Требования к рабочей программе по фгос для спо

Требования к рабочей программе по фгос для спо

Рабочая программа учебной дисциплины — документ, являющийся частью основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта на­чального/среднего профессионального образования (далее — ФГОС НПО/СПО).

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:

  1. титульный лист;
  2. паспорт рабочей программы;
  3. структуру и содержание учебной дисциплины;
  4. условия реализации программы учебной дисциплины;
  5. контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

1. Титульный лист должен содержать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • наименование учебной дисциплины;
  • указания по принадлежности рабочей программы дисциплины профессии/специальности;
  • год разработки.

На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.

Паспорт рабочей программы включает в себя:

  • область применения программы;
  • место дисциплины в структуре ППССЗ;
  • цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины;
  • использование вариативной части ППССЗ;
  • рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Область применения программы содержит сведения о том, частью какой ППССЗ может являться данная программа в соответствии с примерной программой (ФГОС СПО). Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.

Место дисциплины в структуре ППССЗ определяет принадлежность дисциплины к учебному циклу (общему гуманитарному и социально- экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профессиональному) и раскрывает на освоение каких профессиональных и общих компетенций направлена (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»).

Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины формулируются через знания и умения, которые должен приобрести обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся, цели и задачи дисциплины могут быть расширены путем включения дополнительных умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.

2. В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ППССЗ, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую программу.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины включает часы обязательной и вариативной частей ППССЗ:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося;
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося;
  • самостоятельной работы обучающегося.

3. Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» должен содержать таблицы:

  • объём учебной дисциплины и виды учебной работы;
  • тематический план и содержание учебной дисциплины.

В таблице «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» указывается объем часов максимальной, обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающихся с учетом вариативной части ППССЗ, конкретизируются виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.

Таблица «Тематический план и содержание учебной дисциплины» включает в себя сведения о наименовании разделов дисциплины, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, курсовых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей, уровень их освоения.

По каждому разделу указывается:

  • номер и наименование раздела;
  • номер и наименование темы.

По каждой учебной теме раздела приводятся:

  • содержание учебного материала (дидактические единицы);
  • лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)
  • контрольные работы;
  • самостоятельная работа обучающихся.

Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки.

При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися умений, знаний, определенных ФГОС по учебной дисциплине в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы».

В содержании рабочей программы должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ППССЗ. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные разделы, темы и дидактические единицы по сравнению с примерными программами.

Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов может отличаться от рекомендованного примерной программой, но при этом должен обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ФГОС СПО, и соответствовать объему часов, указанному в рабочем учебном плане.

Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, самостоятельную работу обучающихся.

Если по дисциплине предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение.
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  • ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  • репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  • продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
  • конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа;
  • аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекций (обработка текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста (аннотирование, ре­цензирование, реферирование и др.);
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариантных задач и упражнений;
  • выполнение чертежей, схем;
  • вы­полнение расчётно-графических работ;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
  • подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
  • экспериментально-конструкторская работа;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • упражнения на тренажёре; упражнения спортивно- оздоровительного характера;
  • рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4.Раздел «Условия реализации программы дисциплины» включает в себя:

  • требования к минимальному материально-техническому обеспечению;
  • информационное обеспечение обучения.

При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы, определяются в соответствии с ФГОС СПО. Образовательное учреждение имеет право этот перечень расширять и дополнять.

Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

5. Раздел «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» определяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля и оценки.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций, которые переносятся из паспорта программы. Компетенции должны быть соотнесены со знаниями и умениями. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции. Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей.

Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС СПО, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.

Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации — занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать.

Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебной (учебно-методической) работе.

Смотрите так же:  Приказ 997 от 09.12.2019 минздравсоцразвития

Методические рекомендации по разработке примерной основной образовательной программы по новым и актуализированным ФГОС СПО учитывающим требования профессиональных стандартов

Общие требования

  1. Данные методические рекомендации разработаны на основе нормативно-правовых документов
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее – Порядок организации образовательной деятельности);
  • Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306) (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 31.01.2014 N 74, от 17.11.2017 N 1138);
  • Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28785)
  • Письмо Минобрнауки России от 01.03.2017 года №06-174 «О направлении методических рекомендаций по реализации федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 новым, наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям для использования в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО»
  1. Рекомендации предназначены для организации и проведения разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) в макете, обеспечивающем учет требований профессиональных стандартов.
  2. Структура примерной основной образовательной программы (далее ПООП) регламентируется ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» и включает в себя:
  • учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности;
  • планируемые результаты освоения образовательной программы;
  • примерные условия реализации образовательной программы, включая раздел, описывающий примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
  1. ПООП по выбранной профессии/специальности разрабатывается для очной формы обучения, для приема лиц на базе среднего общего образования.
  2. ПООП разрабатывается на основе требований ФГОС СПО по профессии/специальности с учетом профессионального(-ых) стандарта(-ов) (при наличии).
  3. ПООП разрабатывается по всем траекториям (квалификациям), обозначенным во ФГОС, для обеспечения организации соответствующего образовательного процесса.
  4. Программа оформляется единым документом (УМК, планы, приложения) в формате Word, шрифтом Times Nev Roman, 12 кеглем с 1,5 интервалом, с размером полей: верхнее нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см.
  5. Для разработки конкретной ПООП в ФУМО СПО, координирующем данную разработку, формируется группа разработчиков, из числа представителей педагогического сообщества, членов соответствующего совета по профессиональным квалификациям, представителей работодателей, представителей экспертного сообщества конкурсного движения «Молодые профессионалы» (в случае, наличия, соответствующих профилю программы компетенций Ворлдскиллс).
  6. Разработка ведется в соответствии с установленным планом-графиком.
  7. Все проекты примерных основных образовательных программ направляются для предварительной проверки в Центр развития профессионального образования Московского Политеха.

Заполнение титульного листа

  1. На титульном листе под строкой образовательная программа указывается тип разрабатываемой программы (программа подготовки по профессии рабочего, должности служащего или программа подготовки специалиста среднего звена)[1]
  2. В следующей строке выбирается «профессия» или «специальность» в зависимости от выбранной программы и указывается шифр наименование в соответствии с ФГОС СПО.
  3. Квалификация(-и) выпускника, присваиваемые по итогам освоения образовательной программы, указываются в соответствии с перечнем профессий/специальностей СПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки №1199 и приводятся по алфавиту в том же порядке.
  4. Далее указывается наименование организации, курирующей разработку ПООП. В качестве данной организации выступает ФУМО СПО по соответствующей укрупненной группе или организация, организующая разработку программы в инициативном порядке.
  5. Далее указываются сведения об экспертных организациях, участвующих в оценке ПООП. Со стороны профессионального сообщества: официальное наименования СПК, проводившее экспертизу ПООП, к которому относятся приведенные в ФГОС СПО профессиональные стандарты. Со стороны образовательного сообщества: наименование образовательной организации, реализующей данную программу СПО и представившей по запросу ФУМО СПО экспертное заключение на ПООП.

Заполнение раздела «Содержание»

  1. В содержании необходимо указать наименования всех программ включаемых в качестве приложений и номер страницы расположения каждой из них. Нумерация страниц ведется сквозная.

Заполнение раздела «общие положения»

  1. В п.1.1. в первом абзаце выбирается вид программы (профессия/специальность). В кавычках указывается наименование ФГОС и приводятся данные по его утверждению. Далее по тексту в местах, выделенных курсивом, выбирается нужное наименование «профессия» или «специальность».
  2. В п. 1.2. уточняются наименование и реквизиты ФГОС СПО и профессиональных стандартов, используемых при формировании данной программы. Список документов, приведенный в данном пункте для конкретной программы может быть актуализирован по как по реквизитам, так и дополнен новыми документами. Устаревшие документы должны быть исключены.
  3. Пункт 1.3 может быть дополнен сокращениями, наиболее часто применяемыми в программе (указываются те сокращения, которые повторяются в тексте не менее 3-х раз).

Заполнение раздела «Общая характеристика образовательной программы»

  1. Квалификация(-ии), присваиваемая(-ые) выпускникам по результатам освоения образовательной программы: указывается в соответствии с п. 1.11 (1.12) ФГОС СПО.
  2. Формы получения образования прописывается как в макете (в соответствии с ФГОС СПО).
  3. В форме обучения по программе в ПООП указывается только очная форма обучения.
  4. Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования, указывается в академических часах в соответствии с требованиями ФГОС СПО (раздел 2) по каждой из квалификаций, если срок освоения для разных квалификаций отличается.
  5. Далее приводится срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования указанный во ФГОС СПО в п. 1.10 для данной базы приема для каждой из приведенных выше квалификаций в годах и месяцах по каждой из квалификаций, если срок освоения для разных квалификаций отличается.
  6. Объем получения среднего профессионального образования по программе на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования указывается в академических часах (в соответствии с п.2.2. ФГОС СПО), срок обучения указывается на основе сведений п.1.10 по каждой из квалификаций, если срок освоения для разных квалификаций отличается.

Заполнение раздела «Характеристика профессиональной деятельности выпускника»

  1. В п. 3.1. указываются одна или несколько областей профессиональной деятельности, указанные в разделе 1 ФГОС (п.1.4, 1.5 или 1.6).
  2. В п.3.2. в табличной форме приводятся сведения о необходимости освоения конкретных модулей для каждого из сочетаний квалификаций. Таблица заполняется по всем указанным в п. 1.11/1.12 ФГОС квалификациям (сочетаниям квалификаций). В одной строке приводятся, порядковый номер, сведения о наименование основного вида деятельности, наименовании профессионального модуля, и по каждой из квалификаций указывается необходимость освоения.
  3. В случае наличия только одной квалификации или одного сочетания квалификаций, оставляются четыре первых столбца.

Заполнение раздела «Планируемые результаты освоения образовательной программы»

  1. П. 4.1. требует проверки совпадение наименований общих компетенций в макете с наименованием их в конкретном ФГОС СПО. Компетенции должны звучать как во ФГОС. При заполнении требований к знаниям и умениям в местах, выделенных курсивом, необходимо уточнить, к профессии или к специальности относятся данная программа. Остальные требования к знаниям и умениям желательно оставить без изменений. Все перечисленные знания и умения по общим компетенциям (далее в приложениях) должны найти отражение в требованиях к результатам по модулям и дисциплинам.
  2. п. 4.2. заполняется на основе ФГОС СПО (Приложение 2 или 3 «Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии/специальности», которые дополняются требованиями, выявленными в ходе сравнительного анализа ФГОС СПО и профессионального стандарта, по конкретным профессиональным компетенциям.
  3. Проведение сравнительного анализа начинается с выявления обобщенных трудовых функций профессионального стандарта, изучение которых целесообразно при описании профессиональных компетенций ПООП. Для этой цели необходимо рассматривать уровень квалификации обобщенной трудовой функции, совпадающий по уровню образования с уровнем образовательной программы.

Далее с целью выявления степени совпадения ФГОС СПО и требований ПС сравниваются трудовые функции и основные виды профессиональной деятельности.

По выбранным обобщенным трудовым функциям в рамках трудовых функций, пересекающихся с ФГОС, анализируются требования к знаниям, умениям и трудовым действиям путем их сравнения с требованиями ФГОС. Целью анализа является выделение дополнительных требований к знаниям, умениям и практическому опыту для достижения компетенций, обозначенных во ФГОС СПО.

  1. В таблице п.4.2. указываются все основные виды деятельности и все профессиональные компетенции, приведенные в образовательном стандарте. По каждой компетенции указываются знания, умения и практический опыт.
  2. На основе требований ФГОС, выявленных в ходе сравнительного анализа, формируется номенклатура дисциплин, минимально достаточных для достижения всех результатов, обозначенных во ФГОС.
Смотрите так же:  Алименты срок исковой давности

Заполнение раздела «Примерная структура образовательной программы»

  1. Раздел предполагает заполнение двух подразделов: «Примерный (-ые) учебный (-ый) план» и «Примерный (-ые) календарный (-ый) учебный график», которые связаны между собой единством наименования дисциплин и местом освоения каждой из дисциплин, междисциплинарных курсов и практик в графике учебного процесса. Данные подразделы выполняются в виде таблиц на каждую из квалификаций (сочетание квалификаций).
  2. П. 5.1. предполагает заполнение примерного учебного плана по каждому из сочетаний квалификаций (по профессии)/ из квалификаций (по специальности) по программе. В макете приведены разные форматы примерных учебных планов по профессии и по специальности.

При разработке примерного учебного плана и по профессии и по специальности в структуре нагрузки можно предусмотреть самостоятельную работу для выполнения работ, связанных с выполнением курсовых проектов (работ), необходимых для достижения результатов, обозначенных во ФГОС.

Самостоятельная работа в ПООП по циклам может не предусматриваться.

Нагрузка по дисциплинам и междисциплинарным курсам не может быть менее 32 часов.

Объем нагрузки по циклам не может быть менее значений, обозначенных во ФГОС. Нагрузка по дисциплинам в циклах может предусматривать как работу во взаимодействии с преподавателем, так и самостоятельную работу.

  1. В структуре примерного учебного плана по профессии должны быть предусмотрены две дисциплины, заявленные во ФГОС, в общепрофессиональном цикле.

«Физическая культура» с объемом нагрузки не менее 40 часов;

«Безопасность жизнедеятельности» с объемом нагрузки не менее 36 часов.

Необходимо обеспечить в структуре программы освоение умения работать с технической документацией на иностранном языке. Требования по освоению данного умения могут быть предусмотрены как в отдельной дисциплине, так и в рамках междисциплинарных курсов по профессиональным модулям.

В профессиональном цикле должны быть предусмотрены профессиональные модули, включающие междисциплинарные курсы (далее МДК), работы практики производственную и (или) учебную практику.

Объем нагрузки по всем практикам в профессиональном цикле не может быть менее 25% от объема нагрузки по профессиональному циклу.

Промежуточная аттестация по дисциплинам общепрофессионального цикла предусматривается из времени, отводимого на дисциплину. Рекомендуемый объем нагрузки выделяемый на промежуточную аттестацию в рамках дисциплин и МДК, составляет 6 ак. часов на экзамен и 1-2 на зачет. Указывается в программах учебных дисциплин. При этом промежуточную аттестацию в форме экзамена рекомендуется выделять в отдельную от занятий неделю.

Промежуточная аттестация по профессиональным модулям выделяется отдельной строкой внизу учебного плана и входит в суммарный объем нагрузки по циклу.

В плане указывается объем нагрузки, отводимый на вариативную часть, и на итоговую аттестацию.

После учебного плана приводятся требования к процедурам ГИА, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

В общепрофессиональный цикл включаются дисциплины, обеспечивающие освоение детализированных результатов, расписанных в разделе 4 ПООП.

  1. В структуре примерного учебного плана по профессии должны быть предусмотрены дисциплины, заявленные во ФГОС,

три (четыре) в ОГСЭ

Иностранный язык в профессиональной деятельности

Психология общения (в случае указания во ФГОС;

Две в общепрофессиональном цикле.

«Физическая культура» с объемом нагрузки не менее 160 часов;

«Безопасность жизнедеятельности» с объемом нагрузки 68 часов.

В профессиональном цикле должны быть предусмотрены профессиональные модули, включающие междисциплинарные курсы (далее МДК), работы практики производственную и (или) учебную практику. Кроме того, отдельной строкой выделяется преддипломная практика, которая в расчетах должна включаться в объем нагрузки профессионального цикла.

Для специалистов среднего звена в структуре образовательной программы в случае наличия требования об освоении одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих в учебном плане должен быть предусмотрен модуль, направленный на данные цели. Структура данного модуля должна предусматривать МДК и учебную и (или) производственную практику. В случае выделения только учебной практики для реализации данного модуля должна быть предусмотрена материально-техническая база для его освоения и отработки основных умений и получения практического опыта. В случае указания производственной практики, разработчик рекомендует проведение занятий по данному модулю на базе предприятия (в случае его наличия). Наименование осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) в примерном учебном плане не указывается.

В примерной программе в рамках циклов, самостоятельная работа может не предусматриваться на усмотрение разработчика.

В случаен выделения самостоятельной работы в структуре программы по дисциплинам и модулям суммарный объем образовательной программы по циклам, включающий и самостоятельную работу, и работу во взаимодействии с преподавателем не должна превышать значений, обозначенных во ФГОС.

При разработке основной программы образовательной организации в каждом из циклов должна быть предусмотрена самостоятельная работа в объеме, не превышающем 20% по профессии и 30% по специальности. О данном требовании должны быть предусмотрены соответствующие ссылки в структуре программы.

При разработке основной программы, образовательная организация вправе пересмотреть соотношение учебной и производственной практики в зависимости от условий реализации программы (наличия материально-технического оснащения).

Промежуточная аттестация по дисциплинам ОГСЭ, ЕН и общепрофессионального цикла предусматривается из времени, отводимого на дисциплину. Рекомендуемый объем нагрузки на промежуточную аттестацию составляет 6 часов на экзамен и 1-2 на зачет. Данный объем выделяется в программах учебных дисциплин.

Объем нагрузки по всем практикам в профессиональном цикле не может быть менее 25% от объема нагрузки по профессиональному циклу.

Промежуточная аттестация по профессиональным модулям выделяется отдельной строкой внизу учебного плана при этом все проводимые процедуры связанные с промежуточной аттестацией (экзамен, зачет, консультации, подготовка к экзамену) должны быть предусмотрены в рамках выделяемой нагрузки.

В плане указывается объем нагрузки, отводимый на вариативную часть, и на итоговую аттестацию.

После учебного плана приводятся требования к процедурам ГИА в соответствии с требованиями конкретного ФГОС СПО.

В общепрофессиональный цикл включаются дисциплины, обеспечивающие освоение детализированных результатов, расписанных в разделе 4 ПООП.

  1. П. 5.2. предполагает заполнение «Примерного календарного учебного графика». В структуре макета приведены форматы для профессии и специальности. Раздел составляется на основе примерного учебного плана. В графике, затемнением клеток обозначаются периоды в которые осваиваются элементы программы. График составляется для каждого сочетания квалификаций (квалификации).

Заполнение раздела «Примерные условия реализации образовательной программы»

  1. В пункте 6.1.1 указывается минимально-достаточное количество специальных помещений, наличие которых необходимо для достижения результатов, обозначенных во ФГОС в рамках программы, структура которой, обозначена в 5 разделе.

В пункте должны быть указаны кабинеты, лаборатории, мастерский которые будут указаны далее в программах, приведенных в приложениях. При разработке необходимо определить минимально достаточное количество помещений для обеспечения качества образования на международном уровне.

При этом в таблице указываются наименования кабинетов, лабораторий, мастерских, которые необходимы для подготовки в рамках конкретных сочетаний квалификаций (квалификаций) и особенности их оснащения в случае наличия таких особенностей. Целью составления такой таблицы является отсечение избыточных требований в рамках конкретных траекторий освоения программы.

  1. В п. 6.1.2 приводится оснащение специальных помещений (п. 6.1.2.1. Оснащение лабораторий; 6.1.2.2. Оснащение мастерских; 6.1.2.3. Оснащение баз практик).

При описании оснащения лабораторий и мастерских указывается основное и вспомогательное оборудование, инвентарь, инструмент и программное обеспечение (в случае необходимости), минимально-достаточное для организации образовательного процесса по программе. В списке оборудования не указываются марки, а приводится описание основных характеристик, минимально достаточных для проведения обучения по программе и проведения всех лабораторных и практических занятий, предусмотренных в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. В описание оснащения мастерских для специальности СПО должен быть предусмотрен участок для освоения программы по профессии рабочего, должности служащего. В случае необходимости различной базы для освоения профессий, указанных в приложении ФГОС, не уточняется наименование конкретного оборудования, а указывается краткая характеристика участка по каждой из квалификаций. Отдельная программа по этому модулю в ПООП не разрабатывается.

Указанное в данном разделе оборудование не повторяется в дисциплинах и модулях. В соответствующих разделах программ дисциплин и модулей, указывается наименование лабораторий мастерских и баз практик, и ссылка на раздел, в котором приводится описание оснащения образовательного процесса.

Описание баз практики включает требования к оснащению мест проведения практик с привязкой к родственным данной программе компетенциям Ворлдскиллс.

Смотрите так же:  Как подать заявление енвд-2

Все лаборатории и мастерские, предусмотренные в данном разделе, должны быть перечислены хотя бы в одной программе профессионального модуля или учебной дисциплины.

  1. В. п. 6.2. указываются требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, они берутся из сведений, указанных во ФГОС без изменений.
  2. В п. 6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в примерной программе приводится в общем для всех виде с указанием группы профессий и специальностей к которым относится конкретная профессия (специальность) для проведения расчетов.

Формирование раздела «Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур по программе»

  1. Раздел «Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и организация оценочных процедур» по программе корректируются в соответствии с осваиваемой программой (по профессии/специальности).

В тексте указываются наименования компетенций Ворлдскиллс, заданий олимпиад, материалов независимой оценки квалификаций, которые могут лечь в основу формирования заданий для проведения государственной итоговой аттестации.

Формирование разделов по разработчикам ПООП.

  1. Заполняется раздел по разработчикам ПООП, в котором указывается наименование организации, организующей разработку программы, перечисляются разработчики элементов программы по форме

ФИО, ученая степень, должность, место работы

ФИО, ученая степень, должность, место работы»

При необходимости данные о разработчиках могут быть представлены с указанием составленных ими программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, иных компонентов.

Формирование Приложений программ профессиональных модулей

  1. Разрабатываются все программы профессиональных модулей указанные в учебном плане.
  2. Наименования профессиональных модулей, и междисциплинарных курсов, указываются точно, как в учебном плане раздел п. 5.1.
  3. На титульном листе Программы профессионального модуля указываются сведения о порядковом номере Приложения, код и наименование программы для которой разработана данная программа код и наименование программы профессионального модуля.
  4. Программа профессионального модуля требует разработки четырех разделов:

— общая характеристика примерной рабочей программы профессионального модуля;

— структура и содержание профессионального модуля;

— условия реализации профессионального модуля;

— контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.

  1. В разделе «Общая характеристика примерной рабочей программы профессионального модуля» в заголовке раздела указывается код и наименование программы, далее с ведения о программе разнесены в два подпункта.
    1. В п. 1.1. заносятся сведения о цели и планируемых результатах освоения профессионального модуля, при этом цель указывается как освоение основного вида деятельности, в качестве результатов указываются общие и профессиональные компетенции в соответствующих таблицах с указанием их кодов.
    2. В п. 1.2. указываются Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля по вида м учебных занятий и самостоятельной работы.
  2. В п. 2 Указывается структура и содержание программы модуля.
    1. Структура модуля не должна противоречить сведениям, указанным в учебном плане.
    2. Содержание выстраивается в соответствии со следующей формулой:

– каждому знанию должны быть предусмотрены дидактические единицы в темах МДК;

– каждому умению лабораторные и практические занятия;

– каждому из требований к практическому опыту должны быть предусмотрены темы работ на практике.

  1. В каждой теме в строке содержание в колонке «объем в часах» указывается суммарное количество часов, отводимое на тему, складывающееся из нагрузки на теоретическое обучение (указанное напротив дидактических единиц по теме), нагрузки на лабораторные и практические работы, нагрузки на самостоятельную работу (в случае наличия).
  2. Самостоятельная работа в примерной программе. выделяется в случае необходимости приобретения навыков самостоятельной деятельности по освоению общих и профессиональных компетенций в рамках модуля. Тематика должна отражать характер деятельности направленный на эти цели.
  3. В структуре нагрузки по модулю предусматривается промежуточная аттестация 1-2 часа на зачет, от 6 часов на экзамен, если она не выделяется в рамках профессионального цикла отдельной строкой.
  4. Каждая практическая и лабораторная работа должны быть обеспечены оборудованием для их проведения, перечисленным в разделе 6 ПООП по профессии (специальности).
  5. В структуре программы в разделе 3 указывается оборудование кабинетов и не перечисляется оборудование лабораторий и мастерских, а дается ссылка на подпункты раздела 6. Кабинеты и лаборатории по наименованиям должны соответствовать разделу 6.
  6. При формировании условий реализации программы профессионального модуля указываются те наименования кабинетов, лабораторий, мастерских, баз практики, которые соответствуют по номенклатуре, указанным в разделе 6 данной программы. При этом оснащение кабинетов должно быть указано непосредственно в разделе, а по оснащению лабораторий и мастерских приводятся только сноски на соответствующий подразделы Раздела 6 программы. Также при описании условий указывается перечень учебных изданий и электронных ресурсов, рекомендованных ФУМО СПО для реализации программы. Сноска на возможности выбора образовательной организацией одной или нескольких позиций из данного перечня учебных изданий/электронных ресурсов сохраняется неизменной.
  7. Раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» оформляется в виде таблицы, в которой по каждому из указанных в первом разделе программы модуля указываются критерии оценки, формы и методы контроля. В столбце «Результаты» прописываются компетенции (общие и профессиональные), в столбце «Критерии» прописываются действия обучающегося с качественными характеристиками, подтверждающими освоенность компетенции, в столбце «Формы и методы» прописываются процедуры и порядок оценки, рекомендуемые разработчиком.
  8. Модуль по освоению одной или нескольких профессий рабочих и должностей служащих задается в виде макета с указанием квалификаций по которым в образовательной организации может быть разработан модуль и таблица с предлагаемыми компетенциями по каждой из квалификаций (в случае его наличия).

Формирование программ учебных дисциплин

  1. В рамках ПООП разрабатываются все программы учебных дисциплин, указанные в учебном плане.
  2. Наименования дисциплин, объем нагрузки во взаимодействии с преподавателем и самостоятельной работы указываются точно, как указано в учебном плане раздел 5
  3. Структура программы учебной дисциплины содержит следующие разделы:
  • Общая характеристика примерной рабочей программы учебной дисциплины
  • Структура и содержание учебной дисциплины
  • Условия реализации учебной дисциплины
  • Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
  1. Нагрузка по видам занятий (теоретические занятия, практические и лабораторные занятия) должна соответствовать, указанным в учебном плане, значениям.
  2. Все знания, указанные в разделе 1 программы дисциплины должны найти отражение в дидактических единицах тематики теоретических занятий, умения – в тематике практических и лабораторных работ.
  3. В каждой теме в строке содержание в колонке «объем в часах» указывается суммарное количество часов, отводимое на тему, складывающееся из нагрузки на теоретическое обучение (указанное напротив дидактических единиц по теме), нагрузки на лабораторные и практические работы, нагрузки на самостоятельную работу (в случае наличия).
  4. Самостоятельная работа в примерной программе. выделяется в случае необходимости приобретения навыков самостоятельной деятельности по освоению общих и профессиональных компетенций в рамках дисциплины. Тематика должна отражать характер деятельности направленный на эти цели.
  5. В структуре нагрузки по дисциплине предусматривается промежуточная аттестация 1-2 часа на зачет, от 6 часов на экзамен.
  6. Каждая практическая и лабораторная работа должны быть обеспечены оборудованием для их проведения, перечисленным в разделе 6 ПООП по профессии (специальности).
  7. В структуре программы в разделе 3 указывается оборудование кабинетов и не перечисляется оборудование лабораторий и мастерских, а дается ссылка на подпункты раздела 6. Кабинеты и лаборатории по наименованиям должны соответствовать разделу 6.

Формирование раздела «Фонды примерных оценочных средств

для проведения ГИА (далее Фонды)»

  1. При формировании данного раздела необходимо разработать примеры заданий минимально достаточных для оценки успешности освоения программы на основе профессиональных стандартов с учетом заданий Ворлдскиллс.
  2. Примеры заданий должны содержать соотнесение демонстрируемых в ходе выполнения задания (ий) результатов и требований ФГОС.
  3. Фонды включают в структуру следующие подразделы:

ФОНДЫ ПРИМЕРНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОФЕССИИ

  • Паспорт оценочных средств для ГИА
  • Структура процедур ГИА и порядок проведения
  • Примеры задания для демонстрационного экзамена

ФОНДЫ ПРИМЕРНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  • Паспорт оценочных средств для ГИА
  • Структура процедур ГИА и порядок проведения
  • Примеры задания для демонстрационного экзамена
  • Порядок организации подготовки и защиты дипломной работы (дипломного проекта)
  1. В структуре задания приводится рекомендуемый ФУМО порядок пересчета получаемых в ходе оценивания баллов по Демонстрационному экзамену в оценку. По специальности необходимо привести еще порядок учета оценки за ДЭ и защиту ВКР в суммарной оценке в зависимости от приведенной профессии, специальности.

Заключение

  1. В содержании программы должны быть предусмотрено освоение всех общих и профессиональных компетенций. То есть все компетенции должны найти место в содержании программ профессиональных модулей, дисциплин.
  2. Разработанная программа передается в ФУМО СПО.
  3. Затем рассматривается ЦРПО и размещается на сайте fumo-spo.ru
  4. После доработки по решению ФУМО направляется в федеральный реестр ПООП СПО.

[1] При разработке примерной основной образовательной программы все разъясняющие пояснения, обозначенные курсивом необходимо убрать после заполнения