Дорожный налог с грузовиками

Оглавление:

Транспортный налог на грузовые автомобили

Транспортный налог (ТН) на грузовые автомобили рассчитывается по тому же принципу, что и для других машин — с учетом мощности двигателя и налоговой ставки региона. Однако некоторые особенности в оплате автоналога для владельцев грузовых ТС все же есть. В этой статье мы расскажем, как вычислить автоналог вручную и с помощью калькулятора и кто больше не обязан платить транспортный налог на грузовые автомобили в 2019 году.

Калькулятор расчета транспортного налога на грузовые авто

ТН на грузовые автомобили рассчитывается по той же формуле, что и на легковые. Единственное отличие — здесь не учитывается повышающий коэффициент на роскошь. Формула для вычисления ТН для грузовых авто выглядит следующим образом:

ТН = (Мощность двигателя грузового авто в л.с.) х (Налоговая ставка для ТС в регионе) х (Количество полных месяцев владения авто/12)

Для вычисления стоимости автоналога для вашей машины, воспользуйтесь онлайн-калькулятором на этой странице. Калькулятор расчета дорожного налога на грузовые машины в России использует актуальные налоговые ставки регионов, а также учитывает время владения автомобилем. Чтобы начать расчет:

Найдите в таблице свой регион;

Выберите в строке калькулятора «Тип ТС» — «Грузовой автомобиль;

Если Вы были собственником машины не полный год, заполните строки «Год и месяц установки/снятия авто с учета»;

Нажмите на кнопку «Рассчитать».

Транспортный налог для грузовых ТС с массой более 12 тонн в 2019 году

3 июля 2017 года в Налоговый кодекс РФ была внесена статья 361.1, которая устанавливает льготы на оплату автоналога для владельцев грузовых автомобилей с максимальной массой более 12 тонн, состоящих в системе Платон. Что важно знать из этой статьи:

1 Когда владелец грузового ТС полностью освобождается от оплаты транспортного налога?

Для получения права не оплачивать автоналог необходимо соблюдение трех условий:

Масса грузового ТС превышает 12 тонн;

ТС находится в реестре системы «Платон»;

Плата по Платону за год равна или превышает сумму налога.

Освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе — реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе — плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

п. 1 ст. 361.1 НК РФ

То есть, если сумма всех платежей в Платон за год составила, к примеру, 5000 руб., а налог за ваше авто равен 4000 руб., вы полностью освобождаетесь от уплаты автоналога.

2 В каких случаях по автоналогу положена скидка?

Если сумма оплаты Платона меньше автоналога, то оплатить дорожный налог придется. Размер автоналога в этом случае рассчитывается со скидкой по формуле:

ТН к оплате = (Полная стоимость ТН) — (Сумма всех платежей в систему Платон за год)
Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

п. 2 ст. 361.1 НК РФ

Например, ТН для вашего авто без скидки равен 4000 руб. А в Платон за год вы всего уплатили 3000 руб. В этом случае вам необходимо будет уплатить автоналог за этот год в размере 1000 руб.

3 Как получить право на льготу?

Чтобы не платить или получить скидку на оплату автоналога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. В качестве доказательства на право пользования льготой приложите к заявлению отчет о внесенной за год плате в систему Платон, закрепленный подписью и печатью оператора системы.

Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

п. 3 ст. 361.1 НК РФ

Право на льготу имеют также и грузовые автомобили, участвующие в сельхозработах. Подробнее о том, какие ТС не облагаются налогом, читайте в отдельной статье.

ТН для грузовых ТС начисляется по тем же правилам, что и для легковых.

Автоналог = (Мощность двигателя грузового авто в л.с.) х (Налоговая ставка для ТС в регионе) х (Количество полных месяцев владения авто/12).

Владельцы большегрузов, которые совершают взносы по Платону, полностью освобождаются или получают скидку для оплату налога на машину.

Автоналог не оплачивают владельцы ТС, участвующих в сельскохозяйственных работах.

Чтобы получить право на льготу, необходимо заблаговременно обратиться в ИФНС с соответствующим заявлением и документами.

Как нужно платить транспортный налог на грузовые автомобили

Транспортный сбор – обязательная пошлина для всех собственников автомототранспортных средств, который уплачивается в государственную казну. Работой по начислению суммы пошлины и отправкой уведомлений об оплате занимается Налоговая инспекция Российской Федерации.

Транспортный налог в силу того, что является региональным сбором, отличается своими размерами в разных регионах страны на одни и те же агрегаты.

Поэтому житель Самарской и Омской области за идентичные марки авто могут платить различные цены.

Так как данная пошлина не нашла сильной заинтересованности в лицах автовладельцев, то ее оплата дело не очень приятное для хозяев машин. К тому же, сумма налога зависит и от мощности автотранспорта.

Если размеры пошлин за легковой автомобиль более менее терпимы, то грузовые авто требуют больших финансовых затрат. Поэтому и увиливаний от законов и махинаций с целью не платить налоги на большие агрегаты большое количество.

Классификация грузовых автомобилей

То, к какой категории относится ваше транспортное средство, напрямую влияет на размер базовых ставок по дорожной пошлине на 1 лошадиную силу (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Что бы определить к какой категории относится ваше автомототранспортное средство необходимо пройти процедуру регистрации в ГИБДД.

Вследствие проверок технических характеристик и принадлежности машины к той или иной категории вам в техпаспорт запишут категорию, которой соответствует агрегат.

В техпаспорте записана как категория автотранспорта, так и его тип. Под типом имеется принадлежность агрегата в зависимости от конструкции и его назначения (грузовик, автобус, легковая машина).

Всего категория автомототранспортных средств насчитывается пять штук:

  • мототранспорт – буква «А»;
  • легковые машины, чей вес не превышает больше 3500 кг, и количество пассажирских мест не больше 8 – буква «В»;
  • агрегаты, чей вес больше 3500 кг, за исключение автотранспорта, что относится к «D»-категории – буква «С»;
  • автотранспорт с количеством пассажирских сидений, рассчитанным на 8 и более человек – буква — «D».

И транспортные средства категории «Е» — прицепы, что предназначены для движения вместе с автотранспортом. В случае, когда записанная информация об агрегате не позволяет определить категорию машины в случае расчета транспортной пошлины, то вопрос решается в пользу владельца.

Грузовым автомобилем считаются не только машины, что относятся к «С» и «D»-категории. К примеру в техпаспорте может быть записано так, что категория автомобиля «В» — грузовое авто, что тогда делать?.

То есть указанная категория «В» не дает поводу относится автотранспорт к легковым машинам. Следовательно, данный тип может включать в себя различные категории от «В» до «D».

Поэтому расчет дорожного сбора будет производиться с учетом типа авто-мототрансопртного средства.

Если у вас в техпаспорте стоит «В»-категория и дальше написан грузовик, то транспортный налог будет начисляться как на грузовое авто с учетом всех правил и базовых ставок.

Поэтому не стоит удивляться, если вы каким то образом понизили категорию с «С» на «В» и рассчитывает на снижения транспортного налога.

Смотрите так же:  Нотариус кабалина

Если в ГИБДД определят агрегат, как грузовик (по техническим характеристикам, грузоподъемности и прочих), то скидки и уменьшения пошлины вам добиться не удастся.

Транспортный налог у индивидуальных предпринимателей на УСН, описан здесь.

Кто является плательщиком

Под налогообложение, попадает вся тяжелая техника, с помощью которой перевозится груз. В грузовой тип автотранспорта входит и самосвал, тягач, грузовики с несколькими осями, платформы и фургоны, малоразмерные средства и тоннажа – грузовик пикапного типа.

Транспортный налог не начисляется на те объекты, которые используются для выполнения специальных заданий, сельскохозяйственных работ и прочие, такие как:

  1. Молоковоз.
  2. Автотранспорт, что перевозит птицу.
  3. Ветеринарная техника.
  4. Самоходные агрегаты, трактор и комбайн.
  5. Машины, что используются в обслуживании.
  6. Иные автомобили, используемые в хозяйственных промыслах.

Вышеперечисленная техника должна быть оформлена на производителя сельхозпродукции. Все остальные категории грузового транспорта, что не задействованы в производстве или работе попадают под налогообложения.

В случае, как и с легковыми автомобилями, плательщиком транспортной пошлины за грузовое авто является собственник агрегата на имя которого произведена регистрация.

Оформляться грузовик может как на физическое лицо, так и на любую компанию, организацию.

Граждане Российской Федерации уплачиваю налоговый сбор после получения уведомлений от налоговой инспекции, которое приходит за месяц перед днем оплаты по указанному адресу во время регистрации автотранспорта.

В результате отсутствия уведомлений нужно лично обратиться в госструктуру для выяснения причин и уточнения информации.

Если вам каким то образом извещение на почту не дошло, то это не освобождает вас от ответственности и неуплаты дорожного сбора.

В любом случае пошлину придется погасить, поэтому разобраться в вопросе это же в ваших интересах.

В результате игнорирования и задержки платежей, на вас накладываются штрафные санкции в виде дополнительных комиссионных за каждый последующий просроченный день.

Какие действуют ставки в 2018 году

Транспортный сбор – пошлина региональная и размеры налоговых ставок зависят от места жительства гражданина. Однако цена базового значения не должна отличаться от регионального больше, чем в 10 раз.

Размер базовой ставки зависит от мощности транспортного средства. Все агрегаты, отталкиваясь от процедуры начисления сумы налога, делятся на несколько типов по мощностям двигателя.

Базовые ставки для грузовых авто на 2018 год записаны в таблице:

Транспортный налог на грузовые автомобили

Законодательством РФ предусмотрено несколько уровней налогообложения. Так, наряду с федеральными налогами, власти субъектов могут устанавливать и региональные, главное условие заключается в том, чтобы они не противоречили государственному законодательству. Транспортный налог (ТН) на грузовые авто относится к той категории платежей в бюджет, что входит в компетенцию региональных властей, которые определяют все нюансы платежа: сроки, ставки и т.д. Каковы особенности расчета и уплаты транспортного налога на грузовые автомобили в 2018 году? Кто является плательщиком и что является объектом налогообложения? Какие ставки применяются к грузовым авто в 2018 году и как производится расчет? Существуют ли льготы на уплату? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Плательщики налога и объекты налогообложения

Обязанность по уплате налогов законом возлагается на собственников грузового транспорта. Таковыми могут быть как граждане, так и субъекты хозяйствования. Первые уплату производят на основании официального уведомления со стороны территориальной ФНС, которое должно поступить не позднее месяца до последнего дня оплаты. Но его непоступление не означает, что субъект освобожден от уплаты. Владелец транспорта должен самостоятельно обратится в инспекцию и уточнить сумму. Если этого не сделать, могут последовать штрафы и пени за просрочку.

Уплата ТН вытекает из факта обладания транспортом, предназначенным для перевозки грузов, который и признается объектом налогообложения. К такому транспорту относятся самосвал, тягач, грузовики многоосные и т.д., а также автомобили с меньшими размерами и грузоподъемностью(например, пикапы). Фактически транспорт является грузовым, если его разрешенная масса превышает 3,5 тонны, кроме транспорта категории «D». Если речь идет об автобусах, то таковые априори являются грузовыми независимо от массы, если посадочных мест в нем 8 и больше.

Не облагается налогом, хотя фактически является грузовым транспортом, спец.транспорт, например, молоковозы, тракторы, комбайны, машины для перевозки скота, птицы и т.д. Любой грузовой транспорт, принимающий непосредственное участие в сельскохозяйственных работах и числящийся на балансе и зарегистрированный в ГИБДД за сельскохозяйственным предприятием не подлежит обложению налогом.

Ставки к грузовым авто в 2018 году

Единой ставки налога на грузовые автомобили нет и быть не может. В силу того, что данный сбор устанавливается на уровне регионов, власти субъектов самостоятельно определяют его размер с учетом специфики местности. Таким образом, какой конкретно будет ставка для плательщика зависит от того, где стоит на учете транспортное средство и где зарегистрирован его владелец. При определении размера региональной ставки за основу берется базовая. Обе величины соотносятся друг с другом, а разница между ними может достигать максимум десятикратного размера в большую и меньшую сторону. Базовая ставка определяется мощностью транспорта и закреплена в ст. 361 Налогового кодекса РФ. Любой объект, облагаемый ТН, в зависимости от мощности мотора относится к одной из категорий в соответствии с приведенной ниже таблицей.

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершает. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы придется платить и ТН, и в «Платон». Если только власти не соорудят быстренько закон, продляющий эту льготу на более продолжительный период.

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза вправе уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышает исчисленный транспортный налог, последний не платится вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежит только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представляет в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/[email protected], от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система «Платон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Когда транспортный налог не получится уменьшить

Зачесть платежи в «Платон» в уменьшение транспортного налога получится, только если плательщик того и другого является одним лицом. Так, в появившихся со стороны Минфина разъяснениях (письмо от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940) приводится ситуация с лизингом большегруза, когда сам транспорт зарегистрирован на лизингодателя. При этом платежи в «Платон» осуществляет тот, кто в действительности пользуется большегрузом, — лизингополучатель. В этой ситуации зачет между налогом, уплачиваемым лизингодателем, и сборами за федеральные трассы, которые платит лизингополучатель, производить нельзя. Аналогичные выводы сделала и ФНС в письмах от 08.06.2017 № БС-4-21/10954, от 17.02.2017 № БС-4-21/[email protected]

Смотрите так же:  Компенсация за питание донорам

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка пока никто официально не озвучивал.

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2019 году

В связи с многочисленными обсуждениями темы финансового бремени, которое несут на себе владельцы большегрузных машин, начиная с ноября 2015 года, то и дело поднимаются вопросы, связанные с отменой либо изменением порядка начисления транспортного налога на грузовые автомобили.

Далее мы рассмотрим, как начисляется в 2019 году пошлина на грузовой транспорт и отменен ли транспортный налог для большегрузов.

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2019 году

Транспортный налог уплачивается по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ (гл. 28 ст. 356) на базе основной (государственной) ставки. При этом назначение платежа – пополнение региональных бюджетов. Следовательно, транспортный налог для каждого региона утверждается на законодательном уровне субъектов РФ и является обязательным платежом для каждого автовладельца (гл. 28 ст. 357 НК РФ). Налоговый период – отчетный год.

Налоговые ставки, определяемые законами на региональном уровне, могут быть увеличены или уменьшены по отношению к базовой (государственной) ставке. На их размер влияют:

  • Мощность двигателя транспортного средства, измеряемая в лошадиных силах.
  • Валовая вместимость.
  • Категория ТС.
  • Год выпуска автомобиля.

Более того, в каждом субъекте Российской Федерации и городах административного значения власти определяют, кто может пользоваться транспортными льготами.

Транспортные средства относятся к разным группам в соответствии с категорией и типом (данная информация находится в техпаспорте).

Категории автомобилей подразделяются на пять групп:

  1. Мототранспорт («А»).
  2. Легковые машины с весом не более 3,5 т и количеством пассажирских мест не более 8 («В»).
  3. ТС с весом более 3,5 т («С»).
  4. ТС с количеством пассажирских местсвыше 8 («D»).
  5. Прицепы, предназначенные для движения вместе с автомобилем («Е»).

Для каждой категории и типа ТС устанавливаются свои ставки. Тариф на грузовой и легковой транспорт могут отличаться в несколько раз.

Общероссийские базовые ставки для транспортного сбора на большегрузы

В 2019 году ставка транспортного налога остается неизменной. Отмена этой категории платежей не предусматривается, так как является одним из наиболее значимых источников поступления финансов в государственный бюджет.

В каждом субъекте РФ транспортный налог на грузовики рассчитывается самостоятельно, однако существуют общероссийские государственные ставки (базовые), которые опираются на мощность двигателя, которая измеряется лошадиными силами. При этом размер транспортного сбора, который начисляется в 2019 году в регионах, может отличаться от государственного уровня (в сторону увеличения или уменьшения) не более чем в 10 раз (гл. 28 ст. 361 НК РФ) в отношении различных категорий автомобилей, их возраста, экологического класса.

Для каждой лошадиной силы грузовых автомобилей установлена следующая базовая ставка, измеряемая в рублях (гл. 28 ст. 361 НК РФ):

  • до 100 л.с. – 2,5;
  • от 100 до 150 л.с. – 4;
  • 150-200 л.с. – 5;
  • свыше 250 л.с. – 6,5.

Размер налога, установленный для каждого региона, можно посмотреть на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы.

Для того чтобы сегодня узнать размер налога на грузовой транспорт, достаточно знать мощность двигателя, измеряемую в лошадиных силах.

Все ли виды грузового транспорта подлежат налогообложению

Транспортный сбор начисляется на все виды тяжелой техники, которая используется для перевозки груза: самосвалы, фургоны, платформы, тягачи, многоосные грузовики, малоразмерные средства и малотоннажные машины, пикапы.

Если транспорт используется для выполнения сельскохозяйственных или иных специализированных работ, то на них транспортный сбор не начисляется. К таким машинам относятся молоковозы, транспорт для перевозки удобрений, птицы, скота, спецтранспорт ветеринарной службы, самоходный транспорт, тракторы, комбайны и т.д. (гл. 28 ст. 358 НК РФ).

На указанные виды машин не начисляется транспортная пошлина только в том случае, если владельцем является зарегистрированный производитель сельскохозяйственной продукции.

Нюансы начисления налога на грузовой транспорт категории «В»

Наибольшую неясность для автовладельцев представляет налог на грузовой бортовой автомобиль категории «B» (пикапы) и на автомобили, имеющие тип ТС «фургон» (микроавтобусы), также относящиеся к категории «В».

Предполагая, что литера «В«, указанная в ПТС в строке «Категория ТС», обозначает принадлежность автомобиля к категории легкового автотранспорта, хозяин такой машины удивляется, получив уведомление ФНС, в котором ставка транспортного сбора рассчитана, как для грузового транспорта. Как правило, такая ставка выше, чем на легковой автомобиль, в несколько раз. И это не является ошибкой налоговых органов, так как транспортный налог рассчитывается исходя из ставки, которая определяется не категорией «В», а именно типом ТС.

Категория «В» указывает лишь на то, что для данного автомобиля разрешены:

  • максимальная масса автомобиля – не более 3,5 тонн;
  • число пассажирских мест – не более 8.

Данные ограничения как раз и указывают на категорию «В» в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (п. 28) и Приложением 6 к Конвенции о дорожном движении (п.5).

Таким образом, можно сделать вывод:

  1. Категория «В»это не всегда автомобиль легковой. К данной категории могут быть отнесены и грузовые машины, подпадающие под указанные признаки.
  2. Когда речь идет об определении типа автомобиля, на категорию «В» ориентироваться нельзя.

Льготы для участников системы «Платон»

В ноябре 2015 года в России была введена в действие система «Платон» (Федеральный закон № 68-ФЗ от 06.04.2011), предусматривающая обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 т. На плечи владельцев грузовиков легла значительная финансовая нагрузка в виде двух обязательных платежей с одним и тем же назначением: финансирование дорог, предназначенных для общего пользования.

В дальнейшем с целью уменьшения этой нагрузки Федеральным законом от 03.07.2016 № 249-ФЗ были внесены поправки во вторую часть Налогового Кодекса РФ. Поправки предусматривают корректировку системы налогообложения для владельцев грузового автотранспорта, имеющего разрешенную максимальную массу более 12 тонн.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в 2019 году транспортный налог на грузовые автомобили предусматривает льготу для автовладельцев, являющихся участниками системы взимания платы «Платон»:

  • Если сумма платы, внесенная по системе «Платон», равна сумме начисленного налога на грузовое ТС или превышает ее, то владелец освобождается от уплаты данного налога.
  • Если сумма платы по системе «Платон» меньше, чем сумма налога, то автовладельцу положен налоговый вычет, равный сумме произведенной оплаты.

Важно, что льгота по транспортному налогу предоставляется владельцу грузового транспорта – участнику системы «Платон» вне зависимости от того, кому принадлежит грузовой автомобиль: физическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Объясняется это тем, что индивидуальные предприниматели при расчёте транспортного налога приравниваются к физическим лицам (гл.28 ст. 362 НК РФ), так как для налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями, не определен специальный порядок уплаты транспортного налога.

Льгота предоставляется владельцам больших грузов для каждого грузовика, который прошел регистрацию в системе «Платон»

Следует иметь в виду, что данная льгота предусматривается для правоотношений, установленных с 1 января 2016 года – для организаций, с 1 января 2015 года – для физических лиц. Закон распространяет свое действие вплоть до 1 января 2019 года.

Оставить заявку на предоставление льготы на транспортный налог можно одним из способов:

  1. Обратиться лично в налоговую инспекцию.
  2. Воспользоваться услугами почты России.
  3. Оставить заявку на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

Правила и порядок уплаты транспортного налога

Плательщиком транспортного налога на грузовой транспорт, как и в случае с легковыми автомобилями, является собственник, на чьё имя произведена регистрация транспорта.

Грузовой автомобиль может быть оформлен на физическое лицо или компанию (организацию, учреждение).

Уплата транспортного налога производится автовладельцем после того, как будет получено соответствующее уведомление, направленное налоговой инспекцией за 30 дней до даты оплаты по адресу, который собственник автомобиля указал при регистрации транспортного средства.

Отсутствие почтового налогового уведомления не является основанием для освобождения от уплаты транспортного сбора. В случае отсутствия такого извещения следует обратиться в налоговую инспекцию для выяснения причин и получения налоговой квитанции лично.

Смотрите так же:  Участковый жалоба на соседей

Если оплата транспортного налога не произведена в установленные законом сроки, то это может рассматриваться как налоговое, административное правонарушение или даже уголовное преступление. В случае уклонения от уплаты налога (в том числе транспортного) предусмотрены меры принудительного характера.

В соответствии со ст. 45 ч.2 НК РФ производится взыскание задолженности в порядке, который предусмотрен статьями 46,47,48 НК РФ:

  1. Автовладельцу-налогоплательщику направляется уведомление о необходимости уплаты задолженности и пени за каждый просроченный день.
  2. Налоговые органы подают иск в суд, который может принять решение о взыскании транспортного налога путем:
  • списания денежных средств (электронных или со счетов в банке);
  • ареста имущества.

Для физ. лиц взыскание налога может производиться путем удержания необходимой суммы из заработной платы. Кроме того, может быть ограничен выезд неплательщика за пределы РФ.

Статья 15.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание за несвоевременное предоставление налоговой информации (декларации, расчетов по страховым взносам): предупреждение или штраф на должностных лиц.

Если автовладелец, уклоняясь от уплаты налога, не сообщил о приобретенном транспортном средстве в ФНС (скрыл налоговую информацию), то к нему могут быть применены меры, предусмотренные ст. 198 УК РФ: штраф, принудительные работы, арест, лишение свободы. Для организаций подобные меры предусмотрены ст. 199 УК РФ.

В связи с этим автовладельцы (физ. лицо, ИП или организация) должны быть лично заинтересованы в том, чтобы своевременно сообщать информацию о транспортном средстве в ФНС и производить оплату транспортного налога на автомобиль (в том числе грузовой) своевременно и в полном объёме.

Зачетный «Платон»

Платежи за «Платон» можно будет зачесть в счет транспортного налога

Плату за пользование федеральными трассами в рамках системы «Платон» можно будет засчитать в счет уплаты транспортного налога. Такой законопроект предложил Минтранс совместно с Минфином после требования президента Владимира Путина избавить автоперевозчиков от части налогового бремени. Однако на практике послабление мало чем поможет отрасли — ежегодные расходы на «Платон» могут в десятки раз превышать ставку налога.

Фирмы — владельцы 12-тонников смогут засчитывать средства, уплаченные в системе «Платон», в счет уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработал Минтранс совместно с Минфином. Таким образом, часть платежей за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам ежегодно будет отправляться для погашения налога на транспорт, что должно несколько упростить жизнь дальнобойщикам и снизить налоговое бремя.

Напомним, что до марта плата за один километр проезда по федеральной трассе для большегрузов составляет 1,53 руб. В дальнейшем сбор, как ожидается, вырастет до 3,06 руб., а с 2019 года — уже до 3,73 руб.

«Минтранс получил документ и сегодня, 9 февраля, согласует его и направит в правительство РФ, — говорится в сообщении Минтранса. — Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе «Платон» в счет транспортного налога».

Путин потребовал отменить транспортный налог для фур в 2016 году

Напомним, что еще в начале января президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Тема отмены транспортного налога для грузовиков — участников системы взимания платы «Платон» возникла на ежегодной пресс-конференции Путина в декабре 2015 года. Тогда президент выразил надежду, что правительство отменит транспортный налог для 12-тонников не позднее первого квартала 2016 года.

«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, — сказал Путин.

— Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, — не отменили.

Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».

Отметим, что тогда на пресс-конференции звучали просьбы полностью отменить систему сборов.

Однако в своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин впервые ясно дал понять, что отмены системы не будет. Ответ разочаровал многих водителей большегрузов, надеявшихся, что в кризис власть пойдет навстречу.

При этом президент распорядился провести оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов в связи с освобождением собственников транспортных средств от уплаты транспортного налога и при необходимости представить предложения по определению источников их компенсации.

Позднее правительство сообщило, что отмена транспортного налога в целом для всех автомобилистов приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд руб. в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект, однако сохранило такую возможность для большегрузного транспорта.

В итоге и сформировалось совместное решение от Минтранса и Минфина.

Поясним, что транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» — на ремонт федеральных трасс. Именно поэтому ранее вице-спикер Госдумы Сергей Неверов обращал внимание на необходимость найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога.

Освобождение от транспортного налога не компенсирует затрат на «Платон»

Между тем сами участники рынка и дальнобойщики уверяют, что после введения системы «Платон» их расходы заметно выросли и никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этими потерями.

«Транспортный налог с одного грузовика составляет 20–40 тыс. руб. в год, а за пользование системой «Платон» придется выкладывать по 200–300 тыс. в год, — рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru».

Кто стоит за системой «Платон»

— Вот и выходит, что подобная «отмена» транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты».

Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин ранее уже делился собственными расчетами по «Платону».

«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. — за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, — рассказывал Шанкин «Газете.Ru». — Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40–45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого – как мертвому припарка».

Бухгалтер небольшого семейного бизнеса по грузоперевозкам из Нижнего Новгорода Зоя Попова также уверена, что избавление от уплаты транспортного налога не слишком облегчит жизнь ее предприятию.

«У меня две фуры, в год за них я плачу около 60 тыс. руб. в виде налога на транспорт, — рассказала Попова «Газете.Ru». — Но, чтобы оплатить все наши поездки по федеральным трассам за год, придется отдать около 500 тыс. руб. за две машины – я даже не уверена, что мы столько заработаем!

При этом запчасти уже подорожали на 20–40%, мы продолжаем платить акцизы на топливо, и солярка тоже дорожает. Получается, что сборы только растут и растут. Нас убеждали, что будут поддерживать малый бизнес, а вместо этого только обдирают».

Напомним, что после масштабных несанкционированных акций протеста водителей фур, прошедших по всей России, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой.

Дальнобойщики намерены продолжить акции протеста

Так, по мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — ранее заявил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего».

Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. Запуск системы «Платон» по взиманию платы за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», — подчеркнул глава правительства.

Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40–50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».