Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов.

Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица , на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации , отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения;

абзац шестой утратил силу.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

Смотрите так же:  Жалоба губернатору кемеровской области

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 г.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы

FLEXA.RU — Поддержка малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга

Ст.21 НК содержит перечень тех прав, которые на сегодняшний день закреплены за налогоплательщиками. Есть маленький нюанс, который характеризует развитие ситуации. В Законе «Об основах налоговой системы» сначала шла статья об обязанностях налогоплательщиков, а потом статья о правах налогоплательщиков. В кодексе — наоборот, что указывает на уважение нашего законодателя к налогоплательщику, который за период с 1992 года сумел все-таки добиться уважения к себе.
Итак, все права, которые представлены в ст.21, можно сгруппировать по определенным критериям и представить в определенной системе.
Первая группа прав — права налогоплательщиков в сфере информации об установлении, введении и уплате налогов. Здесь три права и все они новые. В НК они появились как новые, ранее отсутствовавшие и, безусловно, положительные.

Первое право заключается в том, что налогоплательщик имеет право на получение налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах, сборах и о правовом регулировании уплаты налогов и сборов. Здесь важно, что это право бесплатное, во-вторых, что оно предоставляется по месту учета налогоплательщика. На самом деле западный стандарт заключается в том, что каждый налогоплательщик наделяется бесплатным пакетом действующих нормативных актов. Для нас это дорого и каждому налогоплательщику выделять пакет налогового законодательства невозможно, тем более что оно обновляется регулярно. До этого мы еще не дошли, но в каждой налоговой инспекции оборудован стенд, в котором дана информация налогоплательщику о тех налогах и сборах, которые взимаются, о его правах и обязанностях. По желанию налогоплательщику можно получить пакет документов, но это уже как платная услуга.

Кроме того, ст.16 НК отдельно требует от налоговых органов ежеквартального опубликования сведений о региональных и местных налогах. По федеральным налогам этого требования нет, потому что есть официальное опубликование и предполагается, что эти источники доступны. А вот по региональным и местным налогам как раз на МНС возложена эта обязанность ежеквартального опубликования региональных и местных налогов, что совершенно справедливо, в источниках МНС. В Санкт-Петербурге это журнал «Налоговый вестник».

Второе право из этой серии — это право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Важнейшее право, кардинально по-иному выстраивающее технологию взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа. То есть предполагается, что добропорядочный налогоплательщик, затрудняющийся предусмотреть все возможные налоговые последствия какой-то сделки, может обратиться в налоговый орган, который даст письменное разъяснение по этой сделке либо разъяснит вопрос, который вызывает у него затруднение.

Но эта совершенная справедливая вещь ограничена ст.111 НК, где сказано, что получение таких письменных разъяснений и следование им снимает вину с налогоплательщика, если произойдет нарушение налогового законодательства. И понятно, что у налоговых органов весь интерес давать письменные разъяснения автоматически исчезает, потому что тогда все налоговые правонарушения, невозможность взыскания штрафа и недоимок ложатся на налоговые органы. Поэтому само это право реализовать очень сложно.

Есть совершенно позитивный опыт Германии, до которого, может быть, мы дойдем, когда налогоплательщик заключает с финансовыми органами предварительный договор о налоговых последствиях. Они садятся рядом, просчитывают все последствия и дальше налогоплательщик уже знает, что его сделка завершится вот такой-то суммой налогов. И такой договор становится обязательным для обеих сторон. Пока мы до этого не дошли хотя бы потому, что сами налоговые органы не в состоянии проследить такие последствия, учитывая наше законодательство.

И третье право в группе прав в области информации — это право требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны. Ст.102 вводит понятие налоговой тайны и право налогоплательщика на сохранность этой тайны. При этом в статье есть перечень сведений, которые к налоговой тайне не относятся.

Следующая группа прав налогоплательщиков — это права в сфере исполнения налоговой обязанности. Здесь надо указать на право использовать налоговую льготу и это именно право, поскольку ст.56 допускает отказ от использования налоговой льготы.

Следующее право — право на досрочное исполнение налоговой обязанности, с.45 НК. Хотя здесь тоже досрочное исполнение налоговой обязанности порождает разные ситуации, но, тем не менее, такое право есть.

Здесь же можно говорить о праве налогоплательщика требовать ясности налогового законодательства. Здесь речь идет о том, что все противоречия, неясности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому это право формулируется именно таким образом — ясность налогового законодательства как основа исполнения налоговой обязанности.

Далее здесь можно говорить о праве на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и право на использование представителя в налоговых правоотношениях. Речь идет об уполномоченном представителе, когда можно фактически нанять физических или юридических компетентных лиц для того, чтобы представлять свои налоговые отношения, а не заниматься этим лично. Это последнее право как раз создает институт налоговых консультантов.

Следующая группа прав налогоплательщиков, вытекающая из ст.21, это права налогоплательщиков в сфере налогового учета и налогового контроля. Здесь можно говорить о праве налогоплательщика присутствовать при проведении процессуальных действий налогового контроля, праве на получение копий актов налоговой проверки и иных решений налоговых органов, праве на получение требования об уплате налога и налоговых уведомлений и праве представлять свои пояснения по исчислению и уплате налогов.

Следующая группа прав — права налогоплательщиков в сфере привлечения их к налоговой ответственности и в сфере защиты своих прав, поскольку это взаимосвязанные вещи. Здесь можно говорить о праве налогоплательщиков на учет обстоятельств, смягчающих ответственность, праве обжаловать решения налоговых органов, их действия и бездействия должностных лиц. При этом способ защиты остается за налогоплательщиком, то есть можно воспользоваться административным порядком защиты, можно воспользоваться судебным, можно воспользоваться тем и другим одновременно. Здесь налогоплательщик ничем не ограничен.

Нельзя не указать на еще одно право, хотя оно кажется сомнительным — право не выполнять неправомерные требования налоговых органов. Понятно, что неправомерность — это оценочная категория, и если налогоплательщик оценит действия или требования неправомерными, а впоследствии они будут признаны правомерными, то все вредные последствия будут лежать на налогоплательщике. Представляется, что совершенно напрасно появилась эта норма в НК, потому что она как бы закладывает презумпцию неправомерности действий налоговых органов, хотя, наоборот, необходимо исходить из того, что действия и требования налоговых органов правомерны, а обратное доказывается в суде.

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ

Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 — 15 части первой НК РФ, ссылки в статье 19 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О применении подпункта 5 пункта 1 статьи 21 см. определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 317-О.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика

1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Суд удо васильевой