Требования к качеству воздуха в лаборатории

Оглавление:

Требования к качеству воздуха

Современные нормы и требования к качеству атмосферного воздуха складываются из предельно допустимых концентраций (ПДК) различных элементов. Речь идёт о биологических, химических соединений, которые всегда выделяются в окружающую атмосферную среду. В местах массового отдыха людей нормы ужесточаются ещё сильнее, это 0.8 ПДК.

В качестве примера можно привести количественное содержание свинца в воздухе, принятое на территории РФ. Это 0,01 мг/м³ для служебных помещений предприятий, а также 0,007 мг/м³ — в атмосферном воздухе. Законодательно все цифры и характеристики приведены в СанПиН 2.1.6.1032-01, и контролируются экологической службой. При аттестации рабочих мест обязательно идет оценка ПДК воздуха, проводятся регулярные замеры, берутся пробы воздуха. Подсчитывается не только среднесуточное ПДК, но и максимальное разовое.

Следует понимать, что современные гигиенические нормативы качества воздуха далеки от идеальных, поскольку техногенное развитие человечества в условиях города всегда предусматривают определённый процент вредных веществ. С другой стороны, соответствие нормам позволяет существенно снизить вредные последствия, влияние на человеческий организм.

Во время проектирования и строительства объектов, а также использования сырья на производстве, запрещается применять материалы, содержание ПДК в которых не соответствует нормам. Также может иметь место и внедряются планомерная очистка и обеззараживания воздуха, если уровень ПДК слишком сильно отличается от эталонного. Если работа предприятия напрямую связана с большим количеством вредных выбросов, негативно влияющих на человеческий организм, всегда рядом должны располагаться защитные зоны (сокращённо ЗЗ), которые содержат очищенный воздух. Пребывание в среде с превышением ПДК возможно только при наличии защитной экипировки (респираторы, противогазы).

В условиях города требования к качеству воздуху включают в себя постановления, изложенные в законе «Об охране атмосферного воздуха» (статья 16, пункт 5). Также учитывается и расположение источников загрязнения. По этой причине, заводские комплексы, выбрасывающие в атмосферу вредные вещества, никогда не могут располагаться в непосредственной близости от жилых домов и наличие очистных фильтров и специального оборудования обязательно. Нарушения предусматривают административную ответственность.

Анализ атмосферного воздуха

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные выбросы в атмосферу и транспорт. В атмосферный воздух города поступает большое количество различных вредных веществ.

Повсеместно выбрасываются такие вредные вещества, как пыль (взвешенные вещества), диоксид серы, диоксид и оксид азота, оксид углерода, которые принято называть основными, а также различные специфические вещества, выбрасываемые отдельными производствами, предприятиями. Поэтому предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.

Контроль за воздействием на атмосферный воздух необходимо проводить в целях предотвращения неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения.

Качество воздуха и воды в жилых помещениях: нормативы, этапы и стоимость услуг лабораторного анализа

Вы уверены, что ваш дом чист и безопасен? Многие, не колеблясь, ответят утвердительно. Однако отсутствие пыли на полу еще не говорит об экологическом благополучии квартиры. Во многих домах низкое качество водопроводной воды и воздуха, которым мы дышим, создает реальную опасность для всех жильцов.

Когда требуется проверять качество воздуха и воды?

Существует несколько ситуаций, в которых проведение экспертной оценки качества воздуха и воды весьма желательно:

  • Продажа, покупка или аренда недвижимости. Заключение об экологической чистоте квартиры повышает ее привлекательность для покупателей и арендодателей. А если вы сами намерены приобрести жилье, лучше сразу убедиться, что новый дом будет безопасным для вашей семьи.
  • Плохое состояние здоровья. Если вашу семью преследуют аллергии, астма, постоянные простуды, недомогание и другие хронические болезни, имеет смысл провести экспертизу качества воды и воздуха в помещении. Нередко причиной нездоровья становятся токсины.
  • Подготовка к появлению малыша. Если в вашей семье ожидается прибавление, проверка качества воды и воздуха просто необходима – это вопрос здоровья будущей мамы и ребенка.
  • Появление неприятных запахов. Сырость и затхлость, которые невозможно вывести ни проветриваниями, ни освежителями воздуха – признак наличия плесени или грибка, вызывающих аллергические реакции. Резкий химический запах от новой мебели или после ремонта также требует внимания.
  • Подготовка к открытию детского или оздоровительного учреждения. Если вы намерены открыть детский сад, санаторий или клинику, экологическая экспертиза помещения не просто желательна – она необходима.

Оценка качества водопроводной воды

Увы, качество водопроводной воды в России очень низкое, во многих городах оно даже не дотягивает до соответствия самым минимальным требованиям чистоты. Самые распространенные проблемы – высокая концентрация железа, солей жесткости, хлора, а также содержание нитратов. Такая вода плохо влияет на работу почек и сердечно-сосудистой системы, разрушает иммунитет и вызывает аллергические реакции, проблемы с суставами, ухудшение состояния кожи и волос. Нетипичный цвет, вкус или запах воды – повод забеспокоиться и заказать проверку.

Требования к качеству воды из-под крана

Для оценки качества воды существуют нормативы, установленные в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Показателей очень много, но основные из них – жесткость (не более 7,0), содержание нитратов (не более 45 мг/дм3), железа (не более 0,30 мг/дм3), марганца (не более 0,10 мг/дм3), ПАВ (не более 0,50 мг/дм3). Всего же оценивается более 30 показателей, включающих также анализ прозрачности, запаха и цвета.

Этапы анализа воды

  1. Выбор лаборатории для проведения анализов. Таких лабораторий сегодня очень много, существуют и государственные, и коммерческие. Выбирая исполнителя, следует обращать внимание не только на расценки, но и на список проводимых тестов, наличие собственной лаборатории, государственной аккредитации, опыт работников.
  2. Выбор схемы анализа. Практически все лаборатории предлагают несколько видов анализов – химический, микробиологический и комплексный. Мы рекомендуем заказывать комплексную проверку воды, такие тесты предоставляют исчерпывающий отчет о ее качестве.
  3. Заключение договора. В договоре должны быть прописаны все анализы, которые лаборатория обязуется провести, тип документа, который вы получите на руки после проверки, сроки проведения исследований и стоимость работ.
  4. Отбор проб. Для отбора проб, которые затем отправятся в лабораторию, мало просто открыть кран. Предварительно необходимо слить воду и лишь затем наполнить ею две емкости – для химического и для микробиологического анализов. Иногда пробы берутся не только в квартире, но и в подвале – это делается для того, чтобы выяснить, кроется ли причина загрязнения в ваших трубах или в системе городского водоснабжения. Это важный момент – если вода загрязняется из-за плохого состояния внутридомовых коммуникаций, нужно требовать промывки и ремонта труб от компании, обслуживающей дом. Если же проблема в системе водоснабжения, разбираться с ней должны представители городского водоканала.
  5. Передача проб на анализ. Все пробы оперативно доставляются в лабораторию, где химики и микробиологи тут же приступают к обследованию воды.
  6. Непосредственно анализ. Воду проверяют на соответствие органолептическим нормативам, на содержание различных веществ и присутствие микроорганизмов. Чем современнее лаборатория, тем качественнее и быстрее будут проведены все исследования – в самых лучших процесс редко занимает больше 2-4 рабочих дней, а зачастую эксперты укладываются в меньшие сроки.
  7. Получение результатов анализа и рекомендаций по устранению проблем.

Стоимость проверки качества воды

Полный комплексный химический анализ воды обойдется в среднем в 8000 рублей, экспресс-анализ – около 4000 рублей. Бактериологический анализ воды будет стоить примерно 6000 рублей.

Оценка качества воздуха в помещении

Фабрики и заводы, активное уличное движение – все это сказывается на состоянии воздуха. Но в квартире могут быть и другие источники химического загрязнения воздуха – например, многие дешевые строительные и отделочные материалы на протяжении многих месяцев выделяют токсичные вещества, а из-за повышенной влажности на стенах заводится аллергенный грибок. Многие вредные газы не имеют запаха, и обнаружить их можно только при помощи специальных исследований.

Смотрите так же:  Имеет ли право налоговая сообщать о задолженности на работу

Показатели качества воздуха и их нормативные значения

Допустимый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Увы, нормативной базы, устанавливающей допустимые значения для жилых помещений, до сих пор не разработано. Поэтому при анализе воздуха в доме эксперты руководствуются нормативами по атмосферному воздуху. Обычный «набор» химических соединений, загрязняющих воздух в квартирах, включает в себя углекислый газ, оксиды азота, серы и углерода, а также некоторые органические соединения – формальдегид, фенол, бензол, стирол, ацетальдегид.

Проверка качества воздуха состоит из двух частей – химического и микробиологического анализа . Химики определяют наличие в воздухе токсичных соединений и их концентрацию, а микробиологи проверяют его на содержание спор плесени и грибка, патогенных и условно патогенных бактерий. Кроме того, исследуется температура и влажность воздуха, скорость его движения.

Кстати

Эксперты советуют проветривать квартиру как минимум 4 раза в день. Едва приоткрытые окна и форточки не дают заметного эффекта – окно нужно открывать пусть ненадолго, но полностью.

Порядок экспертизы воздуха в помещении

При выборе лаборатории для анализа воздуха и заключении договора на исследования следует руководствоваться теми же соображениями, что и в случае необходимости проверки качества воды. Различается лишь процесс забора проб.

Специалисты обычно используют два основных метода отбора проб – аспирационный и отбор проб в сосуды. Аспирационный метод – это прогон исследуемого воздуха через специальные вещества, способные поглощать подлежащий определению ингредиент. Для отбора проб в сосуды используются различные емкости: газовые пипетки, бутыли, резиновые камеры и шприцы. Отбор проб осуществляется как минимум в трех точках, и чем больше помещение, тем больше проб потребуется.

Стоимость анализа

Стоимость химического анализа на самые распространенные соединения обойдется примерно в 8500 рублей, микробиологического анализа воздуха – в 6500 рублей, комплекс – 10 000 рублей.

Информация, полученная в результате анализа воды и воздуха, очень важна. Здоровье и хорошее самочувствие напрямую зависят от того, чем мы дышим и что мы пьем. Долговременное воздействие токсинов может привести к разрушительным последствиям – от астмы и мигреней до бесплодия и онкологических заболеваний. Стоимость анализа невелика, этот процесс никак не нарушает привычного хода жизни, а полученные результаты могут дать ответы на многие вопросы – и, к тому же, они станут весомым аргументом в общении с управляющей компанией, которая занимается обслуживанием дома, ведь в некоторых случаях вина за загрязнение воздуха или воды лежит не на владельцах квартиры.

По­ми­мо про­вер­ки ка­чест­ва во­до­про­вод­ной во­ды и воз­ду­ха, ре­ко­мен­ду­ет­ся вре­мя от вре­ме­ни про­во­дить эко­ло­ги­чес­кую экс­пер­ти­зу жи­ли­ща, по­зво­ля­ю­щую вы­явить не­бла­гоп­ри­ят­ные фи­зи­чес­кие фак­то­ры – та­кие, как ра­ди­а­ция или элек­тро­маг­нит­ное из­лу­че­ние.

Контроль загрязнения воздушной среды

Загрязнениями воздуха считаются любые нехарактерные для него физические, химические и биологические вещества и их повышенные концентрации. Химические загрязнители — это любые вещества (в форме газов или пыли), которые могут участвовать в химических реакциях.Контроль загрязнения воздушной среды осуществляется в рамках производственного контроля.

Мы готовы провести контроль загрязнения атмосферы от следующих источников:

— производство (выбросы, образующиеся от технологических процессов и при отоплении);

— бытовые загрязнители (от переработки бытовых отходов и сгорания топлива).

2. Неорганизованные (транспорт всех видов).

Контроль загрязнения атмосферного воздуха

Качество атмосферного воздуха населенных мест регламентируется СанПиН 2.1.6.1032-01. Для атмосферного воздуха установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ, а для отдельных веществ описаны ориентировочно безопасные уровни (ОБУВ) концентрации, которые не нанесут вреда здоровью человека.

В местах, предназначенных для проживания людей, соблюдаются эти ПДК, а на территориях для массового отдыха — 0,8 ПДК. Местами массового отдыха считаются:

— дома отдыха и прилегающие к ним территории;

— дачные участки и товарищества;

Кроме того, в рамах контроля состояния атмосферного воздуха проверяют также максимальные разовые ПДК (в периоды увеличения концентрации загрязняющих веществ воздуха населенных мест). Также измеряют среднесуточные ПДК — чтобы предотвратить вред от длительного воздействия загрязняющих веществ из воздуха на здоровье людей.

Контроль качества воздуха проводится на границах санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий и в зонах жилой застройке. При этом измеряются среднесуточные концентрации и максимальноразовые концентрации вредных веществ для расчетов предельно допустимых выбросов предприятий и обоснования границ СЗЗ предприятий.

Контроль загрязнения воздуха в рабочей зоне

Для контроля воздушной среды на предприятии производится исследование тех же показателей предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, которые применяются при составлении проектов производственных зданий и описании технологических процессов. Воздух систематически проверяют на наличие этих веществ, чтобы обеспечить постоянно безопасное пребывание людей на производстве. Значения ПДК веществ указаны в ГОСТ 12.1.005-88 и ГН 2.2.5.1313-03.

Контроль промышленных выбросов в атмосферу

В рамках контроля промышленных выбросов в атмосферу определяются параметры газопылевых потоков (их температура, давление, влажность, запыленность, скорость и расход), а также выявляются те вещества, которые выбрасываются в атмосферу. Контроль промышленных выбросов осуществляется в соответствии с ГН 2.1.6.1338-03.

Контроль качества атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны в Уральской комплексной лаборатории промышленного и гражданского строительства

Предлагаем сделать в нашей лаборатории анализ качества воздушной среды по выгодной цене. Вы можете заказать исследование по необходимым вам показателям. В таблице ниже приведены те вещества, которые чаще всего проверяют наши заказчики. Позвоните по телефону 8(351)735-97-17 (старший специалист Алена Михайловна), чтобы индивидуально обсудить параметры и стоимость вашего исследования.

Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест

Правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы

2.1.6 АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ
ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

Гигиенические требования
к обеспечению качества атмосферного воздуха
населенных мест

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01

Минздрав России
Москва 2001

1. Разработаны: Российская медицинская академия последипломного образования (д-р мед. наук Буштуева К.А., канд. мед. наук Беспалько Л.Е.), Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф Эрисмана Минздрава России (д-р мед. наук Гильденскиольд Р.С.), Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России (Глазкова М.Ф.).

2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации — Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 17 мая 2001 г.

3. Введены взамен СанПиН 2.1.6.983-00 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

4. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный № 2711 от 18 мая 2001 г.)

5. Введены в действие 1 октября 2001 г.

Федеральный закон Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации, Первый

заместитель Министра здравоохранения

Дата введения: 1 октября 2001 г.

2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

Гигиенические требования к обеспечению
качества атмосферного воздуха
населенных мест

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01

1. Область применения

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — № 14, ст. 1650), Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — №18, ст. 2222), а также «Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.

Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.

Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест

2.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого и косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.

Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.

2.2. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.

К местам массового отдыха населения следует отнести территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации крупных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и сооружения на открытом воздухе).

2.3. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр).

Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс).

Для веществ имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы используются ПДКсс.

2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнение атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

2.5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обращаться в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за получением информации о качестве атмосферного воздуха.

3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при размещении, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) объектов хозяйственной и иной деятельности, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (далее объекты)

3.1. Общие требования

3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе и эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняю щих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

3.1.2. Запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.

Реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях при условии сокращения на них выбросов в атмосферу до предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливаемых с учетом требований раздела 4.2.

3.1.3. Запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.

3.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов выбирается с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).

Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высоким ПЗА, решается в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем.

3.1.5. Не допускается размещать в жилой зоне и местах массового отдыха объекты I, II классов вредности.

3.1.6. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.

3.1.7. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения и соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания и атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

3.1.8. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.

3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства

3.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на предпроектной стадии. Организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласования намечаемых при этом решений обеспечивает заказчик проекта.

3.2.2. Площадка для строительства выбирается в соответствии с действующим земельным, водным, лесным и др. законодательствами и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).

3.2.3. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха, представляемые в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для заключения о соответствии их санитарным правилам, на стадии выбора площадки должны содержать:

· обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные и согласованные в установленном порядке;

· перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК пли ОБУВ. Для последних указывается установленный срок действия. В перечень включаются вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);

· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ и атмосферу с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными длительной эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;

· намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, включая вторичные источники и неорганические выбросы;

· данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;

· обоснование размеров СЗЗ и объемов финансирования на се организацию;

· расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;

· перечень и характеристика научно-исследовательских (НИР), экспериментальных и (или) опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществления принятых решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения и сроки их выполнения. Для веществ, требующих разработки гигиенических нормативов (ПДК, ПДК взамен ОБУВ) НИР должны запрещаться до утверждения проектно-сметной документации;

· графические материалы: ситуационный план с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов и их санитарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением «розы ветров» и данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.

3.2.4. По представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Вопросы, требующие проведения НИР, экспериментальных и (или) опытных работ, должны быть сформулированы в виде санитарного задания, которое включается в задание на проектирование объекта.

3.2.5. Земельные участки пол строительство предоставляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при разработке проекта

3.3.1. Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с решениями по обеспечению качества атмосферного воздуха, по которым на стадии выбора площадки под строительство было дано заключение об их соответствии санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Внесение изменений в указанные решения требует дополнительного заключения до окончания разработки проекта.

3.3.2. На заключение в учреждения государственной санэпидслужбы представляется одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ.

3.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается в строгом соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и включает в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.

Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.

3.3.4. Проектно-сметная документация на строительство объекта включает следующие материалы технологической части проекта и раздела «Охрана окружающей природной среды»:

· обоснование принятых проектных решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;

· обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу с подтверждением принятой эффективности очистки, условиями эксплуатации на аналогичных предприятиях с передовыми технологическими решениями в отечественной и зарубежной практике или материалами лабораторно-производственных испытаний при использовании новых приемов очистки;

· предложения по предотвращению аварийных выбросов загрязняющих веществ;

· мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия залповых временных выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;

· обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям;

· данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации), полученные и согласованные в установленном порядке;

· результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);

· предложения по ПДВ вредных веществ;

· сметная ведомость о затратах па реализацию мероприятий но обеспечению качества атмосферного воздуха;

· очередность строительства и пусковые комплексы;

· предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта;

· графические материалы: ситуационный план района размещения объекта с нанесением на него санитарно-защитных зон действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, мест проживания и зон массового отдыха населения, генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.

Приложения: акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.

3.3.5. Не допускается внесение изменений и дополнений в проектные материалы без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.

3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов

3.4.1. Строительство объектов по проектам, не имеющим заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам, является нарушением ст. 16 и 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3.4.2. Необходимость внесения изменений в проектные решения по охране атмосферного воздуха обосновывается проектной организацией — генеральным проектировщиком объекта, и строительство ведется лишь после заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.

3.4.3. Заказчик строящегося объекта должен в установленном порядке уведомить органы и учреждения государственной санэпидслужбы о сроках окончания строительства и формировании приемочной комиссии.

3.4.4. В состав приемочной комиссии должны включаться представители органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3.4.5. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов, выпуска продукции, предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.

Ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов при наличии замечаний о нарушении санитарных правил является нарушением санитарного законодательства (ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

3.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечивать проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Результаты лабораторных исследований, соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные заказчиком, являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии. После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта, что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передает результаты исследовании в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3.4.7. При наличии нарушений санитарных правил заказчик принимает необходимые меры по устранению имеющихся нарушений до предъявления объекта и эксплуатацию приемочной комиссии.

3.4.8. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным правилам и подписи представителя органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 12, п. 3 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

3.4.9. В соответствии со ст. 12, п. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансированию и (или) кредитованию, в случае выявления нарушений санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы

4.1. Общие требования

4.1.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

· разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, соответствующего санитарным правилам;

· обеспечить работу ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;

· обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;

· получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);

· обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

· информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;

· выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

4.1.2. Главные государственные санитарные врачи и их заместители должны вносить предложения индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину (гражданам) вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.

Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.

4.2.3. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.

4.2.4. Для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

· инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;

· предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;

· план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;

· способ учета фоновых концентраций;

· результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;

· ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно-эпидемиологического заключения.

4.2.6. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.

4.2.7. В плане мероприятий по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.

4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта, в период достижения ПДВ, на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест

5.1. Юридические лица, имеющие источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.

5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».

5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.

5.4. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.

Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров