На кого не распространяется удо

Кто бы и что бы не говорил, каких бы «понятий» не придерживался, а мечта у любого человека, попавшего в места не столь отдаленные, одна – быстрее освободиться.

Одни прикладывают для этого определенные усилия, другие надеются на родственников, друзей и адвокатов, третьи, делая вид, что им все безразлично, мечтают, чтобы произошло что-то такое, что позволило бы им освободиться, сохранив при этом «лицо», – мол, я не просил, а меня вот взяли и выкинули из зоны.

Надо сказать, что российское законодательство предусматривает такое освобождение, которое называется условно-досрочным (УДО). Кроме УДО, досрочно можно освободиться в результате замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, пересмотра приговора, по помилованию или амнистии, а также по болезни. Кроме того, можно попытаться перевестись в колонию-поселение. Это, конечно, не полная свобода, но все же и не тюрьма.

Ниже мы рассмотрим все перечисленные возможности (кроме пересмотра приговора, так как этот случай требует отдельного разговора), позволяющие досрочно покинуть места лишения свободы.

Условно-досрочное освобождение

Применение условно-досрочного освобождения (УДО) регулируется следующими основными документами: УИК – ст. 175; УПК РФ – ст. 396, 397, 399; УК – ст. ст. 79, 93; Постановлением Пленума Верховного Суда СССР [ По закону документы, принятые во времена СССР, действуют, если они не противоречат нынешнему законодательству и не отменены. ] № 6 – 1976 г., № 9 – 1971 г., № 12 – 1977 г., № 7 – 1984 г., № 11 – 1985 г.; Постановлением Конституционного суда РФ № 16-П от 22.11.2002 г., рядом других нормативных документов.

Условно-досрочное освобождение в России весьма распространено. Если при советской власти условно-досрочно освобождалось не более 5–10% осужденных (в основном несовершеннолетних), то российское законодательство в этом плане оказалось значительно гуманнее. На протяжении последних 10 лет условно-досрочно и в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. ст. 79, 80 УК РФ) из российских мест заключения освобождается примерно 50% от общего числа освобождаемых. Так, например, если в 1999 году из 282 тысяч освобожденных «удошники» составили 93 тысячи (33 %), то в 2006 году они составляли уже 51,9%, а в 2007-м – 49,2 %.

Из этих цифр видно, что все разговоры о том, что администрация колоний и суды «зажимают» применение УДО, по меньшей мере не соответствуют действительности. А ведь досрочно из мест заключения освобождаются не только по УДО: есть еще и амнистия с помилованием, освобождаются по болезни, в связи с пересмотром приговоров. Да и в колонии-поселения уходит немало осужденных. А ведь колония-поселение – это то, что на Западе называется полусвободный режим.

Сравните, в демократической Франции в 2004 году условно-досрочно было освобождено всего 5,8% заключенных. А общее число освобожденных досрочно по различным основаниям (по болезни, условно-досрочно, по амнистии и помилованию, на полусвободный режим и т. д.) составило 33%. Примерно такая же картина во Франции и сейчас. Правда, с каждым годом там все большее распространение получает досрочное освобождение под электронный надзор (так называемые «электронные браслеты»). В 2007 году под электронный надзор во Франции было освобождено 2506 человек (на 52% больше, чем в 2006 году).

Абсолютно не соответствуют действительности и слухи о том, что в России, мол, суды отказывают в УДО повсеместно (смотри вышеприведенную статистику), а на Западе УДО «стреляет с первого раза». Вот один из примеров рассмотрения УДО в США.

Убийце лидера легендарной британской группы «The Beatles» Джона Леннона 13 августа 2008 года в пятый раз отказано в досрочном освобождении из заключения. Соответствующее решение в отношении Марка Дэвида Чэпмена приняла комиссия по помилованиям штата Нью-Йорк. По итогам непродолжительного заседания этого органа было решено, что 53-летний Чэпмен должен оставаться за решеткой, поскольку он совершил преступление с «особой жестокостью» и оно носило «беспрецедентный характер». По мнению членов комиссии, его условно-досрочное освобождение «не будет лучшим образом отвечать интересам общества». Чэпмен, который был признан судебно-психиатрической экспертизой невменяемым, продолжит отбывать пожизненное заключение в тюрьме строгого режима Аттика в штате Нью-Йорк. Согласно законам штата, после 20-летнего пребывания в тюрьме он имеет право подавать прошения о досрочном освобождении. Этот вопрос рассматривался уже четырежды, и всякий раз выносилось отрицательное решение. В следующий раз он сможет попробовать добиться досрочного освобождения через два года. Правда, шансов на то, что его просьба будет удовлетворена, практически нет. Вдова певца Йоко Оно выступает категорически против выхода убийцы на свободу.

Как видно из этого примера, при решении вопроса об УДО в США учитывается мнение потерпевшей стороны. В России же потерпевшие зачастую даже не знают, что осужденный за преступление в отношении их человек освободился из мест заключения.

В России условно-досрочное освобождение может быть применено ко всем категориям осужденных, в том числе и к отбывающим пожизненное лишение свободы. Кстати сказать, у нас, в отличие от других стран, отсутствует деление «пожизненников» на тех, к кому может быть применено УДО, и на тех, к кому оно не может бытьприменено ни при каких обстоятельствах.

Любой осужденный, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об УДО. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания, так как, отбывая срок, он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил причиненный им вред и раскаялся в содеянном. В ходатайстве могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Осужденный свое ходатайство в суд подает либо напрямую, либо через администрацию ИУ. Подавать ходатайство через администрацию ИУ удобнее, так как выигрывается время.

Администрация ИУ не позднее чем через 10 дней обязана направить поступившее ходатайство в суд по месту отбывания осужденного. К ходатайству администрация прилагает характеристику на осужденного. В характеристике должны содержаться следующие сведения об осужденном:

– о поведении осужденного;

– о его отношении к учебе и труду;

– об отношении к совершенному преступлению.

Характеристика заканчивается заключением администрации ИУ о целесообразности применения УДО. Личное дело направляется в суд по запросу.

Применение УДО к лицам, достигшим 18 лет

Часть срока, которую необходимо отбыть, для применения УДО

Применяется к лицам, осужденнымза совершение преступлений небольшой или средней тяжести

Применяется к лицам, осужденным за тяжкие преступления

Применяется к лицам:
1) осужденным за особо тяжкие преступления;
2) ранее освобождавшимся условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 79 УК

Применение УДО к несовершеннолетним

Часть срока, которую необходимо отбыть

Применяется к лицам, осужденным за совершение преступлений небольшой или средней тяжести

Применяется к лицам, осужденным за тяжкие преступления

Применяется к лицам, осужденным за особо тяжкие преступления

Фактически отбытый срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, могут быть освобождены условно-досрочно при наличии двух условий:

— если судом будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания;

— отбыли не менее 25 лет лишения свободы [ Если во время отбывания пожизненного лишения свободы осужденный вновь совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, он не подлежит условно-досрочному освобождению. ] .

Для применения УДО необходимо выполнение двух условий: отбытие осужденным определенной части срока наказания и исправление осужденного, которое на практике означает, что осужденный во время отбывания наказания

— примерно вел себя;

— занимался общественно полезной деятельностью;

— не нуждается в дальнейшем отбывания наказания.

Представление к УДО на лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, может иметь место, если у этих лиц не было злостных нарушений в течение трех предшествующих представлению лет.

Применяя УДО, суд вправе освободить осужденного не только от основного, но и от дополнительного наказания (полностью или частично).

При решении вопроса о доказанности исправления осужденного суд учитывает:

— характер совершенного им преступления;

— причины и мотивы этого преступления;

— роль осужденного в совершении преступления;

Фактически отбытая осужденным часть срока наказания исчисляется из всего срока наказания. При снижении наказания актом амнистии или помилования [ Следует напомнить, что акт помилования может предусматривать не только освобождение от отбытия наказания, но и снижение срока наказания. ] либо определением суда (в случае изменения приговора) суд исчисляет фактическую часть срока отбытого наказания, исходя из срока, установленного актом амнистии, помилования или судебного постановления.

При применении УДО суд вправе возложить на осужденного определенные обязанности:

— не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного (органы милиции);

— не посещать определенные места;

— пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

— осуществлять материальную поддержку семьи.

Суд вправе возложить на осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих, по мнению суда, его исправлению. Возложенные судом обязанности исполняются осужденным в течение всей неотбытой части наказания.

Основанием для представления об отмене УДО является не только совершение нового преступления, но и антиобщественное поведение. Если осужденный нарушил общественный порядок, за что на него было наложено административное взыскание, если злостно уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей либо совершил неумышленное преступление, суд может постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Суд каждый раз решает этот вопрос строго индивидуально, с учетом всех имеющихся данных и личности самого осужденного, и вправе не отменять УДО.

Если лицо находилось под стражей, затем мера пресечения ему была изменена, а затем он был осужден и вновь взят под стражу, то срок содержания под стражей до изменения меры пресечения входит в срок, который осужденному необходимо отбыть для возможности быть представленным к УДО.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является мерой поощрения осужденного, которая применяется только в случаях, когда суд признает, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Такая степень исправления предполагает, что цели наказания достигнуты в полном объеме и у осужденного сформировано уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также правопослушное поведение.

Порядок оформления УДО довольно подробно расписан в УИК РФ.

Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы – различные справки, ходатайства и др.) начальнику отряда, обязательно приложив копии приговора и судебных постановлений.

В своем ходатайстве он должен указать причины, по которым, как он полагает, он не нуждается в дальнейшем отбывании срока наказания и может быть освобожден условно-досрочно. Например, во время отбывания наказания он полностью или частично возместил нанесенный ущерб или загладил вред иным образом, раскаялся в совершенном преступлении и так далее.

Администрация ИУ все остальные документы оформляет самостоятельно.

Окончательное решение о возможности дачи заключения о применении или отказе в применении УДО к каждому конкретному осужденному принимается начальником ИУ на основании характеристики и других документов. В ИУ приказом начальника могут создаваться комиссии, которые подробно анализируют поведение осужденных и представляют начальнику свои рекомендации.

Суд обязан принимать во внимание, но не вправе отказывать осужденному в УДО по причинам отсутствия сведений об избранном им месте жительства, согласия родственников и иных лиц, согласия на его трудоустройство на то или иное предприятие, наличия исков, алиментов, кратковременности пребывания в данном ИУ.

Смотрите так же:  Требования к световому потоку

В случае если судом отказано в условно-досрочном освобождении, повторное рассмотрение этого вопроса может иметь место не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа [ Не ранее чем по истечении трех лет со дня отказа в отношении лиц, отбывающих пожизненное заключение. ] .

Участие осужденного в суде по рассмотрению вопроса об его условно-досрочном освобождении не является обязательным. Но если осужденный заявил о своем желании участвовать в рассмотрении его ходатайства об УДО, суд обязан обеспечить его право на участие в судебном заседании для изложения своей позиции и представления необходимых документов [ Определение КС РФ от 11.07.2006 г. № 351-О. ] . Если осужденный участвует в судебном заседании, он вправе:

  • знакомиться с представленными администрацией ИУ в суд материалами;
  • участвовать в рассмотрении представленных администрацией ИУ материалов;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • давать объяснения;
  • представлять документы, с которыми, по мнению осужденного, должен ознакомиться суд.

Осужденный в суде может осуществлять свои права с помощью адвоката.

Участие прокурора в суде, рассматривающем дело об условно-досрочном освобождении, в соответствии с п. 7.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 61 от 17.08.2006 г. является обязательным.

Необходимо помнить, что ограничений в действующем законодательстве по применению УДО к осужденным, больным туберкулезом и проходящим лечение в больнице, не имеется.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).

Условно-досрочное освобождение осужденных, оставленных для отбывания наказания в следственных изоляторах, рассматривается судом по месту дислокации следственного изолятора и оформляется аналогичным образом.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ, ч. 4 ст. 113 УИК РФ) предусмотрена для лиц, осужденных к ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы. Категория преступлений, совершенных осужденными, значения, согласно ст. 80 УК, не имеет. К сожалению, эта норма УК используется довольно редко, хотя по своему воспитательному эффекту она мало уступает УДО и превосходит перевод в колонию-поселение.

Решение о замене наказания более мягким видом наказания принимается с учетом поведения осужденного в период отбывания наказания.

Более мягким наказанием может быть признан любой вид наказания, предусмотренный ст. 44 УК, расположенный выше пункта «л» (лишение свободы на определенный срок), а именно:

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

– ограничение по военной службе;

– арест; [ Арест не применяется до сих пор и вскорости будет отменен, но он устанавливается максимально до 6 мес., и если человеку остается сидеть три года, а ему эти 3 года заменяют на 4 месяца ареста – это облегчение. ]

– содержание в дисциплинарной воинской части.

Так же, как и при УДО, при замене неотбытого наказания более мягким видом наказания суд может принять решение о полном или частичном освобождении осужденного от отбывания дополнительного наказания.

Фактический срок отбытия наказания, после которого возможна замена на более мягкий вид наказания, составляет:

– для лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, – не менее 1/3 срока наказания;

– для лиц, совершивших тяжкие преступления, – не менее ½ срока наказания;

– для лиц, совершивших особо тяжкие преступления, – не менее 2/3 срока наказания.

При этом обязательный ограничительный срок нахождения в местах лишения свободы, как это требуется при УДО (ч. 4 ст. 79 УК), не устанавливается.

Другие виды наказания при замене ими неотбытой части лишения свободы не должны превышать пределов, предусмотренных для них УК. Например, лицу было назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы за преступление средней тяжести. После отбытия 1/3 назначенного наказания судом принимается решение о замене лишения свободы исправительными работами. Неотбытый срок лишения свободы составляет 2 года и 8 месяцев. Таким образом, назначенные в качестве замены лишению свободы исправительные работы не могут превышать срока в 2 года, поскольку это высший предел для этого вида наказания (ч. 2 ст. 50 УК).

В своем Постановлении от 26 ноября 2002 года № 16-П по делу о проверке конституционности положений ст. 77.1, 77.2, ч.ч. 1 и 10 ст. 175 УИК РФ и ст. 363 УПК РСФСР КС РФ указал, что право каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания, являясь непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности в сфере уголовно-правовых отношений, гарантирует каждому осужденному возможность добиваться смягчения своей участи вплоть до полного снятия всех тех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него на основании закона обвинительным приговором. Эта правовая позиция имеет общее значение, чем предопределяются необходимость обеспечения осужденному права при наличии предусмотренных законом оснований и условий (ст. 80 УК РФ) обратиться непосредственно в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и возложение на суд обязанности рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке. Таким образом, порядок оформления материалов в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания практически тот же, что и при условно-досрочном освобождении.

Но имеется разница в названиях документов, которые администрация направляет в суд. Что касается УДО, то администрация готовит и направляет в суд характеристику, в которой должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения (ч. 1 ст. 175 УИК РФ). В случае же замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, администрация вносит в суд представление, в котором должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию (ч. 3 ст. 175 УИК РФ).

Амнистию ждут всегда. Амнистию ждали при царе, ее ждали при советской власти, ее ждут и в современной России. Слухи о том, что «вот-вот ее объявят», циркулируют в местах лишения свободы повсеместно. Надо сказать, что амнистия – не такое уж и редкое явление.

Только за последнее время Государственной Думой приняты Постановления от 20.04.2005 № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и от 19.04.2006 № 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России».

Отношение к амнистии как среди населения, так и среди экспертов и государственных деятелей, различное. Так, например, Президент Франции Николя Саркози считает, что амнистий быть не должно (не отрицая при этом возможность индивидуального помилования). С ним солидарен писатель и ученый Даниил Корецкий, многие другие представители науки, а также некоторые практические работники пенитенциарных учреждений, считающие, что амнистия дает лишь временную «разгрузку» тюрем. Спустя некоторое время, по их мнению, подавляющее большинство амнистируемых возвращаются в «места не столь отдаленные».

Другие ученые, а также правозащитники, считают, что амнистии способствуют в какой-то мере исправлению судебных ошибок, которых, особенно в России, достаточно много.

Но есть еще и потерпевшие, мнение которых при объявлении амнистии не учитывается, хотя вполне вероятно, что многие из них были бы против того, чтобы их обидчик освободился раньше срока.

Так что вопросы о том, нужно ли проводить амнистии, как часто, кого амнистировать, не столь однозначны.

«Амнистия» в переводе с греческого означает забвение, прощение. В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции России объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Все амнистии предусматривают освобождение от уголовной ответственности, от наказания и сокращение неотбытой части наказания. Амнистия, в отличие от помилования, объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. В то же время в акте об амнистии указывается, к какому кругу лиц она применяется и какие определены основания к ее применению. Кроме того, в постановлении указывается категория лиц, к которым акт амнистии не может быть применен. Как правило, это лица, совершившие преступления, относящиеся к категории тяжких (отчасти) и особо тяжких.

Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер. Он может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным. В первом случае решается вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, а во втором – об освобождении от наказания. В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но рассмотрение не начато, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начали рассматриваться, выносится обвинительный приговор, и осужденный освобождается от наказания.

Лица, приговоры в отношении которых вынесены, но еще не вступили в законную силу, подлежат освобождению от наказания. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.

Если приговор обжалован и в кассационном порядке дело рассматривается после вступления в действие акта амнистии, суд второй инстанции оставляет приговор без изменения и освобождает осужденного от наказания (при условии, если приговор не подлежит изменению или отмене по другим основаниям).

Как правило, акт амнистии содержит не только указание об освобождении от уголовной ответственности или наказания, но и положения, касающиеся сокращения назначенного наказания или его замены более мягким видом наказания. Амнистией может быть решен вопрос об освобождении от дополнительных видов наказания. Отдельными актами амнистий решается вопрос о снятии судимости с лиц, отбывших наказание.

Государственная Дума РФ вместе с Постановлением «Об объявлении амнистии…» в обязательном порядке принимает также Постановление «О порядке применения Постановления об амнистии…», в котором подробно расписывается порядок и условия реализации амнистии.

Организация исполнения актов об амнистии возлагается на администрацию органов уголовно-исполнительной системы России.

При применении амнистии от заключенных, включая содержащихся в следственных изоляторах, подачи каких-либо заявлений не требуется.

Но не надо думать, что амнистия применяется ко всем осужденным без разбора. В Постановлении «О порядке применения Постановления об амнистии…» всегда имеется пункт, гласящий, что злостные нарушители режима отбывания наказания амнистии не подлежат. Так что, кроме необходимости попадания в круг лиц, к которым амнистия может быть применена, необходимо также, чтобы претендент на применение к нему амнистии не был признан злостным нарушителем.

В последнее время вокруг вопроса о том, следует ли продолжать практику массовых помилований или нет, развернулась целая полемика. Одни считают, что ограничивать количество помилований нельзя, другие говорят о том, что помилования не должны быть массовыми, а должны применяться в исключительных случаях.

Вопрос этот очень серьезный. С одной стороны, буквально несколько лет назад число помилованных превышало семь тысяч человек в год, что конечно же вызывало удивление. Ведь среди помилованных были в основном лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Ряд экспертов утверждает, что и рецидив среди помилованных был необычайно высок.

Смотрите так же:  Патент томская область

В последнее время число помилований резко сократилось, а процедура обращения к Президенту России значительно усложнилась.

Помилование осуществляется Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ) и касается (в отличие от амнистии) одного или нескольких конкретных лиц. Помилование президентом осуществляется на основании заключения Комиссии по вопросам помилования субъекта Федерации, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Федерации после тщательного изучения ею прошения о помиловании и других документов, приложенных к прошению.

Помилование – это акт милосердия, применяемый только по отношению к уже осужденным за преступления лицам. На лиц, привлекаемых или привлеченных к уголовной ответственности, акт помилования не распространяется.

По акту помилования осужденный за преступление может быть:

— освобожден от наказания;

— ему может быть сокращен срок наказания;

— наказание ему может быть заменено более мягким;

— с уже отбывшего наказание может быть снята судимость.

Помилование может быть применено к лицу, совершившему преступление любой степени тяжести. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена либо на пожизненное лишение свободы, либо на лишение свободы сроком на 20 лет.

Деятельность комиссий по вопросам помилования и порядок рассмотрения ходатайств о помиловании регламентируются Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 г. (в редакции Указа Президента РФ № 359 от 16.03.2007 г.).

Согласно Положению, основными задачами Комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

— предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

— подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

— осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

— подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав Комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава Комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:

— в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

— в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

— совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

— злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

— ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

— ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

— ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

— которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный должен обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации только в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

— копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

— извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

— справка о состоянии здоровья осужденного;

— сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

— анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

— сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

— справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

— представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

ФСИН России ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в п. 5 Положения.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

— срок отбытого (исполненного) наказания;

— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить у администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо, по его поручению, председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Почтовые расходы, связанные с пересылкой ходатайств о помиловании (снижении срока в порядке помилования), производятся за счет самих осужденных, подавших ходатайство. За счет средств ИУ прошения направляются в следующих случаях:

— если подавший прошение осужденный является инвалидом I или II группы;

— если у осужденного на лицевом счете нет денег.

Особое значение при оформлении помилования имеет характеристика, в которой отражаются объективные данные на заключенного (его поведение, отношение к труду и учебе, его намерения и т. д.).

Освобождение по болезни

Из положений ст. 81 УК РФ и ст. 172 УИК РФ следует, что к досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни могут быть представлены осужденные: а) заболевшие во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; б) заболевшее иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. По смыслу ст. 81 УК РФ освобождение от наказания в связи с болезнью не может быть применено по отношению к подозреваемым (обвиняемым) и подсудимым.

До недавнего времени нормы права, регулирующие порядок освобождения осужденных в связи с тяжелой болезнью или психическим заболеванием, были изложены в УИК РФ таким образом, что было непонятно, кто же в этих случаях должен являться инициатором освобождения таких заключенных. Внесенными в январе 2006 г. изменениями в ст. 175 УИК РФ этот пробел устранен. Внесенные в УИК позитивные изменения направлены на обеспечение прямого доступа осужденных к правосудию в соответствии со ст. 50 Конституции РФ (каждый осужденный за преступление вправе просить о смягчении наказания).

В случае наступления у осужденного психического расстройства, препятствующего отбыванию наказания, он сам либо его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства осужденный либо его законный представитель подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.

Смотрите так же:  Когда после родов получают материнский капитал

В этом случае судья на основании заключения врачебной комиссии выносит постановление об освобождении данного лица от дальнейшего отбывания наказания. Такому лицу суд может назначить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения.

Осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.

В этом случае судья решает вопрос о его освобождении от отбывания наказания с учетом тяжести совершенного этим индивидом преступления, особенностей его личности и других обстоятельств.

Правила медицинского освидетельствования и представления к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью регулируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 6 февраля 2004 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 847). Некоторые вопросы, связанные, например, с транспортировкой освобождаемых по болезни, регулируются совместным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190.

Медицинскому освидетельствованию подлежат осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Перечень заболеваний утвержден тем же Постановлением Правительства РФ № 54 и включает в себя значительное число болезней, в том числе различные формы прогрессирующего туберкулеза, злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д.

Осужденные, заболевшие в местах лишения свободы заболеванием, препятствующим дальнейшему отбыванию наказания, после всестороннего обследования в условиях стационара с привлечением в необходимых случаях специалистов лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, освидетельствуются специальной комиссией врачей уголовно-исполнительной системы в установленном порядке.

Медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений УИС. В специализированных (психиатрических и туберкулезных) лечебно-профилактических учреждениях создаются свои специализированные медицинские комиссии. Медицинская комиссия состоит не менее чем из трех врачей. К работе комиссии могут привлекаться в качестве консультантов специалисты других учреждений здравоохранения.

Осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями УИС, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения. В направлении на медицинское освидетельствование указываются сведения о состоянии здоровья осужденного, отражающие степень нарушения функций органов и (или) систем организма в связи с заболеванием, а также результаты проведенных лечебных мероприятий.

Осужденный должен быть в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования и заблаговременно уведомлен о дате проведения освидетельствования.

Отказ в направлении осужденного на медицинское освидетельствование осужденный или его законный представитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [ Вышестоящему в порядке подчиненности начальнику (УФСИН или ГУФСИН, а затем директору ФСИН), прокурору, в суд. ] .

Медицинское освидетельствование осужденного проводится не позднее 10 дней со дня поступления в медицинскую комиссию медицинских документов. При необходимости медицинская комиссия может запросить дополнительные сведения о состоянии здоровья освидетельствуемого из учреждений здравоохранения, в которых он наблюдался, или направить его на дополнительное обследование.

По результатам освидетельствования комиссия выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Решение принимается простым большинством голосов.

Медицинское заключение (с соответствующими разъяснениями) объявляется под расписку осужденному или его законному представителю. Копия медицинского заключения направляется осужденному не позднее трех дней со дня вынесения заключения, о чем делается отметка в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных.

При ухудшении состояния здоровья осужденного повторное медицинское освидетельствование проводится независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.

В отношении осужденных, болезнь у которых наступила в результате умышленного причинения себе повреждений во время отбывания наказания или содержания под стражей, администрацией учреждения проводится проверка, по результатам которой выносится постановление о представлении либо об отказе в представлении к освобождению от отбывания наказания, за исключением случаев, когда в момент причинения себе повреждений лицо находилось в состоянии острого психического расстройства, подтвержденного врачами-специалистами.

В случае излечения лиц, освобожденных от отбывания наказания по болезни или вследствие наступления психического расстройства, они подлежат уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора [ Статьи 78 и 83 УК РФ. ] .

Если подлежащий освобождению осужденный в силу имеющихся у него заболеваний, психического состояния и физических недостатков к избранному месту жительства самостоятельно следовать не может, начальник медицинской части ставит об этом в известность начальника ИУ, который обязан в установленном порядке выделить необходимое количество сопровождающих, в том числе (при необходимости) и медицинского работника.

Освобождаемые психически больные, выписываемые под наблюдение психоневрологического диспансера по месту жительства, а также под опеку или на попечение родственников, передаются им непосредственно в ИУ (больнице). В случае отсутствия родственников или невозможности их приезда за больным он сопровождается до места жительства или лечения медицинскими работниками ИУ (больницы).

Перевод в колонию-поселение

Колония-поселение как вид пенитенциарного учреждения в уголовно-исполнительной системе появилась относительно недавно – в 60-х годах прошлого века, хотя, по мнению ряда исследователей, прообразом этого вида исправительных учреждений стала получившая достаточно широкое распространение еще в XVIII столетии ссылка на житье, или простая ссылка.

Как отмечает А.М. Фумм, ссылка на житье применялась как административная мера за незначительные преступления (например, первую кражу) или в качестве помилования.

Колонии-поселения относятся к исправительным учреждениям открытого типа, режим в которых во многом похож на «полусвободный режим», существующий в тюрьмах открытого типа, распространенных в Западной Европе.

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, перевод в колонию-поселение является одной из самых значимых мер поощрения, применяемых к осужденным, и имеет очень важное значение для их постепенной социальной реабилитации и подготовке к жизни на свободе.

Итак, кто же может претендовать на замену режима изоляции, существующего в исправительных колониях, на полусвободный режим колоний-поселений?

Как сказано в ч. 2 ст. 78 УИК РФ, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены из колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение.

Перевод в колонию-поселение может состояться:

– для осужденных, отбывающих наказание в колонии общего режима, – по отбытии осужденным не менее 1/4 назначенного судом срока наказания;

– для осужденных, отбывающих наказание в колониях строгого режима – по отбытии не менее 1/3 срока наказания;

– для осужденных, ранее условно-досрочно освобождавшихся от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее 1/2 срока наказания;

– для осужденных за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее 2/3 срока наказания.

Ч. 3 ст. 78 УИК РФ устанавливает перечень тех, кто не может быть переведен в колонию-поселение. Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

— осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

— осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

— осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

— осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

— осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Немаловажное значение для правильного применения этой меры поощрения имеет Постановление Пленума Верховного суда РСФСР «О судебной практике рассмотрения материалов о переводе осужденных в исправительно-трудовые колонии-поселения и уголовных дел о побегах из этих колоний» № 1 от 19 марта 1975 года с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного суда РСФСР № 1 от 28 марта 1979 года.

Перевод в колонию-поселение осуществляется на основании решения суда, которому предшествует рассмотрение заявления осужденного о переводе его в колонию-поселение на административной комиссии учреждения.

Для того чтобы администрация могла направить дело в суд, необходимо отбыть определенную часть срока наказания, причем во время отбывания наказания иметь примерное поведение и добросовестно относиться к труду (если трудоустроен).

Не являются основанием для отказа в переводе в колонию-поселение такие не предусмотренные законом основания, как:

— тяжесть совершенного преступления;

— наличие исков (алиментов);

— отсутствие до осуждения постоянного места жительства и работы;

— кратковременность пребывания в данном ИУ и др.

Администрация ИУ, если у осужденного подошел срок, не вправе отказать ему в направлении его дела в суд для решения вопроса о переводе его в колонию-поселение. Она не вправе также откладывать решение этого вопроса на какой-то срок. Решение о том, достоин или не достоин конкретный осужденный быть переведенным в колонию-поселение, вправе принять только суд, учитывая при этом мнение администрации ИУ.

Заявление на имя начальника ИУ с просьбой направить его дело в суд для решения вопроса о переводе в колонию-поселение осужденный сдает начальнику отряда. Начальник отряда, в свою очередь, пишет на подавшего заявление характеристику и составляет справку о поощрениях и взысканиях, затем передает эти документы в спецчасть (отдел) ИУ. К этим документам могут быть приложены различного рода ходатайства, справки и т. д., если они имеют отношение к решению данного вопроса.

После того как спецчасть (отдел) оформит все необходимые документы, они представляются на административную комиссию, которая решает, поддержать или нет ходатайство осужденного. Присутствие самого осужденного при решении его вопроса обязательно.

Рассмотрев ходатайство осужденного о переводе его в колонию-поселение, администрация готовит представление в суд, направляя его вместе со всеми собранными материалами и прикладывая выписки из протокола заседания административной комиссии по этому вопросу.

Присутствие осужденного в суде во время решения о применении к нему такой меры поощрения, как перевод в колонию-поселение, обязательно.

В случае отказа суда повторное рассмотрение о переводе данного осужденного в колонию-поселение может иметь место не ранее чем через 6 месяцев со дня отказа.

Если осужденному в результате проведенного курса лечения против алкоголизма или наркомании судом отменено принудительное лечение, а также если осужденный прошел полный курс лечения венерического заболевания, он может быть представлен к переводу в колонию-поселение на общих основаниях.

Классификация преступлений по степени тяжести9По состоянию на 1 августа 2008 г.

К преступлениям небольшой тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы. К преступлениям средней тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы. Под тяжкими понимаются преступления, совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким законодатель отнес только умышленные преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание.