Роль прокурора в борьбе с преступностью

§ 4. Роль прокуратуры в координации

Координация деятельности правоохранительных органов заняла прочное место в системе мер по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Стала более слаженной работа следственных и оперативно-розыскных органов по раскрытию и расследованию преступлений, более качественным стал и прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности правоохранительных органов.
Более стабильной стала судебная практика по применению уголовного наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступлений.
Успех координации в существенной степени зависит от активности и инициативности как руководителей координации, так и от дальнейшего совершенствования деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.
В настоящее время на местах накоплен значительный положительный опыт по осуществлению прокурорами руководящей роли в координации. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуроры республик, краев и областей постоянно изучают и распространяют накопленный опыт в этой работе. С другой стороны, анализ ошибок, упущений и просчетов в координации также поучителен, он позволяет предупреждать их в деятельности подчиненных прокуроров.
При осуществлении координации прокуроры избирают главные направления в деятельности правоохранительных органов. В их числе узловые, связанные с укреплением законности и правопорядка, как то: совершенствование работы следственного аппарата по раскрытию и расследованию преступлений; предупреждение преступлений и устранение причин, их порождающих; борьба с преступностью несовершеннолетних; борьба с нарушениями финансовой дисциплины, борьба с организованной преступностью, тяжкими преступлениями против личности, с хищениями государственного и иного имущества и др. Определяя кардинальные направления в этой работе, прокуроры проявляют инициативу и творческий подход в работе с тем, чтобы она постоянно обогащалась, развивалась и совершенствовалась. Вместе с тем нельзя не отметить и того факта, что координация правоохранительных органов иногда носит формальный характер. На обсуждение межведомственных совещаний выносятся подчас вопросы второстепенные, а не актуальные, как того требует состояние законности и правопорядка; совместные совещания проводятся редко и в ряде случаев казенно; межведомственные совещания заранее не планируются, материалы загодя не готовятся, в результате чего принимаются решения, никого и ни к чему не обязывающие. Исполнение принятых решений не всегда контролируется руководителями правоохранительных органов, реализация разработанных предложений не подкрепляется организационными мерами, в результате чего деловое по содержанию решение не дает ожидаемого эффекта.
Из практики координационной деятельности по борьбе с преступностью не устранен и такой недостаток, как смешение функций правоохранительных органов.
Отдельные прокуроры не всегда проявляют инициативу в координации деятельности правоохранительных органов, а некоторые фактически передали эти функции начальникам управлений внутренних дел. Эти прокуроры не могут установить правильные взаимоотношения с руководителями других правоохранительных органов. Личная амбиция нередко ставится выше служебного долга. Генеральный прокурор РФ в своем приказе № 31 от 29 июня 1994 г. справедливо подчеркивает, что некоторые прокуроры не используют в должной мере возможности координации деятельности правоохранительных органов на основных направлениях борьбы с преступностью.
Определенную помощь правоохранительным органам в совершенствовании координации оказывают органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ и органы местного самоуправления, которые обязаны уделять внимание проблемам борьбы с преступностью и иными нарушениями порядка.
Большое влияние на совершенствование руководящей роли прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов оказывает Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Ученые института систематически изучают опыт работы органов прокуратуры по координации, участвуют в проводимых заседаниях координационных советов, оказывают помощь в подготовке материалов к проведению межведомственных совещаний.
Журнал «Законность» (орган Генеральной прокуратуры Российской Федерации) постоянно освещает на своих страницах опыт по осуществлению координации как в центре, так и на местах.
В настоящее время важно правильно организовать координацию деятельности органов прокуратуры Содружества Независимых Государств. Преступность не знает границ, поэтому вольно или невольно, но органам прокуратуры стран СНГ приходится совместно решать проблемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями установленного правопорядка. В связи с этим Генеральные прокуроры республик, являющихся субъектами Содружества Независимых Государств, на встрече в Москве 18 февраля 1992 г. условились об общих принципах взаимодействия и сотрудничества между прокуратурами.
В соответствии с этими принципами органы прокуратуры республик приняли соглашение по оказанию друг другу правовой помощи. Это соглашение состоит в следующем:
— пересылка материалов прокурорско-следственной практики;
— выполнение отдельных процессуальных действий, связанных с допросами, применением различного рода средств процессуального принуждения;
— осуществление надзорных функций, связанных с розыском скрывшихся от следствия преступников, и этапирование их по месту производства предварительного следствия;
— предоставление статистики по динамике и структуре уголовной преступности.
Генеральный прокурор Российской Федерации предлагал подчиненным прокурорам оказывать соответствующим прокуратурам стран СНГ всемерную помощь в организации борьбы с преступностью и нарушениями установленного правопорядка. При этом был определен порядок оказания помощи процессуального оформления результатов, разграничения компетенции прокуроров различных звеньев прокурорской системы.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность и значение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью?
2. Какими признаками определяется преступность на современном этапе?
3. В силу каких обстоятельств органам прокуратуры принадлежит руководящая роль в координации?
4. Какими нормативными актами определяется координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью?
5. В каких организационных формах осуществляется координация деятельности правоохранительных органов?
6. Каковы пути совершенствования деятельности правоохранительных органов в координации?

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов но борьбе е преступностью

В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор, являющийся его председателем, и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности как члены совещания. Совещания созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Они могут созываться и по инициативе одного из руководителей правоохранительных opi анов.
На координационные совещания могут быть приглашены и другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орынов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Однако они не являются

членами координационного совещания. Решение об участии приглашенных лиц принимается путем согласовании с членами координационного совещания, т.е. каждый член координационного совещания вправе привлечь представляющих для него интерес иных заинтересованных лиц.
Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами. Ход координационного совещания закрепляется в виде протокола координационного совещания, который подписывается его председателем (прокурором). Результаты координационного совешания закрепляются в виде решений, которые подписываются председателем и членами координационного совешания (но не приглашенными лицами). Решения, хотя и не являются нормами права, однако рассматриваются правоохранительными органами, руководители которых утвердили их как обязательные к исполнению. Вилы решений могут быть самыми разнообразными.
Прокурор как председатель координационного совещания правомочен’. созывать координационные совещания; истребовать информацию (более точным было бы указание на сведения. — Авт.), необходимую для организации координационной деятельности; организовывать рабочие группы из представителей правоохранительных оришов; назначить из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совешания. возглавляющего секретариат координационного совещания.
Рабочие группы организуются в целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимых сведений в заинтересованные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации.
Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов (но не из самих шлемов координационного совешания). Его возглавляет ответственный секретарь из числа прокуроров или прокурорских работников. Секретариат координационного совешания: проводит текущую организационную работу; ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретности делопроизводства; извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совешания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;
организует подготовку и внесение предложений правоохра- нительных органов по плану работы координационного совещания; формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителей правоохранительных органов; анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя; выполняет иные поручения председателя координационного совещания.
Заключительный (четвертый) раздел рассматриваемого Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью назван «Взаимодействие с судами и органами юстиции». Такое взаимодействие между судами и иными правоохранительными органами может быть, но только не с целью совместной борьбы с преступностью, ибо суды в период формирования российской системы права нс могут принимать участие в борьбе с преступностью.

Смотрите так же:  Договор о предоставлении сервитута

На это были вынуждены обратить внимание и разработчики Положения, указавшие на необходимость соблюдения «принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. 15).
Фактически к реанимированию социалистической доктрины об активной роли суда в борьбе с преступностью призывают авторы одной из упоминавшихся научных разработок (А.Я. Сухарев, А.И. Алексеев, М.П. Журавлев), предлагая отказаться «от наметившейся линии на отрыв суда от системы правоохранительных органов, отстранение его от реализации государственной политики борьбы с преступностью, попыток снижения активности суда при рассмотрении уголовных дел, гипертрофирования принципа состязательности (даже элементы состязательности в российском уголовном процессе вызывают такое негативное отношение поименованных заслуженных ученых. — Ает.), свертывания воспитательно-профилактических функций, освобождения от какого бы то ни было внешнего контроля»[376].
Обязательность исполнения предписания Указа Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г. является одним из условий «повышения эффективности в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Это положение закреплено в приказе Генерального прокурора РФ «Об организации работы

органов прокуратуры по борьбе с преступностью» № 34 от 26 июня 1997 г.1, в редакции от 16 октября 2000 г.[377] [378]
В юридической литературе высказано суждение о необходимости «внесения в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и придания Генеральному прокурору РФ, а также подчиненным ему прокурорам координирующей роли по борьбе с административными правонарушениями»[379]. Эта статья Закона является базовой и потому нет необходимости в ее корректировке. Что же касается высказанного предложения, то оно могло бы получить закрепление в упоминавшемся ранее подзаконном нормативном правовом акте, в котором определен порядок координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Вопросы для самоконтроля В чем традиционность подхода к изучению проблем борьбы с преступностью? Каковы основные черты советского периода при осуществлении борьбы с преступностью? В чем новизна подхода к изучению проблем борьбы с преступностью. предложенного В.С. Зслепецким? Каков характер деятельности по борьбе с преступностью, составляющий предмет координации? Какие правоохранительные органы осуществляют борьбу с преступностью? Каким образом этот вопрос урегулирован в законодательстве? Почему суд нельзя относить к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с преступностью? Каково содержание координации деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью? В чем состоит отличие координационного характера взаимосвязи между правоохранительными органами от субординации? Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью? Каковы основные направления координационной деятельности по борьбе с преступностью?
Каковы основные формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью? Каков состав координационного совешания? Кто является членом координационного совещания? Какие права имеют члены координационного совещания? Кто является председателем координационного совещания? В чем заключаются правомочия председателя координационного совещания? Являются ли членами координационного совещания приглашенные для участия в нем лица? Каковы их права? В каком документе закрепляется ход координационного совещания? Каков порядок его оформления? В каких документах закрепляются результаты координационного совещания? Каков порядок их оформления? Известны ли вам какие-либо документы, в которых закреплены результаты координационных совещаний правоохранительных органов по борьбе с преступностью? С какой целью организуются рабочие группы и каков их состав? Каковы состав и полномочия секретариата координационного совещания? Возможно ли взаимодействие правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, с судами, и если да, то в каких формах осуществляется зто взаимодействие?

Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов

(Шобухин В. Ю.) («Безопасность бизнеса», 2007, N 1) Текст документа

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Шобухин В. Ю., аспирант кафедры правоохранительных органов и прокурорского надзора Уральской государственной юридической академии.

Прокуратура, являясь органом уголовного преследования и высшего надзора, выступает координирующим звеном в борьбе с преступностью. Осуществляя координацию, прокурор объединяет усилия всех правоохранительных органов и имеет здесь главенствующее положение. Он лучше, чем кто-либо иной, разбирается в вопросах возбуждения и расследования уголовных дел, поскольку осуществляет надзор за деятельностью всех правоохранительных органов. Координирующая роль прокуратуры играет немаловажное значение в расследовании преступлений. В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Вместе с тем в п. 8 ст. 3 Закона о прокуратуре СССР 1979 г. было зафиксировано, что органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями . Таким образом, законодатель не ограничивал рамки координации только борьбой с преступностью. ——————————— См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 49. Ст. 843.

В Законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» функция координации вообще не была упомянута. И тем не менее в условиях отсутствия правовой регламентации большинство региональных прокуроров по-прежнему занимались координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью . Следовательно, направление координационной деятельности прокуратуры оставалось востребованным и жизненно необходимым. Это заставило законодателя вновь закрепить за прокуратурой координационную функцию в редакции Закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» . ——————————— См.: Туйков В. И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. С. 89. СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом нашей страны. Предпосылками координации действий правоохранительных органов являются единство задач, стоящих перед ними, их административная независимость друг от друга и строгое разграничение компетенции. Координация осуществляется в целях повышения активности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. В связи с этим справедливо высказывается мнение, что «борьба с иными, непреступными, правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких правонарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные» . ——————————— Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка; Издательство «Экслит», 2002. С. 789.

Координация действий позволяет объединить усилия в борьбе с преступностью, с тем чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, правильнее намечать главные направления этой борьбы, вести ее целенаправленно и наступательно; охватить профилактической работой большее число объектов; лучше использовать возможности, которыми располагает каждый из органов, ведущих борьбу с преступностью; правильнее распределить силы; установить надлежащие отношения между работниками этих органов; устранить разнобой и параллелизм в их работе; создать единый фронт борьбы с любыми преступлениями. С учетом специфики правовых средств и методов выявления, пресечения, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, координировать такие действия в силу своего статуса в состоянии и обязаны исключительно лишь прокуроры. Кроме того, в современном государстве, основанном на принципе разделения властей, координационная функция прокуратуры объективно вытекает из ее роли как элемента системы «сдержек и противовесов», взаимодействующего со всеми ветвями единой государственной власти. Прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодействие органов представительной, исполнительной и судебной властей в сфере борьбы с преступностью. При осуществлении координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и иную необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью. Действующее ныне Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью было утверждено 18 апреля 1996 г. Указом Президента РФ N 567 . ——————————— СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на принципах соблюдения законности; равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений и др. (ст. 4 Положения) . ——————————— Там же.

Претворяя в жизнь согласованные мероприятия, каждый из правоохранительных органов решает в первую очередь свои задачи. Цель координации — улучшить организацию работы всех этих органов, повысить ее эффективность. В ходе координационной деятельности правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, разрабатывают предложения о предупреждении преступлений, обобщают практику применения законов о борьбе с преступностью, разрабатывают предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью, выполняют иные мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности правоохранительной системы в борьбе с преступностью. В ряде случаев огромное значение при координации деятельности правоохранительных органов в расследовании преступлений играет международное сотрудничество органов прокуратуры. Главным образом это касается тех преступлений, которые имеют транснациональный характер и подозреваемые (обвиняемые) в совершении которых находятся на территории иностранных государств. Отношения между государствами по вопросам взаимной правовой помощи строятся на договорных началах. Так, например, Российская Федерация является участницей Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., подписанной нашим государством 7 ноября 1996 г. и ратифицированной 25 октября 1999 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (известной как Минская), а также ряда других конвенций и двусторонних межгосударственных соглашений (договоров). В этой связи особую ценность представляет право Генеральной прокуратуры РФ непосредственно заключать с органами других государств и международными организациями соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, сотрудничать с ними, участвовать в разработке международных договоров РФ, что подчеркивает особый статус российской прокуратуры в системе правоохранительных органов и дает ей возможность более оперативно решать те проблемы, которые встают перед правоохранительными органами в сфере борьбы с преступностью и носят межгосударственный характер. Таким образом, роль прокуратуры как координирующего органа, безусловно, велика и, несомненно, должна оставаться таковой, тем более учитывая ее плодотворные результаты в этом направлении. Рассматривая вопрос о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, следует обратить внимание на тот факт, что в последнее время все большую актуальность приобретают разговоры о создании единого следственного комитета (службы расследований). Учреждение такой организации призвано обеспечить консолидацию оперативно-следственных кадров в одном ведомстве, под единым руководством, исключить межведомственные споры о подследственности, являющиеся серьезным пороком современной правоохранительной системы, а также повлечь иные не менее важные последствия, имеющие позитивный характер. Вместе с тем создание такой организации в нашей стране нецелесообразно и положение дел должно оставаться на прежних местах. Это обусловлено прежде всего тем, что: во-первых, установлен отлаженный механизм деятельности следственных подразделений различных ведомств; во-вторых, деятельность следственных подразделений напрямую перекликается с деятельностью самих ведомств, и в таком случае работникам следственного подразделения легче найти общий язык со своими коллегами из других подразделений этого ведомства, что позволяет наиболее оперативно решать стоящие перед ними задачи. К тому же для самого работника, например, следственного отдела органов внутренних дел легче перейти в другое подразделение в рамках одного органа внутренних дел, если возникнет такая потребность, нежели увольняться из единого следственного комитета (службы расследований) и трудоустраиваться в органы внутренних дел. Создание федеральной службы расследований на практике может вылиться в ведомственную борьбу с крайне негативными последствиями. Неизбежно руководство прокуратуры и других правоохранительных органов постарается оставить у себя наиболее опытных работников. Более того, осуществление надзора за законностью расследования, как правило, является более профессиональным и результативным тогда, когда этим занимается прокурор, который в прошлом сам занимал должность следователя. Но если все же допустить, что учреждение единой следственной службы неизбежно, то наиболее приемлемой представляется позиция тех авторов, которые утверждают, что предварительное следствие, непременно, должно быть сконцентрировано под эгидой прокуратуры . Такая позиция обусловлена спецификой правового статуса прокуратуры, значение которой в системе правоохранительных органов, а равно в расследовании преступлений высоко и свидетельствует об исключительности компетенции органов прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. ——————————— См.: Назаренко В. Практическое значение и перспектива предварительного следствия // Законность. 2001. N 6. С. 40; Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. 2002. N 8. С. 41; Темираев О. Реформа следствия нужна // Законность. 2004. N 1. С. 34.

Смотрите так же:  Как оформить покупку организации

22. Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Нормативная база: указ президента от 18 апреля 1996 года. Данным указом утверждено положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, статья 8 закона о прокуратуре.

В соответствии с положением генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Целью координации является: повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки правоохранительными органами и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, реагировании, пресечению и предупреждению, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Субъектами координации является генеральный прокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры районов и приравненные к ним специализированные прокуроры.

Принципы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:

равенство всех участников координационной деятельности

самостоятельность каждого правоохранительного органа

гласность, в той мере в которой она не противоречит законодательству

принцип ответственности каждого руководителя правоохранительного органа за выполнение согласованных с ним решений.

Форма координации деятельности:

Председателем координационного совещания является соответствующий прокурор или лицо, исполняющее его обязанности. Участниками координационного совещания являются руководители правоохранительных органов соответствующего уровня.

По решению председателя и участников совещания на заседании могут присутствовать иные представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных организаций и средств массовых информаций.

Решения координационного совещания принимаются по согласованию со всеми участниками, подписывается председателем. Решение реализуется посредством издания руководителями ПО нормативных актов.

Следственная оперативная группа (в состав входят следственные работники, прокурорские работники, оперативные работники, экспертные работники). Для расследования, выявления, пресечения преступлений

23. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

Необходимо активное участие органов прокуратуры для правового обеспечения эффективной реализации проводимых реформ. Приказ № 47 от 1996 г. – цель: достижение единства правовой политики, реализуемой ГП РФ, исключения направления несогласованных проектов, обеспечение активного участия прокуратуры в правотворчестве.

При обнаружении недостатков, прокуроры могут внести предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм (управление правового обеспечения ГП РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства)

Обязанность прокуроров субъектов обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ (инициативные проекты, рабочие группы, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов).

Систематизация законодательства – специальный отдел в ГП РФ (старшие помощники прокуроров):

— учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих НПА, ведение их картотеки, карточек судебной практики

— учет и поддержание в контрольном состоянии К(у)СРФ и других актов регионального уровня

— внесение предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства

— сотрудничество с прокуратурами СНГ

На старших помощников прокуроров субъектов возложены полномочия:

— учет и ведение картотек ФНПА, практики и НПА СРФ,

Роль прокурора в борьбе с преступностью

Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Сущность координации состоит во взаимосогласованной, упорядоченной деятельности различных органов по достижению общей цели. Прокуратура, как и правоохранительные органы, имея общие цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осуществляют свою деятельность посредством применения специфических форм и методов в соответствии с установленной для каждого из них компетенцией в определенных сферах жизнедеятельности. Для борьбы с преступными проявлениями требуется объединение усилий, согласование по месту и времени действий различных органов правоохранительной системы, что и достигается посредством их координации. При этом благодаря координации достигается согласованность деятельности ее субъектов, обеспечение единства их действий по достижению общих целей по борьбе с преступностью.

Основные задачи координационной деятельности:

    • разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    • объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
    • устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности.

Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, организаторов процесса выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Смотрите так же:  Статья 148 ч 3 ук рф

Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию — надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью.

Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью.

Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры.

Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий.

Правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Правовой основой координационной деятельности прокуратуры являются:

    1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы;
    2. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567);
    3. совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России;
    4. приказы Генпрокурора РФ;
    5. международные договоры.

Правовой основой координационной деятельности прокуратуры в первую очередь служит Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» , во исполнение ст. 8 которого Президентом РФ утверждено Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567).

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации.

Участниками координационной деятельности наряду с органами прокуратуры определены органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы таможенной службы и другие правоохранительные органы. Это положение обусловливает необходимость руководствоваться при осуществлении координации и соответствующими Федеральными законами:

    • «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ ;
    • «О федеральной службе безопасности»от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ;
    • «О внешней разведке»от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ и др.

Существенное значение для правового регулирования координации имеют УПК, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , определяющие компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Исходя из важности и значимости борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, существенное значение для правового регулирования координационной деятельности органов прокуратуры имеют Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.

Важным звеном правового регулирования координации наряду с перечисленными нормативными правовыми актами являются совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России, приказы Генпрокурора РФ . К их числу относятся Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд , утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 N 368/185/164/481/32/184/97/147, совместное указание Генпрокуратуры РФ и МВД России «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 29.09.2008 N 215/69 и др.

Взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с преступностью базируется также на положениях международных договоров , участниками которых является Россия, используется международный опыт предупреждения преступности и борьбы с ней. Основные направления взаимодействия правоохранительных органов различных стран в области борьбы с преступностью в общем виде определены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. В 1992 г. по инициативе Генпрокуратуры РФ заключено соглашение о сотрудничестве между прокуратурами России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В последующем аналогичные соглашения заключались со всеми прокуратурами стран СНГ. Одним из приоритетных направлений взаимодействия прокуратур этих стран является координация деятельности по борьбе с преступностью.

Соответственно, прокурорам, особенно приграничных территорий, при осуществлении координационных полномочий необходимо руководствоваться положениями перечисленных международных правовых документов и обеспечивать их исполнение.

Обязательными для руководства и исполнения участниками координационной деятельности всех уровней являются постановления координационных совещаний руководителей правоохранительных органов России.

Немаловажное значение для надлежащего обеспечения координационной деятельности также имеют специальные организационно-распорядительные документы Генпрокуратуры РФ и прокуратур областного звена, к которым в первую очередь относятся регламенты соответствующих координационных совещаний, где устанавливается порядок планирования, подготовки и проведения заседаний координационных совещаний, подготовки справок, обзоров, информационных писем, осуществления контроля исполнения координационных мероприятий. В них определяются подразделения или органы, ответственные за подготовку материалов к заседанию координационных совещаний, сроки представления информации, разграничивается компетенция подразделений и (или) конкретных должностных лиц и другие вопросы организации координационной работы.

Роль прокурора в борьбе с преступностью

Прокуратура Петровского района на постоянной основе осуществляет координирующую роль деятельности поднадзорных правоохранительных органов района в борьбе с преступностью на территории Петровского района.

Так, в апреле текущего года в прокуратуре района проведено под председательством прокурора координационное совещание руководителей правоохранительных органов района, на котором были обсуждены актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов района по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, состояния взаимодействия филиала по Петровскому району ВКУ УИИ УФСИН России по СК и отдела МВД России по Петровскому району по противодействию повторной и рецидивной преступности.

По результатам проведенного координационного совещания выработан комплекс мер, направленных на улучшение деятельности правоохранительных органов района в указанных сферах, а также противодействию преступности на территории района, как в целом, так и в отдельных ее видах.

Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью

Прокуратура является органом уголовного преследования и надзора. Осуществляя координацию, прокурор объединяет усилия всех правоохранительных органов и имеет здесь главенствующее положение. Он лучше, чем кто-либо иной, разбирается в вопросах возбуждения и расследования уголовных дел, поскольку осуществляет надзор за деятельностью всех правоохранительных органов. Координирующая роль прокуратуры играет немаловажное значение в расследовании преступлений.

В соответствии со ст. 8 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Данное направление деятельности прокуратуры регламентируется Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом нашей страны. Предпосылками координации действий правоохранительных органов являются единство задач, стоящих перед ними, их административная независимость друг от друга и строгое разграничение компетенции. Координация осуществляется в целях повышения активности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Деятельность прокуратуры позволяет объединить усилия в борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, с тем, чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, правильнее намечать главные направления этой борьбы, вести ее целенаправленно и наступательно, охватить профилактической работой большее число объектов, лучше использовать возможности, которыми располагает каждый из органов, устранить разнобой и параллелизм в их работе, создать единый фронт борьбы с любыми преступлениями. С учетом специфики правовых средств и методов выявления, пресечения, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, координировать такие действия в силу своего статуса в состоянии и обязаны лишь прокуроры. Прокуратура в определенной мере обеспечивает взаимодействие органов представительной, исполнительной и судебной властей в сфере борьбы с преступностью.

В ряде случаев огромное значение при борьбе с преступностью играет международное сотрудничество органов прокуратуры.

Таким образом, роль прокуратуры как координирующего органа в борьбе с преступностью, безусловно, велика и, несомненно, должна оставаться таковой, тем более учитывая ее плодотворные результаты в этом направлении.