Приказ 134н 23.03.2019

Приказ Минздрава РФ № 134н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом»

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорская шахматная академия»

628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийск, ул. Лопарева, 6

тел/факс: (3467) 36-36-31

Режим работы:
понедельник – пятница с 9:00 до 21:00
обед: с 13:00 до 14:00

Сайт разработан в

Новый стандарт для подрядчиков

Порядок бухгалтерского учета капитального строительства, помимо основных документов – Закона о бухгалтерском учете[1], Положения по ведению бухгалтерского учетаи бухгалтерской отчетности в РФ[2], до 01.01.2009 регламентировался еще двумя не менее важными документами, такими как Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций[3] и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»[4].

Последний из перечисленных нормативных актов отменен Приказом Минфина России от 24.11.2008 № 134н, и начиная с бухгалтерской отчетности 2009 года вступил в силу новый стандарт – ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

Что изменяется в учете подрядчика в связи с выходом столь ожидаемого документа? Для ответа на этот вопрос предлагаем вам ознакомиться с нашим комментарием к новому ПБУ.

Области применения

Во-первых, новое ПБУ 2/2008 в отличие от ПБУ 2/94 распространяется только на те организации, которые в договорах строительного подряда (далее – договор) выступают в качестве подрядчиков (субподрядчиков), и не распространяется на застройщиков (п. 1 ПБУ 2/2008).

К сведению: в ПБУ 2/2008 отсутствуют определения таких понятий, как застройщик, инвестор.

Во-вторых, ПБУ 2/2008 распространяется только на долгосрочные договоры строительного подряда, длительность которых составляет более одного отчетного года, или договоры, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. В ПБУ 2/94 временной критерий отсутствовал.

В-третьих, ПБУ 2/94 применялось только в сфере капитального строительства, а ПБУ 2/2008 применяется и при оказании услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, при выполнении работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды (п. 2 ПБУ 2/2008).

Объект учета

Следует отметить, что ранее объектом бухгалтерского учета были затраты по объекту строительства, производимые по одному проекту или договору на строительство или по нескольким договорам (п. 3 ПБУ 2/94). При этом подрядчик мог вести бухгалтерский учет затрат следующим образом:

– вместе по нескольким договорам, если они заключались в виде комплексной сделки или относились к одному проекту;

– раздельно по проектам в рамках одного договора, если затраты и финансовый результат по каждому проекту могли быть установлены отдельно.

В действующем ПБУ установлено, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется по каждому исполняемому договору (п. 3 ПБУ 2/2008), и в отличие от ПБУ 2/94 в целях бухгалтерского учета перечислены подробно условия, когда строительство комплекса объектов, осуществляемое в рамках одного проекта, необходимо разделить на отдельные договоры, и наоборот, когда два договора и более, заключенных с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться как один договор (п. 4 – 6 ПБУ 2/2008).

Итак, если одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по одному проекту, то для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор. При этом должны выполняться одновременно следующие условия:

– на строительство каждого объекта имеется техническая документация;

– по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы.

В то же время, как мы уже сказали, договоры, заключенные организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться как один договор при одновременномсоблюдении условий:

– в силу взаимосвязи отдельные договоры относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;

– договоры исполняются одновременно и последовательно (непрерывно следуя один за другим).

Если при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), то для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (дополнительные работы) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

– по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам дополнительный объект (дополнительные работы) существенно отличаются от объектов, предусмотренных договором;

– цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Способы определения цены

До 01.01.2009 в соответствии с п. 6 ПБУ 2/94 договорная стоимость объекта строительства, определяемая в договоре на строительство, могла рассчитываться двумя способами:

1) на основе стоимости (цены), исчисляемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;

2) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

В действующем ПБУ 2/2008 (п. 19) предусмотрено три способа определения цены:

1) твердая цена за выполнение всей обусловленной договором работы;

2) цена, определяемая исходя из фиксированной в договоре расценки за каждую единицу выполняемой работы (конструкции, вида работ и др.);

3) смешанный порядок определения цены (например, возмещение заказчиком всех расходов, понесенных организацией в связи с выполнением предусмотренных договором работ, а также уплата процента от этих расходов одновременно с согласованной максимальной ценой подлежащей выполнению работы).

Порядок признания доходов

Отметим, что в п. 7 ПБУ 2/2008 в отличие от ПБУ 2/94 прямо сказано, что доходы по договору признаются организацией доходами от обычных видов деятельности (далее – выручкой по договору) в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»[5].

Как и прежде (п. 6 ПБУ 2/94), величина выручки определяется исходя из стоимости работ по цене, установленной договором (п. 8 ПБУ 2/2008). Однако настоящим ПБУ в отличие от ранее действовавшего предусмотрены случаи и условия, при которых происходит корректировка цены договора, а следовательно и выручки.

Во-первых, это может быть связано с возникающими в ходе исполнения договора согласованными сторонами изменениями стоимости работ по договору (далее – отклонения), которые обуславливаются либо использованием более качественных и дорогостоящих строительных материалов и конструкций, а также выполнением работ, более сложных по сравнению с предусмотренными в технической документации или не предусмотренных в технической документации, либо неисполнением каких‑либо работ, предусмотренных в технической документации.

Во-вторых – в связи с предъявляемыми организацией к заказчикам и иным лицам, указанным в договоре, требованиями (далее – претензии): о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые организация была вынуждена понести в связи с действиями (бездействием) указанных лиц; о возмещении разумных расходов, понесенных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, предоставленной заказчиком или проектной организацией (например, в связи с обнаружением в ходе строительства подпочвенных вод), в связи с задержкой или остановкой работы из‑за неоказания заказчиком организации содействия, предусмотренного условиями договора (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода) и т. д.

В-третьих – в связи с выплачиваемыми организации дополнительно сверх сметы по условиям договора суммами (далее – поощрительные платежи), например за сокращение сроков строительства и др.

В результате получается, что в первом случае выручка может быть и увеличена, и уменьшена, а во втором и третьем случаях предусмотрено только ее увеличение при условии, что суммы отклонений, претензий или поощрительных платежей будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена (п. 9 ПБУ 2/2008).

Если на отчетную дату у подрядчика возникли сомнения в поступлении сумм, включенных в выручку в виде отклонений, претензий, поощрительных платежейи отраженных в форме № 2,то суммы, в отношении которых возникли сомнения, признаются расходами по обычным видам деятельности.

Обратите внимание: Корректировка выручки по договору, признанной в предыдущие отчетные периоды, на эти суммы не производится (п. 22 ПБУ 2/2008).

Таким образом, начиная с отчетности за 2009 год выручка по строительному договору должна включать в себя не только выручку, согласованную в договоре, но и сумму отклонений, претензий, поощрительных платежей, если она может быть достоверно определена.

Порядок признания расходов

Расходы по договору строительного подряда (аналогично доходам) признаются организацией расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»[6] (п. 10 ПБУ 2/2008).

Расходы по договору признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов. По мере признания выручки расходы по договору списываются для определения финансового результата отчетного периода в установленном порядке (п. 16 ПБУ 2/2008).

В соответствии с п. 11 ПБУ 2/2008 расходы, понесенные организацией за период с начала исполнения договора до его завершения, делятся на прямые, косвенныеипрочие.

Прямые расходы – это расходы, связанные непосредственно с исполнением договора. К ним, помимо фактически понесенных, в соответствии с п. 12 ПБУ 2/2008 относятся ожидаемые неизбежные расходы (предвиденные расходы), возмещаемые заказчиком по условиям договора. Предвиденные расходы принимаются к учету по выбору подрядчика одним из способов:

– по мере их возникновения в процессе выполнения работ по договору;

– путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов при условии, что расходы могут быть достоверно определены.

А что в этом, собственно, нового? – спросит читатель. Ведь в п. 13 ПБУ 2/94 речь также шла об ожидаемых неизбежных издержках и предвиденных расходах, которые включались в затраты подрядчика? Дело в том, что ранее эти два понятия разделялись.

Что же подразумевается в новом ПБУ под предвиденными расходами? Это расходы по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из‑за дефектов антикоррозийной защиты и т. п. При этом резерв, как один из способов учета предвиденных расходов, может создаваться, если есть возможность достоверно их определить, например расходы на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т. п.

Еще одним нововведением ПБУ 2/2008 в отношении прямых расходов является то, что подрядчик может уменьшить их на доходы, полученные при исполнении других договоров, не связанных непосредственно с договором строительного подряда. Например, к таким доходам относятся:

– доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;

– доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора.

Следует отметить, что доходы, полученные от других договоров, подрядчик может отражать по выбору: либо, как уже было сказано, относить к уменьшению прямых расходов по договору, либо к прочим доходам (абз. 3 п. 12 ПБУ 2/2008).

Косвенные расходы – это часть общих расходов на исполнение договоров, определяемая путем их распределения. Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяются систематически и последовательно (п. 13 ПБУ 2/2008).

Прочие расходы– это расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора.

Какие же расходы могут возмещаться по условиям договора и при этом не иметь отношения к строительной деятельности организации? Согласно п. 14 ПБУ 2/2008 это отдельные виды расходов на общее управление организацией, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и другие расходы.

Расходы, понесенные до подписания договора

Ранее данная категория затрат учитывалась по выбору подрядчика в расходах будущего периода или в расходах отчетного периода при условии, что существует уверенность в заключении договора (п. 12 ПБУ 2/94).

В новом ПБУ для этой категории затрат (п. 15 ПБУ 2/2008):

– во‑первых, определено, что подрядчик учитывает их в составе прямых или прочих расходов отчетного периода;

– во‑вторых, указаны условия, от выполнения которых зависит квалификация расходов

– в‑третьих, приведены примеры таких расходов.

Итак, если расходы, связанные непосредственно с подготовкой и подписанием договора (на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т. п.), понесенные организацией до даты его подписания, достоверно определены и существует вероятность, что договор будет заключен, то подрядчик учитывает их в составе прямых расходов. Если эти условия не соблюдаются, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов отчетного периода.

Порядок признания финансового результата

Согласно п. 16 ПБУ 2/94 организации могли определять финансовый результат двумя способами:

по отдельно выполненным работам (данный способ обычно применялся на практике, когда заказчик оплачивал работы поэтапно);

по объекту строительства (когда оплата производилась заказчиком по завершении всех работ по договору, а перечисленные ранее денежные средства признавались авансами и засчитывались при окончательных расчетах).

При выборе первого способа применялся метод «Доход по стоимости работ по мере их готовности» (далее – «по мере готовности»), при выборе второго – метод «Доход по стоимости объекта строительства» (далее – «по полной готовности»).

В первом случае (по отдельно выполненным работам) доход определялсякак разница между объемом выполненных работ и приходящихся на них затрат, если они могли быть в достаточной степени оценены. При этом объем работ определялся вустановленном порядкеисходя из их договорной стоимости и применяемых методов ее расчета (п. 17 ПБУ 2/94).

Хотелось бы обратить внимание на то, что в ПБУ 2/94 ничего больше об установленном порядке не сказано. Нет и ссылок на какой‑либо иной нормативный документ, которым устанавливался бы данный порядок.

Во втором случае (по объекту строительства) доход определялся при полном завершении работ как разница между договорной стоимостью построенного объекта и затратами по его производству, которые накапливались в учете подрядчика в процессе выполнения работ по строительному договору (п. 18 ПБУ 2/94).

В ПБУ 2/2008 в отличие от ПБУ 2/94 установлен только один способ признания выручки – «по мере готовности». Данный способ предусматривает, что выручка определяется исходя изподтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату (п. 17 ПБУ 2/2008). В свою очередь, степень завершенности работ на отчетную дату организация определяет следующими способами (п. 20 ПБУ 2/2008):

по доле выполненного объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т. п.) в общем объеме работ по договору);

по доле понесенных расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).

В том случае, если организация выберет для учета второй способ – «по доле расходов», ей необходимо иметь в виду (п. 21 ПБУ 2/2008):

1) понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам. При этом расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору, и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в понесенные расходы на отчетную дату (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам);

2) расчетная величина общих расходов по договору складывается из суммы всех фактически понесенных на отчетную дату расходов и расчетной величины предстоящих расходов для завершения работ по договору.

Необходимые и достаточные условия для признания выручки

Следует отметить, что в соответствии с п. 18 ПБУ 2/2008 выручка признается «по мере готовности», если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен. При этом необходимымиидостаточными условиями достоверного определения финансового результата исполнения договора являются (п. 18 ПБУ 2/2008):

1) уверенность, что организация получит экономические выгоды, связанные с договором;

2) возможность идентификации (установления) и достоверного определения понесенных расходов по договору.

Обратите внимание: Выполнение двух вышеперечисленных условий предусмотрено для всех договоров независимо от порядка определения цены подлежащих выполнению работ. Однако для всех договоров, кроме договора, в котором предусмотрен смешанный порядок определения цены, этот список дополняется еще четырьмя условиями (абз. 1 п. 19 ПБУ 2/2008):

3) возможность достоверного определения общей суммы выручки по договору;

4) возможность идентификации и достоверного определения расходов, необходимых для завершения работ по договору;

5) возможность определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату;

6) соизмеримость фактической величины расходов по договору с ранее произведенными оценками этих расходов.

Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что с 01.01.2009 подписание заказчиком акта выполненных работ не является единственным условием для подтверждения степени завершенности работ и отражения подрядчиком финансового результата.

Вместе с тем если в какой‑то отчетный период невозможно достоверно определитьфинансовый результат исполнения договора, но существует вероятность, что понесенные при исполнении договора расходы будут возмещены, то в таком случае выручкапризнается в сумме понесенных расходов (абз. 1п. 23 ПБУ 2/2008). Например, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком.

Если же вероятность возмещения расходов отсутствует, то такие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (абз. 2 п. 23 ПБУ 2/2008). Например, по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не могут выполнить свои договорные обязательства.

В новом ПБУ введено понятие ожидаемого убытка, признаваемого в учете расходами от обычного вида деятельности отчетного периода (абз. 3 п. 23 ПБУ 2/2008). Ожидаемый убыток отражается в составе расходов в том случае, когда на отчетную дату существует неопределенность в возможности поступления всех предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей, в результате чего ожидаемые суммы могут быть не получены организацией.

При этом величина ожидаемого убытка признается независимо от того, на какой стадии исполнения договора он возник, без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору. Другими словами, ожидаемый убыток признается расходом того периода, на отчетную дату которого ожидаемые суммы не поступили. Однако при устранении такой неопределенности выручка и расходы по договору признаются в порядке, предусмотренном в п. 17 – 21 ПБУ 2/2008 для финансового результата.

Ожидаемым убытком признается также сумма превышения величины расходов над величиной выручки по договору, если документально подтвержденные расходы заказчиком не возмещаются (п. 24 ПБУ 2/2008).

Таким образом, ожидаемый убыток в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 безотложно признается расходом отчетного периода, независимо от того, на какой стадии исполнения договора он возник.

Порядок отражения выручки в учете

Согласно абз. 1п. 26 ПБУ 2/2008 в бухгалтерском учете выручка по договору, признанная на отчетную дату «по мере готовности», учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив – «не предъявленная к оплате начисленная выручка».

Из положения указанного пункта очевидно, что для выполнения установленного порядка по отражению актива «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» необходимо дополнить план счетов, применяемый подрядчиком, специальным счетом.

К сведению: в настоящее время существует проект изменений Плана счетов иИнструкции по его применению, в котором как раз в этой связи предусмотрено дополнить разд. IV «Готовая продукция и товары» счетом 46 «Выполненные этапы по завершенным работам», субсчетами к нему: «1. Выполненные этапы», «2. Не предъявленная к оплате начисленная выручка», а также их характеристикой.

При выставлении заказчику счета на оплату завершенных работ по договору не предъявленная к оплате начисленная выручка согласно абз. 4 п. 26 ПБУ 2/2008 списывается на дебиторскую задолженность.

Аналогичный порядок установлен, если по условиям договора подрядчик может в ходе его исполнения выставлять заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ. В таком случае начисленная выручка по предъявленным к оплате работам списывается и на дебиторскую задолженность (абз. 2 п. 26 ПБУ 2/2008).

Промежуточные счета выписываются также в тех случаях, когда договором предусмотрено, что часть суммы за выполненные работы не подлежит оплате до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы (абз. 3 п. 26 ПБУ 2/2008). По мнению автора, кроме оформления промежуточного счета, необходимо часть таких сумм учитывать обособленно. Для чего? Об этом чуть позже.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

И наконец, последний завершающий раздел нового ПБУ, посвященный требованиям по составлению бухгалтерской отчетности. Согласно п. 27 – 28 ПБУ 2/2008 организациями-подрядчиками раскрывается информация:

а) по договорам строительного подряда, исполнявшимся в отчетном периоде:

– сумма признанной в отчетном периоде выручки по договору;

– способы определения признанной в отчетном периоде выручки по договору;

б) по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:

– общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;

– сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;

– сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.

Как видим, в результате учета хозяйственных операций на бухгалтерских счетах у подрядчика должна собираться определенная информация, участвующая в составлении бухгалтерской отчетности. Поэтому, по мнению автора, необходимо заранее продумать организацию аналитического учета таким образом, чтобы впоследствии не вызывало затруднений раскрытие в отчетности обязательной информации. Например, чтобы оперативно получать на отчетную дату данные о сумме, не предъявленной заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы, как уже отмечалось выше, такие суммы надо отражать обособленно.

И еще одно требование, на которое обращаем внимание читателей (п. 29 ПБУ 2/2008). Это требование о развернутом отражении в бухгалтерском балансе разницы между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о прибылях и убытках за предыдущие и (или) текущий отчетные периоды, и величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам:

– в качестве актива как не предъявленная к оплате начисленная выручка, если разница положительная;

– в качестве обязательства как задолженность перед заказчиками, если разница отрицательная.

В заключение

Впереди целый год, по итогам которого организациям-подрядчикам необходимо составить бухгалтерскую отчетность с учетом требований нового стандарта. Надеемся, что те моменты, на которых мы заостряли внимание читателя, будут полезны в изучении ПБУ 2/2008 и организации учета хозяйственных операций по строительному договору.
При этом, безусловно, наш комментарий был бы более продуктивным и полезным для читателя при наличии конкретных примеров. Но до выхода официальных изменений действующего Плана счетов и Инструкции по его применению в связи с вступлением в силу ПБУ 2/2008 автор не счел возможным взять на себя функции Минфина.

[1] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

[3] Утверждено Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160.

[4] Утверждено Приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167.

[5] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

[6] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. № 134н “О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 19, ст. 2272; № 29, ст. 3612; № 48, ст. 5726; № 51, ст. 6150; 2010, № 19, ст. 2290; № 31, ст. 4165; № 49, ст. 6417; № 51, ст. 6810; 2011, № 9, ст. 1207; № 17, ст. 2317; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6331; № 49, ст. 7062; № 50, ст. 7354, 7355; 2012, № 29, ст. 3988; № 31, ст. 4325; № 50, ст. 6960; № 53, ст. 7582; 2013, № 19, ст. 2331; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4025; № 30, ст. 4031; 2014, № 23, ст. 2930; № 26, ст. 3376; 2015, № 1, ст. 43, 76; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3993, 3995; № 41, ст. 5628; № 45, ст. 6209), приказываю:

1. Утвердить Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2010 г., регистрационный № 18428).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июня 2016 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 1 марта 2016 г. № 134н

Порядок
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне»

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом*(1) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — комплекс ГТО).

2. Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию.

3. Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оказывается в следующих условиях:

вне медицинской организации: по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), может оказываться мобильными медицинскими бригадами, в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (непосредственно на объекте спорта, на спортивной дистанции, трассе, в месте пребывания спортсменов).

5. Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний) и на основе стандартов медицинской помощи*(2) с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения), разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями*(3).

6. Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации, а также систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья данных лиц, восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

7. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей), в структурных подразделениях по спортивной медицине (кабинет, отделение) медицинской организации, во врачебно-физкультурном диспансере и включает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

8. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачом-терапевтом (врачом-терапевтом участковым), врачом общей практики (семейным врачом), врачом-педиатром (врачом-педиатром участковым).

9. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению врача-терапевта (врача-терапевта участкового), врача общей практики (семейного врача), врача-педиатра (врача-педиатра участкового) врачом по спортивной медицине медицинской организации независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «лечебной физической культуре и спортивной медицине».

10. Врач по спортивной медицине проводит диагностику, определяет профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, осуществляет диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), на оказание медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, а также осуществляет систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), при наличии медицинских показаний направляет указанных лиц на консультацию к иным врачам-специалистам.

11. Систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), осуществляется врачом по спортивной медицине постоянно в целях оперативного контроля за состоянием их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам и включает предварительные и периодические медицинские осмотры, в том числе по углубленной программе медицинского обследования, предусмотренной приложением № 2 к настоящему Порядку, этапные и текущие медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения.

12. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в целях определения индивидуальной реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки.

13. Врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, проводятся:

в процессе тренировки для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки;

при организации занятий с несовершеннолетними в целях определения правильной системы занятий физической культурой и спортом;

при необходимости решения вопроса о возможности ранней спортивной специализации.

14. Врачебно-педагогические наблюдения осуществляются врачами по лечебной физкультуре, врачами по спортивной медицине совместно с тренером лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

15. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся в несколько этапов:

1 этап: определение условий в местах проведения занятий физической культурой и спортом (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), оценка правильности комплектования групп занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности);

2 этап: изучение плана проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проведение хронометража выполнения упражнений лицами, занимающимися физической культурой и спортом;

3 этап: изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого лица, занимающегося физической культурой и спортом;

4 этап: составление «физиологической» кривой тренировочного занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий;

5 этап: анализ полученных данных врачебно-педагогических наблюдений с тренером для внесения необходимых корректив в план тренировок (занятий), определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).

16. На основании проведенного врачебно-педагогического наблюдения составляются врачебные рекомендации по режиму тренировок (занятий), которые учитываются тренером при планировании тренировочного процесса.

17. При необходимости проводятся дополнительные повторные лабораторные или инструментальные исследования, консультации иных врачей-специалистов.

18. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный № 29422), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. № 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный № 41353) и от 5 мая 2016 г. № 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный № 42283).

19. При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и при наличии медицинских показаний лицо, занимающееся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь. Специализированная медицинская помощь по профилю «спортивная медицина» лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), лицам, желающим пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах лечебной физкультуры и спортивной медицины.

20. Специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинская помощь в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, оказывается по медицинским показаниям, предусмотренным пунктом 5 Порядка направления пациентов в медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи*(4).

21. Направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, осуществляется:

врачом по спортивной медицине;

врачом-терапевтом (врачом-терапевтом участковым), врачом-педиатром (врачом-педиатром участковым) врачом общей практики (семейным врачом);

выездной бригадой скорой медицинской помощи.

22. Оказание медицинской помощи лицам, занимающимся спортом, осуществляется в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и антидопинговыми правилами и стандартами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее — антидопинговые правила).

23. В случае необходимости использования при оказании медицинской помощи лицам, занимающимся спортом, запрещенных в спорте субстанций и/или запрещенных методов, включенных в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями, в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, необходимо использовать процедуру оформления разрешения на терапевтическое использование в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию Всемирного антидопингового кодекса.

24. Организаторы физкультурных мероприятий и спортивных соревнований совместно с медицинскими организациями, осуществляющими организацию оказания медицинской помощи лицам, занимающимся спортом, или лицам, желающим выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, обеспечивают:

а) допуск к спортивным соревнованиям участников соревнований (далее — спортсменов);

б) допуск лиц, желающих выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, к их выполнению;

в) взаимодействие медицинских организаций, участвующих в оказании скорой, в том числе скорой специализированной, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.

25. При проведении спортивных соревнований с участием спортсменов с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются соответствующие условия для оказания медицинской помощи указанным категориям лиц, включая оснащение необходимым оборудованием.

26. Организация оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований включает этапы: предварительный, непосредственного медицинского обеспечения и заключительный.

27. На предварительном этапе организатором соревнований назначается главный врач соревнований или ответственный медицинский работник соревнований (фельдшер, медицинская сестра) в зависимости от уровня соревнований и в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами*(5).

28. Главный врач (ответственный медицинский работник) соревнований при проведении физкультурных мероприятий, спортивных соревнований осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об организации деятельности главного врача (ответственного медицинского работника) соревнований при проведении физкультурных мероприятий, спортивных соревнований, предусмотренным приложением № 3 к настоящему Порядку.

29. Главный врач (ответственный медицинский работник) соревнований создает медицинскую бригаду по обслуживанию физкультурных мероприятий и спортивных соревнований в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.

30. Медицинская бригада создается в целях допуска спортсменов к соревнованиям, оценки готовности спортивных сооружений, организации оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований.

31. Медицинская бригада спортивных соревнований организует работу в зависимости от количества участников соревнований, вида спорта, условий проведения соревнований, а также от количества прогнозируемых обращений по медицинским показаниям (заболеваемости и спортивным травмам, видам предполагаемых нозологических форм заболеваний).

32. В состав медицинской бригады входят врач по спортивной медицине, врач скорой медицинской помощи, фельдшер, медицинская сестра (медицинский брат) (далее — медицинские работники), которые осуществляют деятельность в соответствии с настоящим Порядком. При необходимости по решению главного врача (ответственного медицинского работника) соревнований в состав медицинской бригады могут входить врачи других специальностей, иные медицинские работники. Медицинские работники, входящие в состав медицинской бригады, должны иметь четкие отличительные знаки на одежде.

33. Врач по спортивной медицине, входящий в состав медицинской бригады, при оказании медицинской помощи использует укладку, требования к комплектации которой определены приложением № 6 к настоящему Порядку.

34. Основанием для допуска лица, занимающегося физической культурой, к физкультурным мероприятиям, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО*(6) является наличие у него медицинского заключения о допуске соответственно к занятиям физической культурой, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

При направлении коллективной заявки от образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, в которой указана информация об отнесении обучающегося к основной медицинской группе для занятий физической культурой в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период их обучения в них» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27961) медицинское заключение для допуска к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО не требуется.

Порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» определен приложением № 1 к настоящему Порядку.

35. Основанием для допуска лица, занимающегося спортом, к спортивным мероприятиям является наличие у него медицинского заключения о допуске к тренировочным мероприятиям и к участию в спортивных соревнованиях.

В заявке на участие в спортивных соревнованиях*(7) проставляется отметка «Допущен» напротив каждой фамилии спортсмена, заверенная подписью врача по спортивной медицине и его личной печатью. Заявка на участие в спортивных соревнованиях подписывается врачом по спортивной медицине с расшифровкой фамилии, имени, отчества (при наличии) и заверяется печатью медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

В случае наличия у спортсмена индивидуального медицинского заключения в заявке напротив его фамилии ставится отметка «Допуск от _____ (дата) имеется», к заявке прилагается копия медицинского заключения, оригинал медицинского заключения предъявляется спортсменом главному врачу соревнований (ответственному медицинскому работнику), комиссии по допуску спортсменов к соревнованиям.

36. Медицинские противопоказания к участию в спортивных мероприятиях (тренировочных мероприятиях и спортивных соревнованиях) определяются в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), разрабатываемыми и утверждаемыми медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, с учетом состояния здоровья спортсмена, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния), а также вида физической активности, предполагаемой нагрузки, вида спорта и спортивной дисциплины с учетом возрастных особенностей и пола лица.

37. До начала проведения соревнований главным врачом (ответственным медицинским работником) соревнований предоставляется информация главному судье соревнований, представителям команд и официальным лицам о возникновении условий, препятствующих проведению соревнований (невозможность организовать медицинскую эвакуацию, невозможность оказания медицинской помощи в медицинском пункте (кабинете) объекта спорта). Главный врач соревнований (ответственный медицинский работник соревнований) может рекомендовать главному судье соревнований отмену или перенос соревнований.

38. В некоторых видах спорта в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами непосредственно перед соревнованиями спортсменам может проводиться медицинский осмотр, на основании результатов которого спортсмены могут быть не допущены к участию в соревнованиях в случаях наличия у них отклонений в состоянии здоровья, определенных указанными документами.

39. На этапе непосредственного медицинского обеспечения соревнований спортсменам оказывается медицинская помощь врачами спортивных команд, медицинскими работниками соревнований, а при необходимости — медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи. В случае необходимости спортсмена доставляют в ближайший медицинский пункт объекта спорта. В экстренных ситуациях производится медицинская эвакуация спортсмена в медицинскую организацию для оказания ему специализированной медицинской помощи, минуя медицинский пункт объекта спорта.

40. В случае получения спортсменом травмы заполняется извещение о спортивной травме, один экземпляр которого выдается на руки спортсмену, второй направляется во врачебно-физкультурный диспансер (центр лечебной физкультуры и спортивной медицины).

41. Все случаи оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований регистрируются в медицинской документации спортсмена.

42. Во всех случаях оказания медицинской помощи спортсменам информация доводится до главного врача (ответственного медицинского работника) соревнований, о случаях госпитализации спортсменов информация сообщается немедленно.

43. Жалобы на оказание медицинской помощи при проведении спортивных соревнований подаются в письменной форме главному судье соревнований.

44. На заключительном этапе организации оказания медицинской помощи при проведении спортивных соревнований главным врачом (ответственным медицинским работником) соревнований составляется отчет, который направляется главному судье соревнований, во врачебно-физкультурный диспансер (центр лечебной физкультуры и спортивной медицины) субъекта Российской Федерации, в котором проводится спортивное соревнование.

45. Порядок организации оказания медицинской помощи спортсменам спортивных сборных команд Российской Федерации регулируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2013 г. № 3н «О медицинском и медико-биологическом обеспечении спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2013 г., регистрационный № 28000), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 631н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2014 г., регистрационный № 34764).

46. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями №№ 2-5, 7-14 к настоящему Порядку.

*(1) Часть 2 статьи 39 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2015, № 41, ст. 5628).

*(2) Статья 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2015, № 10, ст. 1425).

*(3) Статья 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2015, № 10, ст. 1425; 2016, № 1, ст. 9).

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный № 35821).

*(5) Статья 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2007, № 50, ст. 6242).

*(6) Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 54 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 2016 г., регистрационный № 41328).

*(7) Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 504 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный № 29968), с изменениями, внесенными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 9 февраля 2014 г. № 1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2014 г., регистрационный № 31568).

Приложение № 1
к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе
при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях
и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
утв. приказом Министерства здравоохранения РФ
от 1 марта 2016 г. № 134н

Порядок
медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

2. Целью медицинского осмотра лица, желающего пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — комплекс ГТО), является определение состояния здоровья и функциональной группы для допуска к указанным мероприятиям.

3. Задачами медицинского осмотра лица, желающего пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, являются:

оценка уровня физического развития;

определение уровня физической активности;

выявление пограничных состояний как факторов риска возникновения патологии (в том числе угрозы жизни) при занятиях физической культурой и спортом;

выявление заболеваний (в том числе хронических в стадии ремиссии) и патологических состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями к занятиям физической культурой и спортом;

определение целесообразности занятий избранным видом физической культуры и спорта с учетом установленного состояния здоровья и выявленных функциональных изменений;

определение медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой и спортом с учетом выявленных изменений в состоянии здоровья.

4. Медицинский осмотр лица, желающего пройти спортивную подготовку, желающего заниматься спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий спортом, проводится по программам углубленных медицинских обследований и в сроки согласно приложению № 2 к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, утвержденному настоящим приказом, в соответствии с этапом спортивной подготовки, на которое зачисляется лицо в организацию.

5. Допускается изменение программы углубленных медицинских обследований для лиц с ограниченными возможностями здоровья, желающих пройти спортивную подготовку, желающих заниматься спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий спортом, в части проведения количества, видов, функциональных исследований, нагрузочных проб в зависимости от вида нарушения здоровья.

6. Медицинский осмотр лица, желающего заниматься физической культурой в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, проводится на основании результатов диспансеризации* или профилактического медицинского осмотра**. В рамках медицинского осмотра лица, желающего заниматься физической культурой в организациях, дополнительно проводятся:

оценка типа телосложения;

оценка уровня физического развития;

оценка уровня полового созревания;

проведение функциональных (нагрузочных) проб.

7. По результатам проведенного медицинского осмотра лица, желающего пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, определяется принадлежность к функциональной группе:

1 группа — возможны занятия физической культурой (в том числе в организациях), участие в массовых спортивных соревнованиях, занятия спортом на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки без ограничений;

2 группа — возможны занятия физической культурой (в том числе в организациях), занятия спортом на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в массовых спортивных соревнованиях;

3 группа — возможны только занятия физической культурой (в том числе в организациях) со значительными ограничениями физических нагрузок;

4 группа — возможны только занятия лечебной физической культурой.

При проведении медицинского осмотра лица, желающего выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, лицам, которым по результатам диспансеризации или профилактического медицинского осмотра установлена I группа состояния здоровья либо основная медицинская группа для занятий физической культурой (I группа), врачом-терапевтом (врачом общей практики (семейным врачом) врачом-педиатром) оформляется медицинское заключение о допуске к выполнению нормативов (тестов) комплекса ГТО.

Лица, которым по результатам диспансеризации или профилактического медицинского осмотра установлена II или III группа состояния здоровья или подготовительная медицинская группа для занятий физической культурой (II группа), для решения вопроса о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО направляются к врачу по спортивной медицине.

Несовершеннолетние со специальной медицинской группой здоровья для занятий физической культурой к сдаче нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО не допускаются.

8. В случае выявления в ходе медицинского осмотра клинических симптомов и синдромов заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к прохождению спортивной подготовки, занятиям физической культурой и спортом в организациях, к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, проводятся дополнительные осмотры врачей-специалистов, лабораторные, функциональные и иные методы исследования.

9. Медицинские противопоказания к прохождению спортивной подготовки, занятиям физической культурой и спортом в организациях, к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО определяются в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), разрабатываемыми и утверждаемыми медицинскими профессиональными некоммерческими организациями***, с учетом состояния здоровья лица, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния), а также вида физической активности, предполагаемой нагрузки, вида спорта и спортивной дисциплины с учетом возрастных особенностей и пола лица.

10. По результатам медицинского осмотра оформляется медицинское заключение о допуске к прохождению спортивной подготовки или занятиям физической культурой и спортом в организациях или к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО либо о наличии медицинских противопоказаний к прохождению спортивной подготовки или занятиям физической культурой и спортом в организациях или к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО со сроком действия не более 1 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2012 г., регистрационный № 24366).

Результаты медицинского осмотра вносятся в медицинскую документацию лица, прошедшего медицинский осмотр.

* Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 36ан «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2015 г., регистрационный № 36268);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2009 г., регистрационный № 15878);

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (вместе с «Порядком проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27964);

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2013 г., регистрационный № 28454).

** Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27961);

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный № 26511).

*** Статья 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2015, № 10, ст. 1425; 2016, № 1, ст. 9).

Приложение № 2
к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе
при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях
и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
утв. приказом Министерства здравоохранения РФ
от 1 марта 2016 г. № 134н

Смотрите так же:  Предварительный договор покупки машины