Методические требования к проведению занятий

Методические требования к проведению занятий.

Методические требования к проведению занятий. Для правильного проведения занятий необходимо иметь программу, поурочный план (рабочий план), график, конспект урока и расписание занятий.

Конспект урока составляется преподавателем на основе следующих данных: задачи урока, средства и методы, пользуясь которыми можно разрешить поставленные задачи, интерес занимаю­щихся к данному виду спорта, связь настоящего урока с предыдущим и последующим, условия, в которых должен проводиться урок (метеоро­логические факторы, инвентарь, одежда, обувь и т. п.), особенности занимающихся (пол, возраст, физическая подготовленность).
Перед каждым уроком преподаватель ставит определенные задачи, которые должны выражать основное содержание урока. Необходимо следить за тем, чтобы задачи были посильными для занимающихся.

В плане-конспекте урока в зависимости от этапа обучения можно поставить одну, две или три задачи.

В учебных заведениях некоторые группы обучающихся занимаются лыжной подготовкой только на плановых занятиях и не стремятся к специализации по лыжному спорту. В ДСО и учебных заведениях существуют группы, специализирующиеся по конкретному виду лыжного спорта. Эти обстоятельства необходимо учесть при организа­ции и проведении уроков.

В первом случае преподавателю надо проводить урок так, чтобы заинтересовать занимающихся лыжным спортом: проводить занятия на живописной местности, особенно строго подходить к дозировке нагрузки и учету метеорологических условий, больше заботиться о подготовке инвентаря, уделять в уроке внимание упражнениям, повышающим эмоциональное состояние занимающихся (катание с гор, игра и т. п.), усложнять требования в зависимости от появления интереса. Во втором случае, не пренебрегая указанными средствами повышения интереса занимающихся, надо в то же время с самого начала приучать их переносить определенные трудности, связанные с форми­рованием спортсмена-лыжника. Для полноценного проведения урока необходимо всегда учитывать местность, метеорологические условия, инвентарь, одежду, обувь. Если занимающиеся озябнут, то все объяснения и указания воспринимаются плохо и сами движения выполняются неуверенно. В этих случаях необходимо выполнять упражнения, способствующие разогреванию занимающихся.

При проведении занятий по лыжному спорту вопрос о дозировке фи­зической нагрузки имеет важное значение. Женщины и мужчины должны получать разную нагрузку. В занятиях с женщинами (в сме­шанной группе) используются внутренний круг учебной площадки, укороченная дистанция учебной и тренировочной лыжни.

В группе могут быть занимающиеся с большей или меньшей сте­пенью физической подготовленности, поэтому необходим индивиду­альный подход к каждому. Если у одних занимающихся не получается какое-либо упражнение, не следует в этом случае действовать слишком настойчиво; иногда надо переключиться на другое упражнение и лишь позже вернуться к первому. Ни в коем случае нельзя тормозить естес­твенный рост и развитие лыжника, если он опережает остальных занимающихся.

Преподавателю важно помнить о том, что занятия с группами ста­ршего возраста не должны иметь выраженной спортивной направлен­ности, а отличаться образовательно-оздоровительным характером.

Каждый урок должен быть интересным и привлекательным. Обучающиеся должны уходить с занятий с чувством удовлетворения. Это может быть достигнуто только в том случае, если хорошо подго­товлен план-конспект урока, в организации и проведении урока учте­ны все изложенные выше требования, а также если в каждом уроке будут элементы новизны.

Походы на лыжах могут проводиться с разными задачами назначения: исследовательские, агитационные и спортивные.

Все походы, как правило, многодневные; в них участвуют квалифицированные лыжники. Поход нельзя рассматривать как разновидность занятий по лыжному спорту.

В методике подготовки лыжников используются учебные походы двух типов: туристские и военизированные. Продолжитель­ность — 1—2 дня. Походы особенно часто проводятся в коллективах физической культуры школ, вузов, производственно-технических учи­лищ и ДЮСШ. Их рекомендуется проводить во второй половине зимнего сезона. Выход — в субботу после работы или учебы, возвраще­ние — в воскресенье к вечеру.

Организация похода состоит из трех этапов: подготовка к походу, проведение похода, подведение итогов похода.

Подготовка к походу. Вначале надо определить цель похода и учебные задачи. Целями похода могут быть: воспитание навыков походной жизни, обучение передвижению на большие расстояния, умение сохранять силы при длительном передвижении, ориентирование на незнакомой местности.
Задачами похода могут быть: посещение исторических и знамена­тельных мест; передвижение по живописным местам; по местам, связанным со знаменательными событиями и т. п.

Военизированные походы в зависимости от контингента занимаю­щихся могут преследовать различные цели: проведение военизиро­ванной игры, прохождение дистанции форсированным маршем, пе­редвижение в необычных условиях (по трудно- или малодоступным местам, ночью и т. п.).

Учебными задачами могут быть: обучение походному передвиже­нию (строем), дисциплине и режиму марша (скорость передвижения, привалы), выбору пути для скрытых передвижений, распознаванию, запутыванию и маскировке следов, маскировке, бесшумному передви­жению, ориентированию по карте, компасу и местным предметам, выбору мест для отдыха и ночлега, устройству временного жилья (палаток, шалашей, заслонов, снежных ям, снежных пещер), разведе­нию костров, способам варки пищи, сушки обуви и одежды, охране ночлега и т. д.

После того как определена цель похода и намечены задачи, надо:

  1. разработать план предстоящего похода, изучить маршрут,
    составить схему и график маршрута, определить основные и промежуточные привалы и места ночевок, учесть средства, необходимые для
    организации привала, составить инструкцию о том, как одеться и как
    вести себя во время похода;
  2. тщательно проверить состояние лыжного инвентаря и подгото­вить необходимое количество ремонтных и запасных средств; аптечку;
  3. тщательно проверить одежду и обувь, подготовить продукты питания и дать указания о том, как складывать вещи в рюкзак и как его подогнать для ношения;
  4. распределить обязанности между участниками похода (выделить старших подгрупп, ответственных за хранение запасных частей, аптечки, за фотографирование, ведение путевых заметок и т. п.).

Если походы проводятся с лыжниками недостаточно квалифициро­ванными, маршрут надо тщательно разведать, чтобы своевременно выбрать кратчайшие и самые выгодные направления, избегая трудно­проходимых мест.

На занятиях, предшествующих походу, надо провести беседу, ознакомить участников с планом и задачами похода, рассказать им о требованиях, предъявляемых к одежде и снаряжению, о мерах предупреждения обморожений и потертостей, а также о том, какие продукты питания лыжнику необходимо взять с собой, и о поведении в походе.

Проведение похода. Небольшая группа достаточно тренированных лыжников может передвигаться со скоростью 7—8 км/час, а среднесуточный переход достигает 55—60 км.

Лучшим строем для передвижения небольшой группы в 25—30 чело­век (три подгруппы) является колонна по одному.

Дистанция между лыжниками, идущими по слабопересеченной местности, должна быть 4—5 м, а интервал между идущими в колонне по два или по три — 2—3 м. При спусках с гор в зависимости от харак­тера склона дистанция увеличивается до 10—15 м, а при спуске с неровных или очень крутых склонов следует спускаться поочередно по одному. Перед трудным подъемом надо делать 2—3-минутную передышку. В целом марш должен совершаться равномерно.

Рюкзак является обязательным предметом в походе. Наличие даже легкого рюкзака всегда сказывается на передвижении, особенно при выполнении поворотов. Рюкзак должен быть правильно уложен: мягкие вещи укладываются ровным слоем к спине, более тяже­лые — равномерно по всему дну рюкзака, вещи первой необходимости — сверху (бинт в кармане). Рюкзак должен быть правильно подогнан, чтобы не стеснял движений и не перемещался на спине из стороны в сто­рону. Лямкй должны быть прошиты и иметь войлочные прокладки.
На марше очень важно уметь правильно организовать прокладку лыжни, особенно на глубоком снегу (целине), это даст возможность соблюдать ровную и достаточно быструю скорость передвижения. Если лыжники одинаковы по своей подготовленности, то головной лыжник, пройдя установленное количество времени, делает шаг в сторону, его место занимает идущий за ним. Бывший головной пристраива­ется в конце колонны и, идя по готовой лыжне, успевает отдохнуть пре­жде, чем до него снова дойдет очередь прокладывать лыжню. Если лыжники неодинаково тренированы, то сильнейших ставят в голову колонны и они меняются вышеописанным способом между собой. Чем труднее путь, тем чаще сменяется лыжник, идущий в голове колонны.

При прокладке лыжни нужно на пути избирать какой-то ориентир и время от времени сверять с ним правильность направления. Лыжню надо прокладывать возможно прямее, без излишних поворотов и зигза­гов, особенно на не крутых склонах.

Во время похода устраиваются большие и малые привалы. Малые привалы устраиваются для отдыха, подгонки снаряжения, одежды и лыжного инвентаря и ожидания отстающих. Большие привалы предназначаются для восстановления сил и приема пищи. Привалы следует устраивать в местах, защищенных от ветра (в лесу, овраге). Первый малый привал надо сделать через 20 мин. после начала похода, чтобы выявить и устранить недостатки, связанные с подготовкой снаряжения, одежды и обуви. Остальные малые привалы продолжи­тельностью 5—6 мин. можно делать после одного часа передвижения. Большой привал устраивают, как правило, когда пройдено % пути, желательно в населенном пункте. Продолжительность привала 1,5—2 часа (в ненаселенном пункте — 1—1,5 часа). При сильном морозе привалы сокращаются; в этих случаях надо разводить костры. Подходить к месту ночевки следует при дневном свете, чтобы до темноты можно было организовать бивак.

Подведение итогов похода. После окончания похода надо его проанализировать, сделать выводы и провести методический разбор. При умело проведенном методическом разборе похода участники обогатятся организационно-практическими знаниями и сам преподаватель более успешно будет накапливать опыт в проведении учебных походов.

Методический разбор может быть проведен по следующему плану:

  • оценка подготовительной работы, насколько удался разработанный план похода, что было необходимо исправить в связи со сложившимися условиями, какова деятельность актива, помогающего в организаци­онной работе;
  • оценка марша, характеристика маршрута, дисциплина участников, режим марша, решение учебных задач, чему научились в походе и как эти знания и навыки можно применить в прикладных условиях, отметить отдельных участников (указать положительные и отрица­тельные случаи);
  • оценка организации бивака, характеристика места и видов устройства ночлега, указать положительные и отрицательные стороны организации и оборудования биваков;
  • выводы: указать главные положительные стороны похода, основные недостатки;
  • предложения: выделить ряд вопросов и задач, которые необходимо решить при проведении следующего похода.

Методический разбор должен иметь педагогическую направлен­ность и не быть дискуссионным.

Методические требования к проведению занятий

Компетентностный подход в профессиональном образовании в основном ориентирует преподавателей на практическую направленность изучения дисциплин, профессиональных модулей. Реализация задачи формирования компетенций зависит от соблюдения ряда принципов, требований, правил (принципы активности, самостоятельности, организации обучения в контексте профессиональной деятельности, средства традиционных и инновационных технологий, принцип междисциплинарного подхода).

Успешность формирования компетенций зависит не только от дидактического, учебно-методического, психологического обеспечения образовательного процесса, но и от учебно-воспитательной работы преподавателя.

С целью повышения интереса к глубокому изучению общепрофессиональных, профильных дисциплин, профессиональных модулей, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры и иного учебно-воспитательная работа преподавателя должна носить профессионально-направленный характер.

Повышением мотивации обучаемых к формированию компетенций является ориентация на моделирование ситуации достижения успеха. Участие обучаемых в научно-информационной деятельности, в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, учебные достижения, вторичная занятость являются важнейшими средствами достижения успеха, формирования профессионального достоинства личности, усвоения корпоративных норм поведения в профессиональной сфере деятельности. С этой целью преподавателям наряду с традиционными формами обучения необходимо применять активные и интерактивные формы обучения, повышая мотивацию обучаемых к овладению образовательными и другими компетенциями, а также их способность к эффективной профессиональной деятельности.

Использование интерактивных методов обучения позволяет обучаемым становиться полноправными участниками процесса восприятия. Преподаватель не только дает готовые знания, но и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску информации. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, которые начинают выполнять функцию помощника в работе, одного из источников информации, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Одним из видов интерактивного обучения как одного из эффективных и сложных форм проведения занятий, целью которого является развитие компетентности межличностного общения и профессионального поведения в коллективе, является проведение комплексных занятий, которые позволяют в рамках одного занятия формировать несколько видов компетенций, повышая интерес к профессиональной деятельности и помогая формировать всестороннее развитие личности.

Для проведения занятий в сложной форме обучения предлагается использовать комплексное занятие с использованием следующих методов активного обучения: тренинг и игровой метод в форме тематической викторины.

Для качественной организации занятия в сложной форме обучения предлагаем его построить на подготовке обучающих в роли помощника руководителя занятия (руководителя части занятия) и проведения занятия в форме тренинга в комплексе с организацией тематической викторины, что позволит резко менять роль преподавателя, она перестает быть центральной. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией.

Назначая из числа обучаемых помощника руководителя занятия (помощник преподавателя) (ПРЗ), мы не только внедряем игровой метод, но и развиваем профессиональные качества и организаторские способности, профессиональную этику общения обучающихся. Используя данную методику, преподаватель развивает у обучаемых, действующих в роли определенного должностного лица (помощника руководителя занятия), умение правильно и быстро реагировать на обстановку, принимать решения, оформлять различные формы документов (план проведения учебного занятия).

Использование в обучении тренинга направлено на достижение следующих целей: образовательных (обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, проверка и контроль знаний пройденного материала); воспитательных (выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива, привитие интереса к выбранной специальности); развивающих (развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа), развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы, развитие творческой мыслительной деятельности).

Организация учебной работы должна сопровождаться правильной и четкой системой контроля за успеваемостью (оценка уровня сформированности компетенций) обучаемых. Контроль знаний и умений является важной задачей, так как он обеспечивает обратную связь от обучающегося к преподавателю, позволяет по его результатам скорректировать ход ведения образовательного процесса, и в конечном итоге — управлять процессом подготовки специалистов. Контроль знаний, умений и уровня сформированности компетенций должен проводиться не только со стороны преподавателя, а должен быть дополнен самоконтролем и самооценкой обучающихся.

Для развития у обучаемых логики, смекалки и привития навыков сознательного усвоения материала весьма важно проверить их знания, создавая обстановку (ситуацию), по ходу которой обучаемые могли бы самостоятельно принимать решения, выполнять практические действия с подробным обоснованием их в последующем, что как нельзя лучше позволяет осуществить тематическая викторина.

Тематическая викторина является одной из нетрадиционных форм обучения, и ее можно провести в конце занятия, в середине занятия или как внеаудиторное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением обучающихся из нескольких групп.

Особенности занятия-викторины заключаются в том, что эта форма работы является игровой формой контроля знаний и умений, пробуждает и активизирует интерес к изучаемым дисциплинам, развивает творческую мыслительную деятельность, обеспечивает активность, учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, способствует выработке способности к психологической совместимости в группе (команде), толерантности, творческому контакту с членами команды, способствует работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и др.

Используемые в обучении сложные формы проведения занятий позволяют формировать различные виды компетенций, в том числе включающие в себя организаторские способности (способность самостоятельно проводить занятия), а также позволяют оценить не только знания и умения, но и умения овладевать различными видами компетенций.

Как пример нетрадиционной формы обучения приведем методику проведения занятия в сложной форме, построенного на основе тренинга с тематической викториной по дисциплине: «Теория электрических цепей», лабораторная работа: «Резонанс напряжения и тока в цепях синусоидального тока», время проведения — 4 ч.

Смотрите так же:  Деньги под залог автомобиля липецк

1. Подготовка к занятию в качестве помощника руководителя занятия (за 2-3 дня до начала занятия) для проведения занятия, назначенного из числа обучаемых, включает в себя: постановку задачи преподавателем, изучение учебно-методического материала, разработку задачи, отработку вопросов с преподавателем, написание плана-конспекта (преподаватель, за 3 дня).

2. Заслушивание помощника руководителя занятия (за 1 день до начала занятия): знание материала; знание ситуации; порядок проведения.

Контроль подготовки: проверка плана-конспекта; утверждение плана-конспекта; соблюдение указаний.

3. Проведение занятия. В ходе проведения занятия в вводной части для постановки задачи на исследования назначается помощник руководителя занятия из числа обучаемых.

Помощник руководителя занятия ставит задачу группе, разбивает группу на подгруппы (расчеты) исходя из рабочих мест, назначает старших расчетов, лиц, которые будут собирать схему(ы) исследования, контролировать действия по сборке схемы. О готовности расчетов к отработке вопросов докладывает старший расчета. Дается команда «К отработке учебного вопроса «Резонанс напряжений в цепи синусоидального тока» приступить».

Помощник руководителя занятия зачитывает задание на исследования и методику отработки учебного вопроса.

Собрать схему исследования. В работе исследуется цепь, состоящая из источника синусоидального напряжения и активного сопротивления последовательно включенных индуктивности и емкости. При заданном значении амплитуды напряжения изменяют частоту, одновременно измеряя ток в цепи и напряжение: общее, на активном сопротивлении, на индуктивности и на емкости. По полученным данным определяются резонансная частота и ток. Сохраняются и анализируются осциллограммы и векторные диаграммы тока и всех напряжений. Строится амплитудно-частотная характеристика тока цепи.

По окончании отработки вопроса занятия докладывает старший расчета. Помощник руководителя занятия выборочно проводит опрос по сделанным выводам при исследовании «Резонанса напряжений в цепи синусоидального тока». Подводятся итоги по отработке первого учебного вопроса. Руководитель занятия (преподаватель) отвечает на возникшие вопросы, в процессе отработки учебного вопроса вместе с помощником помогает обучающимся.

Проведение викторины. Группа делится на 3-4 расчета. Каждый расчет задает по 2-3 вопроса каждому расчету по теме лабораторной работы в форме викторины. За правильные ответы начисляются баллы (правильный ответ — 1 балл (неполный ответ — 0,5 балла)). Если нет правильного ответа на вопрос, то отвечает обучаемый из расчета, задававшего вопрос (по выбору расчета, который не ответил на вопрос). Подводятся итоги викторины.

По готовности расчетов к отработке последующих вопросов занятия помощник руководителя дает команду «К отработке вопроса занятия «Резонанс токов в цепи синусоидального тока» приступить».

О готовности расчетов к отработке вопросов докладывает старший расчета. После проверки рабочих мест дается команда «Приступить».

Помощник руководителя занятия зачитывает задание на исследования и методику отработки учебного вопроса «Резонанс токов в цепи синусоидального тока».

Собрать схему исследования. В работе исследуется цепь, состоящая из источника синусоидального напряжения и параллельно включенных активного сопротивления, индуктивности и емкости. При заданном значении амплитуды напряжения изменяют частоту, одновременно измеряя напряжение на элементах цепи и ток: общий и отдельно по ветвям индуктивности и емкости. По полученным данным определяются резонансная частота и напряжение. Сохраняются и анализируются осциллограммы и векторные диаграммы всех токов и напряжений. Строится амплитудно-частотная характеристика цепи.

Помощник руководителя занятия выборочно проводит опрос по сделанным выводам при исследовании «Резонанса токов в цепи синусоидального тока».

Руководитель занятия (преподаватель) отвечает на возникшие вопросы, в процессе отработки учебного вопроса вместе с помощником помогает обучающим.

Помощник руководителя занятия напоминает об отчетности за занятия (отчет по лабораторной работе должен включать графики и расчеты в соответствии с требованиями раздела лабораторной работы).

4. Подведение итогов занятия. Оценивается работа обучающих, ПРЗ с выставлением оценок в журнал учета занятий. Напоминаются тема, цели занятия и степень их достижения, учебные вопросы. Подводятся итоги занятия. Дается задание на самостоятельную работу.

Помощник руководителя занятия оценивается по следующим критериям.

Высокий — план проведения занятий отработан вовремя, в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями; подготовка учебных мест позволяет полностью и качественно выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; глубокие знания материала занятия, системное и доступное его изложение; всеохватывающее, требовательное и настойчивое руководство практическими действиями обучаемых; умение объективно оценить знания и умения обучаемых.

Средний — план проведения занятий отработан вовремя, в полном объеме с незначительными недостатками; учебные места подготовлены не полностью, но позволяют выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; достаточно глубокие знания материала занятия и доступное его изложение; недостаточно устойчивый контакт со всеми обучаемыми, достаточно требовательное руководство практическими действиями обучаемых; незначительные затруднения в объективном оценивании знаний и умений обучаемых.

Ниже среднего — план проведения занятий отработан с незначительными установленными временными ограничениями, в неполном объеме с допустимыми недостатками; учебные места подготовлены не полностью, позволяют частично выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; знания материала занятия достаточны для его изложения обучаемым; фрагментальный контакт с обучаемыми, руководство практическими действиями обучаемых позволяют контролировать их действия; испытывает затруднения в объективном оценивании знаний и умений обучаемых.

Низкий — план проведения занятий отработан с нарушением установленных временных ограничений, в неполном объеме с существенными недостатками; учебные места не подготовлены, не позволяют выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; знания материала занятия недостаточны для его изложения обучаемым; контакт с обучаемыми отсутствует, руководство практическими действиями обучаемых не позволяет контролировать их действия; не способен объективно оценивать знания и умения обучаемых.

На примере данного занятия показана методика проведения исследований по теме занятия, где при изучении учебных вопросов мы формируем у обучаемых одну профессиональную компетенцию и две общие компетенции (способность работать в коллективе, команде и способность брать ответственность на себя), а также оцениваем результат практического выполнения лабораторной работы в соответствии с методическими рекомендациями.

В ходе проведения викторины мы оцениваем уровень теоретической подготовки обучаемых, проводим психологическую разгрузку, активизируем работу и др.

Таким образом, используя данную методику проведения занятий, мы формируем не только знания и умения в рамках темы занятия, активизируем деятельность обучаемых к освоению знаний, умений, навыков, но и повышаем мотивацию к профессиональной деятельности. Также данная методика дает возможность преподавателю в рамках данного занятия оценить не только профессиональные, профессионально-специализированные, но и общекультурные компетенции (ораторское искусство, управленческие способности, методические навыки и др.).

Рецензенты:

Шуваев А.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры информационных систем ФБГОУ ВПО «СтГАУ», г. Ставрополь;

Байдаков А.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФБГОУ ВПО «СтГАУ», г. Ставрополь.

Методика проведения занятий в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального юридического образования

Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) является общественной наукой, изучающей право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства, политические системы общества в целом123.

Таблица 8.9 Разновидности урока и методы его проведения

Для преподавателей учебных центров (лицеев) и средних профессиональных учебных заведений представляют интерес: уроки-лекции, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации и зачетные уроки.

Для преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования может быть приемлемой система модульного построения уроков по теме, уроки-объяснения нового материала; уроки-семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы обучающихся; уроки лабораторно-практических занятий (практикумы); уроки выполнения упражнений (решения задач); уроки-зачеты по теме; уроки защиты творческих заданий, подготовленных индивидуально и коллективно124.

Технология подготовки преподавателя к уроку подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка включает: анализ требований квалификационной характеристики специалиста — выпускника учебного заведения — общей и предметной, определяющей требования к преподаваемой дисциплине; детальное изучение содержания учебной программы своего предмета и смежных дисциплин; изучение специальной, педагогической, психологической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта других преподавателей; методическую работу по подготовке разнообразных организационно-методических документов и необходимых учебно-методических материалов для преподавателя и обучающихся; разработку опорных конспектов, различных наглядных пособий и других дидактических материалов; овладение методикой применения технических средств на уроках.

Методика проведения урока может иметь вариации, но наиболее распространена фронтальная (групповая) методика — организация коллективной работы группы. Большое внимание уделяется сейчас методике индивидуализированного обучения. Она широко применяется на уроках закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроках программированного обучения и др. Индивидуальная форма учебной работы на уроке предусматривает высокий уровень самостоятельности обучающихся для овладения учебным материалом. Основными методами обучения при этом выступают индивидуальные упражнения в спецклассах, лабораториях, на тренажерах и полигонах, а также самостоятельная работа студентов, курсантов и слушателей под руководством преподавателя. На такого рода занятиях преподаватель выступает руководителем, партнером и помощником обучающихся.

Успех таких занятий во многом зависит от качества подготовленных преподавателями учебно-методических материалов для обучающихся, а также от наличия необходимого количества литературы, нормативных актов, различных дидактических пособий, и конечно — от методического мастерства преподавателей.

При всех формах организации учебной работы студентов, курсантов и слушателей на уроках важное значение имеет характер отношений между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися. Хорошо, если эти отношения основаны на идеях педагогики сотрудничества. Здоровый социально-психологический климат в учебных группах и психологическая совместимость между обучающимися в микрогруппах стимулируют их познавательную деятельность и способствуют достижению дидактических целей занятия. Рассмотренная методика подготовки и проведения уроков не претендует на законченность. Она может и должна совершенствоваться в повседневной работе преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального юридического образования.

Методические рекомендации «Занятия в системе дополнительного образования»

Введение

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Примерная модель занятия в ОУ ДОД

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Методика проведения занятия в ДОУ

Методика проведения занятия в ДОУ

1. Занятия как форма обучения

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия — школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

Смотрите так же:  Приказ мз рк 543

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение — это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция — построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, — это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Форма организации обучения — это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

2. Характерные особенности и структура занятий

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

3. Классификация занятий в ДОУ

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

2. Содержание знаний

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными.

Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.

Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.

Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

— ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

— развитие элементарных математических представлений;

— изобразительная деятельность и конструирование;

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия предусматривает:

— определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

— объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

— объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

— формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно является следующей:

Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)

Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.

Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Нетрадиционные формы занятий

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие — беседа и занятие — наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми — это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

5. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно — неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины — потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 мин.

4-го года жизни — 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни — 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

Смотрите так же:  Оформить красиво фотку

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни — 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы — 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры — занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры — занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность — зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия — 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях — фронтальная и подгрупповая.

6. Подготовка воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.

Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация — восприятие — осмысление», — и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Модель развивающего занятия

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме — и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) — к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы — к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

Разработка гибкого плана включает в себя:

— Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

— Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

— Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

— Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

— Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок — педагог» и «ребенок — дети».

Планирование результативности занятия предусматривает:

1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

7. Анализ передового педагогического опыта

Для анализа передового педагогического опыта нами был использован опыт работы старшего воспитателя МДОУ «Центр развития детей — детский сад №38», г. Воткинск, Республика Удмуртия Виншняковой Надежды Афанасьевны на тему «Интегрированные занятия в детском саду».

Автор проводил опыт по проблеме интегрированного обучения, которое является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей.

Детский сад, в котором проводился данный опыт работает по программе «Детство» под редакцией В. Логиновой, Т. Бабаевой. Педагоги выбрали её для себя, прежде всего потому, что она ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое понимается авторами программы, как единство индивидуальных способностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Автор отмечает, что занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов — что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Тематика проводимых занятий разнообразна.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Количество занятий определял каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности.

Так, часть занятий проводилось совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».

Занятия с преподавателями по изодеятельности включали задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Чудо на ладони» обобщались знания о насекомых, а в заключение дети рисовали бабочку.

На занятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а с преподавателями дети выполняли коллективную аппликацию «Космическое пространство».

Так, на занятии «Строительная фирма» закреплялись знания о людях, работающих на стройке, о машинах, помогающих им; у родителей формировалось объективное оценивание своего ребёнка. Занятие строилось таким образом — задания давались и детям, и родителям, каждый выполнял, а потом рассказывал о своих результатах. Так детям нужно было назвать и разложить в правильной последовательности этапы строительства дома, а родителям разгадать кроссворд, где ключевым словом было слово «стройка».

Совместные детско-родительские занятия натолкнули автора на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности вне занятий, и выразилось это в форме проведения тематических недель, в организации и проведении которых участвовали воспитатели, дети и родители. Так одной из таких недель стала неделя «Слава хлебу на столе». В старшей группе был оборудован центр «Кулинария», где были выставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всей недели проходили занятия на тему хлеб, «В некотором царстве в хлебном государстве», «О том, как хлеб на стол пришёл», «От зёрнышка до булочки». Это было своеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсы знатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы показали своё мастерство в выпечке.

Совместная деятельность взрослых и детей вызывала у последних ощущение взрослости, признание их возможностей со стороны родителей.

Работа по теме опыта проводилась в МДОУ три года.

Изучив опыт работы Вишняковой Надежды Афанасьевны, можно сделать следующий вывод:

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

8. Педагогические выводы

Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других занятиях.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Итак, для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

1. На занятиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения.

2. Занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.

3. Занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

Занятия занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.

Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.