потерявшие через суд право занимать руководящие должности не могут предоставлять свою кандидатуру на выборы.

В Монголии в соответствии со статьей 30 Конституции Монголии на должность Президента Монголии сроком на четыре года может быть избран исконный гражданин Монголии, достигший 45 лет и постоянно проживающий в Монголии не менее пяти последних лет, т.е. при проведении всеобщих прямых выборов Президента Монголии лицо должно отвечать следующим конституционным требованиям: быть коренным (по рождению) гражданином Монголии, быть не моложе 45 лет, обладать активным избирательным правом, постоянно проживать на территории Монголии не менее пяти последних лет.

Кроме того, кандидаты на должность Президента Монголии не должны иметь просроченных долговых обязательств или налоговых платежей (как это сформулировано в одном из судебных решений), а также совершенных правонарушений.

В Польше при проведении в 2015 году президентских выборов одноврменно с парламентскими выборами право быть избранным на должность Президента Польши не имели лица, осужденные за умышленные уголовные преступления или международные налоговые преступления, а также лишенные по суду избирательных прав в соответствии с Законом о люстрации (в отношении лиц, сотрудничавших с соответствующими службами социалистической Польской Народной Республики).

В Таджикистане при проведении 6 ноября 2013 года президентских выборов на пост Президента Таджикистана могут выдвигаться граждане в возрасте не моложе 35 лет, владеющие государственным языком и проживающие в Республике Таджикистан не менее 10 последних лет.

Лица с «непогашенной» судимостью и профессиональные служители религиозных организаций и объединений не могут быть кандидатами.

В Узбекистане в качестве кандидатов на должность Президента Узбекистана могут выступать граждане, достигшие 35-летнего возраста, свободно владеющие узбекским языком и ко дню выборов проживающие в стране в течение как минимум 10 лет.

Лица, осужденные за преднамеренные преступления, обвиняемые по уголовным делам, а также профессиональные служители религиозных организаций не имеют право выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах.

Как отмечалось в Итоговом отчете БДИП ОБСЕ при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов «…Критерии в виде длительности проживания в стране, степени владения языком, а также безоговорочные ограничения в отношении осужденных за совершение преступлений не соответствуют международным обязательствам и стандартам. Исключение тех, кто только должен предстать перед судом, противоречит принципу презумпции невиновности. Кроме того, некоторые требования к кандидатам, такие как ценз оседлости, владение языком и отсутствие судимости, противоречат международным обязательствам…»

2. Модель наличия непогашенной судимости в течение фиксированного календарного срока

В четырех государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются минимальные или максимальные календарные сроки для сохранения судимости как основания для отказа в выдвижении и регистрации кандидатом на должность главы государства (Австрия, Кыргызстан, Российская Федерации, Турция).

В Австрии в соответствии с Конституцией и законодательством граждане Австрии в возрасте 35 лет и старше могут быть избраны на должность Федерального президента, за исключением лиц, которые осуждены за совершение преступлений и приговорены к лишению свободы на срок более одного года, а также в течение шести месяцев после отбытия наказания.

Кроме того, не обладают пассивным избирательным правом лица, совершившие противоправные деяния, предусмотренные Актом о запрете пропаганды нацизма.

Указанный Акт, принятый еще в 1947 году, запрещает публичную пропаганду нацизма в любой форме.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Австрии данное положение должно в обязательном порядке приниматься во внимание при выдвижении и регистрации кандидатом на должность Федерального президента.

В 2011 году в законодательство о выборах были внесены изменения, связанные с исполнением Австрией решения Европейского Суда по правам человека от 8 апреля 2010 года («Фродль против Австрии») об избирательных правах лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений.

Решение ЕСПЧ предусматривало возможность ограничения государством избирательных прав указанной категории избирателей только на основании судебного решения и только в отношении определенных категорий уголовных преступлений (ранее такие избиратели автоматически утрачивали свое активное и пассивное избирательное право за совершение уголовного преступления в случае их осуждения к лишению свободы – тюремному заключению на срок свыше одного года).

В Кыргызстане Конституция и Закон о выборах запрещают быть кандидатами лицам, не обладающим активным избирательным правом, а также имеющим неснятую или непогашенную судимость.

При проведении 15 октября 2017 года в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах осужденные правонарушители сохраняют судимость на срок до десяти лет после отбывания наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления.

При этом закреплено, что с ходатайством о снятии судимости до ее погашения можно обратиться в суд.

В Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 32 Конституцией Российской Федерации не имеют права быть избранными, в частности, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» не имеют права быть избранными также:

— граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

— граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

— граждане, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

— граждане, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие соответствующих ограничительных календарных сроков после снятия или погашения судимости;

— граждане, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

— граждане, в отношении которых вступившим в законную силу приговором суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 указанного Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

— если срок действия ограничений пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах;

— если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона;

— если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

— при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

В Турции в соответствии с Конституцией и законодательством о выборах при проведении 10 августа 2014 года первых всеобщих и прямых выборов Президента Турции (ранее проводились косвенные президентские выборы депутатами парламента) кандидатом на должность Президента Турции не может быть выдвинуто лицо, которое по решению суда были осуждены за совершение преступления и на этой основе данное лицо лишается пассивного избирательного права пожизненно.

3. Модель неизбрания в случае отбывания лицом наказания в виде лишения свободы или лишения прав быть избранным (пассивного избирательного права)

В четырех государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются ограничения на участие в президентских выборах в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (Болгария) либо лишенных пассивного избирательного права (Кипр, Туркменистан, Афганистан).

В Болгарии в соответствии со статьей 93 Конституции Болгарии Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, отвечающий условиям избрания народным представителем, последние пять лет проживавший в стране.

В соответствии со статьей 65 Конституции Болгарии народным представителем – депутатом Народного собрания (парламента Болгарии) может быть избран болгарский гражданин, который не имеет другого гражданства, достиг 21 года, не находится под опекой, не отбывает наказание в виде лишения свободы.

Для избрания депутатом Народного собрания гражданин Болгарии также должен иметь активное избирательное право.

Не имеют права быть избранными депутатами Народного собрания лица, которые признаны недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, имеют гражданство другого государства.

На Кипре в соответствии со статьей 40 Конституции Кипра каждый имеет право выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента или Вице-президента Кипра, если, в частности, на момент выборов является гражданином Кипра, достиг возраста 35 лет, не был осужден к моменту вступления в силу Конституции Кипра или позднее этого за бесчестящий или морально позорящий проступок и не был лишен права баллотироваться на выборные должности по решению, вынесенному компетентным судом в связи с любым проступком избирательного законодательства.

В Туркменистане все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме объявленных недееспособными судом или отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления.

Это, также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право.

В Афганистане в соответствии со статьей 62 Конституции Афганистана кандидат на должность Президента Афганистана должен отвечать следующим условиям:

— быть гражданином Афганистана, мусульманином, рожденным от родителей-афганцев, и не иметь гражданства другого государства;

— его возраст на день выдвижения кандидатом должен быть не менее 40 лет;

— не должен быть осужден судом за совершение преступлений против человечества, уголовных преступлений или лишен гражданских прав.

4. Модель неизбрания в случае несовместимости лица с членством в политической партии

В некоторых государствах региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах устанавливаются ограничения на участие в президентских выборах в отношении лиц, которым запрещено быть членами политических партий (Румыния).

В Румынии при проведении выборов Президента Румынии кандидаты выдвигаются политическими партиями и в порядке самовыдвижения.

В соответствии с Конституцией (статьи 37 и 40) и законодательством о выборах кандидат на должность Президента Румынии должен быть гражданином Румынии, обладать активным избирательным правом, достичь возраста 35 лет на день выборов, иметь постоянное место жительства на территории страны и не принадлежать к тем категориям граждан Румынии, которые не могут быть членами политических партий, перечисленным в статье 40 Конституции Румынии (не могут входить в политические партии судьи Конституционного Суда, адвокаты народа, магистраты, лица, состоящие на действительной службе в армии, полиции, лица, осуществляющие другие публичные функции, установленные органическим законом.).

Приложение 1

СУДИМОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОТКАЗА В ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких

Фиксированный срок непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких

Смотрите так же:  Образец приказа о приеме на 0.5 ставки по основному месту работы