Сенокосов александр иванович наглядные пособия

Александр Иванович Сенокосов

Сенокосов Александр Иванович – один из первых преподавателей информатики и информационных технологий в школах Екатеринбурга (тогда еще Свердловска).

Свою учительскую карьеру начал в 1986 году в школе №35 Кировского района, будучи еще сотрудником Вычислительного Центра одного из оборонных предприятий.

В то время еще не существовало учебников по информатике и ИКТ, и А.И.Сенокосов как самостоятельно, так и в соавторстве с А.Г.Гейном на протяжении ряда лет пишет несколько учебников по информатике, изданных в издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Сократ», «У-Фактория». В их числе – уникальный учебник для 8-9 классов с углубленным изучением информатики. Учебники А.И.Сенокосова и сегодня входят в Федеральный перечень, рекомендованный для обучения информатике учащихся 8-11 классов российских школ. Тогда же были созданы компьютерные «наглядные пособия»: исполнители «Паркетчик» и «Малютка», позволяющие наглядно освоить принципы работы любого процессора и понять основы процедурно-ориентированного программирования.

Под непосредственным руководством А.И.Сенокосова на базе гимназии №104 в 1995 году была создана одна из первых в России система мультимедийных кабинетов на основе телевизоров и компьютеров, соединенных в локальную общешкольную сеть.

С 2002 по 2012 годя А.И.Сенокосов являлся членом редакционной коллегии Всероссийского журнала «Информатика» – главного методического центра для учителей всей страны. Как автор А.И.Сенокосов опубликовал несколько десятков статей в этом журнале, многие из которых стали темами номера.

В 2008-2011 годах А.И.Сенокосов состоял в жюри Всероссийской олимпиады по информатике.

Александр Иванович неоднократно участвовал во Всероссийских и международных конференциях, посвященных как проблемам преподавания информатики, так и компьютеризации процесса обучения.

Среди учеников Александра Ивановича Сенокосова – многочисленные победители и призеры конкурсов и олимпиад по информатике и ИКТ.

Ваш методический фонд

Список брошюр – приложений к нашим газетам за 2005–2006 годы *

Физико-математический блок

Математика

Аверьянов Д. С чего начать углубленное изучение геометрии в 8 классе / Дмитрий Иванович Аверьянов ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 4(10)).

В брошюре представлен авторский взгляд на преподавание геометрии в 8–9-х классах средней школы. Материалы предназначены учителям математики, работающим в классах физико-математического уровня.

Голубев В. Эффективные методы решения задач по теме «Абсолютная величина» / Виктор Иванович Голубев ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3(9)).

Брошюра предназначена для учителей математики, учащихся старших классов, а также абитуриентов и представляет собой пособие по одной из самых трудных тем школьной математики – «Абсолютная величина». Идеи и методы, изложенные в брошюре, практически не представлены в «абитуриентской» литературе.

Дудницын Ю. Алгебра: Карточки с заданиями для 7 класса / Юрий Дудницын, Валерий Кронгауз ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 2).

В брошюре приведены карточки с заданиями различных уровней сложности, что поможет учителю дифференцированно подходить к школьникам на уроках. Карточки составлены по основным темам курса 7-го класса в соответствии с действующей программой.

Ивашев-Мусатов О. Математический анализ? Это очень просто! / Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 1(7)).

Брошюра предназначена для учителей математики. Идея автора – изложить основные понятия математического анализа в доступной форме с опорой на наглядность.

Изместьева Р. Рубежный контроль по математике: 5–9 классы / Раиса Жаматдиновна Изместьева ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 2(8)).

Материалы брошюры подготовлены учителем высшей категории на основе многолетнего педагогического опыта. Пособие соответствует действующей программе по математике для основной школы.

Канин Е. Начала в изучении функций / Евгений Канин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 5).

Брошюра содержит начальные сведения о функциях. Она поможет освоить методы построения и чтения графиков функций, окажет помощь начинающему учителю, учащимся основной школы и старшеклассникам при подготовке к экзаменам.

Лисичкин В. Исследование функций с помощью производной / Виктор Лисичкин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 3).

Данная брошюра написана в соответствии с действующей школьной программой.Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, а также при подготовке к выпускному экзамену в традиционной форме, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы. Краткие теоретические сведения сопровождаются подробными решениями задач. Упражнения для самостоятельного решения снабжены ответами или указаниями к решению.

Смирнов В. Комбинаторные задачи по геометрии / Владимир Алексеевич Смирнов, Ирина Михайловна Смирнова ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 5(11)).

В брошюре собраны комбинаторные задачи по геометрии, предназначенные для учащихся с 7-го по 11-й класс, направленные на формирование комбинаторных представлений и развитие комбинаторного мышления школьников.

Фарков А. В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам / Александр Викторович Фарков ; общ. ред. серии: Л. О. Рослова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 6(12)).

Наиболее массовой формой работы с учащимися, проявляющими интерес к математике, является математическая олимпиада. Можно и нужно ли учителю готовить учащихся к олимпиаде на уроке? Чем интересны и полезны олимпиадные задачи в плане интеллектуального развития? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в данной брошюре.

Феоктистов И. Геометрия до Евклида в очерках и задачах / Илья Феоктистов ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 6).

Брошюра адресована учителю математики и предназначена для подготовки к урокам и проведения внеклассных мероприятий.

Чулков П. Тринадцать турниров Архимеда / Павел Чулков ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 4).

Турнир Архимеда – математическая олимпиада, которая проводится с 1992 года группой учителей и преподавателей вузов Москвы. В брошюре приведены 72 задачи, которые предлагались на Турнирах Архимеда. Все задачи приводятся с решениями или с указаниями к решению.

Шабунин М. Уравнения. Лекции для старше­классников и абитуриентов / Михаил Шабунин ; общ. ред. серии: В. Т. Лисичкин. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 1).

В данном пособии представлены наиболее важные темы для абитуриентов: решение иррациональных, показательных и логарифмиче­ских уравнений, взятых из практики вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.

Физика

Общая редакция серии «Физика»: Н.Д.Козлова

А ну-ка, физики. Два спектакля (и хор) к Неделе физики [/ В. С. Чикин, творческий коллектив секции «Дуэт» Московского дома ученых, студенты и аспиранты физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова]. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4).

Неделя физики – это не только демонстрация глубоких знаний и находчивости, не только игра ума, но и блеск воображения. Это возможность показать игру всех граней твоего таланта, а у настоящих физиков, как известно, их немало. Два представленных сценария и хор из почти теперь уже народной оперы «Дубинушка» могут украсить любую Неделю физики, если в школе любят не только предмет, но и театр, и музыку. Грамотный с точки зрения физики текст легко запоминается, в нем много шуток и остроумных замечаний на злобу дня.

Благодарный В. В. Физические термины: Краткий этимологический словарь / Виталий Владимирович Благодарный, Вадим Иванович Мелешко. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 2(8)).

Работа с терминами должна начинаться в школе с первых дней изучения физики. Почему термин пишется так, а не иначе, кто его ввел, почему он употребляется именно в таком смысле – все эти вопросы следует разъяснять, пробуждая тем самым интерес к физике, технике, окружающему нас миру, показывая взаимосвязь наук. Необходимое условие для этого – знание языка науки, физических и технических терминов. Его основу составляют греческий и латинский языки, не изучаемые ныне в государственных школах. В брошюру в основном отобраны иноязычные термины, которые являются особо «загадочными» и с трудом воспринимаются и усваиваются.

Богданов К. Ю. Ты, волна моя, волна…: О волнах вокруг и внутри нас. 10–11 классы / Константин Юрьевич Богданов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 6).

В пяти научно-популярных статьях рассказывается о различных волновых явлениях, касающихся разделов школьного курса физики старшей школы: «Механика», «Колебания и волны», «Оптика». Представленный материал поможет учителю провести интересные нестандартные уроки, насыщенные современным содержанием.

Варламов С. Д. Лед и пламень: Молекулярная физика. 10 класс / Сергей Дмитриевич Варламов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 5).

В брошюре собраны статьи, опубликованные в разных номерах газеты «Физика», темы которых имеют отношение к молекулярной физике и термодинамике. Эти разделы физики являются, пожалуй, чуть ли не самыми важными, ведь то, что в них изучается, оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Физические явления, которые описывает молекулярная физика, настолько многообразны, диапазон температур настолько широк, что объектами изучения являются и твердые тела, охлажденные почти до абсолютного нуля, и продукты взрывов, имеющие очень высокую температуру, отсюда и название – «Лед и пламень».

Кириллов С. Н. Физические сказки / Сергей Николаевич Кириллов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 1).

Семь сказок, посвященных временным и пространственным отношениям, законам движения, тепловым и световым явлениям, представляют собой яркое дополнение к традиционным урокам по физике. Они будят мысль, заставляют взглянуть и на сказки, и на законы физики с новой, неожиданной для школьников стороны.

Колдобский А. Б. Ионизирующее излучение: Биологическое воздействие / Александр Борисович Колдобский. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 2).

Даны основные понятия, термины, единицы, с помощью которых описываются ионизирующие излучения, показан вклад естественной и искусственной компоненты в общий радиационный фон, а также вклад предприятий атомной энергетики в сравнении с другими вкладами. Кратко представлены: биологическое действие ионизирующих излучений на организм, существующие предельные нормы, согласно документу НРБ-99, и меры по защите от их превышения.

Остерман Л. А. Будет ли гореть свеча?: Нетривиальные задачи на развитие логического мышления. 8–11 классы / Лев Абрамович Остерман. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 1(7)).

Большинство предложенных задач требует построения определенной цепи рассуждений, которую учитель может по своему усмотрению разбить на простые звенья и подготовить наводящие во­просы. В подавляющем большинстве случаев знание физических законов не требуется – достаточно простой логики. Поэтому задачи можно решать начиная с 8-го класса. Там, где знание определенного закона (к примеру, закона Бернулли) все-таки необходимо, учитель может сообщить качественные следствия этого закона. Ответы и решения (по разделам), вернее, подсказки к ним помещены сразу за вопросами в каждом разделе. Многие задачи (естественно, и ответы) оригинальны. Автор был бы благодарен коллегам за замечания.

Сколько нужно дров. Подходы к обучению решению задач на тепловые явления. 8 класс [/М. М. Рочев, Л. А. Остерман, С. Я. Ковалева и др.]. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 3).

В сборнике представлены оригинальные методические разработки по теме «Тепловые явления». Предложенные разноуровневые задания расчетного, качественного и игрового характера можно использовать, работая по любым учебным программам, на уроках и внеклассных мероприятиях. Подробные конспекты нескольких уроков помогут начинающим и опытным педагогам повысить уровень усвоения материала учащимися по данной теме.

Показанные способы решения задач полезны для самообразования в основной школе или при повторении данной темы в старшей школе.

Суханькова Е. П. Производная в физике, технике, природе: Межпредметный открытый урок. 11 класс / Елена Петровна Суханькова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 5(11)).

Разработка интегрированного урока в классах физико-математического, информационно-техно­логического, естественнонаучного и индустриально-технологического профилей (углубленный курс). Содержит методические рекомендации, межпредметные задачи с решениями, подробное описание демонстрационных физических экспериментов. Книга будет полезна учителям физики, математики, учащимся выпускных классов и абитуриентам. Цель издания – помочь учителю провести урок так, чтобы заинтересовать физикой, пробудить любознательность, развить исследовательские способности.

Учение с увлечением на уроках физики: 7–9 классы [/ Е. А. Виролайнен-Рузу, В. С. Чикин, В. М. Акимов и др.]. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 3(9)).

Смотрите так же:  Образец заявления в лесхоз

Чтобы урок проходил хотя бы иногда не так, как обычно, радовал и учеников, и самого учителя, заражал веселым настроением, просто необходимо иметь в своем рабочем столе разнообразные «по­вторялки», «запоминалки», яркие условия задач, ребусы и кроссворды. Школьники намного легче включаются в нудную работу по анализу задач и в обсуждение уроков под влиянием ритмов стихотворений, веселых образов дружеских шаржей. Именно такую подборку материалов мы предлагаем вам в этом сборнике. Учите не уставая! Учите с улыбкой!

Фрадкин В. Е. Имена и даты на уроках физики: 7–11 классы /В. Е. Фрадкин, Г. М. Иконников. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 6(12)).

Приведены таблицы, в которых хронологически, причем в соответствии с темами школьного курса физики, перечислены основные физические открытия (т.е. законы и явления), которые так или иначе изучаются или хотя бы могут быть упомянуты в ходе изучения физики в школе. Материал может быть полезен при планировании и проведении уроков, особенно обобщающих уроков, а также уроков-конференций, физических вечеров и т.д. Более подробные материалы можно посмотреть на сайте www.edu.delfa.net в разделе «Проект по истории физики».

Шилов В. Ф. Экспериментальные задания: Ученические мини-проекты. 7 класс / Валентин Федорович Шилов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика». Вып. 4(10)).

Систематическое выполнение предлагаемых проектов обогатит представления учащихся об изучаемых явлениях, поможет увидеть действие физических законов не только в кабинете физики, но и в повседневной жизни, применить знания по физике для благоустройства быта – дома, на даче, в походе и т.д., тем более что для большинства проектов требуются элементарные бытовые предметы. Пособие полезно и родителям, ведь все мы заинтересованы в том, чтобы дети росли умными, предприимчивыми, с «золотыми» руками. Жизненный и хозяйственный опыт взрослых, принимающих участие в выполнении проекта, несомненно, сократит сроки его выполнения, утвердит ребенка в своих силах.

Информатика

Общая редакция серии «Информатика»: С.Л.Островский

Андреева Е. В. Комбинаторные задачи: Материалы для подготовки школьников к олимпиадам по информатике / Елена Владимировна Андреева. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библио­течка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 2).

Олимпиады по информатике – увлекательнейшие интеллектуальные состязания! И если кто-то скажет вам, что олимпиадная информатика – удел избранных, не верьте! Не боги горшки обжигают! Но, конечно, для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах, необходимо серьезно готовиться. В предлагаемой брошюре сжато, но полно изложен материал, который позволит вам подготовить учеников к решению комбинаторных задач на олимпиадах различного уровня.

Гутман Г. Н. Учебные мини-проекты на DELPHI / Геннадий Натанович Гутман. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 3).

Сборник учебных мини-проектов предназначен для первоначального знакомства со средой Delphi. Может быть использован учителем при подготовке к урокам по разделу «Алгоритмизация» в основной школе и в рамках профильных курсов, а также для дополнительных занятий со школьниками.

Дуванов А. А. Кухня web-мастера Сидорова: Основы практического web-дизайна / Александр Александрович Дуванов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 4).

Недалек тот день, когда web-страница будет восприниматься таким же необходимым атрибутом для школы, как телефон или обычный почтовый адрес. Уже сейчас в Рунете имеется более 10000 страниц образовательных учреждений.

И каждый день их количество увеличивается. Известно, что делать правильно с самого начала много проще, чем переделывать впоследствии. Это касается и web-дизайна. Изначально плохо спроектированные сайты со временем становятся настоящим кошмаром для разработчиков. В предлагаемой брошюре опытный web-мастер Иван Сидоров делится с начинающими коллегами секретами мастерства. Причем делает это не теоретически, а практически – на примере собственной «образцовой» работы.

Еремин Е. А. Трудные вопросы экзаменационных билетов по информатике / Евгений Александрович Еремин, Александр Петрович Шестаков. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 3(9)).

В брошюре рассмотрены сложные (преимущест­венно теоретические) вопросы экзаменационных билетов по информатике для 9-го и 11-го классов. Материал также может быть использован учителем для подготовки к урокам по соответствующим темам.

Зайдельман Я. Н. Эффективность алгоритмов: Простые задачи и наглядные примеры / Яков Наумович Зайдельман. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5(11)).

Как сравнить эффективность алгоритмов? Всегда ли существует эффективный алгоритм? Стоит ли вообще задумываться над вопросами эффективности, когда вычислительные мощности современных компьютеров позволяют даже весьма громоздкие задачи решать за приемлемое время «в лоб»? В брошюре на примерах трех задач с простыми условиями показано, как выбор алгоритма решения влияет на время счета даже на самом быстром компьютере. Некоторые решения сопровождаются подробным анализом и математическими выкладками. Материал может быть использован даже при изучении алгоритмизации на базовом уровне и совершенно незаменим для профильного курса информатики.

Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике / Дмитрий Михайлович Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(7)).

В сборнике приведены задания, которые могут быть использованы в викторинах, конкурсах и других внеклассных мероприятиях по информатике. Некоторые задания можно предложить учащимся и на уроках или в качестве домашних заданий. Ко всем заданиям даны ответы.

Златопольский Д. М. Сборник заданий на разработку запросов: Дидактический материал по теме «Базы данных» / Дмитрий Михайлович Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5).

Тема «Базы данных» является традиционной в школьном курсе информатики. Одна из основных задач, стоящих перед учителем при преподавании этой темы, – научить учащихся поиску информации, представленной в базе данных, с помощью запросов. Материалы настоящей брошюры помогут вам в решении этой задачи. В ней приведено большое количество заданий на разработку запросов различных типов, которые вы можете использовать при объяснении нового материала, на контрольных и в качестве домашних заданий.

Информатика в лицах: Исторические зарисовки к урокам информатики. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 6).

Зачем изучать историю информатики? Конечно, «взрослый» ответ на этот вопрос очевиден: понимание основ любой науки невозможно без знания истории возникновения ее законов и методов. К тому же история науки – часть общечеловече­ского культурного багажа. Но для большинства школьников история информатики – это просто вопрос о происхождении компьютера, а предлагае­мая вашему вниманию брошюра поможет на него ответить: достаточно по­святить историческим зарисовкам 2–3 минуты урока.

Попов В. А. Macromedia Flash: Материалы к урокам / Виктор Александрович Попов. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1).

Предлагается короткое, но содержательно полное введение в волшебный мир мультипликации в среде Macromedia Flash. Изобразительные и анимационные возможности Macromedia Flash ошеломляют, но и педагогические возможности этой среды огромны. Macromedia Flash с удовольствием осваивают дети любого возраста – от первоклашек до старшеклассников. В этой среде можно изучать не только компьютерную графику, анимацию и мультимедийные возможности современных компьютеров, но и очень серьезные темы – алгоритмизацию и объектно-ориентированное программирование. И не просто изучать, а наслаждаться удивительной красотой и дружественной функциональностью этой замечательной программы.

Попов В. А. Учебные проекты на MACROMEDIA FLASH / Виктор Александрович Попов, Александр Иванович Сенокосов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 2(8)).

Вашему вниманию предлагается цикл лекций, который продолжает серию «Уроки по Macromedia Flash». Показано, как с помощью этого программного обеспечения можно создать наглядные электронные пособия к некоторым темам, входящим в школьные учебники. Рассмотрены примеры учебных проектов, которые можно разрабатывать с учениками в помощь коллегам – учителям-предметникам.

Сергеев Л. О. Методика изучения темы «Базы данных» на основе СУБД MySQL / Лев Олегович Сергеев. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 4(10)).

В брошюре рассмотрены ключевые вопросы темы «Базы данных» на примере популярной, свободно распространяемой СУБД MySQL.Основные понятия излагаются без привязки к указанной конкретной СУБД. Материал может быть использован учителем при подготовке к урокам.

*Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 04, 05/2007.

Жизнь далеко не сладкая

Я учился у мамы до четвертого класса. До сих пор помню урок арифметики, так тогда назывался этот предмет, когда стали изучать дроби. У учительницы в руках появился большой круг, он был разделен пополам. Это означало одну вторую, на письме обозначалась так: единица вверху, а внизу цифра два – одна вторая. Использование наглядности было одним из положительных методических приемов Марии Гавриловны. Помню, когда учился в старших классах, то мама часто просила меня нарисовать различные овощи и фрукты на больших листах ватмана. Эти рисунки были ей нужны для проведения уроков. Наглядные пособия, изготовленные в издательствах, до провинциальных школ не доходили.

Еще одна характерная черта Марии Гавриловны. На уроках и в перемены она никогда не повышала голоса на учеников. Хотя была всегда предельно строга, но нотаций от нее не слышали. Если ученик нарушал дисциплину, то Мария Гавриловна прерывала урок и просила шалуна назвать последние слова, которые она только что произнесла. Ученик молчал. Тогда учительница просила поднять руки школьников, кто запомнил слова. Большинство точно воспроизводило эту фразу. И учительница с укоризной замечала нарушителю дисциплины: «Ты не только отвлекал товарищей, но и сам не уяснил основу математического приема». И просила извиниться перед учащимися.

С первоклассниками, конечно, случались комические случаи, о которых мама рассказывала дома. Однажды в первый день учебы, на первом уроке вдруг раздались всхлипывания мальчика. «Что случилось, Ваня!» – спросила Мария Гавриловна. «Да сейчас мама будет печь блины»,– ответил Ваня и залился слезами. Пришлось объяснить, что он уже большой, учится в школе. И здесь основное уроки. А блины ему мать подаст к обеду.

Мария Гавриловна приучала ребятишек тонко чувствовать и понимать природу. Начиналось всё с гербариев. Сейчас их можно увидеть только в музеях – гербарии бабочек, полезных насекомых и т.д.

Мария Гавриловна учила детей делать гербарии самые простые: листья деревьев, хвойных пород, кустарников, луговых цветов. Почему-то не делали гербарии лекарственных трав. Вероятно потому, что лечение снадобьями тогда запрещалось.

Сделанные гербарии раскрывали перед ребятами чудесный зелёный мир, который был вокруг. По листьям они учились отличать породы деревьев, например, вяз от клена, узнавали, что береза бывает повислая и пушистая (у последней нет на стволе бородавок), из их коры получают деготь, а из древесины делают уголь и готовят из него таблетки (активированные). Естественно, ученикам младших классов всё это запоминать было трудно, но тем не менее у них зарождался интерес к познанию природы, к ее потаенным сокровищам. Наверное, иногда именно на таких уроках появлялся у ребят позыв (подспудный) к исследованию, к раскрытию тайн природы.

Не знаю, были ли гербарии тематическими в программе начальной школы 30-40-х годов прошлого столетия, но привитие навыков их формирования, раскрытие красоты природы, ее богатств во многом зависело от умения учителя, знания методики, многих других педагогических приемов.

Вручение ордена высветило и еще одну памятную веху – Отечественную войну. Мария Гавриловна была труженицей тыла, учила детей. А дома занималась хозяйством, косила, жала рожь в колхозе, чтобы получить за это какие-то килограммы зерна. Научила косить и жать меня. Она выросла в многодетной крестьянской семье, отец ее был мельником водяной мельницы на р. Вятке, мать занималась домашним хозяйством и детьми. В свое время, несмотря на материальные трудности, мама окончила Советский педтехникум в Кировской области, стала учительствовать. Отработала в школе 38 лет и ушла на пенсию, которая исчислялась 48 рублями.

И еще несколько слов об упоминавшейся Варваре Петровне Кошурниковой, которой в это же время, в 1946 году, присвоили звание Заслуженной учительницы школы Марийской АССР. Я мало знаю ее биографию, о приезде в Дубовляны. У нее были родственники в Казани, она туда ездила в гости во время каникул, там же она окончила педагогическое училище. Ходили слухи, что В.П.Кошурникова состояла в эсеровской партии и была сослана в Марийскую республику. Но это только слухи, истины не знаю.

Варвара Петровна очень любила свою профессию, вся отдавалась, как мне казалось, своему любимому делу. К тому же она была незамужняя. И дома всё делала сама: топила печь, пекла хлеб, готовила обеды и т.д. Всегда со всеми была приветлива и обходительна.

Я не был на ее уроках, но учителя говорили, что вела она их как актриса. Материал урока преподносила доступно и образно, где это было возможно.

Смотрите так же:  Адвокат г пугачев

Лихую годину войны мы переживали вместе, так как квартира Варвары Петровны была рядом с нашей. Когда однажды я потерял продуктовые карточки (учителям во время войны выдавали такие), то Варвара Петровна первой откликнулась на горе нашей семьи, отдала нам свои карточки. Потом поделились продуктами и другие учителя.

В 2010 году наша страна отметила 65-летие со дня Победы. В память об этой знаменательной дате в районах Республики Марий Эл выходят книги «Они ковали Победу», посвященную труженикам тыла. В списках участников этой эпопеи значатся и М.Г.Двинянинова и В.П.Кошур-никова. Это святая дань их вкладу на алтарь Победы в Великой Отечественной войне.

Как произошла фамилия Двинянинов

Более десяти лет хранится у меня письмо учителя географии Александра Васильевича Кузнецова, работающего в школе деревни Усть-Печеньга Тотемского района Вологодской области.

Узнал я о нем из газеты «Правда» в 2001 году, которая опубликовала статью «За Далем – даль!» В ней рассказывалось о продолжателях дела Владимира Даля – составителях словарей. В их числе оказался и Александр Кузнецов. К тому времени (2001 год) Александр Кузнецов был автором десяти интереснейших книг по топонимике: «Язык земли Вологодской», «Названия вологодских озер», «Корни тотемских фамилий» и другие.

Большинство своих статей Александр Васильевич печатает в районной газете «Кокшеньга», выходящей в селе Тарногский Городок. В основном он публиковал страницы своего словаря о фамилиях Кокшаров.

Меня больше всего заинтересовало название газеты «Кокшеньга», оно очень близко к названию нашей реки Кокшаги. И я написал Александру Васильевичу письмо, в котором попросил его объяснить название рек Кокшеньга и Кокшага.

Он мне объяснил, что название реки Кокшеньга (левый приток Двины) происходит из языка древнего финно-угорского народа меря, в языке которого было «кокш» – «сухая», а слово «еньга» означало «река» с многочисленными песчаными мелями.

Кокшага в Марий Эл ведет свое происхождение из древнего прамарийского языка, родственного языку древней мери (русско-украинский), где слово «кокш» означало также «сухая» (современный марийский «кукша»), а «ага» – река. Таким образом, Кокшеньга и Кокшага имеют одно и тоже происхождение в названиях, но на близкородственных языках.

Я попросил Александра Васильевича объяснить и перевод «Кокшаги» как «два шага», так как в марийском языке есть числительное «кокет» – «два».

А.В.Кузнецов дал такой ответ. Из числительных в финно-угорской топонимии возникали лишь микотопонимы – названия полей, сенокосов и прочего, но не рек. Таких примеров не зафиксировано во всем финно-угорском мире.

Кстати, известный в республике марийский языковед, доктор филологических наук И.С.Галкин в своей книге «Тайны марийской топонимики», не смог объяснить происхождения слова Кокшага. Вот что он писал по этому поводу: «Что означало слово кокша (какша) сказать сейчас трудно. Марийский вариант Какшан более близок к названию р.Кокшеньга, поэтому в нем можно усмотреть форму родительного падежа от слова «кокша» («какша»).

Доктор филологических наук не смог «проникнуть» в тайны слова «Кокшага», а вот преподаватель географии выяснил топонимику этого слова точно и обстоятельно.

В конце письма он заметил, что его заинтересовала моя фамилия. Она происходит, пояснил он, от прозвища человека Двинянин, то есть переселенец с реки Северной Двины. Чаще всего в XVI–XVII веках жители в берегов р.Двины переселялись на Урал и в Сибирь, там эта фамилия распространена и в настоящее время.

В интернете удалось найти одну знаменитую личность, носящую фамилию Двинянинов. Это Леонид Иванович Двинянинов, который вел исследования в области физиологии и патологии пищеварения в лаборатории И.П.Павлова. Рядом с текстом помещена фотография Леонида Ивановича, на которой ясно обозначены его многочисленные заслуги – ордена и медали.

Другой однофамилец – Борис Николаевич Двинянинов, родился в с.Кукарка Вятской губернии. Окончил аспирантуру Ленинградского университета, защитил кандидатскую диссертацию в области филологии. Работал в Грозненском и Тамбовском пединститутах. Много внимания уделял изучению «Слова о полку Игореве», написал и издал по этой теме несколько статей, опубликованных в «Ученых записках» и получивших высокую оценку литературоведов. Является автором двух глав учебника «История русской литературы второй половины XIX в.» Принял активное участие в создании первой в нашем литературоведении персональной энциклопедии – Лермонтовской.

Писательница Марина Кудимова написала прекрасный очерк о Б.Н.Двинянинове в книге «Мир не без добрых людей», который опубликован в журнале «Истина и жизнь».

Вероятно, Двиняниновых на белом свете сотни. Только от одного нашего прадедушки Серафима без отчества их стало более четверти, так как у его сына Николая Серафимовича было восемь сыновей и две дочери. У всех были дети, в том числе и мальчики. Так что фамилия Двинянинов растет, а знаменитые и известные люди, носящие эту фамилию есть. Но мы о них не знаем.

О родословной Андронниковых

В родословной Андронниковых, благодаря усилиям Валентины Николаевны Зиянгировой, продвинулись далеко. В одном из писем она сообщила, что получила копии нужных нам документов из архива г. Костромы.

В ревизских сказках (сведения о переписи населения) за 1858 год архивисты отыскали две семьи братьев Андронниковых: Максима и Егора. В семье Егора как раз и оказался сын Михайло, 1846 года рождения, наш прадед по линии бабушки.

На основании сведений из ревизских сказок Валентина Николаевна составила схему, из которой видно, что в поисках родословной она углубилась в нашу родословную еще на два поколения. Это Егор Васильевич Андронников, 1814 года рождения, и Василий Андроников, 1790 года рождения.

В этой родословной нас, конечно, больше всего интересует семья Михаила Егоровича Андронникова, уроженца г. Унжи Костромской губернии, родившегося в 1846 году, умер в 1935 году и похоронен в селе Марисола Сернурского кантона Марийской АССР. Жену его звали Екатериной. В его семье было семеро детей: Анна Михайловна (1871–1967), она была замужем за Афанасьевым, жили в г. Уржуме Кировской области, в их семье было четверо детей.

Второй в семье Михаила Егоровича значится Евдокия Михайловна (1875–1967 гг.), в замужестве Двинянинова. В их семье, как мы знаем было десять детей, двое умерли в малолетстве.

Третьим значится Василий Михайлович Андронников, уроженец с. Марисола (1884–1937 гг.). Его женой была Е.И.Вылегжанина (1886 года рождения). В семье Василия Михайловича было трое детей: Виталий (1908 г.р.), Николай (1910 г.р.), Зоя (1917 г.р.).

Четвертый – Николай Михайлович Андронников, 1886 года рождения, о годе смерти неизвестно. Жил в г. Яранске Кировской области, в его семье было четверо детей.

Павла была пятым ребенком в семье, родилась в 1890 году и прожила 89 лет. В 1917 году Павла Михайловна сдала экстерном экзамен на звание учителя начальных классов в 1-ой мужской гимназии г.Вятки. Работала в школах Сернурского района с 1917 по 1947 год. По неуточненным данным, его мужем был Горинов.

Шестое место отведено Марии Михайловне Андронниковой, 1896 года рождения. Больше о ней ничего не известно.

Седьмой по счету стала Александра Михайловна (1899–1986 гг.). Ее мужем был Михаил Васильевич Баранов. В их семье было шестеро детей.

С одной – Галиной я учился в пединституте, но особого знакомства у нас не было. Вероятно, тогда в молодые годы я еще не проникся степенью родства. И учились мы на разных факультетах, общеинститутских мероприятий было мало – концерты художественной самодеятельности, демонстрации в красные даты, танцы. На последние студенты приходили не очень охотно, так как проводились они в вестибюле. Правда, играл духовой оркестр. Но и он почему то не прельщал молодежь. К тому же и одежды приличной у многих не было. Так что встречаться с Галиной не приходилось.

По некоторым сведениям, Галина Михайловна после окончания вуза уехала в Гусь-Хрустальный. К ней в какое-то время и приехала на жительство мать, Александра Михайловна. И последние годы ее жизни прошли в этом городе.

Несколько о Михаиле Егоровиче Андронникове, уроженце города Унжи Костромской губернии. Родился он в 1853 году, в ревизских сказках значился мещанином. Его основная специальность – портной. В то время в сельской местности существовал такой обычай. Портной приходил в какую-либо семью и работал здесь несколько дней. Расплачивались с ним обедами и деньгами. Иногда портной получал золотые монеты – николаевки достоинством 10 и 5 рублей. Большую часть заработка Михаил Егорович отдавал детям.

Не забывал глава семьи Андронников и своих детей, чинил одежду для взрослых и маленьких.

Николай Васильевич, внук Михаила Егоровича, запомнил его очень добрым и приветливым. Еще запомнилась сантиметровая лента, которая всегда висела на его шее.

Что касается сестер Николая Серафимовича Двинянинова – Раисы и Александры, то первая оказалась в Саратове, вышла замуж за Богомолова Александра Тимофеевича и всю жизнь прожила в этом городе. У Александры Серафимовны была дочь Елизавета. Жила она в селе Марисола, там же вышла замуж за Шабалина, который преподавал в местной школе. Вероятно, и Елизавета Александровна работала в школе.

и жгучие неурядицы села

Хроника урожайности зерновых

в Республике Марий Эл

Наверное, многие думают, что у крестьянского поля нет секретов. Оно открыто со всех четырех сторон, какие там секреты. И будут не правы, так как секреты у крестьянского поля есть. Они в том, что крестьяне изначально получали урожаи далеко неоднозначные. Чаще всего потому, что одни могли рисковать, а другие нет. Не случайно в деревнях была распространена поговорка: «Кто не рискует, тот хлеба не ест». Да, крестьянин зависим от погоды, но тот кто часто смотрит на небо и ждет благословенного солнца чаще всего получает мизерные урожаи. Не зря говорят, что риск – благородное дело, для крестьянина в особенности. Выпал подходящий денек, пахарь определил, что земля поспела – и выводит технику в поле. И влаги достаточно, и земля не комковатая.

Но как научиться этому, не поднимая глаз к небу? Это сложная задачка, которую трудно разрешить. К тому же ее разгадка сопряжена со многими исходными данными, которые нельзя не учитывать. Об этом и многом другом пойдет речь в этой статье.

Марийское поле, если рассматривать его в ракурсе веков, прошло многочисленные этапы своего развития. Начиналось оно, а нынешней молодежи даже трудно это представить, с мотыжного земледелия. В эпоху бронзы основными орудиями были мотыги-кельты. Для разрыхления земли применялись костяные (чаще роговые) мотыги. Убирали зерновые ножами-серпами, в основном железными.

В III-IV вв. нашей эры (эпоха раннего средневековья) на смену мотыжному земледелию приходят новые приемы обработки земли – деревянные сохи с железными ральниками. Появляется и примитивный плуг. Земледелие остается подсечно-огневым – лес сжигается, а пни корчуются.

В X-XI вв. появляется пашенное земледелие, для этого используются старопахотные земли. Земледельцы применяют двухзубую соху. Для посева использовались такие культуры – просо, ячмень, полба, овес, мягкая пшеница. Рожь еще не применялась. Убирали зерновые железными серпами и ножами-горбушами.

В XVIII веке земледельцы марийского края получали очень низкие урожаи зерновых – 20-30 пудов с десятины.

XIX век существенных изменений в земледелие не внес. Существовала трехпольная система. Основной культурой стала рожь, а также овес и ячмень. Урожаи были невысокие. К тому же в крае преобладали неплодородные, суглинистые и супесчаные почвы. Удобрялись они плохо, так как крестьяне держали мало скота. И сельхозтехника была примитивной.

Показатели урожайности невпечатляли: в Царевококшайском уезде – сам 3, в Козьмодемьянском – сам 4, в Уржумском и Яранском уездах – сам 4. И такой урожай считался удовлетворительным.

Многие крестьяне Царевококшайского уезда выращивали хмель. И он давал хорошую прибыль.

Были ли секреты получения хороших урожаев у крепостных крестьян? Были. Самые амбициозные, когда наступало время сева, выезжали на поле, а вернее, на свою полосу, до рассвета. Такой крестьянин еще на вечерней зорьке, посмотрев на закат, определенно решал: «Погода будет подходящая». И когда солнышко вскидывало золотые лучи в поднебесье, крестьянин уже насыпал зерно в лукошко, выходил на свежевспаханный яровой клин. Земля отливала дегтярно-смолистым цветом. И крестьянин бросал горстями зерна, то влево, то вправо, делая равномерные шаги. По опыту прошлых лет знал, что до обеда успеет заделать семена. К тому же и лошади отдохнули, борону с железными зубьями, а у других деревянные, тянули споро, на поворотах не задерживались. К обеду крестьянин, перекрестившись, ехал домой. В поле было пустынно, так как соседи-общинники все еще раздумывали о начале сева, даже с ремонтом инвентаря не спешили.

И каков же был урожай? О каждом отдельном поле (полосе) сказать трудно. Но историки, занимающиеся этой проблемой, в частности А.С.Патрушев, в своем исследовании марийской деревни приводит такие данные. Урожайность зерновых в марийском крае была ниже, чем в среднем по России. В Царевококшайском уезде она составляла (по данным 90-х годов XIX века, в пудах): рожь – 45,7; ячмень – 38,3; овес – 37,8; яровая пшеница – 34,8; полба – 40; горох – 34,9; гречиха – 25,5; картофель – 307.

В начале XX века в 1907–1916 годах, средняя урожайность зерновых в Царевококшайском уезде была такова (в пудах): рожь – 61, овес – 48, ячмень – 57, гречиха – 29, картофель – 438. В целом по марийскому краю это показатель в 1905–1914 годах выглядел так (в центнерах с гектара): рожь озимая – 6,7, пшеница яровая – 6,72, овес – 6,39, ячмень – 8,3, гречиха – 4,0, картофель – 57,3.

Смотрите так же:  Требования к лифтовым шахтам

В марийском крае, как и по всей России, часто случались неурожаи – в 1891, 1897, 1901, 1906, 1911 годах, т.е. через каждые четыре-шесть лет наступал голодный год. Очень сильный голод был в 1911 году. Зерновые неуродились. В связи с этим газета «Вятская речь», издаваемая в Вятке, писала: «По уезду (Царевококшайскому – А.В.) с осени бродила масса нищих. И кто только не пребывал здесь: татары, черемисы, русские».

В 1917 году, памятном по Великой Октябрьской революции, урожайность зерновых была значительно ниже предыдущих. Сокращалась посевная площадь, снизился и валовой сбор сельхозкультур. В 1917 году эта цифра равнялась (в тысячах пудов) 1265,7, тогда как в 1914 году было собрано 20721. Словом, как писали газеты, надвигалась продовольственная катастрофа. Она разверзлась в 1921 году Подробности ее описаны в исторической литературе многократно.

Картина урожайности начала XX в. была бы неполной, если не рассказать о некоторых купцах, занимающихся земледелием. Прежде всего, о Булыгине В.Ф. В 1911 году в Царевококшайском уезде в связи с реформами Столыпина проводилось исследование земельных общин. Землеустроительная комиссия сделала опись земель, принадлежавших В.Ф.Булыгину. К тому же не преминула подчеркнуть, что он является почетным гражданином г.Царевококшайска.

Его земельный участок находился в с.Малое Акашево (ныне умирающее село в Медведевском районе), под пашней было занято 117,6 десятины. При этом под пар, а это один из секретов приличной урожайности, отводил 28,6 десятины. Замечу, что большинство крестьян площадь под пар не отводили, так как их наделы были ничтожно малы. Василий Федорович ежегодно вывозил навоз и удобрял до 30 десятин. Такое он мог делать потому, что содержал 30 голов крупного рогатого скота, 18 лошадей. Правда, ржи в среднем получал по 10 пудов с десятины, а в 1909 г. взяли по 40 пудов, в урожайные – по 58 пудов (около 10 центнеров с га). Это значительно выше, чем в среднем по марийскому краю.

И в земледельческих успехах Булыгина был секрет, не такой уж скрытый, но не такой явный. Он регулярно удобрял органикой паровое поле, использовал для обработки земли новые сельхозорудия, пользовался консультациями агротехнической службы.

По статистическим данным, в начале XX века (до 1917 г.) среди орудий вспашки около 70% приходилось на соху, 28% – на косулю и лишь 1,5 – 2% – на железный плуг. К тому же в большинстве хозяйств преобладало трехполье, севооборот не соблюдался. Агрономическая помощь оказывалась с 1911 года только тем крестьянам, которые переселились на хутора.

Коллективное хозяйство. Первые шаги

О коллективных хозяйствах написано много научных и ненаучных трудов. Конечно, они раскрывали общую картину производства сельхозпродукции в условиях артели. Думаю, что можно провести сотни исследований, но вывод один: мог ли колхоз дать столько хлеба, других сельхозпродуктов, чтобы прокормить население многомиллионной страны? Ответ напрашивается сам собой: для этого нужно получать высокие урожаи зерновых культур.

Наши колхозы стали создаваться в невероятно трудных условиях. Сначала каждая деревня становилась сельхозартелью. В 1937 году в области было 1996 колхозов, которые объединили 89% крестьянских хозяйств и владели 96% всех посевных площадей.

На первых порах крестьяне, ставшие колхозниками, работали с большим энтузиазмом. Видимо, сказывалось появившееся новшество – коллективный труд. И результаты не преминули ожидания. Конечно, далеко не во всех хозяйствах. К тому же они не вызывали восторга. Хотя отдельные колхозы добились поразительных успехов. Известный местный историк В.Ф.Пашуков в своих исследованиях отдал предпочтение таким колхозам: «У жера», «Красное селище» Горномарийского района, «Ушнымаш», им.Вахитова Моркинского района, «Тумер», «Пеледыш» Косолаповского района, все они в 1935 г. взяли зерновых в среднем с гектара по 20–30 ц. Выросла и средняя урожайность по республике по сравнению с первой пятилеткой: зерновых с 7,5 до 9,8, по картофелю – с 75,7 до 88,7 ц/га. В том же колхозе «Красное селище» Горномарийского района еще в 1935 г. собрали в среднем с гектара по 31 ц овса. Его председатель удостоился ордена Ленина. А бригадиры колхозов « У жера» Горномарийского и «Ушнымаш» Моркинского районов К.С.Иванов и И.Т.Трофимов, получившие зерновых по 20-27 ц/га, были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Это были первые орденоносцы в республике из крестьян.

Почему-то историки, говоря о первых успехах на колхозной ниве, обошли молчанием другие примечательны факты. Например, в 1937 г. крестьяне колхоза «Йошкар энер» Медведевского района на своих малоплодородных полях сняли овса с каждого гектара по 33 ц. Такого урожая на этих полях никогда не поучали. И заслуга в этом была энергичного и умелого агронома И.Чулкова. Не стал достоянием истории крестьянства и колхоз «Пуштерме» Медведевского района, в котором в 1937 году получили ржи по 25 ц/га, ячменя – по 18 и яровой пшеницы – по 15,5. И даже руководителей обошли наградами. Правда, председателя сельхозартели «Йошкар энер» Д.Г.Ласточкина избирали депутатом в Верховный Совет МАССР.

Теперь о секретах крестьянского поля, на котором трудились коллективно. Об одном уже сказал: энтузиазм, вызванный новой организацией производства продуктов земледелия. Из других и немаловажных надо назвать обучение крестьян агротехнике, только в 1935-1936 годах работало 573 агрокружка, в которых обучалось 13,4 тыс. человек. Надежными помощниками крестьян стали МТС, в 1937 году их значилось 17, имеющих 1022 трактора, 118 комбайнов, много других сложных сельхозмашин. МТС обслуживала, как тогда говорилось, 1500 колхозов. Как утверждают историки, основные производственные процессы в полеводстве к концу второй пятилетки (1937 год) были в значительной мере механизированы.

Еще один секрет: на селе стало внедряться соревнование. А оно, как известно, является не только двигателем повышения производительности труда и качества продукции, но имеет и морально-психологический фактор. Быть первым, быть амбициозным – все эти постулаты способствуют повышению профессионального мастерства и утверждению человека как личности.

Предвоенный, 1940 год, стал годом, когда урожайность зерновых стала расти. Если в 1937 году она составляла 9,8, то в 1940-м – 10,7, в 300 колхозах получили по 16 и более центнеров. Валовой сбор зерна достиг 409 тыс.тон. Колхоз «Смена» Горномарийского района взял с каждого гектара по 21,6 ц зерновых и по 290 ц картофеля. Председатель сельхозартели А.В.Ведерников был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Их называли тружениками тыла

Великая Отечественная, начавшаяся 22 июня 1941 года, разделила страну на две половины – фронт и тыл. Тыл был приближенный к фронту и дальний. Марийскую республику можно отнести к тылу приближенному. Такое определение основывается на том, что на Волге и Ветлуге возводились осенью 1941 г. оборонительные сооружения. На рытье окопов, как говорили в народе, были мобилизованы женщины и подростки. Вероятность нападения становилась реальностью после бомбардировки станция Дубовая, на которую фашистские самолеты сбросили четыре бомбы. В окрестностях Козьмодемьянска были разбросаны листовки на русском языке, они призывали ждать «освободителей».

Мы, подростки, на себе испытали все тяготы перестройки страны на военный лад. Призыв «Тыл – фронту!» был для нас не просто лозунгом, а вожделенным действием. Казалось для нас, сельских подростков 12-14 лет, не было другого участка помощи как работа в поле, на молотильном току, многом другом. Лошади давно были нашей вожделенной мечтой, теперь она стала реальностью. Каждое утро, весной и летом, в окна домов, где жили подростки, раздавался глухой стук. Было это в колхозе «Аврора» Пектубаевского района. Заботливая и старательная бригадир тетя Лина давала наряд. И мы, прихватив вожжи, почему-то хранившиеся дома, спешили на конюшню. Выводили лошадей, пахнувших навозом и одновременно травой, на конный двор и направлялись в поле. Занимались тем делом, которое определялось нарядом бригадира. Бороновали, пахали, после уборки зерновых возили снопы на молотильный ток, отгружали зерно на склады. Во время весеннего и осеннего сева подвозили семена к сеялкам, если не были заняты боронованием.

Очень радовались всходам озимых и яровых, затем поспевающей ржи, которая отливала золотом и стояла на поле, как нам казалось, высокой стеной. Работая, мы как-то не думали об урожае, вернее, о показателях. На трудодень получали граммы, чуть больше давали гороха, хорошо обеспечивали соломой. Отсюда можно сделать вывод, что в колхозе, в котором я работал и одновременно учился в школе, урожаи были невысокие. Да и откуда им быть обильными, если поля удобрялись от случая к случаю. Да и этим занимались мы, подростки, вывозили навоз с частных подворий на поле. Для нас это была очень занимательная и азартная работа, так как учитывалось количество ездок. Сделал больше – получил полный трудодень. И председатель, побывавший на фронте, раненый в ногу, Петр Семенович Кислых может тебя похвалить. Это было почетнее даже какого-то там ордена.

Статистики, конечно, работали и во время войны. Как очень верно писал в своих исследованиях историк В.Ф.Пашуков: «В грозные дни войны не хотели оставаться в стороне престарелые колхозники и подростки… Они вышли на уборку урожая и другие сельскохозяйственные работы». И каков же был урожай? Средний сбор зерна составил 8,9 ц/га. Даже посевные площади под урожай 1942 г. по сравнению с 1940 г. были расширены на 7 тысяч гектаров. Такое во время войны! А сейчас, в начале XXI века, как пишет историк К.Н.Сануков, в Килемарском районе поля, столетиями отвоевывавшиеся у леса, вновь зарастают деревьями. Если в 1994 году в районе имелось 13,9 тыс.га посевных площадей, то в 2000 году стало 7,8 тыс.га.

Естественно, война и трудности, связанные с ней, не способствовали повышению урожайности зерновых. Тем не менее некоторые хозяйства, прежде всего Горномарийского и Еласовского районов, в 1944 году получили соответственно по 12,7 и 12,9 ц зерна с гектара. Всего за период Великой Отечественной войны крестьяне МАССР дали стране свыше 347 тыс. тонн зерна. По сравнению с другими регионами немного. Но и это был посильный вклад тружеников тыла, которые сейчас поименно числятся в книге «Они ковали Победу», изданной в 2010 году.

Первый Герой соцтруда – крестьянин

Сейчас, по прошествии лет, на показатели урожайности первого Героя Соцтруда Исхака Муртазиновича Муртазина смотришь с каким-то скепсисом.

Подумаешь, на восьми гектарах получил зерновых по 31,2 ц. Овса, даже в довоенные годы, брали больше. Но овес значительно отличался по качеству от ржи. Из ржи всегда можно испечь хлеб, а овес, чтобы получить муку, требует особой обработки, его нужно одернуть, как выражались крестьяне, т.е. снять шелуху.

Но правительство оценило результаты труда крестьянина Муртазина как подвиг. Ведь Героя дают и за подвиги трудовые. У Муртазина были подвиги и боевые. В августе 1941 года ему вручили повестку прямо в поле. Оставив жену и семерых детей, Муртазин отправился на поле брани. В боях отличался не раз, а воевал под Ленинградом. За выполнение одного боевого задания – сооружение переправы через реку под огнем противника, получил медаль «За боевые заслуги». Пулеметный расчет Муртазина еще не раз отличался в боях. Но летом 1943 года в одном из сражений Исхак был тяжело ранен. Лечился в различных госпиталях, раненую левую ногу не спасли, отрезали по самое колено. В марте 1944 г. его выписали из госпиталя. Вернулся в колхоз «Кураш» Мари-Турекского района. И здесь ему предложили возглавить полеводческое звено, в нем было 10 человек.

Муртазин понимал, чтобы получить хороший урожай, надо удобрить поле, оно было во время войны истощено. К тому же участок, выделенный ему, оказался под паром. Крестьян это порадовало, так как сюда можно было вывезти удобрения. После посева яровых принялись за вспашку парового участка, занимавшего 8,1 гектара. Внесли и навоз – по 30 тонн на гектар. Вот он секрет урожайности! И еще один, очень существенный. В Карлыганской стороне обычно практиковали предпосевную вспашку пара за две недели до посева. Многолетние наблюдения, которые проводил Муртазин, убедили его, что за такой срок пашня на паровом поле не успевает хорошо осесть. Это приводит к тому, что узел кущения растений оказывается близко к поверхности почвы или совсем наверху и подвергается губительным действиям осенней непогоды и зимних морозов. В результате озимые изреживаются и дают пониженный урожай. Поэтому звено Муртазина предпосевную вспашку провело за три недели до посева. В тот же день паровой участок забороновали в два следа. Для сева использовали свежесобранные семена, но предварительно их подсушили, отсортировали и протравили. На пятый день после посева появились всходы. Их изумрудный ковер порадовал Муртазина. Не зря так усердно и кропотливо работали. Да и перезимовали озимые хорошо. К началу уборки рожь была густой, высокой, колос крупный. Потому и оказалось зерно золотым, звеньевой получил золотую звезду Героя. И секрет урожайности оказался не таким уж сложным – удобрил обильно поле и изменил привычную схему вспашки пара. В этом и заключается высокое мастерство хлебороба. Он не просто на земле работник, а умудренный, впитавший опыт многих поколений крестьян.