Предложения по переселению граждан из аварийного жилья

В Совфеде предложили внести изменения в программу переселения из аварийного жилья

Фото: ПГ / Юрий Магас

В программе переселения из аварийного жилья должны участвовать только не имеющие иного жилья граждане.

Об этом заявил первый зампред Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.

«В программе переселения из аварийного жилья должны участвовать только те граждане, которые не обладают иной жилплощадью. Программа переселения — это не облагодетельствование, это решение проблем безопасности», — сказал сенатор на заседании комитета во вторник.

По его словам, необходимо продвигать соответствующее предложение и запросить мнение регионов России. «Если у человека уже есть жильё, то ему можно заплатить за такую комнату или дом, но уже без предоставления нового жилья», — сказал он.

Соответствующее предложение было поддержано представителями Минстроя Калининградской области.

«Многие люди специально скупают аварийное жильё либо портят свои дома для того, чтобы оно было признано аварийным для получения новых квартир», — сказал исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Калининградской области Сергей Черномаз.

На программы по переселению из аварийного жилья направят 11,3 млрд руб.

Власти Прикамья и члены Общественной палаты обсудили, как можно повысить эффективность региональной адресной программы расселения ветхого жилья

Вчера, 26 ноября, на заседании Общественной палаты края первый заместитель председателя правительства, министр строительства и архитектуры Пермского края Михаил Сюткин рассказал, что на 1 ноября в Пермском крае признано аварийным более 717 тыс. кв. м жилья. Из них 516 тыс. кв. м. признали таковым до 1 января 2017 года.

В этом году власти Прикамья приняли региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на 2018—2020 годы, в которой расселение «аварийки» должно идти кварталами, а не точечно. Это позволит освободить землю под новую застройку и получить муниципалитету от реализации участка дополнительные средства в бюджет.

В 2019 году финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья увеличится почти в четыре раза — 1,5 млрд руб. из консолидированного бюджета региона и 1,7 млрд руб. — из федерального. Также правительство РФ собирается возобновить финансирование региональных программ по ликвидации аварийного жилья. Поэтому краевое правительство в 2019—2021 годах хочет привлечь на эти цели из федерального бюджета 5,9 млрд руб.

Таким образом, финансирование программ по переселению граждан из аварийного жилья в Пермском крае на ближайшие четыре года составит 11,3 млрд руб.

Губернатор края Максим Решетников отметил, что точка отсечения, которую установили по федеральному проекту — 1 января 2017 года, — не позволяет полностью очистить территорию квартала и сформировать участок для будущего строительства. Поэтому региональную адресную программу разобьют на две части: дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, раселят с применением средств из федерального бюджета, а признанные аварийными позже — только за счёт краевых средств. Также Максим Решетников добавил, что возобновление правительством РФ финансирования региональных программ по ликвидации аварийного жилья позволит краю направить деньги в том числе на расселение предаварийных домов и отдалённых посёлков.

С 2018 года в региональной адресной программе предусмотрели такой способ переселения, как выдача субсидий на покупку жилья на вторичном рынке. Глава краевого минстроя Михаил Сюткин отметил, что этот способ оказался очень популярным и больше половины граждан выбрали именно его. Кроме того, возможность выбрать, куда переселиться, привела к десятикратному сокращению количества судебных разбирательств.

Однако для тех, кто берёт субсидию, в будущем могут поставить ограничение — не продавать эту квартиру в течение трёх-пяти лет. Это позволит избежать негативного опыта, который был в Кизеле. Там людям давали деньги на переселение, те приобретали жильё, потом его перепродавали и «оказывались в тех же бараках».

Михаила Сюткин также рассказал о том, что в адрес Минстроя РФ направлены предложения по предоставлению бесплатного жилья гражданам при условии нуждаемости. «Это должно исключить их возможность злоупотреблением права со стороны граждан. Дело в том, что иногда люди сохраняют регистрацию в аварийном жилье и претендуют на получение помещений из муниципального жилищного фонда, имея в собственности другое жильё, отвечающее всем требованиям как по качеству, так и по площади», — пояснил министр.

Кроме того, анализ показал, что в некоторых муниципалитетах есть дефицит жилья, которое отвечает всем требованиям для переселения, даже на вторичном рынке. Исходя из этого, Минстрой предложил либо искать жильё за пределами этого муниципального образованиям, либо строить новое жильё там, где его не хватает.

«Нужно ли запирать людей, например, в Гремячинске, где нет рынка жилья, а не дать им возможность приобрести или дать жильё в Губахе, где идёт активное развитие? Может, определить конечный набор населённых пунктов, где будем вести новое строительство, и разместить там государственный и муниципальный заказ строительства?» — предложил губернатор Максим Решетников.

Также на заседании поступили предложения дать заказ пермским застройщикам, которые страдают от малой покупательской способности населения, выдавать не субсидии на покупку вторичного жилья, а льготную ипотеку или бюджетную ссуду, и выделить молодым семьям дополнительные деньги, чтобы они при переселении из аварийного жилья могли увеличить свою жилплощадь. Максим Решетников сообщил, что все эти предложения ещё обсудят и проанализируют, так как у правительства ещё есть два месяца, чтобы «дочистить все эти вопросы».

Правительство готовит новые предложения по переселению граждан из ветхого жилья

МУРМАНСК, 21 апреля. /ТАСС/. Правительство РФ готовит ряд предложений, как решать проблему переселения граждан из ветхого аварийного жилья по истечении программы. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Мы ставим как приоритет переселение из ветхого аварийного жилья. Что касается программы по переселению из ветхого аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, то до 1 сентября 2017 года нам осталось переселить 331 человека, то есть мы программу выполнили. За это время мы переселили около 3 тысяч человек. Мы заместили 60 тысяч квадратных метров», — сказала на встрече с Медведевым губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

«Но за это время выявлено было еще порядка 75 тысяч квадратных метров ветхого аварийного жилья, и практически мы приходим к необходимости переселить в полтора раза больше людей из ветхого аварийного жилья. Как быть другим субъектам РФ, области в одиночку не справятся с этой проблемой», — добавила она.

По словам Ковтун, у северян, проживающих в таком жилье, должна быть не просто надежда — они должны быть уверены, что «государство их не оставит один на один с этой проблемой». Ковтун подчеркнула, что регион будет выделять предельные средства из своего регионального бюджета, муниципалитеты настроены на софинансирование, но нужна помощь.

«Да, эта проблема действительно касается значительной части субъектов нашей страны, — сказал Медведев. — Важно то, что было принято решение по состоянию тогда на 1 января 2012 года, и по всей стране эта работа была проведена, где-то чуть быстрее, может быть, даже лучше, где-то, к сожалению, есть проблемы некоторые, и медленнее это работает, но, тем не менее, эта работа дала свои результаты по всей стране».

«Нам нужно смотреть в будущее, в настоящий момент мы рассматриваем разные возможности того, каким образом решать эти задачи по истечению срока действия этой программы. Правительство свои предложения готовит, мы с вами еще это обсудим», — подчеркнул он.

Минстрой: льготная ипотека для переселенцев из аварийного жилья будет добровольной

МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Льготная ипотека и создание специализированного жилищного фонда не будут обязательными механизмами в расселении аварийных домов, заявил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев в ходе парламентских слушаний по проблеме переселения граждан из аварийного жилья.

«Мы эти предложения пропишем, но мы не будем делать эти инструменты обязательными для каждого субъекта. Мы дадим набор инструментов, а регион будет сам принимать решение, каким путем двигаться. Главная задача — это количество снесенного аварийного фонда»,- сказал Якушев.

Ранее президент России Владимир Путин поручил разработать дополнительные механизмы расселения аварийного жилья для регионов. К ним, в частности, относятся создание программ льготной ипотеки и формирование специализированного жилого фонда, предоставляемого переселенцам на условиях найма. Список дополнительных механизмов должен быть утвержден до 20 июля 2019 года.

Федеральный проект по расселению аварийного жилья является частью нацпроекта «Жилье и городская среда», рассчитанного до 2024 года. Объем финансирования федерального проекта в 2019-2024 годах составит 507 млрд рублей, из них 432 млрд рублей — из федерального бюджета, 68 млрд рублей — из региональных бюджетов, 7 млрд рублей составляют внебюджетные источники. Предполагается, что за время действия нацпроекта жилищные условия улучшат более 530 тыс. россиян.

Смотрите так же:  Приказ 246 от 21.05.07

Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев заявил, что создание специализированного жилищного фонда также не будет обязательным для каждого субъекта

Работу Фонда ЖКХ продлят до 2026 года

Механизм расселения аварийного жилья, предусматривающий софинансирование со стороны Фонда ЖКХ, предлагает сохранить Минстрой. Он намерен продлить работу госкорпорации до 1 января 2026 года. С последней версией правительственного законопроекта от 5 сентября 2018 года ознакомились «Известия». Вместо поправок в Жилищный кодекс и отдельные акты предполагается внести изменения в закон о фонде (185-ФЗ). Это необходимо для быстрого запуска программы расселения с 1 января 2019 года, сообщил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Новый вариант законопроекта о расселении аварийного жилья состоит всего из четырех страниц (есть у «Известий»). Ранее Минстрой планировал внести изменения в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, но в итоге представил лишь поправки в закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Решение было принято по итогам совещания у вице-премьера Виталия Мутко 29 августа. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев 5 сентября направил документ на рассмотрение главе общественного совета при Минстрое Сергею Степашину.

Изменения касаются только сроков реализации программы и особенностей работы фонда. Минстрой прописал новую цель деятельности госкорпорации — «обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Работу Фонда ЖКХ предлагается продлить до 2026 года. Под расселение попадут дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Регионы должны переселить граждан до 1 сентября 2025 года.

В мае 2017 года на Госсовете президент России Владимир Путин поручил правительству разработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Одна из первых версий правительственного законопроекта (есть у «Известий») включала в себя подробное описание различных механизмов расселения: заключение договоров мены, субсидирование арендной платы для переселенцев; снос, реконструкцию или продажу дома единым лотом. Кроме того, предполагалось предоставление квартир в маневренном фонде для проживания во время реконструкции или строительства нового дома.

— Почему четыре страницы? Изначально были планы внести ряд изменений в Жилищный кодекс. Потом приняли решение поменять только 185-ФЗ и максимально запустить прежнюю процедуру, чтобы с 1 января 2019 года уже работала программа и Фонд ЖКХ занимался расселением граждан, — прокомментировал поправки глава Минстроя Владимир Якушев. Он добавил, что после принятия законопроекта «будет ряд изменений по ужесточению этого вопроса».

Фонд ЖКХ был сформирован в 2007 году, на его создание пошли средства обанкротившейся компании «ЮКОС» в размере более 200 млрд рублей. Фонд финансово помогает субъектам и муниципалитетам в проведении капремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийного жилья. С 2013 года его средства также идут на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Изначально госкорпорация должна была прекратить деятельность в 2013 году, однако президент неоднократно продлевал сроки ее работы. В последний раз — до 1 января 2019 года.

В кабмине обсуждали идею поставить новый механизм на рыночные рельсы и ограничить господдержку. Одним из предложений было создание специализированного жилищного фонда для переселенцев. По словам Владимира Якушева, для массового переселения людей в спецжилфонд понадобилось бы 2,5–3 года. Средний платеж за ЖКХ для граждан мог достичь 11 тыс. рублей в месяц. В результате подавляющее большинство субъектов не поддержало такой вариант.

Минфин уже одобрил финансирование программы расселения аварийного жилья в размере 433 млрд рублей из федеральной казны на шесть лет. Это в два раза больше, чем планировалось ранее. Как сообщали «Известия» со ссылкой на одну из последних версий паспорта нацпроекта «Жилье и городская среда», на эти цели закладывали 310,9 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 212,5 млрд, из региональных — 91 млрд. Частные средства оценивались в 7,4 млрд рублей.

Власти пока выбрали временную схему для решения проблемы, отметил генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. Однако от такой схемы в будущем так или иначе придется отказаться: в бюджете нет денег, чтобы предоставлять такой объем жилья в собственность. Можно рассматривать предлагаемый законопроект как некую передышку, но необходимо формировать постоянные механизмы, считает эксперт.

Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева подчеркнула, что сегодня по другим программам люди ждут квартиры десятилетиями. Поэтому продолжать раздавать жилье в собственность всем переселенцам из аварийного фонда нецелесообразно.

По оценке Минстроя, на 1 января 2018 года площадь аварийного жилья в России составила 12,23 млн кв. м, в нем живут 748,5 тыс. человек. Однако, по словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, реальная цифра минимум в два раза больше. Муниципалитет не всегда может найти деньги на снос и предоставление нового жилья, поэтому специальные комиссии зачастую отказываются вносить объект в список особо опасных. Поскольку новые механизмы расселения в доработанном законопроекте не прописаны, эксперт в отзыве, направленном Сергею Степашину, предлагает дополнить текст обязательством утвердить их в ближайшем будущем — не позднее 1 ноября.

Минстрой собрал заявки от регионов с предложениями различных вариантов предоставления переселенцам альтернативного жилья взамен аварийного.

По словам министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, в основе постоянно действующих механизмов — успешный опыт регионов по переселению из аварийного жилья с 2013 по 2017 год и принцип финансирования с участием федерального бюджета. В новом законопроекте предусмотрен выкуп жилплощади, обмен, получение субсидий на приобретение, предоставление наемного жилья, сообщили «РГ» в минстрое. Например, при развитии застроенных территорий предполагается возможность компенсировать затраты гражданам по найму жилья на время строительства. Либо будет предоставляться маневренный фонд на этот период. Застройщиков стимулируют субсидиями в обмен на предоставление жилья для переселения граждан. При строительстве наемных домов — возможность заключения концессионных соглашений.

Однако, по словам заместителя исполнительного директора НП «ЖКХ «Контроль» Сергея Сохранова, одной из проблем при реализации законопроекта станет отсутствие у большинства муниципалитетов маневренного фонда, куда могли бы на время переехать жители сносимых домов.

В новом законопроекте будет предусмотрено сохранение прав собственности граждан, а для нанимателей — прав на социальный наем, сообщили «РГ» в пресс-службе минстроя. «Но если у жильца аварийного дома уже есть альтернативная жилплощадь, то по программе переселения он может получить квартиру только как наниматель, — добавляет Сергей Сохранов.

Другим новым инструментом, которым могут воспользоваться переселенцы, станет возможность самим оплачивать дополнительные метры. В Фонде ЖКХ также отметили, что и у регионов со следующего года появится право расселять людей из так называемых социальных очередей и предоставлять им жилье большей площади, чем в занимаемом ими аварийном фонде. Если на это есть резервы в местной казне. Федеральное финансирование со следующего года будет идти через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Каждый регион вправе использовать федеральную поддержку на максимально возможный набор мероприятий, но в обмен должен обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилья.

Как сообщили «РГ» в минстрое, руководство тех субъектов РФ, которые до конца 2018 года не успеют предоставить жилье переселенцам, дома которых были признаны ветхими до 2012 года, будет нести персональную ответственность. Всего пока таких регионов-«двоечников» — 11. И как рассказали «РГ» в Фонде ЖКХ, до конца года не успеют расселить из аварийных домов, признанных таковыми до 2012 года, в Амурской области и Туве. «Все остальные рапортуют о готовности закрыть проблему в ближайшее время, — рассказал начальник управления по связям с общественностью ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергей Колесников.

Сергей Семка, врио зампредседателя правительства Новосибирской области:

— Основной плюс нового закона в том, что все, что было в старом, сохранено, но добавлены новые меры и инструменты по переселению граждан из аварийного жилья. Я бы сказал, существенно увеличены. Но в то же время сохранена преемственность, например, маневренный фонд на период сноса ветхого дома. Все регионы разные и возможности у нас разные, поэтому хорошо, что предлагаются разные варианты решения этого вопроса.

Тимофей Савиных, первый замдиректора департамента строительства ЯНАО:

— Считаю, что на безвозмездной основе новым жильем все-таки нужно обеспечивать только социально незащищенные категории населения. Ни одного бюджета не хватит, чтобы купить новые квартиры всем нуждающимся. Поэтому ко всем остальным семьям подход должен быть гибким. Государство должно помогать решить проблему с жильем, но это не значит, что оно должно брать на себя исключительно все расходы. Есть различные схемы, например, предоставление ипотеки на льготных условиях, субсидирование первоначального взноса. В некоторых случаях муниципалитеты могут предоставить возможность переехать в муниципальные квартиры на условиях коммерческого найма, с возможностью последующего выкупа и т.д.

Шаг через порог

О том, какие правила будут установлены для переселенцев, и другие важные нюансы работы программы на «горячей линии» читателям «Российской газеты» рассказал глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин.

Сергей Вадимович, какими критериями руководствуется комиссия, когда дома признаются аварийными?

Сергей Степашин: Критерии разработал минстрой примерно пять-шесть лет назад. Они по-прежнему действуют, это целый перечень, в котором порядка 20 позиций. Сейчас речь ведется о том, чтобы их уточнить. Причем вопрос не в том, какие дома аварийные, а какие — нет, это ясно и так. Речь идет о том, чтобы уточнить критерии ветхого жилья. Я еще раз хочу подчеркнуть: в аварийном жилье люди жить не должны и не могут. Потому что это опасно для жизни. Мы уже выходим примерно на такую же цифру, что была и за предшествующие годы реализации программы переселения из аварийного жилья. Но узнав, что будет программа, муниципалитеты оживились, регионы тоже, стали показывать то, что есть на самом деле. Кстати, в первой программе этого не было.

Смотрите так же:  Сроки обжалования представления прокурора в суде

Существует ли порядок применения санкций к регионам за невыполнение программы переселения жилья?

Сергей Степашин: Прежде всего деньги, которые не были освоены, перечисляются обратно в федеральный бюджет. И к такой мере воздействия периодически прибегали. Однако очевидно, что она бьет в первую очередь, не по чиновникам, а по людям. Поэтому «двоечников» мы побуждали готовить новую программу, писать обоснование и докладывать в правительстве на уровне вице-премьера. Только после этого решали вопрос: забирать деньги или нет. Санкция, на самом деле, только одна: если человек не способен решить задачу, его надо убирать.

Приходится сталкиваться с историями, когда новоселы, переезжающие в специально отстроенные для них дома, совсем не рады новым квартирам. Так, два года назад на улице Новоселов в Пензе возвели дома для переселенцев из аварийного жилья. Обои уже отклеились, плитка отлетела, в стенах появились трещины, а застройщик банкротится.

Сергей Степашин: Власти обязаны за свой счет все это хозяйство отремонтировать и извиниться перед жильцами. Пускай изыскивают средства.

У меня другая история была в Бийске. Проезжаем — смотрю, женщины стоят, кричат что-то. Подъехали, посмотрели. Оказалось, 20 семей переселили из аварийного жилья в. домишки для рабочих. Пальцем ткни — дверь проткнешь. Поэтому тут либо переселять надо, либо ремонтировать, либо кто-то в тюрьму сядет.

Можете рассказать о новых механизмах, которые могут использовать муниципальные власти при реализации программы по переселению из аварийного жилья?

Сергей Степашин: Инструменты в основном прежние. Единственное, что мы хотим прописать, — социальный наем и арендное жилье. Это очень большое подспорье для муниципалитетов. Появляется дополнительный маневренный фонд. Муниципалитет сможет иметь резерв, в том числе служебные квартиры для врачей, учителей и т.д. Поэтому главная идея сейчас, кроме привлечения частного инвестора, что достаточно проблематично, это создание своего фонда в муниципалитетах, чтобы они могли им распоряжаться.

Что понимается под социальным наймом?

Сергей Степашин: Это механизм, при котором человеку предоставляется жилье внаем. В течение 10-15-20 лет он сможет эту квартиру выкупить, и она станет принадлежать уже ему. Между прочим это европейская модель. Сейчас прорабатывается несколько вариантов. Мы готовы принять предложения по новым механизмам переселения из аварийного жилья от граждан и через вашу газету.

У муниципалитета также должен быть маневренный фонд. Это обыкновенные квартиры, в которые можно переселять людей в случае чрезвычайной ситуации, например, из дома, признанного аварийным, которому грозит обрушение. Там они смогут находиться до переселения в новые дома. Мы хотим, чтобы так было во всех регионах. Кстати, маневренный фонд можно использовать и для тех, кто приезжает на временную работу, например, для молодых учителей. Чем можно закрепить специалиста? В первую очередь, жильем.

Давайте уточним для наших читателей: новые механизмы по переселению из аварийного жилья еще не будут работать с нового года?

Сергей Степашин: Да, с 1 января 2019 года будут действовать те же правила, что и раньше — метр в метр по переселению. А новые механизмы должны быть приняты летом следующего года.

Будет ли ужесточен контроль за реализацией программы?

Сергей Степашин: У нас и так контрольные мероприятия проходят. Налажено очень тесное, хорошее сотрудничество с Генеральной прокуратурой, подписано соглашение. Они нам здорово помогают в плане прокурорского надзора. Проверки мы проводим совместно. Встречаются и недобросовестные подрядные организации, и обманщики, мы всех их уже знаем. Единственное, что можно добавить: у нас появилась новая задача. Теперь мы будем проводить мониторинг деятельности региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, что не менее важно на сегодняшний день.

Уже несколько лет говорится о необходимости привлечения частного капитала к расселению жильцов. Существуют примеры таких проектов?

Сергей Степашин: Да, разговоры ведутся, но инвестиций пока никто не видел. Вероятно, инвестор может пойти на такой шаг в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и еще нескольких крупных городах. Он же пойдет только туда, где выгодно. Придет, чтобы получить территорию под снесенными домами, на которой можно построить коммерческое жилье. В этом случае инвестор, предварительно подсчитав стоимость земли, может выделить средства на расселение аварийного жилья. Но чтобы выделить средства просто так, на реализацию программы, — в этом он не заинтересован.

Есть ли альтернативные способы расселения жильцов?

Сергей Степашин: Федеральный закон N 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает разные варианты переселения.

Сможет ли новая программа полностью решить вопрос с переселением из аварийного жилья?

Сергей Степашин: До 2024 года, скорее всего, проблема до конца решена не будет, так как выявляются новые аварийные дома. Но некоторые регионы, возможно, сумеют закрыть эту тему в своем субъекте, чтобы ее не было никогда. Раньше федеральный бюджет выделял на решение проблемы с аварийным жильем 50 процентов необходимых средств, а оставшуюся половину находили регионы и муниципалитеты. Теперь доля федеральной помощи вырастет до 70-80 процентов.

Пожалуй, только восемь регионов, у которых имеются неплохие собственные бюджеты, сами начали строить и переселять людей из аварийного жилья. Кстати, мы впервые договорились о том, чтобы поощрять тех, кто успешно выполняет программу переселения, где есть хорошие результаты. Это абсолютно правильная формула. Раньше мы не имели права давать больше, чем было предусмотрено программой. А сейчас можем, и это позволяет заглянуть дальше.

Сносить или ремонтировать?

«Российская газета» предоставляет своим партнерам из региональных СМИ возможность задать свой вопрос гостям «Горячей линии». В ходе беседы с Сергеем Степашиным прозвучали вопросы, поступившие от газет-партнеров «РГ» в регионах.

Телеканал «Астрахань 24»:

Как в следующем году будут рассчитываться лимиты финансовой помощи регионам?

Сергей Степашин: Количество аварийных домов везде разное. Например, Астрахань занимала одно из первых мест в России по их количеству. В этом городе до сих пор стоит много домов, построенных в конце XIX и начале XX веков. Поэтому деньги будут выделяться в зависимости от объема аварийного жилья в регионе. У нас есть возможность, в том числе при участии НП «ЖКХ Контроль» и «Общероссийского народного фронта», отслеживать объективность данных, которые будут предоставлять местные чиновники. Сейчас мы проводим предварительный анализ того, сколько аварийного жилья в каждом конкретном регионе, городе или районе.

Газета «Тагильский рабочий» из Нижнего Тагила:

Действительно ли определение «аварийное жилье» заменят более широким — «непригодное»?

Сергей Степашин: Это не совсем так. Существует основной критерий: аварийное жилье — это дом, в котором жить опасно. Но необходимо определиться с понятием «ветхое жилье». Переходит ли оно потом в разряд аварийного или подлежит капремонту? Вот с чем предстоит разобраться Минстрою РФ в ближайшие полгода. Что касается термина, то я думаю, что аварийное — это точно непригодное жилье, потому что там жить нельзя. Но давайте, например, возьмем бараки, каменные, крепкие и с виду нормальные. В них, кроме света, ничего нет, вода и туалет — на улице. Пригодны ли они для жилья? Формально да, но сегодня XXI век, надо и это еще учитывать. Я в таком бараке жил в детстве с родителями во Владивостоке по улице Гамарника. Спасибо местным властям, барак снесли, и люди получили новые квартиры.

Газета «Волжская коммуна» из Самары:

По каким критериям будет выделяться финансирование регионам на переселение из аварийного жилья?

Сергей Степашин: Критерии не изменятся. При дальнейшей реализации программы финансирование будет определяться в зависимости от объемов выявленного аварийного жилья.

На вопросы газет-партнеров «РГ» подробно ответил и Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Газета «Молодой Ленинец», Пенза:

В Пензе после 1 января 2012 года были признаны аварийными более 160 многоквартирных домов. Кто из них должен первым попасть в новую программу переселения из ветхого жилья? Что является основным критерием отбора — срок признания дома аварийным или все же состояние строения? Изменится ли порядок выкупа жилых помещений в аварийных МКД в следующем году?

Фонд ЖКХ: Федеральным законом срок деятельности Фонда продлен до 1 января 2026 года. Кроме того, согласно внесенным изменениям, чтобы расширить число участников региональных адресных программ по переселению граждан аварийным жилищным фондом признается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Расселение таких домов будет осуществляться в соответствии с механизмами, определенными действующим законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ в первую очередь подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования. А также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению.

Смотрите так же:  Имеет ли право на наследство родной брат

Гражданам, проживающим в подлежащем расселению аварийном жилье по договору социального найма, предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса.

Газета «Вечерний Магадан» (Магадан):

У Магадана есть опыт по расселению аварийного жилфондов, в том числе за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ, но ряд домов не попал под условия программы. Таким образом, проблема расселения домов остается актуальной. При этом муниципалитеты, как правило, не обладают достаточными средствами для самостоятельной реализации программ расселения ветхого и аварийного жилья. Каковы условия и механизмы привлечения средств в рамках будущего федерального проекта?

Фонд ЖКХ: Решить задачи по переселению граждан из непригодного для проживания аварийного жилищного фонда планируется осуществлять через национальный проект «Жилье и городская среда». В соответствии с паспортом проекта мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 — 2024 годах предусмотрены в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания аварийного фонда», по которому доля софинансирования в целом по стране со стороны федерального бюджета увеличена до 70-80 процентов.

Газета «Тагильский рабочий» (Нижний Тагил):

Будет ли введен запрет на покупку квартир, а также прописку в домах, которые признаны непригодными и подлежат расселению?

Фонд ЖКХ: Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32 и 89 Жилищного кодекса РФ.

Действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав граждан, проживающих по договору социального найма или владеющих помещениями в аварийных многоквартирных домах. Запрещена только приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии.

Прием ведет Фонд ЖКХ

Светлана Марова, Петрозаводск:

Моя квартира была признана непригодной для проживания в 2011 году, в 2015 году мы подавали в суд и стоим на судебной очереди для получения жилья. У меня двухкомнатная муниципальная квартира в аварийном жилье. Нам предоставили однокомнатную по общей площади. Мы проживаем вдвоем с сыном, ему 36 лет, он на инвалидности, я пенсионерка. Администрация подала на меня в суд на выселение, первый суд отказался меня выселять, а Верховный отменил их решение, потому что дается не по количеству комнат, а по квадратным метрам. Прав ли суд?

Фонд ЖКХ: Согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК, предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Оценка законности решений и процессуальных действий суда может быть дана только вышестоящей судебной инстанцией в рамках процедур, регламентированных нормами Гражданского кодекса.

Сергей Дрожжинов, Санкт-Петербург

В историческом центре Санкт-Петербурга находятся жилые дома, имеющие статус объектов культурного наследия. Взносов в фонд на капремонт может быть недостаточно для их поддержания в надлежащем статусу памятника культурного наследия виде. Сбитый с фасада барельеф мефистополя вандалом придется восстанавливать жителям жилого дома. Будете ли рассматривать данную проблему в рамках деятельности Фонда?

Фонд ЖКХ: Перечень видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах определен статьей 166 Жилищного кодекса и не содержит видов работ, указанных в статье 40 Федерального закона N 73-ФЗ, однако может быть дополнен нормативным правовым актом субъекта РФ.

Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ определен порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия. Он отличается от организации работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в части, касающейся требований и процедур определения исполнителей проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Также значительно более высокая стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия, что затрудняет проведение таких работ за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного субъектами РФ.

Позиция Фонда о целесообразности рассмотрения возможности проведения капремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, доведена до сведения Минстроя России.

Сергей, п. Арамиль

Дом 1960 г. постройки, шлакоблочный. В 2016 г. был проведен капремонт. В 10 метрах железнодорожные пути крупноузловой станции, ночные маневры составов. Нет никаких шумозаградительных заборов. В 100 метрах средняя общеобразовательная школа. Жуткий шум, вибрация от проезжающих товарных составов. Насколько целесообразно проводить капремонт в подобных домах, где нет возможности соблюсти санитарные нормы по шуму? Может ли фонд капремонта по Свердловской области собирать средства за капремонт, если он уже был проведен?

Фонд ЖКХ: Жилищным кодексом РФ установлено, что в региональную программу капремонта общего имущества в многоквартирных домах должны быть включены все МКД, расположенные на территории субъекта РФ, за исключением домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ в региональную программу капремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов. И (или) дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по кап ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ. В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством порядке аварийным и подлежащим сносу, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт. Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса установлено, что в случае, если собственники помещений в МКД формируют фонд капремонта на счете регионального оператора, то он и проводит капремонт общего имущества в таком доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены программой. И финансирование капремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах. За счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местной казны. Возмещение регоператору средств, израсходованных на капремонт общего имущества в МКД, в объеме, превышающем размер самого фонда, осуществляется за счет последующих взносов на капремонт собственников помещений в этом доме. Учитывая, что упомянутый в обращении дом не признан официально аварийным, в 2016 году в нем проведен капитальный ремонт стоимостью, превышающей размер фонда капремонта. Поэтому последующие взносы собственников помещений в этом доме идут в счет погашения образовавшейся задолженности.

Когда будут снесены деревянные покосившиеся дома в центре Архангельска и что будет вместо них?

Фонд ЖКХ: Формирование и ведение реестра домов аварийного жилищного фонда, разработка и реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являются компетенцией органов исполнительной власти субъектов РФ.

В обращении точные адреса домов не указаны, сообщить информацию о включении либо не включении их в реестр домов аварийного жилищного фонда Архангельска, а также их расселении не представляется возможным.

Информацию об аварийном жилищном фонде субъектов РФ можете найти в разделе «Переселение граждан» сайта «Реформа ЖКХ» (reformagkh.ru).

Вопросы, касающиеся градостроительной политики, проводимой на территории Архангельска являются компетенцией департамента градостроительства администрации муниципального образования.

Галина Суворина, Нягань

Я представляю группу жителей вагон-городков. Нягань, это тот самый город в Югре, из которого чуть больше года назад прозвучал вопрос на Прямую линию с президентом от Энжи Барсуковой, учительницы, которая больше 20 лет живет в вагончике. Мы так же, как и она, живем и мучаемся, в 40-градусные морозы утепляемся, как можем. Сегодня в Нягани еще около 1500 жителей живут в балках. Месяц назад власти региона объявили, что расселят всех до единого до конца 2019 года, причем во всем округе. Но есть ли гарантия, что расселят?

Фонд ЖКХ: В соответствии с жилищным законодательством РФ обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище является компетенцией региональных и местных органов власти.

Таким образом, по этому вопросу следует обращаться в администрацию Нягани и Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По всем вопросам, связанным с аварийным жильем, можно звонить на «горячую линию» Фонда: 8-800-700-89-89. Звонки принимаются в будни с 7.00 до 18.00