Возникновение опеки и попечительства

I. Возникновение опеки и попечительства

1. Как опекуны, так и попечители, назначаются государственной властью.

Этот принцип назначения (или дативности) признается и нашим правом (ст. 261). Правда, закон различает три вида опекунов: законных (родителей, ст.

2. Таким образом, опекунские установления свободны в назначении и утверждении лиц опекунами и попечителями.

Правда, они обязаны считаться с имущественным правом на опеку родителей (ст. 231, 226), но эта обязанность ограничена в нашем праве только родителями (ст. 254), а не другими родственниками и свойственниками (иначе в губерн. Черниговской и Полтавской, ст. 232). Признавая свободу назначения опекунов и попечителей, закон определяет, примерно (95/50 и др.) те условия, при которых лица не могут быть опекунами и попечителями. Именно, закон прямо запрещает определять опекунами: 1) расточивших собственное и родительское имения, 2) имеющих явные и гласные пороки или же лишенных по суду всех прав состояния, или всех особенных прав и преимуществ, как лично, так и по состоянию им присвоенных, или же некоторых по ст. 50 Уложения о наказаниях личных прав и имуществ; 3) известных суровыми своими поступками; 4) имевших ссору с родителями малолетнего; 5) несостоятельных (ст. 256). Кроме того, в губерниях Черниговской и Полтавской не могут быть назначены опекунами иностранцы и лица, не имеющие собственного имущества, достаточного к обеспечению опеки (ст. 258, ср. ст. 232). Указывая причины, в силу коих определенные лица не могут быть назначены опекунами, побуждая руководствоваться при выборе лица его нравственными качествами (ст. 256), наш закон не говорит, однако, о причинах, освобождающих лиц от принятия опеки, как, напр., вследствие преклонного возраста, многосемейности, заведования несколькими опеками, принадлежности к полу, болезни и т.д. (иначе Проект, ст. 533 и 532). Это объясняется тем, что у нас (О. С., 90/20) не установлена, как на Западе, обязательность принятия опеки (принцип общественной повинности). Поэтому, опекунские установления при большой свободе назначения опекунов, могут быть тем не менее поставлены в тяжелое положение, т.к. всякий вправе отказаться от опеки, не подвергаясь штрафу за беспричинный отказ (иначе Проект, ст. 541).

3. Что же касается организации опекунских установлений, то в ее основу положен у нас принцип сословности.

Так, 1) попечение о дворянских сиротах возлагается на дворянскую опеку (ст. 233, ср. ст. 234, 235); 2) о детях личных дворян, городских обывателей – на сиротский суд (ст. 234, 238 и 2381); 3) о детях духовных особ – на духовное начальство (ст. 236, 245 и 252); 4) о детях сельских обывателей – на сельский сход (ст. 241). В частности, дворянские опеки учреждаются на один или несколько уездов (соединенная опека) и состоят, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, из определенного числа заседателей от 2–4-х, назначаемых по выбору дворянства (ст. 1152 т. II Общ. Учр. Губ.)[см. сноску 146]. Жалобы на действия и постановления Дворянских Опек приносятся Окружному Суду в месячный срок, подачей жалоб в Дворянскую Опеку (ст. 1160 и сл.)[см. сноску 147]. Сиротский Суд состоит под председательством городского головы[см. сноску 148], из членов, избираемых на 3 года частными собраниями сословий купеческого, мещанского и ремесленного, где таковое существует (ст. 1181 т. II Общ. Учр. Губ.). Число членов определяется Городской Думой, с таким расчетом, чтобы в состав Сиротского Суда входило, по крайней мере, по одному члену от каждого избирающего их сословия (ст. 1181). Порядок обжалования действий Сиротского Суда – тот же, что и для Дворянских Опек (ст. 1185). Дворянские Опеки и Сиротские Суды подчинены общему надзору Губернских Правлений (ст.

4. Наконец, самое назначение опекунов производится следующим образом:

1) Дворянская опека и сиротский суд вступают в ведение и управление сиротских дел по уведомлению дворянского предводителя или городского головы, ближайших родственников либо свойственников малолетнего, по свидетельству двух посторонних лиц и приходского священника, и по уведомлению высшего или равного ему присутственного места (ст. 250). Однако, едва ли можно отрицать, что каждое отдельное лицо вправе уведомить опекунские установления о необходимости назначения опеки[см. сноску 150]. Такое уведомление нуждается, конечно, в проверке, ибо оно не составляет требуемого законом «свидетельства» двух лиц[см. сноску 151]. 2) Уведомление может иметь место лишь в том случае, когда «открылась опека». Открытие опеки не предполагает непременно сиротства, т.е. лишения одного родителя (неполное сиротство) или обоих родителей (полное сиротство, ст. 226 и 229). При этом, опека открывается независимо от того, числится ли или не числится за малолетним какое-либо имущество (ст. 251, прим.). 3) По уведомлении об открывшейся опеке, опекунские установления обязаны: осведомиться об имении малолетнего, определить к лицу его и имению опекуна, в завещании родителя назначенного, или, если это не сделано, то избрать самим опекуна, или когда имения не осталось, то стараться поместить малолетнего в училище, сиротский дом или на государственную службу, или пристроить к доброхотным людям для обучения промыслу или ремеслу (ст. 251). При этом, назначая опекунов указом, опекунские установления не стеснены в праве назначить нескольких опекунов к одному и тому же лицу (ст. 253). Все эти опекуны в совокупности представляют собой личность опекаемого (77/17, против 77/851), если только обязанности таких соопекунов не распределены для каждого из них в отдельности (82/9 и 86/54). Несогласие между опекунами разрешается не судом, а опекунским учреждением.

7. Опека, попечительство, патронаж. Основания возникновения, содержание, прекращение.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет) и недееспособными в целях защиты прав и интересов, или в целях воспитания.

Попечительство устанавливается над лицами в возрасте 14-18 лет и ограниченно дееспособными в целях защиты прав и интересов, или в целях воспитания.

Патронаж устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Опекуны в силу закона являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые юридически значимые действия.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством и патронажем, не вправе совершать самостоятельно, а также оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих действий.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

По достижении малолетними 14 лет опека трансформируется в попечительство.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

§ 2. Историческое развитие института опеки и попечительства в России

Разновидностью родительской власти был институт опеки. ОПЕКАв России существовала с давних времен и относилась к компетенции государства, а не духовной власти. На Руси всегда существовало гуманное отношение к детям-сиротам, особенно брошенным.

До XVI в. институт опеки был развит слабо. Специальных законоположений на этот счет не издавалось. Чаще всего опекунами становились ближайшие родственники малолетнего без особого на то назначения. Их деятельность контролировалась приходскими священниками, в чьи обязанности входило знать семейную жизнь своих прихожан, особенно тех семей, где имелись сироты. Священник уделял этим семьям больше внимания, помогал вдовам в воспитании детей. При Иване IV опека над несовершеннолетними устанавливалась до достижения 15-летнего возраста. Затем мальчики должны были поступать на службу

В царствование Ивана IV забота о детях-сиротах входила в круг задач государственных органов управления – специальных приказов. В середине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимающиеся призрением бедных и сирот. После смерти мужа вдова с малолетними детьми стала получать часть поместья на «прожиток». При этом мать не являлась по закону опекуншей детей и могла управлять имением только до нового замужества. Если она выходила замуж, то опекунские обязанности возлагались на ее мужа или на родственников детей. Опекаемый по достижении совершеннолетия имел право обратиться с жалобой на действия опекуна, ущемляющего его интересы. Закон в основном регулировал конфликтные дела об опеке, но не регламентировал саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство.

В 1682 г. был подготовлен проект указа, в котором впервые ставился вопрос об открытии для детей-сирот специальных домов в целях обучения их грамоте, ремеслам и наукам. Именно этот проект зародил идею государственного призрения. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил на свои средства в Холмово-Успенском монастыре первую «сиропитательницу» для детей-сирот, а в самом Новгороде он основал еще 10 таких заведений, где воспитывалось до 3 тыс. детей-сирот. Петр I в 1715 г. своим Указом предписал устраивать в Москве и других городах «гошпитали» «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места»[41 — Брокгауз Ф.А., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь: в 86 т. – СПб., 1890–1907. -Т. 7. – Кн. 13.]. Эти «гошпитали» существовали обычно около церковных оград. Когда дети подрастали, то мальчиков отдавали в учение какому-нибудь мастерству, а девочек в услужение. Петр I изменил возраст совершеннолетия – с 15 до 20 лет. В его Указе о единонаследии 1714 г. были определены три способа назначения опекунов :

1) завещание родителей;

2) законное правило;

Смотрите так же:  Форум договор купли-продажи квартиры

3) распоряжение правительства.

О правах и обязанностях опекунов говорилось не только в Указе о единонаследии, но и в Инструкции магистратам 1724 г. Наследник недвижимого имущества должен был иметь у себя в сохранении часть движимого имущества, принадлежащего его братьям и сестрам, пока они не достигнут совершеннолетия. Он должен был кормить их, снабжать чем надобно и учить грамоте. По достижении ими совершеннолетия он должен был каждому выдать сполна его наследственный жребий, не вычитая издержек, потраченных на него во время его малолетства.

Магистрат имел право назначать опекуна. Опекуну по описи передавалось все движимое и недвижимое имущество подопечного. По достижении питомцем совершеннолетия опекун должен дать отчет о своем управлении. После тщательной проверки отчета имущество передавалось подопечному под роспись. Кроме того, магистрат обязан был осуществлять контроль за деятельностью опекунов, определенных родителями, чтобы они содержали детей в добром призрении и воспитании, а оставшееся после родителей имущество питомцев хранили и приумножали. В 1722 г. Указом Петра I введена опека над душевнобольными (безумными и сумасшедшими – «дураками», как говорилось в Указе).

Указ о единонаследии был отменен Анной Иоанновной в 1731 г. Оставлен был лишь запрет верить каким-либо письмам и записям несовершеннолетних.

В 1742 г. Елизавета Петровна разрешила Сенату продавать имения малолетних для уплаты долгов.

При Екатерине II был сделан самый значительный шаг вперед по пути развития института опеки и попечительства за всю предшествующую историю государства. Закон от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» учреждал дворянскую опеку, сиротский суд и другие органы, обязанные следить за деятельностью опекунов. Опекунами могли стать родственники сироты или посторонние лица, зарекомендовавшие себя с положительной стороны. Закон запрещал определять опекунами расточителей собственных имений, лиц, находившихся в ссоре с родителями сироты, и лиц, совершивших неблаговидные поступки.

В обязанности опекунов входило вести учет прихода и расхода, стараться увеличить доходы с имения малолетнего, содержать в порядке строения, находящиеся на территории, принадлежащей опекаемому. По окончании своей деятельности опекуны давали полный отчет дворянской опеке. За труды опекунам разрешалось брать 5 % из ежегодных доходов подопечного. ДВОРЯНСКАЯ ОПЕКАподчинялась Верхнему земскому суду, который рассматривал конфликты между опекунами и дворянской опекой.

По образцу дворянской опеки был учрежден городской СИРОТСКИЙ СУД,который ведал опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Обязанности сиротского суда были аналогичны обязанностям дворянской опеки. Таким образом, Закон 1775 г. предусматривал регулирование всей системы опеки : органов, в чью компетенцию входила организация опеки, порядка обжалования действий опекунов, а также вознаграждения за их работу. Государство придало институтам опеки правовое закрепление, которое имело цель защитить права несовершеннолетних.

Опекунство существенно отличалось от родительской власти рядом признаков. Во-первых, оно длилось до совершеннолетия подопечного. Во-вторых, неправомерные действия опекунов осуждал закон и несовершеннолетний мог просить о защите для себя.

К опекуну законодатель относился как к постороннему лицу, который временно помогает несовершеннолетнему управлять имением. Поведение опекуна могло стать предметом разбирательства в органах государственной власти. В семейные же отношения государство не вмешивалось. Более того, оно защищало интересы главы семьи. Родители, желавшие сохранить власть над детьми, всегда находили у государства поддержку.

Екатерина II существенно изменила положение незаконнорожденных подкидышей. Если раньше они становились крепостными своего воспитателя, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего они становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей. В каждой губернии, а их было 50, учреждались приказы общественного призрения , в обязанности которых входил контроль за сиротскими домами. С 1770 г. стали строиться воспитательные дома , целью которых было истребление злодейства, уменьшение нищенства и воспитание детей с выгодой и пользой для государства. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственникам или посторонним людям вместе с наследством. Сироты, у которых не осталось после смерти родителей никакого имущества, существовали на мирские подаяния. Широкое распространение имел детский труд. Дети в возрасте от 9 до 12 лет трудились на полотняных мануфактурах. По действующему законодательству в XVIII–XIX вв. дети мастеровых принадлежали заводскому ведомству и использовались на работе с 12 лет. Однако на практике часто использовался труд детей, не достигших этого возраста. Фабрикантам и заводчикам это было выгодно, так как детский труд ценился гораздо дешевле, чем труд взрослых. И лишь в 1885 г. были введены ограничения на использование детского труда, которые состояли в следующем:

• дети, не достигшие возраста 12 лет, к работам не допускались;

• дети в возрасте 12–15 лет должны были работать не более 8 часов;

• дети до 15 лет не могли работать в ночное время и выходные дни;

• труд детей в возрасте до 15 лет не должен был использоваться на производстве с вредными для здоровья условиями;

• продолжительность рабочего дня для детей в возрасте до 18 лет устанавливалась не более 10 часов в сутки.

Ответственность за нарушение этих правил возлагалась на владельцев заводов и фабрик. Контроль за ними осуществляла особая правительственная инспекция с широкими полномочиями.

В 1817 г. была установлена опека в отношении детей священнослужителей, в 1818 г. – в отношении сирот личных дворян, в 1820 г. – в отношении лиц, осиротевших за границей. Законов о крестьянской опеке не было: в этой сфере действовал обычай.

В XVIII–XIX вв. происходило формирование системы общественного и частного призрения. В 1837 г. появился новый вид социальной опеки – детский приют. Первый детский приют «Убежище для детей» был открыт при Демидовском доме призрения трудящихся в Петербурге. Приют предназначался для дневного присмотра за детьми, матери которых работали на промышленных предприятиях. Вскоре стали открываться детские приюты и в других регионах страны. Это побудило правительство принять в 1839 г. Положение о детских приютах. Заметной вехой в законодательстве стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях, усыновленных и узаконенных». Отныне детей можно было не только узаконивать, но и усыновлять. Причем это правило распространялось на всех детей без исключения. Ограничения вводились лишь для усыновителей. Так, не разрешалось усыновлять тем, кто имел своих собственных или узаконенных детей, а также лицам моложе 30 лет.

В XX в. детские и попечительские организации входили в Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи.

В 1913 г. ввиду большой смертности детей, особенно младенческого возраста, было создано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества под покровительством императрицы Александры Федоровны.

Попечительство должно было устраивать приюты для матерей и детей и способствовать усвоению правильных навыков по уходу за младенцами. Во главе Попечительства стоял совет, назначаемый императрицей. Средства Попечительства образовывались из пособий, поступающих из казны, и пожертвований.

Романовский комитет, созданный в память 300-летия царствования Дома Романовых, покровительствовал делу призрения беспризорных сирот сельского населения. Это было оформлено Законом от 29 июня 1914 г., а 7 июля 1915 г. во время Первой мировой войны царем подписан Указ «Об учреждении земледельческих приютов для детей увечных и павших воинов».

Романовский комитет оказывал помощь сиротам в возрасте от 2 до 12 лет, содержащимся в сиротских домах, и детям в возрасте до 17 лет, проживающим в общежитиях при ремесленных отделениях и школах.

Возникновение опеки и попечительства

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

2.4. Приемные родители (родитель) обязаны воспитывать приемного ребенка (детей), заботиться о его (их) здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его (их) к самостоятельной жизни, в том числе:

защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство приемного ребенка (детей), соблюдать и защищать его (их) права и интересы;

совместно проживать с приемным ребенком (детьми), поставить его (их) на регистрационный учет по месту жительства;

обеспечивать полноценный регулярный уход за приемным ребенком (детьми) в соответствии с его (их) индивидуальными потребностями, в том числе обеспечивать прохождение приемным ребенком (детьми) регулярной диспансеризации, при необходимости своевременно направлять на медицинское обследование, а также организовывать лечение;

организовывать получение образования приемным ребенком (детьми);

следить за успеваемостью и посещаемостью образовательных учреждений приемным ребенком (детьми);

выполнять обязанности по защите прав и законных интересов приемного ребенка (детей), предоставлять по запросу органа опеки и попечительства информацию о выполнении своих обязанностей;

выполнять индивидуальную программу реабилитации ребенка (детей) в приемной семье, разработанную совместно с органом опеки и попечительства (при ее наличии);

не препятствовать личному общению приемного ребенка (детей) с его (их) кровными родственниками, если это не противоречит интересам приемного ребенка (детей), его (их) нормальному развитию и воспитанию ;

Данный пункт исключается из договора в случае отсутствия у приемного ребенка (детей) кровных родственников.

принять имущество приемного ребенка (детей) по описи, принимать меры по обеспечению сохранности имущества приемного ребенка (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ______________ , в том числе расходовать суммы алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат, предоставляемых на содержание приемного ребенка (детей), только в его (их) интересах;

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

незамедлительно извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей).

2.5. Приемный родитель (родители) ежегодно не позднее ______________ текущего года представляет(ют) в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества приемного ребенка (детей) и об управлении таким имуществом.

2.6. В случае отстранения от своих обязанностей по основаниям, предусмотренным настоящим Договором, приемные родители (родитель) должны представить отчет не позднее трех дней с момента, когда его (их) известили об указанном отстранении.

Смотрите так же:  Договор купле продаже автомобиля простая письменная форма

2.7. Приемные родители (родитель) имеют следующие права:

получать информацию о состоянии физического и умственного развития приемного ребенка (детей), сведения о его (их) родителях;

получать консультативную помощь в вопросах воспитания, образования, защиты прав и законных интересов приемного ребенка (детей);

самостоятельно определять формы содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей), включая его (их) распорядок дня, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и ______________ , а также настоящим Договором;

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

решать текущие вопросы жизнедеятельности приемного ребенка (детей).

2.8. Права приемных родителей (родителя) не могут осуществляться в противоречии с интересами и правами приемного ребенка (детей).

2.9. При осуществлении своих прав и обязанностей приемные родители (родитель) не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью приемного ребенка (детей), его (их) нравственному развитию.

2.10. При временном отсутствии приемного ребенка (детей) в месте жительства, в частности, в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, права и обязанности приемных родителей(ля) не прекращаются.

3. Условия содержания, воспитания и образования

приемного ребенка (детей)

3.1. Приемные родители (родитель) воспитывают приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, создают условия для получения приемным ребенком (детьми) образования, заботятся о его (их) здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1. Приемные родители (родитель) создают приемному ребенку (детям) соответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, а также обеспечивают полноценное качественное питание в соответствии с установленными нормами и санитарными, гигиеническими требованиями.

3.3. Способы воспитания приемного ребенка (детей) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию приемного ребенка (детей).

3.4. Развитие способностей приемного ребенка (детей) обеспечивается методами, позволяющими развивать его (их) самостоятельность в решении творческих и других задач, а также позволяющими ему (им) быть успешным(и) в разных видах деятельности, в том числе учебной.

3.5. Деятельность приемного ребенка (детей) в свободное время организуется с учетом особенностей состояния его (их) здоровья, интересов и должна быть направлена на удовлетворение потребностей приемного ребенка (детей), в том числе физиологических (в сне, питании, отдыхе, пребывании на свежем воздухе), познавательных, творческих, потребностей в общении.

3.6. Приемный ребенок (дети) вправе пользоваться имуществом приемных родителей (родителя) с их (его) согласия.

3.7. Приемный ребенок (дети) не имеет права собственности на имущество приемных родителей (родителя), а приемные родители (родитель) не имеют права собственности на имущество приемного ребенка (детей).

4. Права и обязанности органа опеки и попечительства

в отношении приемных родителей (родителя)

4.1. Орган опеки и попечительства обязуется:

осуществлять в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и _______________ , проверку условий жизни приемного ребенка (детей), соблюдения приемными родителями (родителем) прав и законных интересов приемного ребенка (детей), обеспечения сохранности его (их) имущества, а также выполнения приемными родителями (родителем) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, а также условий настоящего Договора;

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

способствовать созданию надлежащих условий жизни и воспитания приемного ребенка (детей) в приемной семье;

при необходимости незамедлительно оказывать приемной семье помощь, включая психолого-педагогическую;

рассматривать споры и определять порядок общения приемного ребенка (детей) с кровными родственниками исходя из интересов приемного ребенка (детей) и с учетом интересов приемной семьи;

своевременно и в полном объеме выплачивать денежное вознаграждение приемным родителям (родителю) и денежные средства на содержание приемного ребенка (детей) и предоставлять меры социальной поддержки приемной семье в соответствии с условиями настоящего Договора.

4.2. Орган опеки и попечительства имеет право:

запрашивать у приемного родителя (родителей) любую информацию, необходимую для осуществления прав и обязанностей по настоящему Договору;

обязать приемного родителя (родителей) устранить нарушенные права и законные интересы приемного ребенка (детей);

в целях учета индивидуальных особенностей личности приемного ребенка (детей) устанавливать обязательные требования и ограничения к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей (родителя), в том числе конкретные условия воспитания приемного ребенка (детей).

4.3. Орган опеки и попечительства вправе отстранить приемных родителей (родителя) от исполнения возложенных на них (него) обязанностей в случае:

ненадлежащего исполнения возложенных на них (него) обязанностей;

нарушения прав и законных интересов приемного ребенка (детей), в том числе при осуществлении приемными родителями (родителем) действий в корыстных целях либо при оставлении приемного ребенка (детей) без надзора и необходимой помощи;

выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения приемными родителями (родителем) установленных федеральным законом или настоящим Договором правил охраны имущества приемного ребенка (детей) и (или) распоряжения их имуществом.

4.4. Орган опеки и попечительства дает приемным родителям (родителю) разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом приемного ребенка (детей).

5. Выплата денежного вознаграждения приемным

родителям (родителю), денежных средств на содержание

приемного ребенка (детей) и предоставление

мер социальной поддержки

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

5.1. Орган опеки и попечительства выплачивает приемным родителям (родителю) денежное вознаграждение:

Указывается размер и порядок выплаты вознаграждения.

5.2. Орган опеки и попечительства назначает денежные средства на содержание каждого ребенка:

Указывается размер и порядок выплаты денежных средств.

5.3. Орган опеки и попечительства предоставляет и оказывает содействие в получении приемной семье следующих мер социальной поддержки:

5.4. Приемные родители (родитель) обязаны использовать денежные средства по указанному в настоящем Договоре целевому назначению в рамках осуществления своих прав и обязанностей.

6. Ответственность сторон

6.1. Приемные родители (родитель) несут ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие приемного ребенка (детей), надлежащее выполнение своих обязанностей и целевое расходование средств.

6.2. Орган опеки и попечительства несет ответственность за надлежащее выполнение своих обязательств по отношению к приемной семье.

6.3. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств по настоящему Договору другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд в установленном законом порядке.

7. Срок Договора, основания и последствия

7.1. Настоящий Договор заключается со дня подписания и действует в течение _______________.

7.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:

по инициативе приемных родителей (родителя) при наличии уважительных причин, таких как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с приемным ребенком (детьми), конфликтных отношений между приемными детьми и др.;

по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования приемного ребенка (детей), в случае возвращения приемного ребенка (детей) кровным родителям или усыновления, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации и ________________ , настоящим Договором.

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

7.3. Все возникающие в результате досрочного расторжения настоящего Договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора — судом в установленном порядке.

8. Заключительные положения

8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде, подписаны обеими сторонами и не противоречат законодательству Российской Федерации и ______________ , настоящему Договору.

Указывается наименование субъекта Российской Федерации, а также делается ссылка на муниципальные правовые акты соответствующего муниципального образования.

8.2. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

9. Реквизиты и подписи сторон

Орган опеки и Приемные родители (родитель):

________________________________ ФИО _________________________________

________________________________ адрес места жительства ______________

________________________________ данные паспорта (серия, номер, дата и

________________________________ место выдачи)

«__» ___________________ 200_ г. «__» ______________ 200_ г.

3.1. Основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над ребенком

К материальным условиям относятся:

1. Опекуном (попечителем) может быть только совершенно­летний дееспособный гражданин. В связи с этим, а также с учетом целей опеки (попечительства), ими не могут быть:

— несовершеннолетние граждане, даже в случае приобретения ими полной дееспособности в результате вступления в брак или эман­сипации, поскольку п. 1 ст. 146 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть опекуном (попечителем);

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

Как пишет Л. Ю. Михеева,

На самом деле в подавляющем большинстве случаев инициатором в назначении опеки или попечительства выступает то лицо, которое желало бы взять на себя заботу о. не полностью дееспособном граж­данине. В практике деятельности органов опеки и попечительства распространена процедура, при которой назначение опекуна (попе­чителя) производится при наличии заявления от этого лица. Это свя­зано с объективными причинами. У органа опеки и попечительства, как правило, нет возможности выбирать между различными канди­датурами. Задача упомянутого органа — лишь проверить соответст­вие личности заявителя требованиям закона [188] .

При назначении ребенку опекуна (попечителя) орган опеки ус­танавливает наличие необходимых условий для этого, а также учи­тывает личные качества ребенка и заявителя, способность его к вы­полнению опекунских обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком (наличие родственной или иной семей­ной связи), отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечите­ля). Данные факты устанавливаются на основе характеристик с мес­та работы и жительства, запросов от органов внутренних дел о на­личии или отсутствии судимости у заявителя и др.

Смотрите так же:  Что регулируют законы субъектов рф

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Семейные правоотношения между ребенком и опекуном (попечи­телем) возникают со дня вынесения решения органа опеки о назначе­нии конкретного лица опекуном (попечителем) данного ребенка. Опе­куну (попечителю) выдается соответствующее удостоверение и необхо­димые документы подопечного (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребенка о состоянии здоровья, документ об образо­вании, документы о родителях, справка о наличии и месте нахождения братьев и сестер, опись имущества, принадлежащего ребенку, копия решения суда о взыскании алиментов, документ о наличии счета, от­крытого на имя ребенка в банковском учреждении, и др.).

Прекращение опеки и попечительства происходит следующим образом.

— по достижении ребенком возраста 14 лет (при опеке) и 18 лет (при попечительстве). В первом случае гражданин, осуществ-

Орган опеки и попечительства обеспечивает временное устрой­ство ребенка (например, в социально-реабилитационный центр, воспитательное учреждение), поэтому изменяются личные неиму­щественные правоотношения между опекуном (попечителем) и ре­бенком по поводу совместного проживания и личного воспитания ребенка, общения с ним, защиты его прав и интересов и др.

После вынесения административного акта орган опеки и попечи­тельства принимает решение об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей и принимает ме­ры для привлечения его к установленной ответственности.

Если ребенок находится на государственном попечении в дет­ском учреждении, то опекун (попечитель) ему не назначается, а со­ответствующие функции выполняет администрация учреждения с момента принятия решения о помещении ребенка в данное учреж­дение. Контроль за условиями содержания, воспитания и образова­ния детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.

Возникновение опеки и попечительства

Опека (попечительство) — основанное на решении органа опеки и попечительства правоотношение между ребенком, оставшимся без попечения родителя, и совершеннолетним дееспособным гражданином в целях воспитания, содержания и образования ребенка, а также защиты его прав и интересов.

Опека и попечительство являются межотраслевыми институтами: они регулируются нормами гражданского и семейного права (ст. ст. 31-40 ГК РФ и глава 20 СК РФ).

Субъектами семейных правоотношений, основанных на опеке (попечительстве), являются подопечный ребенок и опекун (попечитель).

Подопечный ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет и утратившее попечение родителей либо имеющее несовершеннолетнего родителя в возрасте до 16 лет.

Опекун (попечитель) — совершеннолетний гражданин, назначенный таковым на основании решения органа опеки и попечительства.

Основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над ребенком

Для установления опеки (попечительства) над ребенком необходимо решение органа опеки и попечительства о назначении конкретного лица опекуном (попечителем) ребенка. Для этого должны быть соблюдены установленные законом условия и порядок (гл. 20 СК РФ и ст. ст. 31-40 ГК РФ).

К материальным условиям относятся:

  • опекуном (попечителем) может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. В связи с этим, а также с учетом целей опеки (попечительства), ими не могут быть:
  • несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности в результате вступления в брак или эмансипации, поскольку п. 1 ст. 146 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть опекуном (попечителем);
  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень таких заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, хотя данные заболевания названы в Перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может взять ребенка под опеку (попечительство).

В качестве опекунов (попечителей), как правило, выступают родственники и знакомые, которые взяли на воспитание ребенка.

Подопечным ребенком может быть только несовершеннолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей либо имеющий несовершеннолетнего родителя в возрасте до 16 лет. При этом опека устанавливается над ребенком, не достигшим возраста 14 лет, а попечительство v над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласие и желание лиц, указанных в законе, на установление опеки (попечительства). Согласно п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, поскольку, во-первых, свои обязанности он выполняет безвозмездно, а, во-вторых, невозможно заставить человека против его воли воспитывать ребенка.

При назначении опекуна (попечителя) должно учитываться желание подопечного ребенка, если это возможно. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен. До достижения этого возраста ребенок может выразить свое мнение, если способен его сформулировать.

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки (попечительства). При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту его жительства. Например, если ребенок находится не по месту своего постоянного жительства, а проживает у лица, желающего установить опеку (попечительство).

Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Как пишет Л. Ю. Михеева, На самом деле в подавляющем большинстве случаев инициатором в назначении опеки или попечительства выступает то лицо, которое желало бы взять на себя заботу о не полностью дееспособном гражданине. В практике деятельности органов опеки и попечительства распространена процедура, при которой назначение опекуна (попечителя) производится при наличии заявления от этого лица. Это связано с объективными причинами. У органа опеки и попечительства, как правило, нет возможности выбирать между различными кандидатурами. Задача упомянутого органа — лишь проверить соответствие личности заявителя требованиям закона.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) орган опеки устанавливает наличие необходимых условий для этого, а также учитывает личные качества ребенка и заявителя, способность его к выполнению опекунских обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком (наличие родственной или иной семейной связи), отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Данные факты устанавливаются на основе характеристик с места работы и жительства, запросов у органов внутренних дел о наличии или отсутствии судимости у заявителя и др.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

Семейные правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) возникают со дня вынесения решения органа опеки о назначении конкретного лица опекуном (попечителем) данного ребенка. Опекуну (попечителю) выдается соответствующее удостоверение, и необходимые документы подопечного (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребенка о состоянии здоровья, документ об образовании, документы о родителях, справка о наличии и местонахождении братьев и сестер, опись имущества, принадлежащего ребенку, копия решения суда о взыскании алиментов, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении и др.).

Прекращение опеки и попечительства происходит:

  1. 1.автоматически:
  • по достижении ребенком возраста 14 лет (при опеке) и 18 лет (при попечительстве). В первом случае гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем ребенка без дополнительного решения об этом;
  • при вступлении подопечного ребенка в брак до достижения возраста 18 лет;
  • при эмансипации ребенка;
  • по достижении несовершеннолетним родителем возраста 16 лет (при этом прекращается опека над его ребенком — п. 2 ст. 62 СК РФ) либо при вступлении в брак до достижения этого возраста;
  • в силу смерти опекуна (попечителя) или подопечного ребенка;
  • на основании решения органа опеки и попечительства об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей вследствие:
  • возвращения ребенка его родителям или усыновителям (например, в связи в восстановлением в родительских правах);
  • усыновления ребенка;
  • помещения подопечного в соответствующее детское учреждение, если это не противоречит интересам ребенка;
  • уважительных причин (например, болезни, изменения имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с подопечным, переезда в другую местность и другие).
  • на основании решения органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей вследствие ненадлежащего выполнения лежащих на нем обязанностей при наличии его вины. Например, при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей является по своей правовой природе мерой защиты прав ребенка, а отстранение от исполнения обязанностей – мерой ответственности, которая влечет за собой невозможность данного лица в будущем быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем.

Семейным законодательством (ст. 77 СК РФ) допускается возможность немедленного отобранения ребенка у опекунов (попечителей) в целях защиты его прав на основании акта органа опеки и попечительства. Основанием для его применения является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью вследствие избиения ребенка попечителем, оставление его без пищи и на холоде и т.п. О проведенной мере орган опеки незамедлительно уведомляет прокурора.

Орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка (например, в социально-реабилитационные центр, воспитательное учреждение), поэтому изменяются личные неимущественные правоотношения между опекуном (попечителем) и ребенком по поводу совместного проживания и личного воспитания ребенка, общения с ним, защиты его прав и интересов и др.

После вынесения административного акта орган опеки и попечительства принимает решение об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей и принимает меры для привлечения его к установленной ответственности.

Если ребенок находится на государственном попечении в детском учреждении, то ему опекун (попечитель) не назначается, а соответствующие функции выполняет администрация учреждения с момента принятия решения о помещении ребенка в данное учреждение. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.