Интервью прокурора о его деятельности

«Прокурор — это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание»

Онлайн-интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым

Редакция сайта «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю» провела интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области Андреем Царевым. Он рассказал об особенностях профессии, о том, кто может претендовать на эту ответственную должность, поделился своим опытом работы в прокуратуре, а также дал несколько советов начинающим специалистам.

КонсультантПлюс: В сознании большинства людей сложилось мнение о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя на суде. Насколько верно это представление? Кто такой на самом деле прокурор? Каковы его основные обязанности?

Царев Андрей: Видеть прокурора только в роли гособвинителя ошибочно, поскольку деятельность Прокуратуры Российской Федерации намного шире. Посмотрите определение: прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени страны надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, следит за исполнением законов (федеральными министерствами, государственными комитетами, судебными приставами, другими госслужбами), координирует деятельность правоохранительных органов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Также прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Что касается второй части вопроса, то прокурор — это государственный служащий, обладающий неукоснительным авторитетом в системе государственных органов. На мой взгляд, это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание. Не каждый юрист может занимать эту должность, так как эта работа требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств.

Обязанности у прокурора могут быть очень разными — это зависит от занимаемой должности и его положения в системе органов прокуратуры.

КонсультантПлюс: Чем занимаются сотрудники различных управлений прокуратуры? Отличаются ли обязанности прокуроров различных структурных подразделений? Какое направление работы в прокуратуре может быть наиболее интересным для молодых специалистов?

Царев Андрей: В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Каждое структурное подразделение прокуратуры выполняет функцию, возложенную на нее Федеральный законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Очевидно, что у прокуроров разного структурного уровня свои конкретные обязанности.

Что касается молодых специалистов, то все зависит от предрасположенности каждого человека. Например, тем, кому не чуждо ораторское искусство, интересно будет участие в судебных заседаниях, работа с людьми, решение вопросов общего надзора. Лично мне сначала было интересно работать в договорном отделе Управления по обеспечению деятельности прокуратуры, а сейчас больше интересен общий надзор.

КонсультантПлюс: Как становятся сотрудниками прокуратуры, какова процедура отбора? Какими качествами, знаниями и навыками должны обладать претенденты?

Царев Андрей: Требования к кандидатам на службу в прокуратуре четко регламентированы ФЗ N 2202-I.

В соответствии со ст. 40.1:

  • прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
  • лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет;
  • лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет;
  • на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет;
  • на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Чтобы определить соответствие занимаемой должности проводится аттестация прокурорских работников. Такую проверку проходят прокурорские работники, имеющие классные чины или занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

КонсультантПлюс: Расскажите о начале вашей работы в прокуратуре. С чего вы начинали, как строилась ваша профессиональная карьера?

Царев Андрей: Изначально я не ставил своей целью работать в прокуратуре, но сейчас понимаю, что это место, где я могу полноценно применить полученные знания и оказать реальную помощь обществу.

До работы в прокуратуре я работал в органах внутренних дел и одновременно учился в Российской академии правосудия. По окончании академии я принял участие в конкурсе на замещение должности государственного гражданского служащего, ведущего специалиста договорно-правового отдела управления по обеспечению деятельности органов прокуратуры Московской области. Отбор я прошел, так я стал ведущим специалистом указанного управления и проработал в должности чуть больше 3 лет.

Пока шла служба, я стоял в очереди на должность помощника прокурора города Железнодорожного. В 2013 г. приказом прокурора Московской области я назначение на эту должность, где и работаю до сих пор.

КонсультантПлюс: Расскажите об одном вашем рабочем дне. Что делаете, какие дела занимают большую часть рабочего времени?

Царев Андрей: Я принимаю участие в судебных заседаниях, рассматриваю поступившие в прокуратуру обращения по вопросам нарушения федерального законодательства, осуществляю надзор за судебными приставами, надзор за исполнением законодательства.

Прихожу на работу в 8-30, составляю план на день. В 9-00 оперативное совещание. После рассматриваю обращения, провожу проверку по обращениям или по поручению прокуратуры Московской области, в ходе которой осуществляю опрос причастных к проведению проверки лиц. В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях. Согласно годовому плану прокуратуры города провожу проверки возложенных на меня надзоров. Выполняю устные поручения курирующего заместителя прокурора, прокурора города. Но, конечно, большую часть моего времени занимает бумажная работа.

КонсультантПлюс: Назовите преимущества вашей работы, ее основные риски.

Царев Андрей: Преимуществом службы в органах прокуратуры является незаменимый юридический опыт во всех сферах жизнедеятельности граждан. Основным риском является ответственность за неправильно принятые решения.

КонсультантПлюс: Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики?

Царев Андрей: Вот один такой случай. Мы проверяли, как муниципальные бюджетные учреждения следуют законодательству при реализации национального проекта «Здоровье». Были выявлены факты нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В результате все выявленные нарушения были устранены, а виновные лица привлечены к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Вы сказали, что риском в вашей работе является ответственность за неправильно принятые решения. Сложно ли психологически решать судьбы людей? Бывают ли периоды, когда вы жалеете о выборе этой профессии?

Царев Андрей: В работе я сталкивался с разными жизненными ситуациями. Судьбу людей решают сами люди, моя же задача пресекать правонарушения и восстанавливать законность. Я считаю, что профессионализм сотрудника прокуратуры в первую очередь зависит в его терпимости и беспристрастности при принятии решения. Важно ни в коем случае не поддаваться эмоциям и действовать только в рамках действующего законодательства. Я не жалел, не жалею и не буду жалеть о выбранной профессии. Работа в прокуратуре изменила меня только в лучшую сторону.

КонсультантПлюс: Как вы обычно отдыхаете после работы? Какую читаете литературу, какие смотрите фильмы? Смотрите ли вы фильмы и сериалы про прокуроров?

Царев Андрей: После работы я провожу время со своей семьей. Из книг я предпочитаю исторические романы. Фильмы и сериалы, которые затрагивают мою профессию, я не смотрю, поскольку «работа должна быть на работе».

КонсультантПлюс: Как и любой юрист, прокурор не может обойтись без справочных правовых систем. Назовите, пожалуйста, 3 причины, почему молодым специалистам стоит использовать КонсультантПлюс в своей работе?

Царев Андрей: Полнота нормативной базы. Удобная поисковая система. Постоянное обновление. А также возможность использования КонсультантПлюс в любом месте.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете нашим читателям — студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны готовиться заранее и как им правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха?

Царев Андрей: Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии. И еще очень хорошо знать российское законодательство. Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя. И будьте самостоятельными при принятии решений.

КонсультантПлюс: Благодарим вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы!

Интервью подготовлено
корреспондентами компании «КонсультантПлюс» О. Гвоздевой, А. Епифановой

интервью Вестнику АкадемииГенеральной прокуратуры Российской Федерации

В связи с 80-летним юбилеем прокуратуры г. Москвы на вопросы ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктора юридических наук, профессора О. С. Капинус ответил прокурор г. Москвы С. В. Куденеев

О. С. Капинус. Уважаемый Сергей Васильевич, поздравляю Вас и всех работников прокуратуры с юбилеем — восьмидесятилетием образования прокуратуры города Москвы. Не могли бы Вы рассказать, что сегодня представляет собой столичная прокуратура?

С. В. Куденеев. Уважаемая Оксана Сергеевна, начну с того, что нам выпала честь работать в городе, который является крупнейшим историческим, культурным и научным центром России, в нем расположены высшие органы власти и управления, сосредоточены финансовые и производственные ресурсы. Наши работники хорошо осознают масштабность стоящих перед ними задач и повышенную ответственность за принимаемые ими меры по пресечению выявленных на территории Москвы нарушений законов. Такие нарушения становятся предметом всероссийского обсуждения, а промахи в деятельности столичной прокуратуры зачастую воспринимаются как просчеты всей системы. Поэтому московские прокуроры прилагают максимум усилий к тому, чтобы оправдать доверие граждан и государства.

Сегодня в московской городской прокуратуре трудится 1781 человек. В ее состав входят центральный аппарат, 12 прокуратур административных округов, 32 межрайонные и 3 специализированные прокуратуры. Это большой и сложный организм, управление которым требует высокого уровня организации, чтобы в полной мере обеспечить выполнение задач, поставленных Генеральным прокурором Российской Федерации. Для этого у работников прокуратуры столицы имеются все необходимые условия, настрой и готовность трудиться с полной отдачей.

Прокуратура — это, прежде всего, люди. Поэтому особое внимание нами уделяется работе с кадрами. В целях выявления особенностей личности кандидата, способности выполнять возложенные на него функции специалистом-психологом проводится психологическое исследование. Отобранные в органах прокуратуры кандидаты для работы в прокуратуре Москвы направляются для прохождения целевой подготовки специалистов в Институт прокуратуры Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, при этом на каждое целевое место путем конкурсного отбора подбирают 2–3 абитуриентов.

Кроме того, прокуратуре города выделяются целевые места на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, договор с которым заключен Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а с прошлого года обучением студентов очной формы стала заниматься Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Смотрите так же:  Гражданство рф для жителей крыма

Повышение квалификации необходимо и действующим работникам, в связи с чем в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации организуются ежемесячные семинары. Работники, состоящие в резерве для выдвижения на вышестоящие должности, проходят стажировку в прокуратуре города по специальной программе. Все это помогает нашим работникам знакомиться с особенностями нового законодательства, осваивать новые методики работы, постоянно совершенствовать свой профессионализм, чтобы в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Неслучайно повышение квалификации Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» отнесено к служебным обязанностям прокуроров.

О. С. Капинус. Сергей Васильевич, как известно, правозащитная деятельность является одним из самых актуальных и востребованных обществом направлений повседневной работы всех звеньев прокуратуры. Во многом именно по этой работе судят об эффективности ее деятельности. Не могли бы Вы проинформировать читателей журнала о результатах и перспективах деятельности столичных прокуроров по обеспечению законности в социальной сфере. Каким образом прокуратура участвует в решении повседневных проблем москвичей?

С. В. Куденеев. Столичный статус и масштабность задач, находящихся в поле зрения московских прокуроров, особенно в условиях значительного (более чем в два раза) расширения территории города, возлагают на нас огромную ответственность. Московская прокуратура проводит большую работу по защите прав и свобод граждан, эффективность которой постоянно растет. В минувшем году прокуроры пресекли почти 77 тыс. нарушений законов, что на 22 % больше, чем в 2011 г. В результате прокурорского вмешательства погашена задолженность московских предприятий по заработной плате в размере 224 млн руб.

Для защиты прав и свобод граждан прокурорами активно используются судебные процедуры. В интересах несовершеннолетних, ветеранов, инвалидов и других социально незащищенных категорий населения ими направлено почти 8 тыс. исков в суды. Предпринятые меры позволили улучшить жилищные условия десятков участников Великой Отечественной войны.

Особая забота московских прокуроров — вопросы соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На этом направлении прокурорами выявлено более 1,3 тыс. нарушений законов, свыше 270 исков направлены в суды. Мы нацелены на пресечение злоупотреблений со стороны управляющих компаний при установлении тарифов и сохранение цен на предоставляемые ими услуги в предусмотренных законодательством рамках.

В связи с проблемой обманутых дольщиков, которая в Москве традиционно стоит особенно остро, неослабное внимание прокуроров направлено на соблюдение прав граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов. Информация по данному вопросу нами ежеквартально представляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Основными проблемами в этой сфере остаются длительное неисполнение инвестиционных контрактов со стороны застройщиков (в том числе связанное с их банкротством) и отсутствие должного контроля за действиями застройщиков.

Присоединение к Москве значительной территории вызвало еще одну серьезную проблему. Речь идет о регулировании предоставления разрешений на строительство и выделения земельных участков. К сожалению, несогласованность между законодательством Москвы и Московской области затрудняет работу прокуроров в этих вопросах.

Особо хотелось бы отметить, что органы прокуратуры всегда доступны для наших граждан и готовы оказать им действенную помощь в защите их прав и свобод. Уже несколько лет на сайте прокуратуры Москвы функционирует интернет-приемная, где граждане могут оставить информацию о нарушении их интересов. Информация незамедлительно регистрируется и передается для проверки в профильные подразделения московской прокуратуры.

О. С. Капинус. Правозащитная деятельность прокуратуры неразрывно связана с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из стратегических национальных приоритетов России. Какова, на Ваш взгляд, роль в этом органов столичной прокуратуры?

С. В. Куденеев. Прокуратура Москвы принимает активное участие в обеспечении здоровья детей, доступности качественного обучения, профилактики семейного неблагополучия, равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства (детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья). В этих целях постоянное внимание уделяется надзору за исполнением законодательства об образовании, социальной защите несовершеннолетних, информационной безопасности. По всем фактам выявленных нарушений законов своевременно принимаются меры реагирования для восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.

Одно из приоритетных направлений деятельности московской прокуратуры — надзор за исполнением законов об охране здоровья детей. В истекшем году прокурорами проведены проверки почти трехсот медицинских учреждений и учреждений социальной защиты населения, выявлено и пресечено более 700 нарушений. В основном это осуществление медицинской деятельности без соответствующей лицензии, необеспечение детей полагающимися им лекарствами, нарушение их прав на санаторно-курортное лечение.

В числе причин ненадлежащего состояния законности в данной сфере я в первую очередь назвал бы недостаточный контроль со стороны территориальных органов управления здравоохранения, органов социальной защиты населения, Роспотребнадзора и иных уполномоченных органов за деятельностью социальных учреждений.

Особое значение в деятельности столичной прокуратуры придается защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья. При осуществлении надзора прокуроры продолжают выявлять и устранять нарушения их прав на охрану жизни и здоровья, образование, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; права на материальное обеспечение и социально-бытовое обслуживание; трудовых и жилищных прав. На межведомственном совещании при прокуроре города выработаны действенные меры по совершенствованию межведомственного взаимодействия в целях недопущения нарушений прав детей-инвалидов.

Хотелось бы подчеркнуть, что надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних и в дальнейшем будет оставаться в числе приоритетных направлений деятельности прокуратуры г. Москвы.

О. С. Капинус. Сергей Васильевич, как известно, в последнее время происходит значительное усиление социальной направленности бюджетных расходов в целях надлежащего обеспечения прав граждан на труд и его своевременную оплату, образование, медицинское обслуживание, для оказания необходимой государственной поддержки семей с детьми. Благополучие населения во многом определяется сохранностью бюджетных средств, использованием их по целевому назначению. Какая работа проводится органами прокуратуры г. Москвы для предупреждения и устранения правонарушений в этой сфере?

С. В. Куденеев. Оксана Сергеевна, это действительно очень важное направление деятельности прокуратуры, от успешной реализации которого существенно зависит социально-экономическое благополучие наших граждан. Прокуратурой города на постоянной основе проводятся проверки исполнения требований законодательства при использовании средств бюджета в различных сферах — жилищно-коммунального хозяйства, при размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд, целевого расходования денежных средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов из городского бюджета. Отмечу, что основными нарушениями при расходовании бюджетных средств являются завышение подрядчиками объемов выполненных работ, оплата им фактически не выполненных предусмотренных госконтрактами работ.

Ежеквартально в прокуратуру города поступают акты проверок органов финансового контроля Москвы, которые содержат информацию о выявляемых нарушениях в сфере жилищно-коммунального комплекса. Эта информация направляется на места с целью проведения проверок, принятия мер к устранению выявленных нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц.

На постоянной основе осуществляется обмен информацией о результатах проведенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве контрольных мероприятий и о предлагаемых для совместных проверок объектах. Эффективное взаимодействие достигнуто между прокуратурой города и Контрольно-счетной палатой Москвы в рамках Соглашения о порядке взаимодействия прокуратуры г. Москвы и Контрольно-счетной палаты Москвы, чьи планы работы ежегодно поступают в прокуратуру города для координации работы.

В связи с этим хотелось бы отметить, что сохранность бюджетных средств во многом зависит от должного исполнения законодательства, регулирующего использование имущества, находящегося в государственной собственности. Поэтому регулярно проводимые прокуратурой города проверки в органах исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, в сфере учета и распоряжения таким имуществом, дают положительные результаты.

Например, проверками в Территориальном управлении Росимущества в г. Москве в истекшем году были выявлены случаи неправомерной передачи на ответственное хранение и в пользование объектов гражданской обороны коммерческим организациям. По таким фактам прокуратурой города эффективно используются полномочия, предоставленные ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, Территориальным управлением Росимущества в г. Москве принимались незаконные правовые акты в целях безвозмездной передачи в собственность г. Москвы федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну. При этом документы, подтверждающие согласие органов государственной власти г. Москвы на принятие данного имущества, отсутствовали, в связи с чем прокуратурой города приняты необходимые меры реагирования.

В 2013 г. будет активизирован надзор за исполнением законодательства, регулирующего использование федерального имущества; больше внимания будет уделено анализу информации о нарушениях законов на государственных предприятиях и в учреждениях при сдаче федерального имущества в аренду, субаренду, безвозмездное пользование, при заключении сделок с нарушением требований законодательства о страховании и об оценочной деятельности, включая выявление и оценку коррупционной составляющей.

О. С. Капинус. Сергей Васильевич, всем нам — жителям столицы, небезразлично состояние криминальной обстановки в городе. При общем снижении в 2012 г. числа всех зарегистрированных преступлений в стране в Москве наблюдался рост этого показателя на 3,8 %. И нельзя не обратить внимание на то, что возросло число тяжких и особо тяжких преступлений. В связи с этим хотелось бы узнать, какие проблемы Вы как столичный прокурор отметили бы в сфере противодействия преступности, какие меры принимаются для стабилизации оперативной обстановки в Москве.

С. В. Куденеев. Да, названная Вами тенденция не может не тревожить. Возросло число тяжких и особо тяжких, корыстно-насильственных преступлений, фактов причинения тяжкого вреда здоровью. Безусловно, это потребует от нас принятия дополнительных целенаправленных практических мер по исправлению ситуации. В настоящее время основные усилия направлены на профилактику преступлений, в том числе преступлений «двойной превенции».

Особое внимание нами уделяется проверкам учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел. Это тот первый и основной этап деятельности правоохранительных органов, на котором нередко допускаются существенные нарушения прав граждан, в том числе путем ограничения доступа к правосудию. Следует отметить, что состояние законности на этом участке работы правоохранительных органов все еще далеко от предъявляемых требований. Так, число выявленных нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в 2012 г. увеличилось на 36 % и превысило 215 тыс. Органами прокуратуры поставлены на учет 6 тыс. преступлений, ранее известных, но по разным причинам не учтенных. В то же время отменено 622 постановления о возбуждении уголовного дела и свыше 3,4 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела следователей, а также более 1,3 тыс. постановлений о возбуждении уголовного дела и свыше 125 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных органами дознания. В московскую прокуратуру поступило более 2 тыс. сообщений о преступлениях, которые направлены в следственные органы и органы дознания.

О. С. Капинус. Многих москвичей сейчас серьезно заботит состояние экологии в городе. В 2012 г. Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, а 2013 г. Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2012 № 1157 объявлен Годом охраны окружающей среды. Каковы, на Ваш взгляд, основные экологические проблемы г. Москвы и как прокуратура города участвует в их решении?

С. В. Куденеев. Вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение в условиях такого мегаполиса, как Москва. Основными проблемами являются загрязненность воздуха, водных объектов, сокращение озелененных территорий, сбор и утилизация отходов производства и потребления.

Поэтому надзор за исполнением природоохранного законодательства в течение последних лет является для нас одним из наиболее актуальных направлений деятельности, в рамках которой организуются проверочные мероприятия, принимаются исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений закона. Отмечу, что в целях повышения эффективности работы прокуроров по защите экологии обеспечено деловое взаимодействие с уполномоченными органами власти — Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО, Главным управлением МЧС России по г. Москве, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве. В целях оптимизации совместных действий в 2012 г. разработан и утвержден новый регламент их взаимодействия с прокуратурой Москвы по оперативному оповещению и принятию мер при чрезвычайных ситуациях, связанных с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей ст.27

Кроме того, органы прокуратуры города ведут активную работу с обращениями граждан по природоохранным вопросам. Так, в 2012 г. природоохранная прокуратура неоднократно оперативно реагировала на сообщения от жителей столицы об экологических правонарушениях, связанных с загрязнением и ненадлежащим содержанием водных объектов, ограничением доступа граждан к береговым полосам водных объектов, несоблюдением установленного режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий и водоохранных зон. В результате активной работы прокурорами в г. Москве в истекшем году было выявлено на 27 % больше, чем в 2011 г., нарушений законов, в административном порядке по постановлениям прокуроров наказано свыше 900 человек, в арбитражный суд было предъявлено почти 400 исков на сумму свыше 615 млн руб.

Например, Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в 2012 г. выявлены преступные деяния, посягающие на природные объекты столицы. По материалам прокурорских проверок органами предварительного расследования были возбуждены уголовные дела по фактам неправомерного увеличения площади полигона твердых бытовых отходов «Некрасовка» с причинением ущерба на сумму более 132 млн руб., уничтожения почвенного покрова при незаконном размещении в границах природно-исторического парка «Царицыно» парковки с причинением ущерба на сумму 67 млн руб.

С уверенностью могу сказать, что результаты работы прокуратуры г. Москвы по надзору за исполнением законов в экологической сфере положительно сказываются на состоянии природных объектов нашего города. Принципиальная позиция, занимаемая прокурорами в отношении нарушителей природоохранного законодательства, позволяет и, уверен, в дальнейшем позволит противостоять экологическим вызовам современности, отстаивать конституционное право каждого жителя города на благоприятную окружающую среду.

О. С. Капинус. Сергей Васильевич, в последнее время большое внимание стало уделяться проблеме оценки эффективности работы органов власти со стороны населения. Потребность такой оценки продиктована пониманием того, что правовое государство как главный гарант законности должно быть чувствительно к отношению населения и общества к проводимым в стране социально-правовым преобразованиям, должно предупреждать появление в массовом правосознании феномена нелигитимости правовых новаций.
Как Вы полагаете, нуждается ли прокуратура в дополнительном контроле со стороны общества, учитываете ли Вы в Вашей работе общественное мнение?

С. В. Куденеев. Да, это, несомненно, будет полезным, поскольку в СМИ подчас даются оценки, свидетельствующие о незнании характера и направлений работы прокуратуры, что ведет, с одной стороны, к разочарованию со стороны населения, а с другой — к неоправданным ожиданиям. Нельзя не отметить, что сейчас доверие к прокуратуре со стороны населения растет, о чем можно судить, например, по все возрастающему количеству поступающих в органы прокуратуры города обращений граждан. В 2012 г. оно возросло на 12 % и составило почти 270 тыс. Поэтому я считаю, что основным критерием оценки эффективности работы прокуратуры г. Москвы является высокий уровень доверия граждан — жителей и гостей столицы.

В целом же, полагаю, необходимо шире вовлекать население в решение жизненных проблем общества и государства. Примером могут служить неординарные и одновременно масштабные меры, направленные на преодоление отчуждения граждан от власти и борьбу с коррупцией, предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где, по сути, идет речь о разработке концепции «Российские общественные инициативы».

Конечно, органы прокуратуры не должны быть в стороне от этих процессов. Было бы полезно в числе показателей работы органов прокуратуры, характеризующих их эффективность, предусмотреть такие, как «уровень доверия населения» и «удовлетворенность населения принятыми мерами прокурорского реагирования». Стоит подумать о проведении мониторинга общественного мнения с использованием возможностей НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и социологических центров в субъектах Российской Федерации для того, чтобы вовремя скорректировать практикуемые способы поддержания режима законности, а возможно, и сменить приоритеты.

О. С. Капинус. Сергей Васильевич, благодарю Вас за интересный и познавательный рассказ о работе прокуратуры города. В свою очередь, хочется пожелать Вам и всем работникам прокуратуры здоровья, благополучия и дальнейших успехов в работе.

Интервью с прокурором города Москвы С.В. Куденеевым

20 марта 2013 г. прокуратура города Москвы отметила 80-летие с момента своего образования. О том, что собой сегодня представляет столичная прокуратура, какие задачи выполняет и с какими проблемами сталкивается, в интервью журналу «Прокурор» рассказал прокурор города С.В. Куденеев.

Интервью с прокурором города Москвы С.В. Куденеевым

— Сергей Васильевич, прокуратура города Москвы — четвертая по счету прокуратура субъекта, которую Вы возглавляете. В чем для Вас особенность столичного надзора?

— Москва — это исторический, культурный и научный центр России. Здесь сосредоточены подавляющее большинство федеральных структур, высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также наибольшее в стране число СМИ. Все это накладывает определенный отпечаток на работу надзорного органа, а именно — требует высочайшего уровня профессиональной грамотности. Любой промах, малейшая оплошность столичных прокуроров моментально оказываются в центре общественного внимания и зачастую воспринимаются как просчет всей системы. Поэтому ошибок мы себе позволить не можем.

Следующий аспект — огромное число жителей мегаполиса, как коренных, так и приезжих. Сегодня в Москве проживают почти 12 млн человек, а это значит огромный объем работы для прокуратуры. Ежегодно только обращений граждан в Московскую городскую прокуратуру поступает более 260 тыс., не говоря уже о десятках тысяч проверок, инициированных нами самостоятельно. Все это требует оперативности, умения принимать решения молниеносно.

Исходя из сложности и масштабности задач — повышенные требования к коллективу. Сегодня в прокуратуре города трудятся 1781 человек. В ее состав входят 12 прокуратур административных округов, 32 межрайонные и 3 специализированные прокуратуры. Это большой и сложный организм, управление которым требует высокого уровня организации, чтобы в полной мере обеспечить выполнение задач, поставленных Генеральным прокурором Российской Федерации. Работать плохо столичные прокуроры попросту не имеют права.

— С чем чаще всего люди обращаются к Вам? Как прокуратура реагирует на проблемы москвичей?

— Основное предназначение прокуратуры сегодня — это правозащитная функция, поэтому я не могу назвать сферу городской жизни, к которой мы не имели бы отношения. Мы проводим достаточно большую работу по защите прав и свобод граждан, и постоянно возрастающее количество обращений к нам как раз свидетельствует о доверии людей.

Практически половина всех разрешенных в 2012 г. обращений — 51 993 — касалась вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, из которых свыше 22% — о нарушениях трудового законодательства, в основном о несвоевременной выплате заработной платы. Более 10% жалоб касались нарушений жилищного законодательства и еще около 10% — нарушения законов об исполнительном производстве и недостаточно эффективной деятельности судебных приставов. Традиционно много рассмотрено обращений по вопросам следствия и дознания — 23 962, что на 12,7% больше, чем в 2011 г.

В минувшем году мы пресекли почти 77 тыс. нарушений законов, это на 22% больше, чем в 2011 г. Для защиты прав и свобод граждан активно используем судебные процедуры: в интересах несовершеннолетних, ветеранов, инвалидов и других социально незащищенных категорий населения нами заявлено в суды почти 8 тыс. исков. Предпринятые меры позволили улучшить жилищные условия десятков участников Великой Отечественной войны.

В 2012 г. в результате прокурорского вмешательства погашена задолженность московских предприятий по заработной плате в размере 224 млн рублей. Казалось бы, Москва — самодостаточный город, с большими финансами, а задолженность существует.

За истекший период 2013 г. нами выявлено 2313 нарушений в сфере оплаты труда, в защиту прав граждан направлено в суды 942 иска о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, по материалам наших проверок возбуждено 2 уголовных дела в отношении недобросовестных работодателей. При этом ни одно учреждение, предприятие, финансируемое из бюджета города, задолженности по зарплате не имеет. В должниках, как правило, коммерческие структуры, предприятия, которые замыкаются на военно-промышленный комплекс.

— Столицу нашей Родины часто в шутку называют «резиновой» — количество мигрантов в ней уже давно перешло все мыслимые границы и продолжает расти. Как следствие растут преступность и боязнь за свою жизнь и здоровье у москвичей. Как-то можно разорвать этот порочный круг?

— Вопрос очень злободневный. Стоит сказать, что с данной проблемой сталкивается любой густонаселенный мегаполис в мире. Бороться с этим тяжело, однако можно и нужно. Я бы проблему миграции разделил на две части. Во-первых, это непосредственная миграция в городе и, во-вторых, те негативные последствия от деятельности нелегалов, которые мы видим, — прежде всего, это преступность.

Так, в прошлом году на миграционный учет в городе поставлено свыше 1 млн 745 тыс. иностранных граждан, что на 10 тыс. больше, чем в 2011 г. Но есть еще и неофициальные цифры, которые можно умножать в разы. Более половины мигрантов прибывают в Москву из государств — участников СНГ, и каждый третий в качестве цели прибытия указывает трудоустройство.

При этом прокурорами выявлено около 2,7 тыс. нарушений миграционного законодательства. Внесено 224 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 139 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 378 протестов, объявлено 148 предостережений. По постановлениям прокуроров почти 1,5 тыс. должностных и юридических лиц привлечено к административной ответственности. Более чем по 70 материалам возбуждены уголовные дела. По решению судебных органов за пределы Российской Федерации выдворено 10 тыс. иностранных граждан.

Нами вскрываются многочисленные нарушения правил регистрационного учета, порядка использования работодателями иностранной рабочей силы, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности.

В качестве примера приведу первые результаты проверки прокуратуры Центрального административного округа, проведенной совместно с органами ФМС, ФСБ и МВД. На строящихся объектах Московского международного делового центра «Москва-Сити» выявлено больше 100 иностранных граждан (в основном из республик Узбекистан и Таджикистан), осуществлявших трудовую деятельность без разрешения на работу в Москве. Все они по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности по ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В настоящее время проверка продолжается, решается вопрос о привлечении к ответственности работодателей нелегальных мигрантов.

Аналогичные факты вскрыты прокуратурой Троицкого административного округа в ходе проверки ООО «РСУ-9», по ее итогам возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) и 19 дел об административных правонарушениях.

Если говорить в целом о преступности мигрантов, то я бы хотел назвать одну цифру. За четыре года, с 2008 по 2012 г., преступность мигрантов в Москве сократилась почти в два раза. Если в 2008 г. мигрантами было совершено 16 тыс. преступлений, то в 2012 г. — уже чуть более 8 тыс. Другое дело, что в структуре преступности города по-прежнему доля преступлений, которые совершают мигранты, остается значительной — более 20%.

Смотрите так же:  Лекция на тему договор подряда

— Сергей Васильевич, еще одна наболевшая проблема москвичей — воровство управляющих компаний ЖКХ и ТСЖ. Удается ли призвать к ответу недобросовестных коммунальщиков?

— К сожалению, законность в сфере ЖКХ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Именно поэтому надзор за соблюдением жилищного законодательства, и в особенности вопросы расходования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, является одним из приоритетных направлений работы прокуратуры города.

Прежде всего жителей возмущает постоянное увеличение оплаты за коммунальные платежи, непрозрачность в деятельности эксплуатирующих служб или жилищных структур собственников жилья. Когда поступают соответствующие обращения в прокуратуру города, безусловно, мы через свои межрайонные, окружные прокуратуры все эти факты рассматриваем.

В текущем году результативность и качество проводимых проверок в сфере ЖКХ возросли. Нами выявлено 1079 нарушений, об устранении которых внесено 411 представлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 138 недобросовестных коммунальщиков, к административной — 83. Направлено в суды 169 исковых заявлений разного формата, где мы обязывали и управляющие компании, и ТСЖ исполнять закон. В том числе и по прозрачности своей деятельности.

По материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела (в прошлом году было возбуждено 15 уголовных дел). Все они сейчас расследуются.

Так, например, в сентябре прошлого года следственными органами Центрального административного округа было возбуждено уголовное дело в отношении Долгачева. Он руководил управляющей компанией и еще рядом структур, через которые проходила плата за коммунальные платежи более 400 домов в центре города, а это район Арбата и Пресни. В результате этих проводок недоплатили ресурсоснабжающим организациям сумму более чем на 300 млн рублей. Это только то, что касается оплаты, но интересно другое. Долгачев сумел переоформить право собственности на одно из зданий, принадлежащих управе района в центре города, на своего родственника, а также оформить на себя целый этаж здания, находящегося в ведении ДЭЗ одного из районов Центрального административного округа. Причем выяснилось это, когда Долгачев через Росреестр пытался зарегистрировать право собственности на себя и на родственника.

С учетом актуальности проблемы наведения порядка в сфере ЖКХ результаты наших проверок и принятые меры мы регулярно публикуем на сайте прокуратуры города, разъясняем гражданам их жилищные права. Ведь жильцы также должны принимать активное участие в управлении жилым комплексом, изначально, на стадии утверждения платежей интересоваться, за что они платят, почему происходит включение совершенно иных потреблений, а о фактах нарушений закона, злоупотреблений информировать органы прокуратуры.

Недавно мы провели проверку по обращениям граждан о том, что представители управляющих компаний вместе с участковыми ходят по квартирам и проверяют установку домовых счетчиков, а заодно и регистрацию проживающих.

Полномочия управляющих компаний по проверке количества проживающих в квартирах граждан и привлечению к таким проверкам участковых уполномоченных полиции вытекают из распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 30 января 2013 г. № 05-14-21/3, которым утверждены «Методические рекомендаций по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением».

Проверка соответствия этого документа требованиям федерального законодательства показала, что в них содержатся положения, нарушающие права граждан, в том числе на неприкосновенность жилища, связанные с выбором места пребывания и жительства, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной жизни. На днях мы внесли протест руководителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвыа противоречащий закону правовой акт.

— Как обстоит ситуация по борьбе с коррупцией в Москве?

— В 2012 г. мы добились увеличения выявляемости коррупционных преступлений на 59%. Основное внимание направлено на пресечение коррупционных проявлений в среде чиновников, особенно руководящего звена, искоренение фактов системной коррупции, представляющей большую общественную опасность.

В 2013 г. уже есть несколько примеров и по руководителям префектур, и по главам управ, и по работникам правоохранительных органов. Так, например, 6 марта были задержаны, а затем арестованы заместители префекта Южного административного округа Москвы Владимир Гилев и Наталья Баташова, которые потребовали незаконное денежное вознаграждение в 5 млн рублей у директора коммерческой организации, заключившего контракт на обустройство детских спортивных площадок на территории ЮАО. Чиновники и коммерсант задержаны в ходе оперативного эксперимента. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Если говорить языком цифр, то в 2012 г. судами с участием прокуроров рассмотрено 427 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 493 лиц.

Так что борьба с коррупционной преступностью ведется, и в дальнейшем она будет только активизироваться. Также отмечу, что большая работа по противодействию коррупции прокурорами проводится и вне уголовно-правовой сферы. Серьезно активизирован надзор за исполнением федерального законодательства. Проверяется соблюдение законов при заключении государственных контрактов, правильность декларирования государственными гражданскими служащими своих доходов, проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Новой задачей для нас является контроль за расходами чиновников.

— Какая работа проводится прокуратурой города в защиту прав субъектов предпринимательской деятельности? Удалось ли наладить диалог со столичными предпринимателями?

— На Всероссийском совещании прокуроров субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав предпринимателей 21 февраля 2013 г. Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка подчеркнул принципиальную важность деятельности прокуроров по защите прав представителей бизнеса, отметив, что залогом успеха такой работы выступает конструктивное взаимодействие с общественными организациями предпринимателей.

Прокуратура города проводит целенаправленную работу по устранению административных преград, ограждению предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса от необоснованного давления на них со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, что особенно часто проявляется в организации многочисленных проверок контролирующими и надзорными органами, в том числе с целью поборов, вымогательств, удовлетворения коррупционных интересов.

В 2012 г. к нам поступило 2322 заявления органов государственного контроля о согласовании проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности. При этом в проведении практически половины из них (46%) отказано, в том числе в связи с отсутствием оснований для организации таких проверок.

В рамках формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2013 г. рассмотрена законность включения контролирующими органами более 37 тыс. проверок (в 2011 г. — около 33 тыс.).

В сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности столичными прокурорами в 2011 г. выявлено 493 нарушения закона, в 2012 г. — уже 771. По всем допущенным фактам нарушения закона приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении числа выявляемых нарушений и принципиальной позиции прокуроров в защите прав хозяйствующих субъектов. Вместе с тем эти результаты могли бы быть эффективнее при более тесном взаимодействии и информированности органов прокуратуры о происходящих процессах в предпринимательской среде. Мы готовы к конструктивному диалогу с объединениями предпринимателей в установленном законом порядке, о чем на днях заявили на заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса. В свою очередь, учитывая пожелания предпринимателей, мы намерены более широко освещать свою работу на данном направлении в средствах массовой информации.

— Какие еще проблемы волнуют столичную прокуратуру?

— Наркотизация населения, и прежде всего молодежи. В Москве на диспансерном учете состоит более 27 тыс. наркозависимых лиц — это целый город. Возросло количество больных наркоманией женщин и несовершеннолетних — соответственно 5968 и 313. 3231 человек был доставлен в медучреждения с отравлением наркотическими препаратами. Количество людей, скончавшихся от передозировки наркотиками, возросло с 874 до 1198, из них женщин — со 112 до 154, подростков — с 3 до 6.

В столице существенно возросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, в том числе относящихся к категории тяжких и особо тяжких и связанных с хищением чужого имущества. Вдвое больше стало лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.

Почти на 13% возросло количество зарегистрированных наркопреступлений — 12 168, в том числе связанных со сбытом. Из незаконного оборота Координационное совещание руководителей правоохранительных органов г. Москвы по вопросам борьбы с наркопреступностью, март 2013 г. 70 ПРОКУРОР № 2 – 2013 изъято свыше 450 кг нарковеществ, из них героина — 129 кг, синтетических наркотиков — 130 кг.

Значительно (на 66%) активизировалась работа по пресечению деятельности столичных наркопритонов: в 2012 г. 148 из них ликвидировано. При этом раскрываемость преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ, превысила 97%, организаторы таких притонов понесли заслуженное наказание.

Наркопреступления по-прежнему отличаются высокой латентностью и низкой раскрываемостью (46,5%), в особенности связанные с незаконным сбытом (28,5%), почти не выявляются подпольные лаборатории по производству синтетических наркотиков.

В Москве распространены различные курительные смеси, содержащие в своем составе наркотические средства, большей частью поступающие контрабандным путем через заграничные почтовые отправления. При этом наркополицейские постоянно изымают из незаконного оборота новые виды курительных смесей, состоящие из психоактивных веществ, не входящих в списки запрещенных, однако оказывающие такое же пагубное воздействие на организм человека, как и наркотики. Нерешенная проблема экспертного исследования на предмет возможного отнесения таких смесей к аналогам наркотических средств дает возможность их сбытчикам избегать уголовного преследования.

В последнее время ряд молодежных досуговых учреждений, в том числе ночных клубов, фактически превратились в очаги распространения наркотиков.

Требует дополнительных усилий борьба с организованной преступностью, и прежде всего с легализацией денежных средств и иного имущества, а также отмыванием доходов от преступной деятельности, связанной с наркобизнесом. Дельцы от наркобизнеса изыскивают новые формы и методы ухода от ответственности с использованием современных электронных финансовых механизмов и операций.

Все эти проблемы мы недавно обсуждали на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Москвы и выработали конкретные меры по их разрешению. Равнодушных не было, ведь сегодня от этого зла не застрахована ни одна семья независимо от ее достатка и положения в обществе.

— Сергей Васильевич, недавно прокуратура Москвы отметила 80-летний юбилей. С чем подошли вы к этому юбилею? Как вы можете охарактеризовать работу возглавляемого Вами коллектива?

— Я твердо убежден в том, что и нынешние сотрудники, и будущие поколения должны знать историю прокуратуры, любить свою профессию, гордиться тем, что защищают Закон в столице нашей Родины. Именно поэтому мы серьезно готовились к юбилею, поставили перед собой задачу максимально полно восстановить историческую картину, собрать информацию о тех, кто стоял у истоков прокуратуры города. Подняли архивные материалы и установили места захоронений наших первых прокуроров: Андрея Владимировича Филиппова и Константина Ипполитовича Маслова, расстрелянных в 30-е годы прошлого века, и установили им памятные знаки. Более того, удалось найти прямых потомков первого прокурора.

К юбилею мы выпустили книгу, создали документальный фильм, существенно обновили свой интернет-сайт. Чествовали ветеранов, нынешних сотрудников за успехи в службе. 150 наших работников были поощрены Генеральным прокурором Российской Федерации и прокурором города Москвы.

Я считаю, что коллектив у нас слаженный и работоспособный, может профессионально выполнять поставленные задачи. Ну а оценку нашей работе дают вышестоящее руководство, жители города. Те добрые слова, которые мы услышали в свой адрес на торжественном вечере 20 марта 2013 г. от Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки и от мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, стали для нас мощным стимулом работать еще лучше.