Сколько стоит пособия за ребенка

Оглавление:

Подкинули на детей: в России увеличится размер декретных выплат

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком вырастет до 26 тысяч рублей

Минимальный размер выплат по беременности и родам в 2019 году вырастет до 51,9 тыс. руб, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет — до 4,5 тыс. рублей. Максимальная планка по этому показателю будет установлена на уровне 26 тыс. руб. Между тем ежемесячное пособие по уходу за ребенком с полутора до трех лет по-прежнему остается на уровне 50 руб.

В России со следующего года увеличится размер выплат по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Как уточнили ТАСС в в пресс-службе Федерального фонда социального страхования (ФСС), максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2019 года вырастет до 26 тыс. рублей. В 2018 году он составлял 24 тыс. рублей.

Для расчета данного пособия берется суммарная ежегодная заработная плата за два предшествующих года, но не выше предельной базы. А она на 2018 год установлена на уровне 815 тыс. рублей против 755 тыс. руб. в этом году. Увеличение этого показателя позволяет увеличить максимальный размер пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

«Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц с 1 января 2019 будет составлять 26 152,27 руб», — уточнили в фонде.

Вырастет также минимальный размер пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска. С 1 января 2019 года он составит 51 919 рублей.

Максимальный размер этой выплаты будет установлен на уровне свыше 301 тыс. руб. В 2018 году он составлял 282 тыс. рублей.

В то же время, если у застрахованного лица заработок отсутствовал, либо был очень маленьким, то указанное данное пособие будет начисляться на основе минимального размера оплаты труда (МРОТ) — он с нового года вырастет до 11 280 рублей с нынешних 11 163 руб.

минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет увеличится с 1 января 2019 года до 4,5 тыс. рублей.

В случае отсутствия или минимального размера заработка указанное пособие также будет исчисляться из МРОТ. Ранее минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет был увеличен до 4,4 тыс. рублей. Таким образом, в следующем году размер этой выплаты увеличится примерно на 100 рублей.

В то же время самая критикуемая выплата для молодых матерей — ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет остается пока на уровне 50 рублей. Эксперты, депутаты и ряд общественных деятелей неоднократно поднимали этот вопрос, однако системного решения проблемы пока нет.

Справедливости ради надо отметить, что во многих развитых странах подобные выплаты и вовсе отсутствуют.

В большинстве европейских стран декретный отпуск в совокупности с отпуском по уходу за ребенком варьируется от 16 до 36 недель. Из них 12 — 14 недель занимает оплачиваемый восстановительный период, остальное время оплачивается государством частично либо не оплачивается совсем.

Ранее правительство РФ определило выделить на нацпроект «Демография» 3,8 трлн рублей до 2024 года. Смысл проекта в повышении рождаемости и сокращении смертности россиян. В первую очередь программа рассчитана на поддержку семей с целью стимулировать рождаемость, создание мест в яслях для детей до трех лет, поддержку и формирование здорового образа жизни, модернизацию спортивной инфраструктуры, а также социализацию и поддержку старшего поколения.

Между тем в этом году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) зафиксировала снижение рождаемости в стране. За десять месяцев нынешнего года этот показатель снизился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Из статистики следует, что с января по сентябрь нынешнего года родились 1,21 млн человек, в то время как в прошлом году за этот же такой показатель составлял 1,27 млн человек. Также, по данным ведомства, в России за первые десять месяцев 2018 года выросло число умерших на 100 тысяч человек (с 1,37 млн до 1,38 млн) по сравнению с 2017-м.

Лидерами по рождаемости стали Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Краснодарский край, республика Дагестан, Свердловская область и Татарстан. При этом в этих же регионах была зафиксирована самая высокая смертность.

министерство труда и социальной защиты России подсчитало, что к 2020 году в России показатели рождаемости вырастут в Чечне, Туве и Горном Алтае. По прогнозу ведомства, коэффициент рождаемости, т. е. число детей на одну женщину, через два года должен составить в среднем по стране 1,65, а в Сибири и на Кавказе этот показатель превысит 2.

Самый высокий показатель ожидается в Тыве — 3,4. Далее в Чечне (2,92), республике Алтай (2,9), Ненецком автономном округе (2,52) и Бурятии (2,28).

По экспертным оценкам, высокие показатели рождаемости характерны для регионов с сильными семейными традициями, большой долей молодого населения и успешной реализацией программы господдержки рождаемости. А вот среди регионов с самыми низкими показателями рождаемости вполне могут оказаться Москва, Ленинградская, Воронежская, Томская и Смоленская области.

Между тем в новых майских указах президента РФ, которые Владимир Путин подписал этой весной после вступления в должность, поставлена задача обеспечить устойчивый естественный рост численности населения, увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7, а также полное обеспечение к 2021 году доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Ежемесячные пособия на ребенка

В 2018 году в России в соответствии с изменениями, внесенными законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ о необходимости соблюдения федеральными и региональными органами власти принципа адресности и применения критериев нуждаемости, регионы продолжают переводить выплату большинства региональных пособий только в отношении малоимущих семей и сокращать период выплаты пособия на ребенка с ежемесячного на ежеквартальный.

Помимо него устанавливается также значительный перечень дополнительных ежемесячных денежных выплат, предоставляемых на детей различных возрастов и на сроки различной продолжительности:

  • ежемесячное пособие уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячная компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего по призыву до 3 лет;
  • ежемесячное пособие по потере кормильца детям военнослужащих;
  • ежемесячная компенсация родительской платы за детский сад (с 1 января 2016 года устанавливается в регионах на основании принципа адресности и критериев нуждаемости).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, на ребенка военнослужащих срочной службы и детям по потере кормильца назначаются и выплачиваются гражданам по федеральному принципу, а большинство выплат на детей старше полутора лет пока носят региональный характер. Их величина и правила предоставления существенно отличаются в различных субъектах федерации.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Данный вид социальных выплат на ребенка является основной формой гарантированной государством поддержки семей с детьми в послеродовом периоде.

Назначение данного ежемесячного пособия производится не только в отношении матери ребенка — оно предоставляется и другим гражданам, которые непосредственно обеспечивают уход за детьми и их воспитание до полутора лет.

Это может быть отец ребенка, бабушка или назначенные в установленном законом порядке опекуны.

Выплаты для трудоустроенных обеспечиваются по месту работы или напрямую за счет средств Фонда социального страхования (ФСС), поэтому в общем случае право на него имеют:

  • работающие лица, подлежащие обязательному страхованию по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • работники организаций, находящихся в процессе банкротства, в виде «прямых выплат» из ФСС.

Кроме того, пособие может предоставляться в минимально гарантированном размере неработающим и безработным гражданам в форме государственного социального обеспечения через территориальные органы соцзащиты населения (СЗН):

  • нетрудоустроенным гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
  • студентам при обучении по очной форме в образовательных организациях основного и дополнительного профессионального образования.

В промежуточном положении между данными категориями получателей находятся лица, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации или прекращением рабочей деятельности ИП. Им ежемесячное пособие до 1.5 лет предоставляется также в Соцзащите, однако оно устанавливается в объеме 40% сремесячного заработка за 12 месяцев, предшествующих декрету.

Размер ежемесячной выплаты

Для работающих лиц размер пособия составляет 40% от среднего ежемесячного заработка за последние 2 полных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Смотрите так же:  Сценарий пособие

При осуществлении ухода за несколькими детьми до 1.5 лет выплаты складываются, но их размер (при условии получения на трех детей и более) не может превышать 100% от среднего заработка.

Максимальная величина заработка, используемая при расчете размера данной ежемесячной выплаты, не должна превышать максимальный размер базы начисления страховых взносов. Этот показатель равен:

  • за 2009 и 2010 годы — 415 000 руб.;
  • в 2011 году — 463 000 руб.;
  • в 2012 году — 512 000 руб.;
  • в 2013 году — 568 000 руб.;
  • в 2014 году — 624 000 руб.;
  • в 2015 году — 670 000 руб;
  • в 2016 году — 718 000 руб;
  • в 2017 году — 755 000 руб.;
  • в 2018 году — 815 000 руб.

Для исчисления среднего заработка не учитываются периоды-исключения:

  • отпуски по беременности и родам;
  • периоды временной нетрудоспособности, в частности — на больничном по уходу за ребенком.
  • периоды отсутствия на рабочем месте с сохранением заработной платы.

В этом случае всю сумму полученных доходов за два прошедших полных календарных года необходимо разделить на 730 дней за вычетом общей длительности всех периодов-исключений. Полученный результат умножается на среднее число дней в году, приходящихся на один месяц, — 30,4 дней.

Кроме того, существует минимально гарантированный размер пособия (в 2017 году 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. — на второго и последующих), устанавливаемый для тех, у кого:

  • длительность страхового стажа не превышает 6 месяцев;
  • за предыдущие годы имела место невысокая заработная плата, сопоставимая с величиной МРОТ на расчетный год (его размер в 2018 году составит 9489 руб.);
  • если выплаты производятся неработающим гражданам через службу Соцзащиты населенияа.

Документы для оформления

Для того, чтобы оформить ежемесячное пособие по уходу до 1.5 лет, необходимо:

  1. Работающему лицу — в бухгалтерию по месту работы предоставить следующие документы:
    • заявление о назначении выплат с указанием начала и окончания отпуска по беременности и родам;
    • копию и оригинал свидетельства о рождении ребенка;
    • копию паспорта второго родителя.
    • справка с места работы второго родителя ребенка, о том, что он не получает такое же ежемесячное пособие.
  2. Неработающему лицу и студентам очной формы обучения — представить эти документы в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства, добавляя к ним:
    • заверенную копию или выписку трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
    • копию приказа об увольнении с последнего места работы, а также расчет предоставленного пособия по беременности и родам (если оно предоставлялось);
    • справку с места жительства о составе семьи.

За получением пособия необходимо обратиться по месту назначения выплат не позднее, чем через 6 месяцев после достижения ребенком 1.5 лет. Установление выплат работодателем или органом соцзащиты населения принимается в 10-дневный срок с момента подачи заявления.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет

Выплачивается маме малыша возрастом до трех лет или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, на период прохождения его отцом срочной военной службы. Пособие устанавливается в форме государственного социального обеспечения независимо от права на получение других ежемесячных выплат, включая пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Для оформления пособия необходимо обратиться в территориальное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства и предоставить следующие документы:

  • заявление на предоставление выплат;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • справку из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием текущего срока).
  • копию свидетельства о браке;

В течение 10 дней орган СЗН принимает решение о назначении выплат, которые будут предоставляться ежемесячно до момента увольнения отца-срочника в запас или достижения ребенком возраста 3 лет (в зависимости от того, что произойдет раньше).

Размер пособия в 2017 году составляет 11096,76 руб. в месяц. Выплаты начнут предоставляться не позднее 26 числа следующего месяца, считая от момента подачи соответствующего заявления.

Ежемесячная выплата многодетным на третьего ребенка до 3 лет

С 2013 года в субъектах Федерации начался процесс внедрения дополнительных ежемесячных выплат на ребенка в многодетных семьях в рамках реализации Указа Президента РФ Владимира Путина от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Правом на получение этого пособия обладают семьи, в которых родился третий ребенок, а средний доход в расчете на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума. Если семья отвечает этим условиям, то она имеет право на помощь, которая устанавливается в размере регионального прожиточного минимума на ребенка.

Для оформления выплаты в территориальном Управлении социальной защиты по месту жительства одному из родителей необходимо предоставить:

  • заявление о назначении выплаты;
  • копию паспорта;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • справку о составе семьи;
  • справку о доходах за три месяца или полгода;
  • номер индивидуального банковского счета для начисления денежных средств.

Решение о назначении выплат принимается в течение 10 дней с момента предоставления всех документов. Выплаты производятся не позднее окончания следующего месяца совместно с прочими региональными пособиями, предоставляемыми в форме государственного социального обеспечения.

В ряде регионов страны, в которых коэффициент рождаемости ниже среднего значения по стране, пособие обеспечивается на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.
С подробным перечнем регионов можно ознакомиться в отдельной статье на нашем сайте.

Ежемесячное пособие на ребенка

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» на всей территории страны устанавливаются также ежемесячные выплаты после завершения отпуска по уходу за ребенком. Однако их размеры и правила назначения устанавливаются региональными правовыми актами в каждом отдельном субъекте федерации индивидуально.

На всей территории страны назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляется после обращения с соответствующим заявлением в службу соцзащиты населения по месту жительства. Выплаты производятся ежемесячно на одного из родителей (а также усыновителей, опекунов, попечителей) в отношении каждого совместно проживающего с ними ребенка до достижения возраста 16 или 18 лет.

В назначении пособия может быть отказано, если:

  • ребенок в полном объеме находится на государственном обеспечении;
  • несовершеннолетний ребенок приобретает дееспособность в полном объеме по нормам Семейного кодекса РФ;
  • на его содержание органами опеки и попечительства уже предоставляется пособие на содержание.

Как правило, в рамках выплаты данного ежемесячного пособия устанавливаются дополнительные социальные гарантии (повышенные размеры и сроки выплат) в отношении:

  • одиноких матерей (матерей-одиночек);
  • родителям, на содержании которых находятся дети-инвалиды (наряду с социальными пенсиями по инвалидности, предоставляемыми в форме государственного пенсионного обеспечения).

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

Смотрите так же:  Доплата за работу на севере

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Смотрите так же:  Спор за тело моисея

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.

Ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет

В мае 2012 года Владимир Путин подписал указ № 606, касающийся мер по реализации демографической политики в нашей стране. В соответствии с данным указом в большинстве регионов России на третьего родившегося ребенка и последующих детей полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Данная мера, по мнению президента, позволит улучшить демографическую ситуацию и оказать поддержку семьям, имеющих трех детей и более. При этом во многих регионах статус многодетной семьи иметь не обязательно — то есть зачастую возраст детей (до или после 18 лет), учитываемый для признания семьи многодетной, при назначении ЕДВ до 3 лет не имеет значения (хотя где-то его наличие для назначения выплаты требуется в обязательном порядке). Помимо этого важен факт рождения ребенка в регионе, в котором действует указанная выплата, после начала действия программы (в общем случае не ранее 31 декабря 2012 года, однако в различных регионах сроки начала и окончания действия выплаты могут отличаться).

С 1 января 2016 года пособие до 3 лет в размере регионального прожиточного минимума предоставляется также при усыновлении третьего ребенка. Соответствующее постановление было подписано в 2015 году Правительством на основании поручения Президента РФ Владимира Путина. До этого момента ежемесячная выплата предоставлялась только на родных детей, рожденных после 31.12.2012 г.

  • С 2013 года такое пособие выплачивалось в 65 регионах России — это те субъекты РФ, в которых по сложившейся статистике рождаемость наиболее низкая (в том числе в 50 из них — ниже средней по стране).
  • В 2014 году к списку таких регионов прибавился еще один (Карачаево-Черкесская Республика).
  • На 2015 годпринято решение о выделении средств на софинансирование данных выплат из федерального бюджета для Республики Крым и города Севастополь (всего 69 регионов).
  • В 2016 и 2017 годах их количество продолжает оставаться равным 69, однако в некоторых субъектах РФ из-за сложной экономической ситуации региональные власти принимают решение досрочно прекратить выплату пособия.
  • На 2018 год Президентом было принято решение расширить действие программы еще на 10 регионов за счет изменения критерия их включения в перечень субъектов федерации с низкой рождаемостью (теперь это величина суммарного коэффициента рождаемости, не превышающая 2). Новый перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 18.11.2017 г. № 2565-р, впервые вошли Республика Башкортостан, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Удмуртия, Пермский край, а также 5 областей (Астраханская, Иркутская, Омская, Свердловская, Челябинская область).

Для тех регионов, в которых демографическая ситуация улучшается и средний коэффициент рождаемости повышается до значения 2 (то есть в среднем в поколении на одну женщину репродуктивного возраста приходится 2 детей), федеральное софинансирование этих выплат будет сохраняться еще в течение 2 лет.

Условия получения

Перечислим условия, которым должна соответствовать семья, чтобы иметь возможность каждый месяц получать денежную выплату за третьего или последующих детей:

  1. Заявители должны быть зарегистрированы по месту жительства в том субъекте нашей страны, который включен в список регионов с рождаемостью ниже средней по России. Данный список ежегодно обновляется и утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Малыш, являющийся третьим или последующим ребенком, должен быть рожден после 31 декабря 2012 года (в регионах, включившихся в программу выплаты данного пособия позднее, индивидуально устанавливаются иные начальные сроки) или усыновлен после 31 декабря 2015 года.
  3. Размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем регионе, то есть должна быть установлена нуждаемость в поддержке государства.

Размеры пособия до 3 лет на третьего и последующего ребенка

Данный вид пособия выплачивается семьям на третьего и последующего ребенка до достижения ребенком трехлетия. Региональными законами могут предусматриваться условия о выплате ЕДВ только при наличии статуса многодетной семьи (однако это требуется не всегда). Периодичность получения — каждый месяц. Размер пособия обусловлен величиной прожиточного минимума на ребенка в конкретном регионе, который действует на дату подачи заявления. В большинстве регионов, участвующих в программе, размер ежемесячного пособия равен величине прожиточного минимума на детей.

Например, в 2017 году самая низкая величина прожиточного минимума на детей зафиксирована в Белгородской области — 8247 рубля за 2 квартал 2017 года. Самый высокий размер прожиточного минимума и, соответственно, ежемесячной выплаты на 3 ребенка установлен в Ненецком автономном округе — 21973 рубля. В среднем размер выплат по стране за 2017 год составил 9824 рубля в месяц.

Необходимые документы и куда обращаться

По вопросам оформления права на помощь от государства малообеспеченные семьи должны обращаться в органы социальной защиты населения (Собес) по месту своего жительства (регистрации). Также можно обращаться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом в большинстве регионов следует собрать следующие документы:

  • паспорта родителей;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельства о рождении и/или усыновлении всех детей в семье;
  • справка о доходах за установленный период (обычно это несколько последних месяцев, полгода или год);
  • справка с места жительства;
  • номер счета или банковской карты, куда будут производиться выплаты.

После назначения выплаты заявителям придется ежегодно подтверждать свое право на получение данной выплаты путем повторной подачи всех необходимых документов.

Выплата пособий на третьего ребенка и последующих детей в регионах

Выполнение п. 2 указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 об установлении пособия семьям на третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет в субъектах Российской Федерации было рекомендовано до конца 2012 года. В 2013 году в большинстве регионов страны начались выплаты ежемесячных пособий в фиксированном размере или эквивалентно величине прожиточного минимума для детей, определенного в регионах на соответствующие периоды.

В представленных ниже таблицах приводится перечень регионов на 2015 год, в которых установлены ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей с указанием принятого размера выплат, правоустанавливающего нормативного правового акта и примечаниями.

Субъекты РФ, в которых установлено ежемесячное пособие на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.10.2015 г. № 2043-р: