Договор перевозки груза анализ

Оглавление:

Договор перевозки грузов (5)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Тема: «Договор перевозки грузов»

курсант 305 учебной группы

рядовой милиции Хайров Р. Р.

Проверил и допустил к защите:

старший преподаватель кафедры

кандидат юридических наук

Мородумов Ринат Негаматуллаевич

Глава 1. Понятие и элементы договора перевозки грузов 7

1.1. Понятие договора перевозки грузов 7

1.2. Элементы договора перевозки грузов 10

Глава 2. Виды договора перевозки грузов 17

2.1. Железнодорожная перевозка 17

2.2. Перевозка на внутреннем водном транспорте 19

2.3. Морская перевозка 20

2.4. Воздушная перевозка 22

2.5. Автомобильная перевозка 23

Глава 3. Ответственность по договору перевозки грузов 26

Список источников литературы 34

Список используемых сокращений: 37

№ 1 Договор перевозки грузов;

№ 2 Договор организации перевозок груза внутренним водным транспортом по товарно-транспортной накладной;

№ 3 Договор транспортной экспедиции на перевозку грузов

автомобильным транспортом по территории РФ.

Транспорт это независимая сфера экономической де­ятельности, существующая по особенным правилам. Роль транспорта содержится в оказании специфических услуг. Эти услуги направлены на перемещение товара и человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровожда­ется сотворением новых вещей. Ее цен­ность заключается в экономическом эффекте, создающемся в следствии перемещения груза, в указанное место. Именно поэтому отношения по перевозке появляются только при наличии необходимости в террито­риальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Как правило, в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в перевозке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения приобретают форму обязательственно-правовых.

Транспорт это одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а некоторые его виды обладают естественной монополией (железно­дорожный транспорт) 1 .

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров господствующее положение, являясь как бы основным договором, так как именно этот договор выполняет ключевые задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, содействует выполнению обязательств по доставке груза потребителю.

Совместно с тем, правовое регулирование в ГК РФ отношений перевозки грузов в большой мере отличается от регламентации других видов договорных обязательств. Необходимо сказать, что положениям, регулирующим настолько сложные обязательства, как перевозка, посвящено лишь 16 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что ключевой слой взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Известно что особенность деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта значительно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта зафиксированы в специальном транспортном законодательстве. В наше время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее послед­ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК. Будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов 2 .

К таким относится: Устав автомобильного транс­порта РСФСР, принятый 8 января 1969 г 3 .

Это транспортное законодательство тоже подверглось значительным изменениям, в связи, с чем не утрачивает актуальность изучения обновленного законодательства. Этим объясняется значение и актуальность исследуемой темы.

Целью работы является исследование теоретических и нормативных положений о договоре перевозки грузов, а также правовая характеристика его основных элементов, обосновать возможные нововведения в правовом регулировании в области договора перевозки грузов.

Исходя из цели в качестве задач необходимо поставить:

— изучить литературу и нормативно-правовые акты по данной теме;

— изучить понятие и элементы договора перевозки грузов;

— детально рассмотреть виды договора перевозки грузов

— рассмотреть ответственность за неисполнение обязательств.

В своей работе я попытался рассмотреть основные элементы договора перевозки грузов, а также их виды и правила заключения, ответственность за нарушения обязательств.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при перевозке грузов.

Предметом исследования – договор перевозки грузов и его виды.

Методологической основой исследования являются:

— общенаучные методы исследования: анализа, синтеза, диалектический, исторический, системный,

— а так же иные методы научного познания.

Теоретическую основу работы составляет: действующее законодательство, подзаконные нормативные акты и выводы общей теории права, а также положения, изложенные в трудах ученых правоведов, таких как А. М. Гатин, А. В. Масляев, А. Н. Шемякин, О. Н. Садиков, А. Н. Сергеев, Е. А. Суханов.

Моя работа состоит из трех глав, первые две из которых разбиты на параграфы по отдельным направлениям исследования. Также работа содержит приложение, содержащее в себе образцы различных видов перевозки грузов.

Глава 1. Понятие и элементы договора перевозки грузов

1.1. Понятие договора перевозки грузов

По договору перевозки транспортная организация (пере­возчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получе­ние груза лицу (получателю), а отправитель обязуется упла­тить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Договор перевозки груза это один из основных хозяйс­твенных договоров. Именно благодаря нему осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышлен­ностью и торговлей.

Сторонами в договоре перевозки грузов являются транс­портные организации, то есть перевозчик и грузоотправитель 4 . Дого­вор перевозки груза государственных либо общественных органи­заций заключается на основании плана, который является обязательным для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. Перевозчик и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, значит, договор перевозки двусто­ронний. Договор перевозки грузов — реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

Договор заключается между перевозчиком и грузоотправи­телем. Однако, в договоре перевозки грузов принимает участие третье лицо, которое в следствии него приобретает права и обязан­ности. Это лицо называется получателем. В договоре перевоз­ки третье лицо имеет как права, так и обязаннос­ти. Например, такие как: принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо — грузополучатель — отношения не имеет. Его обязанности следуют из его взаимоотношений с грузоотправи­телем (как правило, поставщиком).

Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки. Различают железнодорожные, морс­кие, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранс­портные предприятия и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами.

Перевозка оформляется накладной. Она содержит все су­щественные условия договора и по существу является формой договора перевозки (на морском транспорте перевозка оформ­ляется коносаментом). Накладную заполняет отправитель в ус­тановленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза.

На перевозку груза автомобильным транспортом выписыва­ется товарно-транспортная накладная в четырех экземплярах. Так как она является не только перевозочным документом, а одновременно и документом учета товарных ценностей грузоот­правителя и грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность за неправиль­ность и неполноту сведений в накладной.

В соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному на его получение лицу.

Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо пов­режден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузо­получателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчик выплачивает получателю стои­мость утраченного или недостающего груза.

Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок. Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки доставки исчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость).

За задержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге он определяется в зависимости от прос­рочки и размера провозной платы. Размер штрафа не может превышать 75 % размера провозной платы.

При приемке груза грузополучатель обязан проверить сох­ранность прибывшего груза, а именно: целостность пломб, исправность вагонов, соответствие груза дан­ным, указанным в накладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то отклонение от уставных правил, он должен потребо­вать составления коммерческого акта. Требование о составле­нии коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когда скоропортящийся груз пришел с просрочкой.

Коммерческий акт является основанием для возложения от­ветственности на перевозчика, отправителя и грузополучате­ля. Устав железных дорог предусматривает обстоя­тельства, которые должны быть удостоверены коммерческим ак­том: а) несоответствие между наименованием, массой или ко­личеством мест груза и данными, указанными в перевозочном документе; б) порча и повреждение груза и багажа и других случаях 5 .

Коммерческий акт составляется органом транспорта, как правило, по требованию грузополучателя на специальных блан­ках. Его подписывают на железной дороге начальник станции, заведующий грузовым двором (смотритель пакгауза, старший весовщик) и весовщик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемке участвовал экс­перт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в коммерческом акте.

Отличия договоров на перевозку грузов и транспортную экспедицию

При оказании услуг перевозки груза договор является первостепенной и важной частью взаимоотношений сторон.

Выделим 4 основных типа соглашений между заказчиком и исполнителем:

· Договор перевозки груза;

· Договор транспортной экспедиции;

· Договор-заявка на перевозку груза;

Отличия договора на перевозку и транспортную экспедицию прописаны в статьях 785 и 801 Гражданского кодекса РФ.

Оказание услуг перевозки груза по договору предполагает удовлетворение интересов всех сторон. Его подписание подтверждает согласие участников соблюдать все пункты и гарантирует исполнение обязательств, прописанных в нем.

Образец договора транспортной экспедиции или типовое соглашение на оказание услуг по перевозке можно с легкостью найти в интернете. Тем не менее, очень важно тщательно изучить его, выявив ошибки или пункты, не соответствующие интересам вашей компании

Смотрите так же:  Заявление в прокуратуру о халатности врачей образец

Самое верное решение — заключать договор транспортной экспедиции, составленный юристом индивидуально. Это гарантирует вам получение детально проработанного документа, отвечающего требованиям законодательства и вашим интересам.

Мы поможем не только составить договор транспортной экспедиции, но и подготовить шаблоны прочих ненормативных документов. Комплексный подход позволит повысить качество работы и существенно сократит время на заполнение документации.

Существующий и применяемый договор грузоперевозки рекомендуется регулярно анализировать и дополнять или исправлять при необходимости.

В услугу анализа соглашения входят:

· Определение общей характеристики документа;

· Определение его основной цели;

· Краткий анализ контрагента при необходимости;

· Определение сильных и слабых сторон договора;

· Анализ соответствия договора действующему законодательству;

· Рекомендации, направленные на улучшение качества договора грузоперевозки.

Ниже представлены образцы основных договоров:

Договор перевозки груза анализ

Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики, транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависят эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства. Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Именно в этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы. Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, отличается особенностями, позволяющими вычленить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования. Анализ базовых законодательных актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки материальных объектов (грузов, пассажиров и багажа) Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями. Анализ одного из транспортных видов договора – договора перевозки груза морским транспортом мы рассмотрим в данной работе. Объект курсовой работы являются это правовое регулирование договора перевозки. Предмет курсовой работы это правовые отношения участников договора перевозки. Цель курсовой работы это исследование сущности и правовой природы договора перевозки. Задачами курсовой работы являются: — изучение современного законодательного регулирования договора перевозки; — определение понятия договора и его условий; — рассмотрение содержания договора перевозки, его видов; — исследование особенностей договора перевозки, его роли в современных гражданско-правовых отношениях. Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности договора перевозки. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром). Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными.

1.»КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в «Российской газете» N 7 21.01.2009, 2.»ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (действующая редакция от 01.09.2013) 3.»ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (действующая редакция от 05.12.2013) 4.»ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 01.01.2014) 5.Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изменениями от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ) 6.Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» 7.Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»(изменения от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ) 8.»УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) 9.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 2012 г. N 31-ФЗ) 10.Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268 11. Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2011. — 536 с. 12.Гражданское право. Гатин А.М. — М.: 2009. — 384 с. 13.Гражданское право. ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010 — 911 с. 14.Гражданское право. Шевчук Д.А. — М.: Эксмо, 2009. – 386 с. 15.Гражданское право. Т.2. Абрамова Е.Н, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В, Под ред. Сергеева А.П. — М.: 2010. — 880с. 16.Гражданское право. Т.2. Под общ. ред. Степанова С.А. — М.: 2011. — 712с. 17.Гражданское право. Курс лекций. Чаусская О.А. — М.: Эксмо, 2009. – 432 с. 18.Транспортное право. (Учебник) Егиазаров В.А. (2008, 6-е изд., 592с.) 19. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 года № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» 20. Решение суда первой инстанции 22.09.2014, Арбитражный суд Республики Алтай

Договор перевозки грузов

Изучение договора перевозки грузов, обязательства и его элементов, порядка заключения договора и определение правовой основы и обязанностей перевозчика и грузоотправителя, основанные на постановлении арбитражного суда кассационной инстанции.

Подобные документы

Понятие договора, его условия и порядок заключения. Содержание договора перевозки груза: права и обязанности перевозчика, клиента. Последствия нарушения договорных обязанностей. Особенности расчетов с автотранспортными предприятиями за перевозку грузов.

курсовая работа, добавлен 27.10.2012

Изучение понятия, признаков и элементов договора перевозки грузов; его правовое регулирование. Обязанности и права перевозчика и грузоотправителя. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки.

реферат, добавлен 19.02.2013

Определение понятия и юридическая квалификация договора перевозки грузов. Анализ правового регулирования договора. Анализ правовых особенности сторон и содержания договора перевозки грузов. Анализ особенностей заключения, изменения, прекращения договора.

дипломная работа, добавлен 20.05.2017

Анализ основных элементы договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств. Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки. Особенности отдельных видов договоров перевозки груза.

курсовая работа, добавлен 07.12.2011

Виды транспорта, обязательства по перевозке грузов. Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки, элементы обязательства. Отдельные виды договора перевозки груза. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке.

курсовая работа, добавлен 22.01.2011

История развития правового регулирования договора перевозки. Понятие и правовая природа договора перевозки грузов и его использование в уголовно-исполнительной системе (УИС). Особенности заключения, изменения и расторжения договора перевозки грузов в УИС.

курсовая работа, добавлен 08.04.2016

Правовое основание перемещения грузов, пассажиров и багажа. Предмет, форма и виды договора перевозки. Основы, стороны и особенности договора перевозки грузов. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки.

реферат, добавлен 11.08.2011

Правовые особенности договора перевозки на различных видах транспорта. Транспортировка грузов по внутренним водным и воздушным путям Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за нарушение транспортных обязательств.

реферат, добавлен 09.03.2015

Перевозка на внутреннем водном транспорте. Договор железнодорожной перевозки грузов. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа. Элементы договора перевозки грузов. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.

реферат, добавлен 25.05.2014

Понятие договора перевозки грузов, его субъекта и объекта . Особенности консенсуальных договоров. Виды перевозок, их отличительные черты на различных видах транспорта. Правовое регулирование и особенности заключения договора: условия отказа от договора.

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Секция: 10. Юриспруденция

XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Редко какое предприятие в своей деятельности обходится без грузового транспорта, используемого в целях как доставки на предприятие необходимых для производства или иной деятельности материалов, товаров комплектующих, так и отправки готовой продукции, а также внутреннего перемещения материальных ценностей. Осуществляются такие операции своими силами или с привлечением сторонних организаций.

С учетом ускорения экономических процессов, основными тенденциями, в сфере перевозок осуществляемых автомобильным транспортом в последние годы, является: широкое привлечение транспортно-экспедиционных, страховых и других видов компаний, которые могут помочь в организации и осуществлении перевозки груза авто-транспортом; изменение роли стороны осуществляющей перевозку груза, выступающего на рынке транспортных услуг не только в роли перевозчика, но также и организатора всего процесса; частое использование смешанных перевозок, с участием множества видов транспорта.

Как известно, в доктрине гражданского права очень пристальное внимание уделяется договору перевозки. При этом, именно договору грузов многие ученые-цивилисты отводят пристальное внимание. Одни называют данный договор «стержневым обязательством в сфере транспорта», другие считают его «основной операцией в сфере транспорта» [9, с. 63]. Часто ученные характеризуют данный договор как договор перевозки конкретного груза. Но хотелось бы отметить, что на фоне нашего интенсивно-развивающегося законодательства организация перевозки и другие услуги при перевозке грузов обеспечиваются договором транспортной экспедиции, а в свою очередь планирование перевозок груза обеспечивается организационным договором. Необходимость предоставления определенного транспортного средства для перевозки груза осуществляется с помощью договора фрахтования.

Исходя из всего выше сказанного, я хочу провести правовой анализ каждого из перечисленных выше договоров, и выяснить какую роль играет каждый из них в перевозке грузов, и как они способствуют реализации процесса перевозки.

Смотрите так же:  Как начисляются льготы многодетным

Как уже было ранее сказано, договор перевозки груза занимает одно из центральных мест среди договоров, заключаемых в сфере транспорта. Общее законодательное определение договора перевозки груза содержится в ГК РФ, согласно которому по данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения, указанный в договоре и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату [2, ч. 1, ст. 785 ГК РФ].

Регулирование вопроса, касающегося договора перевозки груза осуществляется прежде всего нормами гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а также применительно к каждому виду транспорта — нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, также в данной главе договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Данное обстоятельство обусловлено нынешним состоянием сферы гражданско-правового регулирования, в связи с чем, в современных условиях уже нельзя говорить об единственном договоре перевозки, который сконструирован по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель в свою очередь уплатить указанную сторонами плату. Представляется, что теперь речь должна идти о целой системе договоров, которая опосредует перевозки грузов, пассажиров и багажа». При этом само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и находит свое проявление в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Так договор перевозки груза общему правилу является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком груза и выдачи соответствующего документа (транспортной накладной, квитанции и т. п.). Вместе с тем, как подчеркивается в литературе, в отдельных случаях указанный договор может быть консенсуальным. Так например на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, является консенсуальным, данный вид как раз является неотъемлемой частью того массива договоров, которые в наше время необходимы для осуществления современными компаниями своей производственной и иной деятельности, но о нем чуть позже.

Договор перевозки груза является взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности, также данный договор является публичным (перевозчик обязан осуществлять перевозку груза любому обратившемуся гражданину). Существенным условием договора перевозки груза является его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика, которые выражаются в доставке груза в пункт назначения и передаче его управомоченному лицу, а также действия грузоотправителя по оплате перевозки, по общему правилу договор перевозки груза является двусторонним, его сторонами является перевозчик и грузоотправитель. Как отмечает Б.И. Пугинский, договор перевозки груза нельзя признать трехсторонним, потому что грузополучатель не участвует в заключении данного договора, по его мнению, перевозка груза представляет собой структурированное обязательство, в котором из договора двух лиц (отправителя и перевозчика) и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза, возникает обязательственное отношение между тремя субъектами, а грузополучатель в данном случае будет являться третьим лицом.

Все выше сказанное в общем касается договора перевозки груза, но также грузоотправитель вправе выбирать вид транспорта на котором он собирается осуществить перевозку груза, тогда между сторонами заключается договор фрахтования (чартера), где сторонами выступают уже не перевозчик и грузоотправитель, а фрахтовщик и фрахтователь.

В действующем российском законодательстве определение договора фрахтования содержится в ГК РФ, согласно данному источнику по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа [3, ст. 787 ГК РФ]. Данный договор переплетается с различными нормативными актами (Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и т. д.) и расширяет перечень услуг которые могут быть предоставлены современной производственной организации. Так прежде всего, вне зависимости от вида транспорта, фрахтовщик обязан предоставить под погрузку или посадку исправное транспортное средство, а также предоставить всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для осуществления перевозки. Транспортное средство должно быть подано в установленный договором фрахтования срок. На морском транспорте фрахтовщик обязан привести судно в мореходное состояние, которое включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В обязанности фрахтовщика может входить погрузка на транспортное средство. На воздушном транспорте к обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. Обязанностью фрахтовщика является своевременная доставка грузов или пассажиров и багажа в место назначения, а также обеспечение их сохранности и безопасности в пути следования. Существуют и другие обязанности фрахтовщика в зависимости от вида транспорта и разновидности перевозки.

Главной обязанностью фрахтователя является внесение платы за осуществление фрахтовщиком перевозки грузов либо пассажиров и багажа. Законом предусмотрены и другие обязанности фрахтователя, а также его права. В частности, фрахтователь имеет право отказаться от договора фрахтования в случае непредставления фрахтовщиком транспортного средства в оговоренный договором срок.

Основания и размер ответственности сторон по договору фрахтования предусматриваются законом, а также договором фрахтования. В частности, фрахтовщик несет ответственность за порчу, недостачу либо утрату груза, багажа, за просрочку доставки груза, багажа либо пассажира, за не предоставление транспортных средств для перевозки, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом ответственность фрахтователя за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит внедоговорный характер, т. е. является деликтной.

Договор фрахтования получил распространение на воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Не применяется фрахтование на железнодорожном транспорте [7, с. 180]. Отсюда можно прийти к выводу, что договор фрахтования предусматривает перевозку как груза, так и пассажиров, что еще больше расширяет применение договоров фрахтования и перевозки груза в предоставлении различных услуг предприятиями. Проводя правовой анализ договора фрахтования можно отметить, что данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим, ну а поскольку данный договор является консенсуальным, то «им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлением груза к перевозке» [6, c. 524]. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что договор перевозки груза и договор фрахтования имеют достаточно много сходств, на сегодняшний день, эти два договора тесно взаимодействуют и помогают нынешним производителям товаров и услуг юридически оформлять свои сделки, тем самым обеспечивая себе так называемый правовой «гарант» в договорных отношениях.

Так же помимо, приведенных выше, двух договоров хотелось бы еще отметить договор транспортной экспедиции и на нем поставить точку в перечне договоров, помогающих в осуществлении оборота товаров и услуг между современными их производителями.

Традиционно хотелось бы отметить содержание данного вида договора, в котором говорится, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [4, ч. 1, ст. 801]. Данный вид договорных отношений регулируется гл. 41 ГК РФ, а также нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ), Правилами, предусмотренными в транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

Рассматривая правовое содержание данного договора можно сказать, что данный вид договора является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель), и экспедитор. Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо — коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик [5, ч. 2, ст. 801 ГК РФ]. Так же у ученных до сих пор возникают споры по поводу отнесения данного вида договора к реальным или консенсуальным договорам, так Н.А. Андреева полагает, что данный вид договора «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные» [1, c. 8,60]. В литературе также встречаются суждения о том, что данный вид договора «является реальным тогда, когда экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным» [8, с. 559]. Я придерживаюсь мнения о том, что консенсуальный характер договора транспортной экспедиции заключается в том, что по данному договору экспедитор обязан за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных данным договором услуг, которые связаны с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания данного соглашения между экспедитором и его клиентом, закон никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить основополагающим признаком реальности данного договора [8, с. 559].

Изучив правовую природу договора перевозки, договора фрахтования и договора транспортной экспедиции я смог выделить общие признаки данных договоров, сюда я отнес: направленность договора; предмет договора; возмездность (безвозмездность); консенсуальность (реальность) договора. Таким образом я пришел к выводу, что получение конечного результата, а то есть перемещение груза, лежит в основе организации упорядоченного взаимодействия договоров, а то есть договора перевозки, договора транспортной экспедиции и договора фрахтования. Данные договоры объединены своей общей направленностью — правовое обеспечение процесса перевозки грузов автотранспортом. Последовательное осуществление указанных выше договоров гарантирует желаемый для обеих сторон результат — перемещение грузов. Таким образом, взаимодействие договоров — договора транспортной экспедиции, договора фрахтования с договором перевозки должны удовлетворить интересы всех участников процесса перевозки груза в рыночных условиях.

Список литературы:

  1. Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 785.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 787.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 801.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 2 ст. 801.
  6. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М., 2012. С. 644.
  7. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. Т. 2 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2011. С. 234.
  8. См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 756.
  9. Хозяйственное право / Под ред. В.В. Лаптева. — М.: Юрист, 2007. С. 478., Романович А.Н. Транспортные правоотношения. — М.: Норма, 2004. С. 6., Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. — Иркутск: ИГУ, 2006. С. 156.
Смотрите так же:  Полномочия закончены

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.