Штраф стрелка оспорить

Водители оспорили кустарный метод ГИБДД

Водители по всей России начали оспаривать штрафы за превышение скорости

Волна жалоб на незаконные штрафы, выписанные с помощью дорожных камер, может захлестнуть российские регионы. В Тюменской области суды отменили как минимум 100 штрафов за превышение скорости, зафиксированное неправильно установленными дорожными камерами. По закону перед каждым радаром должна стоять предупреждающая табличка. Однако ГИБДД водителей не предупреждает, а иногда даже маскирует дорожные камеры.

Российские автовладельцы начали опротестовывать штрафы за превышение скорости, зафиксированное дорожными камерами. По закону перед каждой камерой должен стоять предупреждающий знак. Однако такие таблички можно встретить далеко не везде, и ГИБДД никак не предупреждает водителей о местах установки комплексов фото- и видеофиксации нарушений. «Газета.Ru» разбиралась, как российские автомобилисты добиваются отмены таких штрафов.

Первый прецедент случился еще год назад в Тюмени. Тогда местный автомобилист Александр Воронов, оштрафованный за превышение скорости, неожиданно одержал верх над ГИБДД региона в судебной тяжбе. В ноябре 2014 года Воронов получил штраф за превышение скорости, зафиксированное камерой фотофиксации нарушений ПДД. Юрист по профессии, автолюбитель смог доказать в суде, что его нарушение фиксировалось незаконно: рядом с камерой должна находиться предупреждающая табличка, а ее в момент нарушения ПДД не было.

Напомним, что табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» и дорожная разметка 1.24.4 появились в ПДД в начале 2013 года, после принятия соответствующего постановления правительства. И табличка, и разметка, согласно ПДД, указывают, что «в зоне действия дорожного знака либо на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами».

Суд встал на сторону водителя, отменив постановление о нарушении в связи с тем, что предупреждающих о камере знаков на том участке дороги, где Воронов превысил скорость, не было.

Уральский автомобилист уличил ГИБДД в массовом обмане водителей с помощью камер фиксации нарушений

Ожидаемо представители ГИБДД Тюменской области с решением суда не согласились. По их словам, при работе с переносными комплексами они ориентируются не на ПДД, а на ГОСТ.

Руководители местной Госавтоинспекции пояснили, что в соответствии с требованиями ГОСТа установка таблички «Фотовидеофиксация» производится только перед стационарными комплексами фотовидеофиксации, а на передвижных комплексах установка табличек по ГОСТу не требуется.

«С моей помощью уже оспорено не меньше 100 таких штрафов, — рассказал «Газете.Ru» Воронов. — Это уже типовые жалобы, а опротестование штрафов поставлено на поток. После того как мой случай осветили СМИ, звонки поступают со всей России. Водители просят копии протоколов и формы жалоб. Судя по ажиотажу, отпор недобросовестным гаишникам автовладельцы будут давать во всех регионах».

Собеседник уточнил, что, несмотря на десятки отмененных судом штрафов, тюменская ГИБДД все равно не ставит таблички перед камерами. «Предупреждают друг друга сами водители, — говорит Воронов. — За несколько метров до камеры на асфальте баллончиком рисуют стрелку и слово «камера». При этом устанавливают переносные комплексы у нас не только с нарушением ПДД, но и не соблюдая ГОСТы».

В Татарстане автомобилистам также удавалось доказать в суде, что установка передвижной камеры при отсутствии соответствующей таблички является нарушением закона. Например, казанский юрист Виктор Шабанов, получивший штраф за превышение скорости, также смог оспорить его ввиду отсутствия предупреждающего знака перед камерой, которая зафиксировала его нарушение.

На дорогах республики не только не предупреждают водителей о фотовидеосъемке, но и, наоборот, маскируют переносные комплексы, ставя их на землю в кусты или багажник частного автомобиля.

Маскируют камеры и в Краснодарском крае, где до сих пор региональный СК продолжает вести следствие по уголовному делу, связанному с фальсификациями сотрудниками ЦАФАП ГИБДД штрафов за превышение скорости, фиксировавшееся якобы дорожными камерами.

На дорожные камеры в России с начала года потрачено 1,6 млрд рублей

Водители из Нижегородской области также утверждают, что с мобильными комплексами работают гражданские лица, а не инспекторы ГИБДД. Кроме того, местные депутаты также стали бороться с отсутствием предупреждающих табличек перед камерами. В начале октября текущего года депутат от КПРФ областного заксобрания Владимир Буланов направил обращение в адрес генпрокурора России с просьбой провести проверку соблюдения законодательства РФ при установке камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на территории Нижегородской области.

«Если есть двоякое толкование закона, приводящее к таким ситуациям, то необходимо уточнять формулировки ПДД, — считает первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков. — Нужно прописать, что требование устанавливать таблички относится не только к стационарным камерам, но и к переносным.

Есть и другие хитрости, на которые ГИБДД идет в регионах, – все они будут пресечены с помощью введения новых ГОСТ по камерам. Сейчас же это превратилось в «кормушку» – ГИБДД специально устраивает ловушки для того, чтобы собирать как можно больше штрафов».

Напомним также, что в настоящее время Росстандарт разрабатывает единые требования к дорожным комплексам фото- и видеофиксации.

В 2014 году новые ГОСТы проходили общественное обсуждение — их должны были одобрить еще в прошлом году, но после рассмотрения экспертами документ подвергли очередной редакции.

ГИБДД может перестать закупать переносные камеры-треноги из-за коррупции в своих рядах

Бывший гендиректор НПО «Призма» (производство и установка дорожных камер) Сергей Ласкин отмечает, что задача автоматических комплексов заключается в повышении безопасности дорожного движения, а не пополнении госбюджета. «Поэтому таблички и разметка крайне необходимы, в том числе и при использовании мобильных комплексов, — рассказал он «Газете.Ru». — Завидев предупреждение, водитель сбросит скорость и не попадет в ДТП. Кроме того, никто не мешает ГИБДД определить наиболее опасные участки дорог, поставить эти таблички и периодически устанавливать там переносные комплексы, фиксируя нарушителей. Но такие комплексы на практике ставят на безопасных прямых участках дорог, где риск попасть в аварию минимален, даже в случае превышения скорости».

Собеседник поясняет, что в существующем ГОСТе действительно нет прямого предписания для мобильных комплексов.

«Но, по сути, они ничем не отличаются от стационарных. Переносные камеры нужны для тех мест, где нет необходимой инфраструктуры для работы камер стационарных, а вовсе не для того, чтобы прятать их в кусты», — говорит Ласкин.

В ГИБДД РФ на запрос «Газеты.Ru» с просьбой разъяснить ситуацию пока не ответили.

Нынешний скандал с переносными комплексами ГИБДД далеко не первый. Ранее «Газета.Ru» писала о фальсификациях штрафов за нарушения, зафиксированные переносными комплексами «Крис-П». На Урале переносные автоматические камеры «Крис-П» устанавливались вне пределов населенного пункта, хотя были настроены на фиксацию превышения скоростного лимита в городе – 60 км/ч. Один из местных водителей тогда также смог через суд добиться отмены выписанного ему штрафа за превышение скорости. Примерно в это же время в Госдуме задумались о необходимости введения запрета для ГИБДД на закупку камеры подобного типа. В Госавтоинспекции в свою очередь заявляли, что знают о нареканиях автомобилистов и намерены добиться усовершенствования оборудования так, чтобы штрафы нельзя было фальсифицировать.

Штраф стрелка оспорить

Тюменская птицефабрика перестанет отапливать Каскару

В Тюмени состоится первая в 2019 году благотворительная ярмарка хэнд-мейда

Смерть на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск: Toyota столкнулась с MAN

Руководители Тюменского района пойдут в народ с отчетами

Смерть на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск: Toyota столкнулась с MAN

Владимир Богомяков стал лауреатом Григорьевской премии в Санкт-Петербурге

Тюменский студент придумал тест на беременность для домашних животных

Письмо несчастья. Как оспорить «штраф с камеры»?

31 октября 2017 15:54 Автор: Павел Храмов

Устройствам автоматической фиксации нарушений тоже свойственно ошибаться.

На перекрестках и улицах Тюмени появляется все больше камер автоматической фото- и видеофиксации, а список нарушений, которые они могут выявлять, постоянно растет. Например, с недавних пор тюменским автолюбителям стали приходить штрафы за среднюю скорость на объездной.

А корреспонденту «Вслух.ру» недавно пришел штраф за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, однако на фотографии в «письме счастья» было четко видно, что в момент пересечения автомобилем стоп-линии «стрелка», разрешающая маневр, горела. Что делать в такой ситуации? Наш набор универсальных советов, как оспорить штраф в ГИБДД.

Определитесь с инстанцией

Согласно статье 30.1 КоАП РФ, постановления, вынесенные судами (например, за пьяное вождение), можно обжаловать только в суде, постановления, вынесенные в ГИБДД – и в ГИБДД, и в суде. По нарушениям, зафиксированным камерами, постановление выносит ГИБДД, поэтому за обжалованием можно обращаться и туда, и туда.

И куда лучше обратиться?

Случается, что камеры ошибаются грубо, и это видно «невооруженным» глазом. Еще бывает, что камеры неправильно расшифровывают номер, и вам приходит штраф за чужое нарушение. В таком случае можно приехать со своим «письмом счастья» в ЦАФАП в ОДД ГИБДД (50 лет Октября, 45) и обойтись без жалобы – инспектор посмотрит на присланные вам фото, найдет соответствующую видеозапись и, если камера действительно «промахнулась», вопрос решится тут же.

Смотрите так же:  Цены на услуги адвоката в мурманске
А если вопрос спорный?

Если же вопрос спорный, но просто так сдаваться и платить штраф вы не намерены, можно прибегнуть и к подаче жалобы, но сначала стоит определиться, куда идти – в ГИБДД или сразу в суд. Никаких законодательных требований обращаться сначала в инспекцию, а только потом в суд, нет – вы вольны выбирать. Однако стоит помнить, что если в ГИБДД примут решение не в вашу пользу, то можно пойти в суд, а вот с отрицательным судебным решением обращаться к инспекторам будет бесполезно.

Считается, что суд не заинтересован в вынесении решения не в вашу пользу, поэтому обращаться лучше туда. С другой стороны – ГИБДД точно вынесет решение быстрее, так что в случае, если вы уверены в своей правоте, обратиться логичнее к инспекторам.

Решил для начала попытать счастья в ГИБДД. Что делать?

Во-первых , согласно статье 30.3 КоАП РФ, жалобу (и в ГИБДД, и в суд) нужно подать в течение 10 дней с того момента, как вы получили копию постановления. Если вы вдруг пропустили этот срок, его можно продлить, но только по уважительной причине – например, в случае командировки или больничного.

10-дневный срок отсчитывается с момента, как вы именно получили копию (а не просто узнали о штрафе через портал госуслуг или интернет-банк ). В случае со «штрафом с камеры» копия придет вам по почте. Дожидаетесь, готовите жалобу, подаете.

Как должна выглядеть жалоба?

Установленного законом четкого образца нет, поэтому допущения возможны, однако есть перечень того, что должно быть отражено в жалобе:

– Информация о заявителе и территориальном органе ГИБДД, куда вы подаете жалобу. Эту информацию стоит расположить в правом верхнем углу;

– Наименование документа, то есть «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении». Лучше выделить это жирным шрифтом и расположить по центру;

– Описательно-мотивировочная часть. Нужно обязательно указать номер постановления, ФИО инспектора, который его вынес, дату вынесения постановления и статью КоАП РФ. Далее описываете обстоятельства произошедшего и причины, по которым вы не согласны с наложенным на вас взысканием;

– Резолютивная часть: указываете ваши требования. То есть – отменить постановление об административном правонарушении (нужно снова указать его номер) и прекратить производство по данному делу;

– Список прилагаемых документов: скорее всего, при подаче жалобы в ГИБДД в качестве документа вы сможете приложить только копию постановления – приобщить данные видеорегистратора или показания свидетелей не получится;

– Дата написания жалобы и подпись;

Как можно жалобу подать?

Либо явиться лично на Одесскую, 16, либо отправить «Почтой России» заказным письмом с описью вложения и отметкой о вручении. Второй способ дольше (письмо будет идти 2–3 дня), однако так вашу жалобу точно примут к рассмотрению.

И сколько ждать решения?

У ГИБДД точно такой же срок, как и вас – 10 суток (стоит помнить, что считаются календарные дни, а не рабочие). Если решение вынесено не в вашу пользу, у вас есть те же 10 суток на обжалование решения в суде. Если в суд вы решили не обращаться, то через 10 суток постановление вступит в силу и начнется отсчет 60 дней, в течение которых вы должны оплатить штраф.

Не думаю, что ГИБДД отменит собственное же постановление. Как мне обратиться сразу в суд?

Процедура мало чем отличается – дождаться копии постановления, написать жалобу (выглядеть она будет так же – изменится только инстанция, куда вы обращаетесь) и лично отнести ее в районный суд по месту совершения правонарушения либо направить заказным письмом. Если до суда вы обращались в ГИБДД, и там постановление оставили в силе – прилагайте к жалобе копию решения инспекторов (и указывайте ее в списке прилагаемых документов).

Подача жалобы в суд – дело более времязатратное, однако здесь куда больше шансов на рассмотрение всех обстоятельств дела.

Например, когда корреспондент «Вслух.ру» пытался через суд оспорить штраф за движение по «автобусной полосе», судья сама запросила у ГИБДД видеозапись инцидента, чтобы на ее примере продемонстрировать, почему корреспондент неправ.

Если у вас есть фотодоказательства вашей правоты, запись с видеорегистратора или показания свидетелей – указывайте все это в описательно-мотивировочной части жалобы: в суде у вас будет возможность предоставить все ваши доказательства.

А сколько ждать решения суда?

Дольше, чем в ГИБДД – согласно статье 30.5 КоАП РФ, суд обязан рассмотреть вашу жалобу в течение 2-х месяцев с момента ее подачи.

Что мне делать, если суд тоже не отменил постановление?

Зависит от того, убедил вас судья в том, что вы не правы, или вы продолжаете настаивать на том, что штраф вам назначили незаконно. Если уверены, что штраф платить не должны – в течение 10 суток решение районного суда можно оспорить в суде городском. Бывали случаи, что водители доходили и до Верховного суда.

Обжалование штрафа за проезд на красный свет светофора

По ст. 12.12 КоАП РФ, за проезд перекрестка на красный или запрещающий свет светофора, нарушителю грозит взыскание в размере — тысяча рублей. Водитель может оспорить взыскание, доказав в суде свою невиновность. Как это сделать и на каких основаниях? В какой срок водитель может оспорить административное взыскание или вернуть свои права? Когда оспорить штраф за проезд на запрещающий сигнал не предоставляется возможности? Об этом в статье.

Водители часто нарушают ПДД, проезжая на запрещающий сигнал светофора. Это влечет за собой административное взыскание в виде штрафа. Когда работники ГИБДД или средства автоматического слежения зафиксировали, что автомобилист проехал перекресток на красный сигнал светофора, то нарушителю грозит штраф до 2 тысяч рублей. Если нарушение повторное, то, если его запечатлели видеорегистраторы, на домашний адрес водителя приходит постановление на уплату штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Если машину остановит сотрудник ГИБДД, то повезло меньше — он или выписывает взыскание или забирает автоправа на период до полугода за повторный проезд на красный. Что такое повторное нарушение? Это второе одинарное правонарушение, совершенное в течение 12 месяцев, после первого. Основания для штрафа за проезд на красный свет светофора:

  • Выезд на перекресток, когда уже зажегся красный сигнал светофора;
  • Если горит красный сигнал, и переключается оранжевый;
  • Горит оранжевый (желтый), зажегшийся после зеленого сигнала;
  • Авторегулировщик запрещает выезжать, но автомобилист выезжает за запрещающую полосу;
  • Поворот не в направлении горящей стрелки зеленого цвета, когда горит красный свет светофора.

На запретный сигнал светофора могут проезжать пожарные, скорые, полиция с включенным аварийным сигналом и сиреной. Водитель имеет право оспорить штраф за проезд перекрестка на красный свет, когда:

  • Сотрудник ГИБДД находится позади перекрестка, и не может видеть, когда переключился сигнал светофора;
  • Сигнал сменился резко перед въездом на перекресток;
  • Плохая видимость на дороге из-за погодных условий, невозможно уследить, когда зажегся красный свет светофора;
  • Проезд после мигания зеленого света на оранжевый — при этом поворот или другое движение должно быть завершено, даже если цвет на светофоре уже красный;
  • Проезд на оранжевый, при торможении. Тормозной путь на скорости движения по городу составляет не меньше четырнадцати метров;
  • В этих случаях, автомобилист может оспорить выписанное сотрудником ГИБДД взыскание за проезд на запрещающий свет.

Что грозит водителю, если он собьёт пешехода — читайте в статье:

Куда обращаться?

Оспорить через суд штраф с камеры за проезд на красный свет можно, предоставив доказательства своей невиновности. Судебная практика знает много случаев, когда водителю удавалось оспорить выписанное взыскание или вернуть автоправа. В России работает закон о презумпции невиновности, по которой сомнения в обвинении трактуются в пользу обвиняемого. По закону, доказывать свою невиновность обязан автомобилист — нарушитель (ст. 1 ч. 5 КоАП). Для принятия иска судом, нужны веские доказательства, на основании которых пострадавший может оспорить взыскание.

  • Доказательствами могут быть записи с видеокамеры, где светофор заметен. Если доказательств нет, суд отказывает в иске за неимением сомнений в мнении инспектора ГИБДД или показаний других камер;
  • Водитель должен помнить, где находились инспекторы ГИБДД, могли они увидеть, как сменился свет светофора или им мешало расстояние и погодные условия, и рассказать об этом суду;
  • Подробно расписать в объяснительной, как и где были соседние автомобили, пост ГИБДД, где находились камеры и автоматические регулировщики движения;
  • Предоставить выводы, сделанные, согласно материалам дела.

Чтобы оспорить штраф за проезд на красный свет, лучше обратиться к профессиональному юристу по автоправу. Он поможет разобраться в материалах дела и записях видеорегистратора, и представить доказательства, на основании которых штраф можно оспорить.

Смотрите так же:  Арбитражный апелляционный суд 7

В течение какого срока может быть оспорен штраф за проезд на красный свет светофора? По закону, водитель, оштрафованный за проезд на запрещающий сигнал, имеет право оспорить взыскание, если у него есть доказательства своей невиновности. Срок оспаривания — 10 дней с момента получения уведомления о штрафе.

В этот период, гражданин может направить заявление на оспаривание штрафа в административное управление ГИБДД или непосредственно в суд по месту жительства или нахождения представительства ГИБДД, откуда был выписан штраф за проезд на запрещающий сигнал. Если водитель, по уважительным причинам, пропустил срок подачи иска, он может восстановить его, направив заявление с просьбой обновить срок подачи жалобы, с обоснованием причин пропуска, и оспорить взыскание в судебном порядке.

Штраф за превышение: можно ли оспорить?

Мы уже привыкли к тому, что за скоростным режимом следят бездушные приборы. Если попался в объектив камеры, уйти от наказания не получится. Именно поэтому комплексы автоматической фиксации нарушений появляются на дорогах как грибы после дождя. Несмотря на дороговизну (средняя стоимость стационарного комплекса около 3 млн рублей), власти охотно тратят бюджетные деньги и закупают дорогостоящее оборудование.

Я уже писал, что во многих регионах штрафы от камер фиксации учитывают как доходную часть бюджета на следующие годы. Получается, что благая идея превратилась в средство банального заработка. Ведь камеры появляются и там, где, к примеру, можно было бы и приподнять планку скоростного режима. Но нет, вместо этого власти устанавливают камеру и выписывают штрафы невнимательным водителям.

Кроме этого, из-за постоянного увеличения числа самих камер все чаще стали случаться сбои в администрировании нарушений. Ведь оформление происходит не автоматически. Камера лишь фиксирует нарушителя. Дальше информация обрабатывается в специальном центре. Поступившую информацию проверяют уже люди, отсеивая брак. Только после этого автовладельцу поступает «письмо счастья». Но это на бумаге. В реальности же все происходит немного по-другому. Инспектор, обрабатывающий информацию, просто физически не может усмотреть все ошибки. На обработку каждого снимка у него лишь несколько секунд.

Понятно, что такие постановления должны быть отменены. Но ведь для этого придется писать жалобы, терять свое время. Большинство предпочитает заплатить штраф, но есть и такие водители, кто оспаривает несправедливое обвинение в нарушении правил. Давайте рассмотрим часто встречающиеся ошибки в «письмах счастья» и посмотрим, можно ли добиться отмены решения о виновности.

Вы получили по почте постановление о штрафе, вынесенное на основании показаний камеры автоматической фиксации. Но в постановлении нет данных об электронной подписи должностного лица, которое приняло решение о штрафе. КоАП РФ предусматривает определенный порядок привлечения водителя к ответственности. При фиксации нарушения камерами автоматической фиксации постановление оформляется в виде электронного документа, в котором должна быть информация об электронной подписи лица, принявшего решение.

Если такой информации нет, постановление незаконно. Это не так давно подтвердил Верховный суд (дело № 67-АД14-5). Суд указал, что в отсутствие данных об электронной подписи невозможно установить, было ли постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. А раз так, постановление является незаконным.

Житель Казани обжаловал «письмо счастья», которым ему вменялось превышение скорости. В обоснование своих доводов автомобилист ссылался на то, что мобильный комплекс «КРИС-П» был неправильно установлен и поэтому неверно определял скорость автомобилей. Суд принял достаточно интересное решение. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что фиксация скорости прибором «КРИС-П» не происходит полностью автоматически. Согласно инструкции и руководству по эксплуатации, работа с прибором осуществляется двумя сотрудниками ДПС, прошедшими специальный инструктаж. То есть измерение скорости этим комплексом не является автоматическим и требует работы оператора. А раз так, то водитель не обязан доказывать свою невиновность.

Ведь если этот комплекс не работает в автоматическом режиме, то и постановление о штрафе нельзя выносить в отношении собственника автомобиля. По сути, инспектор был обязан установить, что именно конкретный водитель сидел за рулем машины и превысил скорость. А при обжаловании в суде по таким делам инспектор должен предоставить неопровержимую и достоверную информацию о правильном использовании комплекса фиксации нарушений.

Сейчас почти все мобильные комплексы, которые заявлены именно как системы, работающие в автоматическом режиме, таковыми не являются. Поэтому у автомобилистов есть возможность оспорить фактически любой штраф, выписанный на основании данных этих приборов.

Понятно, что мало кто захочет связываться с этим, ведь суммы штрафов, как правило, не такие большие. Большинство предпочитает оплатить штраф со скидкой, чем пытаться отменить постановление. Проблема еще и в том, что на сегодня отсутствует отдельный технический стандарт по применению всех возможных радаров. Поэтому и возникает огромное количество споров.

Только летом этого года должен вступить в силу документ, в котором будут прописаны требования к техническому оснащению комплексов. В документе также будет разъяснено, где можно ставить переносные радары, а где нет. О требованиях нового документа подробнее расскажу в одной из следующих заметок.

Важные для автомобилиста аспекты вы найдете в подборке наших публикаций «Знай свои права на дороге».

Оспорить в два щелчка: разумная инициатива Госдумы избавит от ложных штрафов

Распространение камер видеофиксации спровоцировало рост числа абсурдных постановлений: например, когда водителя штрафуют за чужое нарушение. Государственная дума разрабатывает законопроект, который позволит оспаривать нелепые штрафы буквально в два щелчка.

Что предлагается

Об инициативе рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он предложил добавить на сайте «Госуслуги» новые кнопки в разделе «Штрафы», которые позволят мгновенно пожаловаться на нелепое постановление. Например, речь о кнопке «Не мой номер», которую достаточно нажать, если на фото — чужой автомобиль.

— После этого сотрудники подразделения, выписавшего постановление, ещё раз его проверяют, и, в случае обоснованности претензий, отправляют штраф в корзину, — пояснил депутат.

Он подчеркнул, что несмотря на многоступенчатую систему контроля, в том числе живыми инспекторами-операторами, вероятность ошибки сохраняется из-за роста «поголовья» камер.

— Устают операторы, которые проверяют видео- и фотофайлы, и происходят ошибки, — заявил Вячеслав Лысаков. — Законопослушные автовладельцы сегодня теряют время и нервы, чтобы доказать, что они не совершали правонарушений. Значит, надо делать так, чтобы не страдали невиновные. Эту задачу мы будем решать.

А сколько нервов тратится?

Официальная процедура достаточно громоздка: жалобу нужно направлять заказным письмом или при личном посещении отделения ГИБДД, которое ее выписало, что особенно проблематично при получении иногороднего штрафа.

В Челябинской области действует упрощенный порядок, который удобен для совсем уж очевидных ляпов. В этом случае жалоба отправляется по электронной почте в подразделение ГИБДД, указанное в постановлении. Для подтверждения личности необходим скан жалобы, подписанной владельцем автомобиля, либо электронно-цифровая подпись. Вот порядок действий, если за рулем находился не владелец автомобиля, а в следующей статье мы рассказываем, как оспорить штраф, если нарушение спровоцировано дорожными работами.

В любом случае, процедура требует от автовладельца усилий и времени, кроме того, возникает период неопределенности. Например, при неофициальной подаче жалобы по электронной почте упускается время — те самые десять суток, что отводятся для полноценного обжалования. Тикает также 20-дневный срок, в течение которого можно оплатить штраф с 50-процентной скидкой.

Проблему усугубляет невозможность отмены нелепого постановления самими сотрудниками без формальной жалобы водителя.

— Должен либо прокурор вынести определение об отмене, либо сам водитель приехать и написать заявление, что это не его машина, — уточняет Вячеслав Лысаков.

Кто оформляет постановление?

Комплексы видеофиксации выявляют нарушение в автоматическом режиме и самостоятельно распознают номера автомобилей, но любое постановление выписывает конкретный инспектор — он же ставит на нем свою электронно-цифровую подпись.

В Челябинской области инспекторы проверяют все «визуальные» нарушения, например, поворот из неправильного ряда и проезд на запрещающий сигнал, а также правильность распознавания номеров. Бывает, автоматика затрудняется прочитать один из символов госномера, и такие нарушение отправляют в отдельную папку для более тщательного анализа.

Что можно обжаловать

На первом этапе депутаты обсудят «волшебную кнопку», которая позволит обжаловать постановления, если в кадре — не ваше транспортное средство. К сожалению, такая практика не спасет жертв автомобилей-клонов.

Подавляющее большинство жалоб связано со стремлением водителей переписать штраф на родственника, супруга или товарища — это актуально для случаев, когда за рулем находился не собственник транспортного средства. Сделать это порой необходимо, чтобы избежать резкого увеличения размера штрафа: например, за первичный проезд на красный свет грозит штраф 1000 рублей с возможностью оплатить 500 рублей в течение 20 суток, но за повторное нарушение — 5000 рублей без скидок. Если автомобиль принадлежит мужу, но второе нарушение совершила жена, обжаловать штраф разумно.

Добавить соответствующую кнопку на сайт «Госуслуги» возможно, но возникнут проблемы с подтверждением факта, что за рулем был кто-то другой. В Челябинской области процедура упрощена: достаточно приложить к жалобе копию полиса ОСАГО, в который вписан нарушивший водитель. Но сработает ли такой подход на федеральном уровне — сказать сложно, потому что формально владелец транспортного средства должен доказать, что не он был за рулем.

Наконец, самая болезненная тема: спорные нарушения из-за плохо видимой стоп-линии, работы регулировщика на перекрестке или строительных работ. Упрощение процедуры обжалования через сайт «Госуслуги» удобно для водителей, но тогда возрастет и поток жалоб. Поэтому, не исключено, представители МВД будут против подобной практики.

Смотрите так же:  Транспортный налог кемеровская область калькулятор

Напомним, в будущем работы у центров видеофиксации добавится из-за возможности штрафовать нарушителей по записям с любительских камер. Вероятность ошибки в этом случае возрастает многократно, а значит, и процедуру упрощенного обжалования можно только приветствовать.

Штраф стрелка оспорить

В Москве дорожную ситуацию регулирует целая интеллектуальная транспортная система: в нее входят 1400 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 163 экрана, более 3500 датчиков мониторинга дорожных ситуаций, около двух тысяч видеокамер телеобзора и столько же светофоров. Сами камеры в столице начали появляться в рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Если брать точкой отсчета 2006 г., то, к примеру, показатель смертности в ДТП по Москве упал более, чем в два раза — с 1184 человек в 2006 г. до 561 в 2016 году.

Количество дорожных камер в России приближается к 8000 единиц. И это, похоже, только начало. Однако с увеличением их числа растут также требования к работе автоматических комплексов. Для исключения ошибочных штрафов, сбоев или злоупотреблений внедряется единое программное обеспечение для всех регионов страны.

В России количество камер на дорогах растет из года в год. Во многих городах тестируют и внедряют новые системы — здесь государство все больше работает с частными компаниями, организуя партнерства. Издержки на установку комплексов берут на себя частные компании, которые в дальнейшем получают процент от зафиксированных штрафов. Или существует такая схема взаимодействия, когда государственные средства тратятся не на покупку дорогостоящего оборудования, а на его аренду. На сегодняшний день работает много комплексов фото- и видеофиксации нарушений, в регионах свои производители, но в целом их набор функций примерно одинаковый.

Камеры с системой «Форсаж», фиксирующие непропуск пешеходов, появляются в крупных городах. В Москве единственная пока система проработала в тестовом режиме больше года и зафиксировала в 2017 г. почти тысячу нарушений на зебре. Впредь водителям в столице придется быть более внимательными к пешеходам, ведь количество подобных камер вырастет до 200 штук. Также вырос штраф за такое нарушение — с 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. рублей.

Камеры с системой «Пит-стоп» могут фиксировать грубые нарушения скоростного режима и автоматически запускать поиск нарушителя. Например, в случае превышения скорости на более чем 60 км/ч такая система передаст данные автомобиля ближайшим сотрудникам ДПС. Раньше за подобное нарушение водитель получил бы только штраф по почте. Сейчас же весь маршрут лихача виден в реальном времени и позволяет экипажам ДПС отследить нарушителя и оперативно остановить. Полицейские выписывают водителю документ о направлении дела в суд, который принимает решение о лишении прав.

Камеры «Стрелка» — одни из самых распространенных в России. Такие комплексы оборудованы радаром, который измеряет скорость инфракрасным датчиком для работы в темноте, а также объективом для фиксации данных автомобиля нарушителя. Система видит нарушителя даже за километр от своего расположения. Новые модификации систем «Стрелка» и его аналоги в других регионах, например, системы «Крис», «Кордон», «Арена» и другие распознают номер нарушителя даже после того, как он проехал камеру. Мотоциклистам, которые решат установить рекорд скорости в городском потоке, теперь не уйти от ответственности — камера сможет зафиксировать номер, расположенный сзади.

Камеры, оборудованные системой «Автодория», незаметны для радар-детекторов: в них нет никаких излучающих элементов. Такие системы контролируют продолжительный участок дороги и измеряют среднюю скорость, которая вычисляется исходя из времени, потраченного водителем на преодоление данного участка. В начале отрезка дороги камеры с такой системой запоминают автомобиль, а если средняя скорость оказывается выше разрешенной, то камеры в конце участка фиксируют нарушение и высылают штраф.

«По нашим данным, в зонах контроля средней скорости число ДТП со смертельным исходом снижается до 50% и в целом уменьшается дорожная аварийность. Важно продолжать применять этот метод для обеспечения безопасности на дорогах в совокупности с иными мерами», — рассказал технический директор «Автодории» Антон Куховаренко.

Комплексы «Автоураган» — самые продвинутые из всех. Такие камеры фиксируют проезд на красный свет, пересечение сплошной линии, непропуск пешехода, выезд за стоп-линию и превышение скорости. Технология обходится без радара: нарушения фиксируют исключительно умные алгоритмы. К примеру, чтобы определить скорость, система анализирует дорожное полотно, расположение автомобилей и вычисляет время, за которое водитель проезжает данный участок. При этом измерения точны почти на 100%: погрешность крайне мала и составляет менее 2 км в час.

Комплексы «Паркрайт» и «Паркнет» хорошо знакомы жителям столицы и других крупных городов. Такие камеры фиксируют нарушения парковки и остановки, контролируют платные зоны, стоянки на тротуарах, а также проезд автомобилей по выделенным полосам для маршрутного транспорта. «Паркрайт» устанавливают на специальные автомобили, которые курсируют по городу, а портативной системой «Паркнет» пользуются сотрудники городских дорожных служб. С помощью планшета с камерой возможно зафиксировать нарушения парковки на тротуарах, стоянку на газонах или нарушения ПДД в таких местах, куда автомобилю с «Паркрайтом» не попасть.

Помимо стационарных камер, существуют их мобильные аналоги, которые используются инспекторами ДПС. Также в столице работает специальное мобильное приложение, которое позволяет всем жителям города фиксировать нарушения парковки, фотографировать автомобили, припаркованные с возможным нарушением с помощью обычного смартфона и отправлять данные в департамент транспорта.

За последние пять лет система фото- и видеофиксации нарушений сильно изменилась и ушла вперед. Ближайшее будущее — это рост количества камер и максимальный охват автоматически фиксируемых нарушений. Если раньше камера могла измерять только скорость, то сегодня в автоматическом режиме фиксируются уже более 30 нарушений. В ближайшее время среди приоритетов развития камер — фиксация нарушений на пешеходных переходах, увеличение контроля за полосами общественного транспорта, в том числе за выездом на обособленные трамвайные пути и контроль нарушений на сложных участках дорог, например, в тоннеле.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает как минусы, так и плюсы в росте числа камер: «Стало лучше, так как мы видим объективные цифры, когда смертность на дорогах Москвы за последние 5 лет упала почти в два раза и как минимум снизился скоростной режим в городе. Но тут же возникло много других проблем — например, многие камеры устанавливаются как будто специально для того, чтобы собирать деньги».

До конца 2017 г. будет установлено еще порядка 2 500 камер по всей стране, сообщает ГИБДД, а это более 30% от существующих сейчас. В ГИБДД таким образом планируют снять обязанности по фиксации штрафов с инспекторов в тех местах, где это возможно. Но если камера, в отличие от инспектора, беспристрастна, то ошибки нередко возникают, и от сбоев никто не застрахован.

Известны случаи с превышением скорости свыше 200 км/ч автомобилем «ГАЗель» или штраф за пересечение сплошной линии тенью автомобиля. «На сегодняшний момент у водителей нет работающего механизма, используя который автовладельцы могли бы проверить достоверность штрафа и обжаловать его», — считает Петр Шкуматов.

По его словам, единственный штраф, который можно обжаловать, это случаи, когда номер неверно распознала камера. «Все остальное вы не можете обжаловать чисто технически, потому что не существует средств, которые могут это сделать. Невозможно постфактум проверить, правильно ли камера зафиксировала нарушение. Водитель обязан доказать свою невиновность согласно административному кодексу, но сама архитектура построения системы делает людей бесправными и беззащитными от ошибок», — добавил Шкуматов.

По словам директора «Автодории» Антона Куховаренко, 85% всех камер на дорогах России нацелены на контроль скоростного режима. При этом более 60% ДТП в России происходят по причине превышения установленной скорости. Основная их часть случается на дорогах вне населенных пунктов, хотя 63% аварийно-опасных участков на загородных дорогах не оснащены системами фотофиксации. Это связано с тем, что за городом не всегда есть необходимая инфраструктура для установки камер: нет доступа к электричеству, чтобы подключить оборудование, нет опор для установки стационарных камер, нестабилен канал связи для передачи данных в ГИБДД.

«В 2011 г. мы предложили российскому рынку принципиально новое решение, а сейчас используем и развиваем навыки и технологии, которые помогут преодолеть инфраструктурные ограничения применения систем фотофиксации», — уточнил добавил Куховаренко.

Долгое время в разработке находятся системы проверки наличия полиса ОСАГО в автоматическом режиме. Но до тех пор, пока не будет налажено взаимодействие баз данных автостраховщиков и департамента транспорта, такие системы не начнут функционировать. В тестовом режиме сейчас работают камеры, оборудованные системой фиксации выезда на обособленные трамвайные пути, штрафующие за выключенные габариты и отсутствие ближнего света, а также фиксирующие скоростной режим и перестроения в тоннеле.

  1. Проверить актуальные штрафы можно на официальном сайте ГИБДД.
  2. Если пропустили момент оплаты и штраф передали на взыскание, то оплатить или выяснить контакты отдела приставов можно здесь.
  3. Информация по штрафам московского паркинга приведена здесь.