Приказ о вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта

Приказ 146 О Временных правилах приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации

Приказ Минсвязи РФ от 19 декабря 1995 г. N 146

«О Временных правилах приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации»

(с изменениями от 25 февраля, 29 июля 1997 г., 12 мая 1999 г.)

В целях развития новых экономических отношений между участниками инвестиционного процесса в отрасли «Связь» и повышения ответственности каждого из них за результаты своей работы приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 15.12.1995 г. «Временные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации» (прилагаются).

Установить срок действия «Временных правил. » до введения нового СНиП 12-04-. «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Приказом Минсвязи РФ от 25 февраля 1997 г. N 31 пункт 1 настоящего приказа был дополнен подпунктами 1.1 — 1.4

Приказом Госкомсвязи РФ от 12 мая 1999 г. N 81 данный приказ признан утратившим силу

1.1. Не требуется регистрации начала строительства и разрешения органов Госсвязьнадзора России:

1.1.1. На строительство объектов связи общего пользования следующих типов:

— телевизионные, ОВЧ ЧМ вещательные станции и ретрансляторы мощностью до 1 кВт включительно;

— ретрансляционные станции проводного вещания;

— малоканальные радиорелейные линии, работающие в полосах частот до 470 МГц;

— оконечные абонентские земные станции спутниковых систем связи типа VSAT;

— системы (средства) персонального радиовызова, радиальные системы подвижной радиосвязи с мощностью базовых станций до 100 Вт;

— стационарные системы радиотелефонной связи (радиоудлинители, системы класса «point to multipoint).

— АТС малой емкости (до 200 NN) на местных телефонных сетях;

Приказом Госкомсвязи РФ от 25 декабря 1998 г. N 215 пункт 1.1.1 приказа Минсвязи РФ от 25 февраля 1997 г. N 31 (дополняющий настоящий приказ) дополнен абзацем следующего содержания:

— малые земные станции спутниковой связи с диаметром антенн 3,8 мм и менее.

1.1.2. На реконструкцию действующих радиопредприятий с заменой устаревшего передающего телевизионного и ОВЧ ЧМ вещательного оборудования на новое в случаях, когда характеристики излучения этого оборудования не изменяются.

1.2. Строительство (установка) типовых сетей (объектов) связи с использованием радиоэлектронных средств (РЭС), указанных в п.1.1.1., производится по типовым проектам или заводским описаниям и инструкциям в соответствии с действующими правилами и техническими нормами.

1.3. Регистрация действующих и вновь построенных объектов связи, поименованнных в п.1.1.1 и выдача разрешений на их эксплуатацию производится при наличии:

— технического паспорта на оборудование;

— лицензии на вид деятельности;

— разрешения на использование радиочастот для эксплуатации РЭС;

— утвержденного проекта и заключения по его экспертизе (для вновь построенных АТС малой емкости, указанных в п.1.1.1;

— акта приемочной комиссии.

1.4. Не требуется разрешений на строительство и представления актов приемочной комиссии для выдачи разрешений на право эксплуатации подвижных земных станций спутниковой связи системы «ИНМАРСАТ».

Приказом Госкомсвязи РФ от 29 июля 1997 г. N 1 пункт 1 настоящего приказа дополнен подпунктами 1.5 — 1.8

1.5. Не требуется регистрация начала строительства и разрешения органов Госсвязьнадзора России на строительство вновь вводимых или реконструкцию существующих объектов документальной электросвязи общего пользования малой емкости, удовлетворяющих следующим условиям:

— количество используемых каналов связи (телеграфных каналов, абонентских и соединительных линий сети АТ/телекс, каналов ТЧ, абонентских линий телефонных сетей, основных цифровых каналов или цифровых трактов в пересчете к основным цифровым каналам, неуплотненных физических целей) не превышает 128 и для их организации не предусматривается строительство новых или реконструкция существующих линейно-кабельных и вводно-кабельных сооружений;

— размещение технических средств и эксплуатационных службы объекта связи предусматривается в существующих технологических помещениях без их реконструкции;

— для выполнения монтажно-строительных работ не предусматривается строительство новых средств размещения соединительных кабелей (фальшполы, кабельросты, кабельные шахты и т.п.):

— эксплуатация объекта связи предусматривается без строительства новых и реконструкции существующих систем энерго- и жизнеобеспечения.

1.6. Не требуется регистрация начала строительства и разрешения органов Госсвязьнадзора России на реконструкцию существующих объектов телеграфной связи общего пользования, осуществляемую посредством замены устаревшего оборудования на новое, в случаях, когда реконструкция не предусматривает изменение функционального назначения объекта связи.

1.7. Строительство объектов документальной электросвязи общего пользования, соответствующих условиям, указанным в п.1.5, должно производиться по утвержденной проектной документации или по утвержденному типовому проекту.

В случаях, когда объект документальной электросвязи общего пользования, соответствующий условиям, указанным в п.1.5, представляет собой единый комплекс технических средств, в составе эксплуатационной документации которого имеется инструкция (указания) по монтажу, монтаж производится с использованием только штатных монтажных средств (соединительные кабели, крепеж и т.п.), входящих в состав поставки технических средств, и в качестве технических средств используется только оборудование настольного типа, допускается производить строительство этого объекта по схеме соединений, утвержденной заказчиком строительства, и эксплуатационной документации на комплекс технических средств в соответствии с действующими правилами и техническими нормами и без обязательного привлечения специализированной монтажной организации.

1.8. Выдача разрешения на эксплуатацию реконструируемых и вновь вводимых объектов документальной электросвязи общего пользования, соответствующих условиям, указанным в п.1.5, производится органами Госсвязьнадзора при представлении:

— лицензии на соответствующие виды деятельности;

— акта приемочной комиссии;

— сертификатов соответствия на технические средства связи;

— разрешения на использования радиочастот, приобретение, ввоз и эксплуатацию РЭС (в случаях использования РЭС);

— утвержденного проекта или типового проекта и заключения по его экспертизе.

Для объектов документальной электросвязи, строительство которых в соответствии с п.1.7 производилось по эксплуатационной документации, допускается вместо проектной документации представлять соответствующую эксплуатационную документацию и утвержденные заказчиком строительства схему соединений и спецификацию объекта связи, содержащую сведения о назначении, составе технических средств, условиях эксплуатации и технических характеристиках объекта связи.

2. Начальникам управлений Минсвязи России, руководителям организаций руководствоваться данными «Временными правилами. » при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования.

3. Возложить на Главгоссвязьнадзор (Логинов) обязанности по регистрации начала строительства объектов связи с проверкой наличия утвержденной проектно-сметной документации, соответствия применяемого оборудования выданным сертификатам, лицензии на производство строительно-монтажных работ, а также выдачи разрешений на постоянную эксплуатацию на основании утвержденных актов приемочных комиссий.

Федеральный министр В.Б.Булгак

к приказу Минсвязи РФ

от 19 декабря 1995 г. N 146

Временные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Временные правила. » распространяются на объекты связи общего пользования в Российской Федерации всех форм собственности и устанавливают Порядок приемки объектов в эксплуатацию после окончания строительства, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.

1.2. Строительство объектов связи общего пользования производится при наличии у заказчика утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи, сертификата соответствия на технологическое оборудование техническим условиям взаимоувязанной сети связи (ВСС) России, разрешения на приобретение, ввоз и право эксплуатации радиоэлектронных средств (если таковые используются), контракта на поставку основного технологического, измерительного и испытательного оборудования.

1.3. Приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта подразделяется на:

— приемку объекта заказчиком от исполнителя работ (генподрядчика);

— приемку объекта в эксплуатацию приемочными комиссиями от заказчика.

1.4. Приемка законченного строительством объекта заказчиком или уполномоченным инвестором другим лицом производится в соответствии с договором подряда (контракта) на строительство и «Временным положением по приемке законченных строительством объектов», рекомендованных письмом Госстроя России от 09.07.1993 г., N БЕ-19-11/13.

1.5. До приемки объекта от генподрядчика заказчиком должны быть получены от Госархстройнадзора, Госсвязьнадзора и др. органов Госнадзора заключения о соответствии предъявленного к приемке объекта утвержденному проекту; проверено соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил; выполнены испытания и комплексное опробование оборудования; определена готовность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии, защите природной среды и др.

К приемке объекта, законченного строительством, заказчик может привлекать представителей генерального подрядчика, субподрядных и эксплуатационных организаций, генерального проектировщика, Госархстройнадзора, Госсвязьнадзора и др. органов государственного надзора.

1.6. Объекты принимаются в целом, в том числе «под ключ» или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) или в соответствии с другими условиями договора.

1.7. В отдельных случаях до приемки законченных строительством объектов особой сложности со значительным объемом требуемых испытаний по приемочному контролю, при наличии существенных замечаний заказчика в процессе производства строительно-монтажных работ, решением заказчика может назначаться «Рабочая комиссия» для определения готовности объекта к приемке. Состав рабочей комиссии и порядок ее работы определяются заказчиком.

1.8. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами, инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период строительства и приемки в эксплуатацию, а также настоящими «Временными правилами. «.

1.9. Объекты, законченные строительством, подлежат приемке в эксплуатацию только в том случае, когда они имеют положительные заключения надзорных органов и подготовлены к эксплуатации, на них устранены недоделки и на установленном оборудовании возможен выпуск продукции (оказание услуг) в соответствии с утвержденным проектом.

Смотрите так же:  Какие документы нужны если затопили квартиру

1.10. Приемка в эксплуатацию объектов законченных строительством оформляется актами приемочных комиссий.

1.11. Датой приемки в эксплуатацию считается дата утверждения акта приемочной комиссии. С этой даты начинается гарантийный срок, если гарантия предусмотрена договором подряда (контракта).

1.12. Утвержденный акт приемки в эксплуатацию является основанием регистрации построенного объекта и выдачи разрешения на его постоянную эксплуатацию.

2. Приемочные комиссии по приемке объектов в эксплуатацию

2.1. Назначение Государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, производится Министерством связи Российской Федерации, или органом им уполномоченным, а объектов, строительство которых производилось за счет средств бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, производится в порядке, установленном исполнительной властью на данной территории.

По объектам, строительство которых финансировалось за счет собственных средств организаций или физических лиц, приемочные комиссии назначаются инвестором. Работа комиссий по приемке объектов законченных строительством и вводу их в эксплуатацию может быть совмещена.

2.2. В состав приемочных комиссий по объектам, строительство которых осуществлялось за счет средств местных бюджетов или собственных средств организаций или физических лиц, должен включаться представитель Министерства связи Российской Федерации в лице работника Госсвязьнадзора.

2.3. Назначение комиссии по приемке в эксплуатацию производится не позднее чем за 30 дней до установленного срока ввода по представлению заказчика (кроме случаев, когда заказчик как орган уполномоченный инвестором сам назначает комиссию, но не позднее чем за 15 дней), согласованному с ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в части участия их представителей в работе комиссии.

2.4. Председателя приемочной комиссии назначает орган, утвердивший ее состав.

2.5. В случае обоснованной необходимости замены членов комиссии, решение о включении в ее состав других представителей соответствующих ведомств, предприятий, организаций принимает председатель приемочной комиссии, извещающий об этом орган, назначивший комиссию, в докладной записке, прилагаемой к акту приемки объекта связи в эксплуатацию.

3. Подготовка к приемке объекта в эксплуатацию

3.1. Ответственность за подготовку материалов для приемочной комиссии возлагается на заказчика и генерального подрядчика.

Перечень основных документов, предоставляемых приемочной комиссии, приведен в приложении N 2 к «Временным правилам. «.

Генподрядчик в соответствии с договором подряда (контракта), обязан по окончании строительства объекта представить заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности его к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.

3.2. По получении от генподрядчика извещения об окончании работ и готовности объекта к приемке, заказчик готовит предложения по составу приемочной комиссии в порядке, установленном в п.2.

3.3. До приемки в эксплуатацию объекта генподрядчик при участии заказчика организует выполнение пуско-наладочных (настроечных) работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования и систем, а также их контрольный пуск (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и систем должны быть доведены до нормативных.

3.4. Представленное заказчиком заключение о соответствии построенного объекта утвержденному проекту и нормам эксплуатации, служит основанием для принятия решения приемочной комиссией.

4. Работа приемочной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию

4.1. Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.

4.2. Заказчик представляет приемочной комиссии законченный строительством (расширением, реконструкцией, техперевооружением) объект и документы, удостоверяющие его готовность к приемке в эксплуатацию (приложение 2 к Временным правилам. ).

4.3. Приемочная комиссия изучает и анализирует представленные документы, проводит, в случае необходимости, контрольные измерения, проверки и испытания.

4.4. Не допускается приемка в эксплуатацию объектов при отсутствии положительных заключений надзорных органов и при наличии отступлений от проекта, снижающих его технико-экономические показатели.

4.5. Акт приемки в эксплуатацию подписывается всеми членами комиссии. Форма акта приведена в приложении N 1 к «Временным правилам. «. При наличии у отдельных членов комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения акта с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии.

4.6. Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки в эксплуатацию объекта, то вместо акта приемки составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается всеми членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода объекта в действие.

В мотивированном заключении указываются конкретные предприятия и организации, по вине которых объект не принят в эксплуатацию. Все затраты, понесенные приемочной комиссией по обеспечению ее работы, подлежат в соответствии с договором подряда оплате за счет этих предприятий и организаций.

4.7. По несданным в эксплуатацию и незарегистрированным в органах Госсвязьнадзора в установленном порядке объектам производство продукции (оказание услуг) не допускается.

4.8. Председатель приемочной комиссии в недельный срок направляет в орган, утвердивший состав комиссии, акт о приемке в эксплуатацию объекта с докладной запиской к нему и необходимые документы для закрытия сметного расчета или мотивированное заключение о невозможности приемки объекта в эксплуатацию.

4.9. Ответственность за приемку в эксплуатацию объекта с несоблюдением требований настоящих «Временных правил. «, несет председатель комиссии. Члены комиссии несут персональную ответственность в пределах их компетенции.

Предприятия, допустившие правонарушения в области строительства, включая нарушения настоящих «Временных правил. «, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в соответствии с действующим законодательством.

При несогласии предприятия, допустившего правонарушение с постановлением о наложении штрафа, оно может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностей по устранению допущенных ими нарушений и возмещению ущерба.

4.10. Рассмотрение документов о приемке объекта в эксплуатацию (акт приемки в эксплуатацию или мотивированное заключение, особые мнения членов комиссии, докладная записка председателя комиссии, материалы сводно-финансового отчета) и принятие при необходимости решений по результатам этой приемки производится органом, назначившим эту комиссию, не позднее недельного срока после поступления указанных документов.

4.11. В случае, если комиссия не приняла объект в эксплуатацию, орган, назначивший комиссию, определяет меры по устранению выявленных недостатков и подготовке объекта для проведения повторной приемки.

4.12. Полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта.

Начальник УИП Минсвязи России Н.И.Исмаилов

к Временным правилам приемки в эксплуатацию

законченных строительством объектов связи.

Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта

Приемочная комиссия, назначенная______________________________________

назначившего комиссию приказом, постановлением, решением)

«___» 19_______________г. N_____

Председателя _____________________ ________________________________

(Фамилия, И.О.) (должность)

Органа управления связи __________________ __________________________

Генподрядчика ___________________________ __________________________

Генпроектировщика _______________________ __________________________

Госсвязьнадзора _________________ __ ___ ________________

(кроме вышеназванных, указываются все представители других

организаций, участвующих в качестве членов комиссии)

предъявлена к приемке в эксплуатацию___________________________________

(указать наименование объекта,

вид строительства (новое, расширение, реконструкция),

место расположения (республика, область, район)

2. Строительство осушествлялось генеральным подрядчиком,

__ ___________________ _выполнившим__________________________________

(указать наименование) (указать виды работ)

субподрядными организациями__ _ _______________________________________

(указать все организации и виды работ, выполненные каждой организацией)

3. Проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным

выполнившим ________________________ _ _______________________________

(указать части или разделы документации),

субподрядными организациями__________________________________ _ _______

(указать все организации и выполненные ими части, разделы документации)

4. Проектно-сметная документация утверждена ___________________________

органа, утвердившего (переутвердившего проектно-сметную документацию объекта)

«_____________» 19 ____г.

5. Строительство проведено на основании ________________________________

(указать наименование органа, вынесшего решение, постановление, приказ)

«_________________» 19 _______г.

6. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки:

Начало работ _________________________

Окончание работ ______________________

7. Приемочной комиссии представлены __________________________________

(документация согласно приложению 2)

8. Представленный к приемке в эксплуатацию объект имеет следующие

ПРИКАЗ ГТК РФ от 01.03.95 N 135 «О ПОРЯДКЕ ПРИЕМКИ И ПОСТАНОВКИ НА БАЛАНС ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ БЕЗВОЗМЕЗДНО ПЕРЕДАННЫХ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»

II. Порядок приемки и постановки на баланс законченных строительством объектов

1. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов таможенной инфраструктуры и социальной сферы производится в порядке, установленном СНиП 3.01.04-87, (приложение 1 к настоящему Порядку. ) до введения в действие новых строительных норм и правил для приемки объектов.

Объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение с относящимися к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения, канализации, газопроводов и т.д. на строительство, реконструкцию или расширение которого должен быть составлен отдельный проект или смета.

2. Порядок и требования к приемке объекта должны быть регламентированы договором подряда (контрактом) на строительство объектов и должны соответствовать положениям СНиП 3.01.04-87.

3. Приемка в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры служебно-производственного и социального назначения производится государственными приемочными комиссиями, назначенными приказом руководителя таможенного органа, утвердившего проектно-сметную документацию на строительство объекта.

4. Объекты, принятые Государственной приемкой, подлежат включению в государственную отчетность после утверждения акта о приемке их в эксплуатацию органами местного самоуправления. Акт приемки объекта должен быть утвержден не позднее семи дней после его подписания Государственной приемкой. Объекты, по которым акты не утверждены в установленный срок, считаются не принятыми и по ним назначается повторная приемка.

5. Ввод в действие объектов, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации правилам охраны труда и техники безопасности, строительным, санитарным, экологическим и другим нормам не допускается.

6. После ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, на которые имеются утвержденные отдельные проекты со сводными сметами стоимости к ним, указанные сводные сметы должны быть закрыты на основе выверки взаиморасчетов не позднее чем через 6 месяцев.

В этот же срок должны быть произведены все расчеты за смонтированное оборудование и выполненные строительно-монтажные работы, предусмотренные утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом.

7. Принятые на баланс таможенных органов объекты отражаются в учете по счету основных средств.

Смотрите так же:  Как не платить за капитальный ремонт на законном основании заявление

Оборудование, не требующее монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы и т.п.), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, инструмент и инвентарь (кроме тех из них, которые в соответствии с положением о бухгалтерских отчетах и балансах относятся к средствам в обороте) включаются в состав основных фондов (средств) по получении их таможенным органом.

8. После завершения всех расчетов по сводной смете на строительство объекта и утверждения в установленном порядке в соответствии с пп. 4.23. и 4.27. СНиП 3.01.04-87 акта Государственной приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта приказом руководителя таможенного органа-инвестора создается комиссия по приемке-передаче основных средств с составлением соответствующего акта по форме N ОС-1 (приложение 2 к Порядку. ).

9. Акт по форме N ОС-I применяется для оформления зачисления в состав основных фондов (средств) отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных фондов при передаче другому таможенному органу.

Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя таможенного органа. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь в отношении хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.

10. Акт приемки-передачи основных средств после его оформления передается в бухгалтерию таможенного органа.

К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарных карточках (книгах) учета основных средств.

Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии таможенного органа на каждый объект и заполняется на основании акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-I) в одном экземпляре.

Акт утверждается руководителем таможенного органа пользователя объекта.

При передаче основных средств другому таможенному органу акт составляется в двух экземплярах (для таможенного органа, сдающего и принимающего основные средства).

11. Постановка на баланс таможенных органов законченных строительством объектов осуществляется на основании приказов ГТК России либо региональных таможенных управлений в пределах их компетенции и в зависимости от сметной стоимости объектов (приложение 3 к Порядку. ).

12. Для подготовки приказа ГТК России (регионального таможенного управления) о постановке на баланс объектов таможенный орган в трехдневный срок направляет в ГТК России или в региональное таможенное управление (в подразделение вышестоящего таможенного органа, курирующего капитальное строительство) в зависимости от назначения и стоимости объекта следующую документацию:

В дальнейшем — вышестоящий таможенный орган

— разрешение на осуществление строительства;

— акт на землеотвод;

— сводную смету на строительство, прошедшую экспертизу и согласованную в необходимых инстанциях в установленном порядке;

— договоры с проектными и прочими организациями, участвовавшими ив производстве строительно-монтажных работ;

— акт Государственной приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта с указанием окончательной сметной стоимости строительства, зарегистрированный в Бюро технической инвентаризации;

— акт приемки-сдачи основных средств таможенного органа по форме N ОС-1, утвержденный его руководителем;

— копию инвентарной карточки.

13. Для подготовки проекта приказа ГТК России о постановке объектов на баланс таможенного органа (пользователя объекта) в Финансовое управление (Отдел бухгалтерского учета и отчетности региональных таможенных управлений) представляются: акт Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и акт приемки-передачи основных средств (по форме N ОС-1).

14. Отделы бухгалтерского учета и отчетности Финансового управления на основании переданных документов в двухнедельный срок подготавливают проект приказа ГТК России (регионального таможенного управления) о постановке на баланс таможенного органа объектов и вносят его на рассмотрение руководству.

В приказе утверждаются постановка объекта на баланс таможенного органа с изложением конкретных поручений нижестоящему таможенному органу по постановке на баланс объекта и технико-экономические показатели, необходимые для постановки на баланс и составления паспорта. Технический паспорт является документом, в котором содержатся основные качественные и количественные показатели и отражается техническое состояние объекта, принятого в эксплуатацию.

Таможенный орган отражает факт постановки объекта на свой баланс следующей бухгалтерской проводкой:

дебет счета 01 «Основные средства»

кредит счета 250 «Фонд в основных средствах».

Ввод в эксплуатацию объектов строительства

Согласно письму Госстроя РФ N ЛБ-6062/9 «Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» они принимались в определенном установленном порядке, например:

— железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг — в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем СССР и России. В приемке таких объектов по своей инициативе могут принимать участие представители органов самоуправления;
— жилые дома и вспомогательные постройки, возведенные индивидуальными застройщиками для собственного пользования, — в порядке, установленном органами власти субъектов РФ, и т.д.

Кроме того, были введены в действие Строительные нормы и правила СНиП 3.01.04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденные Постановлением Госстроя СССР N 84. Они устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).

В соответствии с указанными правилами законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок.

Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта Государственной приемочной комиссией. В состав Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта должны были входить в качестве членов комиссии представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, различных государственных органов (санитарного надзора, пожарного надзор) и др. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии. Эти акты утверждаются решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.

Именно данный документ подтверждал момент создания объекта недвижимости, с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также устанавливал возможность его эксплуатации (использования) в соответствии с целевым назначением.

На настоящий момент подписание указанного акта заменено в соответствии с ГрК РФ на разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55).

Таким образом, в отличие от указанных документов вступивший в силу ГрК РФ предусматривает иной порядок ввода объектов в эксплуатацию, в соответствии с которым разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство.

В соответствии с п. 1 вышеназванной статьи разрешение на ввод удостоверяет:

— выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;
— соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Порядок действий застройщика, имеющего намерение ввести объект законченный строительством в эксплуатацию, описан ниже.

Застройщик должен обратиться в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К нему необходимо приложить следующие документы:

— правоустанавливающие документы на земельный участок;
— градостроительный план земельного участка;
— разрешение на строительство;
— акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
— документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
— документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
— документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
— схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
— заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля в предусмотренных ГрК РФ случаях.

Указанный ранее орган, выдавший разрешение на строительство, в течение 10 дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан:

— обеспечить проверку наличия и правильности оформления вышеназванных документов;
— произвести осмотр объекта капитального строительства (осмотр не производится, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор);
— выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

То есть уполномоченный на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию орган может либо принять решение о выдаче указанного разрешения, либо отказать в его выдаче.

Основанием для отказа в выдаче может послужить:

1) отсутствие предусмотренных ГрК РФ документов (п. 3 ст. 55);
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (это основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства);
5) невыполнение застройщиком требований по безвозмездной передаче в течение 10 дней со дня получения разрешения на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, следующей информации и документов:
— сведений о площади, высоте и этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения;
— один экземпляр копии результатов инженерных изысканий;
— либо по одному экземпляру копий следующих разделов проектной документации:
а) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
б) перечня мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности; а также перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда;
в) иной документации;
— либо один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Если основанием для отказа послужило непредставление указанных документов, то данное нарушение застройщика может быть исправлено путем передачи в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, указанных сведений и документации.

Указанный документ выдается:

— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых не устанавливается градостроительный регламент;
— уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ для объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых не устанавливается градостроительный регламент;
— уполномоченным органом местного самоуправления для объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности органа местного самоуправления, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых не устанавливается градостроительный регламент.

В остальных случаях разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления — для объектов капитального строительства, находящихся на земельных участках, на которые распространяется действие градостроительного регламента вне зависимости от форм собственности.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена Постановлением Правительства РФ N 698. Порядок заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (Инструкция) утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 121.

В нем должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Так как при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеназванными органами осуществляется проверка соблюдения при строительстве объекта градостроительных, строительных и других норм и правил, то иных документов (за исключением представляемых застройщиком согласно ранее приведенному перечню), подтверждающих данный факт, не требуется.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

При этом в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ N 206-О-О документы, подтверждающие факт ввода объекта в эксплуатацию, не содержат положений, регламентирующих условия регистрации права собственности на данные объекты, они носят технический характер и лишь устанавливают процедуру ввода законченных строительством объектов недвижимости в эксплуатацию.

Важен момент разграничения периода времени, когда в отношении законченных строительством объектов прекратили выдавать акт государственной приемочной комиссии и начали подписывать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в соответствии со ст. 55 ГрК РФ). Это обстоятельство является существенным, ведь многие объекты капитального строительства начинались строиться до вступления в силу ГрК РФ, а были готовы к сдаче уже после указанного срока.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» он применяется, в частности, к отношениям по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие ГрК РФ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

То есть применительно к рассмотренному случаю можно сказать следующее. В связи с тем, что правоотношения по строительству объекта возникли до введения в действие ГрК РФ, а окончание строительства и необходимость ввода объекта недвижимости в эксплуатацию — уже после, то приемка и ввод объекта в эксплуатацию должны производиться только в соответствии с требованиями ст. 55 ГрК РФ.

Важно обратить внимание на следующий момент. В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона N 191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Рассмотрев порядок подготовки документации для осуществления строительства, получения необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, необходимо выделить ряд объектов, в отношении которых действуют положения, представляющие исключение из общего правила.

К таковым объектам отнесены объекты недвижимости, для строительства, реконструкции которых не требуется выдачи разрешения:

— на строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
— на строительство, реконструкцию объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
— на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
— на изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
— в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выделен ряд объектов, государственная регистрация которых производится с приведенными особенностями.

К таким создаваемым или созданным объектам недвижимого имущества отнесены объекты:

— для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство (перечень этих объектов приведен ранее);
— индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства;
— создаваемые или созданные на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на указанные объекты являются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом представление указанного документа не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано.

Обязательным приложением к вышеперечисленным документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.

Его представление не требуется в следующих случаях:

— право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано;
— указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и имеется заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
— для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимого имущества, являются:

— декларация о таком объекте недвижимого имущества, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства, подтверждающая факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдачи разрешения на строительство) и содержащая описание такого объекта недвижимого имущества;
— технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, если его строительство было осуществлено на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
— разрешение на строительство в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства. Ранее технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Таким образом, право собственности на ряд объектов недвижимого имущества может быть зарегистрировано без признания этого права на них как на самовольную постройку (например, гаражи, дачные домики, вспомогательные постройки, другие вновь построенные объекты недвижимости).

В иных случаях, если объект попадает в категорию объектов самовольной постройки, действует порядок их легализации согласно ст. 222 ГК РФ.

Незавершенное строительство
Проектные работы
Проектная документация
Капитальное строительство

Назад | | Вверх