Пошлина на авто в рб

Вот как мы жили без «таёжного союза». История таможенных пошлин с 1991 года и до наших дней

1 июля — грустный праздник для белорусских автолюбителей: 7 лет назад были введены заградительные, по сути, пошлины на ввоз подержанных иномарок в нашу страну. А вы помните, какой была растаможка для физлиц 10 лет назад? А в середине 1990-х? Мы докопались в архивах до 1991 года, когда машины можно было ввозить вообще без пошлин!

А что, так можно было?

Кто теперь вспомнит, что в начале 1990-х белорусы были вообще освобождены от таможенных пошлин! Это звучит невероятно, и для нас это тоже шокирующее открытие. Но если поднять постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1991 г. №498 «О временной отмене таможенной пошлины, налога на импорт и льготировании экспорта», то увидим очень интересный текст: «В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 ноября 1991 г. «О некоторых мерах, вытекающих из экономической ситуации в республике» и в целях удовлетворения потребностей населения в продовольствии, медикаментах, насыщения внутреннего рынка республики потребительскими товарами, стимулирования производства и увеличения поставок на экспорт высококачественной конкурентоспособной продукции Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ… 3. Освободить от оплаты таможенной пошлины предметы, ввозимые из-за границы в Республику Беларусь гражданами для личного пользования, в том числе автомототранспортные средства».

Впрочем, «недолго музыка играла»: уже 27 сентября 1993 года было принято постановление №641 «О внесении изменений и дополнений во временные правила ввоза гражданами на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза за пределы этой территории предметов, валюты и ценностей», в котором устанавливалось, что «автомототранспортные средства, приобретенные за пределами Республики Беларусь гражданами, постоянно проживающими на таможенной территории Республики Беларусь, пропускаются при уплате таможенной пошлины в размере 0,1 доллара США за 1 куб.см рабочего объема цилиндра двигателя».

Другими словами, ставка составляла 10 долларовых центов за «кубик» независимо от объема двигателя и возраста автомобиля. Выходит, за 1,3-литровый двигатель надо было отдать 130$, за 2,0-литровый — 200$. По нынешним временам сущие копейки! Правда, стоит вспомнить, что и зарплаты в 1993-м были на уровне 30-40$.

С двухлетним ограничением

Но и этот порядок просуществовал ровно два года — до сентября 1995-го, когда вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь №419 от 05.08.1995 «Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами вещей через таможенную границу Республики Беларусь». Оно установило новые правила игры.

Прежде всего единая ставка отныне составляла 0,3 ЭКЮ за каждый кубический сантиметр. Кто забыл, напомним: ЭКЮ — это условная расчетная единица, использовавшаяся в финансовой системе европейских стран до появления евро. В середине 1990-х 1 доллар США оценивался примерно в 1,12 ЭКЮ. Таким образом, при ввозе автомобиля с 2,0-литровым двигателем надо было заплатить 600 ЭКЮ, или порядка 535$.

Но данный «тариф» действовал только при определенных условиях! Во-первых, растаможить по нему можно было только одну иномарку в течение календарного года. Во-вторых, в течение двух лет с момента таможенного оформления автомобиль не мог отчуждаться или передаваться во владение или пользование другим лицам, за исключением передачи в пользование членам семьи того, кто ввез данное транспортное средство (помните соответствующие отметки в техпаспорте?). В противном случае «растаможку» пересчитывали из расчета 5 ЭКЮ за «кубик» — и тот же 2,0-литровый автомобиль мигом становился дороже на 8920$!

Надо ли говорить, что эти ограничения не останавливали перегонщиков и тех, кто пытался обойти систему? Например, перепродать машину или использовать ее не в личных, а в коммерческих целях. Или, пользуясь п.41, предусматривавшим освобождение от уплаты таможенных платежей за ввезенные в страну автомобили для лиц, непрерывно пребывавших в дальнем зарубежье более шести месяцев, вообще обойтись без растаможки! В итоге вторая половина 1990-х запомнилась обилием махинаций и последовавшими уголовными делами.

«Льготные» 0,35

А 30 марта 1999 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.1999 №339 «Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности».

Начиная с этого момента ставки зафиксированы в евро и зависят от возраста автомобиля и объема двигателя. Впрочем, схема пока достаточно проста: автомобили в возрасте от 3 до 10 лет с двигателями объемом до 2,5 л идут по ставке 0,35 евро за каждый куб.см, все остальные — 0,5 евро за «кубик».

Такой расклад делал более чувствительной для кошелька растаможку старых машин или авто с объемными моторами. Скажем, если раньше таможенная очистка Chrysler Voyager с 3,3-литровой «шестеркой» обходилась в 990 евро, то теперь нужно было 1650 евро. Забегая вперед, скажем, что «льготная» ставка 0,35 евро продержалась аж до 2011 года, но только для определенной категории техники. Для остальных «тарификация» менялась, причем в сторону увеличения.

Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2001 г. №57 «Об утверждении Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» не принес сколь-либо принципиальных изменений, кроме одного: ставка для автомобилей возрастом до трех и старше 10 лет, а также с объемом двигателя более 2,5 л увеличилась с 0,5 до 0,55 евро.

Три года спустя автомобилистов ждал очередной сюрприз. 27 мая 2004 года главой государства был подписан указ №259, утверждающий новую редакцию действующего с 2001 года положения. Данный документ предусматривал, помимо всего прочего, изменение единых ставок таможенных пошлин на транспортные средства, ввозимые физическими лицами.

Растаможка электромобиля в Республике Беларусь

До 1 сентября 2017 года таможенная пошлина на растаможку электромобилей не действует, однако ставка НДС остается в силе. Для физических лиц доплата на надбавленную стоимость на автомобиль до 3 лет с момента выпуска будет составлять 54% от таможенной стоимости электромобиля, а на авто возрастом от 3 до лет – 20%. При стоимости свыше 8,5 тысяч евро ставка НДС составит 48% таможенной стоимости. Для юридических лиц размер выплат несколько иной – 20% от таможенной стоимости вне зависимости от года выпуска и утилизационный сбор в размере 851,4 белорусских рубля за электромобиль младше трех лет и 5,247 белорусских рублей за автомобиль старше трех лет.

Утилизационный сбор для физических лиц при растаможке авто: размеры и условия взимания

Для физического лица при приобретении и растаможке нового электрокара утилизационный сбор составит стандартные 50 евро. Для автомобиля возрастом до трех лет – 495 белорусских рублей, старше трех лет – 742,5 белорусских рубля. Так как таможенный специалист может сверяться со своими каталогами и справочниками, физическим лицам рекомендуется воспользоваться услугой независимой оценки для определения реального возраста автомобиля и размера утилизационного сбора при растаможке.

Отдельно стоит рассмотреть растаможку электромобилей, побывавших в ДТП и имеющих следы повреждений – без соответствующих документов утилизационный сбор и НДС будут оцениваться по возрасту автомобиля, поэтому необходимо пройти независимую экспертизу для выявления реальной таможенной стоимости авто – как правило, она существенно ниже стоимости нового автомобиля, а значит и НДС ощутимо снижается.

Какие документы необходимы для растаможки электромобиля

Для прохождения таможни необходимо иметь при себе:

  • Заявление о таможенной очистке электромобиля на специальном бланке.
  • Заполненную декларацию в двух экземплярах.
  • Договор купли-продажи, заверенный печатью. Если автомобиль не приобретался, а был получен в дар, в обмен или в наследство – необходимо предоставить соответствующие документы, заверенные нотариусом.
  • Чек, инвойс или счет-фактуру, подтверждающую стоимость автомобиля для расчета суммы НДС.
  • Документ, подтверждающий, что автомобиль застрахован.
  • Техпаспорт транспортного средства с заверенной ксерокопией.

Подготовить все необходимые документы, а также решить возникающие при оформлении вопросы вам поможет опытный декларант – с ним растаможка электромобиля пройдет максимально быстро и без проблем! Заказать услуги опытного декларанта вы можете у нас по телефонам, указанным на сайте.

Появилась лазейка обойти растаможку авто? Пошлина на ввоз кузовов упала в разы

Жители Кыргызстана не могут нарадоваться снижению ставок на растаможку автомобилей. Белорусам таких поблажек не дали, но в этом году в Таможенном союзе была отменена заградительная пошлина на ввоз кузовов. Ранее она составляла «15%, но не менее 2907 евро», сейчас приписку про евро убрали — осталось только 15%.

Кузова подержанных автомобилей стало дешевле ввозить в разы. И что это значит?

Для россиян, по сути, ничего не изменилось, так как регистрация замены кузова в ГИБДД запрещена. Но белорусы, кажется, нашли лазейку недорого пригнать автомобиль из Европы. Точнее, его часть. Дело в том, что в белорусской ГАИ можно совершенно легально зарегистрировать замену кузова. Чем, судя по всему, уже начали пользоваться брестчане.

Такие машины в народе называют «конструкторами», схема по их пригону известна еще с 1990-х годов. Обычно ввозятся по частям: агрегаты отдельно, кузов отдельно. Или просто ввозится кузов, а агрегаты ставятся от другой машины. Причем под кузовом понимается не только голый металл, так как ввозить его можно в сборе с салоном, электрооборудованием, дверями и стеклами. Привезли — а что дальше? В России с «конструктором» сейчас ничего не сделаешь, только переваривай номер кузова, что является откровенным криминалом. А в белорусском законодательстве есть возможность легально заменить кузов.

Смотрите так же:  Приказ о медосмотрах на гостайну

Раньше привозить «конструкторы» было невыгодно даже для криминальных манипуляций с VIN-номером, так как действовала заградительная пошлина: сначала в размере минимум 5000 евро, а затем минимум 3000 евро. Поэтому в том же Владивостоке существовала схема с так называемыми «распилами» — это когда машину распиливают, перевозят через границу, а затем сваривают заново. Но сейчас заградительной пошлины не стало, растаможка кузова упала в разы.

«Никаких сложностей в ГАИ нет. У нас в Бресте уже меняли кузов Ford Galaxy 2002 года выпуска, — рассказывает автор объявления о продаже кузова Mercedes C-Сlasse 2005 г.в. из Европы (не зная, что звонят журналисты). — У вас должна быть машина этого же модельного года, такого же типа кузова, цвет не важен. В ГАИ на сверке будут две машины: кузов из Европы и ваша машина. VIN в новом техпаспорте будет от нового кузова, но будет стоять пометка о замене кузова. «Битки» из России не подойдут, говорю сразу, у машины должен быть владелец и белорусская регистрация. Мотор с коробкой от этой машины тоже могу продать — это 750 долларов. С небольшим пробегом, кстати. И машина тоже в очень хорошем состоянии, кожаный салон как новый вовсе. Только праворульный, надо будет переставить рулевую колонку. Кузов пока находится в Европе, через неделю привезем».

Судя по всему, в Бресте какие-то движения в этом направлении уже происходят. На BAMPER.BY это уже второе такое объявление о продаже машины без мотора, коробки и шасси из этого города.

Помимо Mercedes-Benz продается Volkswagen Touran. Автор этого объявления тоже рассказал, что в Бресте кузова Ford Galaxy и Volkswagen T4 уже меняли без проблем. В МРЭО Бреста позже подтвердили эту информацию: кузов можно легально поменять, более того, эту процедуру они уже производили. Кузов того же Volkswagen T4 действительно менялся. Но все это возможно только с разрешения начальника МРЭО.

Нам неизвестно, действительно ли те Ford Galaxy и Volkswagen Touran — «конструкторы» из Европы и пригнаны в обход растаможки авто. Возможно, владельцы просто переставили агрегаты со старого автомобиля на ввезенный кузов из Европы. Этого никто не знает, но факт в том, что кузов действительно можно легально заменить.

Впрочем, давайте разбираться по порядку.

Информация о том, что заградительная пошлина снята, вовсе не новость. Изменения в законодательстве произошли еще в марте, но в белорусском медиапространстве об этом была тишина. Да и в российском новость не вызвала особенного ажиотажа: была статья на drom.ru, на новостном портале Владивостока VL.ru и в других СМИ, а также в соцсетях. Россияне не особенно воодушевились: ввозить кузова стало дешево, а регистрировать их все равно нельзя, потому что замена кузова в ГИБДД запрещена с 2017 года. У россиян лишь появился смысл в замене кузова рамных автомобилей, а также в привозе «конструкторов» для спортивных машин без их регистрации.

Что касается растаможки, то заградительная пошлина на ввоз подержанного кузова автомобиля была введена в 2008 году и установлена «в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 5 тысяч евро за 1 штуку». После вступления России в ВТО в 2012 году нижний предел был снижен до 2907 евро за штуку. Совет Евразийской экономической комиссии Решением от 26 января 2018 года №13 с конца марта 2018 года прекратил действие документа о вводе временной заградительной пошлины на ввоз автомобильных кузовов.

В этом же документе опубликованы новые ставки. Нас интересует позиция 8707 (кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705), а точнее — субпозиция 8707 10 900 0 (прочие) — это и есть кузов автомобиля. Ставка таможенной пошлины на него установлена в размере 15% таможенной стоимость в евро либо в долларах США. Приписки «не менее 2907 евро за 1 шт» уже нет.

«Ставка таможенной пошлины на ввоз кузовов теперь составляет 15 процентов, — рассказывает представитель компании по оказанию таможенных услуг «ТКС-групп». — Кроме того, необходимо оплатить НДС 20 процентов, а также таможенный сбор 120 рублей. То есть если кузов по инвойсу стоит 1000 евро, нужно оплатить 150 евро пошлины, 230 евро НДС, а также 120 рублей таможенного сбора. Итого на растаможку кузова стоимостью 1000 евро необходимо 430 евро. Правда, нужно учитывать, что таможенная стоимость может корректироваться сотрудниками таможни».

Как должен выглядеть кузов? Обращаемся к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). В соответствии с этим документом «кузов может быть полностью укомплектован (то есть со всеми своими конструктивными элементами и принадлежностями, такими как приборные щитки, багажники, сиденья и подушки, коврики, багажные полки и электрооборудование)».

Про двигатель, трансмиссию, шасси и колеса речи не идет, следовательно, при ввозе на кузове их быть не должно. В любом случае машина разобрана не полностью: электрооборудование, двери, стекла и салон демонтировать необязательно.

Далее отправляемся в МРО, чтобы узнать, как поменять кузов в автомобиле.

«Да, кузов легально меняется, но вы лучше уточните этот вопрос у начальника МРО в Ждановичах», — сообщили нам в отделе регистрации на авторынке «Малиновка».

«Замена кузова действительно регистрируется, но последний раз мы такую процедуру проводили много лет назад. Это непросто, но такое возможно с разрешения начальника МРО. На сверку приезжают два кузова. Необходим пакет документов о законности приобретения нового кузова. Цвет не важен — важно, чтобы совпадал модельный год и тип: седан должен меняться на седан, а универсал на универсал. В новом техпаспорте будет стоять пометка о замене кузова и новый VIN-номер. Месяц назад приходил человек, сказал, что снизилась растаможка кузовов, и тоже расспрашивал нас о регистрации замены кузова. Но фактически в этом году подобную регистрацию мы не производили», — рассказали нам в МРО в Ждановичах.

«Кузов можно поменять, такая процедура существует. Да, мы действительно недавно регистрировали замену кузова автомобилей, в том числе на Volkswagen T4»,- ответили нам в МРЭО Бреста на вопрос, действительно ли они производили регистрацию замены кузовов.

Обратимся к правилам регистрации транспортных средств.

Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств:

31. Внесение изменений в регистрационные документы при замене кузова (кабины) осуществляется по разрешению начальника регистрационного подразделения только после осмотра транспортного средства, на котором предполагается замена. В случае, если сведения о предыдущей регистрации в регистрационных подразделениях устанавливаемого кузова (кабины) отсутствуют, необходимо представление документов, выданных таможенными органами Республики Беларусь и подтверждающих нахождение кузова (кабины) в свободном обращении на территории Республики Беларусь. Запрещается внесение изменений в регистрационные документы при замене кузова (кабины) транспортного средства одной модели кузовом (кабиной) другой модели, кроме случаев замены кузовов разных типов в пределах одной модели.

32. Внесение изменений в регистрационные документы при установке двигателей на транспортные средства других моделей разрешается в том случае, если организацией-изготовителем выпускаются (выпускались) транспортные средства в данной комплектации.

33. При внесении изменений в регистрационные документы в случае замены кузова или номерной кузовной детали в новом свидетельстве о регистрации графа «Год выпуска» не заполняется, а в графу «Особые отметки» вносится запись об установленном кузове с указанием года его выпуска.

Как видим из пунктов 31, 32 и 33 Положения, кузов легально можно поменять. Поэтому бизнес по ввозу кузовов из Европы в Беларусь уже начинает развиваться.

Вернемся к объявлениям на BAMPER.BY. Кузов Mercedes-Benz без мотора, коробки передач и подвески стоит 2400 долларов. 2,2-литровый дизельный мотор и коробку передач автор объявления готов продать за 750 долларов. Также нужно владеть таким же автомобилем с битым или ржавым кузовом. Кроме замены ключевых агрегатов необходимо будет произвести работы по перестановке руля, так как машина английская. Сколько такое авто будет стоить в итоге точно — сказать трудно, но примерно порядок цен понятен.

А если ввозить такую машину в целом виде, то растаможка составит 10.560 евро.

При этом среднерыночная стоимость такого автомобиля в Беларуси, по данным нашего сервиса «График цен», составляет 7870 долларов, а минимальная — 7198 долларов.

«Схема не нова, но никто ею не пользовался, потому что стояла заградительная пошлина. Сейчас значительно снизилась растаможка кузовов, поэтому появился смысл в замене старого кузова на кузов в лучшем состоянии из Европы, — рассказывает автор объявления по продаже кузова Volkswagen Touran из Европы. — При этом двигатель на машину можете установить любой. В пределах, разумеется, данной модели. Правда, вам я его не продам. Пока машина стоит на границе. Она будет такая, как на фото, только без задней подвески. Передняя уже снята. По-другому ее не растаможишь. Привезу, если внесете задаток».

Volkswagen Touran продается за 3000 долларов без мотора, коробки передач и подвески. При этом среднерыночная цена такого автомобиля составляет 6860 долларов, а минимальная — 6750 долларов. Выгодна такая процедура по замене кузова или нет — сложно сказать.
Мы съездили в Озерцо и Колядичи, где находятся крупные таможенные склады: вдруг кузова уже начали ввозить? Но пока их там не увидели. Охранники сообщили, что машины без мотора и подвески на лафетах из Европы еще не приезжали.

Смотрите так же:  Адвокат тахир эльчин

Так что пока ждут растаможки только битые американские машины.

Неизвестно, получит ли схема пригона так называемого «легального конструктора» из Европы распространение и как на нее отреагируют государственные органы.

За кадром все еще остается ряд вопросов, да и мероприятие не самое простое. Нужно найти машину в Европе без мотора, коробки передач и шасси. Или снять все это с автомобиля там. Потом растаможить кузов. Надо во владении иметь точно такой же автомобиль здесь. Потом переоформить замену кузова в ГАИ и собрать целую машину. Все это недешево. Какие нюансы при этом выплывут на практике — неизвестно. И брестские Ford Galaxy и Volkswagen T4 с замененными кузовами вживую мы не видели, хотя о них говорят даже в ГАИ.

Станет ли Брест вторым Владивостоком, сказать сложно. Но факт в том, что кузова подержанных автомобилей стало намного дешевле ввозить, чем раньше, а замену кузова в белорусской ГАИ пока еще можно официально зарегистрировать. В то время как в российской ГИБДД уже нельзя.

Транспортный налог

«Транспортный налог», «Налог на авто» – так Беларуси называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Юридически такое положение было оформлено Законом Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013 года. В этой связи в республике появился новый объект обложения госпошлиной. Соответствующие изменения были внесены в статью 249 Налогового кодекса.

Целью нововведения было заявлено финансирование строительства новых и ремонта существующих дорог. 50% суммы от госпошлины поступают в республиканский бюджет, 50% – в местные бюджеты.

Уплата пошлины является обязательным условием выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Физлица уплачивают пошлину через банки или почтовые отделения, организации – в отделениях банков. Индивидуальные предприниматели пользуются ставками для физлиц.

Пошлина за каждое транспортное средство оформляется отдельным платежным документом. Документ, подтверждающий факт оплаты предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр», оформляющим выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Следует помнить, что оплата госпошлины не является платой за прохождение техосмотра, за него придется платить отдельно.

За автомобили проходящие техосмотр раз в два года пошлина уплачивается однократно двойной суммой. Для авто проходящих техосмотр два раза в год – госпошлина уплачивается дважды и в полном объеме.

С 1 января 2015 года размеры госпошлин, для граждан и организаций увеличились на 1-2 базовые величины. Исключением стали легкие авто до 1,5 тонн, прицепы и некоторые грузовики.

С другой стороны для пенсионеров по возрасту, инвалидов первой и второй группы введена льгота в размере 50% от основной ставки.

Также льготами пользуются следующие категории транспорта:

  • предназначенные для передвижения инвалидов;
  • транспортные средства медицинской помощи;
  • транспорт Минобороны, МЧС, МВД, КГБ и Госпогранкомитета;
  • троллейбусы и автобусы общего пользования.

Действующие в настоящий момент ставки можно узнать из таблицы:

В 2015 году, с появлением новых категорий льготников, стали возникать спорные ситуации в тех случаях, когда техосмотр транспортного средства принадлежащего, например, пенсионеру, не имеющему водительского удостоверения, проходил другой водитель.

Из разъяснений представителей УП «Белтехосмотр» удалось выяснить следующее:

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов, документами, необходимыми для подтверждения права на льготу, являются: соответствующее удостоверение пенсионера или инвалида и медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность пенсионера или инвалида к управлению механическим транспортным средством. Т.е. получать водительское удостоверение собственник не обязан, а вот прохождение водительской медкомиссии обязательно.

С наступлением 2016-го года в Беларуси отменяют полтора десятка налоговых льгот. В том числе отменят 50% скидку на транспортный налог для пенсионеров, которая была введена только в прошлом году.

Базовая увеличилась с начала 2018 года до 24,5 рублей. Соответственно, выплата транспортной пошлины для физлиц за легковой автомобиль весом от 1,5 до 2 тонн, составит шесть базовых величин за один год — 147 рублей. При этом, если авто моложе десяти лет, то платить придется сразу за два года — то есть 294 рубля.​

Таможня и автомобили

Все о «растаможке» автомобилей. Такова была тема очередной «Прямой линии», организованной «АБw» 15 марта. Интерес она вызвала огромный: практически два часа редакционные телефоны не умолкали. На вопросы читателей, заданные в том числе и на сайте нашего еженедельника (www.abw.by), отвечали специалисты Государственного таможенного комитета (ГТК) РБ — главный инспектор отдела таможенного оформления и таможенных режимов Екатерина Владимировна ТАРАНОВА и заместитель начальника отдела методологии таможенных платежей Алексей Анатольевич ВАЛИЕВ.

Сегодня мы публикуем ответы на некоторые вопросы. В следующем номере — продолжение темы.

— Не могли бы вы прокомментировать слухи о том, что автомобили в скором времени перестанут растаможиваться на границе, а будет введена практика уплаты таможенных платежей по месту жительства?

Давеча, растаможивая машину в пункте «Каменный Лог», увидел некий документ, который говорит об этом. Вопрос же задаю потому, что документ написан таким языком, что только опытнейший сотрудник ГТК может понять, что там к чему.

— Действительно, в настоящее время рассматривается вопрос о направлении некоторых категорий транспортных средств для производства таможенного оформления во внутренние пункты таможенного оформления.

Целесообразность этого обусловлена, в первую очередь, разгрузкой пограничных ПТО, где на должностное лицо пограничной таможни возлагается ответственность за правильность определения года выпуска и объема двигателя транспортного средства (что напрямую влияет на правильность уплаты таможенных платежей), а также проводится проверка на предмет наличия либо отсутствия данного транспортного средства среди угнанных в базе данных Интерпола.

Для принятия решения должностное лицо таможни вынуждено давать оценку и предъявляемым документам на автотранспортное средство, так как имеющиеся в них сведения также влияют на размер уплачиваемых платежей. Практика показывает, что большинство выявленных подделок выявляются на этапе вторичного контроля. Кроме того, участились факты предъявления поддельных доверенностей, а также неверного заявления лицами, осуществляющими перевозку и предъявление к таможенному оформлению транспортных средств, сведений, необходимых для таможенного оформления, в связи с чем у собственника впоследствии возникает таможенная задолженность и образуется состав административного таможенного правонарушения.

Однако до введения указанной нормы в действие будет подготовлена соответствующая нормативная база, максимально упрощающая прохождение границы.

Причем следует обратить внимание, что таможенное оформление транспортных средств в большинстве стран производится именно во внутренних пунктах таможенного оформления.

— Подскажите, пожалуйста. Имею за границей 4-летнюю машину, которая продается только на запчасти (машина на ходу; на запчасти, потому что документы от нее потеряны и ставить на учет там ее нельзя). Как ее можно завозить к нам, как она будет растаможиваться?

— Прежде всего вам необходимо обратиться в компетентный орган страны предыдущей регистрации транспортного средства с просьбой о выдаче либо копии технического паспорта, либо документа, его заменяющего. Причем указанный документ должен содержать сведения об объеме двигателя автомобиля, моменте выпуска либо дате первой регистрации/дате ввода в эксплуатацию. Если законодательством страны предыдущей регистрации не предусмотрена выдача копии технического паспорта автомобиля или документа, его заменяющего, для целей таможенного оформления должна быть представлена справка об отсутствии транспортного средства в базе данных угнанных или похищенных транспортных средств, выданная компетентным органом Республики Беларусь (ГАИ МВД).

— По каким ставкам растаможиваются запчасти к машинам? В частности, двигатель при ввозе из Польши или Литвы? Спасибо.

— Если запчасти к автомобилям ввозятся в качестве товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, то допускается беспошлинный ввоз, если их стоимость не превышает 1 000 евро, а вес 50 кг. Если стоимость составит от 1 000 до 10 000 евро и/или вес от 50 до 200 кг, необходимо будет уплатить таможенные пошлины и налоги по ставке 30% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг, в случае превышения указанных норм — 50% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

Если запчасти будут ввозиться в адрес юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, то размер платежей будет зависеть от кода товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

— Я хочу купить мотоцикл Yamaha 87 года, объем 650 куб.см за 300 евро. Подскажите, растаможиваться он будет по ставке 2 евро за «кубик», как и автомобиль старше 14 лет, или дешевле?

— В соответствии с Положением о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РБ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 05.02.2001 г. N57, к автотранспортным средствам, ввозимым с уплатой таможенных пошлин и налогов по единой ставке, относятся и мотоциклы. Таким образом, ставка в отношении Вашего мотоцикла будет составлять 2 евро за куб.см объема двигателя.

— Зачем на многих таможнях сейчас появились переводчики (их услуги стоят недешево, порядка 25 тысяч рублей)? Цифры в техпаспортах и другие данные понятны и без перевода. Техпаспорта остались прежними.

— В Беларуси два государственных языка — русский и белорусский. Соответственно, для целей таможенного оформления должностному лицу должны быть представлены документы на одном из указанных языков. В случае представления документов на иных языках должностные лица таможенных органов вправе потребовать их перевод.

— Если я хочу ввезти раритетный автомобиль 1975 г.в., я должен заплатить 2 евро за кубик. Но я ввожу не хлам, а редкий эксклюзивный вариант, который будет находиться уже не в Америке, а в нашей стране. Кто придумал эту ставку?

Смотрите так же:  Приказ о возмещении убытков образец

— Законодательством установлена единая ставка таможенных пошлин и налогов для всех автомобилей старше 14 лет — 2 евро. Исключений не предусмотрено.

— Почему так затянуто оформление на границе грузовых автомобилей? Очереди — на сутки. Пограничники дают листики, где время заезда, допустим, 12.00. В электронной базе данных это время не регистрируется. Между тем ты можешь простоять сутки, а таможенник проставит время 12.45. Получается, что простоял всего 45 минут. Есть ли вообще нормативы на оформление автомобилей, почему они не соблюдаются?

— В соответствии с таможенным законодательством время на осуществление пограничного и таможенного контроля не должно превышать в отношении грузовых автомобильных транспортных средств 40 минут. При необходимости допускается превышение указанного времени для проведения проверки лица, транспортного средства и перевозимых товаров. При этом транспортное средство должно размещаться в специально установленном месте.

Возможно, продолжительное пребывание в пункте пропуска было связано с отсутствием у вас каких-либо необходимых для таможенных целей документов.

— У меня такая ситуация. Стукнули мою машину, нужно кузов весь переваривать. Хочу взять в Литве такое же авто с более-менее целым кузовом и пустить его на запчасти. Как можно его привезти не растаможивая? Возможно ли так сделать, что литовец, на которого авто оформлено, сам перевезет его на лафете через границу по временному ввозу и оставит мне, а уедет уже без автомобиля? Никаких договоров мы заключать не будем, так как я авто регистрировать не буду.

— Невывоз временно ввезенного транспортного средства за пределы таможенной территории РБ образует состав административного таможенного правонарушения и влечет возникновение таможенной задолженности.

Легальным выходом из данной ситуации является приобретение кузова и ввоз его на территорию Беларуси с уплатой таможенных пошлин и налогов по ставке 500 евро за 1 шт. Причем, обращаем ваше внимание, что кузовом является такой кузов, в который не входят двигатель, коробка передач, тормозная система, шасси, элементы рулевого управления транспортного средства.

Ввозимый товар будет рассматриваться как кузов только при одновременном отсутствии вышеуказанных элементов транспортного средства. Если же будет присутствовать хоть один из данных элементов, такой товар будет классифицироваться как транспортное средство и ставки таможенных пошлин и налогов будут применяться как к транспортному средству.

— Подскажите, как растаможивать авто, которое придет контейнером в Санкт-Петербург. Можно ли его сначала пригнать в Минск, а потом растаможивать?

— Указанный автомобиль до момента его таможенного оформления находится под таможенным контролем. Таким образом, российскими таможенными органами будет оформлен документ контроля за доставкой, причем условием помещения автомобиля под данную процедуру является внесение обеспечения уплаты таможенных платежей по ставкам, установленным в Российской Федерации. При таможенном оформлении автомобиля на территории Республики Беларусь необходимо будет уплатить таможенные платежи по ставкам, предусмотренным законодательством Беларуси.

— Такой вопрос. Норма провоза вещей через границу — 50 кг. Я вез 4 колеса и кое-какие вещи, думал, вес всего этого до 50 кг и не заявлял на границе. Вышел таможенник, бросил все на весы — 52 кг. Ладно, в этом случае все обошлось, а ведь могли и возбудить дело (все зависит от подхода таможенника), что я не предоставил вещи для таможенного оформления, и оштрафовать до 500 базовых величин плюс «растаможка», как было у моего друга. Где я могу вообще проверить вес ввозимого имущества?

— При пересечении границы лицо обязано заявлять достоверные сведения о перемещаемых товарах. Пункты пропуска оборудованы весами. Таким образом, вы всегда можете проверить вес перемещаемого личного имущества. Кроме того, если вы сомневаетесь, подлежат ли перемещаемые товары обязательному письменному декларированию, следует выбирать «красный» канал.

— Пожелание: не могла ли бы таможня пойти навстречу народу и выпустить какие-либо брошюры о нюансах провоза вещей через границу, растаможки автомобиля. Ведь для обывателя здесь много неясного.

Эксперты: автомобилей из РФ в Беларусь станут ввозить еще меньше

МИНСК, 18 окт — Sputnik. Белорусы в 2018 году будут ввозить в страну из России еще меньше новых легковых автомобилей, чем в нынешнем, считают белорусские эксперты автомобильного рынка.

По их мнению, это будет обусловлено теми новациями, которые начнут действовать в РФ с 2018 года. Повышение утилизационного сбора, обязательства производителей по полной утилизации авто, рост ставок акцизов на новые автомобили и другие нововведения приведут к росту цен на легковые автомобили российской сборки.

«С 2018 года в России автомобили подорожают, поскольку в бюджет заложено несколько новых сборов с автомобилистов, а также предусмотрено повышение утилизационного сбора», — отметили собеседники Sputnik.

Они напомнили, что производители — как в Беларуси, так и в РФ — закладывают утилизационный сбор в конечную стоимость автомобиля. Сегодня минимальный сбор за одно легковое авто в РФ составляет 20 тысяч российских рублей, однако в реальности он выше более чем в два раза.

С января утилизационный сбор вырастет

Согласно обсуждаемому в открытых источниках проекту федерального бюджета РФ, с 2018 года утилизационный сбор вырастет на 15%.

«И хотя российским производителям авто государство будет частично компенсировать эти затраты, конечная цена на автомобили российской сборки все равно вырастет. Кроме того, уже с 2018 года Минпромторг РФ рассчитывает ввести обязательства по полной утилизации продукции для производителей ряда товаров, в том числе и автомобильных шин», — отметили эксперты.

По их словам, утилизационный сбор на шины, по всей вероятности, будет включен производителями в конечную цену машины, что опять же повысит ее стоимость.

Кроме того, эксперты указали и на планы Минфина РФ повысить акцизы на наиболее мощные легковые автомобили.

На сегодняшний день в РФ действует шкала, по которой мощными считаются автомобили с двигателями от 150 л. с. Минфин предлагает эти категории пересмотреть.

«Минфин предложил четыре новые категории: 200-300, 300-400, 400-500 и свыше 500 лошадиных сил. Размер акцизов для них, соответственно, 897, 925, 965 и 1084 рубля. Получается, что разница в цене популярного внедорожника Toyota Land Cruiser 200 с двигателем 4,6 л (309 л. с.) сегодня и в 2018 году — только за счет роста этого — составит 156 тысяч рублей. А для спорткара с мотором в 500 «лошадок» новый сбор составит уже порядка 0,5 миллиона рублей», — отмечает, в свою очередь, Forbes.

Россия — основной источник импорта

В минувшем году Россия оставалась для белорусских автолюбителей основным рынком, с которого в республику ввозились новые автомобили.

Так, по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), за 2016 год на долю РФ пришлось 84% импорта новых авто.

При этом в БАА отметили, что российское направление импорта постепенно сокращается: для сравнения, в 2015 году из РФ ввозилось 97% всех автомобилей.

«Медленное восстановление импорта из-за пределов Таможенного союза является следствием существенного подорожания автомобилей в России и укрепления курса российского рубля. Эта тенденция будет характерна для авторынка и в дальнейшем, если не произойдет существенного ослабления курса российской валюты», — отмечал член правления БАА Сергей Варивода в своем блоге весной этого года.

По его данным, продажи новых машин, как дилерские, так и по каналам непосредственного ввоза из России, хотя и упали примерно на 23% по итогам первого квартала, но выглядели вполне прилично на фоне спада ввоза подержанных авто.

Варивода также отмечает, что неорганизованный ввоз гражданами новых легковых автомобилей (в основном из России) вернулся на докризисный уровень и не превышает 10% в среднем по рынку.

Снижение цен и рост дилерских продаж в Беларуси

По данным Белстата, в январе текущего года средняя цена ввозимого авто выросла почти на четверть в сравнении с январем 2016 года и составила немногим более 12 тысяч долларов.

Однако уже летом тренд на медленное, с оглядкой на спрос, но постоянное повышение цен, похоже, иссяк. По сообщению российского аналитического агентства «Автостат» с конца мая более десятка автопроизводителей, включая Geely, переписали ценники в сторону понижения.

«Вся эта российская история прямиком перемещается на белорусский рынок, который уже потерял свою суверенность и в условиях Евразийского союза стал, по сути, одним из региональных рынков восточного соседа. Впрочем, в целом по рынку дисбаланс цен в Беларуси и России уже не является существенной проблемой, что привело к падению доли неорганизованного ввоза из автосалонов соседней страны ниже 10% всего рынка новых легковых автомобилей», — отметил Варивода.

Он также констатировал, что сегодня в Беларуси дилерские продажи растут неравномерно, и в основном рост основан на тех финансовых продуктах, которые предлагают покупателям автосалоны. Если в 2016 году самым востребованным продуктом был лизинг, то уже в первом квартале 2017 года тренд стали задавать банковские кредиты.

Опрошенные Sputnik эксперты обратили внимание на банковскую статистику, которая по итогам полугодия и по предварительным данным января-сентября фиксировала бурный рост потребительского кредитования. Этому способствовало как снижение ставки рефинансирования, так и избыток рублевой ликвидности в банках.

Очевидно, что значительная часть таких кредитов была взята гражданами под покупку автомобилей.

Поэтому, полагают эксперты, анонсированные российскими властями нововведения на автомобильном рынке сделают покупку авто в РФ для белорусских автолюбителей еще менее привлекательной.

«Граждане будут стремиться воспользоваться финансовыми схемами белорусских банков и все больше внимания начнут обращать на автомобили белорусской сборки, тем более, что рынку сейчас есть что предложить», — резюмировали эксперты.