Судьи верховного суда льготы

Верховный суд РФ: инвалиды не должны доказывать чиновникам свое право на льготные лекарства

Верховный суд России в своем определении указал на то, что пациенты, нуждающиеся в льготных лекарствах, не должны проверять, правильно ли у них оформлены документы, сообщает РАПСИ. ВС РФ также напомнил, что «бумажный порядок» обеспечения бесплатными лекарствами должны знать врачи и медицинские чиновники, а не больные. В решении ВС указано, что чиновники сами должны помогать в обеспечении нуждающихся необходимыми препаратами, а не чинить им препятствия.

Поводом для данного решения высшей судебной инстанции страны стало дело 63-летнего инвалида, страдающего онкологическим заболеванием, который получил отказ в обеспечении нужными лекарствами. Врачебная комиссия назначила ему препарат, который не входит в стандарт медицинской помощи при онкологических заболеваниях, но только оно было способно поддерживать жизнь пациента.

В местном департаменте здравоохранения ему в устной форме отказали в бесплатном обеспечении нужным лекарством, сославшись на его отсутствие в аптеке. Мужчина обратился в суд с требованием защитить его законные права на получение льготных лекарств. После этого департамент здравоохранения все же рассмотрел его обращение, однако отказался удовлетворить его из-за того, что пациент, по мнению чиновников, представил неполный пакет документов. При этом сотрудники больницы подтвердили, что всю необходимую информацию они в ведомство донесли.

Районный суд удовлетворил требования мужчины, обязав департамент здравоохранения обеспечить его нужным лекарством в необходимом объеме за счет средств местного бюджета. Однако областной суд это решение отменил, тем самым лишив онкологического больного возможности получить нужный ему препарат. Апелляционный суд проигнорировал тот факт, что лекарство жизненно необходимо человеку и поддержал департамент здравоохранения, также отметив, что в пакете документов содержались ошибки.

Верховный суд РФ указал, что апелляционный суд в своих выводах ошибся. Он напомнил, что оказание инвалидам государственной социальной помощи, в том числе обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, гарантировано федеральным и региональным законодательством. Если лекарство, назначенное пациенту с онкопатологией, не входит в стандарт медицинской помощи, то оно все равно выдается бесплатно, если о необходимости его применения приняла решение врачебная комиссия. Это чиновники не опровергли ни в первой, ни в апелляционной инстанции. Однако судьи ВС РФ отметили, что главная ошибка суда заключается даже не в этом, а в том, что апелляционная инстанция фактически возложила на больного обязанность проверять, правильно ли у него оформлены документы. ВС напомнил, что «бумажный порядок» обеспечения бесплатными лекарствами должны знать врачи и медицинские чиновники, а не больные.

«Надлежащее оформление документов является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации», – подчеркивается в решении Верховного суда.

По мнению экспертов, Верховный суд РФ совершенно правильно обязал чиновников выдать инвалиду необходимые лекарственные препараты. «Тяжелобольные, особенно онкобольные, нуждаются в оперативной медицинской помощи и не должны длительное время ожидать положенные медикаменты, в особенности преодолевать чиновничью бюрократию путем длительных судебных тяжб», – подчеркнул член Ассоциации юристов России, адвокат АБ «Маментьев и Партнеры» Кирилл Маментьев.

Член АЮР Александр Самарин считает, что пациенты чаще всего не имеют медицинского образования и специальных знаний, поэтому они не могут самостоятельно определить полноту и верность документов, необходимых для назначения лекарства. «Дело чиновников обеспечить комфортную жизнь больному, они для этого на должность и назначены или избраны, чтобы обеспечивать комфортную жизнь обычным гражданам. А получается, что в рассматриваемом споре чиновники отнеслись формально к рассмотрению заявления и «отфутболили» человека со смертельным заболеванием. На что справедливо ВС РФ и указал», – сказал Самарин.

«Определение ВС РФ безусловно важно для последующих рассмотрений подобных исков и не только для заявлений, где истцами выступают пациенты больные раком, а в принципе для всех больных, которым отказано в назначении препарата по формальным причинам при наличии показаний для назначения лекарства. Теперь заявители могут ссылаться на фактическое указание ВС РФ исключать формальный подход для рассмотрения подобных случаев», – подчеркнул Александр Самарин.

Ранее мы сообщали, что Верховный суд РФ своим постановлением обязал врачей объяснять пациентам курс проводимого лечения и предупреждать о возможных последствиях планируемых процедур. В решении высшей судебной инстанции указано, что медики обязаны предоставить пациенту всю достоверную информацию об услугах, чтобы у него была возможность выбора.

Мы также писали о том, что Верховный суд РФ в своем определении указал на порядок действий для фармацевтов, если в аптеке нет нужного лекарства для льготника. В таких случаях фармацевт обязан поставить человека, которому требуется лекарство, на учет и в течение 10 дней гарантированно обеспечить нужным препаратом, а в срочных случаях сделать это в течение 48 часов. Если есть такая возможность, нужный препарат может быть заменен дженериком.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Смотрите так же:  Приказ по созданию рабочей группы по введению фгос ооо

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Материальное обеспечение судей

Предоставление судье за счет государства материального обеспечения , соответствующего его высокому статусу, является гарантией независимости судей, направленной на исключение возможности какого бы то ни было воздействия на процесс отправления правосудия.

Материальное обеспечение судей федеральных судов общей юрисдикции (в том числе судей военных судов), мировых судей, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации (ст. 124);

Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 19);

Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 26–31);

Конституцией Российской Федерации (ст. 124);

Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 19, 20);

постановлением ВС РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-I «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»».

В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:

Судебный департамент и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организуют материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, а также принимают меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организуют медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей в соответствии с федеральным законодательством;

администратор суда принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей соответствующего суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения.

Меры по материальному обеспечению судей осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Обеспечение оплаты труда судей

Финансирование расходов на оплату труда судей общей юрисдикции (включая мировых судей) осуществляется Судебным департаментом за счёт фонда оплаты труда судей, сформированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах объёмов финансирования, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Формирование фонда оплаты труда судей общей юрисдикции осуществляется:

· в расчёте на штатную численность судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, утверждённую федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; численность мировых судей, утверждённую Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»;

· в размерах, обеспечивающих ежемесячное денежное вознаграждение судьи, ежеквартальное денежное поощрение, иные выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) районный коэффициент , коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах. процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Лимиты бюджетных обязательств на оплату труда судей доводятся до подведомственных Судебному департаменту бюджетополучателей:

на оплату труда судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов – до указанных судов;

на оплату труда судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей – до органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Финансирование расходов на оплату труда судей, в том числе мировых судей, осуществляется с воевременно и в полном объёме.

Судьям системы судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) могут выплачиваться премии и оказываться материальная помощь в пределах установленного фонда оплаты труда и в порядке, определённом Положением о порядке выплаты премий и оказания материальной помощи судьям судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 5 июня 2013 г. № 116) .

Организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей

Судебным департаментом для судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов обеспечивается реализация:

· права, установленного Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» и сохраняющегося за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию, на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета; на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета;

· права, установленного Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», на выплату денежной компенсации в размере стоимости путевки судье, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение.

В целях реализации права судей судов общей юрисдикции на получение медицинской помощи и на санаторно-курортное лечение Судебным департаментом:

· доводятся до подведомственных бюджетополучателей – верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ( в отношении судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей) – лимиты бюджетных обязательств на обеспечение судей лекарственными препаратами для медицинского применения; приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение; выплату денежной компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение;

Смотрите так же:  Налог на землю по челябинской области

· заключаются государственные контракты со страховыми компаниями на осуществление добровольного медицинского страхования судей судов общей юрисдикции, в том числе пребывающих в отставке (кроме судей Верховного Суда Российской Федерации) и членов их семей. Контракты заключаются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Улучшение жилищных условий судей

Судебным департаментом осуществляется для судей судов общей юрисдикции реализация права, установленного Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»:

· на обеспечение отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета;

· на компенсацию расходов , связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Обеспечение судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями осуществляется в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406), и в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 г. № 192.

Учёт судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с Положением о порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета (утв. приказом Судебного депа ртамента от 7 июня 2012 г. № 122).

Выплата судьям компенсации расходов , связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания. производится в соответствии с Положение м о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений судьям судов общей юрисдикции (согласовано постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 300; утв. приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г. № 124).

Решения по вопросам улучшения жилищных условий судей федеральных судов общей юрисдикции, а также компенсации судьям федеральных судов общей юрисдикции и мировым судьям расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений принимаются жилищной комиссией в соответствии с Положением о жилищной комиссии (согласовано постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 300; утверждено приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г. № 123).

Обеспечение иных материальных гарантий судей

Судебным департаментом принимаются меры по обеспечению иных материальных гарантий судей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

· Обеспечение судей судов общей юрисдикции мантиями и служебным обмундированием.

Изготовление (приобретение) мантий как символа судебной власти осуществляется в соответствии с описанием и образцом мантии судей Российской Федерации (утв. утверждены постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 марта 1993 г. № 4656-I).

Выдача судьям мантии и служебного обмундирования осуществляется в порядке, определённом Инструкцией о порядке выдачи мантий судьям инструкции о порядке выдачи служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 25 января 1999 г. № 5).

· Оплата проезда судьи к месту отдыха и обратно (по территории Российской Федерации).

Оплата проезда судей к месту отдыха и обратно осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке оплаты стоимости проезда судьи к месту отдыха и обратно (утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 16, 20 февраля, 23 марта 2007 г.).

· Обеспечение с удей в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций

Компенсация транспортных расходов судей осуществляются в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 850 «О порядке обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения».

Материальное обеспечение судей, пребывающих в отставке

Исходя из специфики публично-правового – конституционного статуса судьи, рода и характера его деятельности, право судьи, пребывающего в отставке, на ежемесячное пожизненное содержание представляет собой гарантию независимости действующих судей, поскольку служит обеспечению их надлежащего материального содержания при уходе в отставку.

Судебным департаментом осуществляется организационное обеспечение прав, установленных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», для судей системы судов общей юрисдикции, пребывающих в отставке, в том числе:

· Обеспечение выплаты не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания (с учётом районного коэффициента – в случаях, определённых законом).

Финансирование расходов на выплату судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Назначение и выплата судьям ежемесячного пожизненного содержания осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям (утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ 3, 9, 29 июля 2003 г.).

· Обеспечение выплаты выходного пособия у шедшему или удаленному в отставку судье. В случае прекращения полномочий судьи по причине смерти (или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим) семье выплачивается единовременное пособие.

Выплата судьям выходного пособия либо единовременного пособия членам его семьи осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей (утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29 июля 2008 г., Высшим Арбитражным Судом РФ 9 сентября 2008 г. и Верховным Судом РФ 7 октября 2008 г.).

· Обеспечение выплаты у шедшему или удаленному в отставку судье компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета.

Выплата компенсации на приобретение проездных документов осуществляется в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 851 «О порядке выплаты компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения судьям Российской Федерации после ухода или удаления их в отставку».

Судьи верховного суда льготы

После прецедента в Смоленской области, когда местные власти лишили инвалида II группы дотации на коммунальные услуги за отказ оплачивать взносы на капремонт, Верховный суд пояснил, являются ли такие действия коммунальщиков законными.

Жительница Смоленской области на протяжении всего времени исправно оплачивала счета за ЖКХ, но по принципиальным соображениям отказалась вносить плату за капремонт. За четыре месяца неуплаты у нее накопилась задолженность 825 рублей. На основании этого инвалида II группы лишили законной социальной поддержки в виде льгот на оплату коммунальных услуг.

Женщина с таким решением не согласилась и обратилась в суд. Однако ни в Ярцевском городском суде по месту жительства, ни затем в Смоленском областном суде поддержки она не нашла. Поводом для отказа в удовлетворении иска послужил региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, в котором говорится, что задолженность по оплате ЖКХ – веское основание для прекращения выплаты льготы, причем, согласно местным правовым актам, чтобы лишиться льготы, достаточно не производить оплату в течение двух месяцев. Раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то, значит, у него нет соответствующих расходов, а, следовательно, и компенсировать ему нечего, счел суд.

Верховный суд, ознакомившись с сутью вопроса, расценил действия чиновников как незаконные, а решения нижестоящих судов – противоречащими федеральному законодательству. В частности, в постановлении, которое приводит Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), отмечается, что судебные инстанции не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательств, тогда как местные законы по ограничению выплат компенсаций не являются главными и не могут идти в разрез с государственной программой социальной поддержки определенной категории граждан.

Также в высшей судебной инстанции подчеркнули, что сама по себе задолженность не может быть безусловным основанием для лишения инвалида II группы положенной ему льготы, исходя из постановления Пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года №22 (О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности).

Прежде чем выносить решения, суды должны были выяснить причины образования задолженности, а также установить, какие меры предпринимались ранее для ее погашения. Об этом говорится в пункте 47 указанного постановления. Суды в свою очередь даже не стали выяснять достоверный период образования долга и причины, по которым он не был оплачен, отмечается в постановлении Верховного суда. Между тем, к уважительным причинам относятся болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, утрата кормильца, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей, потеря работы и тяжелое материальное положение неплательщика.

Смотрите так же:  Документы на возврат денег за питание в детском саду

Все эти доводы содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 (О судебном решении), но нижестоящими судами, по непонятным причинам, они были проигнорированы, несмотря на то, что Верховный суд неоднократно указывал на недопустимость такого подхода.

Как следует из материалов дела, более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Выплаты она прекратила только после того, как региональный оператор предложил ей заключить договор с обязательствами оплатить взносы за капремонт за уже прошедшие четыре месяца. Женщина такой договор заключать не стала. Однако при получении первой же квитанции взносы все же перечислила. А по оплате предшествующего периода между жительницей и региональным оператором возник судебный спор, который был решен в пользу инвалида лишь в Верховном суде.

В итоге, решения нижестоящих инстанций были отменены, и департамент по социальному развитию Смоленской области должен будет возобновить женщине выплату, которой она была необоснованно лишена, включая оплату пропущенного четырехмесячного периода.

Случай жительницы Смоленщины, которой удалось оспорить решения двух судов и восстановить справедливость, к тому же добившись публичных разъяснений Верховного суда, – во многом исключительный. Он показал, что региональное законодательство нуждается в существенных доработках, чтобы, в частности, социальные органы могли более точно определять, по каким критериям выносить те или иные решения, и разгрузить суды по рассмотрению подобных дел.

Ранее внимание на проблему призвали обратить депутаты фракции ЛДПР Сергей Натаров и Кирилл Черкасов, выступившие с инициативой вовсе убрать из платежек ЖКХ строку о взносах за капремонт, чтобы избежать путаницы и новых судебных споров. В середине сентября, о чем писали «Гражданские силы.ру», законопроект либерал-демократов был внесен на рассмотрение в Госдуму.

Сегодня механизм работы фонда капитального ремонта, как утверждают парламентарии, неясен для многих граждан, а в отсутствие достаточной информации, объясняющей важность системы капремонта, жильцы попросту отказываются оплачивать взносы. В результате из-за долгов по капремонту жильцы многоквартирных домов часто не могут воспользоваться полагающимися им льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и вынуждены обращаться в суд.

Кроме того, взносы за капремонт становятся существенной нагрузкой на семейный бюджет льготников, тем более что в большинстве домов капитальный ремонт все равно не планируется проводить раньше, чем через двадцать лет. Таким образом, выплаты рассматриваются гражданами как пустая трата денег, а за год сумма набегает не маленькая.

В начале октября, когда появилась информация об увеличении с нового года платы за капремонт в ряде регионов, телеканал ОРТ выяснил, во сколько он обходится россиянам сегодня.

Так, больше всех (свыше 1000 руб.) платят жители Москвы и Подмосковья. Высокие тарифы также действуют на Дальнем Востоке: в Ханты-Мансийске (около 1000 руб.), в Магадане, Приморье, Амурской области и на Камчатке (600 руб.). В Архангельской, Ярославской, Иркутской областях и в Пермском крае расценки несколько ниже (500 руб.).

Самая низкая плата за капремонт в Липецкой области (в районе 100 руб.) Также неплохо дела обстоят в Башкирии, Калининграде, Краснодарском крае, Кемеровской, Волгоградской, Саратовской, Воронежской и Мурманской областях.

Основная же часть страны платит от 300 до 500 рублей. В эту категорию, согласно опросу ОРТ, попадают центральные регионы и Сибирь: Удмуртия, Татарстан, Иркутская и Владимирская области.

В комментарии телеканалу председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор объяснил, из чего именно складывается тариф на капремонт. В него, по словам чиновника, входят стоимость материалов, их доставка, зарплата рабочим. Причем, как утверждает Шпектор, иногда в тариф могут быть заложены какие угодно расходы, поэтому жильцы имеют полное право запросить расшифровку, чтобы знать, из чего именно складывается тариф, и отказать им в этом не могут.

Судьи стали самыми богатыми работниками госаппарата

Правозащитник Ольга Романова подсчитала официальные доходы судейского корпуса в России и пришла к выводу: сегодня служители Фемиды — самые обеспеченные госслужащие.

Насколько богаты российские судьи? Давайте посмотрим.- предлагает Романова в статье «Почему российские судьи не выносят оправдательных приговоров», опубликованной на сайте Московского центра Карнеги.

В 2000-х годах судьи стали не просто высокооплачиваемыми, а самыми высокооплачиваемыми. На сегодняшний день судья – самая высокооплачиваемая должность в государственном аппарате.

Зарплата судей состоит из пяти частей. Первая – оклад, он рассчитывается по закону «О статусе судей», который содержит приложение №7. Вот там все и расписано, но не в деньгах, а в процентах от оклада председателя Верховного суда РФ (оклад председателя ВС привязан к окладу главы Конституционного суда: председатель Верховного получает 98% оклада главы Конституционного, а оклад последнего утверждает президент).

Для других судей оклад рассчитывается так: за 100% взят оклад председателя Верховного суда, его первый зам получает 95%, и так далее. Нижнюю строчку занимает мировой судья любой территории, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, – его оклад равняется 60% того, что получает по должности председатель Верховного суда. Но его московский или петербургский коллега – 64%.

Вторая часть – надбавка за квалификацию. По тому же закону каждый судья не реже раза в три года обязан проходить повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях, стажироваться в других судах, а также другими способами повышать свой уровень. Повысит уровень – повысит и надбавку. А куда он денется.

То есть фактически эта надбавка похожа на надбавку за выслугу лет. Но нет, надбавка за выслугу лет существует отдельно. Это третья часть зарплаты.

Четвертая часть – регулярные поощрения (премии), сейчас они повышены до 1,9 размера оклада по должности.

Пятая часть – специальные доплаты, которые получают судьи, имеющие ученую степень или почетное звание, подтвердившие знание иностранных языков и регулярно их использующие в работе, и так далее. Надбавка выплачивается пропорционально окладу – например, ее размер у мирового судьи составляет 1,6 оклада.

Начинающие мировые судьи в регионах получают 50–80 тысяч рублей в месяц, дальше считайте сами. Федеральный судья получает 150–170 тысяч рублей в месяц без премий и надбавок.

Несмотря на то что сравнивать зарплаты в странах с разным экономическим устройством и уровнем жизни некорректно, приведу данные из других стран, поскольку хочу сравнить не уровень зарплат судей, а показать отношение к разным судьям в разных странах. Судья в Швейцарии (уровня примерно нашего федерального судьи) получает сумму, эквивалентную примерно 100 тысячам евро в год после уплаты налогов. Но это рекорд. Андорра – 70 тысяч евро; Норвегия – 62 тысячи евро; Кипр – 52 тысячи евро; Нидерланды – 43 тысячи евро; Монако – 41 тысяча евро, почти столько же в Финляндии. Но это верхняя часть списка. В Молдавии – чуть больше двух тысяч евро в год.

Однако нигде не сказано, что в других странах судьи бесплатно обеспечиваются жильем, а в России в этом деле построен практически коммунизм. Жилье российским судьям положено из расчета 33 кв. метра на судью + по 18 кв. метров на каждого члена семьи + 20 кв. метров дополнительной жилплощади. Это не служебное жилье.

Но самое прекрасное в работе судей – это пенсии. Тут есть за что страдать и бороться. Пенсия здесь бывает двух видов: для тех судей, кто ушел в отставку, и тем, кто прекратил работу по старости.

Если у судьи стаж работы 20 лет и больше, то он вправе выбирать – пенсия на общих основаниях или пожизненное содержание. Пожизненное содержание очень привлекательная вещь: человек ежемесячно получает 80% суммы, которую получал, будучи на работе. Правда, такое содержание облагается налогом.

Можно проработать и меньше 20 лет, но при условии достижения пенсионного возраста. А также можно получить пожизненное содержание при стаже работы судьей 10 лет плюс еще не менее 15 лет на любой другой должности, связанной с юридической сферой. Если учесть, что в судьи часто попадают из прокуроров или следователей, задача решаемая.

Если гражданин проработал на посту судьи более 20 лет, то кроме четырех пятых ежемесячной зарплаты ему будет начисляться по одному проценту от общей суммы за каждый сверхурочный год.

И вот еще какая прекрасная вещь: начиная с 2012 года в трудовой стаж судей зачисляют службу в армии, время в профучебных заведениях, службу в органах МВД и других государственных ведомствах.

То есть пожизненное содержание судьи в отставке в размере 100 тысяч рублей в месяц – обычное дело.

И еще. Судебному департаменту недавно выделены дополнительные бюджетные ассигнования на выплату судьям в отставке и действующим судьям ежемесячного пожизненного содержания и надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания в следующих объемах: 730,5 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2017 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2018 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2019 года.

На мантии и обмундирование в 2013–2015 годах выделено больше 300 млн рублей, в 2016 году – 290 млн рублей. Приобретено более 13 500 мантий, 18 тысяч комплектов служебного обмундирования, рубашек (блузок) – 29 700, галстуков – 6500 и 19 950 пар обуви.

Полная версия статьи О.Романовой — здесь.