В каких случаях налог считается уплаченным

Оглавление:

Уплата налоговых платежей: споры продолжаются

Действующее налоговое законодательство в силу своей особой сложности и противоречивости вызывает головную боль у многих налогоплательщиков. Ситуация осложняется также и тем, что российское налоговое законодательство (как никакое иное) особенно подвержено постоянным изменениям и дополнениям, зачастую просто «капитальным» (достаточно вспомнить принятие Налогового кодекса).

Тем важнее становится для организаций учитывать в своей повседневной хозяйственной деятельности новейшую судебную практику, причем даже и в том случае, когда, казалось бы, тот или иной налоговый вопрос предельно ясно и однозначно разрешен в законодательстве.

Так, сперва казалось, что в действующем законодательстве наконец однозначно получил свое решение один из наиболее острых и принципиальных вопросов налогообложения: с какого момента налог считается уплаченным?

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается уплаченным с момента представления налогоплательщиком в свой банк поручения на перечисления налога при условии достаточности денежных средств на его расчетном счете (обратим особое внимание: налог считается уплаченным даже не с момента списания средств со счета налогоплательщика, а еще раньше — с момента представления в банк платежного поручения на уплату налога).

Никаких дополнительных требований законодательство к налогоплательщику не предъявляет.

Однако Президиум ВАС РФ своим недавним Постановлением еще раз подтвердил тот факт, что в налоговом законодательстве нет «простых» решений.

Так, в Постановлении от 06 февраля 2001 года N 3862/00 Президиум ВАС РФ сделал следующих два очень важных и отчасти неожиданных вывода.

Сама по себе суть дела весьма обычна.

Организация открыла счет в банке («проблемном»), направила поручение на перечисление взносов в Пенсионный фонд РФ, однако банк его не исполнил в связи с отсутствием на его корреспондентском счете денежных средств. Как видно, ситуация вполне обыденная и, казалось бы, не должна вызывать никаких вопросов.

Между тем, Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты, которыми были удовлетворены исковые требования налогоплательщика о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений Пенсионного фонда и обратил внимание на следующее.

1) При новом разрешении спора суды должны учесть, что в период открытия истцом расчетного счета и перечисления средств в уплату взносов финансовое состояние банка было неустойчивым. При этом суды должны исследовать справку ЦБ РФ о том, что денежные средства на корреспондентском счете банка отсутствовали.

2) Суды также должны выяснить имелась ли реальная возможность поступления вексельной суммы на расчетный счет Истца и могло ли быть произведено фактическое изъятие этих средств плательщика в момент списания их банком с расчетного счета Истца.

Анализируемый судебный акт фактически меняет правовой статус налогоплательщика и ограничивает его возможность защищать свои права в судебном порядке. Ведь как было раньше: в аналогичной ситуации суды ограничивались формальным применением норм Налогового кодекса и освобождали налогоплательщика от ответственности в случае, если не перечисление средств в бюджет было вызвано финансовыми проблемами обслуживаемого ими банка.

Теперь же суды в аналогичной ситуации обязаны, в частности, учитывать насколько было устойчивым положение самого банка и было ли известно плательщику о том, что он производит свои платежи через явно «проблемный» банк. В случае если будет установлено, что плательщик знал или заведомо должен был знать о том, что экономическое состояние банка, который его обслуживает, является неудовлетворительным и он, тем не менее, открыл там расчетный счет или производил платежи в бюджет, то налицо признаки злоупотребления правом и недобросовестные действия плательщика. Между тем, в указанном случае суд вправе отказать Истцу в защите его права (ст. 10 ГК РФ) и применить к нему меры ответственности, установленные налоговым законодательством за не поступление или несвоевременное поступления налоговых или иных платежей в бюджет.

Как представляется, именно так следует трактовать вывод Президиума ВАС РФ, тем более что подобные прецеденты уже есть. Так, Пенсионным фондом РФ приводится для ознакомления практика арбитражных судов, которые в аналогичной ситуации отказывали в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков, ссылаясь в том числе и на ст. 10 ГК РФ, т.е. злоупотребление правом (см., например, Письмо Пенсионного фонда РФ от 24.03.00 N СД-09-27/2361, Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 22.03.00 N 33 и др.).

В то же время в связи с тем, что Постановление Президиума ВАС РФ было только недавно вынесено, не исключено, что на практике ему будет дана несколько иная оценка, и оно будет применяться по иному.

Однако в любом случае, в настоящее время налогоплательщики должны уже иметь ввиду, что теперь в спорах с налоговыми органами у последних появился весьма мощный козырь, который им фактически «подарил» Высший арбитражный суд РФ, поддержавший позицию Пенсионного фонда РФ (которая, заметим, до этого всерьез большинством налогоплательщиков и не воспринималась).

При анализе рассматриваемого вопроса также хочется обратить внимание налогоплательщиков еще на один весьма важный практический момент, вызвавший массу споров и противоречивых судебных актов.

Вопрос касается ситуации о том, с какого момента налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по уплате таможенных платежей.

С одной стороны, согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы» (ст. 13 Налогового кодекса РФ) к федеральным налогам относятся, в том числе, таможенная пошлина и таможенные сборы. В ст. 50 Бюджетного кодекса РФ также определено, что таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета.

Следовательно, на порядок уплаты таможенных платежей в полном объеме должны распространяться положения ст. 45 Налогового кодекса РФ: обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату таможенной пошлины или сбора.

Указанная позиция находит свою поддержку и в ряде судебных актах. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.10.00 N КА-А40/4540-00 отмечается, что в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ Государственный таможенный комитет РФ (Ответчик) обязан был учесть сумму таможенных платежей независимо от того, что фактически эти платежи на счета таможенного органа не поступили.

Между тем подобная позиция представляется неверной.

Действительно, никто не оспаривает и ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что свою обязанность по уплате таможенных платежей декларант исполняет в момент списания его денежных средств со счета в банке, поэтому у таможенных органов отсутствует право взыскивает с него, например, санкции за несвоевременную уплату таможенных платежей. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что при уплате таможенных платежей, в отличие от уплаты обычных налогов, правоотношения между декларантом и государством в лице таможенных органов на этом вовсе не прекращаются.

Таможенный платеж является необходимым условием для возникновения у декларанта права требовать от таможенных органов таможенного оформления товаров и возникновения у таможенного органа соответствующего обязательства перед декларантом. Однако без реального поступления таможенного платежа по назначению на счета таможенных органов ни право декларанта требовать от таможенных органов таможенного оформления товаров, ни обязанность таможенных органов произвести таможенное оформление товаров возникнуть не могут. В связи с этим, уплата таможенного платежа декларантом в банке сама по себе не может служить основанием для принуждения таможенного органа произвести таможенное оформление товара без реальной уплаты таможенного платежа, которым может быть признано только действительное поступление денежных средств на счет таможенного органа.

Кроме того, следует также учитывать, что декларант с банком находятся в гражданско — правовых (договорных) отношениях, регулируемых нормами главы Гражданского кодекса РФ о банковском счете (Глава 45 Кодекса). Поэтому при несвоевременности перечисления банком таможенных платежей вопрос о возврате этих платежей декларант имеет возможность решить через суд путем предъявления соответствующего иска к банку в соответствии со ст. ст. 845 . 846, 856 ГК РФ. Между тем, у таможенных органов при непоступлении денежных средств на счета таможенного органа не имеется никаких правовых оснований для предъявления к банку исков о взыскании неперечисленных таможенных платежей, поскольку в договорных отношениях с банком таможенный орган не состоит, а прямого указания на право таможенного органа требовать уплаты таможенных платежей с банка ни в каком действующем федеральном законе не предусмотрено. Таким образом, выпустив товары декларанта в свободное обращение, таможенный орган не имеет впоследствии никакой возможности получить удерживаемые (неперечисленные) банком денежные средства.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что не имеется никаких оснований для того, чтобы считать таможенные органы обязанными произвести таможенное оформление товаров без реального поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета этих таможенных органов.

Указанное правило закреплено в настоящее время в Указании ГТК РФ от 10.12.96 N 01-14/1344 «Об уплате таможенных платежей». В частности, в п. 1 данного Указания установлено, что таможенное оформление товаров производится только при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета таможенного органа, за исключением случаев, когда плательщику предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей.

Необходимо отметить, что анализируемый вопрос (ситуация) в силу своей особой сложности настолько неоднозначно в разных случаях разрешалась судами, что свое мнение по данному вопросу высказал Верховный суд Российской Федерации.

Так, 18 февраля 1999 года Верховный суд РФ рассмотрел Заявление (жалобу) о признании недействительным вышеупомянутого Указания ГТК РФ.

Решением Верховного суда РФ от 18 февраля 1999 года N ГКПИ-99-58 в удовлетворении заявленной жалобы было отказано.

В своем Решении Верховный суд подтвердил законность позиции Государственного таможенного комитета РФ и прямо отметил, «что таможенные органы, имея определенные задачи (пополнение бюджета) и обладая определенными полномочиями, предоставленными Таможенным кодексом, в ходе проведения таможенного оформления, вправе проводить проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа, которая является завершающей стадией процедуры уплаты декларантом таможенного платежа. Оспариваемым Указанием ГТК РФ установлено, что такая проверка должна производиться во всех случаях; при этом порядок таможенного оформления товаров не изменяется.

Указание ГТК РФ от 10 декабря 1996 г. No. 01-14/1344 направлено на усиление контроля за поступлением денежных средств на счета таможенных органов и предотвращение возможных потерь федерального бюджета».

Решение Верховного суда РФ было оставлено без изменений Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 18 марта 1999 года N КАС 99-9.

Проанализированные в настоящей статье проблемы свидетельствуют о необходимости системного (комплексного) подхода налогоплательщиков в применении тех или иных норм налогового или таможенного законодательства. Выборочное использование или толкование только тех положений, которые, казалось бы, действуют в пользу налогоплательщика при рассмотрении конкретного спора в суде могут быть истолкованы или применены судебными инстанциями совершенно в другом смысле.

Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Максим Смирнов, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Налог считается уплаченным с момента списания средств с расчетного счета

ОАО предъявило в банк, в котором у него был открыт расчетный счет, платежное поручение на перечисление в бюджет платежа по НДФЛ. Платежный документ банк принял к исполнению, однако денежные средства в бюджет не поступили. В связи с этим ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС о признании обязанности по уплате налога исполненной. Суды двух инстанций требования Общества удовлетворили. Кассационная инстанция АС Московского округа постановлением от 20 февраля 2017 г. по делу № А41-94228/2015 оставила решения нижестоящих судов в силе.

Суды пояснили, что согласно пункту 4 статьи 60 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению в бюджетную систему РФ списанных со счета налогоплательщиков средств несет банк. Аналогичная позиция изложена в решении Конституционного Суда РФ в постановлении от 12 октября 1998 г. №24-П: «После списания с расчетного счета, имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен».

Смотрите так же:  Объяснительная механика

Кроме того, суды признали доводы ИНФС о недобросовестности налогоплательщика несостоятельными, так как налогоплательщик, имея 14 счетов в банках, имеет право самостоятельно выбирать, с какого счета будут перечислены платежи.

Как уточнить платежку по налогам, ошибка в КБК, УИН при уплате налога, страховых взносов, штрафа

Ошибка в платежном поручении на уплату налогов. Что делать ?

Ниже приведены типовые ошибки в платежных поручениях, которые приводят к нежелательным последствиями, а также способами их устранения.

В статье 45 Налогового кодекса РФ сказано, что налог может считаться уплаченным с того времени, как в банк будет предъявлено поручение на перечисление в пользу бюджета денег со счета налогоплательщика.

Но это не достаточное условие для проведения платежки по уплате налога, что мы и покажем ниже. Объясняется это тем, что, заполняя платежные поручения, налогоплательщики довольно часто опускают ошибки. И, как следствие, факт исполнения обязательств по уплате налога можно решить только через суд. В связи с этим в Налоговый кодекс РФ были внесены некоторые изменения, которые регулируют данную ситуацию.

На данный момент, редакция Налогового кодекса разделяет все ошибки налогоплательщиков на 2 группы:

  1. Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет. В таких ситуациях будут начисляться пени за недоимку. А сумму всё-равно нужно заплатить;
  2. Ошибки, не приводящие к неуплате налога в бюджет. Можно просто уточнить платеж (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31).

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

Если платежное поручение на уплату налогов заполнить с ошибками, ФНС может отнести поступившую сумму к невыясненным платежам. То же самое может случиться и при уплате страховых взносов.

Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:

  1. ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
  2. ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.

С 01.12.2017 в силу вступил Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected], который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.

Коды ошибок о неуплате налога и их расшифровка:

Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать письмо об уточнении платежа. Письмо составляется в произвольной форме.

Информация о назначении платежа по своей сути является справочной. Не обязательно писать письмо об уточнении платежа, если в поле «назначение платежа» допущена ошибка. ФНС идентифицирует платеж по указанному КБК и другим параметрам.

Чтобы избежать пеней из-за невыясненных налоговых платежей, рекомендуем периодически проводить сверку расчетов с контролирующими органами. А лучше получить ЭЦП и открыть личный кабинет юридического лица или ИП. Там всё видно!

Уточнение страховых взносов

Если сведения об уплаченных «пенсионных» взносах уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то уточнить платеж нельзя. Кроме этого, важно помнить, что правила уточнения реквизитов платежек на уплату взносов за периоды до 01.01.2017 и после этой даты существенно различаются.

Так, чтобы уточнить реквизиты платежных поручений на перечисление взносов, деньги по которым поступили в ПФР до 01.01.2017 года , заявление об уточнении нужно подать в Фонд. В течение 5 рабочих дней Фонд рассматривает полученное заявление, выносит решение об уточнении платежа и направляет это решение налоговикам. Одновременно с решением ПФР отправит в инспекцию уточненную сумму пени, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

Уточнение реквизитов платежа по взносам, отправленного после 01.01.2017 в ИФНС, происходит так:

  • плательщик подает заявление в ИФНС;
  • ИФНС направляет запрос в ПФР;
  • после получения запроса Фонд в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и направляет в инспекцию сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • в случае положительного ответа из Фонда налоговики принимают решение об уточнении платежа.

Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет

В эту первую группу ошибок включены 2 пункта.

Первый пункт гласит о том, что налог будет считаться не уплаченным в случае допущения ошибки в номере счета Федерального Казначейства.

Второй ошибкой считается неверное написание наименования банка-получателя .

Третьей ошибкой считается неверное указание ОКТМО .

С 2019 года НДФЛ посчитают неуплаченным, если в платежке будет неверный ОКТМО. Поправки к подпункту 4 пункта 4 статьи 45 и статье 123 НК уже находятся в Госдуме (законопроект № 445467-7). Если из-за ошибки в ОКТМО инспекция не засчитает платеж, оштрафуют налогового агента (ст. 123 НК).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России. В любом случае сумму придется заплатить заново.

В соответствии с этим, если вышеназванные ошибки не будут замечены и исправлены вовремя, то они повлекут за собой возникновение недоимки. И, как следствие, на плечи налогоплательщика лягут еще и штрафы, блокировка счета и необходимость в повторной уплате налога.

В случае обнаружения таких ошибок после того, как поручение будет исполнено банком, исправление их возможно только одним способом — повторным перечислением денег по верным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне.

Если перечисляете платеж повторно, за возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Ошибки, не приводящие к неуплате налога в бюджет

По замыслу законодателя все остальные ошибки, которые может допустить бухгалтер, заполняя платежное поручение, не могут привести к возникновению недоимки и не должны требовать уплаты налога в повторном порядке. Иными словами, если в процессе заполнения был неверно указан КПП, КБК, ИНН, назначение платежа, наименование плательщика, код в поле 101, то в данном случае налог будет считаться уплаченным вовремя.

Получается, что эти ошибки не влекут за собой серьезных проблем. Однако на практике все обстоит несколько иначе. Довольно часто инспекциями начисляются штрафы и пени налогоплательщикам, которые допустили такие ошибки в процессе заполнения нового платежного поручения. И чтобы добиться справедливости приходится решать данный вопрос уже в судебном порядке.

Данная ситуация связана с тем, что в Налоговом кодексе Российской Федерации обязанности налогоплательщика и налоговой инспекции в случае допущения ошибок в платежном поручении, прописаны не особенно четко. И получается, чтобы перечисленная по ошибочной платежке сумма была признана корректным налогом и верно учтена на лицевом счете плательщика, инициативу должен проявить именно налогоплательщик.

В Налоговом кодексе обязательства по уплате налогов считаются исполненными даже не смотря на содержащие ошибки в платежном поручении. Ведь сумма со стороны плательщика была предназначена для перечисления в бюджет. И поэтому подача заявления об уточнении платежа, согласно п.7 ст.45 НК РФ считается правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Согласно теоретической информации, сумма, которая была направлена в пользу бюджета по ошибочной платежке, должна признаваться налогом даже без участия налогоплательщика. По мнению судей, налоговики вместе с органом Федерального казначейства обязаны самостоятельно распределять в соответствующие бюджеты сумму, которая поступила по ошибочному платежному поручению. И соответственно не может быть и речи о пенях и недоимке в случае возникновения второй группы ошибок.

Но в то же время обязанность налоговиков в виде распределения сумм, которые поступили по платежным поручениям с ошибками в Налоговом кодексе не зафиксированы. И в итоге до момента, пока казначейство и инспекция разберутся со статусом платежа по ошибочной платежке, на лицевом счете будет числиться недоимка и пени на ее сумму.

Именно поэтому, как только вы обнаружили ошибку, не стоит дожидаться результатов деятельности инспекции и казначейства, а следует срочно заняться подачей заявления на уточнение платежа в ИФНС, к которому нужно приложить платежку с отметкой банка. На основании данного заявления инспекция сможет инициировать сверку уплаченных налогов, штрафов и пеней или же немедленно вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. И, само собой, пени, которые были начислены по лицевому счету, должны будут пересчитаться.

Согласно указанию Минфина, инспекция должна провести вышеназванные действия в течение 10 дней с момента получения заявления налогоплательщика или же с момента подписания акта сверки.

Итак, налогоплательщик, узнавший, что из-за ошибки, допущенной в платежном поручении налог не отражен на лицевом счете, должен совершить следующие действия:

  1. Обратиться в банк и получить подтверждение своевременного перечисления налога в письменном виде. Проще говоря, платежку с отметкой банка об исполнении.
  2. Направить заявление об уточнении платежа в налоговую инспекцию. Если есть необходимость, то можно подать заявление о проведении сверки платежей.

Бухгалтер может столкнуться с зачетом или возвратом страховых взносов. С 14 мая 2014 года нужно использовать обновленные формы заявлений, утверждены приказом Минтруда России от 04.12.13 № 712н и являются обязательными для применения.

Что делать, если в налоговой платежке ошибочно указали КБК ?

Неверный КБК в налоговой платежке

дело поправимое, потому что КБК не относится к реквизитам, неверное указание которых в платежном поручении на перечисление налогов приравнивается к неисполнению налогоплательщиком обязанностей перед бюджетом.

А вот серьезной ошибкой , из-за которой обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной, считается указание в платежном поручении 1) неверного номера счета Федерального казначейства и 2) наименования банка получателя . В этом случае налог придется уплатить заново, а платеж, перечисленный с ошибками, можно будет потом вернуть. При этом за несвоевременную уплату налога плательщику начисляются пени за период просрочки.

В случае неверного КБК подайте в инспекцию (или в фонд) заявление об уточнении реквизитов платежа. Дело в том, что из-за неверного КБК деньги могут попасть не в тот бюджет или в невыясненные поступления. Тогда обязанность по уплате налога или страховых взносов будет считаться неисполненной. Уточнив же реквизиты платежа, вы избежите пеней и претензий от контролеров. Получив заявление, проверяющие проведут при необходимости сверку и примут уточнение на день фактической уплаты.

Чем грозит ошибка в поле «Банк получателя»?

В этом случае уточнить платеж нельзя. Уточнить нельзя неправильно указанные номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России . В любом случае сумму придется заплатить заново.

Кроме того, нельзя уточнить платеж по пенсионным взносам, если перечисленная сумма учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ).

Если перечисляете платеж повторно, за возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Смотрите так же:  Имеет ли право на наследство родной брат

Бывает, что к моменту подачи заявления в налоговой инспекции еще нет сведений о том, зачислен ли платеж на счет Казначейства России. Тогда в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы произведут в том же порядке.

Ошибка или не указан УИН

УИН — это уникальный идентификатор начисления . УИН содержит 20 или 25 знаков. В платежке для него отведено поле 22 «Код» (п. 12 Правил, утвержденных приложением №2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).

По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных страховых взносов и иных платежей в бюджет. Сведения о платежах в бюджет передаются в ГИС ГМП. Это Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

Если в платежке указать неверный УИН , ГИС ГМП платеж не идентифицирует. Обязанность по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет будет считаться неисполненной.

УИН устанавливает ФСС или ПФР. Если вы получили требование об уплате налогов или сборов, УИН возьмите из требования.

При уплате штрафов в ГИБДД за автомобиль компании УИН возьмите из постановления. Иначе штраф будет считаться неуплаченным.

Когда ошибка при указании КБК в платежке на уплату страховых взносов не влечет начисление пеней

Если при перечислении «медицинских» взносов (в бюджет ФФОМС) в платежном поручении указан КБК, администратором доходов по которому является ПФР, то у страхователя не возникает недоимки по страховым взносам. Соответственно, пени в такой ситуации начисляться не должны. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 15.10.15 № 310-КГ15-12541.

При неправильном указании КБК в платежке обязанность по уплате страховых взносов может быть признана неисполненной только в том случае, если это повлекло неперечисление необходимой суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. Если, несмотря на неверное указание КБК в платежном документе, денежные средства поступили на единый счет пенсионного фонда, который выполняет функции единого администратора поступлений и если в платежке верно отражены назначение платежа, счет администратора и его наименование, то сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего администратора поступлений, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору. Платеж в любом случае поступил управлению фонда, которое в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса могло не только определить назначение платежа, но и самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.

Сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, сделал вывод АС Северо-Западного округа в постановлении от 13.07.2016 N Ф07-4923/2016 по делу N А56-82352/2015.

Когда налог считается уплаченным?

Минфин России в письме от 19.01.17 № 03-02-07/1/2145 напоминают, что налог считается уплаченным, как только плательщик предъявляет в банк платежное поручение на перечисление денежных средств со своего счета (если нужная сумма на нем есть) в бюджет на счет казначейства.

Нарушение срока оплаты налога или страховых взносов по вине банка

Платежное поручение по взносам за ноябрь 2016 организация представила в банк 10 декабря 2016 года. Но в бюджет ФНС деньги поступили лишь 20 декабря 2016 года. В итоге с 16 по 20 декабря организации начислили пени.

Если деньги поступили в бюджет с опозданием по вине кредитной организации, то ситуацию можно исправить так.

1. Потребуйте от банка письменное объяснение, по какой причине был задержан платеж. Ведь банковские сотрудники обязаны исполнить поручение за один операционный день.

2. Напишите в отделение ФНС заявление с просьбой пересчитать сумму начисленных пеней по взносам в связи с тем, что деньги поступили в бюджет не вовремя по вине банка.

К заявлению приложите:

  • то самое письменное объяснение банка;
  • платежное поручение на уплату взносов с отметкой банка;
  • договор с банком на обслуживание;
  • выписку по расчетному счету, чтобы было видно, когда вы подали поручение, и что деньги на счете вашей компании действительно были.

Итак мы рассмотрели важный вопрос

В платежном поручении на уплату налогов есть ошибка. Что делать ?

Дабы не допускать проблем подобного рода и не создавать себе дополнительные трудности, лучше несколько раз проверить правильность заполнения платежного поручения, а затем уже совершать по нему оплату.

Как уточнить платеж

С 1 января 2019 года изменили условия, при которых можно уточнить налоговый платеж, если:

  • со дня уплаты прошло не более трех лет;
  • уточнение не приводит к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку.

Если платеж не поступил в бюджет, то уточнить его нельзя. Придется оформить новое платежное поручение и обратиться в ИФНС за возвратом денег по старой платежке.

Уточнить можно не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, но и номер счета Федерального казначейства. П. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ

Если налогоплательщик перечислил деньги в бюджет вовремя, но по неверным реквизитам, а позднее подал заявление об уточнении платежа, то датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа, а значит пеней быть не должно. Но, так просто избежать денежных санкций можно не всегда.

Будут ли пени при Уточнение налогового платежа и зачет переплаты в счет недоимки

Есть две ситуации, когда уточнение реквизитов платежа от пеней за просрочку не спасет.

1. Если ошибка была допущена в номере счета Федерального казначейства или в реквизитах банка получателя, то заявление об уточнении вообще подавать бесполезно – обязанность по уплате налога в любом случае будет считаться неисполненной (пп.4 п.4 ст.45 НК РФ). Сумму налога придется отправить в бюджет заново, причем датой оплаты будет считаться день перечисления второго исправительного платежа. Т.е. если корректный платеж был отправлен после установленного законодательством крайнего срока уплаты налога, налоговики начислят пени за несвоевременную уплату.

2. Если ошибочный платеж изначально был перечислен с опозданием. В этом случае, налоговики сторнируют начисленные пени только за период со дня фактического перечисления денег до даты принятия решения об уточнении. Соответственно, за первоначальное опоздание пени все равно придется уплатить.

Зачет имеющейся переплаты в счет недоимки

в данном случае пени однозначно будут. Ведь, при проведении такого зачета, обязанность по уплате налога считается исполненной с даты вынесения ИФНС решения о проведении зачета. Правда, и здесь есть свои нюансы. На принятие решения о зачете переплаты у налоговиков есть 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от плательщика (п.4 ст.78 НК РФ). Соответственно, если плательщик подаст заявление о зачете как минимум за 10 рабочих дней до наступления крайнего срока уплаты налога, возникновения недоимки по которому он опасается, а налоговики вынесут положительное решение, то никаких пеней не будет. Ведь недоимка просто не возникнет – налог будет «уплачен» в срок за счет зачтенной переплаты.

Налог на имущество организаций: когда ошибка в платежке не приведет к пеням

Если организация заплатила налог на имущество вовремя, но указала в платежном поручении вместо данных «обособки» сведения о головном офисе, пеней быть не должно.

Это правило действует лишь в случае, когда и компания, и ее ОП находятся в одном субъекте РФ, и в этом субъекте не предусмотрено межбюджетное распределение имущественного налога.

Если эти условия соблюдены, а допущенная в платежке ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, но инспекция по месту нахождения обособленного подразделения все равно насчитала пени за неуплату, компания может подать в ИФНС заявление о допущенной ошибке. На основании этого заявления налоговики должны признать сумму пеней излишне начисленной и произвести перерасчет обязательств компании перед бюджетом.

  1. НОВОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ 2019
    Приведено правила заполнения полей платежного поручения 2019 — платежки — для перечисления налогов НДФЛ, ЕНВД, УСН и страховых взносов.
  2. Заявление об УТОЧНЕНИИ ПЛАТЕЖА в налоговую бланк, как уточнить неверно уплаченный налог
    Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.

Уплата налогов третьим лицом: практические вопросы

Автор: Е. П. Зобова

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица?

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. При этом обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. В данном случае под самостоятельной уплатой налогов понимается уплата налога налогоплательщиком от своего имени и за счет своих собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Более года назад появилась возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом. Соответствующие изменения в указанную норму вступили в силу 30.11.2016.

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица? Читайте в предложенном материале.

Причины, по которым возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо.

Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;

во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;

в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

К сведению:

НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Правила уплаты налогов иным лицом.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/[email protected]). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/[email protected] прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Смотрите так же:  Составить доверенность разовая

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03-05-06-03/36715).

Обратите внимание:

Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-02-08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/[email protected]).

Особенности заполнения платежных поручений при уплате налога за иное лицо.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;

поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;

в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;

для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения

«ИНН» плательщика (60)

ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

«КПП» плательщика (102)

Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24)

ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101)

Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

Документальное оформление отношений с иным лицом.

Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/[email protected]).

Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/[email protected]).

Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/[email protected], указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;

если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;

если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);

в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.

В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.