Статус депутата государственной думы закон

Оглавление:

Внесены изменения в закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 29 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 октября 2018 года и одобрен Советом Федерации 7 ноября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

В Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вносится изменение, касающееся порядка и условий пенсионного обеспечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Устанавливается, что гражданин, являвшийся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, может отказаться от предусмотренной названным Федеральным законом ежемесячной доплаты к пенсии, подав соответствующее заявление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В случае добровольного отказа гражданина от ежемесячной доплаты к пенсии такая доплата в дальнейшем не устанавливается.

Кроме того, уточняется редакция части второй статьи 2 Федерального закона, конкретизирующей объём социальных гарантий, предоставляемых членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Закон «О статусе депутата»

Депутат — лицо, которое избирается определенными лицами для последующей службы в органах власти. Лицо может быть назначено депутатом при выборах по партийным спискам. Его основная цель — представление интересов граждан-избирателей в области защиты их прав, властных структурах, которые были закреплены в Конституции и законах. В различных странах, если лицо приобретает статус депутата, его трудно привлечь к уголовной или административной ответственности.

С законодательной точки зрения деятельность парламентария зависит от законов, конституций, регламентов, правовых традиций. Участник Государственной Думы — это представитель всего народа, а не только одного избирательного круга. В связи с этим был создан закон о статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации.

Описание ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации»

Настоящий ФЗ-3 перечисляет обязанности, права и ответственность участника Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Если они осуществляют выданные им полномочия, члены власти должны придерживаться условиям предоставления социальных и правовых гарантий. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. 7 июня 2017 года при последней редакции были внесены изменения. Содержит 4 главы и 45 статей.

Краткое содержание Федерального закона №3:

  • Глава 1 — описывает общие положения о статусе уполномоченного лица;
  • Глава 2 — перечисляет гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
  • Глава 3 — предусматривает ответственность в случае нарушения действующего Федерального закона;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения статуса.

Скачать ФЗ «О статусе члена Совета»

Член Совета Федерации — представитель, отправленный от субъекта РФ. Уполномочен осуществлять законодательные и другие полномочия действующего статуса. Они прописываются в Конституции РФ и в настоящем Федеральном законе.

Депутат Государственной Думы — представитель народа, который был избран в соответствии с федеральным законом «О выборах в Государственную Думу». Если человек наделен гражданством иностранного государства, видом на жительство или другим документом, по действующему статусу он не может стать участником Думы.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О статусе членов государственной власти» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Изменения в ФЗ 3 «О статусе депутатов»

Как уже говорилось выше, последняя редакция ФЗ «О Государственной Думе и Совете Федерации» датирована 7 июня 2017 года. В частности, были изменены следующие статьи:

Статья 34

Ч 1 ст 34 была изложена в обновленной редакции. Если человеку со статусом депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации на момент приобретения полномочий негде жить, в течение трех месяцев ему предоставляется жилье в Москве. В квартире или частном доме должно находиться все необходимое для комфортного проживания. Подробный список предусматривается в жилищном законодательстве. Предметы, которые необходимы для проживания, устанавливаются контролируемым органом.

Статья 38 «О статусе членов государственной власти»

В ч 1 второе предложение дополнено следующими словами «или распоряжения уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Часть третья дополнена словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 40

В ч 4 после слов «соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется следующими словами «или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».

Ниже рассмотрены статьи «О статусе депутата», в которых не было внесено изменений при последней редакции. Однако в них содержатся важные аспекты, способствующие тщательному анализу законодательства.

Статья 3

В статье 3 описан срок действия статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Срок полномочия начинается со дня избрания лица депутатом Думы. Исключением считаются случаи, которые предусматриваются в 4 статье настоящего Федерального закона.

Смотрите так же:  Госпошлина за исковое заявление на алименты

Статья 6

В ст 6 определяются условия, при которых возможно осуществить полномочия в качестве статуса депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Подобные лица обязаны осуществлять свою деятельность качественно и в соответствии с законодательством на постоянной основе.

Избранное лицо не может быть депутатом представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Ему запрещается работать в муниципальной или государственной службе. Также предпринимательская или другая оплачиваемая должность должна быть запрещена. Исключением является занятие преподавательской, творческой или научной деятельностью. Однако подобная работа не должна финансироваться привлеченными иностранными денежными средствами.

Статья 23

В ст 23 описывается возмещение вреда, которое было причинено здоровью или жизни депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации. Если подобное лицо утратило трудоспособность, ему выплачивается ежемесячная компенсация. Для расчета используется определенная формула. Размер — это разница между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы в день выплаты компенсации и назначенная пенсия без переменных в виде страховых сумм. Если причиненный вред здоровью не совместим с жизнью, семье погибшего предоставляется ежемесячное материальное обеспечение.

Статья 38

В ст 38 описывается увольнение, а также прием на работу помощника депутата или члена Совета Федерации. Работник принимается на должность помощника в соответствии с законодательным положением «О государственной гражданской службе РФ». Присутствует возможность срочного заключения служебных контрактов на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального собрания РФ. Если на работу принимаются другие помощники, с ними заключается срочный трудовой договор. Здесь уже учитывается Трудовой кодекс.

Статья 41

В ст 41 предусматривается ответственность за невыполнение должностными лицами или иными сотрудниками, а также предоставление ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления данных.

Чтобы скачать фед закон «О статусе депутата» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Внесены изменения в закон о статусе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года и одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается возможность применения к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы в случае нарушения ими некоторых требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции таких мер ответственности, как предупреждение и освобождение от должности в Совете Федерации, Государственной Думе, за исключением должности члена комитета Совета Федерации, комитета Государственной Думы. Такое освобождение от должности не влечёт прекращения полномочий членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 28 декабря 2018 года, 16:30

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ ст 29 (ред. от 29.07.2017)

Статья 29. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для федерального министра. Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которым причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления ими своих полномочий, сохраняется за ними и после прекращения их полномочий на условиях, установленных настоящей статьей.

2. Гражданин Российской Федерации, не менее пяти лет исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте «д» части первой статьи 4 настоящего Федерального закона), имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — ежемесячная доплата к пенсии).

3. Ежемесячная доплата к пенсии гражданину, указанному в части второй настоящей статьи, устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла: при исполнении полномочий члена Совета Федерации и (или) депутата Государственной Думы от пяти до десяти лет — 55 процентов, десять лет и более — 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

4. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

5. Гражданину Российской Федерации, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, имеющему одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом или одна из иных указанных выплат по его выбору.

Смотрите так же:  Нулевая отчетность пфр фсс

6. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению гражданина, имеющего право на эту доплату, решением руководителя федерального органа исполнительной власти по социальной защите населения.

7. Выплата ежемесячной доплаты к пенсии гражданину, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы Российской Федерации или должности муниципальной службы. После освобождения указанного лица от соответствующей должности выплата ему ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь.

8. Исключена. — Федеральный закон от 04.08.2001 N 109-ФЗ.

9. Порядок установления, выплаты и возобновления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Досрочное лишение полномочий депутатов Госдумы РФ шестого созыва

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 июня 2016 г. в повестку пленарного заседания Госдумы внесен вопрос о лишении депутатского мандата члена фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева. Решение принято на основании закона о статусе депутатов, предусматривающего, в частности, отзыв мандатов за неисполнение парламентариями своих обязанностей.

7 апреля 2015 г. Пономарев был лишен депутатской неприкосновенности, в отношении него возбуждено уголовное дело о пособничестве в растрате средств фонда «Сколково» (более 22 млн руб.). Он покинул Россию в июле 2014 г., в июле 2015 г. был объявлен в международный розыск. 17 июля 2015 г. Басманный суд Москвы вынес постановление о его заочном аресте.

Основания для досрочного прекращения полномочий

  • В соответствии с законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г., полномочия депутатов прекращаются досрочно либо по их собственному заявлению, либо решением палаты.
  • Депутаты досрочно покидают Госдуму в случае перехода на государственную, муниципальную службу, избрания в региональные и местные выборные органы власти, выхода из состава фракции.
  • Также полномочия прекращаются в связи с утратой гражданства РФ либо приобретения иностранного гражданства, вступления в законную силу приговора суда, судебных решений о недееспособности или признании безвестно отсутствующим.
  • Госдума лишает парламентариев мандата в случае нарушения ими положений закона о статусе депутата. Эта норма применяется, если они занимаются предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой) либо входят в органы управления коммерческих структур и иностранных организаций.
  • Лишение полномочий грозит и тем, кто не представляет в срок сведения о доходах и расходах — как своих, так и членов семьи (жен, мужей и несовершеннолетних детей), либо имеет счета, вклады, ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России, включая принадлежащие супругам и несовершеннолетним детям.
  • 3 мая 2016 г. в закон о статусе депутатов была внесена новая норма, согласно которой мандата может быть лишен парламентарий, не исполняющий своих обязанностей в течении 30 и более дней (отсутствие на пленарных заседаниях, неучастие в работе комитетов, комиссий, с избирателями).

Досрочное прекращение полномочий депутатов шестого созыва

В настоящее время в Госдуме шестого созыва (избрана 4 декабря 2011 г.) свои полномочия прекратили досрочно 76 депутатов. Из них один — Юрий Эм от «Единой России» — дважды за созыв отказывался от думского мандата. В 2012 г. он перешел в правительство Ставропольского края, но в 2013-м вновь стал депутатом, получив вакантное место в Думе. 31 марта 2016 г. Конституционный суд РФ запретил ранее отказавшимся от мандата возвращаться в парламент того же созыва.

Эм был вынужден сложить полномочия.

Еще пять депутатов скончались за время работы Думы (Василий Стародубцев, КПРФ; Вячеслав Осипов, «Единая Россия»; Алевтина Апарина, КПРФ; Людмила Швецова, «Единая Россия»; Валерий Зубов, «Справедливая Россия»).

Большинство сложивших мандаты являлись членами фракции «Единой России» — 50 человек. Из фракции КПРФ ушли 10 членов, из ЛДПР — девять, из «Справедливой России» — 7. В основном, депутаты уходили в первый год после выборов — 22 случая. Впоследствии этот показатель незначительно снижался: 17 отказов в 2013 г., по 16 — в 2014 и 2015 гг., в текущем году — шесть.

По личному заявлению

По личному заявлению ушли 74 человека.

Из них 61 перешел на работу в государственные и региональные органы власти. В том числе трое — в Администрацию президента РФ, четверо — в органы правительства, десять заняли посты руководителей регионов, 19 перешли в Совет Федерации РФ. Татьяна Москалькова из «Справедливой России» была избрана Уполномоченным по правам человека в РФ.

В 2012 г. В Живом Журнале появились публикации депутатов от «Справедливой России» Дмитрия Гудкова и Ильи Пономарева о высоких доходах и владении незадекларированной недвижимостью за рубежом ряда членов фракции «Единая Россия». Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов начала массовые проверки деклараций членов нижней палаты. Обвинения в нарушении закона никому предъявлено не было, но от мандатов добровольно отказались пять членов «Единой России»: Алексей Кнышов, Анатолий Ломакин, Василий Толстопятов, Владимир Пехтин и Владимир Гридин.

Решением палаты

Двое парламентариев были лишены мандатов по решению палаты.

Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков лишился места в Госдуме 14 сентября 2012 г. из-за нарушения закона о статусе депутата. Поводом послужило занятие им предпринимательской деятельностью и членство в органах управления коммерческих организаций (в частности, компаний «Инглиш вилладж», «Рошан»). Бывший парламентарий попытался в Верховном суде оспорить решение Госдумы, однако суд счел его законным.

Смотрите так же:  Пошлина на ввозимые товары

Член фракции КПРФ Константин Ширшов был лишен полномочий постановлением Госдумы от 22 мая 2015 г. в связи со вступлением в силу приговора суда. Ранее, 13 февраля 2013 г. он был лишен депутатской неприкосновенности. 26 мая 2014 г. признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен Мосгорсудом к 5 годам колонии общего режима со штрафом в размере 700 тыс. руб. Вместе со своими соучастниками Ширшов требовал от предпринимателя Александра Чернякова €7,5 млн за содействие в получении депутатского мандата. Приговор в отношении Ширшова вступил в силу 15 апреля 2015 г.

Правовой статус депутата Государственной думы РФ

Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации представляет собой специальный вид статуса, которым наделяют определенную категорию граждан ввиду их особого положения и рода деятельности. Данный вид статуса подразумевает особую специфику в отношении индивида: дополнительные права и обязанности, а также привилегии, которые предусмотрены действующим законодательством страны – это и отделяет депутатов ГД РФ от граждан России и иных государственных служащих.

Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ

Согласно закону, правовое положение депутата ГД РФ урегулировано Конституцией РФ и законами, которые являются отправными документами для анализа статуса депутата ГП РФ, к ним относятся:

  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
  • Федеральный закон № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • Регламент Государственной Думы ФС РФ;
  • иные законодательные акты.

Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ

В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность.

Права депутата Государственной Думы РФ:

  • внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса;
  • участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ;
  • обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • обращение в средства массовой информации.

Обязанности депутата Государственной Думы:

  • соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;
  • отчитываться перед избирателями;
  • выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;
  • представлять декларацию о доходах на имущество.

Еще одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить:

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.

Правовой статус депутата ГД РФ в широком смысле – это положение депутата, обусловленное социально-политической сущностью общества и регламентируемое правовыми и иными нормами, а также дополненное соответствующими гарантиями.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям:

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ
ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.