Требования к воспитателю доу высшей категории

Оглавление:

Материал по теме:
Экспертное заключение на воспитателя, претендующего на высшую квалификационную категорию

Содержит материал для экспертов / на аттестацию высшей квалификационной категории по должности «воспитатель » в ДОУ/

Предварительный просмотр:

по итогам оценки уровня квалификации Лунгу Нины Алексеевны , воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Комаровский, претендующей на присвоение высшей квалификационной категории по должности «воспитатель»

Экспертная группа в составе: Григорьевой Ольги Геннадьевны — воспитателя высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Малышка» МО ЗАТО Комаровский; Инчиной Марины Владимировны – заведующего высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Ягодка» МО ЗАТО Комаровский; Онищенко Натальи Владимировны – старшего воспитателя высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №3 «Тополёк» г.Ясный, осуществила экспертизу профессиональной деятельности Лунгу Нины Алексеевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования ЗАТО Комаровский.

Лунгу Нина Алексеевна имеет высшее педагогическое образование , закончила Магнитогорский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт в 1990 году по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация по диплому – «преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию». Педагогический стаж работы -36 лет, в данном учреждении работает 37 лет, квалификационная категория – первая. В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ИПК и ППРО ОГПУ «Курсы повышения квалификации к аттестации на высшую квалификационную категорию воспитателей», сентябрь 2010 г.

За свою работу Нина Алексеевна награждена в 2012 году Грамотой ООК за творческий и профессиональный подход в организации педагогического процесса. По итогам 2011/2012 г. признана лучшим педагогом МБДОУ «Д/с №6 «Малышка». Имеет благодарности за профессионализм и подготовку детей к участию в спортивно – массовых мероприятиях ЗАТО Комаровский. В 2011 году является одним из победителей смотра-конкурса МБДОУ «Лучшая развивающая среда». Принимала участие в областном конкурсном отборе педагогических работников дошкольного образования, активно внедряющих современные образовательные программы и педагогические технологии (2011 г.)

В межаттестационный период Лунгу Нина Алексеевна принимала активное участие в работе методического объединения дошкольных работников и педагогов дополнительного образования МО ЗАТО Комаровский, где выступала с докладами: «Особенности физического развития детей дошкольного возраста» (2010 г.), «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников по оздоровлению детей» (2011г.), «Инновационные технологии в оздоровительной работе ДОУ» (2012 г.). Материалы по обмену опытом помещены в Интернете на http://www.zato-komarovsky.ru , http://ou-dou6malyshka.ucoz.ru , ( http://www.rusedu.ru ) .

Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень сформированности у него отдельных компетенций.

Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как, общая культура, отношение к людям, педагогический такт, умение выражать мысли ясно, логично, доступно в письменном и устном виде развиты хорошо. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к воспитанникам, умеет поддержать детей и коллег по работе.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности Нина Алексеевна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Цели занятий формулируются в соответствии с той программой, которая выбрана педагогом как наиболее адекватная запросам детей. Коррекционная работа ведётся в соответствии с индивидуальными особенностями детей, педагог применяет «Развивающую педагогику оздоровления» В.Т.Кудрявцева, В.Г.Егорова; игровые программы и технологии физического воспитания Л.Н. Волошиной, В.В. Новичковой, Т.В. Куриловой; современные программно- методические разработки Л.Д Глазыриной, В.Г. Кудрявцева и т.д.

Педагог характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации воспитанников на осуществление учебной деятельности . Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Демонстрирует успехи воспитанников родителям. Использует индивидуальный подход в оценивании воспитанников. Преимущественно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала, проявление эмоционального отношения). Умеет создать доброжелательную атмосферу для воспитанников с различным уровнем развития. Привлекает к участию в оценивании их учебной деятельности, что имеет положительный мотивационно-образовательный эффект: уточняются отдельные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, появляется стремление более качественно выполнять предлагаемые задания. Нина Алексеевна внедряет в коррекционно-образовательный процесс информационные технологии, использование которых способствует значительному увеличению уровня познавательного интереса. В ходе беседы с родителями воспитанников установлено, что они удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой педагогом: содержанием, методами и результатами. Нина Алексеевна учитывает мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребёнка, проводит индивидуальные и групповые консультации, выступает на родительских собраниях («Особенности физического развития детей 6-7-летнего возраста», «Как приобщить детей к здоровому образу жизни»).

В области обеспечения информационной основы деятельности педагог характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. На хорошем уровне владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной воспитанникам. Педагог владеет на хорошем уровне приёмами и методами коррекции и диагностики, умением организовать учебную деятельность воспитанников, формировать способы совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, реализовать контроль учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Коррекционно-образовательная работа строится педагогом с учётом образовательных потребностей ребёнка, индивидуальных и возрастных особенностей.

В своей работе широко использует различные методы и приемы: наблюдение, опрос, тестирование. Сочетает традиционные и нетрадиционные технологии : стретчинг –гимнастику, ритмопластику, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности, гимнастику пальчиковую, гимнастику для глаз, гимнастику дыхательную, гимнастику бодрящую, гимнастику корригирующую, гимнастику ортопедическую ; технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье»; коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

С появлением компьютерной и мультимедийной техники в дошкольном учреждении педагог сразу активизировала свою деятельность не только по их освоению, но и по активному использованию в коррекционно- образовательном процессе. Целесообразно применяет компьютерные технологии, использует программы Word, PowerPoint, Publisher для создания различных таблиц, наглядности, презентаций, кроссвордов.

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Нина Алексеевна отличается требовательностью к себе как к педагогу. Педагог успешно реализует коррекционно-образовательные программы и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы. Педагог подготовила компьютерные презентации с помощью программ PowerPoint по темам «К тайнам крепкого здоровья», «Путешествие в страну Здоровейка». Педагогом оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные материалы для воспитанников и родителей.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал творческое отношение педагога к организации взаимодействия с воспитанниками, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач. Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные и групповые), игры, интегрированные занятия в содружестве с учителем –логопедом и музыкальным руководителем. В рамках проводимых занятий специалист использует различные виды деятельности, методы, приёмы и технологии. Педагог обращает внимание на формирование умений у детей работать индивидуально, в паре и микрогруппе, проводить оценку деятельности товарища и самооценку. На своих занятиях Нина Алексеевна использует различные виды контроля учебной деятельности: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны всех воспитанников. Психологическая атмосфера в группах комфортная. С детьми, имеющими особенности настроения и поведения, проводится индивидуальная коррекционно-психологическая работа. Педагога отличает самокритичность в оценке уровня собственной квалификации. У Нины Алексеевны сложились конструктивные взаимоотношения с коллегами. Педагог принимает активное участие в общественной жизни дошкольного учреждения, в территориальных мероприятиях и конкурсах ЗАТО Комаровский: «Кросс наций», фестиваль Оренбуржья, конкурс фотографий «Есть такая профессия – Родину защищать» и т.д.

На основании вышеизложенного, экспертная группа считает, что уровень квалификации Лунгу Нины Алексеевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников муниципального образования Закрытое административно-территориальное образование Комаровский соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации – 4,45).

Как проходит аттестация воспитателей

Основной задачей аттестации воспитателей является не только определение квалификационного уровня педагога, но и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получить награду за знания и умения могут педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.

Смотрите так же:  Как отразить возврат госпошлины

Список необходимых документов

Существуют два вида аттестации:

  • обязательная — для подтверждения соответствия занимаемой должности, проходит раз в пять лет;
  • добровольная — для установления категории.

Для прохождения необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление установленного образца.
  • предыдущие аттестационные листы;
  • представление.

Кроме того, воспитатель может предоставить аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ для аттестации.

Образец заявление на аттестацию воспитателя

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Обязательная аттестация

Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то категория понижается, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если воспитатель утратил «высшую» категорию, то ему присваивается «первая». Восстановить «высшую» можно будет через два года. Если через пять лет педагог вновь не сможет пройти проверку знаний, он лишится «первой».

Программы Министерства образования РФ по аттестации воспитателей (тестирование 2017) нет в свободном доступе. Поэтому подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и свой собственный.

Существуют категории работников, которые освобождаются от прохождения обязательной оценки знаний. Среди них:

  • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

Проверка знаний первых четырех категорий сотрудников производится спустя два года после выхода на работу. Болевшие сотрудники могут получить отсрочку на 12 месяцев.

Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее могут входить представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
  2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  4. Проведение проверки.
  5. Оформление результатов.

Добровольная аттестация

Все воспитатели могут проходить добровольную оценку. Такая возможность может заинтересовать специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

Срок действия полученной категории составляет пять лет. А изъявить желание участвовать в проверке можно не ранее, чем через два года после получения предыдущей. Если прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении категории, то проверить свои знания в следующий раз он сможет через год.

Каждый сотрудник имеет право самостоятельно инициировать проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

Порядок проведения добровольной оценки знаний включает следующие этапы:

  1. Проверка заявления.
  2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
  3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
  4. Оценка.
  5. Оформление результатов.

Особенности аттестации воспитателей. Новые инициативы

В правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включено 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Сроки проведения проверки зависят от ее вида. На сегодняшний день для квалификации воспитателей существуют два виды проверки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной в проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности. Согласно п. 22 Порядка проведения аттестации, существуют исключения для определенных групп педагогов.
  2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

Отметим, что при сроке действия категории — 5 лет — можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. В случае когда заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

Что делать, если категорию аннулировали:

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то ему придется сначала пройти проверку на первую категорию и только при успешном прохождении спустя два года он сможет претендовать на высшую.

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти педагоги также должны будут аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2018 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации в случае ее наличия.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Если ранее была получена высшая или первая категория, необходимо приложить ее копию в пакет документов.
  5. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  6. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.
  7. Когда проводится аттестация воспитателя на 1 категорию, в 2018 году портфолио может понадобиться. Подробнее о требованиях, которые к нему предъявляют, читайте в отдельной статье.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2018 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель.

Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

Важно отметить, что при заполнении заявления особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Если в процессе педагогической деятельности вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо обязательно упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению может прилагаться приложение, в котором будут представлены ваши разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Смотрите так же:  Корень стаж

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ: аттестация воспитателей, тестирование 2018 г.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Аналитическая справка по сути является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности.

В данном документе необходимо указывать все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Для аналитической справки в обязательном порядке заполняются анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ. В этот перечень входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя учреждения.

Важно отметить, что данная справка — это самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ для аттестации и показывает его достижения за время работы, а также его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • женщины, являющиеся беременными. В данном случае испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. В данном случае прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Важно отметить, что в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории. На сегодняшний день это не является актуальным. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. В случае если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако отметим, что вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель, например, может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации для того, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Также педагога нельзя уволить в том случае, когда существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя будет уволить педагогического работника в случае, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.

Любой воспитатель может изъявить желание пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Отметим, что срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Важно отметить, что срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. В случае когда кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос может быть отправлен не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

В случае когда педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев, когда работник узнал о нарушении своего права.

Особенности аттестации воспитателей. Новые инициативы

В правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включено 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Сроки проведения проверки зависят от ее вида. На сегодняшний день для квалификации воспитателей существуют два виды проверки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной в проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности. Согласно п. 22 Порядка проведения аттестации, существуют исключения для определенных групп педагогов.
  2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

Отметим, что при сроке действия категории — 5 лет — можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. В случае когда заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

Что делать, если категорию аннулировали:

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то ему придется сначала пройти проверку на первую категорию и только при успешном прохождении спустя два года он сможет претендовать на высшую.
Смотрите так же:  Осаго воскресенье краснодар

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти педагоги также должны будут аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2018 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации в случае ее наличия.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. Если ранее была получена высшая или первая категория, необходимо приложить ее копию в пакет документов.
  5. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  6. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.
  7. Когда проводится аттестация воспитателя на 1 категорию, в 2018 году портфолио может понадобиться. Подробнее о требованиях, которые к нему предъявляют, читайте в отдельной статье.

После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2018 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель.

Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

Важно отметить, что при заполнении заявления особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Если в процессе педагогической деятельности вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо обязательно упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению может прилагаться приложение, в котором будут представлены ваши разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ: аттестация воспитателей, тестирование 2018 г.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Аналитическая справка по сути является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности.

В данном документе необходимо указывать все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Для аналитической справки в обязательном порядке заполняются анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ. В этот перечень входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя учреждения.

Важно отметить, что данная справка — это самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ для аттестации и показывает его достижения за время работы, а также его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • женщины, являющиеся беременными. В данном случае испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. В данном случае прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Важно отметить, что в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории. На сегодняшний день это не является актуальным. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. В случае если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако отметим, что вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель, например, может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации для того, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Также педагога нельзя уволить в том случае, когда существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя будет уволить педагогического работника в случае, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.

Любой воспитатель может изъявить желание пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Отметим, что срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Важно отметить, что срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. В случае когда кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос может быть отправлен не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

В случае когда педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев, когда работник узнал о нарушении своего права.