Опк пояснительная записка

А.В.КУРАЕВ. ПРОГРАММА КУРСА «Основы православной культуры» 4 класс. Пояснительная записка

1 А.В.КУРАЕВ ПРОГРАММА КУРСА «Основы православной культуры» 4 класс Пояснительная записка Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4) Нормативно правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ) Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культу и светской этики (ФГОС п.19.5). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Пояснительная записка Современный период в российской истории и образовании это смена ценностных ориентиров. В этот перио

2 нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформаци традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысл жизни. В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметна область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российска общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизаци российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур светской этики». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высок оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национальног содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семь народа и государства и обеспечивало духовное единство народа. Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значи постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которы лягут в основу их созидательного мировоззрения. Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлен необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающег поколения. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики ил экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто н заменит слова учителя слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детски душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо подлинное счастье». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

3 В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культур невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культур пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьника представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культур России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному н знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу представителями других культур и мировоззрений. ЗАДАЧИ: Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики; Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизн личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школ и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприяти отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Принципы обучения: диалогическое взаимодействие; приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы; актуальность; опоры на самостоятельность мышления учащихся; вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентаци образовательного результата); деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм методов и видов учебной деятельности. соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения; органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

4 Ожидаемый результат Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственном поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развити совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желани одолеть свои пороки. Место курса в учебном плане С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной област «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (3 ч, 1ч в неделю). Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений о организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образование организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящег Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законны представителей), других участников образовательного процесса. Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМ входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабоча программа рассчитана на 34 часа, в неделю 1 час. Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерство образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основам православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей в формировании личности человека, его отношения миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк. Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения;

5 -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями. Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект. Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция; — разговор с замещённым собеседником. Игровые и деятельностные методы: -игра-испытание; — ролевая игра; — продуктивный труд. Формы обучения Классно-урочные занятия. Групповая форма обучения. Внеклассные занятия классные семейные праздники. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на освоение материала в деятельностной, творческой форме. Экскурсии. Средства обучения основе изученного материала

6 Предполагается использовать: 1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Бог к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни. Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образц жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальност событий. Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха Православные праздники неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народ с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же врем обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества. 2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защит Отечества — Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение — Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верност Родине — патриарх Гермоген, семейные добродетели — Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и д Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человек 3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи. 4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК Содержание учебника построено с учетом: возрастных особенностей обучающихся; новизны и особенностей содержания курса; культурологической направленности курса; направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников; имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

7 возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебны действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.; Критерии оценивания компетенций Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонациональног российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ о деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формировани личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственны нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегат конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленно задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносит соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

8 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решени различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевы высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точе зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценк событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельност адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурно традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивани конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истори и современности России; формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Требования к уровню подготовки Ученик должен знать/понимать: ü Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья. ü Историю возникновения культуры; ü Особенности и традиции религии;

9 ü Описание основных священных книг, праздников, святынь. Уметь: ü Описывать различные явления религиозной культуры, традиции; ü Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры; ü Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; ü Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; ü Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; ü Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; ü Готовить сообщения по выбранным темам. Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являютс критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельност (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Примеры контрольных заданий Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарны знаний различной направленности — культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологически этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знани учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебног материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников. Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православно культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий. 1) Краткий вопрос типа Как называется. Перечислите. Укажите. Дайте определение. Что означает. 2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или част предложения. 3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений). 4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение. 5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Смотрите так же:  Льготы детям-инвалидам московской области

10 Темы итоговых работ учащихся Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебног материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями. Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенну тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и зате защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводитс в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по тем реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки. Примерный перечень тем итоговых работ учащихся. 1.Основы православной культуры Библия и Евангелие. 2.Учение Христа. 3.Жертва и воскресение. 4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего. 5.Как я понимаю золотое правило этики? 6.Суть православного поведения. 7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние». 8. Православные традиции русской семьи. Учебно-методическое обеспечение 1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А Я. Данилюк. — М.: Просвещение, с.: ил. — ISBN Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. М.: Просвещение, с.: ил. 4. Интернет ресурсы.

11 Примерное тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры» Москва «Просвещение» класс Название модуля 1 Россия наша родина Основное содержание по темам Богатство России, Патриот,Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, УПоЗ. УпрЗ по темам — что такое духовный мир человека — что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Задания для совместной работы с родителями Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? 2 Религия и культура 3 Бог и человек в православии 4 Православная молитва Культура, религия, христианство, православие Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Знакомятся с основами духовной традиции православия Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь доброта красота». — что такое православие; — что значит слово благодать — кто такие святые — о молитве «Отче наш» Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре Вместе с родителями подумайте «Что значит быть православным человеком?» Выяснить у родителей значение слова «искушать»

12 5 Библия и Евангелие 6 Проповедь Христа 7 Христос и Его Крест Библия, Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча Вера, Нагорная Проповедь, Воплощение, Голгофа, 8 Пасха Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель 9. Православное учение в человеке Душа Тело Болезнь Души Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры — чему учил Христос, — символику креста. Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей — как Бог стал человеком; — почему Христос не уклонился от от казни; — Символику креста Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте. -что воскресенье не только день недели — что такое Пасха -как празднуют Пасху Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника Пасхи. — чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Знакомятся с описанием Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла» Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. Выяснить: — как Библия рассказывает о происхождении души; — есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть

13 10. Совесть и раскаяние 11. Заповеди. Заповеди Моисей 12. Милосердие и сострадание. 13. Золотое правило этики. Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние Самарянин Милосердие Сострадание Милостыня Неосуждение 14. Храм Икона, благословление, иконостас, алтарь, основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры -о подсказках совести — как исправлять ошибки Познакомить с историями о помощи святых. — что общего у убийства и воровства — как зависть гасит радость Познакомить с нравственными нормами поведения христиан Познакомить с правилами, данными Богом первым людям. -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» — как христианин должен относиться к людям -главное правило человеческих отношений — что такое «неосужение» Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание грусть некрасивое». Знакомятся с устройством храмов — что люди делают в храмах — почему изображают невидимое Познакомить с храмами г.омска, Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек. -зачем нужно преодолевать зависть Приготовить книжку- малышку «Заповеди» Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия Нарисовать дерево добрых дел. Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.

14 их историей, убранством, святынями. 15. Икона Икона, святые, лик, нимб, Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений 16. Творческие работы учащихся. 17. Подведение итогов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов Защита проектов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Выясни «Богоматерь это Бог или человек Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам 18 Как христианство пришло на Русь Церковь Мудрость Крещение Исповеди Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: — что такое церковь; — что такое крещение Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения. 19 Подвиг Подвиг Жертва Богу Подвижник Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.

15 зрения и оценку событий 20 Заповеди блаженств 21 Зачем творить добро 22 Чудо в жизни христианина Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. Благочестие, печаль, смерть, покаяние. Святая Троица, добродетель, вера, Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе». Познакомьте своих родителей с духовнонравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли даром давайте». Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей. подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа» 23 Православие о божием суде Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра

16 24 Таинство Причастия Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия) 25 Монастырь Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок 26 Отношение христианина к природе Христианское милосердие Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. культуры как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете 27 Христианская семья Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

17 28 Защита Отечества 29 Христианин в труде 30 Любовь и уважение к Отечеству Православие, Отечество, защитник, герой Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» Раскрытие духовнонравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. Нарисовать дерево добрых дел. обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).

18 31 Творческие работы учащихся Подведение итогов Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Защита проектов, презентаций правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам

Планирование, пояснительная записка по ОРКСЭ «Модуль ОПК»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Смотрите так же:  Взять кредит в тольятти под залог недвижимости

«Соколовская средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено: Принято «Утверждаю»

на методическом совете на заседании педагогического Совета директор МБОУ «Соколовская СОШ №4

МБОУ «Соколовская СОШ №4» протокол №.____________ Шледевиц И.Г.__________________

протокол № _____ от __________ приказ № __________ от ____________

по учебному курсу

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом авторской программы по Основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»):4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт. – сост. Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 187, (5)с.

Цель: содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка.

знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия;

воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей;

формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития ;

формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;

развитие познавательной деятельности обучающихся и их творческих способностей;

создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.

Модуль «Основы православной культуры» изучается в 4 классе. Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 34 часа (1 час в неделю)

Рабочая программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4—5 классы)» Авторы: Костюкова Т. А., Воскресенский О. В., Савченко К. В. и др М. Дрофа 2012 г

Рабочая тетрадь «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4—5 классы)» Авторы: Воскресенский О. В, Костюкова Т. А., Т. Д. Шапошникова

Методическое пособие для учителя «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4—5 классы)». Авторы: Каиль И. Н, Петухова В. В., Процкая С. А

Планируемые результаты освоения учебного предмета

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения в устной и письменной форме;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Основы православной культуры

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), Примерной программы начального общего образовани я, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»

Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Программа н аправлена на достижение следующей цели :

— формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Программа нацелена на решение следующих задач:

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Общая характеристика курса

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами. Основы светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики » в четвертом классе отводится 34 час а в год; 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Кураева А. В. «Просвещение», 2012. УМК «Школа России»

Наименование разделов и тем

Раздел 1. «Россия – наша Родина»

Раздел 2. «Основы православной культуры»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа )

Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:

принцип исторического соответствия религиозным традициям России;

принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);

принцип содержательных обобщений;

принцип укрупнения дидактических единиц.

Раздел 1. Россия – наша Родина (3 ч.)

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Основы православной культуры (31 ч.)

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Смотрите так же:  Федеральный закон о помощи молодой семье

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Творческая деятельность учащихся . В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать:
— основные понятия религиозных культур;
— историю возникновения религиозных культур;
— историю развития различных религиозных культур в истории России;
— особенности и традиции религий;
— описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь.
Уметь:
— описывать различные явления религиозных традиций и культур;
— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;
— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
— строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

— готовить сообщения по выбранным темам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание . Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп;

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

составление словаря терминов и понятий;

составление галереи образов;

использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование : ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

Учебно – методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.