Требования общего технического регламента

Требования общего технического регламента

31. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

– безопасность жизни или здоровья граждан;

– безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества:

– охрана окружающей среды;

– охрана жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов в силу их специфики требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.

Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, и объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.

Виды технических регламентов

В Российской Федерации действуют:

· общие технические регламенты;

· специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требования общего технического регламента

4. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ: ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов, в силу их специфики, требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того, что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами
Упрощенно соотношение общих и специальных технических регламентов представлено на Рисунке 1.

Для тех объектов, для которых является достаточным уровень требований, установленных общими техническими регламентами и в установлении других требований нет необходимости, принятие специальных технических регламентов не требуется.
Вопросы агрегирования группировок объектов, на которые могут быть разработаны специальные технические регламенты, являются достаточно сложными, в силу чего среди специальных регламентов мы выделяем группу так называемых макроотраслевых специальных технических регламентов, которые распространяются на несколько групп однородных объектов, или даже на целую макроотрасль. Можно сказать, что это своего рода общие регламенты второго уровня. Они содержат требования, которые являются общими для всех этих объектов, но специфическими для других объектов, не входящих в сферу распространения таких регламентов. Например, макроотраслевой регламент, устанавливающий требования к пищевым добавкам или красителям для всех видов пищевой продукции, строго говоря, является специальным техническим регламентом, поскольку его требования не могут быть обязательными для других объектов, например, в металлургии или нефтедобыче. Но он имеет признаки общего регламента, так как распространяется не на конкретную продукцию, а на все виды продукции, производимые пищевой отраслью. В металлургии по предварительным расчетам будет не менее семнадцати специальных технических регламентов и, как минимум, один общий макроотраслевой. То же в отношении проектно-строительной деятельности. Требования по безопасной эксплуатации зданий и сооружений распространяются на всех без исключения (общий технический регламент). Макроотраслевой регламент будет содержать общие требования по проектированию и строительству зданий и сооружений как для специального вида деятельности. Блок специальных технических регламентов данной макроотрасли будет учитывать особенности зданий и сооружений: жилых, общественных, спортивных, зрелищных, промышленных в целом и в отношении конкретных производств и т.д., вплоть до строительства дорог, аэродромов и прочих более или менее специальных объектов.

Смотрите так же:  Полномочия хаос

Виды технических регламентов

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

  • безопасность жизни или здоровья граждан;
  • безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества:
    • охрана окружающей среды;
    • охрана жизни или здоровья животных и растений;
    • предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов в силу их специфики требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.

Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, и объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.

Виды технических регламентов и порядок их разработки и принятия

В Российской Федерации действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и другим ОТР определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых ОТР. Они принимаются по вопросам, связанным с обеспечением всех видов безопасности (эксплуатации зданий, машин, оборудования; пожарной; ядерной и пр.).

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным ОТР, в отношении которых требования общих технических регламентов либо не обеспечиваются, либо степень риска причинения вреда выше степени риска, учтенного общим техническим регламентом.

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо (физическое или юридическое).

В законе «О техническом регулировании» оговорен порядок принятия технического регламента.

Уведомление о разработке проекта технического регламента публикуется в печати. Оно содержит указания к какому ОТР устанавливаются требования технического регламента и его цели, обосновывается необходимость и указываются его отличия от действующих регламентов, отечественных или международных стандартов.

Смотрите так же:  Какие олимпиады дают льготы при поступлении

С учетом полученных замечаний заинтересованных лиц разработчик организует и проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень замечаний. Этот перечень вместе с текстом технического регламента и финансово-экономическим обоснованием прикладывается к проекту федерального закона о введении регламента и вносится в Государственную Думу. Государственная Дума направляет комплект документов на отзыв в правительство РФ. Правительство в течение месяца должно дать отзыв, подготовленный экспертной комиссией, после чего в случае положительного отзыва проект федерального закона принимается в Государственной Думе в первом чтении.

Принятие закона — это публичный и длительный процесс. В исключительных случаях, если есть непосредственная угроза жизни или здоровью или необходимость обеспечения безопасности продукции или других объектов ОТР, президент РФ вправе издать технический регламент без публичного обсуждения.

Технический регламент вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Прежде чем начать подготовку технического регламента, разработчики в соответствии с Р 50.1.044-2003, должны проверить ряд ключевых вопросов, в том числе:
— существуют ли альтернативы техническому регламенту, не требующие для решения проблемы вмешательства правительства, например использование общего законодательства, добровольные стандарты, экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности), законы о страховании и ответственности и др.;
— обеспечивает ли введение технического регламента минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с альтернативными решениями;
— ориентирован ли технический регламент в большей степени на результат, который необходимо достигнуть, чем на средства его достижения, т.е. на требования к конечной продукции, а не на процессы и процедуры, являющиеся средствами достижения цели. Требования к конечной продукции обеспечивают как гибкость, так и предсказуемость результатов, давая фирмам возможность стимулировать затраты на обеспечение соответствия и инновации для достижения конечного результата путем развития новых технологий;
— совместим ли предлагаемый технический регламент с международными обязательствами и международными стандартами (например, ИСО; Европейской Экономической Комиссии ООН — ЕЭК ООН; Европейской Комиссии по Стандартизации — ЕКС; Международной Электротехнической Комиссии — МЭК и др.), если нет, то почему.

При проведении подобного анализа разработчики должны иметь в виду, что технический регламент должен обеспечивать минимизацию торговых барьеров и не применяться с целью создания неоправданных препятствий для международной торговли.

Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной Торговой Организации (ВТО) признают важность стандартов на продукцию, утверждая, что «во всех случаях, когда это возможно, участники Соглашения должны разрабатывать технические регламенты, базируясь на требованиях к продукции в части ее конечного исполнения, нежели конструкторских и описательных характеристик». Соглашения по ТБТ ВТО констатируют, что участники Соглашения должны использовать международные стандарты в качестве основы для технических регламентов.

Технические регламенты в существенной степени основываются на стандартах.

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Технические регламенты: понятие, цели, виды

Под техническим регламентом понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент может быть принят:

  • международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством;
  • межправительственным соглашением;
  • федеральным законом;
  • указом Президента Российской Федерации;
  • постановлением Правительства Российской Федерации.

Технические регламенты принимаются в целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований;
  • область распространения.

По первому признаку — способу установления требований — технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

Смотрите так же:  Штраф за нарушение знака направление движения по полосам

В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах — в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран — участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений — с другой. Пример таких регламентов — европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

  • общие (горизонтальные);
  • специальные (вертикальные);
  • макроотраслевые.

Общие (горизонтальные) технические регламенты разрабатываются на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными.

Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.

Специальные (вертикальные) технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом.

Кроме того, в практике технического регулирования выделяют макроотраслевые технические регламенты, которые связывают общие технические регламенты и специальные.

31. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

31. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:

– безопасность жизни или здоровья граждан;

– безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества:

– охрана окружающей среды;

– охрана жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Следовательно, главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты принимаются только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования в случаях, если для этих объектов в силу их специфики требуется установить более высокие требования, чем те, что установлены общими техническими регламентами. Кроме того, в специальных технических регламентах могут быть установлены требования к соответствующим объектам, отсутствующие в общих технических регламентах. В силу того что специальные технические регламенты задают требования к конкретным объектам технического регулирования, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов («наращиваются вверх»), их также называют «вертикальными» регламентами.

Следует различать объекты технического регулирования, к которым согласно ст. 2 Закона относятся: продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, и объекты, на которые могут разрабатываться технические регламенты.