Налог на имущество в 2012г.

Льгота по налогу на имущество не применяется, если ОС было приобретено ранее 1 января 2013 года, а поставлено на учет – после этой даты

Налоговики разъяснили, что на приобретенные организацией до 1 января 2013 года активы, соответствующие критериям отнесения к основным средствам, стоимость которых была сформирована до указанной даты, льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года, распространяться не может (письмо ФНС России от 5 сентября 2017 г. № БС-4-21/[email protected]).

Напомним, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено ст. 378-378.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 374 НК РФ).

При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ (ст. 375 НК РФ).

В свою очередь имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухучете информации об ОС организации закреплены в ПБУ «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н), а также в Методических указаниях по бухучету основных средств (приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Так, актив принимается организацией к бухучету в качестве ОС, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01).

Таким образом, если организация приобрела движимое имущество для последующей перепродажи и учитывала его на счете бухучета как товары, то данное имущество не подлежало налогообложению налогом на имущество организаций в связи с тем, что не являлось ОС.

В то же время, если организация не предполагает продажу приобретенного и учтенного в качестве товаров движимого имущества, то данное движимое имущество соответствует критериям отнесения его к объектам ОС, и следовательно, в бухучете должно быть переведено на счет «Основные средства» и с момента перевода в состав ОС облагаться налогом на имущество организаций.

Узнать, в отношении каких вводимых объектов движимого и недвижимого имущества применяется льгота по налогу на имущество организаций, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговики обратили внимание на то, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций предоставляется исключительно в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).

При этом моментом принятия такого имущества на учет является момент, когда по соответствующему объекту закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации), после формирования его первоначальной стоимости (п. 4, 7-8 ПБУ 6/01). Соответственно, при приобретении имущества в 2012 году, таким моментом будет 2012 год.

Налог на имущество физических лиц: ставка налога на имущество 2012 года изменяется в сторону увеличения для отдельных категорий налогоплательщиков

2012: налог на имущество будет расти. Еще в сентябре налоговые органы завершили во всех регионах России работу по направлению налоговых уведомлений физическим лицам о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2011 год. Расчет налога на имущество был произведен в срок. Срок уплаты по налогу на имущество физических лиц наступил 1 ноября 2012 года. Уплата налога на имущества должна была быть произведена до этого дня. Необходимо напомнить, что в целом имущественный налог — это налог, устанавливаемый на имущество частных (физических) лиц (местный налог) или организаций (региональный налог). Для физических лиц объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, то есть это фактически налог на недвижимость физических лиц.

Имущественный налог занимает весьма серьезное место в структуре местных и региональных бюджетов.

Так, в соответствие с отчетом об исполнении бюджета Свердловской области за девять месяцев 2012 года налога на имущество организаций был получен в размере 10,6 млрд. рублей. По итогам 10-ти месяцев 2012 года в консолидированный бюджет Амурской области собрано налога на имущество 2 миллиарда 743 миллиона. Бюджет Курганской области за 9 месяцев текущего года получил налогов на имущество в размере 1 млрд. 248,9 млн рублей. В текущем году налоговыми органами Владимирской области произведено исчисление местных налогов за 2011 год по 560 тысячам плательщиков налога на имущество физических лиц и исчислено — 105 млн. рублей.

Налог на имущество также будет занимать значимое место в прогнозируемых бюджетах. Принятый в первом чтении бюджет Пермского края на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов в части общей суммы доходов прогнозируется на 2013 год в объеме 86,3 млрд. руб., при этом 10,0% из них составляет налог на имущество. В соответствие с бюджетом 2013 года 14,2 % в структуре доходов Саратовской области составят поступления налога на имущество. Законом Брянской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в доходах областного бюджета в 2013 запланирован один из основных источников — налоги на имущество в абсолютно выражении 2,63 млрд. рублей.

Как показывает анализ, общий рост среднегодовой стоимости имущества организаций оказал влияние на увеличение поступлений налога на имущество в региональные бюджеты. В январе-сентябре 2012 года на 12% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года показал положительную динамику налог на имущество в Ленинградской области. В Иркутской области за январь-октябрь 2012 года сбор налога на имущество организаций увеличился на 1,61 млрд рублей или на 23,4%. Поступления доходов в Челябинский областной бюджет по налогу на имущество организаций увеличились на 14,3 процента – до 9,7 миллиарда рублей. Более чем в 2,6 раза возросли поступления от налога на имущество физических лиц в Шелеховском районе Иркутской области

В дальнейшем также прогнозируется рост среднегодовой стоимости имущества организаций. Так, прогноз налога на имущество организаций Министерством финансов Республики Дагестан определен в сумме 2214,2 млн. рублей, который сформирован с учетом прироста базы ежегодно на 10%, дополнительных заявок бюджетных учреждений на финансирование налога на имущество.

Какой налог на имущество физических лиц мы увидим в будущем? Ставка налога на имущество 2012 года будет выглядеть по-новому. В ноябре 2012 года многие местные власти приняли решение о необходимости увеличения ставок налога на имущество физических лиц. Ставка налога на имущество меняется в зависимости от обстоятельств в регионе.

14 ноября 2012 года были пересмотрены ставки налога на имущество физических лиц в Москве. Ставки налога на имущество в Москве, принадлежащее гражданам на праве собственности увеличиваются с 1 января 2013 года. Соответствующие изменения внесены в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 «О ставках налога на имущество физических лиц». Ставки устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений, определяемых по состоянию на 1 января каждого года, в следующих размерах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога до 1 января 2013 года, %

Ставка налога после 1 января 2013 года, %

до 300000 рублей (включительно)

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно)

свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно)

свыше 1000000 рублей

до 300000 рублей (включительно)

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно)

свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно)

свыше 1000000 рублей

Ставки налога на имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы, остались без изменений и устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений, определяемой по состоянию на 1 января каждого года, в следующих размерах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

в поселении Щербинка до 300000 рублей (включительно)

в поселении Новофедоровское свыше 500000 рублей до 600000 рублей (включительно)

в поселениях Киевский, Кокошкино, Марушкинское, Первомайское свыше 500000 рублей до 900000 рублей (включительно)

Изменения внесены Законом города Москвы от 14 ноября 2012 года № 56 «О внесении изменения в статью 1 закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 «О ставках налога на имущество физических лиц».

Совет депутатов города Серпухова внес изменения в Решение «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области». Новые ставки налога установлены в переделах от 0,1% до 2% в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения

Смотрите так же:  Торговый патент определение

В конце ноября 2012 года местный совет депутатов Вяземского городского поселения Смоленской области внесен изменения в положение о налоге на имущество физических лиц на территории поселения. С 1 января 2013 года ставки налога на строения, помещения и сооружения будут устанавливаться в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:

Инвентаризационная стоимость имущества

до 300 тысяч рублей

свыше 300 тысяч рублей и до 500 тысяч рублей

свыше 500 тысяч рублей

Решением Муниципального Совета городского поселения Углич, принятым и вступившим в законную силу 21 ноября 2102, изменены ставки налога на имущество физических лиц.

Инвентаризационная стоимость имущества

до 300 тысяч рублей (включительно)

свыше 300 тысяч рублей и до 500 тысяч рублей (включительно)

свыше 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей (включительно) было 1%)

свыше миллиона рублей до 1,5 миллиона рублей (включительно) (было 1%);

свыше 1,5 миллиона рублей до 2 миллионов рублей (включительно) – (было 1%);

свыше 2 миллионов рублей

Налог на имущество физических лиц является одной из важнейших составляющих доходной части бюджета городского поселения Углич. Принятые в 2010 году ставки налогообложения, в связи с тем, что в УМР идет активное переселение граждан из ветхого и аварийного жилья (которое будет продолжено по уже составленному плану), и ипотечное приобретение жилья молодыми семьями (а новые квартиры имеют высокую оценочную стоимость), поставили под удар слабо защищенные слои населения. То есть вопрос, по определению главы района, перешел в социальную плоскость, потому что единовременная разовая выплата в размере пяти и более тысяч рублей становится тяжелым бременем для такого семейного бюджета. В связи с этим, по разовым обращениям граждан, находящихся в тяжелом материальном положении, оказывалась материальная помощь, так же как и необходимые юридические консультации.

Депутаты Нижетагильской городской думы подняли ставки налога на имущество физических ли по двум категориям имущества – где инвентаризационная стоимость квартир от 700 до 900 тысяч рублей и свыше 900 тысяч.

Вот как это объяснил председатель Нижнетагильской городской думы Александр Викторович Маслов: «Я сразу хочу сказать, что рыночная стоимость и инвентаризационная стоимость – это разные вещи. Обычно рыночная стоимость раза в три выше инвентаризационной. Если говорить о том, что у вас двухкомнатная квартира, то скорее всего, ее стоимость колеблется от 300 тысяч рублей до 500 тысяч. Трёхкомнатная – от 500 до 700 тысяч. И вот по этим двум ставкам – от 700 до 900 тысяч и свыше 900 – у нас всего около 1500 налогоплательщиков. Поэтому большинство тагильчан – а у нас в городе порядка 165 тысяч налогоплательщиков по квартирам – это не коснётся. Кроме того, если вы всё-таки попадаете со своей новой четырёхкомнатной или пятикомнатной квартирой в эту категорию, тут тоже есть выход. Если квартира записана на вас одном, то есть вы единственный дольщик, то вы действительно будете за свою новую пятикомнатную квартиру платить порядка 10 тысяч в год. Если вы не хотите платить, то можете долю отдать своей супруге или своим детям. И тогда эта стоимость будет делиться на три и вы попадёте в категорию 400 или 300 тысяч рублей, где мы не подняли налоги на имущество физических лиц. Ещё раз повторяю, что львиную долю тагильчан – 165 тысяч налогоплательщиков — это повышение налога абсолютно не коснётся».

20-процентное увеличение ставок налога на имущество физических лиц согласовали Депутаты Муниципального Совета городского округа город Рыбинск «в отношении объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых составляет свыше 500 тысяч рублей». Это коснется 9,25 тысяч налогоплательщиков посчитали в администрации. Увеличение суммы начисления по налогу на имущество ожидается порядка 8,2 млн рублей (поступят в бюджет в 2014 году).

По решению Совет МО ГО «Усинск» уже пятый год получает социальную поддержку такая категория граждан как сельчане– по решению депутатов в 2013 году они вновь освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц. Главное условие – жилой дом, квартира, дача, гараж и т.д. должны находиться по месту жительства (село/деревня в составе МО ГО «Усинск) и располагаться на земельном участке, предоставленном человеку для ведения личного подсобного хозяйства.

Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан внес изменения в муниципальные правовые акты городского округа по налогам, вступающие в силу с 1 января 2013 года.

По налогу на имущество физических лиц изменены ставки налога на имущество физических лиц, в отношении:

— имущества жилого назначения стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей (включительно) с 0,25 % на 0,3 %;

— объектов жилого назначения стоимостью свыше 500 тыс. рублей с 0,5 % на сложную ставку: 2500 рублей + 1% от стоимости свыше 500 тыс. рублей.

Платежи по налогу на имущество физических лиц производятся не всеми. Как отмечают специалисты налоговой службы, своевременно платят налоги не все. Своевременная уплата налога на имущество физических лиц это серьезная проблема.

Так, например, лишь две трети жителей столицы вовремя уплатили налоги на имущество. Количество судебных дел по взысканию задолженности растет, причем нередко выигрывают эти дела именно граждане. Им удается доказать, что налоговых уведомлений на руки они не получали, а значит, ничего государству не должны.

Владельцы недвижимости в Хабаровском крае также не самые дисциплинированные налогоплательщики. В Хабаровском крае начисления по налогу на имущество с физических лиц за 2011 год (по сроку уплаты 1 ноября 2012) составили 294,4 млн. рублей, но по состоянию на 15.11.2012 фактически поступило лишь 175,6 млн. руб., это 60% от начисленной суммы. Всего 62% амурчан оплатили налог в установленный срок. 1,5 млрд. руб. задолжали граждане — владельцы имущества, земельных участков, транспортных средств, по платежам в бюджет Республики Татарстан. 39 млн. рублей задолжали в бюджет жители Брянской области по налогу на имущество по данным на 15 ноября.

Все, кто не заплатил налоги до 1 ноября 2012 года, автоматически становятся должниками. Сначала плательщикам направят требования погасить задолженность, если этого не произойдёт, налоговые органы начнут применять более жёсткие меры. Со 2 ноября к сумме долга начисляется пеня в размере одной трёхсотой части налоговой ставки каждый день. По истечении 6 месяцев со срока уплаты налоговая служба имеет право подать на должника в суд.

Также в организации, где работают должники, направят исполнительные листы, чтобы поставить в известность работодателя. По этим листам часть заработной платы будет уходить на оплату налога.

Кроме того, если сумма долга превышает пять тысяч рублей, должника не выпустят за границу.

В случае, если Вы не получили налоговые уведомления на уплату налогов, в том числе налога на имущество физических лиц за 2011 год, для их получения необходимо обратиться по месту регистрации либо по месту нахождения имущественных объектов.

Также Вы можете воспользоваться услугами специального сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», с помощью которого можно получать актуальную информацию об объектах движимого и недвижимого имущества (домах, квартирах, комнатах, дачах, гаражах, других строениях и сооружениях), о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц, о наличии переплат, а также формировать и распечатывать квитанции на уплату налоговых платежей.

Достаточно лично (или через представителя) подать заявление в любую налоговую инспекцию (бланк заявления предоставляется в инспекции бесплатно), предъявив документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН), и через несколько минут получить Регистрационную карту на подключение к Интернет-сервису, в которой указан первичный пароль.

Заявление также возможно заполнить и направить в электронном виде со страницы интернет-сайта: https://service.nalog.ru/lk. В этом случае Регистрационная карта может быть получена в налоговой инспекции только лично налогоплательщиком (представителем) при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания СНТ, является собственностью такого товарищества как юридического лица.

В этой связи имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, облагается налогом на имущество организаций, а имущество, приобретенное или созданное членами СНТ за счет целевых взносов, облагается в соответствии Законом Российской Федерации от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». (Письмо Минфина России от 21.11.2012 № 03-05-05-01/68)

В случае уничтожения (или полного разрушения) недвижимого имущества начисление налога прекращается, начиная с месяца, в котором оно было уничтожено. Основанием для этого является справка из органов технической инвентаризации (ст. 5 закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»). На основании этого, для исправления данных, указанных в уведомлении, налогоплательщик может заполнить прилагаемый к уведомлению бланк заявления и направить его в соответствующую ИФНС по почте или обратиться туда лично.

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы (пенсионное удостоверение) в налоговые органы по месту нахождения имущества. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Смотрите так же:  Как оформить приватизацию квартиры на одного

В соответствие с п. 4 ст. 346.26 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ «уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

В соответствии с п.1 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество с физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 с изменениями и дополнениями лица, имеющие право на льготы по налогу на имущество физических лиц, самостоятельно предоставляют документы, подтверждающие их право на льготы, в налоговый орган (заявление на предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц с приложением копий подтверждающих документов: свидетельства о государственной регистрации права, технического паспорта на объект недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности).

Гражданам готовят новый налог

Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г. Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них. Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.

Антон Соничев, адвокат юридической компании «Налоговик»

Налог на имущество организаций в 2013 году

В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на имущество относится к региональным налогам, представляя собой стабильный источник дохода бюджетов РФ.

Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с данной главой.

Налогом на имущество облагаются движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

  • осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,
  • если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

  • первый квартал,
  • полугодие,
  • девять месяцев

календарного года.

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом – не выше 2.2%, в соответствии со ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога (ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

  • нахождения и учета налогоплательщика;
  • нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • нахождению каждого объекта недвижимого имущества;
  • постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;
  • постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;
  • нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом №202-ФЗ были внесены изменения в 30 главу НК РФ, которые коснутся большинства налогоплательщиков:

  • начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество облагаться не будет.

В статье будут рассмотрены изменения, вступившие в силу с 01.01.2013 года и некоторые особенности налогообложения имущества организаций с комментариями Минфина.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

1. Земельные участки.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания,
  • сооружения,
  • объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

  • воздушные и морские суда,
  • суда внутреннего плавания,
  • космические объекты.

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

  • самоходные дорожно-строительные машины,
  • иные машины,
Смотрите так же:  Договор дарения участка документы

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Объектом налогообложения признается движимое имущество и недвижимое имущество, в том числе переданное:

  • во временное владение,
  • в пользование,
  • распоряжение,
  • доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*.

Соответственно, если компания приобретает недвижимое имущество с целью последующей перепродажи, то такая недвижимость не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта ОС.

А это означает, что налог на имущество с такой недвижимости начислять и уплачивать не нужно.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина от 15.11.2011г. №03-05-05-01/87:

«Учитывая изложенное, недвижимое имущество, приобретенное с целью последующей перепродажи, учитываемое в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 «Товары», налогом на имущество организаций не облагается.»

*При этом российским организациям необходимо учитывать особенности налогообложения имущества:

а)Переданного в доверительное управление.

В соответствии со ст.378 НК РФ, имущество:

  • переданное в доверительное управление,
  • приобретенное в рамках договора доверительного управления,

подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании (при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд).

б) При исполнении концессионных соглашений.

Статьей 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество:

  • переданное концессионеру,
  • созданное им в соответствии с концессионным соглашением,

подлежит налогообложению у концессионера.

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Объектами налогообложения признаются:

  • движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам ОС, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для целей налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Объектами налогообложения признаются:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает в том числе и при заключении иностранной компанией договора о совместной деятельности в отношении приобретенного в рамках такой деятельности недвижимого имущества.

Такая позиция изложена в Письме Минфина от 18.12.2012г. №03-05-05-01/76:

«Вместе с тем п. 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

На основании п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

С 1 января 2013 года поправки, внесенные законом №202-ФЗ вступили в силу и в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса, к имуществу, не облагаемому налогом, теперь относится:

  • движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

  • лизингодателя
  • или лизингополучателя,

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание:При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

  • Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  • Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
  • Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

  • Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
  • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Особенности налогообложения имущества при осуществлении совместной деятельности

В соответствии с п.

1 ст.377 Налогового кодекса, налоговая база в рамках договора:

  • простого товарищества (о совместной деятельности),
  • инвестиционного товарищества,

определяется исходя из остаточной стоимости имущества (признаваемого объектом налогообложения), внесенного налогоплательщиком по такому договору.

А также исходя из остаточной стоимости иного имущества:

  • приобретенного,
  • созданного

в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела.

Каждый участник договора простого (или инвестиционного) товарищества, самостоятельно производит исчисление и уплату налога на имущество, переданное им в совместную деятельность.

В отношении имущества, приобретенного (созданного) в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками товарищества:

  • пропорционально стоимости вклада в общее дело.

В соответствии с п.

2 ст.377 НК РФ, лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого (или инвестиционного) товарищества сведения:

  • об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.

При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Налоговая база по налогу на имущество

В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ, при определении налоговой базы облагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете в соответствии с:

  • требованиями законодательства,
  • учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.

Если для отдельных объектов ОС начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как:

  • разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, по нормам амортизационных отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В соответствии с п.

2 ст.375 НК РФ, налоговой базой в отношении недвижимого имущества иностранных организаций:

  • не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,
  • не относящегося к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства,

признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка по налогу на имущество

Статья 380 НК РФ

допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Законом №202-ФЗ была отменена льгота по налогу на имущество, предоставлявшаяся в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ в отношении:

  • железнодорожных путей общего пользования,
  • магистральных трубопроводов,
  • линий энергопередачи,
  • сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

С 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

Так, в соответствии с п.

3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

  • в 2013 году — 0,4%,
  • в 2014 году — 0,7%,
  • в 2015 году — 1,0%,
  • в 2016 году — 1,3%,
  • в 2017 году — 1,6%,
  • в 2018 году — 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г.»