Требования под фт

Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ и программа организации системы ПОД/ФТ

Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ и программа организации системы ПОД/ФТ

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 21 апреля 2018 г. — Указание Банка России от 29 января 2018 г. N 4707-У

2.1. Для обеспечения реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ орган управления кредитной организации, уполномоченный на то внутренним документом кредитной организации, принимает решение о создании самостоятельного подразделения по ПОД/ФТ либо об определении входящего в структуру кредитной организации подразделения, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ (далее — подразделение по ПОД/ФТ).

Подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее — ответственный сотрудник), соответствующее квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 9 августа 2004 года N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2004 года N 6003, 2 ноября 2011 года N 22194 («Вестник Банка России» от 10 сентября 2004 года N 54, от 9 ноября 2011 года N 61) (далее — Указание Банка России N 1486-У), и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 66) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).

Обязанности ответственного сотрудника в период его временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки исполняет другой сотрудник кредитной организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к сотрудникам подразделения по ПОД/ФТ, установленным Указанием Банка России N 1486-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.

В период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком допускается назначение исполняющим его обязанности другого сотрудника кредитной организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным Указанием Банка России N 1486-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.

2.2. Ответственный сотрудник подчиняется непосредственно руководителю кредитной организации.

Информация об изменениях:

Пункт 2.3 изменен с 21 апреля 2018 г. — Указание Банка России от 29 января 2018 г. N 4707-У

2.3. Кредитная организация должна направить в Банк России уведомление о назначении (освобождении) ответственного сотрудника (о назначении (освобождении) сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 2.1 настоящего Положения) в порядке, установленном Указанием Банка России от 25 декабря 2017 года N 4662-У «О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года N 50341.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 10 июля 2014 г. N 3315-У в пункт 2.4 внесены изменения

2.4. Ответственный сотрудник, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в кредитной организации, за исключением функций, осуществляемых службой внутреннего аудита, при условии, что они не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей кредитной организации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 10 июля 2014 г. N 3315-У в пункт 2.5 внесены изменения

2.5. В программу организации системы ПОД/ФТ включаются:

описание общей структуры системы ПОД/ФТ, ее элементов (уровней), включая подразделение по ПОД/ФТ (статус (подчиненность), структура, задачи, функции, права и обязанности, порядок организации работы), принципы и механизмы взаимодействия элементов системы;

положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, принципах и порядке его взаимодействия с руководителем кредитной организации;

порядок (схема) взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с сотрудниками иных подразделений кредитной организации;

перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых кредитной организацией исключительно для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе сведения об их разработчиках (в случаях их использования);

порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания;

порядок документального фиксирования информации (документов), полученных кредитной организацией при реализации ПВК по ПОД/ФТ;

порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) кредитной организацией в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ;

порядок участия в реализации ПВК по ПОД/ФТ обособленных и внутренних структурных подразделений кредитной организации (при их наличии), расположенных на территории Российской Федерации, порядок взаимодействия кредитной организации с ними при реализации ПВК по ПОД/ФТ;

порядок взаимодействия кредитной организации с дочерними организациями, филиалами и представительствами, расположенными за пределами территории Российской Федерации (при их наличии), по вопросам ПОД/ФТ;

порядок информирования сотрудниками кредитной организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя кредитной организации, службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками кредитной организации.

В программу организации системы ПОД/ФТ дополнительно могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.

2.6. Программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:

организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение единоличному исполнительному органу кредитной организации;

принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях кредитной организации в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию (указанные функции могут выполняться сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ при предоставлении им соответствующих полномочий в соответствии с внутренними документами кредитной организации);

организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

подготовка и представление не реже одного раза в год совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации письменного отчета, согласованного с руководителем кредитной организации, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ, представление руководителю кредитной организации текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами кредитной организации;

иные функции в соответствии с внутренними документами кредитной организации.

2.7. Для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ определяются следующие его права и обязанности:

право давать указания, касающиеся проведения операции, в том числе предписания о задержке ее проведения в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или об операции (в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для проведения операции);

право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы;

Смотрите так же:  Минтруд пособие по безработице

право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;

право доступа в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;

обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации документов;

обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

иные права и обязанности в соответствии с внутренними документами кредитной организации.

2.8. Должностные лица обособленных и внутренних структурных подразделений кредитной организации по решению руководителя кредитной организации могут выполнять функции, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 2.6 настоящего Положения, быть полностью или частично наделены правами и обязанностями ответственного сотрудника, предусмотренными пунктом 2.7 настоящего Положения (далее — уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ).

В этом случае в программу организации системы ПОД/ФТ включаются положения о наделении уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ правами и обязанностями ответственного сотрудника, о распределении обязанностей и порядке взаимодействия между уполномоченными сотрудниками в сфере ПОД/ФТ и ответственным сотрудником.

Координация деятельности уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ осуществляется ответственным сотрудником.

2.9. Ответственный сотрудник, уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ оказывают содействие по вопросам ПОД/ФТ, отнесенным к их компетенции, уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок кредитной организации (ее филиала).

Политика АО КБ «ИНТЕРПРОМБАНК» в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Осознавая важность и особую значимость проводимой во всем цивилизованном мире политики по противодействию легализации преступных доходов, а также учитывая угрозу, исходящую для всего мирового сообщества от террористических и связанных с ними организаций, в АО КБ «ИНТЕРПРОМБАНК» (далее по тексту – Банк) разработана и внедрена система внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Система), основанная на принципе участия всех сотрудников Банка, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции и направленной на предотвращение операций и сделок, которые прямо или косвенно связаны с отмыванием доходов, полученных от преступной деятельности, а также исключению возможности проведения операций, связанных с финансированием террористической деятельности.

Данная Система организована в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также на основе рекомендаций и требований, разработанных в этой области общепринятыми международными организациями — Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force – FATF), Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) и пр.

Банк с осторожностью подходит к выбору и формированию своей клиентской базы, внимательно изучает своих клиентов, интересы и сферы их деятельности и стремится к установлению взаимоотношений, основанных на прозрачности и понимании бизнеса и операций клиентов.

II. Политика Банка в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банку, который предлагает своим клиентам современное и качественное обслуживание, необходимо установление и поддержание надежных корреспондентских и партнерских отношений с иностранными банками.

Банк также осознает, что для установления таких отношений помимо определенного уровня показателей ликвидности, надежности и размера капитала необходимо иметь хорошую деловую репутацию, которую невозможно обеспечить без качественного исполнения им работы в рамках противодействия легализации преступных доходов.

Основной целью политики Банка является:

Недопущение вовлечения Банка и его сотрудников в операции клиентов с использованием банковских продуктов и услуг в качестве легальных инструментов, используемых для совершения незаконных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Недостаточная эффективность процедур по выявлению и предотвращению легализации незаконно полученных доходов может привести к возникновению следующих рисков:

Риск, связанный с нарушением российского законодательства;

Риск, связанный с нарушением законодательства иностранного государства, на территории которого Банк проводит операции;

Риск нанесения ущерба деловой репутации Банка;

Финансовый убыток в случае замораживания средств во исполнение норм законодательства иностранного государства.

В целях снижения вероятности возникновения у Банка таких рисков, а также для защиты Банка от проникновения в его деятельность доходов, полученных преступным путем, Банком разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – Правила внутреннего контроля).

Основными задачами Правил внутреннего контроля являются:

Определение механизмов функционирования Системы;

Определение способов и процедур, в соответствии с которыми действуют механизмы Системы;

Установление в Банке единого подхода к выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций;

Определение состава информации, направляемой Банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными документами Банка России в Федеральную службу по финансовому мониторингу;

Определение методов и способов работы с проблемными клиентами.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также учитывая опыт зарубежных финансовых учреждений и ведущих российских кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Банк в своей работе руководствуется следующими принципами:

Идентификация всех клиентов, обслуживаемых Банком (реализация принципа «Знай своего клиента», установление представителя клиента, его бенефициарных собственников, выгодоприобретателей, в том числе с учетом соблюдения установленных норм должной осмотрительности и мер по надлежащей проверке клиентов);

Применение процедур по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом риск-ориентированного подхода;

Оценка Клиента с точки зрения рисков отмывания денежных средств и финансирования терроризма;

Расследование операций, вызывающих подозрение в причастности к легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

Применение специальных мер контроля к отдельным категориям клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и находящихся на обслуживании в Банке;

Отказ в открытии счета и совершении операций в случае непредставления клиентом необходимых документов или предоставления недостоверных документов в Банк, а также при наличии сведений о возможном участии потенциального клиента в террористической деятельности;

Блокирование операций с участием лиц, присутствующих в списках террористов;

Отказ в открытии счетов на предъявителя;

Применение необходимых и обоснованных мер по управлению страновым риском в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

Своевременное направление отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу;

Систематическое обучение и повышение квалификации персонала.

Председатель Правления Банка назначает ответственного сотрудника, который обеспечивает:

Функционирование в Банке Системы;

Координацию работы подразделений Банка и контроль выполнения ими Правил внутреннего контроля;

Обучение и консультирование сотрудников по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

Своевременное предоставление сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Функционирование на должном уровне определяется надлежащим выполнением применяемых программ и процедур, постоянным обновлением их количественного состава и качественного содержания.

Анализ актуальности и достаточности существующих методов и способов контроля Банком проводится в постоянном режиме по мере появления и распространения новых способов легализации преступных доходов, изменения законодательства и распространения международного опыта.

Выполнять требования по ПОД/ФТ просто!

В связи с большим количеством запросов от членов СРО МФО «Единство» эксперты СРО подготовили памятку для МФО по соблюдению требований 115-ФЗ.

Согласно ст. 5 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – 115-ФЗ), микрофинансовые организации относятся к организациям, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (МФО). Нарушение МФО требований 115-ФЗ вызовет ответственность, предусмотренную ст. 15.27 КоАП РФ, штраф от 50 000 до 1 000 000 руб. и приостановление деятельности до 90 дней, а также штраф от 120 000 до 1 000 000 руб., ограничение свободы до двух лет, в соответствии со ст. 174 УК РФ.

Сущность исполнения требований для МФО в целях ПОД/ФТ заключается в следующем:

МФО обязано иметь утвержденные Правила Внутреннего Контроля, которые разрабатываются с соблюдением нормативно-правовых актов (НПА). Перечень НПА, которые регулируют деятельность некредитных финансовых организаций, размещен на сайте ЦБ РФ.

Согласно Указанию Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» МФО обязано предоставлять в Росфинмониторинг следующую информацию:

1) Об операциях с денежными средствами или иным имуществом (далее — операция), подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма;

2) О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц;

3) О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

4) Об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;

5) О случаях отказа по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ, от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

В настоящий момент для избежание каких-либо штрафов за не соблюдения НПА в сфере ПОД/ПФТ любая МФО обязана на регулярной основе отчитываться перед Росфинмониторингом.

Для упрощения процедуры отправления отчетов о деятельность по ПОД/ФТ предусмотрены различные способы, прежде всего акцент делается на предоставление информации в электронном виде. Для этого на сайте Росфинмониторинга работает личный кабинет, предусмотрено использование бесплатной программы ПО АРМ «Организация-М», также находятся в разработке друге электронные порталы.

Даже если фактически МФО деятельность не ведет она обязана направлять отчет один раз в 3 месяца о проверке своих клиентов на предмет включения или исключения их из Переченя организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

СРО МФО «Единство» — объединяет более 200 организаций, расположенных по всей территории Российской Федерации. Цель организации — создание СРО, которая будет представлять интересы региональных МФО. СРО МФО «Единство» для всех своих членов оказывает услуги по бесплатному консультированию по правовым и бухгалтерским вопросам.

Положение Банка России от 12.12.2014 №444-П – требования к идентификации для некредитных финансовых организаций

«Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 12.12.2014 №444-П)

Смотрите так же:  Закон 255 фз часть 1

Положение от 12.12.2014 №444-П устанавливает требования к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма некредитными финансовыми организациями, к которым в целях Положения относятся:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями),
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
  • страховые брокеры,
  • управляющие компании инвестиционных фондов,
  • паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания),
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • общества взаимного страхования,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,
  • ломбарды.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения 444-П данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Вестнике Банка России». Положение Банка России от 12.12.2014 №444-П опубликовано в Вестнике Банка России № 14 (1610) от 18 февраля 2015 года.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2014 г. №444-П
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
КЛИЕНТОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛИЕНТА, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ,
БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

На основании Федерального «закона» от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №33, ст. 3418; 2002, №30, ст. 3029; №44, ст. 4296; 2004, №31, ст. 3224; 2005, №47, ст. 4828; 2006, №31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, №16, ст. 1831; №31, ст. 3993, ст. 4011; №49, ст. 6036; 2009, №23, ст. 2776; №29, ст. 3600; 2010, №28, ст. 3553; №30, ст. 4007; №31, ст. 4166; 2011, №27, ст. 3873; №46, ст. 6406; 2012, №30, ст. 4172; №50, ст. 6954; 2013, №19, ст. 2329; №26, ст. 3207; №44, ст. 5641; №52, ст. 6968; 2014, №19, ст. 2315, ст. 2335; №23, ст. 2934; №30, ст. 4214, ст. 4219) (далее — Федеральный закон) и Федерального «закона» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52, ст. 5032; 2004, №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №25, ст. 2426; №30, ст. 3101; 2006, №19, ст. 2061; №25, ст. 2648; 2007, №1, ст. 9, ст. 10; №10, ст. 1151; №18, ст. 2117; 2008, №42, ст. 4696, ст. 4699; №44, ст. 4982; №52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, №1, ст. 25; №29, ст. 3629; №48, ст. 5731; 2010, №45, ст. 5756; 2011, №7, ст. 907; №27, ст. 3873; №43, ст. 5973; №48, ст. 6728; 2012, №50, ст. 6954; №53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №14, ст. 1649; №19, ст. 2329; №27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; №30, ст. 4084; №49, ст. 6336; №51, ст. 6695, ст. 6699; №52, ст. 6975; 2014, №19, ст. 2311, ст. 2317; №27, ст. 3634; №30, ст. 4219; №45, ст. 6154) настоящее Положение устанавливает требования к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма некредитными финансовыми организациями, к которым в целях настоящего Положения относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ломбарды.

Глава 1. Общие положения

1.1. Некредитная финансовая организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

1.2. Идентификация не проводится в отношении органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций или организаций, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования владеют более чем 50 процентами акций (долей) в капитале.

Некредитная финансовая организация идентифицирует представителей лиц, указанных в «абзаце первом» настоящего пункта.

1.3. Некредитная финансовая организация вправе не идентифицировать выгодоприобретателя, если клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, указанной в «статье 5» Федерального закона, или лицом, указанным в «статье 7.1» Федерального закона.

Настоящий «пункт» не применяется в случае, когда у некредитной финансовой организации в отношении клиента, указанного в настоящем «пункте», или в отношении операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

1.4. В случае если выгодоприобретатель не может быть идентифицирован некредитной финансовой организацией до приема клиента на обслуживание в связи с отсутствием выгодоприобретателя в планируемых клиентом к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, некредитная финансовая организация осуществляет идентификацию выгодоприобретателя (в случае его наличия) в срок, не превышающий семь рабочих дней со дня совершения операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом.

1.5. Некредитная финансовая организация обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев и по установлению в отношении их сведений, предусмотренных Федеральным «законом» и настоящим Положением.

Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

2.1. В целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца некредитной финансовой организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных «приложениями 1» и «2» к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения операций (сделок). Некредитная финансовая организация использует в том числе иные сведения (документы), самостоятельно определяемые некредитной финансовой организацией в своих внутренних документах.

Некредитная финансовая организация самостоятельно определяет в своих внутренних документах требования к документам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации и не позволяет представить в некредитную финансовую организацию сведения (документы), указанные в «подпункте 2.5 пункта 2 приложения 2» к настоящему Положению, а также требования к документам юридического лица — нерезидента, представляемым в соответствии с «подпунктом 2.5 пункта 2 приложения 2» к настоящему Положению.

2.2. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма некредитная финансовая организация использует:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, государственном реестре филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;

сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

иную информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Некредитная финансовая организация также может использовать иные источники информации, доступные ей на законных основаниях.

2.3. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них некредитная финансовая организация вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента сведения и документы, необходимые для идентификации.

2.4. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления.

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются в организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, принимаются некредитными финансовыми организациями в случае их легализации (указанные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Требование о представлении некредитной финансовой организации документов с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык не распространяется на документы, выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личности физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Все документы, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновления информации о них, представляются в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления копии документов (выписок из документов) некредитная финансовая организация вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента подлинников документов для ознакомления.

2.5. Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце фиксируются в анкете (досье) клиента в соответствии с перечнем, приведенным в «приложении 3» к настоящему Положению.

По усмотрению некредитной финансовой организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде. Анкета (досье) клиента, сформированная (сформированное) в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника некредитной финансовой организации, уполномоченного заверять анкету (досье).

Смотрите так же:  Договор займа сотрудника у предприятия

В анкете (досье) клиента помимо сведений могут храниться надлежащим образом заверенные копии документов на бумажном носителе и (или) документы (копии документов) в электронном виде.

Форма анкеты (досье) клиента и (или) порядок ведения анкеты (досье) клиента определяется некредитной финансовой организацией самостоятельно.

Анкета (досье) клиента подлежит хранению в некредитной финансовой организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность физического лица, выданном компетентным органом иностранного государства, при наличии у некредитной финансовой организации его перевода на русский язык, либо сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность физического лица, выданном компетентным органом иностранного государства, составленном на нескольких языках, включая русский язык, фиксируются на русском языке. В иных случаях фиксирование сведений осуществляется с использованием букв русского и (или) латинского алфавита.

2.6. Сведения, включаемые в анкету (досье) клиента, могут фиксироваться и храниться некредитной финансовой организацией в электронной базе данных, к которой сотрудникам некредитной финансовой организации, осуществляющим идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.

2.7. Некредитная финансовая организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца, установление и идентификацию выгодоприобретателя, если такой клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец уже были идентифицированы организацией в соответствии со «статьей 7» Федерального закона и настоящим Положением и к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме.

Некредитная финансовая организация обязана провести обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, если у некредитной финансовой организации возникают сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Глава 3. Особенности идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев управляющей компанией

3.1. Управляющая компания вправе не идентифицировать клиента, чьи права на инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, находящегося под управлением указанной управляющей компании, учитываются номинальным держателем на счете депо. В случае, установленном в настоящем абзаце, управляющая компания вправе также не идентифицировать представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

3.2. Управляющая компания вправе не обновлять сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, в случае если в соответствии с распоряжением клиента или представителя клиента паи паевого инвестиционного фонда, находящегося под управлением указанной управляющей компании, переводятся на счет депо открытый у номинального держателя.

Глава 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

Согласовано
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.ЧИХАНЧИН

Приложение 1
к Положению Банка России
от 12 декабря 2014 года №444-П
«Об идентификации некредитными
финансовыми организациями
клиентов, представителей клиента,
выгодоприобретателей, бенефициарных
владельцев в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма»

СВЕДЕНИЯ,
ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ — ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛИЕНТА, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ – ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ И БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

1. Фамилия, имя и отчество (при наличии).

2. Дата и место рождения.

4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (если имеется) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

5. Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации.

Сведения, указанные в настоящем «пункте», устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания), в случае если наличие указанных данных предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения, указанные в настоящем «пункте», устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

7. Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

8. Идентификационный номер налогоплательщика (если имеется).

9. Номера телефонов и факсов (если имеются).

10. Иная контактная информация (если имеется).

11. Должность клиента, указанного в «подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3» Федерального закона.

12. Степень родства либо статус (супруг или супруга) клиента по отношению к лицу, указанному в «подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3» Федерального закона.

13. Наименование и реквизиты документа, подтверждающего наличие у лица полномочий представителя клиента.

Приложение 2
к Положению Банка России
от 12 декабря 2014 года №444-П
«Об идентификации некредитными
финансовыми организациями
клиентов, представителей клиента,
выгодоприобретателей, бенефициарных
владельцев в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма»

СВЕДЕНИЯ,
ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц и выгодоприобретателей — юридических лиц.

1.1. Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное) и (или) на иностранных языках (полное и (или) сокращенное) (если имеются).

1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, присвоенный до 24 декабря 2010 года при постановке на учет в налоговом органе, либо идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный после 24 декабря 2010 года при постановке на учет в налоговом органе, — для нерезидента.

1.4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) и место государственной регистрации.

1.5. Адрес (место нахождения).

2. Дополнительные сведения (документы), получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц.

2.1. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акций (долей) юридического лица).

2.2. Номера телефонов и факсов (если имеются).

2.3. Иная контактная информация (если имеется).

2.4. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с некредитной финансовой организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях).

2.5. Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате), и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде); и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом; и (или) сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в некредитную финансовую организацию; и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах; и (или) данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети «Интернет» на сайтах международных рейтинговых агентств («Standard & Poor’s», «Fitch-Ratings», «Moody’s Investors Service» и другие) и национальных рейтинговых агентств).

2.6. Сведения о деловой репутации (отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) о юридическом лице других клиентов данной организации, имеющих с ним деловые отношения; и (или) отзывы (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) от кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, в которых юридическое лицо находится (находилось) на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица).

3. Сведения (документы), получаемые в целях идентификации индивидуальных предпринимателей.

3.1. Сведения, предусмотренные приложением 1 к настоящему Положению.

3.2. Сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года), место регистрации.

3.3. Сведения (документы), предусмотренные «подпунктами 2.4» — «2.6 пункта 2» настоящего приложения.

3.4. Почтовый адрес.

Приложение 3
к Положению Банка России
от 12 декабря 2014 года №444-П
«Об идентификации некредитными
финансовыми организациями
клиентов, представителей клиента,
выгодоприобретателей, бенефициарных
владельцев в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма»

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в «приложениях 1» и «2» к настоящему Положению.

2. Сведения о степени (уровне) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая обоснование оценки.

3. Дата начала отношений с клиентом.

4. Дата заполнения и обновления анкеты (досье) клиента.

5. Фамилия, имя, отчество (при наличии).

6. Подпись лица, заполнившего анкету (досье) клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, отчества, если иное не вытекает из закона или национального обычая, должности), или фамилия, имя, отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая, должность лица, заполнившего анкету (досье) клиента в электронном виде.

7. Иные сведения по усмотрению некредитной финансовой организации.