Желтая субсидия

Субсидии и компенсационные процедуры

Понятие «субсидии» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате окажет влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранным товаров на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить ваш товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю. К таким субсидиям относят экспортные и импортозамещающие субсидии. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Фактически в рамках ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие субсидии в ВТО существенно отличается от того, которое обычно используется в России (смотри статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, которая гласит о том, что «субсидия существует тогда, когда:

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:

— правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;

— правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;

— правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

— правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».
Необходимо отметить, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

желтые субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии с статьей XXXI ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные процедуры и меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

— наличие субсидирования иностранных производителей;

— наличие материального ущерба, нанесенного отечетсвенной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

— наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортов и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта. Под аналогичным товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Формой применения компенсационных мер могут быть как ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортеров о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины.
Кроме того, по итогам компенсационного расследование может быть принято обязательство иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что соответственно приведет к устранению ущерба.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики, правом подачи заявления о начале расследования обладают отечественные производители, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.
В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а такжеперед введение предварительной и окончательной мер.
Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен до 18 месяцев.

Основанные этапы компенсационного расследования:

— отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его в орган расследования;

— орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

— орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

Смотрите так же:  Нотариус перевод суббота

— в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может придти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры на условиях, если окончательная мера не будет введена, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;

— после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследованияпредставляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

— в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;

— после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования (обычно этот срок составляет около 2 недель);

— после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства.

Советы экспортерам:

— определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

— после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

— заполнить и направить вопросник органу расследованию;

— в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

— по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

— запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

— в случае принятия решения органом расследования о наличии материального ущерба, наносимого субсидируемым импортом, предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии с целью минимизации возможных потерь;

— в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

Они считают, что недополучают за бензин

Как выяснил “Ъ”, нефтекомпании предлагают изменить параметры демпфирующего механизма в рамках налогового маневра так, чтобы поднять свои компенсации из бюджета РФ примерно на 200 млрд руб. в год. Речь идет о снижении на 5 тыс. руб. на тонну «условных внутренних цен» на бензин и дизтопливо, которые применяются при расчете субсидии. Вице-премьер Дмитрий Козак уже поручил Минэнерго проработать вопрос. Но Минфин категорически против, считая, что так нефтяники уходят от социальной задачи сдерживания роста внутренних цен на топливо.

Минэнерго разрабатывает законопроект о снижении условных внутренних цен на топливо при расчете демпфирующей компоненты. Такое поручение было дано по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака в конце августа, рассказали “Ъ” несколько источников в отрасли.

Демпфирующий механизм — это часть изменений в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Он должен компенсировать часть потерь нефтекомпаний из-за того, что цены на бензин и дизтопливо внутри страны искусственно сдерживаются правительством и экспорт нефтепродуктов для компаний выгоднее. В законе о налоговом маневре, принятом летом, указано, что бюджет будет компенсировать нефтекомпаниям половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой и условной внутренней ценой. Последняя составляет 56 тыс. руб. на тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизтоплива. Экспортная цена, впрочем, тоже условна: она должна рассчитываться как котировки в Роттердаме минус фрахт от портов северо-западной России плюс акциз и НДС. Точный порядок расчета (например, какой именно порт в России использовать) установит ФАС.

Как изменения налогообложения нефтяных компаний обрели конкретные очертания

Если же разница становится отрицательной, то есть экспортная цена падает ниже условной внутренней, уже нефтекомпании должны доплачивать в бюджет. Важно, что по закону механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от условной внутренней цены. Таким образом правительство фактически регулирует цены, так как в случае сильных отклонений компании потеряют бюджетную субсидию.

По словам собеседников “Ъ”, сейчас обсуждается снижение условной цены примерно на 5 тыс. руб., до 50,4 тыс. руб. за тонну бензину и до 45 тыс. руб. по дизтопливу, но окончательное решение по размеру снижения еще не принято. Представитель Дмитрия Козака подтвердил “Ъ” факт поручения, не став комментировать цифры. В Минэнерго не дали комментарий.

Одна из причин, почему начата корректировка параметров демпфера, в том, что сейчас бензин АИ-92 стоит в опте около 48 тыс. руб. за тонну. Так реальная цена не попадает в коридор 10% от 56 тыс. руб., и компании будут заинтересованы повысить цены на топливо, чтобы получить субсидии. Это противоречит смыслу демпфера, который вводился именно для того, чтобы сдерживать оптовые цены. Однако, как признают собеседники “Ъ”, в результате «субсидируемый диапазон цен» (разница между экспортной ценой и условной внутренней) увеличивается на 5 тыс. руб., что выгодно компаниям: выплаты из бюджета растут в абсолютном исчислении.

По оценке Сергея Ежова из Vygon Consulting, снижение отсечки условной цены по бензину и дизтопливу на 5 тыс. руб. может поднять бюджетные компенсации для нефтекомпаний примерно на 200 млрд руб. в год. Он отмечает, что демпфер является не механизмом ценообразования на топливо, а скорее «понятийным инструментом, который компенсирует компаниям часть потерь от поддержания заниженных цен на топливо на внутреннем рынке».

Как налоговые маневры нервируют соседей

Минфин выступает против снижения условных цен при расчете демпфирующей компоненты, заявил “Ъ” представитель министерства. «Полагаем, что затраты на решение общественной задачи по поддержанию цен на внутреннем рынке на социально приемлемом уровне должны быть разделены (государством.— “Ъ”) с нефтекомпаниями, особенно в условиях аномально высоких показателей их доходности в 2018 году»,— добавил он. В четверг директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов рассказал журналистам, что, хотя «компании не совсем довольны параметрами, которые есть в демпфирующей надбавке, мы ими довольны и на цифрах готовы показать, что они тоже должны быть очень ими довольны».

Правительство решило отменить почти все целевые субсидии автопроизводителям

Российское правительство решило отменить автопрому все целевые субсидии, кроме логистической, передает ТАСС со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака.

Об этом он сообщил после совещания с автопроизводителями, в котором участвовали крупные иностранные и отечественные игроки.

«Кроме логистической больше никакой целевой субсидии не будет. И то она будет предоставляться по факту, поскольку ее легко контролировать, контролировать доставку по назначению к экспортным потребителям, тем самым доказывая конкурентоспособность автомобильной продукции», — сказал вице-премьер.

По словам Козака, в ходе совещания правительству и компаниям удалось договориться об общих параметрах поддержки.

«Договорились о предоставлении субсидии на наращивание производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции новым экспортерам. Старым экспортерам, тем, кто уже производит такую продукцию, будем продолжать оказывать поддержку в рамках логистической субсидии», — отметил он, добавив, что специнвестконтракты (СПИК) заключат со всеми компаниями.

В конце ноября стало известно, что в правительстве займутся разработкой льгот и субсидий для автопроизводителей. Отмечалось, что в новой версии СПИК требования будут больше связаны с экспортом продукции, увеличением необходимых инвестиций и локализацией автокомпонентов. Также новые контракты будут подписаны со ставкой налога на добавленную стоимость (НДС) на уровне 20%, а автопроизводители получат единый объем преимуществ, который будет ограничиваться перечнем налоговых льгот и оговоркой о гарантии инвестора о неухудшении условий ведения бизнеса.

Много денег и патриотизма. Новый бюджет РФ стал профицитным из-за 20% НДС, нефтяных сверхдоходов и слабого рубля: разбор

Напомним, президент России Владимир Путин 3 августа подписал закон о повышении ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года. Документ внесло правительство 16 июня.

После повышения НДС в частности ожидается повышение инфляции: в 2019 году, по словам министра финансов Антона Силуанова, она составит 4,5%, что на 1,5% больше, чем ожидалось ранее.

Смотрите так же:  Договор для домашнего персонала

Субсидии петербургским пассажирским перевозчикам увеличат

Субсидии петербургским пассажирским перевозчикам в 2018 году вырастут на 32% по сравнению с уровнем текущего года и составят 38 млрд рублей. Об этом заявил глава комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Корабельников.

Самую большую субсидию получит ГУП «Петербургский метрополитен» — 18,13 млрд руб. Субсидия ГУП «Пассажиравтотранс» составит 7,92 млрд руб., ГУП «Горэлектротранс» — 8,29 млрд руб. Столь значительный объём бюджетного финансирования обусловлен тем, что в Смольном решили не повышать стоимость проезда в общественном транспорте в будущем году. «Это было дорогое решение»,— отметил господин Корабельников.

Напомним, в прошлом году Смольный повысил стоимость разового проезда в наземном транспорте до 40 рублей, в метро — до 45 рублей.

Желтая субсидия

На сегодняшнем этапе развития экономики России принимает на себя некоторые обязательства как член Всемирной торговой организации. Формально обязательства распространяются только на Федерацию, однако, каждый субъект обязан будет выполнять законодательство данной организации, и, очевидно столкнется с определёнными трудностями и ограничениями с ее стороны. Не исключением будет и Пензенский регион.

Важным критерием развития сельского хозяйства в условиях действия правил ВТО станет государственная поддержка. Ее размер и условия предоставления должны отвечать требованиям Соглашений по сельскому хозяйству, а также субсидиям и компенсационным мерам. Сложность переговорного процесса вызвали два основных вопроса устанавливающие лимиты поддержки сельского хозяйства:

1) уровень экспортных субсидий;

2) объем государственной поддержки (субсидий).

В результате того, что экспортерам сельскохозяйственной продукции практически не предоставлялись стимулирующие субсидии, в этой связи ограничение государственной поддержки коснется бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Максимальный уровень государственной поддержки по годам, согласно Протоколу о при­соединении России к ВТО, (млрд. долл. США): 2013 г. – 9; 2014 г. – 8,1; 2015 г. – 7,2; 2016 г. – 6,3; 2017 г. – 5,4; 2018 г. и далее – 4,4.

Однако, справедливости ради необходимо отметить, что общий объем государственной поддержки АПК, заложенный в бюджет 2012 г., составил около 181454 млн. руб., что составляет ориентировочно 5,6 млрд. долл. США. То есть, данный объем государственной поддержки в принципе не позволяет оказывать поддержку сельскому хозяйству в максимально допустимом объеме, а тем более — превысить его. Очевидно, что нынешний уровень господдержки ограничивается исключительно бюджетными возможностями. Иными словами, у государства имеется резерв (запас) поднять уровень поддержки до своего пикового значения.

При этом следует помнить, что речь идет только о мерах, непосредственно стимулирующих рост, искажающих условия торговли и производства. Между тем ВТО предоставляет различные возможности, которыми просто нужно грамотно воспользоваться. Соглашение предусматривает распределение государственной поддержки на категории или корзины. Большое поле для маневра предоставляет так называемый зеленый ящик мер поддержки, в который входят программы, прямо не воздействующие на производство. В ВТО размер последних не оговаривается. Одна из задач переговорного процесса о присоединении к ВТО состояла в том, чтобы как можно больше «нагрузить» зеленую» корзину, включив в нее некоторые меры, которые ранее попадали в желтую корзину. Страны также не обязаны сокращать внутреннюю поддержку сельского хозяйства, если она соответствует критерию минимума – «de minimis».

В «желтую корзину» («amber box») включаются меры поддержки, которые, по мысли авторов Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли.

В Пензенской области наиболее плохо представлены в бюджете программы, относящиеся к «зеленому ящику», 25 % в 2011 г. Во-первых, они еще не получили широкого распространения, во-вторых, некоторые из них входят в состав других статей в скрытом виде. Значительную долю в зеленой корзине занимает внутренняя поддержка в виде субсидий товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство сельхозкультур, пострадавших во время засухи (37,6 %) и субсидии по программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения» (34,6 %).

Чтобы рассчитать соотношение желтой и зеленой корзины в общей структуре субсидий, нами проведен анализ по линейному уравнению множественной регрессии.

Как показывают наши расчеты, зеленые меры поддержки не оказывают прямого воздействия на экономический рост в сельском хозяйстве. При этом желтые меры в уравнении регрессии без зеленых мер не значимы. Получается, рассматривать данные виды поддержки можно только в совокупности, так как они достаточно хорошо дополняют друг друга, коэффициент корреляции между ними составляет более 72 %.

Использую частный коэффициент детерминации, можно определить влияние каждого из выбранных факторов на зависимую переменную. Применяя данное соотношение, воможно составить прогноз субсидий в разрезе желтой и зеленой корзины с учетом ограничений по желтой корзине. По нашим расчетам к 2020 году доля «зеленых» субсидий для сельскохозяйственных формирований Пензенской области должна быть обеспечена на уровне 38–40 %.

Увеличить зеленую корзину возможно также за счет преобразование ряда мер желтой «корзины» в меры зеленой, например, субсидии на возмещение части затрат на приобретение удобрений, комбикормов, заменить на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 га и на 1 голову скота. По существу это новый механизм субсидирования, соответствующий правилам ВТО.

Таким образом, вступление России в ВТО сопряжено с определенными рисками для сельского хозяйства страны, но они предсказуемы. Проведенные наши расчеты показывают, что вступление Росси в ВТО не должно сказаться на значительном сокращении объемов поддержки. Желтая корзина как показывает анализ, еще не перегружена, а зеленую корзину необходимо заполнять наиболее эффективными, но в тоже время отвечающим требованиям данной корзины, мерами.

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

Международная торговля и субсидии

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики, который часто играет ключевую роль в проведении экономических преобразований. Однако субсидии оказывают неоднозначный и нередко негативный эффект на устойчивое развитие, приводя к значительным дисбалансам на рынках и обостряя множество экономических, социальных и экологических проблем.

Субсидии: средство для развития?

Субсидии представляют собой средство, которое правительства могут использовать для достижения определенных целей – например, содействия развитию отдельных отраслей или регионов, повышения занятости или решения социальных проблем, проведения исследований или содействия инвестициям в экологически чистые технологии.

На различные виды субсидий в мире ежегодно тратятся миллиарды долларов. При этом на практике нередки случаи, когда субсидии предоставляются не в интересах общества в целом, а под влиянием мощных лоббистских группировок, выражающих определенные интересы.

Субсидии могут оказывать значительное влияние на международную торговлю. Предоставляя субсидии своим производителям, правительства повышают их конкурентоспособность – но тем самым фактически создают барьеры для доступа на свой рынок производителям других стран. Кроме того, производители товаров, которым предоставляются субсидии, могут вытеснять с рынка других стран местных производителей, так как у них есть возможность продавать свои товары по заниженным ценам.

Глобализация и развитие международной торговли вызвали к жизни большое число конфликтов, связанных с субсидиями. Одно из ярких дел подобного рода – длительный спор о субсидиях на хлопок, предоставляемых американским фермерам. В течение нескольких лет в Органе по разрешению споров ВТО рассматривался спор между США и Бразилией и несколькими странами Западной Африки, которые утверждали, что американские субсидии нанесли серьезный вред производителям хлопка в Бразилии и Западной Африке. Другой пример – спор по поводу субсидий в гражданской авиации. В 2004 г. США подали жалобу в ВТО, в которой ЕС обвинялся в чрезмерном субсидировании авиаконцерна «Аэробус». Европейский Союз обратился со встречным иском на «регулярную и незаконную государственную помощь компании “Боинг”». Это дело стало одним из самых крупных, запутанных и дорогостоящих в истории ВТО.

Субсидии в ВТО

В целом ВТО не запрещает использование субсидий. Более того, субсидии признаются важным инструментом торговой политики, способствующим развитию, особенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой. При этом запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю.

Документом ВТО, регулирующим правила использования субсидий для промышленных товаров, является Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ). Существенным элементом этого соглашения стало определение субсидий, что является важным для разрешения споров, связанных с субсидиями. При этом субсидии, связанные с сельскохозяйственными товарами, регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, а субсидии, связанные с услугами, – Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

Смотрите так же:  Четка разделит полномочия

В ССКМ субсидии разделены на три группы в зависимости от степени их влияния на торговлю:

красные субсидии – запрещенные субсидии, к которым относятся экспортные или импортозамещающие субсидии. В отношении этих субсидий применяется ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер.

желтые субсидии – субсидии, дающие основания для разбирательства. Если установлен факт причинения материального ущерба или угрозы ущерба в случае применения такой субсидии, субсидирующая сторона должна отозвать субсидию или компенсировать нанесенный ущерб потерпевшей стороне.

зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются компенсационные или другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. К этим субсидиям относятся финансирование НИОКР, поддержка регионального развития, меры по охране окружающей среды.

Субсидии и раунд Доха

В мандат начатого в 2001 г. раунда торговых переговоров Доха входит задача «прояснить и улучшить» правила, касающиеся субсидий в сельском хозяйстве, услугах и рыболовстве.

Переговоры по сельскому хозяйству – крупнейший и, пожалуй, наиболее конфликтный блок раунда Доха. Сокращение субсидий в этой отрасли – одна из главных тем переговоров. Проблема заключается в том, что ЕС, США и небольшое число других стран вносят искажения в функционирование сельскохозяйственных рынков, выделяя огромные субсидии отечественным производителям и экспортерам. Это ставит в невыгодное положение фермеров из развивающихся стран. Кроме того, за счет этих субсидий производство может размещаться там, где это экономически невыгодно, а зачастую поддержка производства позволяет осуществлять деятельность, наносящую серьезный ущерб окружающей среде. Однако США, ЕС и Япония не спешат согласиться на более жесткие ограничения на объем и виды сельскохозяйственных субсидий, в основном под влиянием фермерских лоббистских групп в своих странах. При этом продолжается дискуссия о том, могут ли страны использовать субсидии для защиты своих национальных ценностей. Например, Европейский Союз для защиты своей переговорной позиции придерживается теории «многофункциональности», согласно которой в аграрном секторе не только создаются продукты, но и обеспечивается занятость сельского населения, сохраняются ландшафты, окружающая среда, культура и традиции.

В фокусе переговоров по рыболовству рассматривается не только искажающее влияние субсидий на торговлю, но и их негативное влияние на состояние окружающей среды. По некоторым оценкам, более 60% глобальной популяции рыб вылавливается с превышением ее способности к регенерации. Учитывая, что 40% всей пойманной рыбы поступает в торговлю, становится очевидным, что торговые рынки – один из значимых факторов чрезмерного лова рыбы. Источником проблемы является чрезмерное субсидирование рыболовецких компаний, что привело к росту больших траулеров, глобальному дисбалансу в рыболовстве и во многих случаях к сокращению улова у рыбаков из развивающихся стран.

В ГАТС, которое регулирует предоставление услуг в сфере банковского дела, медицинских услуг, туризма, телекоммуникаций и других областях, признается, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. В статье XV соглашения отмечена необходимость проведения переговоров с целью разработки многосторонних правил, необходимых для того, чтобы избежать такого искажающего влияния на торговлю. При этом признается важность учета интересов развивающихся стран. Однако прогресс, достигнутый по этому направлению в рамках раунда Доха, пока небольшой.

Субсидии на ископаемое топливо и решения «Большой двадцатки»

Примером негативного влияния субсидий на устойчивое развитие человечества являются субсидии на ископаемое топливо. Их существование обуславливает низкие цены для потребителей энергии, порождает антистимулы для повышения эффективности использования топлива, способствует высоким объемам выбросов СО2 – что вносит весомый вклад в обострение проблемы изменения климата. Субсидии посылают ложные сигналы рынку, стимулируя рост энергоемких отраслей и «недружественных» с точки зрения охраны окружающей среды отраслей энергетики. Ежегодные субсидии стран ОЭСР в области электроэнергетики на основе ископаемого топлива составляют 20–22 млрд долл. США.

В решении этой проблемы наметились определенные подвижки. На саммите «Большой двадцатки» в Питтсбурге, который состоялся в сентябре 2009 г., было принято важнейшее решение о поэтапном сокращении и рационализации субсидий, выделяемых на использование неэффективных видов ископаемого топлива в среднесрочной перспективе, одновременно предоставляя целевую поддержку беднейшему населению.

«Неэффективные топливные субсидии поощряют расточительное потребление, снижают уровень нашей энергетической безопасности, препятствуют инвестированию в экологически чистые источники энергии и подрывают усилия по борьбе с угрозой глобального изменения климата», – говорится в итоговом коммюнике. На следующей встрече «Большой двадцатки» в июне 2010 г. в Канаде министры энергетики и финансов стран–членов группы должны доложить о стратегиях осуществления и графике принятия мер по выполнению этого важнейшего обязательства.

Источники: материалы «Глобальной инициативы по субсидиям» (http://www.globalsubsidies.org), а также Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, «Эко-Согласия», Международного института устойчивого развития, Докладов о человеческом развитии

ГРАНТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

Проведение журналистских расследований, связанных с субсидиями, нередко сталкивается с трудностями, в частности, в связи с проблемами получения информации, сложностью темы и неоднозначной связи с устойчивым развитием.

Проект «Глобальная инициатива по субсидиям» предлагает гранты в размере 750 долл. США для проведения журналистских расследований с целью подготовки статей, коротких видео- или радиоматериалов, документальных фильмов или интерактивных веб-страниц, в которых анализируется связь между субсидиями и устойчивым развитием.

Заявка на грант (не более одной страницы) должна включать в себя:
– темы/проблемы, которые будут затронуты в материале;
– сроки подготовки материала;
– каналы публикации материала.

К заявке должен быть приложен список работ журналиста по близкой тематике.

Tesla Model 3 стала доступнее: появилась новая версия

Как известно, роль пресс-службы компании Tesla с успехом выполняет аккаунт Илона Маска в Твиттере: у бывшего главы правления фирмы 23 миллиона подписчиков. Последняя новость фирмы у Маска появилась 19 октября в два часа ночи по американскому времени: открыт прием заказов на седаны Model 3 в версии Mid Range, то есть со средним радиусом действия. Объявленная Маском цена — 35 тысяч долларов в штате Калифорния, а «эффективная цена» с учетом экономии на топливе — 31 тысяча!

Правда, если перейти по добавленной Маском ссылке на сайт компании, все окажется не так сладко. Первым делом стоит забыть об экономии на топливе: даже сайт фирмы называет другую цену (33 тысячи долларов), к тому же высчитать реальную выгоду с учетом разброса цен на бензин и электричество по отдельным штатам довольно сложно.

В качестве субсидий приводится сумма десять тысяч долларов — это ретробонусы от государства (7500 долларов) и штата Калифорния (2500 долларов). А сноска мелким шрифтом уточняет: субсидия возможна, только если машина будет получена до конца года. Однако совсем недавно Tesla сообщила, что федеральные субсидии в полном размере будут распространяться лишь на машины, заказанные до 15 октября. То есть получить «дешевый» электромобиль в этом году уже не удастся, а с января государственный ретробонус будет урезан вдвое, так как Tesla достигла оговоренной законом верхней планки 200 тысяч проданных машин. Субсидии в других штатах также сильно различаются.

Итак, если отбросить лукавые расчеты, получается реальная цена 45 тысяч долларов. Столько стоит базовый седан Tesla Model 3 Mid Range с одним электромотором на задней оси. После скандалов с завышенной отдачей силовых установок Tesla перестала сообщать мощность, однако другие характеристики выглядят так: максимальная скорость — 201 км/ч, разгон до 97 км/ч за 5,6 с, пробег на одной зарядке — 260 миль (418 км). Сообщается, что в базовой комплектации есть «премиальный» интерьер и аудиосистема, однако без доплаты предлагаются только черный цвет кузова и 18-дюймовые колеса с так называемым аэродизайном.

Любопытно, что с появлением новой версии заднеприводные «трешки» Long Range (с пробегом на одной зарядке 499 км) исчезли из прайс-листа, а полноприводный электроседан теперь стоит минимум 54 тысячи долларов без учета субсидий. А как же обещанные самые доступные Теслы с самым скромным аккумулятором (Low Range) за 35 тысяч долларов? Они если и появятся, то не скоро: по словам Маска, сначала нужно увеличить объем производства и снизить себестоимость, иначе «Tesla будет терять деньги и умрет».