Полномочия нотариусов государственных нотариальных контор

Полномочия нотариусов государственных нотариальных контор

1. Государственные нотариальные конторы

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, уполномочены на совершение следующих нотариальных действий:

1) удостоверение сделок;

2) выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствование копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой;

5) удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте;

6) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

7) удостоверение времени предъявления документов;

8) передача заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

9) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

10) совершение исполнительных надписей, протестов векселей, морских протестов;

11) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

12) принятие на хранение документов;

13) обеспечение доказательств;

14) выдача свидетельства о праве на наследство. Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав;

15) принятие мер к охране наследственного имущества.

В случае отсутствия в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Если в населенном пункте вообще отсутствует нотариус, то обязанность по совершению нотариальных действий возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти, которые вправе совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверение завещаний и доверенностей;

2) принятие мер к охране наследственного имущества;

3) свидетельствование верности копий документов и выписок из них, а также подлинности подписей на документах.

Также на совершение отдельных нотариальных действий (например, удостоверение сделок, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ) уполномочены должностные лица консульских учреждений РФ.

Ведение реестра всех государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляет Министерство юстиции РФ на основании Приказа от 2 декабря 2003 г. «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой».

Согласно указанному Приказу реестр формируется и ведется Управлением по контролю в сфере адвокатуры и нотариата и правовой помощи Федеральной регистрационной службы для обеспечения учета государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией, содержащейся в реестре.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и должна быть предоставлена в десятидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой

Наряду с государственными конторами в Российской Федерации действуют частные нотариусы.

Нотариус, занимающийся частной практикой, наделен широким кругом полномочий:

1) вправе иметь контору, представляющую собой помещение, находящееся в нежилом фонде. В конторе должны быть: приемная, комната секретаря нотариуса, комната нотариуса;

2) вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, с которых нотариус может перечислять деньги за аренду помещения, производить расчеты с налоговыми органами, пенсионным фондом. Также нотариус вправе открывать депозитный счет, на который клиент перечисляет деньги для того, чтобы нотариус по его указанию передал эти деньги организации, физическому лицу и т. д. Деньги клиента, хранящиеся на депозитном счете нотариуса, не являются его доходом;

3) вправе иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности;

4) вправе нанимать и увольнять работников. В этом случае он должен выплачивать им заработную плату, производить расчеты за этих работников с пенсионным фондом, фондом обязательного медицинского страхования и социального страхования. Таким образом, нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ;

5) распоряжаться поступившим доходом. Но необходимо учитывать, что он обязан выплачивать заработную плату сотрудникам, оплачивать аренду помещения, канцелярские товары и др. Также он перечисляет за себя 28 % от дохода в пенсионный фонд, выплачивает 35 % в налоговые органы, и только после этого у нотариуса остается его чистый доход, которым он может распоряжаться;

6) выступать в суде (например, если близкие родственники наследодателя пытаются оспорить завещание, удостоверенное нотариусом), арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, уполномочены на совершение тех же нотариальных действий, что и государственные нотариусы, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества.

Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

На основании Письма Пенсионного фонда России (далее – ФР) от 1 октября 1997 г. № ЛЧ —16–28/7063 «О нотариусах, занимающихся частной практикой» постановка на учет нотариусов осуществляется органами ПФР по месту постоянного жительства нотариусов или по месту нахождения их нотариальных контор при предъявлении ими заверенных копий приказа органа юстиции о его назначении на должность нотариуса, лицензии на право нотариальной деятельности, а также заявления о регистрации, паспорта или другого документа, удостоверяющего личность данного лица.

В случае осуществления нотариусами приема на работу граждан по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, они регистрируются в органах ПФР в качестве нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, использующих труд наемных работников. Поэтому при регистрации нотариуса в качестве работодателя, кроме перечисленных выше заявления, паспорта и копий документов, им предъявляются также заверенные копии договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, отвечает за свои действия всем своим имуществом. Он обязан заключить договор страхования своей деятельности и, следовательно, ущерб, причиненный нотариусом, возмещается за счет страховой суммы, а в случае ее недостаточности – за счет другого имущества нотариуса. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования.

Частные нотариусы: порядок организации и полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами.

Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты.

Нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Стажировка в государственной нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, он может быть сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалификационной комиссии.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению — органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию.

Компетенция нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова. Все они осуществляют свои действия от имени государства.

Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осуществить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законодательством РФ и международными договорами. Нотариус имеет право составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них. Он также может истребовать от физических и юридических лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как государственных, так и частных, имеют одинаковую юридическую силу. Однако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компетенции государственных нотариусов: выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус обязан при осуществлении своей деятельности быть беспристрастным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных нормативных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последствиях осуществляемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотариусы не имеют права заниматься предпринимательской и иной деятельностью, оказывать посреднические услуги при заключении договора.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов и других обязательных платежей становятся его собственностью.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязательно должен быть членом нотариальной палаты — профессионального объединения нотариусов. Такие объединения образуются в республиках, краях, областях, округах и городах Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с законом нотариальные палаты представляют и защищают интересы нотариусов, содействуют развитию частной нотариальной практики, организуют стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняют некоторые другие функции.

Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306 «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой»

В соответствии с частью 3 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2003 г.

Регистрационный N 5307

Порядок
ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой
(утв. приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306)

1. Общие положения

1.1. Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (далее — Порядок) разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357).

1.2. В реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (далее — реестр) вносятся сведения о лицах, назначенных в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), на должность нотариуса.

1.3. Реестр формируется и ведется структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, для обеспечения учета государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией, содержащейся в реестре.

1.4. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях по форме согласно приложению 1.

2. Внесение сведений о нотариусе в реестр

2.1. Территориальный орган Минюста России в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение 10 дней после издания приказа о наделении нотариуса полномочиями или о прекращении полномочий направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации с сопроводительным письмом, содержащим сведения по форме реестра.

2.2. Сведения о нотариусе вносятся в реестр структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, в течение 10 дней со дня их получения.

2.3. Включенным в реестр сведениям о нотариусе присваивается регистрационный номер, первые две цифры которого — номер субъекта Российской Федерации (приложение 2), третья и далее — порядковый номер записи при внесении сведений о нотариусе в реестр, при этом осуществляется сквозная нумерация независимо от года. Например, 01/1, 35/1, 77/1.

Регистрационный номер не может быть использован более 1 раза.

2.4. В графе 2 реестра указываются фамилия, имя, отчество нотариуса, в графе 3 — реквизиты приказа о наделении нотариуса полномочиями (наименование органа, издавшего приказ, дата, номер и заголовок), в графе 4 — реквизиты приказа о прекращении полномочий нотариуса (наименование органа, издавшего приказ, дата, номер и заголовок), в графе 5 — реквизиты лицензии на право нотариальной деятельности (наименование органа, выдавшего лицензию, дата, номер), в графе 6 -организационная форма нотариальной деятельности (нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, или нотариус, занимающийся частной практикой), в графе 7 — нотариальный округ, в графе 8 — адрес государственной нотариальной конторы или адрес помещения для осуществления нотариальной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в графе 9 — рабочий телефон и адрес электронной почты нотариуса.

2.5. В случае лишения нотариуса полномочий в судебном порядке информация об этом вносится в графу 10 реестра (примечание).

3. Внесение изменений в реестр

3.1. При изменении сведений о нотариусе, содержащихся в реестре, территориальный орган Минюста России в субъекте (субъектах) Российской Федерации направляет указанную информацию в течение 10 дней со дня ее получения в Министерство юстиции Российской Федерации для внесения соответствующих изменений в реестр.

Изменение указанных сведений не приводит к изменению регистрационного номера.

3.2. В течение 10 дней со дня получения информации изменения вносятся в реестр.

4. Предоставление информации из реестра

Реестр
государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой

Мониторинг деятельности

Минюста России и его территориальных органов в сфере нотариата за 2015 год

Смотрите так же:  Медицинская страховка для лечения за границей

Общая характеристика нотариата в Российской Федерации

В Российской Федерации утверждено 8030 должностей нотариусов, из них должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 8015. Вакантных должностей нотариусов – 107, из них вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 102.

Фактически в Российской Федерации осуществляют деятельность 7921 нотариус, включая 7911 нотариусов, занимающихся частной практикой.

По состоянию на 31.12.2015 в Российской Федерации сформирован 2191 нотариальный округ, причем в 42 нотариальных округах все должности нотариусов являются вакантными.

В 2015 году упразднено 4 должности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в связи с изменением статуса нотариусов на частнопрактикующих. На конец 2015 года сохранилось 12 государственных нотариальных контор.

С 01.07.2015 прекращена выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Право занятия нотариальной деятельностью с указанной даты подтверждается сведениями о сданном квалификационном экзамене и соответствующей записью в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. За период с 01.01.2015 по 01.07.2015 выдано 138 лицензий на право нотариальной деятельности.

Нотариусами совершены 60597372 нотариальных действия, в том числе:

свидетельств о праве на наследство – 3347769;

дубликатов документов – 129441;

свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов – 248868;

соглашений об уплате алиментов – 25806;

брачных договоров – 46460;

договоров ренты – 14574;

договоров залога – 11191;

договоров об отчуждении долей в уставном капитале ООО – 85988;

договоров об отчуждении транспортных средств – 16420;

договоров об отчуждении жилых помещений – 75591;

договоров об отчуждении земельных участков – 20457;

договоров об отчуждении земельных участков со строениями – 27364;

договоров об отчуждении строений нежилых помещений – 5457;

к охране наследственного имущества – 202;

по учреждению нотариусами доверительного управления наследственным имуществом – 11671;

по удостоверению фактов – 12121;

связанные с принятием на хранение документов – 124;

по составлению актов о морском протесте – 28;

по удостоверению фактов достоверности протоколов органов управления организаций – 30546;

по обеспечению доказательств – 18602;

по принятию на депозит денежных средств и ценных бумаг – 45981;

по свидетельствованию подлинности подписей переводчиков – 6058637;

по свидетельствованию подлинности подписей на заявлениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующие органы – 2551099;

по свидетельствованию подлинности подписей на банковских карточках – 256594;

заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 91479;

запросов в Центральный каталог кредитных историй – 3115;

постановлений об отказе в совершении нотариального действия – 29256;

засвидетельствовано копий документов и выписок из них – 26232371;

совершено протестов векселей – 1030.

Нормативно-правовое регулирование в сфере нотариата

1 января 2015 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4463- I (далее – Основы) внесены изменения, направленные на повышение квалификационных требований к нотариусам и лицам, их замещающим, совершенствование порядка проведения стажировки у нотариуса, сдачи квалификационного экзамена, ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, установление контроля за совершением должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий, определение порядка направления информации в единую информационную систему нотариата о совершенных должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий.

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Основы внесены изменения, предусматривающие возможность проверки нотариусом подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия. Порядок направления и форма запроса нотариуса для проверки подлинности таких документов утверждены Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Во исполнение положений части пятой статьи 42 Основ Федеральной нотариальной палатой установлен Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации ( https :// notariat . ru / ddata / file — file / poryadok — ispolzovanija — notariusami — sredstv — videofiksatsii — i — hranenija — materialov — videofiksatsii . pdf ).

В целях реализации положений указанных федеральных законов Минюстом России приняты приказы:

от 29.06.2015 № 147 «Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37820);

от 29.06.2015 № 148 «Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37822);

от 29.06.2015 № 149 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37824);

от 29.06.2015 № 150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37819);

от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37823);

от 29.06.2015 № 152 «Об утверждении Порядка направления в Федеральную нотариальную палату сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности консульским учреждением Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37829);

от 29.06.2015 № 153 «О внесении изменений в Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста России от 17.06.2014 № 128, и в Порядок направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге, утвержденный приказом Минюста России от 17.06.2014 № 130» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37826);

от 29.06.2015 № 154 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37825);

от 29.06.2015 № 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37827);

от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37828);

от 29.06.2015 № 157 «Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37818);

от 29.06.2015 № 158 «Об утверждении Порядка направления и формы запроса нотариуса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37830);

от 29.06.2015 № 159 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37821);

от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2016, регистрационный № 40595).

При реализации указанных приказов следует обратить внимание на следующее:

1) совместные решения территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, как правило, принимаются посредством согласования соответствующих вопросов путем направления писем. Возможно также принятие совместных решений и при проведении совместных заседаний с участием уполномоченных представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и территориального органа Минюста России;

2) подпунктом 2 пункта 2.2 Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, утвержденного приказом Минюста России от 29.06.2015 № 147, в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, в отношении нотариусов предусмотрено внесение сведений о приостановлении полномочий нотариуса (дата начала приостановления полномочий, наименование суда, принявшего определение о приостановлении полномочий, дата и номер определения о приостановлении полномочий, срок приостановления полномочий (при наличии).

Одним из случаев приостановления полномочий нотариуса является отсутствие у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствие заключенного договора требованиям Основ до дня заключения такого договора (пункт 1 части первой статьи 14.1 Основ).

Требования к страхованию деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, установлены статьей 18 Основ, а также Положением о порядке аккредитации страховых организаций Федеральной нотариальной палатой, утвержденным решением правления ФНП (протокол от 10.06.2015 № 08/15).

Учитывая, что полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям Основ, а нотариус, заключивший такой договор, обязан направить его копию в нотариальную палату в течение одного рабочего дня со дня заключения такого договора, для изменения в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, статуса нотариуса с «приостановлен» на «действующий» территориальным органам Минюста России рекомендуется согласовать с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации порядок уведомления ими территориальных органов Минюста России о возобновлении статуса нотариуса.

Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой в 2015 году проведено две видеоконференции с главными управлениями Минюста России:

«Вопросы реализации отдельных положений Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – 10.02.2015;

«Вопросы применения приказов Минюста России от 29.06.2015» – 23.07.2015.

По результатам указанных видеоконференций в территориальные органы Минюста России направлены соответствующие письменные разъяснения (письма от 04.03.2015 № 12-23947/15 и от 19.11.2015 № 12-134375/15).

Реализация контрольно-надзорных функций

В соответствии с частью второй статьи 9 Основ контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами Минюста России, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Такой порядок, установлен главой XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России 16.04.2014 № 78 (далее – Правила).

Контрольно-надзорные полномочия территориальных органов Минюста России, помимо Основ, определены Положением о Главном управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, и Положением об Управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26.

Проверки исполнения Правил могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Плановая проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.

Проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Проверка исполнения Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества выявленных в ходе проверок нарушений, что обусловлено эффективными мерами по предупреждению типичных нарушений, проводимыми территориальными органами Минюста России совместно с нотариальными палатами.

В соответствии с информацией, представленной главными управлениями Минюста России, за период с 01.06.2014 по 01.06.2015 совместно с нотариальными палатами ими проведены 1582 проверки исполнения нотариусами Правил. В целом за 2015 год проведены 2137 совместных проверок.

По результатам проведенных проверок к 244 нотариусам, занимающимся частной практикой, применены меры дисциплинарного взыскания, в том числе к 43 – по инициативе территориальных органов Минюста России.

В отношении 10 нотариусов, занимающихся частной практикой, возбуждены уголовные дела в связи с совершением нотариальных действий, по 2 из них уголовные дела прекращены.

В отношении 22 нотариусов, занимающихся частной практикой, направлены в суд обращения о лишении права нотариальной деятельности, из них 6 нотариусов лишены права нотариальной деятельности, в отношении 13 нотариусов обращения находятся на рассмотрении в судах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Права и обязанности нотариуса

Правовой статус нотариуса включает в себя набор прав, обязанностей и ответственности нотариуса, а также набор законодательно установленных ограничений для получения должности нотариуса. В части прав и обязанностей при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. В связи с этим мы не будем отдельно рассматривать содержание их правовых статусов, так как по своей сути они совпадают.

По справедливому замечанию И.З. Шагивалеевой нотариус занимает особое место среди юридических профессий. Профессию нотариуса отличает целый ряд признаков:

1) нотариус работает в сфере доказательственного права;

2) нотариальная деятельность осуществляется в бесспорной форме;

3) установлен особый доступ к нотариальной профессии, а именно прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена;

4) наравне с судьями и судебными исполнителями профессия нотариуса характеризуется презумпцией знания российского законодательства;

5) для работы в качестве нотариуса необходимы определенные психологические навыки. Сама профессия требует беспристрастности, способности выслушать до конца и дать ответ. Кроме того, нотариус должен уметь говорить твердое «нет».

Таким образом, профессия нотариуса в какой-то мере объединяет черты самых различных юридических профессий. Нотариус при совершении нотариальных действий должен в равной мере учитывать права всех сторон.

В соответствии с последней редакцией ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате установлен полный закрытый перечень необходимых профессиональных требований для лица, которое может быть нотариусом в Российской Федерации:

— наличие гражданства Российской Федерации;

— получение высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

— наличие стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет;

— достижение возраста 25 лет, но не старше 75 лет;

— сдача квалификационного экзамена.

Одновременно существует также наличие ряда профессиональных ограничений, которые несовместимы с нотариальной деятельностью:

— наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— признание недееспособным или ограниченным в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

— состояние на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

— осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральном законом порядке судимости за умышленное преступление.

— предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при назначении на должность нотариуса;

— освобождение от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами законодательства РФ о нотариате, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Права нотариуса — это мера возможного поведения нотариуса, основанная на нормах действующего законодательства. Часть 1 ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает основные права нотариуса, которыми он руководствуется при совершении нотариальных действий.

Смотрите так же:  Заявление о выдачи разрешения на временное проживание приложение 3

Общим положением в отношении прав нотариусов является норма, согласно которой нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству РФ.

Развитие гражданского оборота повлекло трансформацию классического набора нотариальных действий, а значит, и необходимость пересмотра прав нотариуса на их совершение. Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов.

Большое значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.

Также нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Граждане и организации обязаны предоставить нотариусу эти сведения, иначе им может быть отказано в совершении нотариального действия. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения их учредительных документов.

Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены дополнительные права.

Обязанности нотариуса — это предусмотренная законом мера должного поведения нотариуса. Статья 16 Основ законодательства РФ о нотариате расширила обязанности нотариуса по сравнению с теми, которые были на него возложены в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства. Как уже было написано выше, законодательство уравнивает правовой статус нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой в сфере осуществления нотариальных действий, однако в организационной сфере этот статус различается. Так, частнопрактикующий нотариус обязан быть членом нотариальной палаты соответствующего субъекта РФ.

Нотариус обязан разъяснить физическим и юридическим лицам их права и обязанности, которые возникнут у них после совершения нотариального действия. Он обязан разъяснить сторонам их право согласиться с совершением нотариального действия, отказаться от него до его подписания, разъяснить им право на свободное волеизъявление при совершении нотариального действия и обязанность строгого выполнения обязательств и условий удостоверяемой сделки, поскольку их невыполнение влечет гражданско-правовые последствия. Чтобы юридическая неосведомленность клиента не могла быть использована ему во вред, нотариус обязан предупредить его о возможных последствиях совершаемого нотариального действия.

Выполняя свои обязанности, нотариус руководствуется Основами законодательства РФ о нотариате, другим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Федерации, на территории которого он работает, и присягой, которую он принес перед назначением на должность.

В соответствии с принципом конфиденциальности нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В отличие от судов, которые рассматривают и разрешают дела открыто, нотариусы должны хранить тайну совершаемых действий, поскольку разглашение конфиденциальной информации, например относительно содержания завещаний, доверенностей на управление имуществом, отказа от наследства, договора купли-продажи недвижимости и т.д., может привести к серьезным правовым конфликтам. Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнять в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т.п. Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия должен нотариус независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении. Таким образом, в тайне должно содержаться даже обращение лица к нотариусу вне зависимости от содержания такого обращения.

Сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Изъятия из общего правила о соблюдении тайны совершаемых нотариальных действий исчерпывающе указаны в Основах законодательства РФ о нотариате: справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Кроме того, суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если в отношении нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Данная обязанность подкрепляется нормой, согласно которой нотариус не вправе выполнять свои профессиональные обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования гражданской ответственности.

Нотариус является также субъектом налогового права. В связи с этим в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нотариус предоставляет в налоговые органы справку о стоимости переходящего в собственность граждан имущества, которая необходима для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Среди важнейших обязанностей нотариуса — отказ от совершения нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Нотариус совершает нотариальное действие, к примеру удостоверяет сделку, только когда абсолютно уверен в ее соответствии закону, в противном случае он отказывает в совершении нотариального действия. В этом плане деятельность нотариуса носит ярко выраженный императивный характер.

Есть одна обязанность нотариуса, которая не регламентирована подробно в Основах законодательства РФ о нотариате или других актах, но реализация которой на практике напрямую влияет на формирование имиджа нотариата в глазах клиентов — граждан и юридических лиц. Речь идет о нотариальной конторе.

Согласно ст. 13 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Причем законодатель не оговаривает данное правило какими-либо специальными условиями. Поэтому можно согласиться с мнением В.С. Репина о том, что «здесь вопрос не столько в законодательных нормах, сколько в нравственных… По крайней мере гражданин не должен страдать из-за необдуманных действий нотариуса. Какой бы ни был правовой статус помещения, оно должно удовлетворять следующим требованиям: иметь приемную, где посетители могут подождать, комнату секретаря нотариуса, комнату нотариуса» . Следует также учесть, что поскольку обжалование действий нотариуса допускается только по месту нахождения его конторы, то обжалование действий нотариуса будет сильно затруднено, если действие совершалось вне нотариального округа, в котором действует нотариус.

О.В. Романовская отмечает наличие в законодательстве коллизии в отношении двух терминов. В статье 8 Основ законодательства РФ о нотариате говорится о «нотариальной конторе», в ст. 13 — о «месте совершения нотариальных действий». Под нотариальной конторой следует понимать специальное помещение, профессионально оборудованное для нотариальной деятельности. По-видимому, законодатель хотел подчеркнуть, что нотариус, занимающийся частной практикой, может выступать арендатором нежилого помещения. В статье 13 подразумевается лишь наличие рабочего места, где нотариус должен осуществлять прием граждан. Иными словами, это может быть и квартира, переоборудованная под офис, и жилое помещение, где проживает сам нотариус. Закон не содержит какого-либо запрета на этот счет. Основы законодательства РФ о нотариате не предусматривают никаких дополнительных требований, что является существенным недостатком данного правового акта. Таким образом, данная обязанность носит скорее этический, чем правовой характер, однако, на наш взгляд, она требует соответствующего отражения именно в нотариальном законодательстве.

Также существует набор специальных прав и обязанностей нотариусов, которые устанавливаются специальными отраслевыми законами. Так, в ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливаются права и обязанности нотариусов в случае, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом.

Права и обязанности нотариусов не ограничиваются нормами ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате «Права нотариуса» и ст. 16 «Обязанности нотариуса». Отдельные нормы об их правах и обязанностях содержатся и в других статьях Основ законодательства РФ о нотариате. Однако, как предусмотрено в ст. 16 , нотариус выполняет свои обязанности не только в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, законодательством республик в составе Российской Федерации, но и присягой. Ведь каждый российский нотариус при вступлении в должность присягает исполнять свои обязанности по совести, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку. Эти нормы — правовые и этические — в совокупности определяют характер взаимоотношений нотариусов и их клиентов, обращающихся к ним исключительно для совершения нотариальных действий. Права же и обязанности нотариусов настолько связаны между собой, что весьма нередко в своей работе что-либо конкретное по одной норме Основ законодательства РФ о нотариате нотариус вправе выполнить, а по другой — обязан.

Ответственность нотариуса

Юридическая ответственность заключается в применении мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Статья 17 Основ законодательства РФ о нотариате регламентирует юридическую ответственность нотариуса и устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашение сведений о совершаемых нотариальных действиях.

В случае нарушений, повлекших за собой возникновения ущерба, этот ущерб возмещается через систему обязательного страхования нотариальной деятельности, предусмотренную ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате. Если же ущерб превышает страховую сумму, то за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, а если и этого не хватит, то в соответствии с гражданским законодательством взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой.

Одной из форм ответственности является прекращение деятельности нотариуса. Однако в связи с необходимостью обеспечения независимости нотариуса эта мера ответственности может применяться только в строгом соответствии с установленными для нее процедурными рамками. Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц только судом в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, является полноценным государственным служащим и за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.

Поскольку нотариус является также и субъектом налогового права, то он, кроме того, может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. В нашей правовой системе для создания дополнительных гарантий компенсации ущерба, причиненного нотариусом, а также для дополнительной защиты нотариуса, который, как известно, отвечает всем своим имуществом, предусмотрены два вида страхования деятельности нотариуса — индивидуальный и коллективный.

Индивидуальное страхование ответственности нотариуса, согласно ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате, заключается в том, что нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Основные требования к условиям договора страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности устанавливаются настоящей статьей . Дополнительные требования к условиям договора страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности определяются Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу, обратившимся за совершением нотариального действия, и (или) третьим лицам при осуществлении нотариальной деятельности. Например, в договоре страхования может быть предусмотрена возможность отказа в выплате страховой суммы, если имущественный ущерб причинен в результате:

— разглашения сведений о совершаемом нотариальном действии;

— неквалифицированных, ложных сведений при удостоверении сделки;

— сговора нотариуса с третьими лицами;

— грубой небрежности нотариуса и т.д.

Страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности нотариуса является установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой, в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, либо неправомерного отказа в совершении нотариального действия, подтвержденного постановлением нотариуса, а также разглашения сведений о совершенном нотариальном действии.

Договор страхования гражданской ответственности нотариуса заключается на срок не менее одного года с условием возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия данного договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации для договоров имущественного страхования.

Договор также может предусматривать более продолжительные сроки и иные не противоречащие закону условия возмещения такого вреда. Договор вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса.

Страховые тарифы определяются страховщиком с учетом обстоятельств, влияющих на степень риска возникновения ответственности нотариуса, в том числе опыта работы нотариуса по совершению нотариальных действий и случаев возникновения обязанности нотариуса по возмещению имущественного вреда, причиненного третьим лицам.

Основы законодательства РФ о нотариате определили минимальный размер страхования гражданской ответственности нотариуса:

1) 2000000 руб. по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении;

2) 1500000 руб. по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в сельском поселении.

Согласно части 9 ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате, если нотариус занимается частной практикой и удостоверяет договоры ипотеки, то он обязан заключить договор страхования гражданской ответственности на сумму не менее 5000000 руб. С реализацией данной нормы на практике возникают определенные трудности. Дело в том, что деятельность нотариуса подлежит приостановлению в случае, если он не застраховал свою деятельность. Однако закон ничего не говорит о частичной правоспособности нотариуса, который застраховал свою нотариальную деятельность, к примеру, на 2000000 руб. и в связи с этим имеет право совершать любые нотариальные действия, кроме удостоверения договора ипотеки. По общему правилу все нотариусы обладают полным объемом правоспособности. К тому же возникает проблема при обращении к нотариусу гражданина, требующего удостоверить договор ипотеки. Следуя букве закона, нотариус, сумма страхования гражданской ответственности которого меньше 5000000 руб., не может выполнить данное нотариальное действие. Однако в ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате дан полный закрытый перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия. И в их число не входит неполная оплата нотариусом страхового взноса. Таким образом, налицо правовая коллизия, которая должна решаться в ходе грядущей реформы нотариального законодательства.

Смотрите так же:  Расчет стоимости осаго вск

Иные условия страхования гражданской ответственности нотариуса определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами страхования, утвержденными страховщиком или объединением страховщиков.

Страховое возмещение осуществляется в размере реально понесенного ущерба, но в пределах страховой суммы.

Коллективное страхование ответственности нотариуса заключается в том, что нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты вправе заключить договор страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее — договор страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты) на страховую сумму, определяемую из расчета не менее чем 500000 руб. на каждого нотариуса — члена нотариальной палаты.

Как видим, законодатель использовал формулировку «вправе», что подразумевает факультативный характер коллективного страхования нотариусов, которое может являться дополнительной гарантией как для лиц, которым причинен ущерб, так и для нотариуса, которому в случае наличия в рамках нотариальной палаты субъекта РФ соответствующего договора страхования не придется отвечать всем своим имуществом. Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты. Однако законодатель пошел дальше, просчитав случаи, когда даже личного имущества нотариуса может не хватить для компенсации причиненного им ущерба. Такая ситуация вполне возможна в рыночной экономике с развитым товарооборотом, где нотариус может удостоверять сделки, оценивающиеся в миллионы и миллиарды рублей. В связи с этим в Основы законодательства РФ о нотариате была введена ст. 18.1 «Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты». В этой статье указано, что для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Компенсационным фондом является обособленное имущество, принадлежащее Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемое за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат в размере не менее чем 5% членского взноса нотариальной палаты. Размер отчислений нотариальных палат на предстоящий год устанавливается решением собрания представителей нотариальных палат ежегодно.

Не допускается освобождение нотариальной палаты от обязанности внесения членского взноса в компенсационный фонд, в том числе путем зачета требований к Федеральной нотариальной палате.

Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда предъявляется к Федеральной нотариальной палате лицом, в пользу которого принято решение о взыскании причиненного нотариусом вреда, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов — членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Основы законодательства РФ о нотариате определяют набор документов, которые должны быть приложены к требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда:

— решение суда о взыскании с нотариуса причиненного им вреда в определенном размере;

— документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

— документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов;

— постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствием у нотариуса личного имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Федеральная нотариальная палата обязана осуществить компенсационную выплату не позднее чем в течение 60 дней со дня получения соответствующего требования или выдать лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, мотивированный отказ в данной выплате. Также в законе сформулированы два основания отказа в компенсационной выплате. Первое — материальное, которое заключается в том, что причиненный нотариусом вред возмещен в полном размере за счет страховых выплат. Второе основание для отказа — формальное, и заключается оно в том, что документы, установленные ч. 5 ст. 18.1 , не приложены к требованию о компенсационной выплате или сведения, содержащиеся в них, являются недостоверными.

Компенсационная выплата в денежной форме направляется на счет, указанный в требовании о компенсационной выплате. Единовременно из компенсационного фонда не может быть выплачена сумма, размер которой составляет более чем 25% его размера на день предъявления требования о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет средств компенсационного фонда.

Следует помнить, что имущество компенсационного фонда обладает особым правовым статусом, в частности на него не может быть обращено взыскание по обязательствам Федеральной нотариальной палаты, а также по обязательствам нотариальных палат.

Порядок назначения на должность нотариуса

Специфический правовой статус нотариуса в большинстве государств подразумевает особую, причем достаточно сложную процедуру назначения на должность нотариуса. К соискателю предъявляется большой набор требований, который должен обеспечить высокий профессионализм будущего нотариуса. Требования к нотариусу и порядок его назначения во многом близки к высоким требованиям по отношению к судьям, что свидетельствует о высокой оценке государством значения и роли правовой деятельности нотариуса. Такой подход, опять же, берет начало в европейском нотариальном законодательстве.

В соответствии со ст. 3.1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен.

Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия.

В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии.

К квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку у нотариуса. Согласно ст. 19 Основ законодательства РФ о нотариате стажером нотариуса может стать гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования. Количество стажеров ежегодно определяется нотариальной палатой совместно с органом юстиции. Стажировка проходит в течение 1 года, но может быть сокращена до 6 месяцев.

Развитие технологий затронуло и сферу нотариата. Теперь для максимального контроля за честностью и правильностью проведения квалификационного экзамена было установлено, что квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.

Автоматизированная информационная система проведения квалификационных экзаменов является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

а) удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

б) центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов.

Организация работ по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:

— разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с применением сетей связи общего пользования, предусматривающего систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого претендента на оборудовании центра обработки;

— консультирование квалификационных комиссий по вопросам использования специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение 10 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

После успешной сдачи квалификационного экзамена соискатель может работать помощником нотариуса, а также имеет право временного замещения отсутствующего нотариуса. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение 3 лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше 5 лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Помощник нотариуса по поручению и под ответственность нотариуса вправе участвовать в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты нотариально оформляемых документов, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать иные предусмотренные законом действия. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. Факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом отражается в удостоверительной надписи. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие. Не допускается одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими, одновременно.

Каким же образом может лицо, сдавшее квалификационный экзамен и приступившее к выполнению обязанностей помощника нотариуса, получить должность нотариуса? Для этого в соответствующем территориальном округе должна освободиться должность нотариуса. Согласно ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно данному Положению конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности. Нотариальная палата об издании распоряжения извещается органом юстиции в трехдневный срок. В распоряжении органа юстиции должны быть указаны:

1) срок проведения конкурса;

2) место и время заседания конкурсной комиссии;

3) срок приема документов на конкурс.

Для проведения конкурса при органе юстиции по его приказу образуется конкурсная комиссия из восьми человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

Заявления и документы лиц, желающих участвовать в конкурсе, подаются секретарю конкурсной комиссии, назначаемому руководителем органа юстиции из числа членов конкурсной комиссии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее 7 дней до начала конкурса.

Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов. Оценка кандидатов проводится по 10-балльной системе. При необходимости проводится индивидуальное собеседование с конкурсантами по вопросам нотариальной деятельности. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении на должность нотариуса. Лицо, победившее в конкурсе, наделяется полномочиями нотариуса Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ законодательства РФ о нотариате: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Одной из последних новелл российского нотариального законодательства стало введение в Основы законодательства РФ о нотариате ст. 14.1 , которая регламентирует приостановление полномочий нотариусов. Данный институт отсутствовал ранее в российском праве. Полномочия нотариуса приостанавливаются в случае:

1) отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям закона;

2) избрания меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или его домашнего ареста до дня отмены или истечения срока применения указанной меры пресечения;

3) временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством до дня отмены или истечения срока применения указанной меры принуждения.

Приостановление полномочий нотариуса производится судом по представлению нотариальной палаты.

Копия определения суда направляется нотариусу, полномочия которого приостанавливаются, в нотариальную палату и территориальный орган юстиции.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям настоящих Основ . Нотариус, заключивший такой договор, обязан направить его копию в нотариальную палату в течение 1 рабочего дня со дня заключения такого договора. Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня принятия решения об отмене мер пресечения или принуждения соответствующей меры. Приостановление полномочий нотариуса не является мерой ответственности.

Прекращение полномочий нотариусов. Основы законодательства РФ о нотариате четко регламентируют основания прекращения нотариусами нотариальной деятельности. В целях защиты нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с законодательством РФ о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

— осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

— ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

— по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Сложение полномочий нотариуса по достижении им 75-летнего возраста осуществляется без решения суда.