Проживание в пскове

«Наши ребята — классные!» Руководитель псковского проекта «Сопровождаемое проживание» рассказала об уникальной программе адаптации инвалидов

В Международный день борьбы за права инвалидов, 5 мая, в концертном зале «СУПЕР» пройдет майский клубный фестиваль музыки и добра «Добрый РОК #Безграниц». Всю прибыль концерта, а также сборы из Доброго Барабана и продажи сувенирной продукции оргкомитет фестиваля направит на помощь уникальному проекту «Сопровождаемое проживание», реализуемому в Пскове.

Этот проект является логическим продолжением работы, направленной на включение в жизнь общества людей с тяжелой инвалидностью, начатой 25 лет назад созданием в Пскове Центра лечебной педагогики. До открытия ЦЛП родители детей с тяжелыми нарушениями развития могли только мечтать о том, что их ребенок, живя в семье, так же, как и обычные дети сможет посещать детский сад, школу, получит возможность трудовой занятости и будет жить в своем доме, даже когда рядом не будет родителей.

Сегодня благодаря работе псковских социальных педагогов у этой мечты есть все шансы сбыться. Мы расспросили руководителя проекта Елену Виноградову о том, чем живут участники проекта и как псковичи могут помочь уникальной инициативе.

— Елена, расскажите, как появилась идея проекта «Сопровождаемое проживание»?

— В 2005 году в Пскове была создана учебная квартира, целью которой стало формирование навыков самостоятельности в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности у взрослых молодых людей с ментальной инвалидностью. Продолжительность курса обучения составляла 4 месяца, после чего ребята возвращались домой к родителям. Но основная проблема и вопрос, который задают родители детей с инвалидностью, становясь старше, что будет с их ребенком в дальнейшем, «после них». Из этого вопроса и вырос проект. У наших выпускников сложилась традиция встреч, на которых мы с ними и их родными обсуждали, у кого что получается или не получается дома, каковы перспективы. Родители неоднократно озвучивали свою тревогу по поводу будущего, и мы подумали, что было бы неплохо создать какую-то форму проживания, которая была бы уже знакома ребятам, учебную, но на постоянной основе — так, чтобы они проживали отдельно от родителей.

Поскольку в учебной квартире за основу было взято групповое проживание — малыми группами по 4-5 человек, то, обсуждая проект постоянного проживания, мы планировали именно такой вариант прежде всего. С 2011 по 2013 год мы проводили предварительную работу: начали с того, что опросили молодых людей, занятых в Интеграционных мастерских, их семьи, кто вообще заинтересован в таком проекте, кто хотел бы в нем участвовать, готовы ли они вкладываться и временем, и финансово — поскольку проживание здесь идет на условии участия (со своей пенсии ребята оплачивают проживание, питание, хозяйственные расходы и свои личные траты — от ред.). Также мы обсуждали, где бы они хотели жить — в городе или за городом, каким должно быть питание, медицинское сопровождение. Определившись с концепцией проекта, штатом, количество проживающих, в июле 2013 года мы открыли 2 квартиры постоянного проживания, а 9 сентября ребята заехали сюда жить. В настоящее время у нас две квартиры, в каждой проживает пять молодых людей и девушек с сопровождением, которое оказывают социальные работники и педагоги, педагоги-психологи и я как руководитель. Возраст ребят — от 20 до 38 лет.

— Как организована жизнь ваших подопечных?

— Это именно постоянное проживание. Они заехали и будут жить столько, сколько захотят. Если разонравится — вернутся к родителям. Они как взрослые люди имеют занятость, все работают в Интеграционных мастерских. В будние дни с 8.30 до 15.00 они находятся в мастерских — кто-то из них работает в хозяйственном отделении, кто-то в других производствах — растениеводстве, ребята с более сильными нарушениями — в отделении развития и ухода.

После 15.00 самостоятельно или на спецтранспорте они приезжают сюда, ребята делятся впечатлениями, пьют чай, отдыхают, затем сопровождающий помогает им в выполнении обычных домашних дел. Кто-то из них будет планировать с социальным работником покупки, используя для этого фоторецепты. У нас есть фотоменю — чтобы ребята знали, кто что готовит. Они совместно составляют меню. Кто-то совместно с социальным работником с 17.00 до 19.00 готовит ужин. Участие может быть разным: для одного задача овощи помыть, остальное будет все поддерживать выполнять социальный работник, а другому надо только помочь с мерами, а остальное делают они сами. Ребята очень разные: кому-то требуется сопровождение 99%, кому-то — 1%.

— Эта разница на бытовом уровне ощущается? Общаются на равных?

— Общаются они на равных, а если нет — задача социального педагога создать микроклимат, чтобы каждый был ценным членом общества. Чтобы не было такого, что кто-то готовит, поскольку он может делать это лучше, а кто-то только ходит за покупками — все делают все. Просто кому-то понадобится больше помощи социального работника.

Основная идея, принцип проекта — ничего не делать за них. То, что человек может сделать сам, он должен делать сам, а если что-то не получается — социальный педагог должен промониторить и сформулировать учебную задачу. Только в том случае, если в этот период по каким-то причинам что-то недоступно по причине диагноза, допустим, такие задачи могут уйти в зону ухода, того, что будет выполнять социальный работник. Это может быть связано с гигиеной, с обращением с деньгами.

— А чем ребята занимаются в свободное время? Как вы отдыхаете?

-В бытовые дни все очень тесненько — они приходят в полчетвертого, с пяти до семи выполнение бытовых дел, в семь ужин, с семи кто-то моет посуду, кто-то доглаживает белье. Доделываем бытовые ежедневные дела. Обязательно есть ежевечернее планирование: это тот момент, когда мы собираемся все вместе и обсуждаем занятия. Поскольку решаются задачи социально-коммуникативной деятельности, ребята учатся планировать свой день, критично относиться к тому, насколько хорошо выполнено запланированное. Они учатся общаться друг с другом, задавать вопросы. Просто выслушать ответ, а не отвернуться — есть такие нюансы, которые кажутся неважными в обычной жизни, но наших ребят нужно этому постоянно учить, обращать на это внимание. Мы обсуждаем, насколько справились с соблюдением правил совместного проживания, помогали ли друг другу, говорили ли вежливые слова.

У них есть несколько минуток между делами, в это время ребята могут посмотреть ТВ, послушать музыку, кто-то из них любит читать. Кроме того, у нас есть каталог досуга, с помощью которого ребята учатся планировать свой отдых. Там перечислены виды деятельности, с которыми мы познакомились.

Задачи у всех разные. для кого-то важно хотя бы сказать «я хочу это, а не то». Особенно для людей с аутизмом это сложно — сделать выбор даже из двух. А для кого-то позвонить и спросить время сеанса и определить стоимость билетов на пятерых — сложная задача. Разброс задач самый большой — от простейшей до того, что мы с вами делаем в обычной жизни.

В выходные уже побольше времени, по субботам они ходят на фитнес-йогу, в пятницу вечером у нас занятие по канис-терапии — с собаками, которые к нам приезжают. Мы стараемся ходить на все мероприятия, которые проводят в городе, которые доступны для нас — и в плане содержания, и в плане физической доступности.

— На сегодня можно говорить о каких-то ярких результатах проекта?

— Дело в том, что это обычная жизнь, не производство. Ребята с удовольствием живут здесь. На выходные кто хочет — ездит навещает родителей, но после отпусков они возвращаются обратно и счастливы, что у них есть возможность как у обычных взрослых людей жить отдельно от родителей своей взрослой жизнью.

Поскольку это проект, наша основная задача — выявить, насколько наша концепция сработает, можно ли организовать сопровождение в таком объеме, насколько это получается. Наши ребята — первопроходцы.

Понимаете, если такой молодой человек или девушка останется без родителей или опекунов, выбора у них нет. Они просто попадут в психоневрологический интернат. А наш проект — это возможность остаться в привычном городе, где к тебе в гости могут приходить те люди, кого ты знаешь, где есть мастерские и работа. Это возможность не менять кардинально свою жизнь, жить нормальной жизнью.

К тому же интернат — очень специфическая структура. Вряд ли там будет занятость, вряд ли будет сопровождение два соцработника на пять проживающих. Скорее всего, там будет жить 300 мужчин или 300 женщин, что очень далеко от нормализации. Это основная боль родителей. Есть, конечно, разные интернаты, во многих работают прекрасные люди, многие ресурсно очень хорошо оборудованы. Но они не находятся в черте города, там недоступна инфраструктура.

Смотрите так же:  Пенсия за горячую сетку

— Подобные проекты еще в России реализовывались?

— Да, в разных городах, сейчас эта тема на пике. Есть подобные проекты в Нижнем Новгороде, в Перми, в Санкт-Петербурге, во Владимире.

— Есть ли статистика, скольким молодым людям в Пскове потенциально необходим такой проект?

— Сложно сказать. У нас нет возможности переговорить со всеми семьями, поскольку не все ребята могут донести анкету до дома. На настоящий момент как минимум 20 человек теоретически заинтересованы в нас. Но мы делаем запрос только для молодых людей с ментальной инвалидностью, которые являются занятыми в Интеграционных мастерских. Нам сейчас очень важен момент дневной занятости. К сожалению, статистики такой нет — сколько человек из нашей категории инвалидности посещает мастерские, сколько из них находятся дома.

— Планирует ли проект расширяться, увеличивать количество проживающих?

— Те, кто к нам обращался, заинтересованы в разной степени готовности. Но еще одна группа из пяти человек могла бы жить в еще одной учебной квартире. Но вы же понимаете, что здесь, конечно, нужны финансовые вложения.

У нас в проекте скоординированы силы общественной организации, которая предоставляет услуги, Управление соцзащиты Псковской области, которое оплачивает по штату сотрудников, и администрация города, которая позволила нам взять в аренду муниципальные квартиры. Так что по меньшей мере нам надо, чтобы сошлись три фактора. Ребята — не иждивенцы, часть своей пенсии, 9000 рублей ежемесячно выделяют на аренду, питание, коммунальные услуги, хозяйственные расходы, но это не покроет сопровождение. Для этого надо изыскивать средства, либо должно быть государство готово включаться в это.

Тема сопровождаемого проживания сейчас очень активная, ее обсуждают и на уровне министерства, и различных управлений. Стационарно-замещающие формы уже года три как на слуху: общественные организации в ходе общения с президентом еще на прошлом его сроке обозначили, что стационары, к сожалению, — единственная форма, и у людей нет альтернативы, на федеральном уровне было поручено разрабатывать эти формы. Но пока есть посыл и нет механизмов. Прежде всего, это финансовые и юридические вопросы, в том числе связанные с опекой.

— Где территориально расположены квартиры? Как реагируют люди, которые живут рядом с вами?

— Мы живем в Овсище, на Технической, 8. Когда мы изначально сюда переехали, на нас смотрели настороженно, и мы решили, что нам нужно познакомиться со всеми, провели акцию — Праздник двора, думали тогда, что разово. Главная идея была в том, чтобы что-то полезное делать вместе. В первый наш праздник мы делали правила двора и подъезда, которые висят у нас до сих пор. Соорудили коробки для спама красивые, в технике декупаж, елочку посадили для зимнего праздника.

В этом году будем проводить День соседа. Тема — соседство в разных странах. Мы возьмем несколько стран, поговорим о блюдах разных стран, придумаем задания, проведем викторины.

Мы придумываем тему, а наши ребята помогают с заданиями и подготовкой к празднику. Каждый отвечает за свой участок задач. Мы максимально стараемся их вовлечь в плане подготовки и, насколько возможно, включаем в проведение. Кто-то сможет всего 15 минут на своей станции постоять и будет затем гулять с соцработником вокруг, потому что быстро устает и от общения в том числе, а кто-то будет весь праздник активен, будет развлекать, беседовать.

Наша основная задача — не только принести пользу, но и показать, что такое соседство — не страшно. Мы ничего не навязываем, не пропагандируем, даже особо ничего не рассказываем, просто показываем, что находиться рядом — это норма. Для наших маленьких соседей это вообще не проблема. Они знают нас по именам, спрашивают как дела у Сережи — молодого человека на коляске, спрашивают, когда будет следующий праздник. У нас не было здесь таких проблем, как в других городах, когда людям говорили переезжать, — такого не было ни разу. У нас более милый город.

— Как могут помочь вашему проекту горожане?

— Мы заинтересованы в волонтерах, которые могли бы сопровождать ребят на досуговых мероприятиях и на наших акциях, которые мы проводим — Праздник двора, например, который мы планируем на июнь. Если кто-то владеет знаниями и проведет у нас мастер-классы, неважно какие, музыкальны или кулинарные — это тоже было бы для нас очень интересно. Это в любом случае новое общение, новые знания. У нас ребята довольно активные, ходят и в театр, и на фитнес-йогу, и на хор. Чтобы помочь нам, достаточно обратиться в Центр лечебной педагогики, мы отреагируем.

— Расскажите немного о штате социальных работников и педагогов, работающих в проекте.

— Кадры — проблематичная вещь. Сложный график, разорванный, мы работаем в три смены — утро, день, ночь. Кроме того, вы наверняка представляете, какая зарплата у соцработника. Те, кто могут найти зарплату больше, конечно, сюда не пойдут.

— За что же вы тогда работаете?

— Это сложно объяснить — но если кто-то пришел попробовал к нам поработать — сразу понятно, его это дело или нет. Это очень быстро решается, в первые две-три недели. Просто наши ребята — классные, от них идет позитив.

Мы сами занимаемся их обучением людей, которые приходят к нам работать, в актуальном для нас направлении — сопровождение на основании наших принципов и идей — не выполнять ничего за человека, а привлекать максимально его активность, учитывать его желания. Так, чтобы сопровождаемый был не объектом воздействия, а субъектом, чтобы ничего не делалось за человека — наоборот, делалось вместе с ним.

На самом деле сейчас вакансий у нас сейчас нет. Я перечислила все негативные стороны работы, но уже года три как нам не требуются сотрудники. Мы искали людей, но потому, что у сотрудника менялась жизненная ситуация — вышла замуж, переехала, а не потому, что человек ушел от нас.

— Это затягивает?

— Как возникла идея благотворительного концерта?

— Нам предложили поучаствовать, мы с удовольствием согласились. Финансовый момент тоже важен — поскольку концерт благотворительный. Я говорила, что ребята вкладывают средства в проживание, но проблем это не решает. Например, бытовая техника — поскольку мы очень активно ее используем, она быстрее выходит из строя. Здесь тоже есть свои нюансы. Иногда прекрансые люди дарят нам на новоселье микроволновку, из лучших побуждений — с сенсорной панелью, а ребятам неудобно ей пользоваться, им нужна рычаговая. Все это надо учитывать.

Еще нам требуется подъемное потолочное оборудование для колясочника, подъемник или ступенькоход, для этого тоже требуется деньги, которые силами проживающих не найти. Угол пандуса очень высокий, это очень тяжело. Даже просто сушилка для белья вышла из строя — ее тоже надо купить. Конечно, если нам предлагают в нашу честь что-то провести, мы с большим удовольствием соглашаемся.

— Вы примете участие в концерте в качестве зрителей? Или, может быть, мы увидим ребят на сцене?

— Мы будем слушателями и зрителями. Чтобы выступать — надо быть на уровне — не просто посмотрел и слезу утер, как это жалко. Искусство должно радовать. Мы не за самодеятельность, против дилетантских вещей. А для души они поют в хоре.

— От концерта ребята чего ждут?

— Прежде всего, позитивных эмоций, энергетики, они очень открыты к новым ощущениям. думаю, им будет очень интересно посмотреть на выступления групп в таком зале, с таким звуком. Несмотря на то, что они взрослые, у многих из них опыт самый разный — кто-то сейчас для себя только начинает что-то открывать. На концертах они бывали, но на рок-фестивале окажутся впервые. Так что смогут загадать желание!

Если вы хотите помочь проекту, приходите на концерт «Доброго рока», который состоится 5 мая! Если вас заинтересовал проект «Сопровождаемое проживание» и вы хотите в нем участвовать как волонтер, обращайтесь в Центр лечебной педагогики:

ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: 8 (8112) 290383, факс: 290380

Сопровождаемое проживание

«Что будет с нашими детьми после нас?» Этот вопрос мучает родителей, чьи дети-инвалиды стали взрослыми, но не стали самостоятельными и независимыми, как их обычные сверстники. Родители боятся, что после их ухода из жизни детей определят в психоневрологический интернат (ПНИ). Если это произойдет, возникает логичный вопрос: для чего же на протяжении всей жизни псковские семьи вместе со специалистами служб ранней помощи, Центра лечебной педагогики, коррекционных школ, Производственно-интеграционных мастерских готовили детей к жизни в обществе? Ведь в ПНИ они окажутся в изоляции и не смогут реализовать свои способности и права на труд и достойную жизнь в обществе. В качестве альтернативы ПНИ необходимо создать условия для жизни таких людей в том месте, где они родились, выросли, получили доступное образование и занимаются посильной трудовой деятельностью. Люди, о которых идет речь, имеют т.н. ментальную инвалидность, вызванную нарушениями интеллекта, опорно-двигательных функций, расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями и др. Часто они имеют не одно, а несколько нарушений, вследствие чего самостоятельно эти люди жить не могут, им в большей или меньшей степени нужны помощь и сопровождение. Отсюда и появилась необходимость сопровождаемого проживания.

Смотрите так же:  Семинар налог на прибыль в 2019 году

Как общими усилиями можно изменить жизнь взрослых людей с тяжелой инвалидностью?

Для создания условий сопровождаемого проживания в Пскове организация родителей детей и взрослых людей с инвалидностью «Я и Ты» совместно с Центром лечебной педагогики разработали и приступают к реализации пилотного проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове».

Осуществление проекта будет происходить на основе социального партнерства государства и общественности. Партнерами ПРОБО «Я и Ты» в проекте выступают: Администрация Псковской области, Администрация города Пскова. Каждый из партнеров берет на себя ряд обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания.

Так городская Администрация приобрела 4 квартиры для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью в 2012 году. Областная администрация готова финансировать услуги по сопровождению. Общественная организация оборудует квартиры мебелью и необходимыми приспособлениями, организует обучение сопровождающего персонала современным технологиям предоставления услуг и осуществляет организацию процесса сопровождаемого проживания. Кроме того, «Я и Ты» привлекает волонтеров для оказания индивидуальной помощи нуждающимся в ней людям. Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являются иждивенцами, они оплачивают расходы на питание, осуществляют коммунальные платежи и несут другие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры, а также для проведения досуга.

Пилотный проект будет реализован в течение двух лет (с января 2013 по декабрь 2014). За два года будет отработана модель сопровождаемого проживания людей с тяжелой инвалидностью на базе квартир обычного жилого дома. В этот период специально созданная рабочая группа подготовит нормативно-правовую базу для внедрения опыта на территории Псковской области. Кроме того, в ходе проекта будут проводиться мероприятия, направленные на формирование уважительного отношения общества к людям с инвалидностью и на расширение добровольного участия псковичей в оказании помощи согражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Самое главное, что люди, которые не могут самостоятельно реализовать свои права, в результате общих усилий смогут обрести достойную жизнь в обществе даже после ухода из жизни их родителей.

При подготовке проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове» планировалась поэтапная работа:

1 этап (сбор информации)

• Выявление потенциальных проживающих в квартирах.

• Определение группы родителей, готовых активно участвовать в подготовке.

2 этап (подготовительный)

подготовка родителей и их детей к сопровождаемому проживанию

— обсуждение с родителями различных организационных вопросов.

— подготовка молодых людей с инвалидностью к жизни без родителей.

— подготовка сопровождающего персонала.

3 этап (осуществление проекта)

• Апробировать модель постоянного сопровождаемого проживания в условиях квартир обычного жилого дома.

• Подготовить региональную нормативно – правовую базу сопровождаемого проживания.

• Наладить уважительные взаимоотношения между участниками проекта и ближайшим социальным окружением.

Реализация проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове» началась в 2011 г.

Для решения выше поставленных задач осуществлялись следующие шаги:

На первом этапе:

Шаг 1.

Проведено анкетирование родителей и людей с инвалидностью, посещающих ГКУСО «Производственно-интеграционные мастерские» Псковской области.

Шаг 2.

Проведена первая встреча, в ходе которой:

1. родители договорились о регулярных контактах;

2. разработаны критерии отбора молодых людей с инвалидностью для постоянного сопровождаемого проживания в квартирах.

3. создан координационный совет, которому поручили осуществить выбор 10 человек для постоянного сопровождаемого проживания, на основе разработанных критериев отбора.

Шаг 3.

Выбраны 10 человек для постоянного сопровождаемого проживания.

Шаг 4.

Начата подготовительная работа с молодыми людьми, выбранными для постоянного сопровождаемого проживания и их родителями.

На втором этапе

Шаг 5.

Составлен список вопросов, необходимых для общего обсуждения и план встреч.

Шаг 6.

На данный момент проходит реализация плана.

Мы будем информировать о последующих шагах.

Гостиницы Пскова

Мы показываем лучшие цены на отели за последний месяц. Чтобы узнать цены на конкретные даты нажмите на кнопку «Найти»

  • 5 звёзд
  • 4 звезды
  • 3 звезды
  • 2 звезды
  • 1 звезда
  • без звёзд
  • Идеально
  • Превосходно
  • Отлично
  • Очень хорошо
  • Хорошо
  • Неплохо
  • Удовлетворительно
  • Без оценки

Отзывы об отелях Пскова

Не сдавайтесь! Возможно, кто-то именно в этот момент отказался от бронирования.

Гостиницы Пскова

Отели города Псков, Псковской области: отзывы, контакты, адреса, телефоны, цены от 24 руб., актуальная информация о скидках и спецпредложениях. На сайте представлено подробное описание 55 гостиниц Пскова.

Бронирование гостиниц в Пскове. Псков — один из древнейших и наиболее замечательных своим прошлым русских городов. Город с многовековой культурной историей, город-музей, хранящий множество памятников русской старины, поэтому он дорог каждому культурному человеку. Главной достопримечательностью Пскова по праву считается кремль, построенный на скалистом берегу, а также множество старинных монастырей и церквей.

Кремль Пскова называют жемчужиной древнерусского зодчества. Исследуя древние стены одной из могучих крепостей, поражающие своей мощью, вы окунетесь в неповторимый дух средневековья. Если вы решили посмотреть достопримечательности Пскова — его древние побеленные одноглавые церкви украшенные звонницами и крыльцами, заранее побеспокойтесь о своем размещении.

А если Вы цените свое время, силы и деньги, то мы сделаем это за Вас, причем бесплатно. Вам необходимо просто зайти на наш сайт и посмотреть всю информацию о наших услугах. On-line консультанты мгновенно ответят на Вашу заявку, предложат перечень гостиниц Пскова, учитывая Ваши предпочтения, забронируют номер.

Ваш браузер не поддерживается

Вы можете только просматривать наш сайт. Чтобы получить доступ к имеющимся бронированиям или сделать новое, вам нужно обновить свой браузер.

Вы также можете попробовать зайти через другой браузер или устройство.

Отели в городе Псков

Познакомьтесь с городом Псков

  • Город
  • Упоминается в отзывах

Псков очень красивый.

Псков очень красивый. Транспорт ходит удобно. Такси дёшево. В основном занимались шопингом. По городу гуляем летом.

Тихий, уютный городишко.

Тихий, уютный городишко. Туристический центр порадовал тем, что все достопримечательности находятся в пешей доступности, одного светового дня будет достаточно, чтобы ознвкомиться с ними со всеми. Впечатление от псковского кремля, а он здесь зовется Кром, омрачила находящаяся на реконструкции самая популярная и фотогиничная башня, но это временное явление. Настоящую русскую кухню можно отведать в палатах Подзноеаа,готовят очень вкусно, уровень подачи блюд и интерьеры в лучших традиях купечества ощутимы в цене. В городе есть и более доступные варианты, широко распространены столовые, пирожковые, небольшие кафе.Понравилось кафе 903, отличный вид на кремль и вкусное свежесваренное пиво. Приезжайте летом, две местые речушки создадут красивые пейзажи, зимой все, что за пределами кремля, уныло.

Красивый город, набережная реки Великая, рекреационная зона.

Красивый город, набережная реки Великая, рекреационная зона вдоль реки Псковы, старинные церкви, Кремль, в 40 километрах древняя Псково-Печерская обитель

Понравилась плотина через реку Пскова (там много уток).

Понравилась плотина через реку Пскова (там много уток), приятная прогулка вдоль стены, наличие организованного места для катания на ватрушках как детям так и взрослым, склон для учебы езды на горных лыжах. Прогулка по кремлю.

1. Кафе «Сундук» напротив Кремля вполне.

1. Кафе "Сундук" напротив Кремля вполне замечательное для обеда или отдыха. Работает круглосуточно. Цены умеренные. Готовят вкусно. 2. Кофейня на углу Советской улицы и Набережной, слева от Кремля, если смотреть на его вход — очень атмосферна — пирожные и выпечка достойные. 3. Пельменная "Скобарь" на Октябрьском проспекте рекомендую. 4. Пончиковая чудесная на Октябрьском проспекте. 5. Детский парк приятный для прогулок с детьми. 6. Колесо обозрение рекомендую всем. 7. Власьевская башня в Кремле — сказка.

Псков- чудный тихий город.

Псков- чудный тихий город. Мы жили в отеле "Art Magic ". Отель нам понравился, есть всё необходимое. Ели мы в Трактире 903 и Таверне Поджарка, а также во Французской кондитерской напротив Кремля и чайных в монастырях. Особенная атмосфера, вид и блюда в Трактире 903. Очень рекомендую. Такси в пределах города 70-130 рублей, автобус 25 рублей. В основном мы ходили пешком, в условиях непогоды нас спасало такси -быстро и удобно. Псков- это в первую очередь церкви, монастыри, в общем история. Нам всё понравилось) Приедем ещё!

Дом и друзья вместо ПНИ: что такое сопровождаемое проживание

Для кого разработана технология сопровождаемого проживания, где берутся средства для таких домов и квартир, какая помощь предоставляется подопечным, и почему государство должно этим заниматься?

Кому нужно сопровождаемое проживание

Детей с ментальными и тяжелыми множественными нарушениями здоровья в последнее время все чаще устраивают в семьи, они получают школьное образование. «Но как только они становятся совершеннолетними, они оказываются в глубокой изоляции», – говорит Мария Островская, президент Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы».

Не только воспитанники ДДИ, но и молодые люди, выросшие в приемных семьях, после 18 лет зачастую вынуждены отправляться в ПНИ, потому что других вариантов им не предлагают. Люди с инвалидностью, от которых не отказались их собственные родители, попадают в ПНИ, когда родственники стареют и умирают.

Альтернатива интернату – сопровождаемое проживание. В России уже разработана модель такой формы жизнеустройства инвалидов. В некоторых регионах даже имеется многолетний опыт работы с этой моделью.

Например, сопровождаемое проживание организовано в Центре лечебной педагогики Псковской области, при православном приходе деревни Раздолье в Ленинградской области, есть «Квартал Луи» в Пензе и «Прибайкальский исток» в Иркутской области, есть такие квартиры у общественной организации родителей АРДИ «Свет» во Владимирской области, у ГАООРДИ в Санкт-Петербурге и т.д.

Технология предназначена для людей с нарушениями интеллекта, с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, с сенсорными нарушениями.

Смотрите так же:  Сумма пособия на рождение в 2019 году

Какая требуется жилплощадь

Елена Клочко, сопредседателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Фото: ria.ru

Сопровождаемое проживание организуют как в городе, так и на селе. Это может быть отдельная деревня, частный дом, несколько домов, обычная квартира, несколько квартир в одном доме.

Представители Минтруда полагают, что сопровождаемое проживание нужно обеспечивать прямо в социальных учреждениях стационарного типа – то есть в ПНИ. По мнению Елены Клочко, сопредседателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, «это профанация, которая к настоящему сопровождаемому проживанию не имеет отношения».

Отсутствие жилых помещений, где могло бы быть организовано сопровождаемое проживание, – самая большая проблема для тех региональных властей, которые в принципе готовы помогать.

Эксперты предлагают множество вариантов решения этой проблемы. Вот некоторые из них:

– использовать то жилье, на которое сироты имеют право после 18 лет по закону;
– строить специальные квартиры для сопровождаемого проживания вместо новых интернатов за счет государства;
– покупать дешевое жилье в сельской местности на средства НКО;
– покупать жилье за счет родителей детей-инвалидов;
– арендовать жилье у застройщика;
– использовать для строительства жилья те деньги, которые скопились на счетах инвалидов, пока они жили в интернатах;
– государству закладывать создание домов и квартир для сопровождаемого проживания в долгосрочные планы по застройке, опираясь на статистические данные: процент людей с умственной отсталостью не растет и не сокращается многие годы.

Кто будет соседом по квартире

Андрей Царев, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области. Фото с сайта svoboda.org

При сопровождаемом проживании человек может жить один в собственной квартире или в группе из 5-7 человек. Больше 8 человек – это уже интернат, считают специалисты.

Обычно в группы для совместного проживания набирают людей с разной степенью ограничения жизнедеятельности, разного пола и возраста. Конечно, согласие самого человека и его законного представителя на такие условия обязательно учитывается.

«Если мы наберем группу из людей с тяжелейшими нарушениями опорно-двигательного аппарата или интеллекта, то сопровождающим будет тяжело справляться с работой. Если мы наберем группу только из тех людей, у которых имеются выраженные нарушения поведения, то это будет похоже на психиатрическую больницу.

А если мы наберем только людей с легкой или умеренной умственной отсталостью, то сопровождающим будет просто работать, но возникнет вопрос, что делать с остальными», – объясняет Андрей Царев, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.

Важно также сохранить разнополый и разновозрастной состав, так как в обычной жизни «мужчины и женщины не живут по отдельности», считает он. А если двое жильцов создадут семью, то для них придется искать другую квартиру с сопровождаемым проживанием.

В трех квартирах проекта ГАООРДИ «Новая Охта» (Санкт-Петербург) живут 13 мужчин и 6 женщин. Из них 12 человек – с первой группой инвалидности и 7 человек – со второй группой инвалидности. Возраст тоже разный: от 18 до 51 года.

В деревне Раздолье (Ленинградская область, проект СПбБОО «Перспективы») в доме сопровождаемого проживания 3 женщины и 4 мужчин. Из них 3 человека – из семей, 4 – из интерната. В группе есть как самостоятельные, так и совсем несамостоятельные люди.

Чем занимаются жильцы

В доме инвалидов в деревне Раздолье Приозерского района Ленинградской области. Фото: Дмитрий Родченков

«Одна девушка, когда начала жить в Раздолье, однажды мне сказала: я тебе помогла помыть пол. Я ответила: нет, это я тебе помогла помыть пол. Кто кому помог, зависит не от того, кто какую часть операций сделал. Все зависит от того, чей пол», – рассказала Мария Островская.

В штате дома сопровождаемого проживания не предусмотрены санитарки, уборщицы или повара. Жильцы обслуживают себя сами, но с помощью социальных работников.

Обязательный фактор – дневная занятость. «Утром они встают, завтракают и едут на «работу» в Центр дневной занятости», – рассказывает о проекте «Новая Охта» Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ.

Сколько нужно социальных работников

В Раздолье посменно работают 4 социальных работника (сутки через трое). Есть 2 помощника соцработника, они работают по очереди с 9:00 до 21:00. Один социальный педагог работает в будни с 9:00 до 17:00. Еще имеются полставки для трудового инструктора и треть ставки – для педагога православной культуры.

Социальная служба Псковской благотворительной организации «Росток» состоит из 20 сотрудников (4 психолога, 4 социальных педагога и 12 соцработников), которые сопровождают более 60 бывших воспитанников ДДИ. Правда, круглосуточное сопровождение нужно только 12 жильцам трех квартир, а остальные уже социализировались, живут самостоятельно, социальные педагоги и психологи навещают их по мере необходимости.

Услуги сопровождаемого проживания предоставляют в основном некоммерческие организации. По словам Светланы Петровой, директора департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России, органам власти пока еще нужно понять, «чего не хватает», что конкретно «недофинансируется», какие услуги, необходимые для сопровождаемого проживания, они могут предоставить в «натуральном виде», а на какие нужны дополнительные средства.

Что должен знать и уметь персонал

Обычный социальный работник, даже очень квалифицированный, не справится с организацией сопровождаемого проживания без некоторой переподготовки. Главное, он не должен делать за человека с инвалидностью то, что тот способен сделать самостоятельно.

Например, нужно не просто сходить за покупками, а взять с собой подопечного и помочь ему выбрать продукты, оплатить их, принести домой.

Персонал должен знать особенности и возможности людей с инвалидностью. Например, если социальному работнику не известны особенности людей с РАС, у него будут трудности.

Отдельный случай – работа с бывшими воспитанниками ДДИ. «Помогать бывшим воспитанникам ДДИ должны специалисты, имеющие предрасположенность к этой работе, способные стать уважаемыми и значимыми людьми для подопечных», – подчеркнул Алексей Михайлюк, председатель правления Псковской региональной общественной благотворительной организации «Росток».

Особая технология, которую должны освоить сотрудники, – это вовлечение подопечных в жизнь местного сообщества. Они должны быть «социальными адвокатами» своих клиентов.

«Мы ничего лучше не придумали, как продать свои квартиры и переехать в соседние дома, чтобы работать с местным сообществом, чтобы “наших” не боялись соседи и продавцы в магазине, чтобы мы могли с ними цветы сажать, когда снег сойдет, и т.д.», – рассказала Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ.

Как учить жильцов

Мария Островская, президент Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы». Фото с сайта finbahn.com

Сможет ли человек с ментальной инвалидностью сразу переселиться из ПНИ (или ДДИ) в квартиру? К сопровождаемому проживанию подопечных нужно готовить поэтапно, говорит Андрей Царев. Первый этап – это обучение самостоятельному проживанию еще в интернате, в школе или реабилитационном центре.

Второй этап – это учебное сопровождаемое проживание в тренировочной квартире.

«Тренировочные квартиры создаются для того, чтобы человек научился жить среди людей, а не изолированно, в мире интерната или родительской семьи», – поясняет Мария Островская.

Только после этого человек может начинать жить самостоятельно.

Кто будет отвечать «в случае чего»

Вдруг, человек с инвалидностью окажется недостаточно адаптированным? У руководителей ПНИ возникает вопрос: кто будет отвечать, если в условиях сопровождаемого проживания недееспособный подопечный причинит вред себе или окружающим. Они опасаются, что отвечать будет законный представитель – то есть директор.

Эти опасения связаны с представлением об учреждении, где проживает 300-500 человек. «Как только вы отойдете от этой парадигмы, вы поймете, что сопровождение 6-8 человек – это совсем другие условия», – говорит Елена Клочко.

Минтруд, в свою очередь, обещает разослать разъяснение по данному вопросу в регионы.

Законно ли все это

Правовые основы для сопровождаемого проживания уже созданы, считают эксперты. Однако остаются еще некоторые моменты, которые предстоит прояснить. Например, отсутствуют санитарные нормы и правила для помещений, где проживают малые группы инвалидов. Есть нестыковки между перечнем услуг, необходимых при сопровождаемом проживании, и теми перечнями социальных услуг, которые существуют в регионах. В законах РФ нет таких понятий, как сопровождаемое проживание или сопровождаемая дневная занятость.

Что дешевле, ПНИ или сопровождаемое проживание

«Возможно, на первом этапе сопровождаемое проживание не будет дешевле, чем в условиях стационарного учреждения. Но когда система встанет на ноги, то, безусловно, она окажется более дешевой формой предоставления социальных услуг. Ведь, если мы говорим о стационарных услугах, там есть еще и инфраструктура – столовые, гаражи, бани, прачечные и т.п. Они требуют и человеческих ресурсов, и материально-технических.

А если мы говорим о сопровождаемом проживании, то здесь люди живут в своем жилье, имеют доступ к транспортной, торговой инфраструктуре и к другим сервисам», – считает Андрей Царев.

«При условии обеспечения проживающим в ПНИ услуг такого же качества и объема, которые получают люди при сопровождаемом проживании, сумма затрат в ПНИ существенно возрастет», – отмечает Елена Клочко.

Сейчас стоимость содержания людей с инвалидностью в интернате усредняется. При этом «стоимость строительства новых интернатов на одно койко-место – от 2 миллионов рублей и выше», – добавила она.

По материалам международной научно-практической конференции по улучшению качества жизни детей и молодежи с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Ценность каждого». Организатор – Центр лечебной педагогики.