Полномочия в отношении банков

Правовой статус и функции Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 27 ноября 2018 года.

Статья 25. Полномочия Банка России

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ наименование статьи 25 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 25. Полномочия Банка России

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 1 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) осуществляет регулирование деятельности по проведению организованных торгов, в том числе принимает нормативные акты, регулирующие деятельность по проведению организованных торгов, а также иные нормативные акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) обеспечивает проведение единой государственной политики в области проведения организованных торгов;

3) устанавливает требования к порядку проведения организованных торгов;

4) устанавливает порядок ведения реестров участников торгов и их клиентов, реестров заявок и реестров договоров, заключенных на организованных торгах, требования к порядку и срокам предоставления выписок из указанных реестров;

5) устанавливает особенности проведения организованных торгов ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, и организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, а также порядок и сроки предоставления информации организатором торговли о таких ценных бумагах и договорах с ними (информации о таких производных финансовых инструментах);

6) осуществляет регистрацию правил организованных торгов и иных документов организаторов торговли, в том числе спецификаций договоров, подлежащих регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также вносимые в них изменения;

7) осуществляет лицензирование бирж и торговых систем;

8) аннулирует лицензии бирж и торговых систем;

9) устанавливает ограничения на товары, в отношении которых могут заключаться договоры на организованных торгах, и требования, соблюдение которых является условием допуска товаров к организованным торгам;

10) устанавливает требования к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

См. Требования к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, утвержденные приказом ФСФР России от 16 июля 2013 г. N 13-58/пз-н

11) устанавливает случаи, порядок и сроки расчета организатором торговли цен, индексов и иных показателей, а также случаи регистрации методик расчета раскрываемых организатором торговли цен, индексов и иных показателей;

См. Положение Банка России от 24 февраля 2016 г. N 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам»

12) определяет требования к порядку и срокам расчета собственных средств организаторов торговли, а также устанавливает иные требования, направленные на снижение рисков осуществления деятельности по проведению организованных торгов;

13) устанавливает требования к осуществлению организаторами торговли внутреннего контроля;

14) определяет правила, состав, порядок и сроки раскрытия (предоставления) информации организаторами торговли;

15) устанавливает объем, порядок, сроки и формы представления, включая представление в электронной форме с электронной подписью, в Банк России отчетов, уведомлений и сообщений организаторами торговли, а также лицами, которые прямо или косвенно распоряжаются, в том числе на основании договора доверительного управления, 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) организатора торговли;

До вступления в силу нормативных актов, принятие которых отнесено к компетенции Банка России, применяются нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ

См. Положение о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организованных торгах», утвержденное приказом ФСФР России от 18 апреля 2013 г. N 13-31/пз-н

16) устанавливает требования к порядку хранения и защиты информации и документов, связанных с проведением организованных торгов, а также к сроку их хранения;

17) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации физических лиц в сфере деятельности по проведению организованных торгов и определяет условия и порядок включения юридических лиц в список организаций, уполномоченных проводить указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет включение в указанный список таких юридических лиц, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

18) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

Смотрите так же:  Заявление о вмп

19) проводит проверки соблюдения юридическими лицами, уполномоченными проводить аттестацию физических лиц в сфере деятельности по проведению организованных торгов, условий включения юридических лиц в список организаций, уполномоченных проводить указанную аттестацию, и исключает юридические лица из такого списка в случае нарушения указанных условий;

20) устанавливает квалификационные требования и требования к профессиональному опыту предусмотренных настоящим Федеральным законом лиц;

21) дает предварительное согласие на избрание (назначение) предусмотренных настоящим Федеральным законом лиц;

22) осуществляет контроль за соблюдением организаторами торговли требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с проведением организованных торгов (далее также — контроль за организаторами торговли);

23) осуществляет проверки деятельности организаторов торговли в порядке, установленном нормативными актами Банка России;

24) требует проведения организатором торговли проверок, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

25) принимает предусмотренные федеральными законами меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов;

26) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;

27) обменивается конфиденциальной информацией с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен такой информацией, при условии, что законодательством государства соответствующего органа (организации) предусмотрен уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации не меньший, чем уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией регулируются международными договорами Российской Федерации, — в соответствии с условиями таких договоров;

28) обменивается персональными данными с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен такой информацией, при условии, что законодательством этого иностранного государства обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных;

29) утратил силу с 1 сентября 2013 г.;

Информация об изменениях:

30) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 2 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. При осуществлении контроля за организаторами торговли Банк России вправе:

1) проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;

2) проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;

3) получать от организаторов торговли и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами, объяснения в письменной или устной форме;

4) обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ часть 3 статьи 25 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

3. При осуществлении контроля за организаторами торговли служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения организаторов торговли и, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных организатором торговли для исполнения его обязательств по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов, и (или) в помещения организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение информации, связанной с проведением организованных торгов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанных документов и информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 4 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4. Банк России вправе запрашивать в письменной форме у организаторов торговли и иных физических и юридических лиц документы и информацию, которые связаны с проведением организованных торгов, а указанные лица обязаны представить такие документы и информацию. При этом Банк России обязан обеспечить конфиденциальность представляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия (предоставления) информации в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 5 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. В случае выявления Банком России нарушений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также в целях предотвращения таких нарушений Банк России вправе направлять предписания, обязательные для исполнения лицами, которым они адресованы. Предписание должно содержать требование Банка России по вопросам его компетенции, а также срок исполнения этого предписания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ статья 25 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу с 9 февраля 2016 г.

5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 6 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6. Банк России вправе своим предписанием приостановить на срок до шести месяцев или прекратить проведение организованных торгов в следующих случаях:

1) если выявлены нарушения федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и (или) правил организованных торгов, в том числе если организатором торговли не исполнена обязанность по приостановлению или прекращению организованных торгов, установленная федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России и (или) правилами организованных торгов;

2) если организатором торговли не исполнено предписание Банка России;

3) если выявлены нарушения организатором торговли прав и законных интересов инвесторов или если совершаемые организатором торговли действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов;

4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 7 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

7. Предписание может быть изменено или отменено Банком России. Предписание Банка России может быть оспорено в арбитражном суде. Подача в арбитражный суд заявления о признании предписания недействительным полностью или в части не приостанавливает действия предписания.

Полномочия в отношении банков

Закрепление статуса Банка России (Центрального Банка Российской Федерации) на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. Как отметил Конституционный суд РФ в одном из своих решений (Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О, вынесенное в связи с запросом ВС РФ о проверке конституционности части третьей ст. 75 Закона о ЦБ РФ (Банке России) [1] «статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения [2] .

Таким образом, не являясь органом государственной власти, Банк России наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.2 ст.1 ФЗ «О ЦБ РФ»).

Как следует из конституционных норм, закрепляющих основные функции Банка России, последний осуществляет защиту и выпуски, национальной валюты. В юридической литературе рассматриваемое конституционное положение подвергается критике. Как отмечает Г.А. Тосунян «конституционная дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение устойчивости рубля обозначены как основная функция Банка России». Профессор Г.А. Тосунян анализируя иностранное законодательство приходит к выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране [3] .

Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства [4] :

— процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

— установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;

— прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) — проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Среди основных целей Банка России названы (ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ»):

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» — в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным [5] .

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ «О Центральном банке». К ним относятся:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Из всего объема функций нас, прежде всего, интересует функция банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов – это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы — согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Смотрите так же:  Бланк налоговая декларация при упрощенной системе налогообложения 2019

Банковский надзор — это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее — это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ [6] .

Уточняя определение банковского надзора, Н.Ю.Ерпылева обращает внимание на то, что надзор (наблюдение) может быть дистанционным и контактным. Кроме того, надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе [7] .

Согласно письму ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках» [8] под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Наиболее типичными банковскими рисками, подлежащими банковскому регулированию и надзору, согласно письму ЦБ РФ являются:

Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).

Рыночный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риск.

Фондовый риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.

Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.

Процентный риск — риск возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.

Риск ликвидности — риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

Операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Стратегический риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

Таким образом, общей целью банковского надзора является:

— поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

— обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

— защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Банковский надзор – это есть самостоятельное направление государственной деятельности в РФ, определяемое особой сферой его применения – сфера банковской деятельности. Соответственно, актуальным остается определить, что представляет собой банковская деятельность как объект банковского надзора (об этом чуть ниже в нашем исследовании).

Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А именно:

— специальный орган банковского надзора, наделенный соответствующими полномочиями в банковской системе (Банк России);

— определенный круг юридических лиц, признаваемых объектами такого надзора (главным образом, кредитные организации);

— наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;

— специальные санкции, применяемые Банком России в рамках привлечения поднадзорных субъектов к юридической ответственности за допущенные нарушения законодательства [9] .

Во исполнение рассмотренных целей и задач Банк России наделен широкими полномочиями. Поскольку весь широкий перечень полномочий Банка России не представляется рассмотреть в рамках нашего исследования, имеющего иную цель и задачи, рассмотрим надзорные полномочия ЦБР, на наш взгляд именно данные полномочия являются базисными в современном банковском регулировании.

Надзорные и регулятивные полномочия Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Банком России установлены обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. В настоящее время действуют:

— Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» [10] ;

— Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в ЦБР» [11]

— Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» [12]

— Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в ЦБР» [13]

— Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБР» [14]

— Положение ЦБР от 5 января 2004г. №246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» [15] ;

— Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [16] ;

— Положение ЦБР от 30 июля 2002г. №191-П «О порядке составления и представления консолидированной отчетности» [17] и др.

Закон закрепляет общее правило о том, что банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц (ст.58 Закона).

Наряду с правилами проведения операций Банк России вправе устанавливать следующие обязательные нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— нормативы достаточности собственных средств (капитала);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Подробным образом обязательные нормативы урегулированы в одноименной Инструкции ЦБР от 16 января 2004г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» [18] (с изменениями от 13 августа 2004 г., 18 февраля, 6, 29 июля 2005 г., 20 марта 2006 г.). В указанной Инструкции устанавлены числовые значения и методика расчета следующих обязательных нормативов банков:

— достаточности собственных средств (капитала) банка;

— максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

— максимального размера крупных кредитных рисков;

— максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

— совокупной величины риска по инсайдерам банка;

— использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

Также необходимо выделить следующие нормативные акты Банка России, закрепляющие обязательные нормативы:

— Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» [19] ;

— Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» [20] ;

— Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» [21] ;

— Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» [22] .

Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами (ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»). В развитие положений Закона действует Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» [23] . Подчеркнем, что Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов действует Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У [24] . О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций действует Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т [25] .

Также обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-УТакже обратим внимание, что о порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций действует Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У [26] ; Об особенностях применения ЦБР мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов издано письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т [27] .

Наряду с рассмотренными нормативами ФЗ «О ЦБ РФ» устанавливает контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций. Данное требование осуществляются в рамках предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» [28] государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их (ст.59 Закона). Подробно вопросы регистрации урегулированы в следующих актах Банка России:

Смотрите так же:  Льготы многодетным семьям в 2019 году в волгограде

— Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» [29] ;

— Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [30] (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.)

— Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций» [31]

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Действующее законодательство (ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О ЦБ РФ» наделяет Банк России правом устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. В настоящее время действует Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» [32] .

Как закреплено в Указании ЦБР №1486 ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.

Для сотрудников структурного подразделения при тех же требованиях опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, должен составлять не менее шести месяцев, а при отсутствии высшего образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее одного года или опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года.

Не допускаются к указанным должностям лица имеющие:

— судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений, предусмотренных ч.2 и 3 ст.146, ст.ст. 205, 205.1, 206, 208 — 210, 221, 222, 226, 227, ч.2 ст.228, ст.ст.228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240 — 242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290 — 292, 325 — 327.1, 355, 359 Уголовного кодекса РФ;

— административное правонарушение в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, а также правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5 и ст.ст.19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное течение одного года, предшествовавшего дню назначения на соответствующую должность, а также на момент нахождения в соответствующей должности и установленных вступившим в законную силу соответствующим постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных административных правонарушениях;

— факты расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.7 ст.81 Трудового кодекса РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций (ст.73 ФЗ «О ЦБ РФ»).

О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБР действует Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И [33] (с изменениями от 13 января 2005 г., 27 октября 2006 г.), а также Инструкция ЦБР «Об организации инспекционной деятельности» от 1 декабря 2003 г. N 108-И [34] (с изменениями от 13 января 2005 г., 15 декабря 2006г.).

По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут проводиться по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями. Организацию проведения указанных проверок осуществляет Главная инспекция в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России.

Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России (п.1.3 Инструкции №105).

Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные и тематические (п.1.4 Инструкции №105).

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.

По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением следующих случаев (ч.5 ст.72 ФЗ «О ЦБ РФ»):

— если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

— по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации.

[1] Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2001г. — №2.

[2] Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // эж-ЮРИСТ — №42 — октябрь 2004 г.

[3] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») — М.: 2003.

[4] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев – М.: 2003г.

[5] Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. – М.: 2004. – с.42.

[6] Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 — 2006 г.

[7] Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика — №3, 4. — 2005 г.

[8] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июня 2004г. №70-Т «О типичных банковских рисках» // Вестник Банка России — 30 июня 2004г. — №38.

[9] См. Смирнов Е.Е. Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы (интервью с А.Г. Аксаковым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, членом Национального банковского Совета ЦБ РФ) // Юридическая работа в кредитной организации — №6 — 2006 г.

[10] Положение ЦБР от 16 января 2007 г. N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России»

[11] Указание ЦБР от 14 июля 2005 г. N 1594-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности ликвидируемых кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 19 августа 2005г. — №44.

[12] Указание ЦБР от 17 декабря 2004 г. N 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» // Вестник Банка России. — 23 декабря 2004г. — №73.

[13] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 18 февраля 2004г. — №14.

[14] Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 12 февраля 2004г. — №12-13.

[15] Положение ЦБР от 5 января 2004 г. N 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 6 февраля 2004г. — №10.

[16] Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // Вестник Банка России. — 4 февраля 2004г. — №7.

[17] Положение ЦБР от 30 июля 2002 г. N 191-П «О консолидированной отчетности» // Вестник Банка России. — 31 октября 2002г. — №58.

[18] Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. — 11 февраля 2004г. — №11.

[19] Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // Вестник Банка России. — 4 мая 2006г. — №26.

[20] Указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» // Вестник Банка России. — 27 июля 2005г. — №38.

[21] Инструкция ЦБР от 31 марта 2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием» // Вестник Банка России. — 19 мая 2004г. — №30.

[22] Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. N 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» // Вестник Банка России. — 19 января 2005г. — №2.

[23] Положение ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 20 марта 2003г. — №15.

[24] Указание ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» // Вестник Банка России. — 15 марта 2006г. — №16.

[25] Указание оперативного характера ЦБР от 23 июля 2004 г. N 87-Т «О действиях территориальных учреждений Банка России в случае выявления фактов оплаты уставного капитала ненадлежащими активами при рассмотрении вопросов деятельности кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 11 августа 2004г. — №48.

[26] Указание ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. — 30 апреля 2003г. — №23.

[27] Письмо ЦБР от 2 июня 2004 г. N 57-Т «Об особенностях применения Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов»

[28] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 июля 2006г. — №31. — Ст. 3434.

[29] Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» // Вестник Банка России. — 10 августа 2005г. — №40.

[30] Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. — 20 февраля 2004г. — №15.

[31] Положение ЦБР от 25 октября 2005 г. N 277-П «О Книге государственной регистрации кредитных организаций»

[32] Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. — 10 сентября 2004г. — №54.

[33] Инструкция ЦБР от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.

[34] Инструкция ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» // Вестник Банка России. — 9 декабря 2003г. — №67.