Спор за тело моисея

Спор за тело моисея

Почему дьявол спорил о теле Моисея?

Почему дьявол спорил о теле Моисея? Ведь он – дух и знал, где похоронен Моисей, хотя во Втор. 34:6 написано, что это место сокрыто от людей. Но не от дьявола же?

Валентина ИЛЬНИЦКАЯ, пос. Первомайское, Крым, Украина

Священное Писание сообщает нам о том, что Моисей был «погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6). Заметьте, он был погребен. Кто же это сделал? Сам Господь позаботился о теле Моисея. От людей место погребения было сокрыто. Как полагают комментаторы, это было сделано для того, чтобы тело Моисея не стало объектом религиозного поклонения. И вы правы, что дьявол знал место погребения Моисея. Он спорил о его теле, а не о месте погребения. Что это значит?

О смерти Моисея мы из Писания знаем очень мало. Кроме приведенного текста из книги Второзакония, только из Послания Иуды мы можем кое-что узнать об этом: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» (ст. 9).

Некоторые богословы считают, что здесь апостол Иуда, автор послания, ссылается на историю, записанную в одном еврейском труде, который датируется началом I века нашей эры. До нас дошли только некоторые отрывки из этого труда. В нем говорится о том, что Архангелу Михаилу было поручено захоронить тело Моисея.

Дьявол заспорил с Ним о праве владения телом Моисея, основывая свои доводы на том, что Моисей был убийцей – убил египтянина, избивавшего иудея: «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим (сынам Израилевым) и увидел тяжкие работы их; и увидел, что египтянин бьет одного еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил египтянина и скрыл его в песке» (Исх. 2:11-12). И если Моисей – убийца, то дьявол имеет право на его тело.

Однако другие исследователи Священного Писания, на основании этого же стиха (Иуды 9), считают, что тело Моисея после смерти не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено. И здесь идет спор о том, достоин ли Моисей чести быть воскрешенным. Кстати, с живым Моисеем мы встречаемся на горе Преображения, где живой Моисей вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом Христом. Во время одной из бесед с учениками Христос сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Матф. 16:28). И через шесть дней взошли Иисус и три Его ученика – Петр, Иаков и Иоанн – на высокую гору. «. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф. 17:2-3).

На горе Преображения ученикам в миниатюре было показано будущее Царство славы: Христос – Царь; Моисей – представитель тех, которые умерли и выйдут живыми из могил во время воскресения праведников; Илия – представитель тех, кто будет жить на земле во время Второго пришествия Христа, они встретят Его живыми. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:51-54)».

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на контекст выражения из Послания Иуды. В этих словах апостол не стремится дать нам конкретную информацию о Моисее. Цель этого выражения, как и всего послания, иная. Послание Иуды направлено против лжеучителей, проникших в церковь. Принимая участие в Вечерях любви, они в то же время извращают Божью благодать, живут по собственным похотям, злословят то, чего не знают, и не имеют Духа. Иуда хочет научить христиан правильно относиться к этим людям, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8; здесь имеется в виду власть ангелов, а также власть и сила Иисуса Христа). И в пример он приводит Архангела Михаила, который, выполняя поручение, данное Ему Богом в разговоре с дьяволом, который пытался остановить Его и хотел помешать Ему, и даже в таких обстоятельствах не сумел произнести укоризненного суда над дьяволом, а только сказал: «Да запретит тебе Господь».

Если Архангел Михаил не произносил суда над падшим ангелом, то и мы должны с уважением относиться к окружающим нас людям, мы не имеем права говорить о них дурно. А судить всех людей будет Бог – истинный Судья. Об этом говорит апостол Иуда: «. Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (ст. 14-15).

Мы знаем, что сатана – клеветник и обвинитель (Откр. 12:10; Зах. 3:1-2), но мы не имеем права пользоваться сатанинским орудием в нашей жизни – даже против лжеучителей. Вот один из советов апостола Иуды для первых христиан, а также для нас: «. Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (ст. 21).

Спор о Моисеевом теле

Спор о Моисеевом теле.

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» Иуды,9. Многие из существующих комментариев на это место Писания предполагают, что Моисей был воскрешен после своей смерти.

«О погребении Моисея говорится во Второзаконии 34:5-7, но там не упоминается спор Михаила с сатаной о Моисеевом теле. Ориген говорит, что упоминание Иуды является ссылкой на место в апокрифической книге «Успение Моисея», которая была написана приблизительно во время рождения Христа, но из которой сохранилась лишь та ее часть, где нет этого места. Иуда мог знать об этом событии и из других источников. Иосиф Флавий говорит, что Бог спрягал тело Моисея, чтобы из него не был сделан идол. Сатана же, вероятно, хотел посредством тела Моисея вовлечь Израиль в идолопоклонство» ( Библейский словарь Геллея).

«В книге «Успение Моисея» есть такой рассказ. Сама странная история о смерти Моисея изложена во Втор. 34,1-6. В книге «Успение Моисея» эта история дополнена рассказом о том, что архангелу Михаилу была поручена задача захоронить тело Моисея. Дьявол заспорил с Михаилом о праве владения телом Моисея и основывал свои доводы так: тело Моисея материально, материя порочна и, потому, тело Моисея принадлежит ему, потому что материя — его сфера владения. Во-вторых, Моисей был убийца, ведь он убил египтянина, избивавшего иудеев (Исх. 2,11.12), а если он убийца, то дьявол имеет право требовать его тело. Иуда подчеркивает здесь вот какой момент: Михаил выполнял поручение, данное ему Богом; дьявол пытался остановить и помешать ему и выдвигал недопустимые требования» (Барклай).

«Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согл. нек-рым преданиям, отзвуки к-рых сохранились в Иуд 1:9, тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1-4, где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом)» (Брокгауз).

«Этот верный служитель не получил последующей (в обетованной земле) славы земной, но он получил больше — славу небесную. Священное Писание приоткрывает нам на мгновение занавес и мы видим его на горе Преображения, беседующим с Господом Иисусом Христом (Лк 9.30-31)».(Вихлянцев)

Итак, все известные мне версии ведут меня к выводу о воскресении Моисея после его смерти. Следующие стихи из Библии заставляют в этом усомниться:

«То есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам». Деян.26,23.

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших…Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его.» 1 Кор.15,20-23.

«И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…» Кол.1,18.

«И от Иисуса Христа, который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.» Откр.1,5.

Утверждение о воскресении Моисея противоречит Библии. Но возникают следующие вопросы: Зачем диаволу тело Моисея, в чем ценность этого тела, почему тело Моисеево а не, скажем, тело Авраама или Адама?

А если рассуждать следующим образом: как тело Христово новозаветная Церковь, так и тело Моисеево ветхозаветная Церковь? Помните, «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; И все крестились в Моисея в облаке и в море» 1 Кор.10,1-2,?

«И видел я как-бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и числи имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, и песнь Агнца…» Откр.15,2-3.

Вот вам два тела и две Церкви: ветхозаветная и новозаветная. Более того, ветхозаветная Церковь не получала прощения возле жертвенника, «и прощено будет…» Лев.4-6 главы, а получала только обетование о прощении: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». 1 Ин.2,25.; «Все сии умерли в вере, не получивши обетований…И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» Евр.11:13,39-40. «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» Евр.9,15 ;(Рим.3,25).

Следовательно, юридически вся ветхозаветная Церковь до Голгофы по непрощенным грехам принадлежала диаволу. А это вовсе не мало! Теперь становятся понятными претензии диавола на тело Моисеево.

Вадим Александрович Самошин. Г. Шахтерск, Донецкая обл., Украина.

Ответы на вопросы

Стих 9 из послания Иуды относится к событию, о котором не говорится больше нигде в Писании. Михаилу пришлось бороться или спорить с дьяволом за тело Моисея, но что было потом – неизвестно. Другой пример такой борьбы связан с Даниилом. Ангел по имени Гавриил (Даниила 8:16; 9:21) сказал Даниилу, что ему «противостоял» демон под названием «владыка царства персидского», пока архангел Михаил не пришел к нему на помощь (Даниила 10:13). Таким образом, со слов Даниила мы узнаем, что ангелы и демоны ведут духовное сражение за души людей и народов, и что демоны сопротивляются ангелам и пытаются мешать им в осуществлении Божьих замыслов. Иуда написал нам, что Михаил был послан Богом в связи с телом Моисея, которого Бог сам похоронил после смерти (Второзаконие 34:5-6).

Выдвигаются различные теории относительно того, что это был за спор о Моисеевом теле. Одна из них заключается в том, что сатана, постоянный обвинитель людей Божьих (Откровение 12:10), возможно, был против обретения Моисеем вечной жизни из-за его греха у источника Мериват-Кадеш (Второзаконие 32:51), а также убийства египтянина (Исход 2:12).

Некоторые предполагают, что Иуда написал о том же, что и Захария в 3:1-2: «Потом он показал мне первосвященника Иисуса. Тот стоял перед ангелом Господним, а справа от Иисуса стоял Противник, противодействуя ему. Господь сказал Противнику: Противник! Пусть остановит тебя Господь!» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Но есть очевидные возражения против того, что это был один и тот же случай: 1) единственное сходство между двумя отрывками заключается в выражении «Пусть остановит (укорит) тебя Господь!»; 2) Захария вообще не упоминает Михаила; 3) в книге Захарии также не упоминается «о теле Моисея» и нет никакого намека на это.

Смотрите так же:  Как приобрести квартиру под материнский капитал

Также предполагается, что Иуда мог процитировать апокрифическую книгу, в которой говорится об этом, и таким образом подтвердить ее существование. Ориген (прим. 185-254 гг.), раннехристианский ученый и богослов, упоминает, что в его время существовала книга «Успение Моисея», где содержалось упоминание о споре между Михаилом и дьяволом о теле Моисея. Эта книга, сегодня утерянная, была еврейско-греческой книгой, и Ориген предположил, что она послужила источником для Иуды.

Самый важный вопрос заключается в том, является ли эта история правдой. Независимо от ее происхождения, по видимому, Иуда на самом деле считал, что спор между Михаилом и дьяволом имел место. Он говорит об этом так же, как говорил бы о смерти Моисея или рассечении им скалы. И кто может доказать, что это неправда? Какие существуют доказательства против этого? В Библии много говорится об ангелах, и мы знаем, что архангел Михаил на самом деле существует. Часто упоминается и дьявол, и существуют многочисленные подтверждения тому, что и злые, и хорошие ангелы задействованы в важных делах на земле. Поскольку природа этого конкретного спора о теле Моисея является неизвестной, – строить догадки не имеет смысла. Мы не знаем, был ли это спор о владении телом, о его захоронении или о чем-нибудь еще.

Тем не менее, нам известны две вещи. Во-первых, Писание непогрешимо. Непогрешимость Писания является одним из столпов христианской веры. Как христианам нам следует подходить к Писанию с благоговением и молитвой, и, если мы чего-то не понимаем, необходимо молиться усерднее и учиться прилежнее. Если же ответ все еще ускользает от нас, – нам стоит смиренно признать свою ограниченность перед безупречным Божьим Словом.

Во-вторых, Иуды 9 является высшим примером того, как христиане должны себя вести по отношению к сатане и демонам. Пример Михаила, отказавшегося осудить дьявола бранными словами, должен стать уроком для христиан в том, как следует относиться к демоническим силам. Верующие не должны бороться с ними самостоятельно, а возлагать свою веру на силу Господа. Если даже Михаил, такое могущественное создание, оставил борьбу с сатаной Господу, то кто мы такие, чтобы пытаться укорять, изгонять или приказывать демонам?

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Спор за тело моисея

Иуда 1,9: “Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»”.

Этот стих смутно намекает на то, что должна существовать такая личность, как диавол, ибо здесь описывается спор между им, злым ангелом, и Архангелом.

1. Здесь нет даже намека на то, что “диавол” является ангелом. В Библии особо подчеркивается, что все Ангелы Божии повинуются Ему и исполняют только Его волю (Пс 102,19-21; 148,2; Евр 1,14), а потому спор между ангелами на небесах совершенно не возможен.

2. Мы уже знаем, что словами “сатана” и “диавол” могут также называться и люди.

3. Диавола интересовало тело Моисеево, а не то, что называется “бессмертной человеческой душой” (что никоим образом не является учением Библии).

4. Межу Посланием Иуды и 2-м Посланием Петра существует много общего. Так параллельным местом Иуде 1,9 является 2Пет 2,11: “тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда”. Сравнение слова “их” в Послании Петра с Ангелами видно, что “диавол” в Иуде 1,9 является “ими”, из чего следует, что этот “диавол” не отдельно взятая личность, а целая группа людей, о чем к тому же ясно говорится во 2Пет 2,10-12.

5. Что же касается ст 6, то это является продолжением ст 5: “Я хочу напомнить вам…” То есть, Иуда напоминает им о хорошо известном историческом событии в Израиле, из чего читавшие Послание могли бы почерпнуть полезное наставление. Таким образом получается, что в ст 9 говорится о известном историческом событии, записанном в Писаниях. Однако о споре ангела по имени “диавол” с другим Ангелом в Библии, по крайней мере прямо, не сказано ни слова.

6. Михаил Архангел просит Бога “запретить” диаволу. Если бы существовала такая могущественная личность, как диавол, во власти которого находились бы силы и возможности причинять людям зло, тогда нет никаких доказательств того, что запрещение Господа Бога когда-нибудь действовало на него, ибо грехи и беды в этом мире лишь все время увеличиваются и увеличиваются.

1. Диавол упоминается здесь случайно. Суть этого места заключается в том, чтобы донести до читателя то, что Ангелы разговаривают вежливо, смиренно, даже с теми, кто, как им известно, недостойны того. Они не произносят своего личного суда, а потому говорят: “Да запретит тебе Господь”. Иудеи “злословят высокие власти. Михаил Архангел… не смел произнести укоризненного суда”. Т.е. он не прибегал к злоречию, как они. Точно так же и в Исх 33,9-11 рассказывается о том, как Ангел говорил “с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим”, то есть, в спокойных и дружественных тонах. А потому стоит помнить, что “огнь закона” Моисеева был дан именно таким голосом. Не грубо и не повелительно, как можно неверно подумать на основании некоторых мест в Писаниях. Точно так же, вполне возможно, что “глас тихого ветра”, который слышал Илия был тихим и спокойным голосом Ангела (ср. 3Цар 19,12 — евр. церковнославянский; с Иов 4,16).

2. Просматривается очень много общего между этим стихом и Зах 3, что лишний раз подтверждает, что написанное Иудой имело под собой хорошо знакомое читателям Послания историческое основание.

Зах 3,1-2: “И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?”

Бросающаяся в глаза общность

Да запретить тебе Господь

Да запретит тебе Господь

Головня, исторгнутая из огня (ст 1-2).

Исторгая их из огня (ст 9 и 23)

В Зах 3 написано о возвращении Иудеев в Иерусалим из Вавилона во главе с Ездрой и Неемией, которые пытались восстановить храм и поклонение в нем. Однако “стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении” (Ездра 4,4) — т.е. они выступили в роли сатаны, противников евреев. В Ездре 4,1 они названы “врагами” Иуды. Они писали “обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима” (Ездра 4,6), а корень еврейского слова, переведенного как “обвинение”, является “сатана”. В Зах 3,8 прямо сказано, что в ст 1 и 2 говорится о мужах “знаменитых”, из чего следует, что “сатана”, или же враги, противостояли Ангелу и Иисусу, иерею великому, который был “одет был в запятнанные одежды” (ст 3) и без чистого кидара (ст 5).

Суть написанного сводится к тому, что жители земли, сатана, жаловались Богу, в лице Ангела, что новый Иудейский первосвященник, или иерей великий, не был достоин такой чести, ибо не имел подобающего облачения (возможно утерянного во время плена). Ангел говорит стане: “Да запретит тебе Господь”, — после чего одевает Иисуса в торжественные священнические одежды и кидар (ст 4 и 5), тем самым являя приемлемость его пред Богом. За этой жалобой скрывалось мнение, что Иерусалим на самом деле не был избран Богом для восстановления евреями, а потому все их работы производились без участия Господа Бога. Однако Ангел говорит, что “Господь, избравший Иерусалим”, так же, кроме этого, еще и избрал Иисуса быть иереем великим, который, некоторым образом, и является образом Иерусалима. “Не головня ли он, исторгнутая из огня”, — спрашивает об Иерусалиме Ангел сатану? И эти же слова повторяются в Иуде 1,23, относясь к спасению раскаявшихся грешников. Таким образом Ангел как бы говорит, что Иерусалим раскаялся, а потому я исторгаю его из огня суда и разрушения, а это значит, что вам не стоит полагать, что Иерусалим и евреи настолько грешны, что не могут быть восстановлены в своей земле, да еще с Моею помощью.

Иуда говорит, что спор между Ангелом и диаволом, теми, кто мешал восстановлению храма, был на самом деле спором о “Моисеевом теле”. А это может говорить либо о всем еврейском народе (так же, как Христианская церковь называется “телом Христовым” — 1Кор 12,27 — ибо мы следует, не за “телом греховным”, то бишь, за грехом, а за Ним), либо под “Моисеевым телом” может подразумеваться Иисус, иерей великий. Иисус вполне может называться “Моисеевым телом” в том смысле, что “тело” является образным выражением для “раба” (например, Откр 18,13; Евр 10,5; Пс 39,7; Исх 21,2-6; Рим 6,6, где “тело греховное” возможно означает “рабов греха”). Таким образом иерей великий, или же первосвященник был рабом Моисеевым.

3. Так же можно предположить, что под “Моисеевым телом” можно подразумевать буквальное тело Моисеево. Михаил Архангел был Ангелом Израиля (Дан 12,1), который вел его через пустыню в облаке и огне (Исх 23,20-21). Этот спор мог произойти между Ангелом и теми Иудеями (диаволом), которые хотели забрать тело Моисея с собой. Однако Ангел похоронил тело Моисея, никому не сказав, где он погреб его (Вт 34,6). Вспомните, что евреи несли с собой из Египта в Ханаан тело Иосифа (Нав 24,32), как и тела Иакова и других двенадцати патриархов (Деян 7,15-16). А нам известно, что тела умерших царей Израильских становились со временем предметом поклонения (Иез 43,7), а потому нет ничего удивительного в том, что некоторые из Иудеев хотели взять с собой и тело Моисеево. Со временем у евреев сложилось сложное ритуальное поклонение останкам знаменитостей, ибо они даже подвергались осуждению за то, что полагали трупы своих царей в храме (Иез 43,7-9).

Толкования Священного Писания

Толкования на Иуд. 1:9

Свт. Лука Крымский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блаж. Петр Хрисолог

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Умершему Моисею помогают ангелы; сам Бог заботится об усопшем.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

См. Толкование на Иуд. 1:8

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному — то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).

Смотрите так же:  Судебная практика ст 128

Фрагменты.

Климент Александрийский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.

Заметки на Кафолические послания.

Беда Достопочтенный

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Непросто понять, из какой части Писания Иуда взял это свидетельство. Однако мы можем найти нечто похожее у пророка Захарии: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!(Зах 3:1-2). Из этого отрывка несложно понять, что иерей Иисус хотел вывести народ Израильский из плена в Вавилоне и вернуть на родную землю, чему противился сатана, не желающий освобождения Израильского народа и стремящийся еще больше поработить его врагам и язычникам. Ангел же хранитель Израиля запрещал сатане и стремился освободить народ даже силой. Но непонятно, когда состоялся спор Михаила с дьяволом о теле Моисеевом. Есть люди, считающие, что под телом Моисеевым подразумевается весь народ Божий, поскольку Моисей был его частью, и, соответственно, Иуда, говоря о теле Моисеевом, говорит о народе. Однако как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).

Толковый Апостол.

Ст. 9-13 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки

Если Апостол Петр говорит (2Пет. 2:10-11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 сл.), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах 3:1, 4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (Aνάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Далее, со ст. 11, лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт 4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис 22:1 сл. 31:16; 2Пет. 2:15; Откр 2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис 16:1 сл.) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаж. Феофил.). В ст. 12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21-22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет. 2:21, см. 1Кор. XI:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы. Во второй половине ст. 12 и в ст. 13 Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет. 1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению« (ср. Ин 15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор. 11:13-14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).

Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Вопрос: Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Ответ: Стих 9 из послания Иуды относится к событию, о котором не говорится больше нигде в Писании. Михаилу пришлось бороться или спорить с дьяволом за тело Моисея, но что было потом – неизвестно. Другой пример такой борьбы связан с Даниилом. Ангел по имени Гавриил (Даниила 8:16; 9:21) сказал Даниилу, что ему «противостоял» демон под названием «владыка царства персидского», пока архангел Михаил не пришел к нему на помощь (Даниила 10:13). Таким образом, со слов Даниила мы узнаем, что ангелы и демоны ведут духовное сражение за души людей и народов, и что демоны сопротивляются ангелам и пытаются мешать им в осуществлении Божьих замыслов. Иуда написал нам, что Михаил был послан Богом в связи с телом Моисея, которого Бог сам похоронил после смерти (Второзаконие 34:5-6).

Выдвигаются различные теории относительно того, что это был за спор о Моисеевом теле. Одна из них заключается в том, что сатана, постоянный обвинитель людей Божьих (Откровение 12:10), возможно, был против обретения Моисеем вечной жизни из-за его греха у источника Мериват-Кадеш (Второзаконие 32:51), а также убийства египтянина (Исход 2:12).

Некоторые предполагают, что Иуда написал о том же, что и Захария в 3:1-2: «Потом он показал мне первосвященника Иисуса. Тот стоял перед ангелом Господним, а справа от Иисуса стоял Противник, противодействуя ему. Господь сказал Противнику: Противник! Пусть остановит тебя Господь!» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Но есть очевидные возражения против того, что это был один и тот же случай: 1) единственное сходство между двумя отрывками заключается в выражении «Пусть остановит (укорит) тебя Господь!»; 2) Захария вообще не упоминает Михаила; 3) в книге Захарии также не упоминается «о теле Моисея» и нет никакого намека на это.

Также предполагается, что Иуда мог процитировать апокрифическую книгу, в которой говорится об этом, и таким образом подтвердить ее существование. Ориген (прим. 185-254 гг.), раннехристианский ученый и богослов, упоминает, что в его время существовала книга «Успение Моисея», где содержалось упоминание о споре между Михаилом и дьяволом о теле Моисея. Эта книга, сегодня утерянная, была еврейско-греческой книгой, и Ориген предположил, что она послужила источником для Иуды.

Самый важный вопрос заключается в том, является ли эта история правдой. Независимо от ее происхождения, по видимому, Иуда на самом деле считал, что спор между Михаилом и дьяволом имел место. Он говорит об этом так же, как говорил бы о смерти Моисея или рассечении им скалы. И кто может доказать, что это неправда? Какие существуют доказательства против этого? В Библии много говорится об ангелах, и мы знаем, что архангел Михаил на самом деле существует. Часто упоминается и дьявол, и существуют многочисленные подтверждения тому, что и злые, и хорошие ангелы задействованы в важных делах на земле. Поскольку природа этого конкретного спора о теле Моисея является неизвестной, – строить догадки не имеет смысла. Мы не знаем, был ли это спор о владении телом, о его захоронении или о чем-нибудь еще.

Смотрите так же:  Цены оформить собственность

Тем не менее, нам известны две вещи. Во-первых, Писание непогрешимо. Непогрешимость Писания является одним из столпов христианской веры. Как христианам нам следует подходить к Писанию с благоговением и молитвой, и, если мы чего-то не понимаем, необходимо молиться усерднее и учиться прилежнее. Если же ответ все еще ускользает от нас, – нам стоит смиренно признать свою ограниченность перед безупречным Божьим Словом.

Во-вторых, Иуды 9 является высшим примером того, как христиане должны себя вести по отношению к сатане и демонам. Пример Михаила, отказавшегося осудить дьявола бранными словами, должен стать уроком для христиан в том, как следует относиться к демоническим силам. Верующие не должны бороться с ними самостоятельно, а возлагать свою веру на силу Господа. Если даже Михаил, такое могущественное создание, оставил борьбу с сатаной Господу, то кто мы такие, чтобы пытаться укорять, изгонять или приказывать демонам?

Почему Михаил и сатана спорили над телом Моисея (Иуды 9)?

Толкования Священного Писания

Толкования на Иуд. 1:9

Свт. Лука Крымский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь.

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блаж. Петр Хрисолог

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Умершему Моисею помогают ангелы; сам Бог заботится об усопшем.

Собрание проповедей.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

См. Толкование на Иуд. 1:8

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Показывает апостол, что и Ветхий Завет согласуется с Новым, и оба они дарованы единым Богом. Ведь дьявол возражал, пытаясь обмануть, что-де это мое тело, как будто бы он владычествует над материей. Михаил, не имея полномочий, не наложил на него достойного наказания за богохульство, но предоставил его воле своего Владыки. Ведь когда архангел возвел Моисея на гору, где преобразился Господь, тогда сказал дьявол Михаилу: Солгал Бог, введя Моисея туда, куда Он поклялся, что тот не войдет. Как говорят, Михаил послужил погребению Моисеева тела, а дьявол препятствовал этому. Это попустил Бог, желая чрез явное показать неявное для видящих малое и расположенных к материальному — то, что после отшествия из этого мира нашим душам, идущим в горний мир, предстают дьявол и злые силы, желающие преградить нам путь. И они побеждают людей, сотворивших гнусные дела, но терпят поражения от праведников, которым содействуют ангелы. Это созерцал в видении и блаженный Антоний (см. Афанасий Александрийский «Жизнь святого Антония»).

Фрагменты.

Климент Александрийский

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Здесь апостол утверждает вознесение Моисея. Михаил же здесь называется потому, что спорил с дьяволом как близкий нам ангел.

Заметки на Кафолические послания.

Беда Достопочтенный

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Непросто понять, из какой части Писания Иуда взял это свидетельство. Однако мы можем найти нечто похожее у пророка Захарии: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!(Зах 3:1-2). Из этого отрывка несложно понять, что иерей Иисус хотел вывести народ Израильский из плена в Вавилоне и вернуть на родную землю, чему противился сатана, не желающий освобождения Израильского народа и стремящийся еще больше поработить его врагам и язычникам. Ангел же хранитель Израиля запрещал сатане и стремился освободить народ даже силой. Но непонятно, когда состоялся спор Михаила с дьяволом о теле Моисеевом. Есть люди, считающие, что под телом Моисеевым подразумевается весь народ Божий, поскольку Моисей был его частью, и, соответственно, Иуда, говоря о теле Моисеевом, говорит о народе. Однако как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»

Михаил Архангел и проч.: то, что апостол Петр говорит об Ангелах вообще, не дерзающих пред Господом произносить укоризненный суд о высших властях и начальствах (2 Пет. 2:10-11 и прим.), апостол Иуда говорит об одном только Архангеле Михаиле, указывая лишь на один определенный случай, в котором выразилась ясно мысль о том, что Ангелы, даже высшие, как Михаил Архангел, не произносят укоризненного суда пред Господом даже о падшем ангеле, тогда как лжеучители бесстрашно злословят самые высшие власти или славы. В ветхозаветных священных книгах ничего не говорится о том, о чем говорит здесь апостол Иуда относительно состязания Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом по его погребении. По всей вероятности, апостол Иуда говорит не о писаном, а изустном предании, которое сохранялось у евреев, но несомненно верном, ибо апостол Христов не мог ссылаться в доказательство своей высокой мысли или учения, на неверное или поврежденное предание. Отклик этого предания, но, кажется, уже несколько измененного и не вполне чистого, виден в одной апокрифической книге, позднейшего сравнительно с Иудиным посланием происхождения, о которой упоминают в своих писаниях Климент Александрийский, Ориген и Афанасий Великий. Подобное по мысли есть место у пророка Захарии (Зах. 3:1-4), в котором говорится, что пророк в видении видел первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, стоящего вместе с Ангелом, и с ними диавола – клеветника, которому Господь говорил: запрещает тебе, сатана, Господь, запрещает тебе Господь. И в этом случае Ангел Господень не произнес на диавола укоризненного суда, но сказал только, как сказал и Архангел Михаил диаволу при споре о теле Моисеевом по сказанию апостола Иуды: да запретит тебе, сатана, Господь. – А лжеучители бесстрашно злословят высшие начальства и власти, злословят, таким образом, то, чего они не понимают, что им неведомо, что сокрыто от их умственного и нравственного взора, что сокрыто в путях Господних и в высшем порядке и плане Божественного управления миром (ср. Феофилакт).

Толковый Апостол.

Ст. 9-13 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки

Если Апостол Петр говорит (2Пет. 2:10-11) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 сл.), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах 3:1, 4). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (Aνάβασις или A­νάληψς Μωυσέως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Далее, со ст. 11, лжеучители изображаются, главным образом, со стороны практической. В ст. 11 Апостол сравнивает их с первым в мире убийцею Каином (Быт 4:8) потому, что они, преподавая нечестивое учение братьям, т. е. однородным человекам, убивают их злыми своими ученьями; с Валаамом (Чис 22:1 сл. 31:16; 2Пет. 2:15; Откр 2:14), потому что они свое дело учения делают для корысти, сребролюбия и вообще личной выгоды; с Кореем (Чис 16:1 сл.) – потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство (блаж. Феофил.). В ст. 12 Апостол прежде всего говорит о недостойном поведении лжеучителей на священных первохристианских вечерях любви, агапах (έν ταίς αγάπαις), устроявшихся христианами первенствующей Церкви в связи с таинством евхаристии (ср. 1Кор.11:21-22). К этим-то священным трапезам лжеучители, видимо, относились предосудительно, без всякого страха предаваясь объядению и пьянству (ср. 2Пет. 2:21, см. 1Кор. XI:21), и вообще бесчинствовали, оскверняли священные для христиан трапезы. Во второй половине ст. 12 и в ст. 13 Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки». Первый образ «безводные облака» означает внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособных ни к какому доброму делу; как от безводных облаков, гонимых ветром, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, так бесполезно и надутое пустословие лжеучителей без силы и благодати (ср. 2Пет. 1:17). Второй образ («осенние деревья, бесплодные, дважды умершие») указывают на духовное омертвение лжеучителей. Они подобны осенним бесплодным деревьям, плод которых выгнил и истлел к осени, – и именно деревьям, дважды умершим, таким сухим деревьям, которые, замерзли зимою, лишены всякого зародыша жизни, и весною уже не оживут и не принесут ни цветов, ни плодов, и потому подлежат полному исторжению« (ср. Ин 15:6). Дальнейшие образы выражают всю нравственную постыдность поведения лжеучителей. Свирепым морским волнам они уподобляются потому, что беспокойное их сердце свирепо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнам взбаламученного моря, выбрасывают на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, следствием чего может быть для некоторых кораблекрушение в вере (1Тим. 1:19). Как люди без всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконец, сравниваются с блуждающими звездами (αστέρες πλανηται). «С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры, и чрез них проходит Солнце правды, Христос, проводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, – но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Ангела света, как первоначальник их злой бес (2Кор. 11:13-14), несутся только против учения Господня, чем и приближающихся к ним омрачают и самим себе приготовляют вечный мрак» (блаж. Феофил.).