Недропользование штраф

Прокуратура Московской области

Отношения, возникающие при использовании недр в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее -Закон о недрах).

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Частью 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.

В противном случае пользование недрами осуществляется с нарушением вышеуказанных требований, что влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.8, 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа до 1 миллиона рублей.

Штрафы за отсутствие и непродление лицензии на недропользование

Лицензия на недропользование (в том числе, в части добычи воды) является документом, который подтверждает право на пользование отдельным участком недр в определенных границах с определенной целью в течение определенного срока при соблюдении определенных условий (Федеральный закон «О недрах», ст. 11).

Существуют несколько целей водопользования, которые могут быть указаны в лицензии (Федеральный закон «О недрах», ст. 37):

  • питьевое водоснабжение;
  • хозяйственно-бытовое водоснабжение;
  • сброс сточных вод и (или) дренажных вод;
  • производство электрической энергии;
  • водный и воздушный транспорт,
  • сплав древесины;
  • и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

Неважно, что явилось причиной отсутствия лицензии, – окончание срока ее действия или неосведомленность в необходимости ее получения. Если при проведении проверки будет обнаружено, что срок действия лицензии истек или ее нет вовсе, то компании грозят довольно большие штрафы.

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ:

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 1 000 000 рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

При грубых нарушениях данных требований действующая лицензия на недропользование и недра может быть прекращена.

Недропользование штраф

248000, г. Калуга, ул. Кутузова, 2а

Телефон доверия (4842) 57-49-81, 8-910-520-31-09

Территориальные органы прокуратуры

Административная ответственность за недропользование без лицензии.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395 — 1 «О недрах»). Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10. 1 Закона РФ «О недрах». В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21. 02. 1992г. №2395 — 1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. Пользование недрами без разрешения (лицензии) расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии. Так, в соответствии со ст. 7. 3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Смотрите так же:  Приказ мо рф 50 2019

Недропользование штраф

Томская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» (далее – Закон) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, залога или отчуждаться в иной форме. Отчуждаться или переходить
от одного лица к другому могут лишь права пользования недрами.

В силу статьи 7 Закона участок недр предоставляется пользователю
в виде горного отвода – геометризованного блока недр, при определении границ которого учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, границы безопасного ведения работ и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При этом в соответствии со статьёй 11 Закона лицензия представляет собой специальное государственное разрешение на предоставление недр
в пользование и включает бланк установленной формы, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Предоставление права пользования участком недр осуществляется
по результатам конкурса или аукциона. Согласно статье 13.1 Закона принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации, принятие же решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а иными участками недр (за исключением участков недр федерального или местного значения) – федеральным органом управления государственным фондом недр – Роснедра.

Статьёй 9 Закона установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, права и обязанности которых возникают с даты государственной регистрации лицензии. К ним, в частности, относится право использовать добытое минеральное сырье в соответствии
с лицензией и действующим законодательством, обязанность соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых, представлять достоверные данные о запасах полезных ископаемых в фонд геологической информации, а также соблюдать требования по безопасному ведению работ и охране окружающей среды.

При этом статьёй 20 Закона закреплено, что при систематическом нарушении пользователем недр установленных правил пользования недрами или существенных условий лицензии, возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и в других случаях право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию. По общему же правилу право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока
её действия либо при отказе владельца лицензии от права пользования недрами.

За нарушения законодательства о недрах виновные лица несут
в установленном порядке административную либо уголовную ответственность.

Статьёй 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность
за пользование недрами без лицензии, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей,
на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Пользование же недрами с нарушением предусмотренных лицензией условий или требований технического проекта влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2
до 3 тысяч рублей, на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, статьёй 255 Уголовного кодекса Российской Федерации
за нарушение правил охраны и использования недр, повлекшее причинение значительного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет, либо обязательными работами на срок
до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет.

Смотрите так же:  Пособия по рождению 2-го ребенка

Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц
от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый вред.

Садковское сельское поселение

Незаконное недропользование наказуемо

Общераспространенные полезные ископаемые (пески, песчаники, в том числе тонкоплитчатые выветрелые (пластушка), глины, суглинки, известняк, торф, техногенное сырье и др.) являются государственной собственностью. При незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОПИ) нарушается целостность ландшафта, ухудшается экологическая ситуация.

К сожалению, на территории Красносулинского района контролирующими органами все чаще выявляются нарушения требований земельного законодательства и законодательства о недрах, допускаемые лицами, осуществляющими добычу ОПИ.

Основными нарушениями со стороны недропользователей являются: пользование недрами без лицензии, невыполнение условий лицензионных соглашений по срокам добычи, разработки технической документации, по установлению уровня добычи полезных ископаемых; несоблюдение порядка землепользования, в том числе использование земельного участка не по целевому назначению и невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель; несоблюдение порядка водопользования; нарушение законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и др.

Нарушение правил недропользования, установленных законом, лицензией, договором могут повлечь гражданско-правовую, уголовную, административную, а также дисциплинарную и материальную ответственность.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах. Осуществление деятельности без лицензии влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП ) в виде административного штрафа — на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 800 000 до 1000 000 рублей.Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП в виде административного штрафа — на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Многие собственники и арендаторы земельных участков считают, что эта статья дает им право осуществлять добычу ОПИ, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения, забывая о том, что отношения, связанные с пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии со ст. 6 названного Закона собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением этой категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту. Аналогичные обязанности установлены ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Нарушение вышеназванных требований земельного законодательства при осуществлении добычи ОПИ на земельном участке, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, влечет за собой административную ответственность по следующим статьям КоАП:

— ч. 1 ст. 8.8 КоАП – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием – влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.;

— ч. 1 ст. 8.6 КоАП – самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Целью гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного недропользователем собственнику недр – государству, другим недропользователям и лицам, не являющимся недропользователями. Возмещению подлежат понесенные убытки (расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения имущества), включая упущенную выгоду (не полученные в результате нарушений доходы). Возможно предъявление искового заявления о возмещении ущерба, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. Вредом, в соответствии с этими Правилами, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами.

Уголовная ответственность за нарушения правил недропользования предусмотрена статьями 253 и 255 главы 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления» и статьей 216 Уголовного кодекса РФ.

Смотрите так же:  Форма приказ об увольнении за прогул

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причи­ненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

Также, в соответствии с п. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет за собой административную ответственность по ч. 4 ст. 8.8 КоАП посредством наложения административного штрафа: на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц — от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей.

Ответственность за нарушение требований земельного законодательства не ограничивается наложением административного штрафа.

В соответствии со статьями 45, 46 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка могут быть прекращены принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, в том числе при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, порче земель, невыполнении обязанностей по рекультивации земель, невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В перечисленных случаях принудительное прекращение права осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания).

Кроме того, согласно ст. 285 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства РФ, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

Так, в соответствии п.п. 2 п. 9 ст. 71 Земельного кодекса РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании информации и документов органа государственного земельного надзора о неисполнении предписания об устранении выявленного нарушения законодательства РФ вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ и об их продаже с публичных торгов.

Подводя итог сказанному, хочется рекомендовать всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, имеющим на каком-либо праве земельные участки, не нарушать требования земельного законодательства и законодательства о недрах. И только неукоснительное выполнение установленных требований избавит от привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, и принудительного изъятия земельного участка!

За пользование недрами без лицензии будут штрафовать

Такие поправки в Кодекс об административных нарушениях предлагает внести государственная дума. Соответствующий законопроект опубликован на официальном портале раскрытия информации.

Отсутствие лицензии, говорится в документе, «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой».

Должностным лицам зафиксированное нарушение обойдется дороже — от 30 до 50 тысяч рублей. А юридические лица заплатят, соответственно, от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Причина введения поправок и штрафов проста, уверены депутаты — в большинстве случаев карьеры появляются на землях сельскохозяйственного назначения и без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов, разрешающих их разработку.

Досталось и «черным копателям», действия которых, по мнению законодателей приводят к безвозвратной потере ценных сельскохозяйственных угодий, поскольку они не обременены, в отличие от лицензионных недропользователей, требованием обязательной рекультивации земель после завершения добычи.

Кроме этого несут колоссальные потери в части налогообложения бюджеты, так как земельный налог «оплачивается собственниками в соответствии с категорией земель сельскохозяйственного назначения, налоговая ставка которой значительно ниже по сравнению с категорией земель промышленности, в которую должен быть осуществлен перевод земель в целях использования под разработку карьеров», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Принятие данного нормативно-правового акта, уверены в нижней палате парламента, даст возможность контролирующим органом пресекать правонарушения, уменьшит неблагоприятное воздействие на окружающую среду, даст стимул на осуществление деятельности на законных основаниях, что, в свою очередь, увеличит поступление платежей во все уровни, создание рабочих мест с привлечением работников на основании трудовых договоров.

Тем более, что сроки давности привлечения планируется также увеличить до 1 года.

Гигантские штрафы за незаконное недропользование

08 июня 2017 г., 15:51

Два суда подтвердили правоту минэкологии Московской области, которое привлекло к административной ответственности организации, работающие в Ленинском и Орехово-Зуевском районах. Оба нарушителя были наказаны за добычу артезианских вод без лицензии.

Штраф в двойном размере придется выплатить ООО «Остров XXI век», которое оказывает рекреационные услуги в селе Молоково Ленинского района. Как сообщил министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган, в прошлом году инспекторы эконадзора оштрафовали общество за эксплуатацию нелицензированной артезианской скважины на 800 тыс. рублей, однако нарушитель не оплатил штраф в установленные законом сроки. Мировой судья Видновского судебного района, рассмотрев материалы ведомства, удвоил сумму штрафа.

Другой нарушитель, ООО «Возрождение» пыталось опротестовать 800-тысячный штраф, наложенный за добычу вод без лицензии в поселке Пригородный Орехово-Зуевского района. В жалобе, направленной в Арбитражный суд города Москвы, представитель общества просил отменить постановление минэкологии или уменьшить сумму штрафа на том основании, что ООО является добросовестным налогоплательщиком. Однако судьи не приняли во внимание этот аргумент и отказало нарушителю в удовлетворении требований.

Пресс-служба Министерства экологии и природопользования Московской области

Все права на материалы данного сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При цитировании материалов обязательна ссылка на газету «Долгие Пруды». При цитировании электронными ресурсами обязательна гиперссылка на сайт indolgoprud.ru Возрастной ценз материалов на сайте 12 +
Пользовательское соглашение

Портал правительства
Московской области