Акт ревизии требования

Акт ревизии. Требования, предъявляемые к акту ревизии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

выявленные факты нарушений законов Украины, нормативных актов министерств и ведомств;

факты неправильного планирования производственных и финансовых показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного расходования средств и другие нарушения финансовой дисциплины;

факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

выявленные факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений, с указанием фамилий и должностей лиц, по вине которых они были допущены;

вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости, увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управления, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения доходов бюджета.

Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

В случае, когда по результатам ревизии возникает необходимость использовать хорошие образцы работы и распространять их в других предприятиях и хозяйственных организациях, руководитель ревизионной группы отдельно докладывает об этом руководителю, назначившему ревизию.

При составлении акта комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и производственных объединений рекомендуется следующая последовательность изложения результатов ревизии:

вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого предприятия, состав ревизионной группы, на основании какого документа проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности предприятия подвергнуты сплошной проверке и какие — выборочной и др.); производство и реализация продукции; использование и сохранность основных фондов; использование трудовых ресурсов и фондов заработной платы; использование и сохранность материальных ценностей; кассовые, расчетные и кредитные операции; затраты на производство и себестоимость продукции; прибыль, фонды, резервы и финансовое состояние; капитальные вложения;

состояние бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля.

Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизионной группы руководителем контрольно — ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается отметка на последней странице акта ревизии: “Акт ревизии принят”; указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт ревизии.

Принятие мер к устранению выявленных ревизией нарушений государственной дисциплины и недостатков

Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются общественные организации ревизуемого предприятия. В необходимых случаях результаты ревизии вносятся на обсуждение производственных совещаний или собраний рабочих и служащих.

Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушений. государственной дисциплины, принятие мер к возмещению причин нанесенного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его финансово — хозяйственной деятельности.

Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть результаты ревизии и принять по ним необходимые меры.

Ревизия — основной метод. Под ревизией понимается наиболее глубокое и обширное исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки законности, правильности и целесообразности. Ревизии вправе проводить разные контролирующие финансовые органы. Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми (когда проводятся по прямому указанию компетентных органов, напр., органов прокуратуры), комплексные (проводятся совместно несколькими контролирующими органами).

По объекту проверки, ревизии делятся на документальные и фактические, полные и выборочные. Срок проведения ревизии — общее правило 30-ть дней. Результаты ревизии всегда оформляются актом, он имеет юридическое значение, т.к. подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. По акту ревизии могут быть поданы возражения от имени проверяемого, проверяющие должны ответить на возражения (принять, не принять, не принять частично). Акты являются основанием для исправления выявленных финансовых нарушений. Меры реагирования по результатам ревизии могут быть различны:

Вернуться назад на Ревизия

Акт ревизии — письменный документ составляемый контролируемыми органами по результатам проведения проверки деятельности подконтрольных структур.

Этот документ необходим для контроля за деятельностью лиц, имеющих право распоряжаться материальными ценностями (ценными бумагами, бланками строгой отчетности, денежными средствами, иного имущества).

Условия осуществления проверки

Как правило, ревизия проводится комиссионно, в присутствии лица, ответственного за хранение или использование проверяемых материальных объектов. В исключительных случаях допускается проведение ревизионной проверки без лица, которому вверены материальные ценности.

Проведение проверки санкционируется должностным лицом, в рамках полномочий которых находится данный вопрос. Состав комиссии закрепляется приказом, в некоторых случаях, полномочия члена комиссии могут быть подтверждены выданной доверенностью.

Законодательством нашей страны не установлен единый вид акта, по этому, участвующие в проверке лица вправе составлять документ в произвольной форме.

Тем не менее любой такой составленный документ, а также бланк акта ревизии, скаченный из Интернета должен содержать следующие данные:

1. Дата, время и место проведения.
2. Основания проведения проверки.
3. Состав ревизионной комиссии.
4. Указываются иные лица, присутствующие при ревизии.
5. Полномочия ревизионной комиссии, их права и обязанности, а также пределы осуществления проверки.
6. Результаты проверки и выявленные нарушения, недостача.
7. Подписи участвующих в проверке лиц.

Правила осуществления проверки

Проверка должна проводиться лицами, имеющими соответствующий опыт в такой работе. По итогам составляется акт ревизии, пример которого размещен на данной странице. Если ревизионная проверка длится более одного дня, то, при окончании рабочего дня, необходимо обеспечить сохранность результатов проверки, чтобы нельзя было внести изменения и дополнения, которые исказят результаты проверки.

В рамках ревизии, проверяемыми сотрудниками могут даваться пояснения по обнаруживаемым фактам. Письменные объяснительные записки приобщаются к материалам проверки и ссылка на них указывается в ревизионном акте.

Формы документов, которые содержатся в альбомах унифицированных бланков Госкомстата РФ, перестали быть обязательными к применению. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ позволил предприятиям утверждать собственные формы бланков.

При составлении некоторых актов, к примеру актов инвентаризации (наличных денежных средств в кассе, материальных запасов и другого имущества организации, ее кредиторской и дебиторской задолженности), должны быть соблюдены обязательные требования и присутствовать необходимые реквизиты. В таком случае можно воспользоваться готовыми бланками из альбомов Госкомстата РФ или разработать собственные формы. Например, форма акта инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15 (по ОКУД 0317013) утверждена постановлением Госкомстата РФ№ 88.

Если определенных требований нет, акт ревизии можно составить в произвольной форме. Но и при этом следует руководствоваться принятыми правилами. Это необходимо для того, чтобы готовый акт ревизии имел юридическую силу.

Общие требования к составлению акта ревизии

Составление акта ревизии начинается с указания причины его оформления. Например, основанием для составления акта является приказ директора ООО «Загадка» «О проведении ежегодной инвентаризации» № 245.

Каждый акт, независимо от его формы, подписывается членами комиссии, которая назначается приказом руководителя проверяющей организации. Она может быть назначена как 1 раз, так и на постоянной основе. При подписании акта ревизии членами комиссии проставляются их должности, фамилии, инициалы в алфавитном порядке. Председателя комиссии обычно выделяют и указывают на 1-м месте. Если 1 из членов комиссии не согласен с выводами, изложенными в акте ревизии, подписать документ ему все-таки придется. Свои замечания он должен изложить в письменной форме в виде приложения к акту.

Если предусмотрена унифицированная форма акта ревизии и предприятие ее применяет, акт оформляется в соответствии с установленными требованиями. Следует также обратить внимание на заполнение обязательных реквизитов. Текст акта ревизии, составленного в свободной форме, можно разбивать на абзацы, выделять ключевые моменты. Результаты сравнения данных, например текущего года с предыдущим, лучше оформить в виде таблиц. Это позволит обеспечить легкое восприятие информации, содержащейся в акте ревизии, и продемонстрирует наглядность результатов проведенной работы.

Составлению актов инвентаризации обычно предшествуют инвентаризационные работы и оформление описей. Сроки проведения инвентаризации указываются в акте. Также необходимо ознакомить всех заинтересованных лиц, например, материально-ответственных, с результатами и выводами ревизионной комиссии. Они должны проставить отметку: «С актом ознакомлен» с личной подписью.

Смотрите так же:  Срок действия доверенности выданной в порядке передоверия не может превышать срока

Некоторые виды актов ревизии требуют грифа руководителя «Утверждаю» и его подписи на 1-й странице. Акт ревизии составляется в нескольких экземплярах, необходимых для всех пользователей и заинтересованных лиц.

Инвентаризация
Учет готовой продукции и её реализации
Учет денежных средств
Первичное наблюдение, документация. Учётные регистры, инвентаризация

Назад | | Вверх

Требования, предъявляемые к акту ревизии. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

− наименование темы ревизии;

− дату и место составления акта ревизии;

− кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удо­стоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

− проверяемый период и сроки проведения ревизии;

− полное наименование и реквизиты организации, идентификаци­онный номер налогоплательщика (ИНН);

− ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

− сведения об учредителях;

− основные цели и виды деятельности организации;

− имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдель­ных видов деятельности;

− перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;

− кто в проверяемый период имел право первой подписи в органи­зации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

− кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в ор­ганизации за прошедший период по устранению выявленных ею не­достатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необхо­димую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Материалы ревизии предоставляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания егов ревизуемой организации.

2. Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии

какого-либо участка деятельности ревизуемого предприятия. Эти акты

подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии

данного участка деятельности предприятия, и должностными лицами,

отвечающими за этот участок работы. Основной акт для оформления всей

ревизии и служит основанием для принятия решения => должны включать лишь

всесторонне провер. и документально обоснов. факты. По кажд. факту, отраж.

в акте должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение,

нельзя отражать факты, основ. на заявлении отд. лиц и не подтвержденные

документально. Акт должен быть представлен руководителю и главбуху на

прочтение, ознакомление. Разногласия указ-ся в записке – приложении к акту.

Обобщенные данные промежуточных актов отражаются в основном актеревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основномуакту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии. Восновной акт ревизии включаются всесторонне проверенные и документальнообоснованные факты.

1. Внутренний финансовый контроль – составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроляследует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

1) помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

2) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

3) контроль сохранности собственности организации;

4) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

5) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

6) повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

1) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

4) контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

5) контроль над формированием финансовых результатов;

6) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

7) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

8) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

9) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

10) анализ деятельности предприятия;

11) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

12) контроль надежности информации, представляемой системе управления;

13) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

2. Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов (ст.34 бюд кодекс))продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный соц-экономический эффект). Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts), аудит представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов». Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора. Таким образом, основными функциями аудита эффективности являются:

1. контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов),

2. аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов)

3. синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

К достоинствам аудита эффективности относят:

1. расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;

2. комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;

3. создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;

4. предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;

5. обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;

6. воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ АКТА КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ

По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной). Во вступи­тельной части отражается следующая информация: наименование документа, место и дата его составления; основание назначения ревизии, дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт реви­зии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов ука­зывается их период); ревизуемый период; должности и фамилии работников ревизуемой организации, обязанных в соответствии с нормативными и инструктивными материалами, регулирующими вопросы контрольно-ревизионной работы, подписывать акт реви­зии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; наименование и местонахождение ревизуемой организации; наличие книги учета проверок (ревизий); кем и когда были проведе­ны предыдущие ревизии (проверки), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким спосо­бом (сплошной или выборочный) и за какой период проверены. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизо­ра, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте ревизии выявленные нарушения.

Затем приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, по организационной структуре и видах деятельности.

Результативная часть акта ревизии представляет собой систе­матизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности ревизуемой организации или предпри­ятия. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наи­менованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии. Построение исследовательской части акта ревизии строго не рег­ламентировано. Результаты ревизии в ней должны быть изложены таким образом, чтобы по каждому отраженному факту можно бы­ло определенно ответить на следующие вопросы:

Смотрите так же:  Приказ 422 мчс россии

— каким способом (причины, условия) произведено нарушение и чем оно вызвано?

В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нем должна быть соблюдена объективность, яс­ность и точность изложения установленных фактов.

В исследовательской части акта ревизии должны быть указаны:

— место, время и характер совершенного экономического пра­вонарушения, акты законодательства, требования которых нару­шены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения;

— факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

— факты сокрытия или несвоевременного перечисления при­читающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля;

— установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, по­ставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим деби­торам;

— размер причиненного ущерба и другие последствия выявлен­ных нарушений;

— должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соот­ветствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли наруше­ния в деятельности ревизуемой организации;

— иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о дея­тельности ревизуемой организаций. При проведении ревизии чле­ны ревизионной группы обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Ре­зультаты ревизии должны излагаться в акте на основе:

— проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у ревизуемых организаций документов и материалов или получен­ных в результате использования приемов документального кон­троля;

— фактических проверок действительности совершенных опе­раций;

— итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей;

— проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;

-данных проверки качества продукции, соблюдения техниче­ских условий и технологических режимов производства, соответ­ствия продукции республиканским стандартам и стандартам предприятия, а также других данных, вытекающих из заключе­ний специалистов или экспертов, привлекаемых к проведению ревизии.

Основными формамиреализации результатов ревизии являются:

— устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

— обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

— передача материалов ревизии правоохранительным органам;

— рассмотрение результатов ревизии в ревизующей организации.

На основании материалов, содержащихся в акте ревизии, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии должны быть обязательно рассмотрены как в ревизуемой, так и в ревизующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы ревизующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии, обязан рассмотреть материалы ревизии не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта. Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как обревизованной, так и вышестоящей организации. Проекты приказов могут быть развернутые, с рекомендациями по результатам ревизии, и краткие, с перечнем основных нарушений Организационные выводы о ра6оте ревизуемой организации, привлечение к дисциплинарной ответственности ее руководителей отражаются в приказе контролирующей организации. Содержание приказов должно быть четким, логичным, понятным и состоять из двух частей: констатирующей и приказной. Первая основывается на выводах ревизующих (содержании исследовательской части акта ревизии), вторая — исходит из констатирующей части.

В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решений по результатам ревизии:

1.путем представления должностными лицами ревизуемой организации в письменной форме отчетов о проделанной работе по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

2.путем получения информации с помощью технических средств связи;

3.вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о принятых мерах по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

4.закрепление должностных лиц, специалистов ревизующей организации для наблюдения за ходом реализации принятых по материалам ревизии решений в ревизуемой организации;

5.проведение тематических проверок;

6.проверка в период проведения последующей плановой ревизии.

Тема 1.3 Понятие, значение и содержание аудита.

  1. Понятие и сущность аудита. Основные цели и задачи аудита
  2. Классификация аудита
  3. Организация аудита в Республике Беларусь
  4. Государственное регулирование аудиторской деятельности
  5. Права, обязанности, ответственность аудиторов
  6. Этапы аудита

Слово «аудит» происходит от латинского аудио — слышит, слушающий.

Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается «. предпринимательская деятельность по проведению аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. аудиторскими организациями независимой внешней аудиторской проверки бухгалтерской Отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей.. в целях оценки достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь».

Основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т. е. полноты, достоверности и точности отражения в отчетности показателей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состояния расчетов и финансовых результатов за определенный период, проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь; установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь; получение аудиторских доказательств, позволяющих аудитору выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения определенных целей в процессе осуществления го аудита решаются следующие задачи: — устанавливаются правильность составления баланса и других форм отчетности, достоверность пояснительной записки;

— определяется, все ли активы и пассивы отражены в отчетности; все ли документы использованы при ее составлении; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

-— проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

—проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

— проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетно-платежной дисциплины, изменению структуры производства и ассортимента выпускаемой продукции; консультирование работников аппарата управления, должностных лиц и специалистов предприятия по вопросам организации и управления производством, права, анализу хозяйственной деятельности и другим актуальным вопросам и проблемам;

2.

С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько его видов в зависимости от:

субъекта— внутренний и внешний;

порядка назначения — обязательный и инициативный;

объекта — общий, банковский и страховой;

организационного признака — первоначальный и согласованный

направления проверки — аудит финансовой отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям

Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами организации или специалистам и соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. В основном содержание внутреннего аудита отчасти соответствует внутрихозяйственному контролю.

Внешний аудит это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимым и аудиторами или аудиторским и организациями на основании договоров. Этот вид аудита требует наличия установленной лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Отличительной чертой внешнего аудита является то, что в его профессиональную деятельность при проведении проверок не имеют права вмешиваться органы государственного управления, а также предприятия заказчики аудита и иные лица.

Инициативный аудит — это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуального предпринимателя, или по требованию его учредителей. Отличительной чертой этого вида аудита является то, что затраты, связанные с его проведением, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования, инициировавшего аудиторскую проверку. Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения.

Смотрите так же:  Увольнение по сокращению инвалида

Обязательный аудит это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. предусмотрено, что обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся открытыми акционерными обществами, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, страховых организаций, а также страховых брокеров; иных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Общий аудит проводятся у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно—правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций.

Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой — в страховых и перестраховочных организациях.

Общий аудит проводят аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Банковский аудит проводят аудиторы, которые дополнительно должны иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь, а аудиторская организация — соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, при этом в штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов, в том числе и руководитель организации, дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоемкость проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Результаты длительного сотрудничества с клиентом дают возможность проверяющим легко ориентироваться в специфике деятельности контролируемого субъекта хозяйствования, его положительных и отрицательных сторонах в организации бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности с последующей выдачей аудиторского заключения специальной формы.

Специальный аудит — это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т. д. Как правило, вопросы проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки.

Аудит на соответствие требованиям это аудит, в процессе которого осуществляется проверка хозяйственных процессов и финансовых операций на предмет их соответствия установленным актам законодательства и инструктивным материалам, а также соблюдения процедур и правил, которые предписаны должностным лицам.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется с помощью нормативных правовых актов по следующим направлениям:

— общие вопросы организации аудиторской деятельности в РБ

— аттестация и повышение квалификации аудиторов

— лицензирование аудиторских организаций и аудиторов

Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Республики Беларусь. Аудиторская деятельность может осуществляться и аудиторскими организациями. Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы аудита в Республике Беларусь, штат аудиторской фирмы должен состоять не менее чем из трех аудиторов. Руководителем аудиторской фирмы может быть любое физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством. Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Аттестация аудиторов осуществляется в соответствии с положением об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Квалификационный аттестат аудитора выдается по форме, утверждаемой Минфином без ограничения срока его действия.

Квалификационный аттестат аннулируется, если он получен с использованием подложных документов, систематическом нарушении аудитором требований, установленных законодательством, одноразовом грубом нарушении порядка осуществления аудиторской деятельности, установлении факта подписания ложного аудиторского заключения.

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с положением о лицензировании. Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории РБ.

Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности — включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерством финансов о выдаче лицензии.

Органом управления, регулирующим аудиторскую деятельность на территории РБ, является управление аудита Министерства финансов РБ.

Его основными задачами являются:

— обеспечение государственного регулирования деятельности аудиторских организаций и аудиторов

— разработка главных направлений развития аудита в РБ

— разработка единой методологической основы

Для успешного решения поставленных задач управление аудита выполняет следующие функции:

— осуществление методологического руководства аудиторскими организациями и аудиторами

— ведение учета аудиторских организаций и аудиторов-

— разработка положений и инструкций, регламентирующих деятельность аудиторских организаций и аудиторов

— разработка квалификационных требований к аудиторам и порядка занятия аудиторской деятельностью

— организация проведения экзаменов у аудиторов, аттестации аудиторских организаций и аудиторов, выдачи им лицензий

— решение вопросов, связанных с лишением аудиторов лицензий

— организация контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов

Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций определены Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Основной обязанностью аудитора и аудиторских организаций является качественное своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с субъектами хозяйствования. При выполнении своих функций аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

§ выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности;

§ вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

• сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования вследствие того, что они являются учредителями, собственниками, акционерами проверяемого субъекта хозяйствования или состоят с заказчиками в близком родстве или свойстве;

• обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;

• гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных, результатов проверки и финансового состояния заказчика;

• не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информации

• сообщать собственникам в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства, в результате которых предприятие или государство понесли либо могут понести ущерб;

§ передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

Для успешного выполнения своих обязанностей аудиторы и аудиторские фирмы наделены следующими правами:

• самостоятельно определять формы и методы проверки

• проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, необходимые для проведения аудита

§ получать у должностных лиц разъяснения в устной или письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проверки

• отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации.

Аудиторы и аудиторские организации несут ответственность за нарушения требований действующего законодательства при осуществлении аудиторской деятельности, за составление заведомо ложного аудиторского заключения

В экономической литературе выделяют несколько этапов аудита, основными из которых являются: подготовка к проведению аудита; планирование аудита; проведение собственно проверки; составление аудиторского заключения.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 49 ; Нарушение авторских прав